Jump to content

Споры о Полярном море 1985 года

Маршруты Северо-Западного прохода

Споры о Полярном море 1985 года были дипломатическим событием, вызванным планами навигации USCGC Polar Sea через Северо-Западный проход из Гренландии на Аляску без официального разрешения канадского правительства . Позиция Соединенных Штатов заключалась в том, что Северо-Западный проход был международным проливом, открытым для судоходства, и они стремились только уведомить Канаду, а не попросить разрешения. [1]

Публикация планов вызвала ярость канадского общественного мнения, поскольку была расценена как нарушение и игнорирование суверенитета, и побудила правительство принять превентивные меры по защите арктических территорий Канады. [2] США так и не признали претензии Канады на Северо-Западный проход, но, тем не менее, два года спустя две страны достигли соглашения, которое предусматривало, что в будущем США будут запрашивать разрешение, прежде чем плавать по спорным водам.

Суверенитет Канады над водами региона по-прежнему оставался спорным вопросом по состоянию на 2010 год и, вероятно, будет приобретать все большее значение, поскольку изменение климата в Арктике может сделать эти воды более доступными для коммерческих судов и таяния морского льда для добычи нефти. сверлить проще. [3]

Исследование

[ редактировать ]

Со времен колонизации Америки Северо-Западный проход всегда представлял особый интерес, поскольку считалось, что он может предложить кратчайший путь в Азию. [4] Было предпринято множество попыток пересечь границу, но лишь немногие из них увенчались успехом из-за очень суровых условий, которые преобладают в канадской Арктике большую часть года. Британский действительно нашел проход между 1845 и 1847 годами, но об исследователь сэр Джон Франклин этом достижении стало известно лишь несколько лет спустя, поскольку он и его команда погибли во время путешествия . Роберт МакКлюр был первым исследователем, пережившим экспедицию 1850 года, но он завершил путешествие на санях . Лишь в 1906 году проход полностью прошел по воде норвежский исследователь Руаль Амундсен . Однако в то время уже началось строительство Панамского канала , и его завершение в 1914 году уменьшило потребность в этом маршруте.

Холодная война

[ редактировать ]

Лишь во время Второй мировой войны проход был снова исследован. С началом Холодной войны канадская Арктика стала первой линией защиты от Советов , поэтому США и Канада развили тесное сотрудничество, поскольку необходимость использования этой практически пустой территории в качестве буфера возросла. множество систем раннего предупреждения, таких как « Линия DEW» , « Линия Пайнтри» и « Линия Средней Канады», Таким образом, в этом регионе было развернуто а Северная система предупреждения используется до сих пор. [5]

СС Манхэттен и Закон о предотвращении загрязнения арктических вод

[ редактировать ]

После открытия крупных запасов нефти на Аляске желание сделать Северо-Западный проход судоходным существенно возросло. В 1969 году усиленный льдом нефтяной танкер SS Manhattan совершил полный рейс с помощью канадских и американских ледоколов. Хотя рейс был осуществлен с большими трудностями, сам факт того, что коммерческое судно могло пройти от Аляски до восточного побережья , имел большое значение и вызвал множество вопросов относительно статуса прохода. Несмотря на сотрудничество двух стран и присутствие наблюдателей на танкере, общественное мнение отреагировало на это предполагаемое нарушение суверенитета, подтолкнув канадское правительство принять Закон о предотвращении загрязнения арктических вод 1970 года. [2] В законе содержалась оговорка, исключающая его рассмотрение Всемирным судом , которая была снята в 1985 году, но во время разногласий по поводу Полярного моря этот акт все еще можно было считать односторонним. [6]

Путешествие

[ редактировать ]
USCGC Полярное море (WAGB-11)

В 1985 году USCGC Polar Sea вызвала споры, пройдя по северо-западному проходу из Гренландии на Аляску без официального разрешения канадского правительства. В то время Polar Sea сочла проводила плановую операцию по пополнению запасов, и Береговая охрана США , что использование Северо-Западного прохода вместо Панамского канала приведет к значительной экономии времени. Разрешение на рейс официально не запрашивалось правительством Соединенных Штатов из-за его позиции, согласно которой Северо-Западный проход является международным проливом, открытым для судоходства. И наоборот, по мнению канадского правительства, проход находился в пределах границы Канады. Тем не менее, Канада была уведомлена о предстоящем путешествии и решила сотрудничать с американцами, чтобы не наносить ущерба правовому положению каждого штата в обстановке, уже обострённой холодной войной. Следовательно, он предоставил канадских наблюдателей, которые должны были оставаться на борту корабля на протяжении всей операции по пополнению запасов. Когда планы плавания ледокола стали достоянием общественности, в парламенте возникли разногласия: стороны утверждали, что рейс ледокола нарушит суверенитет, в то время как другие заявили, что это не так, и назвали этот аргумент «намеренно антиамериканским». [1]

