Элизабет Марбери
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2013 г. ) |
Элизабет Марбери | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Нью-Йорк, США | 19 июня 1856 г.
Умер | 22 января 1933 г. Нью-Йорк, США | (76 лет)
Занятия |
|
Элизабет Марбери (19 июня 1856 г. - 22 января 1933 г.) [ 1 ] был новаторским американским театральным и литературным агентом и продюсером, который помог сформировать методы ведения бизнеса в современном коммерческом театре и призвал женщин войти в эту индустрию. С 1892 года Марбери открыто жила в лесбийских отношениях с Элси де Вульф (позже известной как леди Мендл), известной светской львицей и известным декоратором интерьеров.
Личная жизнь
[ редактировать ]
Бесси Марбери родилась и выросла в богатом и культурном доме одной из старейших и самых известных «светских» семей Нью-Йорка XIX века. По общему мнению, она была потомком кальвинистки Анны Хатчинсон (урожденной Марбери), которая стала соучредителем Род-Айленда после ее изгнания из колонии Массачусетского залива. Бесси Марбери использовала и бросала вызов этим связям в викторианскую эпоху, чтобы утвердиться в качестве важного агента по поиску литературных и театральных талантов и театрального продюсера, помогая определять и создавать эти самые профессии по мере их появления в новом мире массового производства, рекламы и популярной культуры. в американском обществе после Гражданской войны. [ нужна ссылка ]
Для многих Марбери остается противоречивой фигурой. Хотя она была воплощением женской независимости практически во всех отношениях, поначалу она выступала против избирательного права. Она сделала смелый шаг назад, как только женщины в Соединенных Штатах получили право голоса, и в 1918 году она стала активным членом Демократической партии , выступая в качестве делегата. Она также была страстным приверженцем римского католицизма . Она также была очень активна в Рыцари Колумба» католической организации « . В 1923 году она опубликовала автобиографию « Мой хрустальный шар: воспоминания» (Нью-Йорк: Бони и Ливерайт, [1923]). Ранее она опубликовала «Манеры: Справочник социальных обычаев» в 1888 году.

Марбери никогда не была замужем, но более 20 лет открыто жила с Элси де Вульф в отношениях, которые многие наблюдатели считали лесбийскими. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] сначала в Ирвинг-Хаусе, а затем в доме 13 на Саттон-Плейс.

У Марбери была длительная дружба с Элизабет Арден (1878-1966), американской бизнес-леди канадского происхождения, которая основала компанию, которая сейчас называется Элизабет Арден, Inc. Они проводили много выходных в доме Марбери в штате Мэн, на ферме Лейксайд. После смерти Марбери в 1933 году Арден купила эту собственность с намерением исполнить желание Марбери превратить ее в дом для работающих женщин, хотя в конечном итоге вместо этого она стала частью роскошного курорта (первоначальная ферма Мэн Чанс ).
Марбери умерла в 1933 году. На ее похоронах в соборе Святого Патрика присутствовало впечатляющее множество самых важных американских лидеров и высокопоставленных лиц того времени. Де Вульф заметно отсутствовала на похоронах, несмотря на то, что она была основным бенефициаром завещания Марбери. [ нужна ссылка ]
Бесси Марбери похоронена на кладбище Вудлон в Бронксе , Нью-Йорк.
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]Клиентами Марбери были самые разные люди: от Французской академии литературы до драматургов Оскара Уайльда и Джорджа Бернарда Шоу ; танцевальной команде Вернона и Ирен Кастл . Она была одним из первых пропагандистов афроамериканских писателей Гарлемского Возрождения . Она также сыграла важную роль в разработке современного «Книжного мюзикла», который зрители узнали как определяющего « Бродвей » в 20-м веке, особенно в Коула Портера первом мюзикле « Увидеть Америку прежде всего ». [ 5 ] и Джером Керн ( «Никого дома» (1915), «Очень хорошо, Эдди» (1915) и «С любовью, Майк» (1917)) через ее компанию American Play.
