Правозащитный подход к развитию
Подход к развитию, основанный на правах человека, продвигается многими агентствами развития и неправительственными организациями (НПО) для достижения позитивной трансформации властных отношений между различными участниками процесса развития. Такая практика стирает грань между правами человека и экономическим развитием . В развитии, основанном на правах, существуют две группы заинтересованных сторон: правообладатели (которые не обладают полными правами) и носители обязанностей (институты, обязанные обеспечивать права владельцев). Подходы, основанные на правах, направлены на укрепление потенциала носителей обязанностей и расширение прав и возможностей обладателей прав. [1]
История
[ редактировать ]Права человека в дискуссии о развитии
[ редактировать ]Права человека стали предметом глобального обсуждения после того, как Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека в 1948 году. Это было первое глобальное признание того, что все люди по своей сути обладают определенными правами. Поддержка демократии Организацией Объединенных Наций имела мало общего с позицией ООН в отношении развития. [2] Права человека стали одним из главных споров между Западом и коммунистическими государствами во время холодной войны . [3] Дихотомия правых и левых во время Холодной войны определяла власть государства и личности в различных аспектах общества, основанную на политической принадлежности. [4] Окончание Холодной войны и распад советского блока оставили западные ценности и идеи, которые остаются одной из главных идеологий мира.
Правозащитные организации , такие как Human Rights Watch и Amnesty International, раньше уделяли основное внимание документированию нарушений прав человека на гражданском и политическом уровне. Эти организации больше не занимаются исключительно нарушениями прав человека, но также и социальными, экономическими и культурными правами. [5] Эволюция правозащитных организаций и организаций развития, а также западная идея о том, что права утверждаются посредством ответственности, обязанностей, прозрачности, доверия и подотчетности, привели к развитию подхода, основанного на правах. В 1993 году ООН провела Всемирную конференцию по правам человека в Вене; в ходе этой конференции они разработали Венскую декларацию и Программу действий , в которых связали демократию, права человека, устойчивое развитие и развитие. [6] Это сделало разделение гражданских и политических прав и экономических, социальных и культурных прав взаимозависимым. Это также привело к установлению связи между правами человека и развитием и позволило политикам и разработчикам включить подход, основанный на правах человека, в свою политику.
В 1997 году Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций призвал включить права человека во всю работу Организации Объединенных Наций. Затем, в 2003 году, различные организации и учреждения встретились, чтобы выработать «Общее понимание» подхода, основанного на правах человека. [7] состоящий из шести основных принципов:
- Универсальность и неотчуждаемость
- Неделимость
- Взаимозависимость и взаимосвязь
- Равенство и недискриминация
- Участие и инклюзивность
- Подотчетность и верховенство закона
Организация Объединенных Наций разработала это руководство, чтобы учесть значительные изменения, происходящие в международном сообществе развития с принятием прав человека в работе по развитию. С тех пор, как ООН опубликовала свои стандарты и шаги по подходу к развитию, основанному на правах человека, многие двусторонние донорские агентства, такие как CIDA и DFID , а также международные неправительственные организации, такие как CARE и Oxfam, предприняли аналогичные шаги. [8]
Переход от модели благосостояния
[ редактировать ]Модель благосостояния укоренилась в западных практиках развития с 20-го века. [9] В модели благосостояния бедность определяется как отсутствие общественного блага или знаний. Если государство или другой механизм, такой как НПО, обеспечит отсутствующее благо, тогда бедность может быть уменьшена и произойдет развитие. [9] В этот подход были вложены миллиарды долларов, однако, несмотря на некоторые достижения, эта модель не добилась успеха. Разрыв между богатыми и бедными увеличивается, и, согласно Докладу о мировом развитии , почти половина населения мира живет менее чем на 2 доллара в день. [9]
В этой модели отсутствует способ привлечь правительства к ответственности за их действия или бездействие. Он не решает проблему неспособности правительств реализовать права своих граждан ни из-за финансирования, ни из-за знаний. Оно также конструирует бедных как объекты благотворительности, предопределяя их роль в гражданском обществе. [10]
Из-за неудач модели благосостояния НПО провели переоценку и в большей степени перешли к подходу к развитию, основанному на правах человека. В этой модели бедные не будут рассматриваться как благотворительные организации, а будут выступать в качестве действующих лиц или правообладателей. Роль НПО заключается в том, чтобы помочь бедным преодолеть препятствия, блокирующие их права, и предоставить правительствам инструменты и обучение для обеспечения этих прав.
