Женщина в нулевой точке
![]() Первое издание (английское) | |
Автор | Наваль Эль Саадави |
---|---|
Оригинальное название | Эмраа не отказывается от фигуры |
Переводчик | Шериф Хетата |
Язык | арабский |
Жанр | Творческая документальная литература |
Издатель | Бейрут: Дар аль-Адаб (арабский) Лондон: Zed Books (английский) |
Дата публикации | 1977 |
Место публикации | Египет |
Опубликовано на английском языке | 1983 |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 114 |
ОКЛК | 1260661834 |
Женщина в точке ноль ( араб . امرأة عند نقطة الصفر , Emra'a enda noktat el sifr ) — роман Наваля Эль Саадави, написанный в 1975 году и опубликованный на арабском языке в 1977 году. Роман основан на встрече Саадави с женщиной-заключенной в Канатире. Тюрьма и есть Рассказ от первого лица о Фирдаусе, убийце, которая согласилась рассказать историю своей жизни перед казнью. Роман исследует темы женщин и их место в патриархальном обществе.
Фон
[ редактировать ]В конце 1972 года Саадави была отстранена от должности директора отдела санитарного просвещения и главного редактора журнала «Здоровье» после публикации книги « Женщины и секс» . Она начала исследование неврозов у египетских женщин, в ходе которого встретила врача в тюрьме Канатир, который рассказал ей о сокамерницах, в том числе о женщине-заключенной, которая убила мужчину и была приговорена к повешению. Саадави была заинтересована во встрече с этой женщиной и посещении тюрьмы, и ее коллега организовал для нее проведение исследования в тюрьме Канатир осенью 1974 года. Саадави посетила многих женщин в тюремном блоке и психиатрической клинике и смогла провести двадцать - одно углубленное тематическое исследование для ее публикации 1976 года « Женщины и неврозы в Египте », но Фирдаус оставалась «женщиной отдельно». [ 1 ] Фирдаус была казнена в 1974 году, но она произвела неизгладимое впечатление на Саадави, который сказал, что не сможет успокоиться, пока не напишет историю Фирдауса и не закончит роман за одну неделю. [ 2 ] Саадави описывает Фирдауса как мученицу и говорит, что восхищается ею, потому что «немногие люди готовы встретить смерть ради принципов». [ 3 ] Позже, когда Саадави была заключена в тюрьму в Канатире в 1981 году за политические преступления, она размышляла о том, что ей придется искать Фирдауса среди заключенных, не в силах поверить, что женщина, которая ее так вдохновляла, действительно мертва. [ 1 ]
История публикаций
[ редактировать ]Первоначально египетские издатели отвергли книгу, и первое издание было опубликовано Дар аль-Адабом в Бейруте в 1977 году (второе издание - в 1979 году). [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Впоследствии книга «Женщина в нулевой точке» была опубликована на двадцати двух языках. [ 7 ] Англоязычный перевод был первоначально опубликован в 1983 году издательством Zed Books в Лондоне.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Каждый мужчина, которого я знала, наполнял меня лишь одним желанием: поднять руку и ударить ею ему по лицу.
- Рай
Роман начинается с рассказа о психиатре, который обследует сокамерниц женской тюрьмы. Тюремный врач рассказывает о женщине Фирдаус, которая не похожа ни на одного из тюремных убийц: она редко ест и спит, никогда не разговаривает, никогда не принимает посетителей. Она уверена, что женщина не способна на убийство, но отказывается подписывать какие-либо апелляции от ее имени. Психиатр делает несколько попыток поговорить с ней, но Фирдаус отказывается. Отказы вызывают у психиатра кризис уверенности в себе. Ее охватывает мысль, что Фирдаус лучше ее самой, а возможно, даже лучше президента, к которому она отказалась обратиться. Когда психиатр уходит, к ней приходит надзиратель с срочным сообщением: Фирдаус хочет с ней поговорить. При встрече Фирдаус сразу же велит ей закрыть окно, сесть и послушать. Она объясняет, что в тот вечер ее собираются казнить, и она хочет рассказать историю своей жизни.
Фирдаус описывает бедное детство в фермерской общине. Она вспоминает, что ее смутило несоответствие между действиями ее отца, такими как избиение ее матери, и его преданностью исламской вере. Те дни были относительно счастливыми, поскольку ее отправляли в поле работать и пасти коз. Ей нравится дружба с мальчиком по имени Мохаммадайн, с которым она играет в «жениха и невесту», и она описывает свои первые встречи со стимуляцией клитора. Однажды мать Фирдауса посылает за женщиной с ножом, которая калечит ей половые органы. С этого момента Фирдаусу поручают работу по дому. Дядя Фирдауса начинает проявлять к ней сексуальный интерес, и она описывает свое новое отсутствие чувствительности клитора, отмечая: «Он делал со мной то, что Мухаммедайн делал со мной раньше. На самом деле, он делал даже больше, но я больше не почувствовал сильное ощущение удовольствия, исходившее от неизвестной и все же знакомой части моего тела... Как будто я больше не мог вспомнить точное место, из которого оно возникало, или как будто часть меня самого. мое существо исчезло и никогда бы не вернулся».
