Jump to content

Хуабен

Хуабэнь народном ( китайский : 话本 ; пиньинь : huàben ) — китайский рассказ или новелла короткого или среднего размера, написанные в основном на языке , иногда включающем простой классический язык . В отличие от полнометражного китайского романа, он обычно не разделен на главы и повествует об ограниченном количестве персонажей или событий. Самые ранние хуабэнь относятся к 12 веку во времена династии Сун , но этот жанр не процветал до поздней династии Мин , а после середины 17 века не было создано оригинальных произведений. В развитии китайской художественной литературы хуабэни , а являются наследниками бяньвэнь ( буддийских сказок) и чуаньци династии Тан также предшественниками рассказов и полнометражных романов эпохи Мин. [1]

Происхождение: повествование песни

[ редактировать ]

В развлекательных кварталах двух столиц династии Сун , Кайфэна и Ханчжоу , было множество развлечений, включая рассказывание историй. Рассказчики специализировались по темам и темам. Некоторые рассказывали исторические истории, часто взятые из истории Трех Королевств (220–265) или Пяти династий (907–960), в течение нескольких сеансов, иногда в течение нескольких недель. Другие, наследники бяньвэнь, специализировались на буддийских историях . Существовал также класс рассказчиков, рассказы которых занимали один присест. Эти истории были разделены на поджанры, такие как истории о бандитах, фантастические истории о призраках и демонах, любовные истории и тому подобное. Исследователи этого жанра опровергли раннюю теорию о том, что хуабэн возник в сборниках подсказок или «шпаргалках», используемых этими рассказчиками, но хуабэн действительно вырос из устного стиля и традиций повествования этих ранних сказок. [2]

Никаких оригинальных печатных версий времен династии Сун не сохранилось, и только одно упоминание относится к 14 или 15 векам, хотя в более поздних коллекциях печатается то, что претендует на звание Сун хуабэнь . «Сказания Безмятежной горы» ( китайский : 清平山堂話本 ; пиньинь : Qīngpíng Shāntáng huàběn ), опубликованные в 1550 году Хун Пяном, библиофилом из Ханчжоу, являются старейшим известным печатным собранием хуабэнь . Первоначально он содержал 60 текстов династий Сун и Юань, но сохранилось менее половины, и почти все они считались низкого качества. Однако они являются самым ранним свидетельством письменных версий устных рассказов. По форме стихотворение часто служило прологом, другое в конце давало мораль истории, а основная часть сказки включала стихотворные отрывки. [1] [2]

Другой из этих сборников - « Датан Саньцанг фаши цюйцзин джи» ( по-китайски : «Трипитака Великого Тан» ; «Истории Мастера Трипитаки Великого Тан, который отправился за сутрами»). [1]

Сангожи Пинхуа

Многие из этих Сун и Юань хуабэнь известны как пинхуа ( китайский : Пин Хуа или Пин Хуа ; букв. «простые сказки»), например, Сангочжи Пинхуа (三国志平话 или 三国志综合语). [3] Некоторые предшественники встречаются в текстах, найденных в Дуньхуане , и явно основаны на традициях устной литературы. [4]

позднего Мин Хуабэнь как литературное искусство: «Три слова» и «Два хита»

[ редактировать ]

Хуабэнь ( годы приобрел свою популярность в конце правления императора Ваньли правления 1572–1620). К началу 1600-х годов процветание привело к увеличению количества школ и коммерческих издательств, а также к усилению конкуренции за сдачу экзаменов. Многие образованные люди не могли получить официальные должности и вместо этого стали писать для рынка. Фэн Мэнлун (1574–1646) и Лин Мэнчу Именно в таком положении оказались (1580–1644). Будучи образованными учеными, обладавшими значительными литературными талантами, но не имеющими средств к существованию, они собирали и редактировали более ранние рассказы и писали новые, которые понравились новой публике. Хотя они использовали устные традиции рассказчиков более раннего хуабэна , их новые рассказы представляли собой сложные и застенчивые произведения искусства, под которыми эти авторы с гордостью подписывались своими именами, а не публиковались анонимно, как это делали романисты. [2]

Фэн Мэнлун сделал хуабэнь коммерчески успешным жанром, опубликовав три сборника рассказов. Первый, «Гуцзинь Сяошо» ( «Истории старые и новые »), опубликованный в 1620 году, стал известен как «Прославленные слова для наставления миру» ( Юши Минъянь ). За ним последовали «Истории, предостерегающие мир » ( Цзинши Тонъянь ) в 1624 году и «Истории, пробуждающие мир» ( Синши Хэнъянь ) в 1627 году. Поскольку в конце каждого названия появляется иероглиф «ян» 言 (слово), эти три сборника часто называемый «Саньян» 三言 («Три слова»). [2]

