Блондинка

«Блондинка» , также называемая «Флора» , — картина маслом Пальмы Веккьо , датированная сегодня примерно 1520 годом, но недокументированная до 1870 года, находящаяся в коллекции Национальной галереи в Лондоне.
Это поясное изображение женщины в свободной белой сорочке с темно-зеленой мантией, держащей цветы, интерпретировалось как идеализированное изображение женской красоты (иногда в связи с римской богиней Флорой ) и как реальный портрет либо джентльменша или куртизанка.
Описание
[ редактировать ]Картина была написана маслом на деревянной панели размером 77,5 на 64,1 см (2 фута 6½ дюйма на 2 фута 3¾ дюйма); Вдоль верхней части панели добавлена полоса высотой 2,54 см (1 дюйм), удлиняющая ее. [ 1 ] Он находится в очень хорошем состоянии, большая часть перекраски сосредоточена на той стороне лица и волос, которые отбрасывают тень. [ 2 ]
Сюжет - молодая женщина со светлой кожей и светлыми, тщательно уложенными шелковистыми волосами, ниспадающими на плечи, с большим количеством декольте ; ее белая сорочка или камиция расстегнута и сползает с плеча, обнажая правую грудь и сосок , а для застегивания сорочки имеется кусочек узкой синей ленты. В ее правой руке небольшой букет ярких весенних цветов. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Дата
[ редактировать ]
Сравнивая трактовку прически девушки Пальмой с аналогичными стилями на картинах современных венецианских художников, таких как Лоренцо Лотто , картина была датирована примерно 1520 годом. [ 5 ] Рихтер (1910) считает, что эта картина представляет творчество Пальмы за предыдущее десятилетие, с 1510 по 1520 год, и по композиции близка к «прекрасной серии портретов », которая сейчас хранится в Венской галерее . [ 6 ] Работу сравнивают с «Сивиллой» Пальмы , которая также датируется 1520-ми годами. [ 7 ] В картине Пальмы «Венера и Амур в пейзаже» , датированной Музеем Фицуильяма примерно 1523 или 1524 годом, [ 8 ] У Венеры такая же ямочка на подбородке и другие черты лица, как у девушки на этой картине. [ 9 ]
Анализ
[ редактировать ]Пальма Веккьо известен главным образом религиозными сценами и женскими портретами, и Гулд (1975) считает этот пример последней группы характерным для своего стиля. [ 10 ] [ 11 ] Сюжет - молодая женщина того «роскошного и сладострастного типа», которым очень восхищались в Венеции в начале шестнадцатого века и которая была представлена в работах Тициана , Пальмы, Лоренцо Лотто , Бонифацио Веронезе , Париса Бордоне и других. [ 1 ] [ 12 ] О характере этих произведений ведутся споры относительно того, являются ли изображенные женщины просто идеалами женской красоты, созданными художником, или портретами реально существующих красавиц, а если портретами, то чьими. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

В каталогах Национальной галереи эта картина раньше называлась «Флора» , в честь древнеримской богини весны и цветов . [ 2 ] [ 15 ] Некоторые особенности композиции, такие как небольшой букет из незабудок , лютиков (или стеноцветов ) и примул, которые персонаж держит в правой руке, а также эротический намек на расстегнутую сорочку, вызывают сравнение с более ранней картиной Тициана. того же имени . [ 2 ] [ 15 ] Рихтер пишет о «холодной белизне» сорочки, свалившейся с плеч, «как сброшенная оболочка раскрывающегося цветка». [ 16 ] Гулд считает, что влияние Тициана вероятно, хотя и недоказуемо, учитывая нехватку первоисточников для картины. [ 2 ]