Марбери и де Вулф открыли свою карьеру среди любительских театральных представлений в высшем обществе поздневикторианского Нью-Йорка. Обе в конечном итоге бросили вызов правилам и ожиданиям этого мира в отношении женщин, сделав их интерес к театру профессиональным, и в немалой степени помогли проложить путь многим другим «респектабельным дамам», которые последовали за ними, как в ранее неодобрительном мире профессионального театра, так и в мире профессионального театра. а также независимая карьера и финансовая автономия для женщин в целом. Таким образом, именно на организованном ею в 1885 году успешном благотворительном театральном представлении Марбери вдохновилась попробовать свои силы в театральном менеджменте. В 1888 году она убедила Фрэнсис Ходжсон Бернетт , написавшую драматическую версию ее бестселлера « Маленький лорд Фаунтлерой» , нанять ее в качестве бизнес-менеджера и агента. Ассоциация быстро оказалась очень выгодной для обеих женщин. [ нужна ссылка ]
В 1891 году Марбери поехала во Францию и в течение 15 лет была представителем на англоязычном рынке драматурга Викторьена Сарду и других членов Société des Gens de Lettres , включая Жоржа Фейдо , Эдмона Ростана , Людовика Галеви и Жана. Ричепин . Ее работа от их имени включала обеспечение подходящих переводов, звуковой продукции с участием ведущих актеров и полных гонораров. Она также представляла интересы Джорджа Бернарда Шоу, Джеймса М. Барри (которого она уговорила переписать «Маленького министра для Мод Адамс»), Холла Кейна и Джерома К. Джерома среди британских авторов, а также Рэйчел Кротерс и Клайда Фитча среди американцев.
Таким образом, ее офис стал центром театрального бизнеса Нью-Йорка, и в течение многих лет Марбери тесно сотрудничала с Чарльзом Фроманом и его Театральным синдикатом, наводя порядок в быстро расширяющейся сфере предпринимательства. Позже она работала с конкурирующей организацией братьев Шуберт. В обоих случаях это вызвало критику со стороны тех, кто боролся с фактической монополией этих «Театральных трестов», особенно со стороны известной американской актрисы Минни Мэддерн Фиск , которая в 1890-х годах безуспешно пыталась сформировать союз актеров для борьбы с многочисленными гонорарами и цензурой. навязанные актерам и деятелям театра Театральным трестом.
В 1914 году Марбери присоединилась к нескольким другим агентам в создании American Play Company, а затем занялась продюсированием и помогла в постановках « Никого дома» (1915), «Очень хорошо, Эдди» (1915) и «Любовь, Майк» (1917), все с музыкой. и Джерома Керна See America First (1916) на музыку Коула Портера . Эти произведения внесли значительный вклад в развитие характерно американской формы музыкальной комедии. Среди других успехов Марбери — приезд Вернона и Ирен Кастл , которых она видела во время одной из своих бесчисленных поездок в Париж, в Нью-Йорк в 1913 году и устройство их в модную танцевальную школу, которая стала трамплином для их короткой, но чрезвычайно популярной карьеры. [ нужна ссылка ]

Марбери поместила историю своей жизни в книгу «Мой хрустальный шар» , опубликованную в 1923 году. Ей часто говорили, что Голливуд заинтересуется – это в эпоху немого кино – историей ее путешествий со своими спутницами Энн Трейси Морган (дочь Джона Пьерпон Морган, финансист) и первый американский дизайнер интерьеров Элси де Вульф. Элизабет убедила мисс Морган купить виллу Трианон в Версале, где троица встречала европейскую элиту и развлекалась с Джорджем Бернардом Шоу и Оскаром Уайльдом, двумя клиентами, которых она театрально представляла в Нью-Йорке и Лондоне. После немецкого вторжения в 1914 году Энн, Элси и Бесс Марбери скрылись на своем кабриолете Rolls-Royce, поспешно упаковав вещи. В 1920 году Марбери и Де Вульф наняли архитектора Мотта Б. Шмидта, чтобы он реконструировал и обновил недавно приобретенный дом из коричневого камня в итальянском стиле, построенный Эффингемом Саттоном в 1870-х годах на месте, известном тогда как Авеню А. Шмидт создал простой, элегантный дом с французский колорит. В 1921 году друзья Марбери и де Вулфа, Энн Морган и Энн Вандербильт, также приобрели коричневый камень в том же квартале, недавно переименованном в Саттон-Плейс, и снова был нанят Мотт Шмидт, чтобы превратить старые итальянские дома в элегантные дома в колониальном и федеральном стиле соответственно. Саттон-Плейс быстро превратился в модный анклав. Именно из своей новой резиденции на Саттон-Плейс Марбери начал работать с величайшими музыкальными талантами того времени, чтобы доминировать на Бродвее. [ нужна ссылка ]
Перед смертью Марбери выбрала своего племянника Джона Марбери для создания картины по мотивам « Моего хрустального шара» . Права через поместье Джона перешли к его сыну, покойному нью-йоркскому скульптору Питеру Марбери. В настоящее время права принадлежат вдове Питера Марбери, Диане Марбери, театральному продюсеру, режиссеру и актрисе из Нью-Йорка.
