Секелис Буковины

Секели Буковины — небольшая венгерская этническая община со сложной историей. Сегодня они живут в округах Толна и Баранья в Венгрии, в округе Хунедоара , Трансильвания. [ 1 ] и округ Сучава , Буковина , как в Румынии , так и в сербской провинции Воеводина .
Происхождение
[ редактировать ]Некоторые группы секеев мигрировали из Трансильвании в провинцию Буковину во второй половине 18 века и основали новые деревни, где сохранили свою самобытную культуру и народные традиции до 20 века. Миграция была реакцией на организацию Габсбургской монархией Пограничной зоны Секели, которая поставила под угрозу некоторые древние привилегии и права Секели. Секели конкретно протестовали против принудительного призыва на военную службу на собрании в Мадефальве (сегодня Сикулени ), которое было насильственно разогнано австрийским генералом Йозефом Шисковичем 7 января 1764 года в ходе так называемой Сикулицидиум или резни Секели. Погибло более 400 Секели. После этого около 1000 секели мигрировали в Буковину, которая тогда была частью Молдавии и все еще находилась под сюзеренитетом Османской империи .

Оккупация северной Буковины Австрией в 1774 году вызвала новую волну иммиграции в Секеи: еще 100 семей поселились на все еще малонаселенной территории в 1776 году, а затем еще 200 в 1784 и 1786 годах при содействии австрийского императора Иосифа II и графа . Андраш Хадик , губернатор Трансильвании . Новые буковинские деревни Секели назывались Истенсегиц («Боже, помоги нам», теперь Цибени ), Фогаджистен («Боже, приветствуй нас!», Теперь Якобешти ), Йожеффалва (ныне Ворничении Мари ), Хадикфалва (ныне Дорнешти ) и Андрашфальва. (ныне Мэнеуцы ).
Культурная традиция
[ редактировать ]Секели Буковины сохранили архаичный венгерский фольклор из-за своей изоляции. [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Перенаселение
[ редактировать ]Население Буковины Секелис утроилось в течение XIX века, достигнув 9 887 человек в 1880 году и около 16 000 к концу 1930-х годов. Это вызвало острую нехватку сельскохозяйственных угодий и резкое падение уровня жизни . Многие буковинские секели временно или навсегда покинули деревни, некоторые — при официальной помощи. В 1883 году венгерское правительство поселило 4000 этих обедневших секелей вдоль Нижнего Дуная в новых деревнях Хертелендифалва , Сандоредьхаза и Секеликеве , в части Баната , которая была аннексирована Югославией в 1918 году (ныне принадлежит Сербии ). Другие семьи Секели эмигрировали в тот период в Канаду , США, Бразилию или города на юге Трансильвании.
Переселения
[ редактировать ]Буковина стала частью Румынии по Трианонскому договору 1920 года , и обедневшие Секели вскоре оказались угнетенными как в культурном, так и в экономическом плане, без преподавания венгерского языка в их школах. Существовало общее ожидание помощи от «метрополии», и растущая срочность после того, как Вторая Венская премия 1940 года вызвала широко распространенные антивенгерские настроения на Буковине. За вторжением Венгрии в 1941 году в Бачку (Бачка) на северо-западе Воеводины быстро последовало изгнание послевоенных сербских поселенцев и другие меры насильственной мадьяризации , включая переселение буковинских секелиш в этот регион. Вся община численностью 13 200 человек покинула Румынию в соответствии с договором, заключенным между Венгрией и Румынией, по которому буковинские секели потеряли румынское гражданство и почти все свое имущество, получив взамен конфискованное имущество перемещенных сербов в Бачке и некоторую благотворительную помощь. Их не расселили в свои первоначальные деревенские общины, как они ожидали, а разбросали небольшими группами по 14 деревням и деревням. Например, жители Андрашфальвы принадлежали к Реформаторская церковь , а остальные были католиками.
Переселение было недолгим. Ход войны изменился, и 8 октября 1944 года Венгрия поспешно эвакуировала Бачку. Большинству буковинских секели удалось бежать в Задунайский край до прибытия мстительных югославских партизан, но они снова потеряли все свое имущество. Большинство из них были переселены в 1945–46 в дома изгнанных немцев ( дунайских швабов ) в деревнях Вёльгисегского района Толны и прилегающих уездов. [ 3 ] Напряженность между ними и остаточным немецким населением за последние десятилетия ослабла. Секели из Толны по-прежнему гордятся своей историей и народными обычаями.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карой Кочиш, Эстер Кочисне Ходоши, Этническая география венгерских меньшинств в Карпатском бассейне , Simon Publications LLC, 1 апреля 2001 г., стр. 133
- ^ Жужанна Палко, Венгерские народные сказки: Искусство Жужанна Палко , Univ. Пресса Миссисипи, 1995, стр. 13.
- ^ Норберт Пап, Толна - сельский район в Центральной Европе: региональное и местное развитие в стране Толна, Венгрия , 2007, стр. 80.
Источники
[ редактировать ]- Берталан Андрасфалви : Культура Буковины Секелис. В кн.: Народная культура , народное общество. Ежегодник Группы этнографических исследований Венгерской академии наук, изд. Дьюла Ортутай (Будапешт: Академическое издательство, 1973), стр. 7–23.
- Энико А. Сайти : Венгры в Воеводине 1918–1947 (Боулдер, Колорадо/Хайленд-Лейкс, Нью-Джерси: Монографии социальных наук/Атлантические исследования и публикации, 2003), стр. 250–297 passim.
- Адам Себастьен: Жизнь и история буковинских секелисов из Андрашфальвы от Мадефальвы до наших дней (Сексард: Совет округа Толна, VB. Департамент культуры, 1972).
- Адам Себастьен: Буковины Прошлое и настоящее Секели. Сексард: Библиотека округа Толна, 1989.