Jump to content

Бромберг Динамит Завод Nobel AG

Координаты : 53 ° 04'56 "N 18 ° 04'11" E  /  53,08222 ° N 18,06972 ° E  / 53,08222; 18.06972
Завод Dynamit Nobel AG в Бромберге
ДЕНЬ Фабрика Бромберг
ДЕНЬ Фабрика Бромберг
ДЕНЬ Фабрика Бромберг
Карта
Прежние имена Альфред Нобель Dynamit Aktien-Gesellschaft в Бромберге
Общая информация
Тип Взрывоопасный завод
Архитектурный стиль Промышленная архитектура
Адрес Улица Альфреда Нобель, 85-001 Быдгощ
Город или город Быдгощ
Страна Польша
Завершенный 1939
Владелец Город Быдгощ
Технические детали
Материал кирпич

Завод Bromberg Dynamit Nobel AG, также известный как Bromberg DAG AG Factory или DAG Fabrik Bromberg, был одним из крупнейших оружейных заводов Dynamit Nobel во времена Третьего рейха : его площадь составляла 23 квадратных километра (8,9 квадратных миль), это был второй по величине завод DAG в Германии. время, после 35 квадратных километров (14 квадратных миль) Комбината DAG Альфреда Нобеля в Кристианштадте . Работавшая с 1939 по 1945 год в юго-восточном Быдгощи лесу компания DAG Fabrik Bromberg производила порох и взрывчатку боеприпасов , а также осуществляла ручную загрузку . [ 1 ]

Проект включал в себя строительство сотен километров дорог, железнодорожных веток и тысяч различных зданий. После 1945 года часть объектов была приспособлена под государственные химические предприятия. В 2004 году был создан Промышленно-технологический парк , охватывающий часть территории, а в 2011 году восемь зданий (около 1% первоначальной территории завода) были преобразованы в Exploseum , Музей оружейных заводов DAG. Фабрика Бромберга вместе с музеем под открытым небом немецкой промышленной архитектуры времен Второй мировой войны с подземным туристическим маршрутом.

Расположение и структура

[ редактировать ]

Заводской ансамбль располагался и замаскировался в Бромбергском лесу, в юго-восточной части нынешнего Быдгощи . Площадь завода составляла примерно 23 квадратных километра (8,9 квадратных миль): для целей связи были построены десятки километров железнодорожных путей, железнодорожных подъездных путей и сотни километров дорог с бетонными плитами. Сегодня улицы Ленгновская, Новоторунская, Гутница, Химичная и внутренняя дорожная сеть бывшего химического завода Захем проходят по территории древнего завода DAG. Лесные массивы и удаленность от города позволили сохранить объект во время и после войны, тем самым сохраняя в секрете местонахождение и безопасность осуществляемой здесь деятельности по производству химикатов и взрывчатых веществ.

Завод был разделен на две части, разделенные продольно проходящей угольной магистралью Верхняя Силезия — Гдыня , вдоль которой немцы построили второй путь. [ 2 ]

Западная часть ( нем . DAG Kaltwasser , польск . Zimne Wody или холодные воды ), кодовое название Торф ( Торф ) была посвящена производству пороха и его производных:

  • Операция ЧПУ производила нитроцеллюлозу ;
  • ПОЛ-Бетриб для бездымного пороха . Стрельбовые и артиллерийские испытания могли проводиться на баллистическом полигоне, где оценивалась каждая партия изготовленной взрывчатки;
  • Компания NGL-Betrieb производила нитроглицерин , который после смешивания с нитроцеллюлозой и последующей сушки давал порошкообразное тесто.
ДЕНЬ Бромбергское фехтование

Восточная часть ( нем . DAG Brahnau , польск . Łęgnowo ), кодовое название Kohle ( Уголь ) предназначалась для производства взрывчатых веществ для использования в ракетах , минах и бомбах :

  • ТРИ-Бетриб , производство нитросоединений и тротила ;
  • DI-B-Betrieb , производство динитробензола , используемого, в частности, для ракетных двигателей (например, V1 ). На территории имелся небольшой полигон для взрывчатки;
  • Füllstelle боеприпасов , ручная загрузка , включая авиабомбы , артиллерийские снаряды, фугасы, саперные заряды и боеприпасы малого калибра;
  • недостроенный участок завода по производству серной кислоты располагался на юго-восточной окраине владений.

