Споры о Полярном море 1985 года

Споры о Полярном море 1985 года были дипломатическим событием, вызванным планами навигации USCGC Polar Sea через Северо-Западный проход из Гренландии на Аляску без официального разрешения канадского правительства . Позиция Соединенных Штатов заключалась в том, что Северо-Западный проход был международным проливом, открытым для судоходства, и они стремились только уведомить Канаду, а не попросить разрешения. [1]
Публикация планов вызвала ярость канадского общественного мнения, поскольку была расценена как нарушение и игнорирование суверенитета, и побудила правительство принять превентивные меры по защите арктических территорий Канады. [2] США так и не признали претензии Канады на Северо-Западный проход, но, тем не менее, два года спустя две страны достигли соглашения, которое предусматривало, что в будущем США будут запрашивать разрешение, прежде чем плавать по спорным водам.
Суверенитет Канады над водами региона по-прежнему оставался спорным вопросом по состоянию на 2010 год и, вероятно, будет приобретать все большее значение, поскольку изменение климата в Арктике может сделать эти воды более доступными для коммерческих судов и таяния морского льда для добычи нефти. сверлить проще. [3]
Фон
[ редактировать ]Исследование
[ редактировать ]Со времен колонизации Америки Северо-Западный проход всегда представлял особый интерес, поскольку считалось, что он может предложить кратчайший путь в Азию. [4] Было предпринято множество попыток пересечь границу, но лишь немногие из них увенчались успехом из-за очень суровых условий, которые преобладают в канадской Арктике большую часть года. Британский действительно нашел проход между 1845 и 1847 годами, но об исследователь сэр Джон Франклин этом достижении стало известно лишь несколько лет спустя, поскольку он и его команда погибли во время путешествия . Роберт МакКлюр был первым исследователем, пережившим экспедицию 1850 года, но он завершил путешествие на санях . Лишь в 1906 году проход полностью прошел по воде норвежский исследователь Руаль Амундсен . Однако в то время уже началось строительство Панамского канала , и его завершение в 1914 году уменьшило потребность в этом маршруте.
Холодная война
[ редактировать ]Лишь во время Второй мировой войны проход был снова исследован. С началом Холодной войны канадская Арктика стала первой линией защиты от Советов , поэтому США и Канада развили тесное сотрудничество, поскольку необходимость использования этой практически пустой территории в качестве буфера возросла. множество систем раннего предупреждения, таких как « Линия DEW» , « Линия Пайнтри» и « Линия Средней Канады», Таким образом, в этом регионе было развернуто а Северная система предупреждения используется до сих пор. [5]
СС Манхэттен и Закон о предотвращении загрязнения арктических вод
[ редактировать ]После открытия крупных запасов нефти на Аляске желание сделать Северо-Западный проход судоходным существенно возросло. В 1969 году усиленный льдом нефтяной танкер SS Manhattan совершил полный рейс с помощью канадских и американских ледоколов. Хотя рейс был осуществлен с большими трудностями, сам факт того, что коммерческое судно могло пройти от Аляски до восточного побережья , имел большое значение и вызвал множество вопросов относительно статуса прохода. Несмотря на сотрудничество двух стран и присутствие наблюдателей на танкере, общественное мнение отреагировало на это предполагаемое нарушение суверенитета, подтолкнув канадское правительство принять Закон о предотвращении загрязнения арктических вод 1970 года. [2] В законе содержалась оговорка, исключающая его рассмотрение Всемирным судом , которая была снята в 1985 году, но во время разногласий по поводу Полярного моря этот акт все еще можно было считать односторонним. [6]
Путешествие
[ редактировать ]
В 1985 году USCGC Polar Sea вызвала споры, пройдя по северо-западному проходу из Гренландии на Аляску без официального разрешения канадского правительства. В то время Polar Sea сочла проводила плановую операцию по пополнению запасов, и Береговая охрана США , что использование Северо-Западного прохода вместо Панамского канала приведет к значительной экономии времени. Разрешение на рейс официально не запрашивалось правительством Соединенных Штатов из-за его позиции, согласно которой Северо-Западный проход является международным проливом, открытым для судоходства. И наоборот, по мнению канадского правительства, проход находился в пределах границы Канады. Тем не менее, Канада была уведомлена о предстоящем путешествии и решила сотрудничать с американцами, чтобы не наносить ущерба правовому положению каждого штата в обстановке, уже обострённой холодной войной. Следовательно, он предоставил канадских наблюдателей, которые должны были оставаться на борту корабля на протяжении всей операции по пополнению запасов. Когда планы плавания ледокола стали достоянием общественности, в парламенте возникли разногласия: стороны утверждали, что рейс ледокола нарушит суверенитет, в то время как другие заявили, что это не так, и назвали этот аргумент «намеренно антиамериканским». [1]
