Живая лаборатория
![]() | Эта статья, кажется, содержит большое количество модных словечек . ( апрель 2024 г. ) |
Живые лаборатории — это открытые инновационные экосистемы в реальных условиях, использующие итеративные процессы обратной связи на протяжении всего жизненного цикла инновации для создания устойчивого воздействия. Они сосредоточены на совместном творчестве , быстром прототипировании и тестировании, а также на расширении инноваций и бизнеса, обеспечивая (различные типы) общую ценность для вовлеченных заинтересованных сторон. В этом контексте живые лаборатории действуют как посредники/организаторы между гражданами, исследовательскими организациями, компаниями и правительственными учреждениями/уровнями. [1]
Фон
[ редактировать ]Термин «живая лаборатория» появился параллельно в исследовательских сообществах, занимающихся вопросами окружающего интеллекта (AmI). [2] контексте и из обсуждения опыта и прикладных исследований (EAR). [3] Появление термина основано на концепции пользовательского опыта. [4] [5] [6] [7] [8] [9] и окружающий интеллект. [10] [11] [12]
Уильяму Дж. Митчеллу , Кенту Ларсону и Алексу (Сэнди) Пентланду из Массачусетского технологического института приписывают первое исследование концепции живой лаборатории. Они утверждали, что живая лаборатория представляет собой ориентированную на пользователя исследовательскую методологию для обнаружения, прототипирования , проверки и совершенствования сложных решений в многочисленных и развивающихся контекстах реальной жизни. В настоящее время из разных источников доступно несколько описаний и определений живых лабораторий. [13] [14] [15] [16] [17] [18]
Описание
[ редактировать ]Живая лаборатория — это открытая инновационная экосистема, ориентированная на пользователя. [19] [20] [21] часто действует в территориальном контексте (например, город, агломерация, регион, кампус), интегрируя параллельные исследовательские и инновационные процессы [22] в рамках государственно-частно-народного партнерства. [23]
Концепция основана на систематическом подходе к совместному созданию пользователей, интегрирующем исследовательские и инновационные процессы. Они интегрируются посредством совместного создания, исследования, экспериментирования и оценки инновационных идей, сценариев, концепций и связанных с ними технологических артефактов в реальных случаях использования. Такие варианты использования включают сообщества пользователей не только как наблюдаемых субъектов, но и как источник творчества. Этот подход позволяет всем заинтересованным сторонам одновременно учитывать как глобальную производительность продукта или услуги, так и его потенциальное принятие пользователями. Это рассмотрение может быть принято на более ранней стадии исследований и разработок, а также на всех этапах жизненного цикла продукта, от проектирования до переработки. [24]
Методы исследования, ориентированные на пользователя, [25] такие как исследование действий , информатика сообщества , контекстный дизайн , [26] ориентированный на пользователя дизайн , совместный дизайн , [27] эмпатический дизайн , эмоциональный дизайн , [28] [29] [30] и другие методы удобства использования уже существуют, но не дают пользователям достаточных возможностей для совместного творчества в открытых средах разработки. Совсем недавно Web 2.0 продемонстрировал положительное влияние вовлечения сообществ пользователей в разработку новых продуктов (NPD), таких как проекты массового сотрудничества (например, краудсорсинг , Мудрость толпы ) при коллективном создании нового контента и приложений.
Живая лаборатория не похожа на испытательный стенд , поскольку ее философия заключается в том, чтобы превратить пользователей из традиционно рассматриваемых субъектов для тестирования модулей на соответствие требованиям в создателей ценности, способствующих совместному созданию и исследованию новых идей, прорывных сценариев, инновационных концепции и связанные с ними артефакты. Следовательно, живая лаборатория скорее представляет собой экспериментальную среду, которую можно сравнить с концепцией экспериментального обучения , где пользователи погружаются в творческое социальное пространство для проектирования и переживания своего собственного будущего. Живые лаборатории также могут использоваться политиками и пользователями/гражданами для разработки, изучения, тестирования и доработки новых политик и правил в реальных сценариях для оценки их потенциального воздействия перед их реализацией. [ нужна ссылка ]
Как это работает
[ редактировать ]Живые лаборатории определяются как ориентированные на пользователя открытые инновационные экосистемы, основанные на систематическом подходе к совместному созданию пользователей, интегрирующем исследовательские и инновационные процессы в реальных сообществах и условиях . На практике живые лаборатории ставят гражданина в центр инноваций и, таким образом, демонстрируют способность лучше адаптировать возможности, предлагаемые новыми концепциями и решениями ИКТ, к конкретным потребностям и чаяниям местного контекста, культуры и творческого потенциала.