Два основных района ( Кальтвассер и Бранау ) были связаны одной дорогой, которая проходила по виадуку над главной угольной железной дорогой возле станции Быдгощ-Жулвин , сегодня заброшенной. Наибольшую площадь в этом районе имели три отдела: POL-Betrieb , DI-B Betrieb и TRI-Betrieb .

Персонал размещался в специально построенных жилых массивах: в северном секторе (в районе нынешней улицы Клиничной) для инженеров и в восточной части для управленческого персонала. Последний сохранился до наших дней на улице Светлицовой ( район Аварийне ). казарменный лагерь для подневольных рабочих . Рядом с нынешними улицами Шпитальная и Гутница был также построен [ 3 ]

Южная часть заводской сети DAG располагалась на обширном внутреннем дюненном поле. Такая местность благотворно влияла на расположение заводских зданий: небольшие долины, разделявшие песчаные гряды, обеспечивали изоляцию построек даже в случае случайного взрыва. Кроме того, густой сосновый лес обеспечивал эффективную маскировку. [ 4 ] В настоящее время на территории этого региона находится охраняемая ландшафтная территория «Дюны Торуньско-Быдгощской котловины», находящаяся под охраной с 1991 года.

Завод DAG Bromberg был основан в 1939–1944 годах для поддержки расширения военной машины нацистской Германии . Секретный завод по производству взрывчатых веществ и сборке боеприпасов, построенный методом принудительного труда, принадлежал Dynamit Aktiengesellschaft (DAG) ( Корпорация Dynamit ), базирующейся в Тройсдорфе , Германия, недалеко от Бонна . Корни DAG уходят в 1860-е годы: ее основал Альфред Нобель , изобретатель динамита и бездымного пороха, а также основатель Нобелевской премии .

Создание и рост DAG

[ редактировать ]
Альфред Нобель

История компании DAG началась в 1863 году, когда Альфред Нобель разработал метод производства нитроглицерина в промышленных масштабах. В 1864 году Нобель построил первую фабрику в Винтервикене недалеко от Стокгольма , а в 1865 году она начала свою экспансию на европейский рынок. был построен первый динамитный завод В этом году в Германской империи . К 1875 году было создано 14 фабрик в 12 странах. В 1876 году компания была преобразована в акционерное общество , которое со временем приняло название Dynamit-Actien Gesellschaft vormals Alfred Nobel & Co. Hamburg (сокращенно DAG ). Когда в 1896 году скончался Альфред Нобель, DAG насчитывала 93 завода по всему миру.

После того, как нацисты пришли к власти в 1933 году, началось интенсивное производство оружия, которое с 1935 года приняло форму особенно значительного расширения бомбардировочной промышленности. Таким образом, большая часть взрывчатки и пороха нацистской военной машины производилась компаниями DAG и Westfälisch-Anhaltische Sprengstoff-Actien-Gesellschaft (или WASAG ) и их дочерними компаниями, такими как DAG-Verwertchemie и WASAG-Deutsche Sprengchemie .

В 1939–1945 годах в Третьем рейхе насчитывалось в общей сложности 80 заводов по производству взрывчатых веществ (32 из которых принадлежали DAG-Verwertchemie), 27 заводов военного назначения и 241 завод по производству боеприпасов. Если до 1939 года большая часть предприятий располагалась только западнее реки Одер , то после начала войны заводы расширились и восточнее Одера. В 1944 году DAG производила четверть всего производства военных активов Третьего рейха, располагая наиболее производительными предприятиями в Аллендорфе под Марбургом , Гессиш-Лихтенау , Круммеле и Клаусталь-Целлерфельде . Самыми крупными по площади были заводы в Быдгоще. [ 5 ] и в Кшистковице недалеко от Новогруда-Бобжаньского . На нынешней территории Польши можно также упомянуть остатки Deutsche Sprengchemie , в которой работало 2500 сотрудников, в Засеках .

Все необходимые инвестиции были осуществлены с высочайшей конфиденциальностью, что позволило местным жителям называть фабрики производящими шоколад, пралине, торты или текстиль.