Теории
[ редактировать ]Права человека
[ редактировать ]Включение прав человека в дискуссию о развитии также привело к появлению определенного языка прав. Это придает моральный резонанс риторике развития, и этого трудно избежать в сегодняшнем дискурсе. Права определяются как права, принадлежащие всем людям, независимо от расы , этнической принадлежности или социально-экономического класса ; [11] следовательно, все люди являются обладателями прав, и чей-то долг — обеспечить эти права. Кто несет ответственность за предоставление этих прав, иными словами, носители обязанностей, широко обсуждается. В подходе, основанном на правах, именно правительство человека берет на себя позицию носителя обязанностей, но в большинстве случаев у указанного правительства нет ресурсов для выполнения этой роли. Именно сюда приходят неправительственные организации и пытаются помочь этим правительствам выполнить свою роль и обязанности перед своим народом, предоставив ему ресурсы. Эти ресурсы могут быть денежными или более устойчивыми, например обучение государственных чиновников.
В настоящее время наблюдается несоблюдение прав человека, что напрямую связано с бедностью. [12] Бедность включает в себя оценку уровня жизни, здоровья и благополучия. Это социальные и экономические права человека, которые совсем недавно были включены в дискуссию о развитии. [13] Права первого поколения, или гражданские и политические права , доминировали в государственной политике в прошлом. Однако в условиях роста бедности и провалов государственной политики социальные и экономические права становятся все более важными в разработке политики.
Богатые или богатые страны считают, что они должны помогать бедным из благотворительности или гуманности. [14] Подход, основанный на правах человека, помогает сместить парадигму от благотворительности к моральному долгу, налагаемому на мир посредством международного консенсуса по правам человека. НПО включают «полный спектр» прав человека в свою политику развития. Используя права человека в качестве движущей силы, они используют риторику для разработки образа действий , который сделал политические права человека эффективными. [15]
Наращивание потенциала
[ редактировать ]Наращивание потенциала – это способность отдельных лиц, учреждений и обществ выполнять функции и решать проблемы. [16] Целью правозащитного подхода к развитию является повышение потенциала как носителей обязанностей, так и правообладателей.
Ключевые принципы повышения потенциала призваны опираться на существующий потенциал, обеспечивать национальное участие и ответственность, а также адаптироваться к потребностям стран по мере развития. [17] При этом методе как носители обязанностей, так и правообладатели играют активную роль в развитии. Носители обязанностей несут ответственность за уважение, защиту и реализацию прав человека; в то время как правообладателям необходимо задаться вопросом, что им следует делать, чтобы содействовать продвижению и защите своих свобод. Эти действия возлагают на их правительства ответственность за обеспечение устойчивости. [18]
Наращивание потенциала – это непрерывный процесс, и зачастую он неосязаем . Вот почему многие некоммерческие организации не смогли более активно участвовать или перейти к наращиванию потенциала. Донаторам нравится видеть ощутимые результаты или им нравится видеть, куда идут их деньги. Кроме того, успех некоммерческих и неправительственных организаций проявляется в ощутимых результатах, ведущих организации скорее к предоставлению услуг, чем к наращиванию потенциала.