«Живые лаборатории» — это организации, в которых участвуют заинтересованные стороны из четверной спирали для создания общего видения, миссии и стратегических целей со своими заинтересованными сторонами и для них, а также для определения множества различных инновационных проектов, существующих в результате совместной деятельности.
Эту так называемую трехуровневую модель представил доктор Дмитрий Шурман еще в 2015 году. Эта модель является частью его докторской диссертации «Преодоление разрыва между открытыми и пользовательскими инновациями». [31] широко используемая в ENoLL, Европейской сети живых лабораторий, описывает живые лаборатории как организации, существующие на трех уровнях:
- На макроуровне «Живая лаборатория» — это государственно-частное партнерство, состоящее из различных заинтересованных сторон, организованное для проведения исследований «Живая лаборатория» и проектов «Живая лаборатория». мы предлагаем термин «созвездие Живой лаборатории» . Для обозначения этого уровня
- На мезоуровне мы различаем инновационные проекты Living Lab, реализуемые в рамках созвездия Living Lab. Мы также можем назвать это проектом « Живая лаборатория» .
- Исследовательскую деятельность, осуществляемую в рамках проекта «Живая лаборатория», мы предлагаем называть деятельностью на микроуровне в «Живой лаборатории». В основном это состоит из конкретной методологии Living Lab, предназначенной для «культивирования идей, основанных на знаниях пользователей» и «поверхностных неявных, экспериментальных и предметных знаний, чтобы их можно было в дальнейшем систематизировать и передавать» (Almirall & Wareham, 2011).
Ключевые элементы живой лаборатории
[ редактировать ]В самых разных живых лабораториях все живые лаборатории используют шесть одинаковых строительных блоков. ENoLL, Европейская сеть живых лабораторий, описывает их следующим образом:
- Оркестрация : живая лаборатория действует как оркестратор в экосистеме, обеспечивая связь и партнерство с соответствующими заинтересованными сторонами.
- Участие многих заинтересованных сторон : целостный взгляд на общество с привлечением заинтересованных сторон из модели четверной спирали (правительство, научные круги, частный сектор и граждане)
- Активное вовлечение пользователей : живая лаборатория «активно» вовлекает соответствующие заинтересованные стороны во все соответствующие действия, гарантируя, что их отзывы будут зафиксированы и реализованы на протяжении всего жизненного цикла инновации.
- Совместное создание : в живой лаборатории ценности создаются снизу вверх не только для всех заинтересованных сторон, но и для всех заинтересованных сторон, что обеспечивает более широкое принятие в конечном итоге.
- Реальные условия : живая лаборатория работает в реальных условиях конечных пользователей, внедряя инновации в их реальную жизнь вместо того, чтобы перемещать пользователей на тестовые площадки для изучения инноваций.
- Многометодный подход : каждое живое лабораторное действие основано на проблеме. Таким образом, методологический подход к каждому отдельному виду деятельности будет выбираться на основе ожидаемых результатов деятельности и заинтересованных сторон, которых необходимо вовлечь.
Типы живых лабораторий
[ редактировать ]С концептуальной точки зрения на данный момент мы выделяем 4 «типа» живых лабораторий:
- Лаборатории городской и сельской жизни : открытие города/региона как площадки для экспериментов (+) совместного творчества, активного взаимодействия с пользователями, экспериментов в реальных условиях, участия нескольких заинтересованных сторон, использования нескольких методов.