После смерти родителей Фирдаус забирает дядя, который отправляет ее в начальную школу, которую она любит. Она поддерживает близкие отношения со своим дядей, который продолжает проявлять к ней сексуальный интерес. После того, как Фирдаус получает аттестат начальной школы, между дядей и племянницей увеличивается дистанция, а ее дядя женится и лишается всякой привязанности и внимания. Напряженность между Фирдаус и ее тетей нарастает до тех пор, пока Фирдаус не помещают в школу-интернат, где Фирдаус влюбляется в учительницу по имени Мисс Икбал, с которой она чувствует взаимную связь, но Икбал держит ее на расстоянии вытянутой руки и никогда позволяет ей приблизиться.
По окончании учебы тетя Фирдауса убеждает дядю устроить ей брак с шейхом Махмудом, «добродетельным человеком», которому нужна послушная жена. Фирдаус подумывает о побеге, но в конечном итоге соглашается на брак. Махмуд ее отталкивает — он на сорок лет старше, у него на подбородке язва, из которой сочится гной. Он остается дома весь день, контролируя каждое действие Фирдаус, и начинает физически оскорблять ее.
Фирдаус убегает и бесцельно бродит по улицам, пока не останавливается отдохнуть в кафе. Владелец Баюми предлагает ей чай и жилье, пока она не найдет работу, на что она соглашается. Через несколько месяцев Фирдаус говорит ему, что хочет найти работу и собственное жилье. Баюми сразу же приходит в ярость и жестоко избивает ее. Он начинает запирать ее в течение дня и позволяет своим друзьям оскорблять, оскорблять и насиловать ее. В конце концов, Фирдаусу удается заручиться помощью соседки, которая вызывает плотника, чтобы тот открыл дверь, позволяя ей сбежать.
В бегах Фирдаус встречает мадам Шарифу Салах эль-Дайн, которая берет ее в свой бордель как высококлассную проститутку. Она говорит Фирдаусу, что все мужчины одинаковы и что она должна быть труднее жизни, если хочет жить. В обмен на работу в борделе Шарифы Фирдаус получает красивую одежду и вкусную еду, но удовольствия от жизни у нее нет. Однажды вечером она подслушивает спор между Шарифой и ее сутенером Фаузи, который хочет забрать Фирдауса как своего. Они спорят, и Фавзи одолевает Шарифу и насилует ее. Фирдаус понимает, что даже Шарифа не обладает истинной силой, и убегает.
Я знал, что [проституция] была изобретена мужчинами и что мужчины контролируют оба наших мира: земной и небесный. Что мужчины заставляют женщин продавать свое тело по высокой цене, и что самое низкооплачиваемое тело — это тело жены. Все женщины в той или иной степени являются проститутками.
- Рай
Блуждая дождливой ночью, Фирдаус подбирает незнакомец и забирает ее к себе домой. Он спит с ней, но он не такой отвратительный, как другие мужчины, с которыми она имела дело по своей профессии, и после того, как они закончили, он дает ей 10-фунтовую банкноту. Это момент пробуждения для Фирдауса, и она вспоминает, что он «разрешил загадку в один быстрый, стремительный момент, сорвал пелену, скрывавшую истину, которую я на самом деле испытал, когда был еще ребенком, когда впервые мой отец дал мне монету, чтобы я держал ее в руке и была моей». Фирдаус понимает, что она может проявлять свою власть над мужчинами, отвергая их, и может заставить мужчин подчиниться ее воле, назвав свою цену; она обретает уверенность в себе и вскоре становится богатой и востребованной проституткой. Она нанимает повара и помощницу, работает столько, сколько пожелает, и заводит крепкие дружеские отношения. Однажды ее подруга Диаа говорит ей, что она не заслуживает уважения. Это оскорбление оказывает резкое и немедленное воздействие на Фирдаус, которая понимает, что больше не может работать проституткой.
Фирдаус устраивается на работу в местный офис и отказывается предлагать свое тело вышестоящим чиновникам для продвижения по службе или повышения. Хоть она и верит, что ее новая работа вызовет уважение, но зарабатывает значительно меньше, чем работая проституткой, и живет в убогих условиях. Более того, ее офисная работа дает ей мало автономии и свободы, которые она так высоко ценит. В конце концов она влюбляется в Ибрагима, коллегу и революционного председателя, с которым у нее возникает глубокая эмоциональная связь. Но когда Ибрагим объявляет о своей помолвке с дочерью председателя, которая явно была устроена, чтобы помочь его карьере, Фирдаус понимает, что он не отвечает ей взаимностью и использует ее только для секса.