Строительство заводов Bromberg DAG

[ редактировать ]

веществ . Еще в сентябре 1939 года Верховное военное командование вермахта издало приказ штаба, намеревавшийся определить на аннексированных Польшей территориях места для строительства заводов по производству пороха и взрывчатых Предварительно были выбраны три региона: Гожув-Велькопольский , Познань и Быдгощ. Последний был обнаружен как имеющий отличные условия для маскировки в лесу, вблизи реки Вислы и железнодорожных путей ( угольная магистраль Силезия - Гдыня , железная дорога Берлин - Калининград ). Работы начались вскоре после оккупации Быдгощи немецкой армией в сентябре 1939 года, в лесу недалеко от пригорода Ленгново, с обмерных и подготовительных работ. длиной 35 км В ноябре 1939 года был установлен забор , охватывающий площадь леса площадью примерно 25 квадратных километров (9,7 квадратных миль). Размер запланированного проекта потребовал создания двух строительных офисов DAG: Bauleitung I (западная часть) и Bauleitung II (восточная часть). [ 6 ] Строительно-монтажные работы развернулись полным ходом в 1940 году, а через два года были произведены первые взрывчатые вещества и боеприпасы. К концу 1944 года промзона насчитывала 1500 зданий, 360 км дорог и 40 км железнодорожных путей. Недавно построенная железнодорожная станция ( Быдгощ-Эмилианово ) сыграла решающую роль в процессе поддержания производства.

Склады образцов взрывчатых веществ

Комплексная программа строительства включала в себя производственные, складские и мастерские здания, бункеры , лаборатории , помещения пожарной охраны , амбулатории, административные и социальные здания, гауптвахты , здания наблюдения, жилые массивы (для руководителей) и казарменные городки (для подневольных рабочих). Проект включал в себя подземные и надземные коммуникации. Подземные сети состояли из: [ 4 ]

Наземные трубопроводы предназначались для:

В области энергоснабжения в 1940 году были построены две ТЭЦ и две котельные. Котельные должны были обеспечивать паром высокого давления линии денитрации и концентрирования азотной кислоты, а также отапливать производственные корпуса. [ 1 ] Самая крупная установка ( ЭК III ) была оснащена 3 турбоагрегатами. Эти агрегаты заправлялись углем, доставлялись по пандусу и разгружались с помощью системы лебедок; они действовали непрерывно до января 1945 года. [ 7 ]

Пространственная организация завода стала результатом усилий по минимизации последствий взрыва . Каждый этап производственного процесса проходил в отдельных, обычно небольших, зданиях, а перемещение между ними осуществлялось посредством наземных (дорог) и подземных ( туннелей ) систем. Здания располагались на разной высоте друг от друга, проемы никогда не выстраивались в ряд. Такая договоренность предотвратила цепную реакцию и возможное разрушение технологических линий в случае сбоя на любом из этапов производства. Кроме того, линии были дублированы, чтобы повысить вероятность поддержания производства в случае сбоев. Персонал мог использовать многоветвевые эвакуационные туннели, оборудованные бункерами . В целях безопасности растения были разбросаны на большой территории и замаскированы земляной насыпью.

Железнодорожные пандусы

Маскировка усиливалась за счет посадки деревьев на крышах, окраски в цвет хаки объектов (в том числе автомобильных и железных дорог), а также использования лесных дорог в качестве линий связи. Весной 1944 года деревянный макетный в 2–3 км к югу от настоящего завода даже был построен завод с ночным освещением, чтобы сбивать с толку пилотов союзников во время воздушных налетов . Фактически, 23 июля 1944 года состоялся только один рейд, не причинивший большого ущерба.

Чтобы уменьшить последствия возможного взрыва, были построены два типа зданий: легкие постройки (в основном склады ) и бункеры. Легкие здания были построены из кирпича и окружены земляными насыпями : в случае взрыва вся волна взрыва была направлена ​​вверх. С другой стороны, здания бункерного типа, используемые в случаях, когда риск взрыва оценивался как высокий, представляли собой четырехугольные здания с тремя стенами и толстым железобетонным потолком. В данном случае архитектурная концепция направила взрыв в четвертую сторону, то есть на вытяжную стену из дерева и стекла , а обломки были заблокированы расположенной сзади земляной насыпью. Такие усиленные здания могли выдержать удар ударной волны и не развалиться. [ 1 ]

Немецкая наблюдательная вышка на бывшем полигоне Кабат

Что касается защиты и безопасности проекта, были приложены дополнительные усилия, такие как:

  • разбивка по секторам доступа к заводской сети для определенных сотрудников;
  • подробный регламент завода ;
  • значки ;
  • личные досмотры с целью предотвращения сигарет, спичек и металлических предметов;
  • заборы и ворота охраняются днем ​​и ночью.

