Аурикулярный стиль
Ушной стиль или лопастной стиль (голландский: Kwabstijl , немецкий: Ohrmuschelstil ) — стиль декоративного оформления, в основном встречающийся в Северной Европе в первой половине 17 века, соединяющий северный маньеризм и барокко . Этот стиль был особенно важен и эффективен в серебряном деле , но также использовался в мелких архитектурных украшениях, таких как дверные и оконные проёмы, рамы для картин и в широком разнообразии декоративного искусства . [1] Он использует мягко плавные абстрактные рельефные формы , иногда асимметричные, сходство которых с видом человеческого уха сбоку дало ему название, или, по крайней мере, его «волнистые, скользкие и бескостные формы иногда несут в себе намек на внутреннюю часть уха или раковина ». [2] Его часто ассоциируют со стилизованными формами морских животных или двусмысленными масками и формами, которые могут быть таковыми, которые кажутся возникающими из ряби, текучего фона, как если бы серебро оставалось в расплавленном состоянии.
В некоторых других европейских языках этот стиль охватывается местным эквивалентом термина « хрящевое барокко» , потому что формы могут напоминать хрящ (например, Knorpelbarock на немецком языке, bruskbarokk на норвежском языке, bruskbarok на датском языке). Однако эти термины могут быть довольно широко и расплывчато применены к ошеломляющему диапазону стилей орнамента северного маньеризма и барокко . В голландском языке упоминается стиль «дельфин и моллюск». [3]
Металлообработка
[ редактировать ]Хотя прецеденты были прослежены в графическом дизайне итальянских художников -маньеристов , таких как Джулио Романо и Энеа Вико , [4] стиль ушной раковины впервые можно найти в 1598 году в важной книге орнаментов северного маньеризма « Архитектура: Von Außtheilung, Symmetria und Proportion der Fünff Seulen… » Венделя Диттерлина из Штутгарта , во втором издании 1598 года. Его можно найти в проектах Ганса Фредемана де Фриса в Нидерландах и наиболее эффективно использовался в руках утрехтских серебряников Пауля и Адама ван Вианенов , а также ученика Пауля Йоханнеса Лутмы , поселившегося в Амстердаме . Другим голландским серебряным мастером, работавшим в аурикулярном стиле, был Томас Богерт. В середине века в Амстердаме были опубликованы эскизы тарелок М. Мосина. [5] Кристиан ван Вианен, сын Адама, работал в Англии при дворах Карла I и Карла II и перенял этот стиль там. [6] Братина была изготовлена в России в 1650–1670 годах в аурикулярном стиле, предположительно скопированном с предметов , , или русская чашка для тостов, хранящаяся в Художественном музее Уолтерса, привезенных голландскими торговцами, возможно, в качестве подарков для облегчения торговых сделок. [7]
В работе с металлом стиль гармонировал с податливостью материала, часто создавая впечатление, что предмет начинает плавиться. Он сильно контрастировал с предшествующим маньеристским стилем многолюдных фигуративных сцен, как, например, в « Кувшине и бассейне Ломеллини» 1620–1621 годов, хотя некоторым работам удалось объединить эти два стиля, как, например, в позолоченном серебре кувшине и бассейне 1630 года, сделанных в Делфте , а теперь и в Утрехте, [8] с ушными элементами, заменяющими ремешок .
Ключевые работы
[ редактировать ]Большинство ключевых работ находятся в Нидерландах, особенно в Рейксмузеуме в Амстердаме , в коллекцию которого входят наборы кувшинов и раковин Пауля ван Вианена (1613 г., с Дианой и Каллисто ) и Йоханнеса Лутмы (1647 г.). Особенно важен позолоченный кувшин работы Адама ван Вианена (1614 г.). [9]
Кувшин Адама ван Вианена — это «поразительно оригинальное произведение, которое по своей концепции в значительной степени абстрактно и полностью скульптурно». Он был заказан гильдией ювелиров Амстердама в ознаменование смерти Пола, несмотря на то, что ни один из его братьев не жил в Амстердаме и не был членом гильдия. [10] Это произведение стало знаменитым и появляется на нескольких картинах Золотого века Голландии , как натюрмортах , так и исторических картинах , «без сомнения, отчасти потому, что его причудливая форма позволила ему сойти за предмет из древней и чужой земли», и так полезно для Ветхого Завета. сцены и тому подобное. [11] По словам Джеймса Триллинга, это «одна из очень немногих декоративных работ, которые заслуживают признания как поворотные моменты в истории искусства. Прорывом Ван Вианена стало введение зачаточной или неопределенной формы, которая проложила путь как к рококо, так и к модернистскому орнаменту». [12] Он был создан в результате длительного процесса чеканки из цельного листа серебра, и чеканка была основной техникой, используемой при изготовлении аурикулярного серебра. [13]
Чаша Дианы и Актеона 1613 года работы Пауля ван Вианена (Рейксмузеум) изображает сцены из мифа о Диане и Актеоне с рамкой в стиле Аурикуляра. [14]
«Тассейн Дельфина», который, предположительно, когда-то имел соответствующий кувшин, представляет собой асимметричную форму с водянистыми мотивами работы Кристиана ван Вианена (1635 г.), которая сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. [15]
-
Кристиан ван Вианен , Стоячая чаша, 1640-41, поместье Уоддесдон.