Личность натурщика неизвестна, и, по словам Гулда, ее невозможно определить, учитывая «краткое описание черт лица». [ 2 ] Рихтер, наоборот, описывает «тщательно индивидуализированные головы» женщин Пальмы как портреты. [ 17 ] Пальма нарисовал несколько подобных поясных изображений (реальных или идеальных) красавиц, и этот тип стал одной из его специализаций. [ 11 ] Такие эротизированные изображения, никогда не предназначавшиеся для публичной выставки, принадлежали клиентуре богатых коллекционеров-мужчин и висели в частных квартирах. [ 18 ] [ 9 ] Есть также свидетельства того, что некоторые успешные куртизанки и любовницы покупали и владели собственными очаровательными портретами, чтобы рекламировать свое очарование. [ 9 ] Портреты таких известных женщин заказывали их возлюбленные и поклонники, которые иногда даже фотографировались с ними. [ а ] [ 17 ]

Филлипс (1897) пишет об «изысканных золотисто-белокурых куртизанках — или, если хотите, моделях, — которые постоянно появляются и вновь появляются в этот период венецианского искусства». [ 19 ] Связь с проституцией распространяется на имя Флора, которое было псевдонимом проституток в Италии с римских времен . [ 20 ] [ 21 ] Коллиер-Фрик (1987) считает, что длинные, распущенные и струящиеся локоны девушки, типичные для этого типа изображений, являются намеком на иконографию Марии Магдалины , покровительницы проституток, чье беспорядочное прошлое символизировалось ее роскошными волосами; [ 22 ] в то время как Мелленкамп (1969) видит классическую ссылку на нимф с распущенными волосами . [ 23 ]
Рихтер утверждает, что на некоторых изображениях молодых женщин Пальмы могут быть изображены куртизанки, но в равной степени они могут быть портретами знатных дам, джентльменов и молодых невест, чьи мужья просто гордились их красотой. [ б ] [ 24 ] [ 25 ] Тициана Буркхардт (1859) ранее предполагал, что Флора изображена в ее «обручальном» платье, но Мелленкамп оспаривает эту идею, ссылаясь на камицию (блузку нижнего белья) и обнаженную грудь как на невероятные элементы брачного портрета эпохи Возрождения. [ 26 ] [ 22 ]
Провенанс
[ редактировать ]
Пальма никогда не подписывал и не датировал ни одно из своих полотен, и хотя сегодня это полотно приписывается ему на основании стиля и исполнения композиции, документация по картине полностью отсутствует до 1870 года. [ 2 ] [ 27 ] 30 апреля 1870 года он был продан на аукционе Christie's под номером 53 на аукционе Уильяма Делафилда с указанием авторства Пэрис Бордоне . [ 5 ] [ 28 ] Картина была куплена у доктора Беччи во Флоренции, который приобрел ее некоторое время назад в Англии и был твердо убежден, что это работа Леонардо да Винчи . Раньше он принадлежал мистеру Делафилду. [ 29 ] Она была приобретена Людвигом Мондом в 1889 году, который незадолго до своей смерти в 1909 году завещал ее вместе с большей частью своей коллекции картин старых мастеров Национальной галерее в ожидании смерти своей вдовы Фриды Монд, которая жила в 1889 году. до 1923 года. [ 30 ] В 1924 году, после урегулирования юридического спора с семьей, Национальная галерея приобрела картину ( инвентарный номер NG3939) по завещанию Монда . [ 5 ]
Между записанными тремя копиями или версиями композиции:
- Ранее находился в коллекции герцога Нортумберлендского в Сайон-Хаусе , продан на аукционе Sotheby's 26 марта 1952 года под номером 109. [ 5 ] [ 29 ]
- Из анонимной продажи, проданной на аукционе Sotheby's 12 декабря 1954 года под номером 62. [ 5 ]
- Продан в Кельне в 1904 году. [ 5 ] Натурщица описывается как носящая жемчуг . [ 5 ] [ 31 ]
Аллюзии
[ редактировать ]- В своем романе 1969 года «Ада или пыл: семейная хроника » Владимир Набоков обращается к этой картине («венецианская блондинка») и художнику («пьяная Пальма Веккьо»). [ 32 ] [ 33 ]
Связанные работы
[ редактировать ]-
Тициан: Женщина с зеркалом , ок. 1515
-
Пальма: Молодая женщина в зеленом платье , ок. 1512–1514 гг.
-
Пальма: Молодая женщина в синем платье с веером , ок. 1512–1514 гг.