- Живая лаборатория, ориентированная на исследования (сфокусированная на исследованиях): из различных тем исследований этот тип живых лабораторий занимается совместным созданием моделей для решения проблем.
- Живой испытательный стенд (ориентированный на поставщика): этот тип «Живой лаборатории» фокусируется на разработке новых технологий и их принятии обществом посредством демонстрационных проектов (например, «Дом/Ферма будущего», лаборатории «Индустрия 4.0»).
- Living Labs как услуга (для МСП и стартапов): предложение общих инструментов и методологий LL для компаний, чтобы помочь им ускорить их инновационные воронки.
Большинство живых лабораторий сочетают в себе несколько типов, но их внимание сосредоточено на одном из вышеперечисленных.
Европейская сеть живых лабораторий
[ редактировать ]Европейская сеть живых лабораторий (ENoLL) — это международная некоммерческая ассоциация (основанная в 2007 году), целью которой является продвижение и развитие инновационных экосистем, управляемых пользователями , а точнее — «Живых лабораторий» во всем мире.
ENoLL фокусируется на содействии обмену знаниями , совместным действиям и партнерству по проектам среди своих исторически отмеченных +/- 500 членов, влияя на политику ЕС, продвигая живые лаборатории и обеспечивая их внедрение во всем мире.
MIT Living Labs/Городская наука/Медиа-лаборатория
[ редактировать ]С 2004 по 2007 год Консорциум MIT House_n (ныне City Science) под руководством Кента Ларсона создал и управлял PlaceLab, [32] жилая живая лаборатория, расположенная в многоквартирном жилом доме в Кембридже. Массачусетс. В то время PlaceLab была самой оснащенной инструментами средой обитания, когда-либо созданной. Сотни датчиков и полуавтоматическое распознавание активности позволили исследователям определить, где находились пассажиры, что они делали, с какими системами они взаимодействовали, а также состояние окружающей среды. Добровольцы жили в учреждении неделями, чтобы проверить эффективность профилактических систем здравоохранения, связанных с диетой, физическими упражнениями, соблюдением режима лечения и другими вмешательствами. Кент Ларсон , Стивен Интилль, Эммануэль Мунгия Тапиа и другие исследователи PlaceLab дважды получали «10-летнюю награду за влияние» от Ubicomp: награду «проверка временем» за работу, которая, если оглянуться назад, оказала наибольшее влияние . За этой работой последовал BoxLab, объект домашней мебели, который собирал и обрабатывал данные датчиков в доме, и CityHome, который интегрировал архитектурную робототехнику в мебель, чтобы легко трансформировать пространство от сна к общению, работе и обеду (теперь запущенный на коммерческой основе как ORI Living). .
В 2010 году Митчелл, Ларсон и Пентленд сформировали первый в США исследовательский консорциум живых лабораторий. По данным сайта консорциума: [33]
Конвергенция глобализации, меняющаяся демография и урбанизация меняют почти все аспекты нашей жизни. Мы сталкиваемся с новым выбором относительно того, где и как мы работаем, живем, путешествуем, общаемся и сохраняем здоровье. В конечном итоге наше общество трансформируется. MIT Living Labs объединяет междисциплинарных экспертов для разработки, внедрения и тестирования — в реальных условиях жизни — новых технологий и стратегий дизайна, которые реагируют на этот меняющийся мир. Масштаб нашей работы варьируется от личного до городского и решает проблемы, связанные со здоровьем, энергией и творчеством.