Раздавленный и разочарованный, Фирдаус возвращается к проституции, снова накапливает огромное богатство и становится очень влиятельным. Ее успех привлекает внимание сутенера Марзука, имеющего множество политических связей, и угрожает ей действиями полиции. Он неоднократно побеждает Фирдауса и заставляет ее отдавать ему больший процент от своего заработка. Фирдаус решает уйти и устроиться на другую работу, но Марзук преграждает ей путь и говорит, что она никогда не сможет уйти. Когда он вытаскивает нож, Фирдаус берет его и закалывает его до смерти.
Охваченная ощущением своей новой свободы, Фирдаус ходит по улицам, пока ее не подбирает высокопоставленный арабский принц, от которого она отказывается, пока он не соглашается на ее цену в 3000 фунтов. Как только сделка завершена, она сообщает ему, что убила человека. Он ей не верит, но она пугает его до такой степени, что он убеждается. Принц арестовывает ее, а Фирдауса приговаривают к смертной казни. Фирдаус говорит, что ее приговорили к смертной казни, потому что они боялись оставить ее в живых, поскольку: «Моя жизнь означает их смерть. Моя смерть означает их жизнь. Они хотят жить». Когда она заканчивает свой рассказ, за ней приходят вооруженные полицейские, а психиатр сидит, ошеломленный, когда Фирдауса ведут на казнь, и понимает, что у Фирдауса больше смелости, чем у нее.
Литературное значение и прием
[ редактировать ]Критики хвалят Саадави за разоблачение порабощения женщин в обществах Ближнего Востока, но Вэнь-Чин Оуян отмечает, что работа Саадави и ее популярность в западных странах воспринимаются с подозрением арабскими критиками, которые утверждают, что Саадави увековечивает негативные западные стереотипы об арабо-исламском языке. мужское насилие и доминирование, а также то, что ее работами игнорировались из-за ее литературных недостатков. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Саадави, «Предисловие автора», «Женщина в нулевой точке», сентябрь 1983 г.
- ^ Саадави, Наваль Эль и Анджела Джонсон. «Выступая в нулевой точке: [за спиной] Переговоры с Навалем Эль-Саадави». Off Our Backs 22.3 (март 1992 г.): 1. Rpt. в современной литературной критике . Эд. Джеффри В. Хантер. Том. 196. Детройт: Гейл, 2005. Литературный ресурсный центр. Веб. 17 июля 2011 г.
- ^ Саадави, Наваль Эль и Джордж Лернер. «Наваль Эль Саадави: «Для нас освобождение женщин — это раскрытие разума». Прогрессивный 56,4 (апрель 1992 г.): 32–35. Рпт. в современной литературной критике . Эд. Джеффри В. Хантер. Том. 196. Детройт: Гейл, 2005. Литературный ресурсный центр. Веб. 17 июля 2011 г.
- ^ Зейдан, Джозеф Т.; Зайден, Юзеф (1 января 1995 г.). Арабские женщины-писатели: годы становления и последующие годы . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-2171-0 .
- ^ Амире, Амаль (2000). «Обрамление Наваля Эль-Садави: арабский феминизм в транснациональном мире» . Знаки . 26 (1): 215–249. дои : 10.1086/495572 . ISSN 0097-9740 . JSTOR 3175385 . S2CID 143010343 .
- ^ Саадави, Наваль Эль и Дженнифер Коэн. «Но займитесь искусством с собой»: интервью с Навалем Эль Саадави». Литература и медицина 14.1 (1995): 60–71. Рпт. в современной литературной критике . Эд. Джеффри В. Хантер. Том. 284. Детройт: Гейл, 2010. Литературный ресурсный центр. Веб. 17 июля 2011 г.
- ^ Саадави, Наваль Эль, Питер Хичкок и Шериф Хетата. «Жизнь в борьбе: Наваль Эль Саадави рассказывает о писательстве и сопротивлении с шерифом Хетатой и Питером Хичкоком». Переход 61 (1993): 170–179. Рпт. в современной литературной критике . Эд. Джеффри В. Хантер. Том. 284. Детройт: Гейл, 2010. Литературный ресурсный центр. Веб. 17 июля 2011 г.
- ^ "Наваль Эль Саадави". Современная литературная критика . Эд. Джеффри В. Хантер. Том. 284. Детройт: Гейл, 2010. Литературный ресурсный центр. Веб. 17 июля 2011 г.