Споры
[ редактировать ]Учитывая стратегические и экономические интересы сохранения статус-кво , считалось, что политические риски, связанные с путешествием в Полярное море в 1985 году, были оправданы, поэтому было решено, что путешествие в Полярное море должно продолжаться. [7]
Масштабы реакции были недооценены, и давление общественного мнения на правительство Малруни вынудило его принять превентивные меры. [7] Первыми были инуиты региона, которые были обеспокоены риском того, что нерегулируемый коммерческий проход может поставить под угрозу их средства к существованию и поставить под угрозу их этническую целостность. [7] Затем группы националистов еще больше усилили давление на правительство через редакционные статьи в прессе и общественные протесты. Одна группа даже объявила о планах во время путешествия по полярному морю разместить канадские флаги на пути ледокола. Этот реальный план не был реализован, но канадским студентам и инуитским активистам удалось сбросить листовки в цилиндре, обернутом канадским флагом, на палубу корабля недалеко от острова Мелвилл . В их сообщении содержалась просьба к экипажу вернуть ледокол в международные воды. [8] Наконец, советская дипломатия поддержала общественный резонанс, заявив, что она верит в право Канады на суверенитет над своим Северо-Западным проходом точно так же, как СССР считал, что Северо-Восточный проход принадлежит им. [8]
США в то время не признавали права Канады на Северо-Западный проход. В интервью после заявления СССР Бюро по делам Европы и Канады просто ответило, что оно «может только повторить, что правительство США считает, что одни и те же принципы навигации применимы к обоим проходам. Это международные проливы. Сказать больше было бы спекуляцией. " [9] В соответствии со своей внешней политикой и в соответствии со своим географическим положением Соединенные Штаты последовательно защищали свое право в соответствии с международным правом на транзит через международные проливы и маршруты. Даже когда в 1971 году оно официально прекратило выступать за ограничение в три мили, оно призвало Комитет ООН по мирному использованию морского дна согласовать ограничение в двенадцать миль, за исключением тех случаев, когда оно меняло характер международных проливов. [10]
Последствия
[ редактировать ]Реакция Канады
[ редактировать ]Под ураганом критики и писем по поводу недостаточного ледокольного флота правительства и снисходительного отношения, а также растущей обеспокоенности тем, что плавание подорвет суверенитет Канады и создаст прецедент, правительство Малруни решило принять меры. [10] 10 сентября 1985 года, ссылаясь на исторический титул в качестве основания для своих претензий, был принят приказ совета, который установил прямые исходные линии по внешнему периметру страны, тем самым подтвердив, что Северо-Западный проход является канадскими водами, и пообещав обеспечить соблюдение требований по загрязнению арктических вод. Закон о профилактике. [2] [11] Были даны обещания усилить военно-морское и воздушное патрулирование; в частности, была также объявлена программа под названием « Проект «Полярная 8» , которая предлагала строительство нового класса ледоколов большой выносливости. Эта программа была в конечном итоге отменена в 1990 году из-за сокращения бюджета.
Позиция США
[ редактировать ]Этот приказ противоречил океанской политике США и был отвергнут на основании его односторонности и ограничений прав и свобод международного сообщества в навигации и полетах в открытом море. [11] Более того, США не ратифицировали Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, которую Канада использовала, заявляя о новых базовых линиях для своих побережий.
Однако растущая обеспокоенность по поводу возможностей советских атомных подводных лодок нового поколения, а также намерение Канады построить собственный флот таких судов и потенциальное вмешательство в американское присутствие в этом районе побудили к быстрому решению этого вопроса. По мнению Пентагона , усиление утверждения суверенитета Канады на севере поставит под угрозу ее способность развертывать силы для защиты Европы. [12] [13]
Соглашение
[ редактировать ]11 января 1988 года госсекретарь США Джордж Шульц и министр иностранных дел Канады Джо Кларк подписали Соглашение об арктическом сотрудничестве. [13] Два ключевых пункта этого соглашения заключались в следующем:
- Правительство Соединенных Штатов обязуется, что все плавание американских ледоколов в водах, которые Канада называет внутренними, будет осуществляться с согласия правительства Канады.
