Фрейдун Атурая
Фрейдун Атурая | |
---|---|
ܦ̮ܪܝܕܢ ܐܬܘܪܝܐ | |
![]() Портретная фотография | |
Рожденный | Freydun Bet-Abram 1891 Чарбаш, Урмия , Каджар, Иран |
Умер | 2 октября 1926 г. (35 лет) |
Причина смерти | Казнь через расстрел |
Политическая партия | Ассирийская социалистическая партия |
Супруг | Соня |
Дети |
|
Родители) | Якоб Бет-Аврам Инсоф Таймурази |
Freydun Bet-Abram [ 1 ] [ а ] ( Ассирийский неоарамейский : ассирийский неоарамейский ; 1891 – 2 октября 1926), более известный как Фрейдун Аттурая. [ б ] ( ������������������������������������������������������������������������������������������������������������������")) — ассирийский национальный лидер, политик, врач и поэт. Атурая был одним из основателей первой ассирийской политической партии, Ассирийской социалистической партии , и выдающимся сторонником независимости Ассирии . Сегодня ассирийцы помнят его как романтическую фигуру, которую некоторые считают национальным героем и мучеником . [ 3 ]
Аттурая родился в селе Чарбаш в Урмии , Иран, и вырос в Тбилиси в Грузии. Он изучал медицину в русской миссионерской школе в Гарпуте , которую окончил в 1915 году, и, возможно, затем продолжил обучение в самой России. Во время Первой мировой войны он был завербован в качестве врача в Российскую императорскую армию и занимал различные должности и должности, как медицинские, так и политические, прежде чем вернуться в Урмию в 1916 году в качестве политического офицера и начальника армейского госпиталя. В Урмии Аттурая организовал Ассирийский национальный комитет Урмии , который отправил молодых ассирийцев учиться в Россию. Вдохновленный Февральской революцией в России, Атурая в начале 1917 года вместе с другими ассирийскими активистами Бенджамином Арсанисом и Бабой Пархадом основал Ассирийскую социалистическую партию, которая активно выступала за создание независимого ассирийского государства на родине ассирийцев , тесно связанного с зарождающийся Советский Союз . В апреле 1917 года он опубликовал Урмийский манифест Объединенной Свободной Ассирии .
Атурая также принимал участие в других ассирийских культурных мероприятиях. Он публиковал статьи в известном ассирийском журнале «Кохва» («Звезда») и какое-то время издавал собственный ассирийский журнал « Накуша» . Он также основал ассирийские библиотеки в Тбилиси и Москве и как поэт написал множество стихотворений, посвященных ассирийскому делу и ассирийской культуре. По инициативе Аттурая тбилисские ассирийцы организовали Национальный совет Закавказья — организацию, созданную для помощи ассирийским беженцам во время Сайфо (ассирийского геноцида). Он также был видным членом других ассирийских организаций; в 1921 году он был избран председателем Ассирийского народного совета — исполнительного комитета Ассирийского национального совета Грузии . Хотя Атурая пытался согласовать свои усилия с политикой Советского Союза, Советы выступали против его движений из-за его ассирийского национализма и некоторых других его политик, противоречащих тому, что они считали принципами коммунизма . Дважды арестовывался советскими властями, сначала в 1924, а затем в 1926 году. После второго ареста он был арестован. казнен расстрелом . [ 8 ]
Предыстория и молодость
[ редактировать ]
Фрейдун Бет-Аврам родился в 1891 году. [ 3 ] [ 5 ] в селе Чарбаш [ 11 ] в Урмии , Иран. [ 3 ] [ 5 ] Он был сыном Якоба Бет-Аврама и Инсофа Таймурази. [ 11 ] Имя Аттурая было принято позже во время его активной деятельности и буквально означает «ассирийец». [ 3 ] В 1902 году [ 11 ] Атурая и его семья переехали в Грузию, и он вырос в Тбилиси . [ 3 ] Грузия была в начале 20 века одним из неофициальных центров ассирийской элиты; из-за концентрации ассирийских беженцев, вакансий для трудоустройства на местном конкурентном рынке труда и других факторов в стране было значительное количество ассирийских поселений. [ 12 ]
В начале 1910-х годов Аттурая возглавлял театральную труппу , действовавшую в театре Марджанишвили в Тбилиси. [ 9 ] Труппа, получившая название «Драматическое общество ассирийцев в Тбилиси», часто ставила пьесы, основанные на ассирийской культуре и истории. В 1911 году они исполнили пьесу «Горе» , написанную Аттурайей, а в 1914 году — пьесу «Шамирам» , в которую вошли такие персонажи, как Саргон , Сеннахирим , Нимрод и Нинус . Все доходы от этого выступления пошли на издание ассирийского журнала «Кохва» («Звезда»). [ 13 ]