За безопасностью завода, контролем сотрудников и пожарной службой следила охрана компании ( нем . Werkschutz ). В их обязанности входило также запрещение любых контактов между немцами и иностранными рабочими. В конечном итоге произошли инциденты, особенно 21 мая 1943 года на бомбозаправочной станции и 12 января 1944 года в зоне ШФЛУ.

В 1941 году было построено 75% производственных зданий и сетей, необходимых для работы завода. В период с 1942 по 1944 год была введена в эксплуатацию система водоснабжения и канализации и построены последние здания. В 1943 году , был создан испытательный полигон для ракет на вновь созданном полигоне Кабат, недалеко от Солец-Куявского . [ 8 ] В 1942 году был поднят проект строительства перегрузочной станции на реке Брда с канатной дорогой , подающей уголь, а также канализационной установкой, выводящей в реку Вислу. Однако эти планы так и не были реализованы по финансовым причинам.

Продукты

[ редактировать ]

Основным продуктом и специализацией компании DAG Bromberg был бездымный порох ( ПОЛ ), улучшенная версия баллистита . нитроцеллюлоза ( НК ), нитроглицерин ( NGL ), тротил ( TRI ) и динитробензол ( ДИ-Б Также производились ). В секции ручной загрузки ( нем . fullstelle ) металлические гильзы были наполнены взрывчаткой. Конечными продуктами было готовое к использованию оружие, такое как авиабомбы , артиллерийские снаряды или пороховые заряды.

Выделение TNT в Германии

Производство завода началось в 1941 году, должность директора занял Адольф Кемпф (1879-1957), опытный химик , выпускник Технического университета Штутгарта. [ 5 ] и 1 ноября объект был интегрирован в комплекс DAG-Verwertchemie . В 1942 году была построена первая линия по производству бездымного пороха, а в 1943 году — линии по производству динитробензола и тротила, а также заводы по денитрации и начинке бомб. В том же году была создана частично первая линия по нитроцеллюлозе и половина нитроглицеринового отделения; введены в эксплуатацию одна электростанция и одно машинное отделение. В феврале 1944 года Верховное командование вермахта заказало расширение существующих линий и строительство новых мощностей по производству взрывчатых веществ и ракетных порохов:

В октябре 1944 года угроза советского захвата комплекса привела к остановке некоторых из этих проектов (расширение зон производства тротила, динитробензола и пороха). Лишь в 1944 году компания DAG Bromberg достигла почти полной автономии, импортируя только сырье (т.е. кислоты, целлюлозу , глицерин и другие добавки), хотя ее целью было добиться полной самодостаточности завода за счет строительства линии по производству серной кислоты. что так и не было реализовано. [ 1 ]

В 1942 году комплекс произвел 1200 т пороха , 7300 т в 1943 г. и 13700 т в 1944 г. Производство нитроцеллюлозы началось в 1943 г. (2000 т) и в следующем году достигло 7500 т. началось производство нитроглицерина В январе 1944 года в зоне ШФЛУ , а зона производства ТНТ была создана только в январе 1945 года. Хотя точных данных о ручном заряжании оружия нет, это было стратегически важное занятие: гильзы для пулеметов. в Быдгоще, в частности, производились металлургические заводы, такие как бывший завод железнодорожных сигналов Фибрандта на улице Грюнвальдской, 32 . 250-килограммовые (550 фунтов) и 500-килограммовые (1100 фунтов) авиабомбы, минометы и боеприпасы «небельверфер» . Кроме того, на близлежащем полигоне Кабат были удобно испытаны [ 4 ] В 1944 году порох, произведенный на заводе POL-Betrieb, также был испытан на ракетах под кодовым названием Rheinbote на экспериментальной площадке, расположенной между Шубиным и Лабишином . [ 4 ]

По оценкам, продукция заводского комплекса ДАГ Бромберг составляла 5% потребности Вермахта в порохе и взрывчатых веществах. Подсчитано, что ежедневного производства порошкового теста на линии ШФЛУ в 1944 году было достаточно для производства следующих активов: [ 1 ]

  • 20 миллионов винтовочных боеприпасов;
  • 26 000 артиллерийских боеприпасов (калибра 75–88 мм) или 9 000 артиллерийских боеприпасов крупного калибра.

