Дирижабль N-класса
класс Н | |
---|---|
![]() | |
Роль | Патрульный дирижабль |
Производитель | Авиастроительная корпорация Goodyear |
Ушедший на пенсию | 1962 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВМС США |
Произведено | Сдан с 16.6.1952 по 31.5.1957. |
Количество построенных | 1, Н-1/12, ЗПГ-2/5, ЗПГ-2В на 18 кораблей всего класса. [ 1 ] |
N -класс , или, как широко известно, «корабль Нан», представлял собой линейку нежестких дирижаблей, построенных авиастроительной компанией Goodyear из Акрона, штат Огайо, для ВМС США . Эта линейка дирижаблей была разработана во многих версиях и получила различные обозначения, поскольку система обозначения дирижаблей изменилась в эпоху после Второй мировой войны. Эти версии включали дирижабли, сконфигурированные как для противолодочной борьбы , так и для задач дальнего обнаружения с воздуха (AEW).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначальная версия, получившая обозначение ZPN-1 , была продолжением дирижабля М-класса для патрулирования. Корабль Нан использовал значительно большую оболочку, чем корабль М, хотя их общая длина была одинаковой. Дирижабли N-класса оснащались двумя Wright R-1300 Cyclone 7 . однорядными радиальными двигателями воздушного охлаждения [ 2 ]
Первоначальный контракт на прототип дирижабля N-класса был заключен с компанией Goodyear Aircraft Company в конце 1940-х годов, а первый самолет был поставлен в 1952 году. [ 3 ] Обозначение ЗПН-1 было изменено на ЗПГ-1 в 1954 году, а затем на СЗ-1А в 1962 году. Емкость ЗПН-1 составляла 875 000 куб футов (24 777 м3). 3 ) и использовал газ гелий для подъема.
За ZPN-1 последовал заказ на четыре улучшенных дирижабля N-класса, которые были поставлены в 1954 году. Эти дирижабли получили обозначение ZP2N , а в 1954 году переименованы в ZPG-2 . Три дирижабля ZP2N были модифицированы для задач дальнего обнаружения с воздуха в середине 1950-х годов и первоначально имели обозначение ZP2N-1W , но при поставке получили обозначение ZPG-2W . В 1962 году их обозначение было изменено на EZ-1B. Грузоподъемность этих дирижаблей превышала 1 × 10 6 куб футов (28 317 м 3 ). ZPG-2W был оснащен радиолокационной станцией AN/APS-20 , антенна которой располагалась под гондолой. Сверху на оболочке устанавливалась антенна радиолокационной станции определения высоты AN/APS-69. Двигатели устанавливались в машине управления и приводили в движение воздушные винты через удлиненные валы. Дирижабль имел экипаж от 21 до 25 человек и имел запас хода более 200 часов. Первый ZPG-2W был доставлен ВМФ на авиабазе NAS Lakehurst в мае 1955 года. [ 2 ]
В оперативном плане ZPG-2W использовался для заполнения радиолокационных брешей в североамериканской сети раннего предупреждения между прилегающим барьером и прибрежным барьером во время холодной войны . Демонстрируя способность автономно оставаться на станции в течение значительно продолжительного времени, ЗПГ-2 «Снежная птица» (Бу№ 141561), командир командира комманд. Джек Р. Хант ВМС США при поддержке военно-морского экипажа из 12 человек и гражданского бортинженера из компании Goodyear совершили рекордный беспосадочный перелет через Атлантику и обратно. Дирижабль вылетел из ВМС Южного Уэймута , Массачусетс, в понедельник, 4 марта 1957 года, достигнув юго-западной оконечности Португалии к вечеру 7 марта, несмотря на встречный ветер на некоторой части пути, пройдя мимо Касабланки, Марокко, утром 8 марта. , затем повернул обратно на запад над островами Зеленого Мыса в сторону Карибского моря и в конце концов приземлился в авиабазе NAS Ки-Уэст , Флорида, вечером 15 марта. Полет преодолел расстояние в 9 448 миль (15 205 км) за 264,2 часа и при этом не только побил рекорд дальности полета легче воздуха в 6 980 миль (11 233 км), установленный Жесткий дирижабль Graf Zeppelin в 1929 году, а также рекорд самолета по автономности без дозаправки. [ 4 ]
Один из дирижаблей ZPG-2 был построен или модифицирован с внешними двигателями для испытаний систем, которые будут использоваться на дирижаблях ZPG-3W, и иногда его называют ZPG-2 1/2.

