Jump to content

Десателлизация Социалистической Республики Румыния

Варшавский договор в начале 1960-х годов. Румыния и Албания окрашены в светло-красный цвет, а остальные члены Варшавского договора — в красный.

Десателлизация Социалистической Республики Румыния из состава Советского Союза заключалась в освобождении Румынии от статуса советского сателлита в 1960-х годах. Румынское руководство добилось десателлизации отчасти, воспользовавшись Никиты Хрущева . ошибками и уязвимостями [1] Москва терпела независимость Румынии, поскольку ее правящая партия не собиралась отказываться от коммунизма . [2] Хотя Румыния оставалась членом и Варшавского договора , и СЭВ , она не собиралась быть послушным членом ни того, ни другого. [3] : 189 

Еще до прихода к власти Николае Чаушеску Румыния была по-настоящему независимой страной, в отличие от остальных стран Варшавского договора. В какой-то степени она была даже более независимой, чем Куба (социалистическое государство, не входившее в Варшавский договор). [4] Румынский режим был в значительной степени невосприимчив к советскому политическому влиянию, а Чаушеску был единственным заявленным противником гласности и перестройки . Из-за конфликтных отношений между Бухарестом и Москвой Запад не возлагал на Советский Союз ответственность за политику, проводимую Румынией, как это было в отношении других стран региона, таких как Чехословакия и Польша . [5] В начале 1990 года советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе косвенно подтвердил отсутствие советского влияния на Румынию Чаушеску. Когда его спросили, имело ли для него смысл посещать Румынию менее чем через две недели после революции , Шеварднадзе ответил, что только лично поехав в Румынию, он сможет понять, как «восстановить советское влияние». [6]

Независимость Румынии оставила мало места для независимости других стран, и поэтому ее пришлось изолировать. В конце 1960-х годов Владислав Гомулка из Польши и Тодор Живков из Болгарии даже предложили исключить Румынию из Варшавского договора из-за предложенных Румынией поправок к Договору о нераспространении ядерного оружия . Последовавшая за этим декларация о поддержке советского проекта договора о нераспространении, подписанного без Румынии, впервые обнародовала разногласия между Румынией и остальными членами Варшавского договора. Пражская весна позволила Румынии снова превратить свою изоляцию в независимость. Румыния Чаушеску имела по крайней мере столько же рычагов влияния в рамках Варшавского договора, Шарля Голля де сколько Франция имела в НАТО . [ нужны дальнейшие объяснения ] Однако вместо того, чтобы вывести Румынию из Варшавского договора, как это сделал де Голль с интегрированными структурами НАТО, румынское руководство начало видеть преимущества пакта как инструмента утверждения своей независимости. [7]

К тому времени, когда советский маршал Андрей Гречко принял на себя командование Варшавским договором в 1960 году, и Румыния, и Албания практически вышли из договора. В начале 1960-х годов Гречко инициировал программы, призванные предотвратить распространение румынских доктринальных ересей, которые угрожали единству и сплоченности Пакта, на других членов Пакта. Ни одной другой стране не удалось вырваться из Варшавского договора так, как это сделали Румыния и Албания. Однако, хотя Албания формально вышла из Пакта в 1968 году, Румыния этого не сделала. Причины, по которым он остался, включали заинтересованность Чаушеску в сохранении угрозы вторжения в Пакт, чтобы он мог продать себя как националиста , а также привилегированный доступ к коллегам из НАТО и место на различных европейских форумах, которые он иначе не мог бы получить. [8] Например, Румыния и остальные страны Варшавского договора, возглавляемые Советским Союзом, сформировали две отдельные группы при разработке Хельсинкского Заключительного акта . [9]

Некоторые историки, такие как Роберт Кинг и Деннис Делетант, выступают против использования термина «независимый» для описания отношений Румынии с Советским Союзом, отдавая предпочтение «автономии» из-за ее продолжающегося членства как в СЭВ, так и в Варшавском договоре, а также ее приверженности социализму. Но эта точка зрения не может объяснить, почему Румыния заблокировала присоединение Монголии к Варшавскому договору в июле 1963 года, почему она проголосовала за резолюцию ООН от ноября 1963 года о создании безъядерной зоны в Латинской Америке , когда другие социалистические страны воздержались , или почему он выступил против предложенного Советским Союзом «сильного коллективного ответного удара» против Китая в 1964 году, если взять лишь несколько примеров из периода 1963–1964 годов. [10]

Десателлизация (1956–1965)