Международное право
[ редактировать ]Международное признание прав человека широко обсуждается; есть признание, но не институциональное принуждение. НПО, которые используют правозащитный подход при принятии политических решений, сталкиваются с большими проблемами с получением юридического статуса или обеспечением соблюдения прав человека, которые они защищают. Они полагаются на публичную критику стран, допускающих подобные нарушения.
Организацией Объединенных Наций было разработано множество международно-правовых документов по вопросам прав человека, которые должны соблюдать все члены ООН.
- Пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП)
- Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
- Конвенция о ликвидации расовой дискриминации (КЛРД)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
- Конвенция о правах ребенка (КПР)
- Конвенция против пыток (КПП)
- Конвенция о трудящихся-мигрантах и их семьях (MWC)
С момента принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году международное сообщество разработало юридически обязательную основу для защиты прав человека. Эти правовые документы создали нормы и стандарты на международном уровне. [19]
Теория социального контракта
[ редактировать ]Теория общественного договора утверждает, что такие права, как жизнь , свобода и собственность, принадлежат отдельным людям, а не обществу. [20] Эти права существовали до того, как люди вступили в гражданское общество, и, вступая в гражданское общество , человек соглашается на общественный договор. В этом договоре государство имеет право обеспечивать соблюдение естественных прав . Государство нарушает этот договор, если права людей нарушаются или не обеспечиваются. Сегодня социальные контракты оформляются в форме национальных конституций, которые содержат правила, объясняющие и защищающие права личности.
Эти права неотъемлемы, они не предоставляются властью или каким-либо главенствующим принципом. Права человека признаются всеми людьми, что делает их универсальными и фундаментальными. [21]
Нисходящая ответственность
[ редактировать ]В сфере правозащитного подхода существует теоретическая связь с нисходящей подотчетностью в отношении развития. Эта теория утверждает, что такое права, кто заслуживает этих прав и какие субъекты несут ответственность за обеспечение этих прав. В разработке особое внимание уделяется ответственности действующих лиц. Таким образом, что касается нисходящей подотчетности, это создает динамику влияния в помощи развитию. ННПО (неправительственные организации развития) фокусируются на нисходящей подотчетности, чтобы гарантировать, что предполагаемым бенефициарам будут предоставлены их права. [22]
Упражняться
[ редактировать ]С середины 1990-х годов среди НПО и агентств-доноров развития наблюдается тенденция объединять идею развития и прав человека в подход к развитию, основанный на правах человека. Хотя и раньше в ассоциации с правами человека наблюдался некий оттенок развития; это было с конца 20-го века, когда были известны связи объединения развития и прав человека в одних и тех же усилиях. Эта практика включает в себя НПО, которые занимаются развитием, а также правами человека. Агентства-доноры сейчас помогают финансировать это сочетание прав человека и развития, чтобы оно стало максимально эффективным. Даже правозащитный подход к теориям развития был связан с Целями развития тысячелетия (ЦРТ). ЦРТ – это цели, поставленные государствами-членами ООН для борьбы с крайней бедностью, борьбы с болезнями и других глобальных проблем. [23]
В отношении НПО и подхода к развитию, основанного на правах человека, были реализованы на практике три растущих тенденции. Первая тенденция заключается в сосредоточении внимания на правозащитном подходе к развитию. Вторая тенденция – это совместная работа НПО, занимающихся вопросами развития и правозащитными организациями, для совместной работы над достижением общей цели. Третья тенденция заключается в расширении внимания к экономическим и социальным правам. Идеал прав человека задает международный критерий, согласно которому государства могут иметь схожие и общие идеи. Международное понимание прав человека позволяет НПО, правительствам и корпорациям нести ответственность за свои действия. Это изменение акцента на подходе к развитию, основанном на правах человека, бросает вызов точке зрения, основанной на доминировании рынка, которая была популярна в 1980-е годы, и превращает ее в точку зрения, сосредоточенную на взаимосвязи между правами человека и развитием. [15]