С тех пор консорциум был реорганизован в Инициативу городской науки в Медиа-лаборатории Массачусетского технологического института в рамках Школы архитектуры + планирования. В настоящее время существует международная сеть городских научных лабораторий в Университете Тунцзи ( Шанхай ), Тайбэйском технологическом институте ( Тайбэй ), Университете Хафенсити ( Гамбург ), Университете Аалто ( Хельсинки ), ActuaTech ( Андорра ) и Столичном университете Торонто ( Торонто ). [34]
По состоянию на август 2019 г. [update]Ларсон — директор Городской научной инициативы в Медиа-лаборатории Массачусетского технологического института. [35] Пентланд — профессор медиаискусства и науки и директор программы предпринимательства MIT Media Lab (также в рамках Школы архитектуры и планирования). [36] Недавно он заключил партнерство с правительством Южной Австралии для создания живой лаборатории в центре « Лот четырнадцать» , аналогичной лабораториям MIT Living Labs в Нью-Йорке , Пекине и Стамбуле . [37]
См. также
[ редактировать ]- Бизнес-кластер
- Ситилаб
- Параллельное проектирование
- Осведомленность о контексте
- Взаимодействие человека и компьютера
- Информатика
- Социальные вычисления
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "О нас" . 13 июля 2017 г.
- ^ «Интернет-сообщества AMI@Work» . Wiki-сообщества AMI@Work . Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ Отчет рабочей группы ISTAG EAR «Вовлечение пользователей в разработку окружающего интеллекта» на http://www.cordis.lu/ist/istag.htm.
- ^ Гавер, В.В., Баучер, А., Пеннингтон, С. и Уокер, Б. (2004). Культурные исследования и ценность неопределенности.
- ^ Гавер Б., Данн Т. и Паченти Э. (1999). Дизайн: Культурные исследования, взаимодействия, 6 (1). 21-29
- ^ Чиксентмихайи, М. и Ларсон, Р. (1997). Валидность и надежность метода выборки опыта, Журнал нервных и психических заболеваний, 175. 526-536.
- ^ Гаретт, Дж (2002). Элемент пользовательского опыта, Мягкая обложка
- ^ Чиксентмихайи, М., Ларсон, Р. и Прескотт, С. (1987). Экология подростковой деятельности и опыта, Журнал молодежи и подростков, 6. 281-294.
- ^ Пользовательский опыт ( http://www.uxnet.org )
- ^ Аартс, Эмиль HL; Стефано Марцано (2003). Новое повседневное: взгляды на окружающий интеллект. 010 Издательство. п. 46. ISBN 978-90-6450-502-7 .
- ^ де Рюйтер, Б. и Пелгрим, Э. (2007). Исследование Ambient Assisted Living в CareLab, ACM Interactions, том 14, выпуск 4, июль + август 2007 г.
- ^ де Рюйтер, Б., ван Лоенен Э. и Тивен, В. (2007). Пользовательско-ориентированные исследования в ExperienceLab, Европейская конференция, AmI 2007, Дармштадт, Германия, 7–10 ноября 2007 г. LNCS Volume 4794/2007, Springer.
- ^ Core Labs (2006), http://www.ami-communities.net/wiki/CORELABS. Архивировано 16 июля 2006 г. в Wayback Machine .
- ^ Ниитамо, В.-П.; Кулкки, С.; Эрикссон, М.; Хриберник, К.А.: Современное состояние и передовая практика в области живых лабораторий, Материалы 12-й Международной конференции по параллельному предпринимательству: инновационные продукты и услуги через сети сотрудничества, Милан, Италия, 2006, 349-357.
- ^ Паллот, М; Трусс, Б.; Принц В.; Ришир С.; де Рюйтер, Б.; Реролл, О.: Катци, Б.; Сенах, Б.: Исследования Living Labs. Специальный выпуск информационного бюллетеня ECOSPACE 5, посвященный «Живым лабораториям», страницы 15–22. http://www.ami-communities.eu/wiki/ECOSPACE_Newsletter_No_5#Living_Labs_Research
- ^ Шумахер, Дж.; Фёрштайн, К.: «Живые лаборатории» — новый многосторонний подход к интеграции пользователей, представленный на 3-й Международной конференции по совместимости корпоративных систем и приложений (I-ESA'07), Фуншал, Мадейра, Португалия, 2007 г.
- ^ Кусиак, А., Университет Айовы, «Инновации: перспектива живой лаборатории», Компьютерное проектирование и приложения, Vol. 4, № 6, 2007, стр. 863–876.