Социальная жизнь
[ редактировать ]На внутреннем фронте Марбери сыграла важную роль, помогая своему романтическому партнеру Элси де Вульф сделать карьеру в области внутреннего оформления и в 1903 году восстановить виллу Трианон в Версале, Франция, где она, де Вульф и Энн Трейси Морган (младший ребенок влиятельный финансист Дж. П. Морган ) держал двор и стал известными хозяйками, которых ласково называли «Версальским триумвиратом». В 1903 году вместе с Морганом и Энн Гарриман Вандербильт Марбери помогла организовать Colony Club , первый женский социальный клуб в Нью-Йорке. Это также стало профессиональным дебютом де Вульфа в качестве декоратора интерьеров. Эта же самая группа впоследствии создала эксклюзивный район Саттон-Плейс , расположенный вдоль Ист-Ривер на Манхэттене, что побудило газеты сплетен 1920-х годов громко шептаться о «анклаве Амазонки». [ нужна ссылка ]
Во время Первой мировой войны Марбери посвятил много времени оказанию помощи французским, а затем и американским солдатам, и провел несколько месяцев во Франции, работая в военных госпиталях и проводя переговоры с войсками. Она перевела книгу Мориса Барреса «Вера Франции» (1918) и была награждена французским и бельгийским правительствами, хотя была особенно разочарована тем, что не была награждена французским Почетным легионом - наградой, данной де Вулфу за ее работу в новаторском Амбрине. Миссия для жертв ожогов. Де Вульф объявила о своей свадьбе с сэром Чарльзом Мендлом, британским дипломатом, в 1926 году, после как минимум тридцати лет жизни с Марбери. [ нужна ссылка ] Согласно биографиям де Вульфа, брак Мендл-де Вульф был платоническим: пара жила в отдельных квартирах в Париже и обычно появлялась вместе только на светских мероприятиях. И де Вульф, и Мендель, по понятным причинам, заверили разгневанного Марбери, что брак был заключен исключительно по расчету. Через несколько недель после свадьбы де Вулф отправился в Нью-Йорк, чтобы помириться с Марбери. Их отношения продлились еще семь лет до смерти Марбери в 1933 году. [ 6 ]
Политическая жизнь
[ редактировать ]Марбери была активным демократом и работала в качестве женщины Национального комитета Демократической партии от Нью-Йорка во время президентских выборов 1924 года. [ 7 ] Она также упоминалась как потенциальный кандидат на пост вице-президента в списке Демократической партии 1924 года. [ 8 ]
Каталог
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Марбери, Элизабет (1923). Мой хрустальный шар: Воспоминания . Бони и Ливерайт.
- Марбери, Элизабет (1888). Манеры;: Справочник социальных обычаев . Касселл и компания, ограниченная.
Постановки под эгидой Элизабет Марбери
[ редактировать ]- Электра , возрождение, снято с Элизабет Марбери, 26 декабря 1930 г. - январь 1931 г.
- Скажи, когда , оригинальная музыкальная комедия, продюсер Элизабет Марбери, 26 июня 1928 г. - июль 1928 г.