[ редактировать ]

После создания в 1945 году правительства, в котором доминировала Коммунистическая партия Румынии , страна вскоре стала бесспорным советским сателлитом. Решения по внешней и экономической политике принимались в Москве и лояльно исполнялись местными коммунистами. Период неоспоримого советского господства продолжался до 1955 года. [11]

Давней целью коммунистического лидера Георге Георгиу-Дежа был вывод всех советских войск с территории Румынии. Наконец, это было достигнуто 25 июля 1958 года, когда Румыния объявила, что все советские войска покинули ее территорию. [12] возможно, это крупнейшее событие в стране между 1956 годом и смертью Дежа в 1965 году. Согласно мирному договору 1947 года , советские войска, дислоцированные в Румынии, должны были помогать защищать линии снабжения советских баз в Австрии . После заключения Австрийского государственного договора в 1955 году и вывода оттуда Красной Армии этот предлог стал спорным, и румыны предложили Советам пересмотреть необходимость сохранения военного присутствия в Румынии. Никиты Хрущева Реакция была враждебной, и после Венгерской революции 1956 года было «согласовано», что Красная Армия должна остаться в Румынии.

Но на встрече Варшавского договора в мае 1958 года, в соответствии со стремлением Хрущева улучшить отношения с Западом, было объявлено о выводе Красной Армии из Румынии. Решение, вероятно, также было принято для того, чтобы уменьшить гнев румын по поводу обращения с лидером венгерской революции Имре Надем , который был доставлен в Румынию после ареста и доставлен обратно на секретный суд в Венгрию на румынском самолете.

Вывод советских войск начался в начале июля и завершился к концу месяца. Это был первый крупный шаг на пути к десоветизации и десателлизации Румынии, и, похоже, пути назад уже не было. Вывод советских войск в 1958 году вместе с советско-китайским расколом дал Румынии возможность пересмотреть свое положение в СЭВ . Корпорации СовРома , через которые Советы осуществляли почти эксклюзивный контроль над экономикой Румынии, были распущены еще в 1954 году. чем русские имена. Русский институт в Бухаресте был закрыт, и через несколько лет русский язык больше не был вторым языком, преподаваемым в румынских школах. В декабре 1964 года советские советники, в том числе из служб разведки и безопасности, были отозваны из Румынии. Георгиу-Деж умер в марте 1965 года. Его преемник Николае Чаушеску с «демоническим безумием» стремился к национальной самостоятельности. [3] : 185–186, 189  Обращение Румынии к национализму было несовместимо со статусом сателлита. [13] [14]

В апреле 1964 года Румыния официально провозгласила свою независимость от контроля Советского Союза. [15] и подробно описал свои планы по переориентации экономики на сельское хозяйство и добычу природных ресурсов. [16] Румынская кампания за независимость достигла кульминации 22 апреля 1964 года, когда Коммунистическая партия Румынии опубликовала декларацию, в которой провозглашалась, что «каждая марксистско-ленинская партия имеет суверенное право... разрабатывать, выбирать или изменять формы и методы социалистического строительства» и что «не существует никакой «материнской» партии и партии «потомка», никаких «высших» и «подчиненных» партий, а есть только большая семья равноправных коммунистических и рабочих партий», добавляя, что «их нет и не может быть». никаких уникальных узоров и рецептов». Это означало декларацию политической и идеологической независимости от Москвы. [17] [18] [19] [20]

Поскольку термин «Народная Республика» обычно обозначал статус спутника на советской орбите, Конституция Румынии 1965 года изменила официальное название страны на «Социалистическая Республика». [21] также было исключено упоминание «советских освободителей» В 1960-е годы из государственного гимна . [22] [23]

Дальнейшее развитие (1965–1984)

[ редактировать ]

Эпоха Николае Чаушеску , начавшаяся в 1965 году, привела к тому, что политическая власть в Румынии стала национализированной и персонализированной. [24] В 1962 году советские экономисты предложили подчинить экономику Восточной Европы, в том числе экономику Румынии, наднациональному плановому органу СЭВ. Начиная с 1964 года позиция румынского руководства по международным вопросам часто и заметно отличалась от позиции Советского Союза. Особый поворотный момент произошел в 1968 году, когда Чаушеску публично раскритиковал вторжение Варшавского договора в Чехословакию и отказался участвовать. Румыния официально обратилась к Европейскому экономическому сообществу с просьбой о преференциальных торговых условиях в 1972 году и неоднократно занимала независимые позиции в Организации Объединенных Наций . В 1973 году Румыния стала первой страной Варшавского договора, которая проводила большую часть своей торговли с некоммунистическими странами. [25]