Аттурая изучал медицину в русской миссионерской школе. [ 5 ] в Харпуте , известном центре армянского национализма . [ 3 ] Он получил диплом врача [ 4 ] в 1915 году, в том же году, когда население города было жестоко уничтожено Османской империей во время геноцида армян . [ 3 ] В Харпуте Атурая встретился с Ашуром Юсифом , еще одним известным ассирийским активистом, убитым османами в 1915 году. [ 3 ] Атурая тоже мог учиться в России. [ 3 ] [ 5 ] возможно, посещая военную академию при Ленинградском университете . [ 11 ] После окончания учебы Аттурая был назначен врачом Российской Императорской Армии . Атурая был назначен начальником военного госпиталя в Грузии Во время Первой мировой войны и в конечном итоге получил должность «главного врача Северных и Южно-Кавказских железных дорог». [ 11 ]
Активизм
[ редактировать ]Ранняя деятельность
[ редактировать ]
Урмия стала видным центром раннего ассирийского национализма . Из-за непрекращающихся массовых убийств, преследований и дискриминации в Османской империи ассирийская элита в Урмии убедилась, что больше никто их не защищает, и им пришлось организоваться и бороться за свою свободу и автономию самостоятельно, стремясь к «возрождению нация». [ 14 ] «Рупором» этого движения был журнал «Кохва» , издававшийся в Урмии с 1906 по 1918 год как единственное независимое ассирийское издание, не имевшее никакой зарубежной христианской поддержки. Кохва активно поддерживал единство ассирийцев, несмотря на конфессиональные различия. Также в 1906 году ассирийцам Урмии удалось создать Ассирийский национальный совет , состоявший из девяти человек и ставивший целью направить представителей в иранский парламент . Однако менее чем через год эта организация была распущена из-за соперничества между различными христианскими конфессиями. [ 15 ] После этого в Тбилиси была основана вторая версия Национального совета, где она продолжала функционировать некоторое время. [ 9 ]
Атурая был одним из первых активистов ассирийского национализма и независимости. статью 24 апреля 1911 года, когда ему было всего двадцать лет, Аттурая написал в «Кохве» под названием «Кто такие ассирийцы? Как поднять нашу нацию?» [ с ] в котором он подчеркнул древнее происхождение современных ассирийцев и провозгласил их «детьми Ашура или Атора, второго сына Сима ». [ 19 ] В последующие годы он продолжал тесно сотрудничать с Кохвой в пропаганде ассирийского национализма. [ 5 ]
Во время войны Аттурая вернулся в Урмию в составе отряда русских солдат. [ 19 ] Там он служил политруком и медицинским работником в 492-м армейском госпитале в Хое . [ 11 ] В 1916 году он был одним из двух представителей, наряду с епископом, посланных ассирийцами Хоя для собеседования с русскими по поводу организации беженцев Кавказского фронта Первой мировой войны. [ 20 ] В Урмии Аттурая также организовал Ассирийский национальный комитет Урмии , который предоставил местным христианам возможность учиться в России. [ 5 ] Всего по этой программе в России обучалось около 250 молодых ассирийцев. [ 11 ]
Атурая представил себя серьезным мыслителем и революционером . В отличие от тогдашнего стереотипного образа ассирийцев как горных соплеменников, на фотографиях Аттурая изображал его стройным мужчиной в круглых очках в проволочной оправе, иногда позирующим, прижав кулак к виску, в стереотипной позе «мыслителя». [ 19 ]
Ассирийская социалистическая партия
[ редактировать ]