-
Пальма: Марс, Венера и Амур , ок. 1520 г.
-
Пальма: «Ла Белла» , ок. 1518–1520 гг.
-
Пальма: Дама с лютней , ок. 1520 г.
-
Пальма: Куртизанка , ок. 1520 г.
-
Мельци: Флора , ок. 1520 г.
-
Пальма: Сивилла , ок. 1522–1524 гг.
-
Пальма: Молодая женщина с обнаженной грудью , ок. 1525 г.
-
Пальма: Купающиеся нимфы , ок. 1525–1528 гг.
-
Парис Бордоне: Венецианские любовники , ок. 1525–1530 гг.
-
Пэрис Бордоне: Женщина с розой , ок. 1540 г.
-
Тициан: Лавиния в роли Флоры , ок. 1550-е годы
-
Караваджо: Куртизанка , ок. 1597 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сравните, например, Лауру Дианти , «Женщина с зеркалом » Тициана в Лувре и аналогичные картины Париса Бордоне в Брере и других местах. [ 17 ]
- ↑ Поэтому Рихтер называет эту картину «Портрет дамы» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Рихтер 1910, ip 129.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гулд 1987, с. 187.
- ^ Рихтер 1910, т.е. стр. 133–134.
- ^ Крейн и др., ред. 2018, с. 346.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гулд 1987, с. 188.
- ^ Рихтер 1910, ip 130.
- ^ Фонд королевской коллекции .
- ^ Музей Фицуильяма .
- ^ Перейти обратно: а б с Национальная галерея.
- ^ Гулд 1987, стр. 184–185.
- ^ Перейти обратно: а б Хамфри 1995, с. 167.
- ^ Перейти обратно: а б Рихтер 1910, ip 133.
- ^ Филиппс 1905, с. 26.
- ^ Хамфри 1995, стр. 167–168.
- ^ Перейти обратно: а б Рихтер 1910, т.е. стр. 129–130.
- ^ Рихтер 1910, т.е. стр. 129, 134.
- ^ Перейти обратно: а б с Рихтер 1910, ip 134.
- ^ Рихтер 1910, ip 135.
- ^ Филлипс 1897, с. 52.
- ^ Состоялось в 1961 г., стр. 202–203.
- ^ Санторе 2008, стр. 20–21.
- ^ Перейти обратно: а б Коллиер-Фрик 1987, с. 40.
- ^ Мелленшам 1969, стр. 175–7.
- ^ Рихтер 1910, т.е. стр. 133–135.
- ^ Буркхардт 1955, iii. п. 249, примечание
- ^ Мелленшам 1969, стр. 174–7.
- ^ Рихтер 1910, ip 131.
- ^ Рихтер 1910, ipx
- ^ Перейти обратно: а б Рихтер 1910, ip 136.
- ^ Уордлворт 2003, с. 88.
- ^ Спан 1932, с. 126.
- ^ Набоков 1969, с. 141.
- ^ Шапиро 2014, с. 156.
Источники
[ редактировать ]- Буркхардт, Джейкоб (1955) [1859]. Собрание сочинений . Том 3 (5-е изд.). Базель: Benno Schwabe & Co. 249, примечание 3.
- Коллиер-Фрик, Кэрол (1987). «Из сада прекрасных цветов» [Перевод с итальянского] (PDF) . Итальянские карты . 1 (8): 37–52. дои : 10.5070/C918011256 .
- Гулд, Сесил (1987) [1975]. Итальянские школы шестнадцатого века . Каталоги Национальной галереи. Лондон: William Clowes Ltd., стр. 184–5, 187–8.
- Хелд, Юлиус С. (1961). «17. Флора: Богиня и Куртизанка» . В Мейсе, Миллард (ред.). Очерки в честь Эрвина Панофски . Том. 1. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 201–18.
- Хамфри, Питер (1995). Живопись в Венеции эпохи Возрождения . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 162–8.
- Джонс, Джонатан (4 апреля 2012 г.). «Флора во плоти: Блондинка Пальмы Веккьо» . The Guardian (онлайн-изд.).