В 1967 году СЭВ принял «принцип заинтересованной стороны», согласно которому любая страна могла отказаться от любого проекта по своему выбору, при этом позволяя другим государствам-членам использовать механизмы СЭВ для координации своей деятельности. В принципе, любая страна все еще могла наложить вето на политику, но была надежда, что она просто отойдет в сторону или станет неохотным участником. Это было направлено, по крайней мере частично, на то, чтобы позволить Румынии наметить свой собственный экономический курс, не выходя из СЭВ полностью и не останавливая организацию. [26] При Чаушеску Румыния проводила самую независимую внешнюю политику из всех стран Варшавского договора. Румыния, уже не имея советских войск на своей территории, прекратила участие в учениях войск Варшавского договора в 1962 году. Наименее активный член СЭВ, Румыния, была членом Международного валютного фонда и Всемирного банка . Своей экономической свободой она во многом обязана добыче нефти и зерна, что освободило ее от советского экономического рычага. [27]

В 1974 году Румыния отклонила советский запрос на строительство железной дороги из Одессы через восточную Румынию в Варну . Эта ширококолейная железная дорога могла быть использована для переброски в Болгарию крупных армейских частей . Румыния выступила против использования ее территории иностранными силами. [28] и вместе с Болгарией был одним из двух членов Варшавского договора, которые не допускали размещения на своей территории иностранных войск, советских или других. [29] [30] Хотя Румыния действительно участвовала в совместных военно-воздушных и военно-морских учениях Варшавского договора, она не разрешила такие учения на своей территории. [31] Помимо запрета на маневры Варшавского договора или советские базы в Румынии, [32] Чаушеску положил конец советской идеологической обработке и обучению в румынской армии и не позволил советским офицерам вмешиваться в решения румынского личного состава. [33]

Оставаясь в Варшавском договоре, Румыния продолжала отклоняться от многих советских международных политик. Она осудила советское вторжение в Афганистан и была единственной страной Варшавского договора, принявшей участие в летних Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе , бойкотированных остальными странами Варшавского договора в ответ на под руководством США в Москве бойкот летних Олимпийских игр 1980 года . [34] Румыния была «единой, но независимой». [35] Советские торговые субсидии в 1960–1978 годах для остальных пяти государств Варшавского договора варьировались от 4,6 миллиардов долларов (Болгария) до 23,7 миллиардов долларов (Восточная Германия). Для Румынии советские торговые субсидии в этот период были отрицательными: в общей сложности было выплачено 0,5 миллиарда долларов в виде чистых неявных торговых налогов. [36]

Внешняя политика Румынии во время десателлизации

[ редактировать ]

Хотя Румыния и СССР подписали советско-румынский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи в 1970 году, Румыния продолжала проводить свою независимую политику. Румыния сохраняла нейтралитет во время советско-китайского спора и поддерживала дружеские отношения с Китаем. [37] признала Западную Германию в январе 1967 года и не разорвала дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны . Румыния также выступала в качестве одного из посредников в египетско-израильских переговорах, которые привели к Кэмп-Дэвидским соглашениям . [38] против чего выступил СССР. Когда другие страны Восточного блока разорвали дипломатические отношения с Чили после антикоммунистического переворота в сентябре 1973 года, Румыния отказалась сделать это. [39]