Учитывая стратегические и экономические интересы сохранения статус-кво , считалось, что политические риски, связанные с путешествием в Полярное море в 1985 году, были оправданы, поэтому было решено, что путешествие в Полярное море должно продолжаться. [7]

Масштабы реакции были недооценены, и давление общественного мнения на правительство Малруни вынудило его принять превентивные меры. [7] Первыми были инуиты региона, которые были обеспокоены риском того, что нерегулируемый коммерческий проход может поставить под угрозу их средства к существованию и поставить под угрозу их этническую целостность. [7] Затем группы националистов еще больше усилили давление на правительство через редакционные статьи в прессе и общественные протесты. Одна группа даже объявила о планах во время путешествия по полярному морю разместить канадские флаги на пути ледокола. Этот реальный план не был реализован, но канадским студентам и инуитским активистам удалось сбросить листовки в цилиндре, обернутом канадским флагом, на палубу корабля недалеко от острова Мелвилл . В их сообщении содержалась просьба к экипажу вернуть ледокол в международные воды. [8] Наконец, советская дипломатия поддержала общественный резонанс, заявив, что она верит в право Канады на суверенитет над своим Северо-Западным проходом точно так же, как СССР считал, что Северо-Восточный проход принадлежит им. [8]

США в то время не признавали права Канады на Северо-Западный проход. В интервью после заявления СССР Бюро по делам Европы и Канады просто ответило, что оно «может только повторить, что правительство США считает, что одни и те же принципы навигации применимы к обоим проходам. Это международные проливы. Сказать больше было бы спекуляцией. " [9] В соответствии со своей внешней политикой и в соответствии со своим географическим положением Соединенные Штаты последовательно защищали свое право в соответствии с международным правом на транзит через международные проливы и маршруты. Даже когда в 1971 году оно официально прекратило выступать за ограничение в три мили, оно призвало Комитет ООН по мирному использованию морского дна согласовать ограничение в двенадцать миль, за исключением тех случаев, когда оно меняло характер международных проливов. [10]

Последствия

[ редактировать ]

Реакция Канады

[ редактировать ]

Под ураганом критики и писем по поводу недостаточного ледокольного флота правительства и снисходительного отношения, а также растущей обеспокоенности тем, что плавание подорвет суверенитет Канады и создаст прецедент, правительство Малруни решило принять меры. [10] 10 сентября 1985 года, ссылаясь на исторический титул в качестве основания для своих претензий, был принят приказ совета, который установил прямые исходные линии по внешнему периметру страны, тем самым подтвердив, что Северо-Западный проход является канадскими водами, и пообещав обеспечить соблюдение требований по загрязнению арктических вод. Закон о профилактике. [2] [11] Были даны обещания усилить военно-морское и воздушное патрулирование; в частности, была также объявлена ​​​​программа под названием « Проект «Полярная 8» , которая предлагала строительство нового класса ледоколов большой выносливости. Эта программа была в конечном итоге отменена в 1990 году из-за сокращения бюджета.

Позиция США

[ редактировать ]

Этот приказ противоречил океанской политике США и был отвергнут на основании его односторонности и ограничений прав и свобод международного сообщества в навигации и полетах в открытом море. [11] Более того, США не ратифицировали Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, которую Канада использовала, заявляя о новых базовых линиях для своих побережий.

Однако растущая обеспокоенность по поводу возможностей советских атомных подводных лодок нового поколения, а также намерение Канады построить собственный флот таких судов и потенциальное вмешательство в американское присутствие в этом районе побудили к быстрому решению этого вопроса. По мнению Пентагона , усиление утверждения суверенитета Канады на севере поставит под угрозу ее способность развертывать силы для защиты Европы. [12] [13]

Соглашение

[ редактировать ]

11 января 1988 года госсекретарь США Джордж Шульц и министр иностранных дел Канады Джо Кларк подписали Соглашение об арктическом сотрудничестве. [13] Два ключевых пункта этого соглашения заключались в следующем:

Правительство Соединенных Штатов обязуется, что все плавание американских ледоколов в водах, которые Канада называет внутренними, будет осуществляться с согласия правительства Канады.
Ничто в этом соглашении о сотрудничестве между арктическими соседями и друзьями, а также любая практика, предусмотренная им, не затрагивают соответствующую позицию правительств Соединенных Штатов и Канады по морскому праву в этом или других морских районах или их соответствующие позиции в отношении третьих сторон. [14]