Эти новые тенденции оказывают значительное влияние и могут привести к смене парадигмы. От рассмотрения развития как дара переход к развитию как праву человека возлагает ответственность на правительство. Однако это не только родная страна: ответственность за развитие лежит и на богатых странах. Переход к подходу к развитию, основанному на правах человека, приведет тогда к использованию согласованных на международном уровне прав человека в качестве ответственности правительств за их обеспечение. В рамках этой теории развитие больше не будет рассматриваться как дар или потребность, а скорее как право, за которое государства и правительства несут ответственность. [24]
НПО, агентства ООН, донорские агентства и конкретные программы
[ редактировать ]Участие НПО
[ редактировать ]НПО, внедрившие правозащитный подход к развитию, сделали это, руководствуясь четырьмя основными принципами. Этими принципами являются разработка программ с учетом прав человека, обучение подходу, основанному на правах человека, правам на участие и подотчетности. Разработка их программ с учетом прав человека начинается с анализа несоблюденных прав человека . Затем он выделяет программы и средства для реализации этих недостающих прав человека. В дизайне этих программ также подчеркивается, что пожертвования – это не подарок, а скорее то, что люди наконец-то получают то обращение с правами человека, которого они заслуживают. Образование в области прав человека и реализуемые программы имеют важное значение. Целью образования является информирование бенефициаров об их правах человека, а также о том, как НПО и другие организации пытаются расширить их права человека. Целью образования также является информирование правительств, международных организаций и донорских агентств, занимающихся вопросами прав человека, об их роли и обязанностях. Затем существует принцип права на участие. Это связано с идеей о том, что бенефициары должны быть вовлечены в реализацию программ от их имени. Организации должны включать бенефициаров для оказания помощи расширить возможности . Кроме того, существует принцип подотчетности, который призван обеспечить стандарты прав человека и развития. Он также предназначен для того, чтобы НПО, международные организации, донорские агентства и правительства были привлечены к более высоким стандартам ответственности. [23]
Amnesty International и Human Rights Watch — две неправительственные организации, которые традиционно занимались защитой прав человека. Эти НПО перешли от традиционных политических прав к правам ЭСК, которые также включают экономические и социальные права. [23]
Oxfam – это неправительственная организация, которая приняла подход к развитию, основанный на правах человека. Oxfam пообещал продолжать оказывать помощь, одновременно устраняя структурные причины бедности и несправедливости. Этот подход сочетает в себе бедность, права человека, развитие и торговлю в одной сфере. Oxfam уделяет особое внимание широкому подходу к причинам бедности и несправедливости. Эта НПО также хотела бы поставить экономическую и социальную справедливость на первое место в мировой повестке дня. [25]
Сдвиг в сторону подхода к развитию, основанного на правах человека, заставил Oxfam пересмотреть свое финансирование, более глубоко изучить роль государства как носителя обязанностей и использовать гражданское общество как средство предоставления гражданам возможности отстаивать свои права. Oxfam также пришлось оценить свою практику развития и бизнес-модель. [26]
Произошёл сдвиг от акцента на гражданских правах человека к правам человека в социальной и экономической сферах. Есть много НПО, которые сейчас уделяют особое внимание ЭСК (экономическим и социальным правам) при создании и реализации программ. Хьюман Райтс Вотч — одна из неправительственных организаций, уделяющих особое внимание ЭСК-правам. Эти права направлены на борьбу с бедностью и реализацию равных социальных и экономических прав на всех уровнях общества. [23]