1 декабря 1942 года на заводе ДАГ Бромберг работало около 10 000 человек. В конце войны это число подскочило до 20 000, включая рабочих, подневольных рабочих и военнопленных . За время эксплуатации комплекса (1939-1945 гг.) на работах погибло от 40 до 50 тысяч военнопленных.

Имперская служба труда

Первоначально привлекалась местная рабочая сила, затем немецкое руководство использовало иногородних и военнопленных. Среди этой рабочей силы более 50% составляли поляки , остальные, по убывающей численности: немцы (в основном квалифицированные рабочие, приезжающие с родины), русские или украинцы (около 3000), чехи , итальянцы , югославы , французы и англичане . В основном это были военнопленные, а также члены немецких военизированных молодежных организаций, таких как Reichsarbeitsdienst (RAD). 15 июля 1944 года более 1000 еврейских женщин из концлагеря Штутгоф были отправлены на завод для работы на разгрузке боеприпасов и на железнодорожной станции Быдгощ-Восточный. [ 4 ]

Для размещения иногородних рабочих было построено 18 лагерей, состоящих примерно из 100 деревянных и 150 кирпичных бараков (ныне проспект Войска Польского, улица Гутнича и в районе Глинки ). В одной казарменной части проживало около 100 человек, в бараке для военнопленных — 200. В окрестностях этого лагеря было построено 29 крупных зенитных бункеров, каждый вмещал от 300 до 500 человек. 16 марта 1943 года исправительный лагерь ( нем . Arbeitserziehungslager ) и лагерь Имперской трудовой службы на территории завода были также созданы . В конце 1944 года в этих лагерях находилось 5200 человек.

В 1940 году в ДАГ Бромберге была создана местная подпольная армейская группа ( ZWZ или польский : Związek Walki Zbrojnej ), которую возглавил Генрик Шимонович ( он же Марек ). В период с марта по май было завербовано 250 человек, что позволило начать сотрудничество с группой французских и английских заключенных. Карта комплекса была разработана бригадой польских электриков (Лешек Якуб Бялый, Бронислав Здзислав Бруски, Здзислав Генрик Нендзыньский) и отправлена ​​в штаб АК вместе с рядом секретных документов. [ 6 ]

Диверсии также играли важную роль в деятельности движения сопротивления. Самая тщательно продуманная диверсионная акция (крупнейшая в Померании ) получила название «Операция Крем» : проведенная 23 марта 1944 года, она вызвала взрыв, в результате которого погибли немецкие инженеры, работавшие над строительством завода.

Другое движение сопротивления, Дарзбор , действовало из объекта Загрода , расположенного в лесной зоне Эмилианово . Эта группа подчинялась ZWZ (1939-1942), затем АК (1942-1945). После Второй мировой войны он продолжал борьбу с коммунизмом под эгидой организации «Свобода и независимость» ( польский : Wolność i Niezavisłość ) (1945–1948). Дарзбор занимался разведкой в ​​комплексе DAG Bromberg, помогал военнопленным, саботировал железнодорожную станцию ​​​​Быдгощ-Эмилианово, скрывал и перебрасывал офицеров Королевских ВВС , а также руководил партизанской деятельностью. [ 9 ]

250-кг авиабомба - SC250

Luftmunitionanstalt 1/11 Бромберг

[ редактировать ]

Помимо объекта DAG Bromberg, завод авиационных боеприпасов ( Luftmunitionanstalt 1/11 Bromberg работал в Осовой Гуре , на западной окраине Быдгощи, ). Этот завод, основанный в 1917 году, в 1939 году был передан Люфтваффе . Несколько лет спустя была построена пристройка с производственными критериями, аналогичными тем, которые действуют на DAG Bromberg. Плотность древесины обеспечивала идеальные условия маскировки этих важных военных объектов.