- ^ Информационное общество и средства массовой информации Европейской комиссии, подразделение F4 «Новые парадигмы инфраструктуры и экспериментальные объекты». Living Labs для открытых инноваций, управляемых пользователями. Обзор методологии, деятельности и достижений Living Labs. Январь 2009 года.
- ^ Фон Хиппель, Э. (1986). Ведущие пользователи: источник новых концепций продуктов. Наука управления 32, 791–805.
- ^ Чесбро, HW (2003). Открытые инновации: новый императив создания технологий и получения прибыли от них. Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса.
- ^ Алмиралл, Э., Уэрхэм, Дж. (2011). Живые лаборатории: арбитры инноваций среднего и нижнего уровня. Технологический анализ и стратегический менеджмент, 23 (1), 2011, стр. 87–102.
- ^ Билграм, В.; Брем, А.; Фойгт, К.-И. (2008). Ориентированные на пользователя инновации в разработке новых продуктов; Систематическое выявление ведущих пользователей, использующих интерактивные онлайн-инструменты для совместной работы, в: Международный журнал управления инновациями, Vol. 12, № 3, стр. 419-458.
- ^ Паллот М. (2009). Привлечение пользователей к исследованиям и инновациям: подход «Живая лаборатория» как открытая инновационная экосистема, ориентированная на пользователя. Блог Веббергенса. «Блог Вебергенса» . Архивировано из оригинала 9 мая 2012 г. Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Кусяк, А.; Тан, К.-Ю.: Инновации в структуре жизненного цикла требований, Материалы 5-го Международного симпозиума по интеллектуальным производственным системам, IMS'2006, Университет Сакарья, Сакарья, Турция, 2006, 61-67.
- ^ ISO 13407: (1999), озаглавленный «Процессы человеко-ориентированного проектирования интерактивных систем», представляет собой стандарт ISO, обеспечивающий руководство по человеко-ориентированному проектированию на протяжении всего жизненного цикла интерактивных компьютерных систем.
- ^ Бейер, Х. и Хольцблатт, К. (1998). Контекстный дизайн: определение клиентоориентированных систем. Сан-Франциско: Морган Кауфманн. ISBN 1-55860-411-1
- ^ Шулер, Намиока (1997). Совместное проектирование, Лоуренс Эрлбаум, 1993 г., и глава 11 в «Справочнике Хеландера по HCI», Elsevier, 1997 г.
- ^ Норман, Д. (2004). Эмоциональный дизайн . : почему мы любим (или ненавидим) повседневные вещи, Нью-Йорк: Basic Books.
- ^ Норман, Д. (1998). Невидимый компьютер, почему хорошие продукты могут выйти из строя, персональный компьютер настолько сложен, а информационные устройства являются решением, Кембридж, Массачусетс, MIT Press
- ^ Норман, Д. (2007). Дизайн вещей будущего . Основные книги.
- ^ « Преодоление разрыва между открытыми и пользовательскими инновациями »
- ^ «ПлейсЛаб» . Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ «Живые лаборатории MIT» . Архивировано из оригинала 16 июля 2010 года.
- ^ «MIT City Science» . Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ «За пределами умных городов: люди» . Массачусетский технологический институт . Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ «Алекс «Сэнди» Пентленд» . Массачусетский технологический институт . Проверено 31 августа 2019 г.
- ^ «На четырнадцатом участке Аделаиды разместится первая в Австралии живая лаборатория» . Оптус . 4 июля 2019 года . Проверено 31 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рецензируемый Technology Innovation Management Review 2012 г., посвященный живым лабораториям (журнал в открытом доступе) специальный выпуск
- Эскелинен, Ярмо, Гарсиа Роблес, Ана, Линди, Илари, Марш, Джесси, Муэнте-Кунигами, Артуро, редакторы, 2015. Инновации, управляемые гражданами – Путеводитель для мэров городов и государственных администраторов . Всемирный банк и ENoLL.