НПО, реализовавшие эти ЭСК-права, уделяют большое внимание повышению уровня жизни, чтобы она была здоровой и безопасной. Это включает в себя идеи прав на воду в районах, где не хватает чистой питьевой воды, и прав на здоровье, которые включают доступность лекарств и врачей. Это повысит уровень жизни бедных людей за счет увеличения основных жизненных потребностей и доступа к ним. [23]
Участие международных агентств развития
[ редактировать ]Начиная с конца 1990-х годов, когда подход к развитию, основанный на правах человека, стал популярным дискурсом, многие агентства, предоставляющие помощь, начали поддерживать этот взгляд на развитие. Их намерения заключаются в оказании поддержки программам, включающим как развитие, так и права человека на междисциплинарной основе. [24]
К основным донорским агентствам, принявшим подход к развитию, основанный на правах человека, относятся ЮНИСЕФ , ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения), МОТ, Sida (Шведское агентство по международному сотрудничеству в целях развития), Norad (Норвежское агентство по сотрудничеству в целях развития ). ), DFID (Британский департамент международного развития) и Австралийское агентство помощи. Другие программы ООН также приняли правозащитный подход к развитию. Эта новая основа развития ведет к моральной легитимности и социальной справедливости. [23]
Программа развития Организации Объединенных Наций начала работу в конце 1990-х годов с целью повышения осведомленности об этом новом подходе к развитию, основанном на правах человека. ПРООН уделила особое внимание взаимодействию социальных и экономических прав. Их целью было помочь разработать политические решения, связанные с социальными и экономическими правами в связи с развитием. В 2000 году ПРООН опубликовала документ «Права человека и человеческое развитие», в котором излагались ее намерения и стратегии, основанные на реализации подхода к развитию, основанного на правах человека. ПРООН также присутствовала на спонсируемых ООН конференциях, посвященных правозащитному подходу к развитию, включая Саммит тысячелетия ООН . ПРООН также предоставляет правительствам и донорским агентствам инструменты для поддержки правозащитного подхода к развитию. [24] [27]
ЮНИСЕФ – еще одно донорское агентство, внедрившее подход к развитию и его идеи, основанный на правах человека. ЮНИСЕФ уделяет более узкое внимание правам женщин и детей. [ нужны разъяснения ] Тем не менее, он по-прежнему реализует стратегии подхода, основанного на правах человека, в программах, которые ЮНИСЕФ помогает финансировать. [24]
Применение правозащитного подхода в НПО
[ редактировать ]НПО, переходящие на подход, основанный на правах человека, должны пересмотреть миссии, протестировать новые методологии, перераспределить финансирование и обучить персонал. Для этого НПО должны предпринять несколько шагов по разработке программ и кампаний, основанных на подходе, основанном на правах человека.
Во-первых, НПО необходимо создавать программные идеи. Они создаются на основе анализа прав внутри определенной страны. Анализ необходим для выявления и уделения приоритетного внимания наиболее обездоленным слоям общества. В этом случае целью подхода, основанного на правах человека, является расширение прав и возможностей этих людей. На этом этапе также выявляются и анализируются возможности носителей обязанностей. Он также пытается понять отношения между правообладателями и носителями обязанностей. [28]
Следующим шагом является просвещение как правообладателей, так и носителей обязанностей путем формулирования прав граждан и обязанностей правительства . Это важный шаг, поскольку обе стороны осведомлены о своих индивидуальных правах, обязанностях и роли в обществе. Это обеспечивает необходимую эффективную коммуникацию между правообладателями и носителями обязанностей. [29]
После обширного анализа ситуации разрабатывается проект или программа. Программа должна устранить дефицит прав человека, связанный с определенными группами, сообществами или странами, сталкивающимися со злоупотреблениями или дискриминацией . Устанавливаются исходные показатели и контрольные показатели, которые обеспечивают прозрачность и подотчетность в проекте. На этом этапе также создаются цели для анализа эффективности программы в контексте прав человека в конце проекта. Наконец, НПО поощряют контроль над проектом со стороны пострадавших народов, используя принцип права на участие. [30]