Хуабен имеет более широкий круг тем, чем литературные рассказы, и посвящен городской жизни и простым людям. Морализирующие намерения этих ученых-авторов сочетаются с развлечением в различных жанрах, таких как любовные истории и детективы. Как комментирует Шуху Ян, недавний переводчик первых двух томов, сборники «Три слова» дают «яркую панораму шумного мира императорского Китая до конца эпохи Мин; мы видим не только ученых, императоров, министров». и генералы, а галерея мужчин и женщин в их повседневном окружении – купцы и ремесленники, проститутки и куртизанки, сваты и гадалки, монахи и монахини, слуги и служанки, их симпатии и антипатии, их взгляды на жизнь и смерть и даже их видения преисподней и сверхъестественного». [5]

Коммерческий успех сборников Фэна вдохновил Лин Мэнчу выпустить два тома по сорок рассказов каждый в 1628 и 1633 годах. Сборник называется «Пайань Цзинци» , или «Шлепанье по столу в изумлении» . По сравнению с Фэном, Лин уходит корнями в классическую китайскую литературу, переписывая истории на народном языке. [2]

Примерно в 1640 году антология «Дзингу Цигуань» ( «Любопытные шоу нового и старого »), включавшая около сорока рассказов, извлеченных без подтверждения из произведений Лина и Фэна, имела такой успех, что имена этих двух авторов затмились, пока в 20 веке их не открыли заново. такие ученые, как Лу Синь . В любом случае творчество хуабэна не пережило потрясений падения Мин. [2]

В 1915 году Мяо Цюаньсунь якобы обнаружил в приданом родственника антологию под названием Цзинбэнь Тунсу Сяошо ( китайский : 京本通俗小說 ), которая содержала девять хуабэнь . историй [6] [7] Девять историй представляют собой несколько разные версии одних и тех же историй, которые можно найти в антологиях Фэн Мэнлуна « Истории, которые предостерегают мир» (1624 г.) и «Истории, которые пробудят мир» (1627 г.). Ху Ши , Лу Синь и Ярослав Прушек , среди других, верили в сунское происхождение этих историй; в то время как Кодзиро Ёсикава , Патрик Ханан и другие не согласились. [6] Чжэн Чжэндуо и Кикуя Нагасава определили, что по крайней мере одно из них, «Распутство цзиньского правителя Ляна» ( 金主亮荒淫 ), является произведением среднего или позднего периода Мин. В 1965 году Ма Яу-ун и Ма Тай-лай продемонстрировали, что вся книга была подделана Мяо. [7]

Переводы

[ редактировать ]

Переводы отдельных произведений можно найти под статьей каждого произведения.

  • Ю.В. Ма и Джозеф С.М. Лау. ред., Традиционные китайские истории: темы и вариации. (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1978). Перепечатано: Бостон: Ченг и Цуй, 1986. ISBN   978-0-231-04058-7 . На страницах xxii–xxiii обсуждается хуабен и перечисляются примеры жанра, включенные в антологию.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Новелла» Уилта Идемы и Ллойда Хафта. Путеводитель по китайской литературе (Анн-Арбор: Центр китайских исследований, Мичиганский университет, 1997, ISBN   978-0-89264-099-7 ), с. 212.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Йенна Ву, «Народные истории», в книге Виктора Мэра (редактор), « История китайской литературы Колумбийского университета » (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2001, ISBN   978-0-231-52851-1 ), стр. 595–619.
  3. ^ Теобальд, Ульрих. «хуабен 話本, сценарии рассказов» . Китайские знания . Проверено 5 ноября 2020 г.
  4. ^ Виктор Х. Майр. изд., Колумбийская история китайской литературы. (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2001; ISBN   0231109849 ), стр. 1012, 1024 972–973, 992.
  5. ^ Шуху Ян. «Введение», «Истории, призванные предостеречь мир» (Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 2005; ISBN   978-0-295-80129-2 ), с. xvi .
  6. ^ Jump up to: а б Циперович, Изольда Э. (1978). «Цзин-пэн тун-су сяо-шо». Библиография Сун . Издательство Китайского университета . стр. 483–484. ISBN  962-201-158-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Суху, Гопал (2011). Необузданная похоть и безвременная смерть принца Хайлинга: давно скрываемая новелла о китайской династии Мин . Издательство Генри Р. Шваба. стр. 78–79. ISBN  978-1-105-39656-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Патрик Ханан . Китайская народная история. (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, Гарвардская восточноазиатская серия, 1981). ISBN   978-0-674-12565-0 .
  • ВЛ Отек . Китайская народная художественная литература: период становления. (Лейден: Brill, Sinica Leidensia, 1974). ISBN   9004039740 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a1f6346b367a75a1ad885248e0b8d03__1722902160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/03/6a1f6346b367a75a1ad885248e0b8d03.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Huaben - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)