- Крен, Томас; Берк, Джилл; Кэмпбелл, Стивен Дж., ред. (2018). Ренессансная обнаженная натура . Музей Дж. Пола Гетти. стр. 346–7. ISBN 978-1-60606-584-6 .
- Мелленшам, Эмма Х. (июнь 1969 г.). «Заметка о костюме Флоры Тициана » . Художественный вестник . 51 (2): 174–7. дои : 10.2307/3048611 . JSTOR 3048611 .
- Набоков, Владимир (1969). Ада или Ардор: Семейная хроника . Нью-Йорк: McGraw Hill International, Inc., с. 141. ( Ада Онлайн ).
- Филлипс, Клод (1897). Ранние работы Тициана . Лондон: Seeley & Co., Limited. стр. 18, 52.
- Филиппс, Адольф (февраль 1905 г.). «Die Kunst der Renaissance in Italien» [Сокращено с немецкого]. Магистр искусств. Пальма Веккьо. Венецианская школа . Том. 6, Часть 62. Бостон, Массачусетс: Bates & Guild Co., стр. 26–7.
- Рихтер, Жан Поль (1910). Коллекция Mond, признание . Том. 1. Лондон: Джон Мюррей. стр. 129–36.
- Санторе, Кэти (2008). «Как нимфа» . Источник: Записки по истории искусства . 27 (4): 20–1. дои : 10.1086/су.27.4.23207904 . JSTOR 23207904 . S2CID 192992924 .
- Шапиро, Гавриэль (2014). Нежная дружба и очарование совершенного согласия: Набоков и его отец . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 156. ИСБН 978-0-472-11918-9 .
- Спан, Аннемари (1932). Пальма Веккьо (на немецком языке). Лейпциг: Карл В. Хирсеманн. п. 126.
- Уордлворт, Деннис (2003). «Дружеская» битва за наследство Монда» . Британский художественный журнал . 4 (3): 87–93. JSTOR 41614493 .
- «Пальма Веккьо | Блондинка | NG3939» . Национальная галерея . Проверено 28 ноября 2022 г.
- «RCIN 405763 – Сивилла» . Королевский фонд коллекций . Проверено 14 января 2023 г.
- «Венера и Амур: 109» . Музей Фицуильяма . Проверено 17 января 2023 г.
- «Пальма Веккьо | Блондинка | NG3939» . Национальная галерея .
- «RCIN 405763 – Сивилла» . Королевский фонд коллекций .
- «Венера и Амур: 109» . Музей Фицуильяма .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрюлинг, Сара Элизабет (декабрь 2004 г.). Некоторые социальные соображения в женских портретах Пальмы Веккьо (магистерская диссертация). Университет Луисвилля. стр. 42, 69.
- Лоунер, Линн (1987). Жизнь куртизанок: портреты эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Риццоли. стр. 101, 131. ISBN. 978-0-8478-0738-3 .
- Овадия, Эйнав (август 2019 г.). Цветение весной: иконографический анализ «Примаверы» Боттичелли (магистерская диссертация). Линденвудский университет. стр. 17, 56, табл. 4.
- Райландс, Филип (1992). Пальма Веккьо . Кембриджские исследования по истории искусства. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Каталог изящных картин мастеров английской школы и старых мастеров… Sotheby & Co. Лондон: Kitchen & Barratt Ltd., 1934. с. 13.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Хэнли, Линн (13 мая 2021 г.). «Флора, амбициозная блондинка» . За пределами палитры .
- Шафе, Лоуренс. «Обнаженная эпоха Возрождения» (PDF) . WordPress . стр. 47–8.
- «Приобретение: Mond Bequest (1907–1999)» . Национальная галерея .
- «Вечерняя распродажа картин и скульптур мастеров / Лот 20» . Сотбис . 2017.
- «Пальма Веккьо» . Каваллини — Веронезе .
- «RCIN 2081366 – 'Женская фигура' 1857 г.» . Королевский фонд коллекций .
Блондинка (Пальма иль Веккьо - Национальная галерея, Лондон)