Средства связи обеспечивала железнодорожная линия № 18 (Быдгощ-Пила), к которой были добавлены ветки с погрузочными рампами. Производственный комплекс насчитывал около 100 различных построек, включая бетонные бункеры и лагерные бараки для военнопленных, работавшие на производственных линиях. В 1941 году в Luftmunitionanstalt 1/11 Bromberg работало 1200 человек.

Завод занимался ручной погрузкой авиабомб, изготовлением электробалластов и взрывателей . В отдаленной и секретной части, расширенной в 1943-1944 годах, были разработаны невиданные ранее ракеты, надуваемые сжатым воздухом, радиус взрыва которых приближался к 2 километрам (1,2 мили). Эти объекты были взорваны отступающими немецкими войсками в январе 1945 года. [ 4 ]

Деятельность завода продолжалась до самых последних дней перед приходом советских и польских войск. Сам директор Адольф Кемпф покинул завод с последним составом и бежал в ДАГ Мальхов в Мекленбурге , согласно разработанному плану эвакуации. [ 6 ]

22 января 1945 года было принято решение остановить производство и эвакуировать немецкий персонал. Технические устройства не были разбиты, но техническая документация была вынесена из города с отступающими немцами. Через 2 дня, 24–26 января, Быдгощ и заводской комплекс ДАГ были захвачены 2-м Белорусским фронтом .

Вид на Захема объекты

После Великой Отечественной войны по распоряжению Советской военной трофейной комиссии все техническое оборудование было постепенно демонтировано и перевезено СССР в Красной Армией . от 1300 до 1500 железнодорожных грузовиков , потребовалось Для перевозки всего оборудования DAG, вероятно, в Украину : груз включал в себя крупные компоненты, такие как ТЭЦ или котельные. После того, как помещение было лишено оборудования, оно было передано польским властям 31 августа 1945 года. Находившееся под управлением Центрального управления оружейной промышленности в Варшаве , комплекс теперь находился под наблюдением Корпуса внутренней безопасности или KBW для Korpus Bezpieczeństwa Wewnętrznego .

В 1945 году Государственный пороховой завод в Ленгнове был основан . В 1948 году химических заводов нет. Также были созданы заводы 9 и 11: в 1950-е годы они были преобразованы в химический завод «Быдгощ Захем» ( польск . Zakłady Chemiczne Zachem w Bydgoszczy ). Завод Захем использовал часть существующей инфраструктуры для гражданского производства, но также осуществлял секретное производство взрывчатки для армий Варшавского договора . Растущего спроса на продукцию химических заводов нет. 9 и 11 вызвали необходимость в 1954 году запустить ТЭЦ на базе ранее разобранной советскими солдатами техники. Мемориальная доска в память об этом открытии до сих пор видна на плитке древнего машинного отделения. [ 7 ]

Большинство немецких постиндустриальных зданий были заброшены после окончания войны, лишь некоторые использовались как производственные цеха и склады. Однако в 1952 году случайный взрыв на территории завода разрушил участок бывшей немецкой производственной линии. Все помещения были огорожены и недоступны для посторонних. В целом, наследие комплекса DAG Bromberg на заводе в Захеме было постоянным и окружающим. Новые польские помещения включали в себя: [ 10 ]

  • 475 зданий различных производственных подразделений ( операция ШФЛУ , операция NC , операция ГСМ , операция TRI/DI-B , заправочный пункт );
  • 360 километров (220 миль) бетонных или гранитных дорог;
  • 40 километров (25 миль) железнодорожных путей с четырьмя перегрузочными станциями;
  • котельные, питающие электростанции мощностью 50 мегаватт-часов (180 ГДж);
  • промышленный коллектор воды на реку Висла ;
  • 25 глубоких скважин с питьевой водой.