Вдохновленный Февральской революцией в России, [ 4 ] Атурая в начале 1917 года вместе с другими ассирийскими активистами Бенджамином Арсанисом и Бабой Пархадом основал Ассирийскую социалистическую партию . [ 4 ] [ 3 ] Ассирийская социалистическая партия, основанная в Урмии, [ 21 ] была первой ассирийской политической партией [ 3 ] и активно выступал за создание независимого ассирийского государства на ассирийской родине , тесно связанного с зарождающимся Советским Союзом . [ 5 ] Первоначально действовавшая под полным названием Ассирийская социалистическая партия Закавказья . [ 9 ] Ассирийская социалистическая партия сегодня рассматривается как первый шаг на пути ко многим более поздним ассирийским политическим организациям. [ 9 ] Хотя Арсанис возглавлял центральный комитет партии, [ 21 ] Атурая сыграл настолько важную роль в создании партии, что некоторые историки называют основателем только Аттураю. [ 2 ] [ 9 ] Позже в 1917 году партия создала ячейки в различных селах Урмии и Салмаса , а также по всему Закавказью (включая Тбилиси и Ереван ) и достигла более двухсот полноправных членов. [ 21 ]
В апреле 1917 года, узнав о продолжающемся Сайфо (ассирийском геноциде) в Османской империи, Аттурая опубликовал марксизмом вдохновленный Урмийский манифест Объединенной Свободной Ассирии . [ 4 ] [ 5 ] Манифест Урмии, написанный на арамейском языке, излагал различные цели ассирийского народа, в первую очередь достижение мира, свободы и автономии на своей прародине. Манифест призывал к созданию ассирийского государства, в которое входили Урмия, Мосул , Нисибин , Тур-Абдин , Джазира и Джулармег и которое должно было быть экономически, военно и промышленно связано с Россией. [ 4 ] Манифест Урмии был особенно светским по своему содержанию, защищая Ассирию во главе с интеллектуальными и политическими лидерами, а не духовенством. Поскольку это угрожало духовному лидерству Ассирийской церкви Востока над народом, и манифест, и Ассирийская социалистическая партия были осуждены патриархом Шимуном XIX Вениамином . [ 10 ]
Целью Ассирийской социалистической партии было создание ячеек в России, которые вместе с Советским Союзом могли бы в конечном итоге способствовать возвращению ассирийцев на родину. [ 21 ] После победы русской революции в конце 1918 года Ассирийский национальный совет отреагировал на эту новость проведением собрания, на котором (среди прочих) выступили Аттурая и Арсанис. [ 22 ] Несмотря на это, Советы были против ассирийского движения на основании его национализма, который, среди прочего, политика Ассирийской социалистической партии рассматривалась как противоречащая принципам коммунизма . [ 21 ]
Другие организации и усилия
[ редактировать ]
Во время Сайфо ассирийцы Тбилиси при поддержке членов местного правительства организовали комитет помощи ассирийским беженцам из Турции и Ирана. [ 9 ] [ 23 ] Этот комитет, получивший название Национального совета Закавказья , был инициативой Аттурая. Во время голосования за руководство советом 3 января 1918 года Атурая без особого сопротивления был избран председателем . [ 23 ] Атурая лично встретился в Тбилиси с около 7000 ассирийских беженцев. [ 6 ] Совет быстро начал заниматься военными вопросами, выходя за рамки своей первоначальной миссии и цели. Аттурая был в курсе событий на Кавказском фронте войны и переписывался с военными союзников по вопросам оснащения ассирийских частей в их армиях, таких как британские ассирийские добровольцы . Первоначально совет рассматривал создание таких подразделений как возможный шаг на пути к созданию армии будущего независимого ассирийского государства. Из-за внутренних разногласий Национальный совет Закавказья весной 1918 года распался, и к маю в нем осталось всего три активных члена. На заключительном заседании совета 22 мая было решено распустить организацию. [ 7 ]
Хотя внутренние разногласия привели к возникновению различных других ассирийских организаций, самая крупная ассирийская организация в Грузии, оставшийся Ассирийский национальный совет, в 1921 году официально реорганизовался в Ассирийский национальный совет Грузии (АССНАРС). На заседании 11 марта 1921 года был избран исполнительный комитет этого нового органа, получившего название Ассирийского Народного Совета ; Атурая был избран председателем. [ 24 ] Также в 1921 году Аттурая посетил Георгия Чичерина , советского народного комиссара иностранных дел , чтобы выступить за переселение ассирийских беженцев в Урмию и другие места в Иране, но встреча не имела большого эффекта. [ 11 ]
Аресты и смерть