Следующим и более крупным дирижаблем ДРЛО стал ZPG-3W , самый большой нежесткий дирижабль, когда-либо поступавший на военную службу. Он использовался для заполнения радиолокационных пробелов в североамериканской сети раннего предупреждения во время холодной войны между прилегающим барьером и прибрежным барьером. Популярное название ZPG-3W было Vigilance . ZPG-3W был уникален тем, что огромная антенна радара дальнего обнаружения была заключена внутри оболочки, наполненной гелием. Четыре дирижабля были переданы ВМС США. [ 2 ]
Первый полет ZPG-3W состоялся в июле 1958 года. [ 5 ] Оболочка дирижабля использовалась в качестве обтекателя для радиолокационной антенны длиной 42 фута (12,8 м), что придавало дирижаблю чистую аэродинамическую форму. Дирижабль имел длину 403 фута (122,8 м) и высоту почти 120 футов (36,6 м) и вмещал около 1 500 000 кубических футов (42 450 кубических метров). [ 6 ] Время автономной работы дирижабля могло растянуться на несколько дней. Эта модель дирижабля N-класса была самым большим нежестким дирижаблем, когда-либо летавшим.
ZPG-3W Vigilance был последним дирижаблем, построенным для ВМС США. 6 июля 1960 года в результате крушения дирижабля, базировавшегося в Лейкхерсте, к востоку от острова Лонг-Бич, погибли 18 моряков, и эта потеря усилила давление на программу. ВМФ вывел из эксплуатации свои дирижабли в авиабазе NAS Glynco Впоследствии , 31 октября 1961 года, , Брансуик, Джорджия, и в Лейкхерсте. 31 августа 1962 года два последних корабля ZPG-3W совершили последний торжественный полет над Лейкхерстом — в базовом журнале отмечалось: «Этот рейс прекращает эксплуатацию нежестких дирижаблей в Лейкхерсте», — сказал Стейнгольд. [ 7 ]
Специально разработанный и построенный радар AN/APS-70 с массивной внутренней антенной длиной 42 фута (12,8 м) был лучшей бортовой радиолокационной системой, созданной для обнаружения других самолетов, поскольку его низкая частота проникала в погоду и показывала только более видимые с помощью электроники сигналы. В большом обтекателе над оболочкой находился радар определения высоты. [ 2 ]
В 1986 году оболочка ЗПГ-2В была использована при создании вертолета Piasecki PA-97 Helistat. 1 июля 1986 года ПА-97 разбился сразу после старта во время испытательного полета, в результате чего погиб один из пилотов.
Выжившие
[ редактировать ]Две машины управления дирижаблями N-класса в настоящее время находятся в Национальном музее морской авиации на авиабазе ВМС Пенсаколы , штат Флорида.
Кабина от машины управления ЗПГ-2, BuNo 141561 , также известной как «Снежная птица» , отреставрирована и экспонируется в музее. Запущенный из авиабазы Южного Уэймута , штат Массачусетс, в марте 1957 года, этот дирижабль дважды пересек Атлантику, прежде чем приземлиться в авиабазе Ки-Уэст , штат Флорида. В общей сложности «Снежная птица» провела в воздухе чуть более одиннадцати дней, преодолев без дозаправки 9448 миль. За свое выступление в полете командир дирижабля CDR Джек Р. Хант, ВМС США, получил международный приз Harmon (например, Harmon Trophy ) в области аэронавтики. [ 8 ]
После сдувания в 1962 году машина управления ZPG-3W номер 2, BuNo 144243 , долгие годы хранилась на авиабазе NAS Lakehurst . Нью-Джерси. В настоящее время он хранится в Национальном музее военно-морской авиации в NAS Пенсакола, Флорида, и ожидает реставрации. [ 9 ] Сообщается, что после хранения в NAS Lakehurst он находился на хранении в AMARC / 309-й группе аэрокосмического обслуживания и регенерации на авиабазе Дэвис-Монтан , штат Аризона, по крайней мере, с 1993 года до перевода в Национальный музей военно-морской авиации (NNAM) на авиабазе NAS Пенсакола в 1995 году. В какой-то момент после 1995 года контрольную машину № 144243 вернули в состав 309 AMARG. на авиабазе Дэвис-Монтан из-за нехватки места в NNAM. Хотя в настоящее время он находится на незащищенном складе, он по-прежнему представляет собой гораздо менее влажную среду и защищает контрольную машину от дальнейшего износа до тех пор, пока ее не вернут в NNAM для возможной реставрации и демонстрации.