- Revue Russe , оригинальное музыкальное ревю, спродюсированное Элизабет Марбери с 5 по 22 октября 1922 года.
- «Моя девочка» , оригинальная музыкальная комедия, продюсер Элизабет Марбери, 28 января 1918 г. - 9 марта 1918 г.
- Love O'Mike , оригинальная музыкальная комедия, продюсер Элизабет Марбери, 15 января 1917 г. - 29 сентября 1917 г.
- См. оригинальный мюзикл «Америка прежде всего», спродюсированный Элизабет Марбери с 28 марта 1916 г. по 8 апреля 1916 г.
- «Очень хороший Эдди» , оригинальный мюзикл, созданный компанией Marbury-Comstock Co. с 23 декабря 1915 г. по 14 октября 1916 г.
- Наши дети , оригинальная пьеса, поставленная с Элизабет Марбери с 10 по сентябрь 1915 года.
- Никто дома , оригинальная пьеса с музыкой, поставленная Элизабет Марбери с 20 апреля 1915 г. по 7 августа 1915 г.
- «Веселый Готэм» , оригинальная пьеса, написанная Элизабет Марбери с 14 марта 1892 г. по апрель 1892 г.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Профиль Элизабет Марбери в базе данных Internet Broadway (IBDb)
- ^ Олдрич, Роберт; Гарри Уотерспун (2002). Кто есть кто в истории геев и лесбиянок . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-15983-0 . п. 494 («знаменитые лесбийские отношения... открыто получены...»)
- ^ Буньян, Патрик (2002). По всему городу . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 0-8232-1941-0 . п. 204 («Мисс Марбери... была лесбиянкой-любовницей Элси Де Вульф...»)
- ^ Фон Дреле, Дэйв (2003). Треугольник: огонь, изменивший Америку . Атлантик Ежемесячник Пресс. ISBN 0-87113-874-3 .
- ^ См. запись America First на IBDb.
- ^ Шнаке, Роберт А.; Ким Марра (1998). Проходящие спектакли: странные чтения ведущих актеров американского театра . Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-09681-8 . п. 124 («Мендл... заверил разъяренную Марбери, что у него нет намерений заменить ее в привязанностях де Вульфа, и что брак был чисто расчетным, и что, возможно, как деловая женщина она могла бы понять социальную и коммерческую ценность такого контракт. Несколько недель спустя де Вульф отправилась в Нью-Йорк для личного примирения со своим давним спутником, и они продолжили свой послевоенный образ жизни... до смерти Марбери в 1933 году.")
- ↑ The Buffalo Evening News , 4 сентября 1924 г.
- ↑ The Spokane Chronicle , 30 апреля 1924 г.
Дальнейшее чтение
- Марбери, Элизабет. Британская энциклопедия. 2007. Британская энциклопедия Интернет. 2 февраля 2007 г. [1]
- Спарк, Пенни. Элси де Вулф: рождение современного интерьера . Нью-Йорк: Acanthus Press, 2005. ISBN 0-926494-27-9
- Льюис, Альфред Аллан. Дамы и не очень нежные женщины: Элизабет Марбери, Энн Морган, Элси де Вулф, Энн Вандербильт и их времена. Пингвин, 2001. ISBN 0-14-024173-6
- Литературные агенты
- Талантливые менеджеры
- Американские театральные менеджеры и продюсеры
- 1856 рождений
- 1933 смерти
- Лесбиянки-бизнесмены
- Американские ЛГБТ-бизнесмены
- ЛГБТ из Нью-Йорка (штат)
- Люди из Манхэттена
- Французско-английские переводчики
- Переходит в католицизм из кальвинизма
- Похороны на кладбище Вудлон (Бронкс, Нью-Йорк)
- Нью-Йорк (штат) Демократы
- Американские ЛГБТ XIX века
- Американские бизнесмены XIX века
- Американские бизнесмены 20-го века
- Американские бизнес-леди XIX века
- Американские бизнес-леди 20-го века
- Католики из Нью-Йорка (штат)
- Менеджеры театра XIX века
- Театральные менеджеры 20-го века
- Американские ЛГБТ 20-го века