Чтобы определить эффективность проекта, важно, чтобы все входные данные, результаты, цели и результаты оценивались через призму прав человека. Затем результаты должны быть организованы в логическую матрицу , чтобы показать четкие результаты проекта. [31]
Критика
[ редактировать ]Новая теория развития, основанная на подходе, основанном на правах человека, была встречена как положительными отзывами, так и критикой. Есть мысли, что включение языка прав человека в развитие – это просто смена терминологии и не меняет реализуемых программ. Способность государства проводить государственную политику затруднена из-за необходимости соблюдать экономические и социальные права (ЭСК-права). Практика развития, которая не сочеталась с правами человека, оказалась более эффективной при реализации и мониторинге программ; следовательно, сочетание прав человека с развитием не является необходимым для бенефициаров. [23]
Несмотря на то, что по-прежнему существует большинство положительных отзывов о подходах к развитию, основанных на правах человека, все еще существует критика в отношении идеи о том, что изменение терминологии не повысит производительность НПО или даже не обязательно увеличит эффект от реализуемых программ НПО. Простое заявление о том, что правительства и корпорации теперь должны нести ответственность за развитие как вопрос прав человека, не означает, что произойдут какие-либо изменения в процедурах. [32] Кроме того, многие НПО объединили идеи прав человека и развития задолго до того, как был придуман термин «подход к развитию, основанный на правах человека». Естественная связь между развитием и правами, а также давление на государства и правительства, чтобы они занимались вопросами прав человека, а также развития. [ нужны разъяснения ] Уже существующее наличие этих проблем позволяет предположить, что изменение терминологии не повысит эффективность государства. [32]
Другая критика касается отсутствия единого определения между учеными, организациями и другими пользователями. Поскольку расплывчатая природа подхода, основанного на правах человека, не отражает четкого набора идей, существует множество объяснений подхода, основанного на правах человека, что может создать проблемы при обсуждении того, как НПО, донорские агентства или программы ООН будут пытаться реализовать эти идеи. идеи в свои программы. [32]
Одним из примеров проблемы реализации является гендерная проблематика и развитие . Из-за долгой истории движения за права женщин существует множество уже существующих усилий и организаций, работающих над достижением равных прав в обществе. Введение аспекта развития в эту область может создать множество проблем, включая увольнение существующих экспертов по гендерному равенству , трудности в постановке целей и реализации программ, а также появление многих других проблем, связанных с экономическим развитием. [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гнейтинг 2009 , с. 1.
- ^ Форсайт 1997 , с. 336.
- ^ Хамм 2001 , с. 1006.
- ^ Харрис-Кёртис 2003 , с. 559.
- ^ « Наша история ». Хьюман Райтс Вотч.
- ^ Хамм 2001 , с. 1007.
- ^ ПРООН 2006 , стр. 17–18.
- ^ ПРООН 2006 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Оффенхайзер-Холкомб 2003 , с. 270.
- ^ Оффенхайзер-Холкомб 2003 , с. 271.
- ^ Нуссбаум 1998 , с. 273.
- ^ Погге 2005 , с. 1.
- ^ Сен 2004 , стр. 316.
- ^ Погге 2005 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Нельсон-Дорси 2003 , с. 2020.
- ^ ПРООН 2006 , с. 20.
- ^ ПРООН 2006 , с. 21.
- ^ Сен 2004 , стр. 339.
- ^ ПРООН 2006 , стр. 2–3.
- ^ Оффенхайзер-Холкомб 2003 , с. 276.
- ^ Оффенхайзер-Холкомб 2003 , с. 277.
- ^ О'Дуайер 2010
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нельсон 2007 .
- ^ Jump up to: а б с д Нельсон-Дорси 2003 .
- ^ Ааронсон и Циммерман, 2006 г.
- ^ Оффенхайзер-Холкомб 2003 .
- ^ Селестин Ньяму-Мусемби и Андреа Корнуолл (2004). «В чем суть подхода, основанного на правах человека? Перспективы агентств международного развития» . Институт исследований развития . Проверено 10 июля 2012 г.
- ^ ПРООН 2006 , с. 33.
- ^ ПРООН 2006 , с. 34.