Это соглашение, будучи де-факто , а не де-юре , не имело никакой основы для международного права. Тем не менее, канадские официальные лица считали, что любая просьба США о проходе только укрепит аргументы Канады в пользу суверенитета, если вопрос будет передан на рассмотрение международного суда. США усердно сдержали свое слово, запросив проход в соответствии с этим соглашением для USCGC Polar Star в октябре 1988 года, когда она была заблокирована ранней волной льда, не позволив ей вернуться в порт приписки Сиэтл через Берингов пролив . Что касается сотрудничества США в решении этого дипломатического затруднения, премьер-министр Брайан Малруни отметил, что «одна из величайших ироний позиции, занятой Соединенными Штатами, если следовать ее логическому завершению, заключается в том, что она может привести к гораздо большей свободе судоходства». в Арктике для Советов». [15]

По состоянию на 2020 год суверенитет Канады над водами региона по-прежнему остается спорным вопросом. Многие другие потенциальные нарушения территориальных претензий Канады (особенно со стороны военных судов, которые иногда действуют секретно) были совершены после разногласий. [16] [примечание 1] [17] Несмотря на это, Береговая охрана США по-прежнему соблюдает соглашение, возникшее в результате разногласий, что помогло укрепить сотрудничество с канадской береговой охраной в защите интересов двух стран в Арктике и разрешении этого спора раз и навсегда. [18] Это сотрудничество, в частности, включает в себя текущую совместную программу, целью которой является сбор геологических данных, которые могут помочь в разграничении континентального шельфа. Эти данные, в свою очередь, помогут подготовить представление в Комиссию Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа на 2013 год с намерением установить точные ограничения на то, где Канада может осуществлять суверенитет в регионе. [19]

Технологические достижения и меняющаяся среда безопасности привели к тому, что вопрос суверенитета выпал из поля зрения в обеих странах, но в последнее время [ когда? ] интерес возобновился из-за изменения климата , что сделало проход более доступным для коммерческих судов и облегчило бурение нефтяных скважин. [3] В результате в Канаде наблюдается рост политической воли к международному признанию ее прав на регион. [20]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Большая часть действий с участием американских подводных лодок (включая их нынешние и прошлые позиции и курсы) засекречена , поэтому в соответствии с этой политикой ВМС США отказались раскрыть, какой маршрут(ы) прошла «Шарлотта» , чтобы достичь полюса и вернуться с него.
  1. ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.437
  2. ^ Перейти обратно: а б с Киллаби, стр.35
  3. ^ Перейти обратно: а б Киллаби, стр.33
  4. ^ Коллингридж, Ванесса (2002). Капитан Кук . Эбери Пресс. ISBN  0-09-188898-0 .
  5. ^ Бриггс, стр.438.
  6. ^ Бриггс, стр.439.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Бриггс, стр.440
  8. ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.441
  9. ^ Фишер, Мэтью (8 августа 1985 г.). «США хранят молчание по поводу заявлений СССР о проведении испытаний на Северо-Западном проходе». Глобус и почта .
  10. ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.442
  11. ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.443
  12. ^ Бриггс, стр.446.
  13. ^ Перейти обратно: а б Бриггс, стр.447
  14. ^ «Соглашение между правительством Соединенных Штатов Америки и правительством Канады об арктическом сотрудничестве» . Информация о канадском договоре. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 23 сентября 2010 г.
  15. ^ Бриггс, стр.448-449.
  16. ^ Дэйв Озек, командующий подводными силами отдела по связям с общественностью Атлантического флота США. «Военный корабль США «Шарлотта» достиг важной вехи во время подледного перехода» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2007 г. Проверено 25 октября 2007 г.
  17. ^ Киллаби, стр.31
  18. ^ «Приказ об освобождении ледокола береговой охраны США «ХИЛИ» от применения Правил предотвращения загрязнения арктического судоходства» . Канадский вестник. 23 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 24 сентября 2010 г.
  19. ^ «Третье совместное исследование континентального шельфа Канады и США для демонстрации научного сотрудничества в Арктике» . Министерство иностранных дел и международной торговли Канады. 26 июля 2010 года . Проверено 24 сентября 2010 г.
  20. ^ «Арктический суверенитет – приоритет: Харпер» . Новости Си-Би-Си. 23 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2010 года . Проверено 15 мая 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62f9c3f670d35aafe7d65e2a67225330__1700090280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/30/62f9c3f670d35aafe7d65e2a67225330.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1985 Polar Sea controversy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)