С 1956 по 1980 год было проведено несколько испытаний по использованию бывших зданий ДАГ для других химических производств, но большинство из них не увенчались успехом: [ 10 ] хотя производство взрывчатых веществ все еще было жизнеспособным, линии по производству нитроглицерина и пороха вообще не использовались. В 1970-е годы 150 га древней территории ПОЛ-Бетриб были преобразованы под строительство завода по химическому синтезу пластмасс. Некоторые из бывших немецких зданий, которые не использовались повторно, были разрушены взрывчаткой, а обломки были разобраны и брошены в болотистое русло устья реки Брды, ведущей в Вислу. За прошедшие годы несколько сотен зданий заросли лесом. [ 10 ]

На протяжении многих лет сотни зданий, соединенных туннелями и замаскированных в Быдгощской лесной зоне, тайно исследовались любителями техники и военной истории. Долгое время вся территория бывшего завода была окружена ореолом таинственности.

Карта сайта Exploseum
Эксплозеум - Отремонтированное здание

После 1989 года завод «Зачем» разделился на две самостоятельные компании:

  • Компания «Нитрохем» в восточной части занимается производством взрывчатых веществ. Это был сертифицированный поставщик оборонной промышленности. Сегодня компания «Нитрохем» является одним из крупнейших производителей тротила в Европе и основным поставщиком тротила для американской фирмы по производству боеприпасов ATK ;
  • Zachem Bydgoszcz in the western part.

30 декабря 2013 года правление Zachem подало заявление о банкротстве, которое было подтверждено судом в марте следующего года. Помещения включали 120 километров (75 миль) дорог на площади 30 га. Продается по частям, город Быдгощ купил в 2015 году 9 км улиц и 19 га участка. [ 11 ]

Exploseum - Подземный туннель

Десятью годами ранее (2004 г.) муниципальные власти уже создали индустриально-технологический парк на одном из заброшенных участков Зачема . Расширение этого парка потребовало, среди прочего, сноса нескольких зданий бывшего DAG Bromberg. Растущий интерес к истории этого места в сочетании с риском полной ликвидации остатков древней фабрики привел к созданию в 2005 году двух заповедных зон:

  • POL-Betrieb , с линиями по производству пороха, расположенными в центральной части комплекса;
  • ШФЛУ-Бетриб с линиями по производству нитроглицерина в южной части.

Осенью 2007 года территория НГЛ-Бетриб была передана Региональному музею в Быдгоще с целью организовать на этом месте музейно-туристический объект. Проект, софинансируемый Европейским фондом регионального развития (5 миллионов злотых ), был реализован в 2008–2011 годах. Этот музей под названием Exploseum использует восемь отреставрированных зданий NGL-Betrieb . Эксплозеум представляет собой музей промышленной архитектуры под открытым небом, совмещенный с Музеем оружейного завода DAG Fabrik в Быдгоще . Посетители могут пройти по маршруту, ведущему через туннели, соединяющие различные здания. В постзаводских помещениях мультимедийные и интерактивные выставки раскрывают историю комплекса ДАГ, место завода в городе, демонстрируют боевое вооружение и взрывчатку. Кроме того, различные выставки объясняют злоупотребление принудительным трудом , движение сопротивления с заговорами и диверсиями в то время в оккупированном Быдгоще.