- Ничто в этом соглашении о сотрудничестве между арктическими соседями и друзьями, а также любая практика, предусмотренная им, не затрагивают соответствующую позицию правительств Соединенных Штатов и Канады по морскому праву в этом или других морских районах или их соответствующие позиции в отношении третьих сторон. [14]
Это соглашение, будучи де-факто , а не де-юре , не имело никакой основы для международного права. Тем не менее, канадские официальные лица считали, что любая просьба США о проходе только укрепит аргументы Канады в пользу суверенитета, если вопрос будет передан на рассмотрение международного суда. США усердно сдержали свое слово, запросив проход в соответствии с этим соглашением для USCGC Polar Star в октябре 1988 года, когда она была заблокирована ранней волной льда, не позволив ей вернуться в порт приписки Сиэтл через Берингов пролив . Что касается сотрудничества США в решении этого дипломатического затруднения, премьер-министр Брайан Малруни отметил, что «одна из величайших ироний позиции, занятой Соединенными Штатами, если следовать ее логическому завершению, заключается в том, что она может привести к гораздо большей свободе судоходства». в Арктике для Советов». [15]
Сегодня
[ редактировать ]По состоянию на 2020 год суверенитет Канады над водами региона по-прежнему остается спорным вопросом. Многие другие потенциальные нарушения территориальных претензий Канады (особенно со стороны военных судов, которые иногда действуют секретно) были совершены после разногласий. [16] [примечание 1] [17] Несмотря на это, Береговая охрана США по-прежнему соблюдает соглашение, возникшее в результате разногласий, что помогло укрепить сотрудничество с канадской береговой охраной в защите интересов двух стран в Арктике и разрешении этого спора раз и навсегда. [18] Это сотрудничество, в частности, включает в себя текущую совместную программу, целью которой является сбор геологических данных, которые могут помочь в разграничении континентального шельфа. Эти данные, в свою очередь, помогут подготовить представление в Комиссию Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа на 2013 год с намерением установить точные ограничения на то, где Канада может осуществлять суверенитет в регионе. [19]
Технологические достижения и меняющаяся среда безопасности привели к тому, что вопрос суверенитета выпал из поля зрения в обеих странах, но в последнее время [ когда? ] интерес возобновился из-за изменения климата , что сделало проход более доступным для коммерческих судов и облегчило бурение нефтяных скважин. [3] В результате в Канаде наблюдается рост политической воли к международному признанию ее прав на регион. [20]
См. также
[ редактировать ]- Отношения Канады и США
- Северо-Западный проход
- Территориальные претензии в Арктике
- Арктические исследования
- Арктическое сотрудничество и политика
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.437
- ^ Перейти обратно: а б с Киллаби, стр.35
- ^ Перейти обратно: а б Киллаби, стр.33
- ^ Коллингридж, Ванесса (2002). Капитан Кук . Эбери Пресс. ISBN 0-09-188898-0 .
- ^ Бриггс, стр.438.
- ^ Бриггс, стр.439.
- ^ Перейти обратно: а б с Бриггс, стр.440
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.441
- ^ Фишер, Мэтью (8 августа 1985 г.). «США хранят молчание по поводу заявлений СССР о проведении испытаний на Северо-Западном проходе». Глобус и почта .
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.442
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.443
- ^ Бриггс, стр.446.
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.447
- ^ «Соглашение между правительством Соединенных Штатов Америки и правительством Канады об арктическом сотрудничестве» . Информация о канадском договоре. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 23 сентября 2010 г.
- ^ Бриггс, стр.448-449.
- ^ Дэйв Озек, командующий подводными силами отдела по связям с общественностью Атлантического флота США. «Военный корабль США «Шарлотта» достиг важной вехи во время подледного перехода» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2007 г. Проверено 25 октября 2007 г.
- ^ Киллаби, стр.31
- ^ «Приказ об освобождении ледокола береговой охраны США «ХИЛИ» от применения Правил предотвращения загрязнения арктического судоходства» . Канадский вестник. 23 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ «Третье совместное исследование континентального шельфа Канады и США для демонстрации научного сотрудничества в Арктике» . Министерство иностранных дел и международной торговли Канады. 26 июля 2010 года . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ «Арктический суверенитет – приоритет: Харпер» . Новости Си-Би-Си. 23 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2010 года . Проверено 15 мая 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Бриггс, Филип Дж. (апрель 1990 г.). «Полярное морское путешествие и спор о Северо-Западном проходе». Вооруженные силы и общество . 16 (3). Мудрец: 437–452. дои : 10.1177/0095327X9001600308 . S2CID 145215083 .
- Киллаби, лейтенант-командир Гай (зима 2005–2006 гг.). « «Большая игра в холодном климате»: арктический суверенитет Канады под вопросом» (PDF) . Канадский военный журнал . 6 (4) . Проверено 23 сентября 2010 г.