В соответствии с единой системой обозначения летательных аппаратов Министерства обороны был переименован в EZ-1C 1962 года ZPG-3W в конце 1962 года .
Системы обозначения
[ редактировать ]В соответствии с системой обозначений, установленной в апреле 1947 года, первые дирижабли класса N получили обозначение ВМФ ЗПН-1 (Z = легче воздуха; P = патрульный; N = тип/класс). В апреле 1954 года система обозначений была изменена на аналогичную той, которая использовалась для военно -морских самолетов тяжелее воздуха . После этого изменения обозначение ЗПН-1 стало ЗПГ-1 (Z = легче воздуха; P = патрульный; G = Goodyear (производитель); 1 = первая версия). В системе 1962 года обозначение ЗПГ-1 было изменено на СЗ-1А (S = противолодочная боевая; Z = тип легче воздуха; 1 = первая машина типа; A = первая модель в серии). Аналогичным образом следовали обозначения более поздних моделей дирижаблей.
Технические характеристики (ЗПГ-2В)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 21 человек
- Длина: 343 фута 0 дюймов (104,57 м)
- Диаметр: 76 футов 0 дюймов (23,17 м)
- Высота: 107 футов 0 дюймов (32,62 м)
- Объемы: 1 011 000 куб футов (28 628,33 м ). 3 )
- Силовая установка: 2 × Wright R-1300-4 ,-4A Cyclone 7 , мощностью 800 л.с. (600 кВт) каждый
Производительность
- Максимальная скорость: 80 миль в час (128 км/ч, 70 узлов)
- Срок службы: более 200 часов.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Гибридные летательные аппараты HAV 304 Airlander 10 - самый большой в истории нежесткий дирижабль с грузоподъемностью (2016 г.)
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Небесные корабли: история дирижаблей в ВМС США , Альтхофф, WF, Pacifica Press, c1991, ISBN 0-935553-32-0 , Приложение E
- ^ Перейти обратно: а б с д Небесные корабли: история дирижаблей в ВМС США , Альтхофф, В.Ф., Pacifica Press, c1991, ISBN 0-935553-32-0
- ^ «Дирижабль ВМФ длиннее футбольного поля». «Популярная механика» , сентябрь 1952 г., с. 117, низ.
- ^ «Воздушные змеи для дирижаблей: опыт ВМФ в области полетов легче воздуха», изд. Рой А. Гроссник, Типография правительства США, Вашингтон, округ Колумбия, 1987 г.
- ^ Видео: Акрон, Огайо, 24 июля 1958 г. (1958) . Универсальная кинохроника . 1958 год . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ «ZPG-3W | Дирижабль США | Британика» .
- ^ «Спустя 50 лет ВМФ возобновляет программу дирижаблей» , Navy Times , Кирк Мур, 27 октября 2011 г.
- ^ "ЗПГ-2 Снежная птица | Национальный музей морской авиации" . www.navalaviationmuseum.org . Архивировано из оригинала 13 июля 2014 г.
- ^ "Дом" . navalaviationmuseum.org .
- Wings Over Boston, празднование 75-летия военно-морской авиации , 1986 г., авторские права не защищены, издатель капитан Р.А.Перро, редактор JO2 HCKenyon, стр. 26