-
Блюдо работы Филиппа Люда
-
Русская чашка для питья (Братина)
-
Отпечаток по серебряному кувшину Адама или Кристиана ван Вианена.
-
Деталь блюда Лутма
-
Деталь духового хорового экрана работы Лутмы, Ньюве Керк, Амстердам
-
Мемориальный кувшин Адама ван Вианена в книге «Иосиф и его братья » Гербранда ван ден Экхаута.
В других СМИ
[ редактировать ]Этот стиль также был эффективен в резном дереве и использовался для изготовления мебели. [16] и особенно рамки для фотографий. [17] Различные сорта стали популярны как в английских, так и в голландских рамках. Один английский тип известен как рамы Сандерленда в честь рамок, которые Роберт Спенсер, 2-й граф Сандерленд, нарисовал на фотографиях в Олторпе , своем новом загородном доме. [18]
Примерно в середине века кардинал Леопольдо Медичи собрал свою большую коллекцию картин, хранившуюся во дворце Питти во Флоренции , оформленную в аурикулярном стиле. [19] возможно, под влиянием Стефано делла Белла . Эти рамы Медичи были более трехмерными, чем другие стили рам, с большим количеством приподнятых или полностью прорезанных областей. [20] Стили обрамления были долговечными и использовались достаточно долго, чтобы их вновь вдохнул в эпоху рококо .
Этот стиль был эффективен для картушей , будь то трехмерные изображения или экслибрисы и тому подобное. Позже это повлияло на орнамент рококо, а затем и модерна . [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шредер, «[стиль] в его полностью развитой форме встречается только в изделиях из металла».
- ^ Осборн, 61 год.
- ^ Фредерикс, Дж. В., Кованые тарелки Северной и Южной Голландии от эпохи Возрождения до конца восемнадцатого века , с. xiv, 2014, Спрингер, ISBN 9401036977 , 9789401036979, книги Google
- ^ Шредер, «... его происхождение, кажется, лежит в графическом дизайне таких итальянских художников-маньеристов 16-го века, как Джулио Романо (например, рисунок кувшина в форме рыбы; Оксфорд, Крайст-Черч) и Энеа Вико. пластины были опубликованы в середине 16 века и, возможно, были известны в Утрехте».
- ^ Кувшин проиллюстрирован в книге Джона Флеминга и Хью Хонора, «Словарь декоративного искусства» , под названием «Аурикулярный стиль».
- ^ Осборн, 61 год.
- ^ Страница Уолтерса об объекте
- ^ Лидтке (2001), № 146 (1630); Шредер
- ^ Шредер перечисляет число; Страницы Рейксмузеума: Адам ван Вианен 1614 г. , Паулюс ван Вианен 1613 г. , Лютма 1647 г.
- ^ Шредер в Oxford Art Online , «Адам ван Вианен»
- ^ Liedtke (2007), 186-188, приводит примеры, в том числе Джозефа и его братьев (это варшавская версия) Гербранда ван ден Экхаута . Дополнительные сведения см. в статье о кувшине.
- ^ Триллинг, Джеймс, Язык орнамента , стр. 66, 2001, Темза и Гудзон, ISBN 0500203431
- ^ Шредер в Oxford Art Online , «Адам ван Вианен»
- ^ Рейсмузеум
- ^ Бассейн дельфинов Кристиана ван Вианена, Музей Виктории и Альберта.
- ^ Проекты стульев в аурикулярном стиле были опубликованы мебельщиком Фридрихом Унтеншем, Франкфурт-на-Майне, около 1650 года (отмечено в Fleming and Honor 1977).
- ^ Москва; Пример отмечен в Гарольде Осборне, изд. Оксфордский справочник декоративного искусства , св. «Аурикулярный стиль» — это рама, сделанная Лукасом Киллианом из Аугсбурга для его портрета Элиаса Холла, 1619 год.
- ^ Сакорафу, Сюзанна, «Рамка «Сандерленд»» , веб-сайт «Аурикулярный стиль: проект Frames».
- ^ Москва; Дэвис Дебора, Тайная жизнь рамок: сто лет искусства и артистизма , 54
- ^ Керракер, Джин Д., Взгляд на европейские рамки: Путеводитель по терминам, стилям и методам , 18–21, 2009, Getty Publications, ISBN 0892369817 , 9780892369812, книги Google
- ^ Осборн, 61 год.
Ссылки
[ редактировать ]- Лидтке (2001): Лидтке, Уолтер А. (редактор), Вермеер и Делфтская школа , 2001, каталог выставки из Метрополитен-музея , ISBN 9780870999734 , книги Google
- Лидтке (2007): Лидтке, Уолтер А. (редактор), Голландские картины в Метрополитен-музее , 2 тома, 2007, ISBN 1588392732 , 9781588392732, книги Google
- Моско, Марилена, «Антропоморфизм и зооморфизм в рамах для картин Медичи», одна из статей на веб-сайте «Аурикулярный стиль: проект Frames» во внешних ссылках ниже.
- Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства , 1975, OUP, ISBN 0198661134
- Шредер, Тимоти, «Аурикулярный стиль». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Oxford University Press, по состоянию на 15 декабря 2012 г., Oxford Art Online (требуется подписка)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кубок Кристиана ван Вианена из коллекции поместья Уоддесдон.
- Проект «Аурикулярный стиль: рамки» с тезисами докладов конференции 2016 года по ушным рамкам для фотографий и ссылками на некоторые полные тексты.