[ редактировать ]Для борьбы с национализмом внутри Советского Союза советские власти использовали политические репрессии. На протяжении 1920-х годов большинство представителей ассирийской культурной и политической элиты Советского Союза подвергались преследованиям с различными последствиями и степенью интенсивности. Многие были арестованы, некоторых отправили в исправительно-трудовые лагеря , а несколько человек были убиты. [ 25 ] В 1924 году Аттурая был арестован советскими властями как «британский шпион» и ассирийский националист. [ 5 ] Хотя в конце концов его освободили, 12 июля 1926 года его снова арестовали. [ 11 ]
Дело Аттурая было передано в Народный комиссариат юстиции Грузинской ССР для публичного слушания, которое мало помогло ему. [ 8 ] 30 августа Аттурая направил письмо в Верховный суд Советского Союза с заголовком «Мое шпионское дело, спланированное моими личными врагами». [ 11 ] Его убили 2 октября. [ 8 ] 1926. [ 3 ] [ 5 ] Хотя Советы отрицали свою причастность к его смерти и утверждали, что он повесился. [ 11 ] а некоторые более поздние историки заявили, что он был отравлен в тюрьме, [ 3 ] В советских документах записано, что он был расстрелян . [ 8 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
В 1922 году Аттурая женился на своей жене Соне, от которой у него родилось двое детей: сын Саргон (1923 года рождения) и дочь Нелли (1926 года рождения). [ 11 ] Сын Аттурая был одним из первых современных ассирийцев, получивших древнее имя Саргон. [ 5 ] [ д ] сегодня распространенное имя среди ассирийцев. [ 5 ] Соня была беременна Нелли на момент последнего ареста Аттураи, и он никогда не видел свою дочь. [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Атурая по-прежнему считается важным ранним ассирийским национальным лидером. [ 3 ] [ 6 ] его помнят как романтическую фигуру, которую некоторые ассирийцы считают национальным героем и мучеником . [ 3 ] Среди других культурных усилий Атурая, помимо его участия в ассирийских политических организациях, была публикация его собственного ассирийского националистического журнала «Накуша» и создание ассирийских библиотек как в Тбилиси, так и в Москве . [ 11 ]
Атурая был талантливым поэтом-романтиком , посвятившим ассирийскому делу множество стихов. [ 5 ] Хотя лишь небольшое количество его сочинений сохранилось из-за уничтожения как архивов Ассирийской социалистической партии, так и его собственного личного архива. [ 11 ] некоторые из его сохранившихся стихов превратились в популярные песни. [ 5 ] Одно из его стихотворений «О орел Тхума ». [ 19 ] ( Я Нишра Ди Тхуми ), [ 11 ] стал почти сродни национальному гимну для многих ассирийцев. [ 19 ] «О орел Тхумы» описывает полет орла над землями древней Ассирии , уделяя внимание сначала горам, а затем живущим там «смелым и воинственным людям». [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтернативные транслитерации включают: Фрейдун Бит Абрам , [ 2 ] Фрейдун Авраам , [ 3 ] Фрейдун Бет-Авраам , [ 4 ] Фрейдун Бет Авраам , [ 5 ] Фрайдон Бет-Авраам [ 6 ] and Freydun Beat-Abramov . [ 7 ] В России он был известен как Фрейдун Яковлевич . [ 8 ]
- ^ Буквально означает «Фрейдун Ассирийский». [ 3 ] Альтернативные транслитерации включают: Фрейдун Атурая , [ 5 ] Фрейдун Атурая , [ 9 ] Freydun Atoraya , [ 3 ] Фрейдун Атурая [ 10 ] и Фрейдон Атурая . [ 6 ]
- ^ Преобладающая идентичность среди современных ассирийцев на их родном языке - сурьяйя , сурьяйе или суройе , [ 16 ] иногда переводится как «сирийский». [ 17 ] Технически это не отличается от «ассирийского», поскольку этот термин происходит от древнего assūrāyu («ассирийский»), которое иногда даже в древние времена переводилось в более короткую форму sūrāyu . [ 16 ] [ 18 ] В переведенном английском названии статьи используется слово «сирийский», поскольку Аттурая явно указал на эту этимологическую связь в статье. [ 19 ]
- ↑ Саргон — имя трёх древних месопотамских царей: Саргона из Аккадской империи и двух ассирийских царей Саргона I и Саргона II .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Донабед 2019 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Петросян 2006 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Беккер 2015 , с. 328.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Возняк-Бобиньская 2020 , стр. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Акопян 2017 , с. 397.