- ^ ПРООН 2006 , с. 36.
- ^ ПРООН 2006 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д Обратите внимание, 2009 год .
Ссылки
[ редактировать ]- Гнейтинг, Уве; Бруно-Ван Вейфейкен, Тоска; Шмитц, Ганс Петер (2009). «Постановка высших целей: права и развитие» . Развитие понедельника . 27 (12): 19–20 . Проверено 5 апреля 2011 г.
- «Всеобщая декларация прав человека» . Объединенные Нации . Проверено 5 апреля 2011 г.
- Хэмм, Бриджит (2001). «Правозащитный подход к развитию». Ежеквартальный журнал по правам человека . 23 (4): 1005–1031. дои : 10.1353/hrq.2001.0055 . S2CID 144211362 . (требуется подписка)
- Харрис-Кертис, Эмма (2003). «Правозащитные подходы: проблемы для НПО». Развитие на практике . 13 (5): 558–564. дои : 10.1080/0961452032000125956 . JSTOR 4029944 . S2CID 31304273 .
- «Наша история» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 5 апреля 2011 г.
- «Справедливая торговля? Как Oxfam представил системный подход к проблемам бедности, развития, прав человека и торговли» (PDF) . Ежеквартальный журнал по правам человека . Проверено 5 апреля 2011 г.
- Нуссбаум, Марта (1998). «Возможности и права человека» . Обзор закона Фордхэма . 66 (2).
- Погге, Томас (2005). «Мировая бедность и права человека». Этика и международные отношения . 19 (1): 1–7. дои : 10.1111/j.1747-7093.2005.tb00484.x . S2CID 5015350 .
- Сен, Амартия (2004). «Элементы теории прав человека». Философия и связи с общественностью . 32 (4): 315–356. дои : 10.1111/j.1088-4963.2004.00017.x . JSTOR 3557992 . S2CID 55127492 .
- Нельсон, Пол; Дорси, Эллен (2003). «На стыке прав человека и развития: новые методы и стратегии глобальных НПО». Мировое развитие . 31 (12): 2013–2026. дои : 10.1016/j.worlddev.2003.06.009 .
- Форсайт, Дэвид (1997). «Организация Объединенных Наций, права человека и развитие». Ежеквартальный журнал по правам человека . 19 (2): 334–349. дои : 10.1353/hrq.1997.0014 . S2CID 144742272 . (требуется подписка)
- «Применение ППЧ для развития сотрудничества и программирования» . Ресурс ПРООН по развитию потенциала . Проверено 12 апреля 2011 г.
- Оффенхайзер, Раймонд; Холкомб, Сьюзен (2003). «Проблемы и возможности в реализации правозащитного подхода к развитию: взгляд Oxfam America» . Ежеквартальный журнал некоммерческого и добровольного сектора . 32 (2): 268–301. дои : 10.1177/0899764003032002006 . S2CID 154724325 .
- О'Дуайер, Брендан; Унерман, Джеффри (2010). «Повышение роли подотчетности в продвижении прав бенефициаров НПО развития». Бухгалтерский учет и бизнес-исследования . 40 (5): 451–471. дои : 10.1080/00014788.2010.9995323 . S2CID 55564323 .
- Нельсон, Пол Дж. (2007). «Права человека, цели развития тысячелетия и будущее сотрудничества в целях развития». Мировое развитие . 35 (12): 2041–2055. дои : 10.1016/j.worlddev.2007.02.006 .
- Циката, Дзодзи (2009). «Подход к развитию, основанный на правах человека: потенциал перемен или нечто подобное» . Бюллетень IDS . 35 (4): 130–133. дои : 10.1111/J.1759-5436.2004.TB00167.X . S2CID 153841886 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- объяснение ООН
- Опыт ЮНИСЕФ
- Портал практиков ООН по программам по правам человека Централизованный веб-портал ООН по правозащитному подходу к программам развития