В 1979 году, после поддержанного Советским Союзом вьетнамского вторжения в Демократическую Кампучию , Румыния стала первым членом Варшавского договора, проголосовавшим против Советского Союза в Генеральной Ассамблее ООН . [40] Оно также продолжало признавать красных кхмеров законным представителем Камбоджи в ООН (Румыния была одной из десяти стран, имевших посольство в Камбодже во время Пол Пота ). правления [41] Когда Советский Союз вторгся в Афганистан в 1979 году, Румыния воздержалась при голосовании по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей к немедленному и безоговорочному выводу советских войск. Месяц спустя, на встрече коммунистических государств в Софии , Румыния присоединилась к Северной Корее и отказалась поддержать вторжение. [42]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ротшильд, Джозеф; Вингфилд, Нэнси Мериуэзер (2008). Возвращение к разнообразию: политическая история Центрально-Восточной Европы после Второй мировой войны . Издательство Оксфордского университета. п. 196. ИСБН  978-0-19-533474-6 .
  2. ^ Кук, Бернард А. (2001). Европа с 1945 года: Энциклопедия . Том. 2. Тейлор и Фрэнсис. п. 1075. ИСБН  978-0-8153-4058-4 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Р. Дж. Крэмптон (15 июля 2014 г.). Балканы после Второй мировой войны . Рутледж . дои : 10.4324/9781315843209 . ISBN  9781317891178 .
  4. ^ Тисманяну Владимир; Стэн, Мариус (17 мая 2018 г.). Румыния противостоит своему коммунистическому прошлому: демократия, память и моральная справедливость . Издательство Кембриджского университета. п. 132. ИСБН  978-1-107-02592-9 .
  5. ^ Левеск, Жак (28 мая 2021 г.). Загадка 1989 года: СССР и освобождение Восточной Европы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 192–193. ISBN  978-0-520-36498-1 .
  6. ^ Сервис, Роберт (8 октября 2015 г.). Окончание холодной войны: 1985 – 1991 гг . Пан Макмиллан. п. 429. ИСБН  978-1-4472-8728-5 .
  7. ^ Крамп, Лориен (11 февраля 2015 г.). Переосмысление Варшавского договора: международные отношения в Восточной Европе, 1955-1969 гг . Рутледж. стр. 200 и 202-204. дои : 10.4324/9781315732541 . ISBN  978-1-317-55530-8 .
  8. ^ Голдман, Эмили О.; Элиасон, Лесли К. (2003). Распространение военных технологий и идей . Издательство Стэнфордского университета. стр. 140 и 142–143. ISBN  978-0-8047-4535-2 .
  9. ^ Бен-Дор, Габриэль; Девитт, Дэвид Брайан (1987). Управление конфликтами на Ближнем Востоке . Лексингтонские книги. п. 242. ИСБН  978-0-669-14173-3 .
  10. ^ Драгомир, Елена (12 января 2015 г.). Восприятие холодной войны: изменение политики Румынии в отношении Советского Союза, 1960-1964 гг . Издательство Кембриджских ученых. п. 14. ISBN  978-1-4438-7303-1 .
  11. ^ Новак, Каролина (июнь 2014 г.). «Румыния – СССР: степень подчинения Румынии советскому колосу до прихода Чаушеску» . История (на румынском языке).
  12. ^ Дональд Кэтчлав (1972). Румынский Чаушеску . Абакус Пресс. стр. 98. ISBN  9780856260094 .
  13. ^ Одд Арне Вестад; Свен Г. Хольцмарк; Ивер Б. Нойманн (27 июля 2016 г.). Советский Союз в Восточной Европе, 1945–89 . Спрингер . стр. 96. doi : 10.1007/978-1-349-23234-5_6 . ISBN  9781349232345 .
  14. ^ Американская энциклопедия: Насосы Расселу . Паб «Учебная библиотека». 2005. с. 673. ИСБН  978-0-7172-0138-9 .
  15. ^ Силивестру, Октавиан (31 июля 2017 г.). «Декларация апреля 1964 года была завещанием Дежа» (на румынском языке). Рейдер .
  16. ^ Нельсон, Дэниел Н. (1980). Демократический централизм в Румынии: исследование местной коммунистической политики . Восточноевропейские монографии. п. 12. ISBN  978-0-914710-63-9 .
  17. ^ Макдермотт, Кевин; Стиббе, Мэтью (29 мая 2018 г.). Восточная Европа в 1968 году: реакция на Пражскую весну и вторжение Варшавского договора . Спрингер. п. 195. дои : 10.1007/978-3-319-77069-7_9 . ISBN  978-3-319-77069-7 .
  18. ^ Эяль, Джонатан (18 июня 1989 г.). Варшавский договор и Балканы: Южный фланг Москвы . Спрингер. п. 68. дои : 10.1007/978-1-349-09941-2_3 . ISBN  978-1-349-09941-2 .
  19. ^ Вальдес, Джонатан К. (29 апреля 1993 г.). Интернационализм и идеология советского влияния в Восточной Европе . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН  978-0-521-41438-8 .
  20. ^ Беркс, Ричард Войлс (8 декабря 2015 г.). Динамика коммунизма в Восточной Европе . Издательство Принстонского университета. стр. XVI. ISBN  978-1-4008-7722-5 .