- ^ Перейти обратно: а б с д Донабед 2015 , Глава 2.
- ^ Перейти обратно: а б Маргулов 2021 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маргулов 2021 , с. 101.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чихладзе и Чихладзе 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б Трэвис 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Бейкер 2003 .
- ^ Маргулов 2021 , с. 96.
- ^ Беккер 2015 , с. 332.
- ^ Возняк-Бобиньская 2020 , стр. 110.
- ^ Акопян 2017 , с. 396.
- ^ Перейти обратно: а б Бенджамин 2022 , с. 2.
- ^ Баттс 2017 , с. 601.
- ^ Парпола 2004 , стр. 107-1. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Беккер 2015 , с. 329.
- ^ Маргулов 2021 , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маргулов 2021 , с. 98.
- ^ Маргулов 2021 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Маргулов 2021 , стр. 98–99.
- ^ Маргулов 2021 , стр. 99–100.
- ^ Маргулов 2021 , стр. 100–101.
Источники
[ редактировать ]Распечатать
- Акопян, Арман (2017). Введение в арамейские и сирийские исследования . Пискатауэй: Gorgias Press. ISBN 978-1463238933 .
- Беккер, Адам Х. (2015). Возрождение и пробуждение: американские евангелические миссионеры в Иране и истоки ассирийского национализма . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226145280 .
- Бенджамен, Альда (2022). Ассирийцы в современном Ираке: переговоры о политическом и культурном пространстве . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108838795 .
- Баттс, Аарон Майкл (2017). «Ассирийские христиане». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1118325247 .
- Чихладзе Ираклий; Чихладзе, Гига (2003). «Курды-езиды и ассирийцы Грузии: проблема диаспоры и интеграции в современное общество» (PDF) . Журнал Центральной Азии и Кавказа . 21 (3).
- Донабед, Саргон Джордж (2015). Перековывая забытую историю: Ирак и ассирийцы в двадцатом веке . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748686025 .
- Донабед, Саргон Джордж (2019). «Настойчивая настойчивость: траектория ассирийской истории в современную эпоху». В Роу, Пол С. (ред.). Справочник Рутледжа по меньшинствам на Ближнем Востоке . Лондон. ISBN 978-1138649040 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Маргулов, Артур (2021). «Ассирийские элиты Грузии в 1920-е годы: государственная политика и национальная культурная идентичность» . Восточноевропейский исторический вестник . 20 : 93–103. дои : 10.24919/2519-058X.20.240035 . S2CID 244217977 .
- Парпола, Симо (2004). «Национальная и этническая идентичность в Неоассирийской империи и ассирийская идентичность в постимперские времена» (PDF) . Журнал ассирийских академических исследований . 18 (2): 5–22.
- Петросян, Ваграм (2006). «Ассирийцы в Ираке». Иран и Кавказ . 10 (1): 138. дои : 10.1163/157338406777979322 . S2CID 154905506 .
- Трэвис, Ганнибал (2017). Ассирийский геноцид: культурное и политическое наследие . Рутледж. ISBN 978-1351980258 .
- Возняк-Бобиньска, Марта (2020). Современная ассирийско-сирийская диаспора в Швеции . Лодзь: Департамент Ближнего Востока и Северной Африки, Лодзинский университет. ISBN 978-8363547110 .
Интернет
- Бейкер, Ричард Уолтер (2003). «Доктор Фрейдун Бит-Абрам» . РутсВеб . Проверено 6 февраля 2022 г. [ нужен лучший источник ]
- Ассирийские националисты
- Иранские ассирийские политики
- 1891 рождений
- 1926 смертей
- Русские люди ассирийского происхождения
- Врачи из Тбилиси
- Иранские эмигранты в Российской империи
- Иранцы заключены в тюрьму за границей
- Люди из Урмии
- Иранский ассирийский народ
- Российские политики ассирийского происхождения
- Русские военнослужащие Первой мировой войны
- Люди, казненные Советским Союзом