В 2018 году, несмотря на протест местных природоохранных ассоциаций, несколько зданий ПОЛ -Бетриба, находящихся в состоянии угрожающего разрушения, были снесены. [ 12 ] Сохранившаяся часть цеха POL-Betrieb представляет собой компактную, но полную линию по производству пороха, состоящую из 18 зданий, расположенных по кругу, чтобы оптимизировать производственный процесс. Экспонируются все виды машин и инструментов, используемых в процессе: прокатные станы , экструдеры , дробилки , миксеры, трансформаторные станции и склады. Во время войны в пяти из этих зданий располагались колоссальные пороховые соковыжималки по прозвищу Мамут , которые перерабатывали порох, добываемый в зоне ШФЛУ: здесь производилось пороховое тесто, затем много раз раскатывалось, складывалось и перераскатывалось, чтобы обеспечить равномерное горение при выстреле. [ 13 ] Хотя более крупные заводы времен Второй мировой войны все еще существуют в Польше (например, комплекс DAG Альфреда Нобеля в Кшистковице или Засеках ), только остатки завода DAG Bromberg обеспечивают частичный и безопасный доступ к достопримечательностям для пешеходов, туристов и любопытных людей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Лахамьер, Ежи (2007). Технология нитроглицерина на заводе Dynamit Nobel AG в Быдгоще. Быдгощская летопись XXVIII . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 383–408.
  2. ^ Векверт, Марек (15 января 2010 г.). «Экспедиция на ДАГ Фабрик» . pomorska.pl . Газета Поморска . Проверено 23 ноября 2020 г.
  3. ^ Кулеша, Мацей (2 мая 2020 г.). «Будет ли город сносить исторические здания DAG Fabrik Bromberg в Капусциске?» . bydgoszcz.wyborcza.pl . Выборча Быдгощ . Проверено 23 ноября 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Возны, Яцек (2007). Археология недалекого прошлого в контексте немецкой военной архитектуры Быдгощины. Материалы по истории культуры и искусства Быдгощи и региона. Тетрадь 12 . Быдгощ: Студия документации и популяризации памятников Провинциального культурного центра в Быдгоще. стр. 81–95.
  5. ^ Перейти обратно: а б Пщулковский, Михал (2009). Адольф Кампф – директор DAG Werk Bromberg. Быдгощская летопись XXXI . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 435–446.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «История» . Exploseum.pl . музей.Быдгощ. 2013 . Проверено 27 ноября 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Кулеша, Мацей (12 октября 2016 г.). «Посмотрите, как выглядит заброшенная ТЭЦ в Быдгоще» . bydgoszcz.wyborcza.pl . Выборча Быдгощ . Проверено 24 ноября 2020 г.
  8. ^ Мацей Кулеша, WM (30 августа 2018 г.). "Тайна башни на полигоне под Быдгощю. Что там немцы испытывали?" . bydgoszcz.wyborcza.pl . Выборча Быдгощ . Проверено 1 января 2021 г.
  9. ^ Босс, Агнешка Виктория. Лесничество Емилианово под Быдгощью на фоне истории Померанского заговора 1939–1948 годов . Быдгощ: Институт истории и международных отношений Университета Казимира Великого в Быдгоще. стр. 1–132.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Грушка, Збигнев (2011). «Нобелевские работы в Быдгоще 1939-1945» ioh.pl. ​другие лица истории . Проверено 26 ноября 2020 г.
  11. ^ Чайковская, Малгожата (21 декабря 2015 г.). «Быдгощ покупает девять километров улиц в Захеме» . bydgoszcz.wyborcza.pl . Выборча . Проверено 27 ноября 2020 г.
  12. ^ Кулеша, Мацей (23 марта 2018 г.). «Быдгощский прокатный стан времен Второй мировой войны подлежит сносу» . bydgoszcz.wyborcza.pl . Выборча . Проверено 27 ноября 2020 г.
  13. ^ Левиньска, Александра (26 января 2017 г.). «Уникальный объект под угрозой. Общественники начинают борьбу» . bydgoszcz.wyborcza.pl . Выборча . Проверено 27 ноября 2020 г.
[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • (на польском языке) Фильм на YouTube - оставшиеся здания на территории бывшего завода Dynamit Nobel AG
  • (на польском языке) Фильм студентов UKW на YouTube на сайте Exploseum
  • (на польском языке) Фабрика Нобеля в Быдгоще 1939-1945 гг.
  • (на польском языке) Лахамьер, Ежи (2007). Технология нитроглицерина на заводе Dynamit Nobel AG в Быдгоще. Быдгощская летопись XXVIII . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 383–408.
  • (на польском языке) Пщулковский, Михал (2009). Адольф Кампф – директор DAG Werk Bromberg. Быдгощская летопись XXXI . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 435–446.
  • (на польском языке) Возны, Яцек (2007). Археология недалекого прошлого в контексте немецкой военной архитектуры Быдгощины. Материалы по истории культуры и искусства Быдгощи и региона. Тетрадь 12 . Быдгощ: Документирование и популяризация памятников Провинциального культурного центра в Быдгоще. стр. 81–95.

53 ° 04'56 "N 18 ° 04'11" E  /  53,08222 ° N 18,06972 ° E  / 53,08222; 18.06972

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 713d3891a50c12bd9318003d5c7e7725__1721389020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/25/713d3891a50c12bd9318003d5c7e7725.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bromberg Dynamit Nobel AG Factory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)