  21. ^ Харрингтон, Джозеф Ф.; Кортни, Брюс Дж. (1991). Поправляя нос россиян: пятьдесят лет американо-румынских отношений, 1940-1990 гг . Восточноевропейские монографии. п. 259. ИСБН  978-0-88033-193-7 .
  22. ^ Суини, Джон (1991). Жизнь и злые времена Николае Чаушеску . Хатчинсон. п. 89. ИСБН  978-0-09-174672-8 .
  23. ^ Шафир, Майкл (1985). Румыния: Политика, экономика и общество: Политическая стагнация и симуляция изменений . Пинтер. п. 36. ISBN  978-0-86187-438-5 .
  24. ^ Мэри Эллен Фишер (1983). «Николае Чаушеску и политическое лидерство Румынии: национализм и персонализация власти» . Скидмор-колледж . п. 10.
  25. ^ Справочная информация , Управление средств массовой информации, Государственный департамент , Бюро по связям с общественностью, декабрь 1975 г.
  26. ^ Робер Биделе; Ян Джеффрис (1998). История Восточной Европы: кризис и перемены . Рутледж . п. 566.
  27. ^ Специальная исследовательская миссия Палаты представителей Конгресса США в Советский Союз и Восточную Европу; Комитет Палаты представителей Конгресса США по иностранным делам (1974). Разрядка - перспективы увеличения торговли со странами Варшавского договора: отчет специальной исследовательской миссии в Советский Союз и Восточную Европу, 22 августа - 8 сентября 1974 г., Комитет по иностранным делам Палаты представителей . Типография правительства США. стр. 21–22.
  28. ^ Румыния – страновое исследование . Мичиганский университет. 1991. с. 292.
  29. ^ Типография правительства США, 1986, Статус режима наибольшего благоприятствования для Венгрии, Румынии, Китая и Афганистана , стр. 381
  30. ^ Торговля, Подкомитет по международным отношениям Комитета Сената Конгресса США по финансам (21 июня 1986 г.). «Статус наибольшего благоприятствования для Венгрии, Румынии, Китая и Афганистана: слушания в подкомитете по международной торговле Комитета по финансам Сената США, девяносто девятый Конгресс, первая сессия, 23 июля 1985 г.» . Типография правительства США – через Google Книги.
  31. ^ Ежегодник по международным коммунистическим делам . Гуверовский институт войны, революции и мира, Стэнфордский университет. 21 июня 1986 г. с. 396. ИСБН  9780817983215 – через Google Книги.
  32. ^ Карран, Бетти (1988). Румыния . Детская пресса. п. 39. ИСБН  978-0-516-02703-6 .
  33. ^ Фишер, Мэри Эллен (1983). Николае Чаушеску и политическое лидерство Румынии: национализм и персонализация власти . Скидмор-колледж. п. 45.
  34. ^ Подкомитет по Европе и Ближнему Востоку Комитета Конгресса США по иностранным делам (21 июня 1985 г.). «Права человека в Румынии» . Типография правительства США. стр. 5–6 – через Google Книги.
  35. ^ Хаксли, Майкл (1977). Географический журнал . Том. 50. Географическая пресса. п. 242.
  36. ^ Советская экономика в 1980-е годы: проблемы и перспективы: избранные статьи, представленные Объединенному экономическому комитету Конгресса США . Типография правительства США. 1983. с. 106.
  37. Примечание: Коммунистическая партия Румынии отказалась поддержать советскую сторону в споре с Коммунистической партией Китая , подчеркнув право каждой коммунистической партии проводить независимый курс: Заявление о советско-китайском споре — 22 апреля 1964 г.
  38. ^ Эззедин Шукри-Фишер. «Против общепринятого мнения: посредничество в арабо-израильском конфликте» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2022 года.
  39. ^ Дж. Самуэль Валенсуэла и Артуро Валенсуэла (ред.), Военное правление в Чили: диктатура и оппозиция , стр. 317
  40. ^ Шафир, Майкл (1985). Румыния: Политика, экономика и общество: Политическая стагнация и симуляция изменений . Пинтер. п. 187. ИСБН  978-0-86187-438-5 .
  41. ^ Соломон Кейн (перевод с английского Франсуа Жерля, преп. Дэвид Чендлер), Словарь красных кхмеров, IRASEC, февраль 2007 г., 460 стр. (ISBN 9782916063270)
  42. ^ «Данные по стране – Румыния» . www.country-data.com .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74956412b4bb01fb86d7d73566d87b13__1718035140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/13/74956412b4bb01fb86d7d73566d87b13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
De-satellization of the Socialist Republic of Romania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)