Тим Берстолл
Тим Берстолл | |
---|---|
Рожденный | Стоктон-он-Тис , Англия | 20 апреля 1927 г.
Умер | 19 апреля 2004 г. Мельбурн , Австралия | (76 лет)
Другие имена | Тимоти Берстолл |
Род занятий | Кинорежиссер, писатель, продюсер |
Годы активности | 1960–1996 |
Супруг | Бетти Берстолл |
Тимоти Берстолл AM (20 апреля 1927 — 19 апреля 2004) — англо-австралийский кинорежиссёр , писатель и продюсер, наиболее известный благодаря популярному австралийскому фильму «Элвин Пёрпл» (1973) и его продолжению «Элвин снова скачет» (1974).
В фильмах Берстолла впервые появились многие легендарные австралийские актеры, в том числе Джек Томпсон , Брюс Спенс , Джеки Уивер , Элвина звезда Грэм Бланделл , Джон Уотерс и Джуди Дэвис .
Выступая сразу после смерти Берстолла, Дэвид Уильямсон сказал, что Берстолл «не мог смириться» с отсутствием киноиндустрии в Австралии. «Он был полон решимости что-то сделать с этим, и у него хватило энергии и духа, чтобы сделать это. (Он) был очень важным деятелем культуры: очень умным, широко начитанным, с кратким и часто весьма противоречивым мнением обо всем». [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Берстолл родился в Стоктон-он-Тис , графство Дарем , Англия , в апреле 1927 года. Его семья приехала в Австралию в 1937 году после того, как его отец занял кафедру инженерных наук в Мельбурнском университете . Посещая грамматику Джилонга , Берстолл преподавал историк Мэннинг Кларк . Когда его родители вернулись в Англию после Второй мировой войны, он остался в Австралии. В 1946 году он окончил со степенью бакалавра искусств с отличием по истории Мельбурнский университет , где проживал в Королевском колледже . Он встретил Бетти , на которой женился, в университете. Они построили дом из сырцового кирпича в Элтеме, штат Виктория . [1] Семейный дом с 1967 по 2013 год находился по адресу: Николсон-стрит, 148, Фицрой (продан в 2013 году). [2] Позже он учился в Сиднейском университете и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе .
Первоначально Берстолл хотел стать писателем и думал, что, если он будет работать в кино, это может стать способом заняться писательством. [3] Он пошел работать в Национальную кинобиблиотеку, чтобы устроиться сценаристом в Отдел кинематографии Содружества. Он работал над серией документальных фильмов, редактировал и писал сценарии для Антарктического отдела. Он заинтересовался кинопроизводством после просмотра французского фильма 1953 года «Белая грива» на Мельбурнском международном кинофестивале . [3]
Он и Патрик Райан основали Eltham Films в 1959 году. [4] [5]
опубликовало разделы личных дневников Берстолла за 1953–1955 годы В феврале 2012 года издательство Melbourne University Press под названием «Мемуары молодого ублюдка» . [6] [7] [8] [9] [10]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Первым фильмом Берстолла стал черно-белый короткометражный фильм « Приз» . С фотографией Жерара Ванденберга Премия получила бронзу на Венецианском кинофестивале 1960 года . Двое маленьких сыновей Берстолла играли актерские роли.
Работая с Дэвидом Билкоком , Душаном Мареком , Джорджио Манджамеле , Жераром Ванденбургом, Алланом Харнессом и композитором Джорджем Дрейфусом , компания Eltham Films сняла множество короткометражных фильмов, в том числе известные документальные фильмы об австралийском искусстве и ранний детский кукольный сериал «Лис Себастьян» . Последний впервые был показан на канале ABC в 1962–63 годах, а позже Берстолл описал главного героя как «одного из первых рецессивных героев страны Оз». [3]
С 1965 по 1967 годы Берстолл находился в США по стипендии Харкнесса . Он изучал написание сценариев у Пэдди Чаефски , режиссуру у Мартина Ритта и актерское мастерство у Ли Страсберга и Актерской студии в Нью-Йорке. [1]
Театр Ла Мама
[ редактировать ]Одним из результатов поездки стало основание женой Берстолла, Бетти , театра «Ла Мама» в Мельбурна пригороде Карлтоне . «Ла Мама» открылась 30 июля 1967 года по образцу театра « вне Бродвея » одноименного в Нью-Йорке.
После Америки
[ редактировать ]Берстолл написал и снял полнометражный фильм 1969 года « 2000 недель» . Коммерческий провал, разгромленный критиками, плохой прием фильма побудили Берстолла перейти к более популистским работам в его следующих фильмах « Аист» и секс-комедии «Элвин Пёрпл» . Провал фильма также побудил Брюса Бересфорда и Филиппа Адамса двигаться в более популистском направлении, когда они приступили к созданию раннего австралийского хита «Приключения Барри Маккензи» в 1972 году.
Затем Берстолл вместе с Пэтом Райаном, Дэвидом Билкоком и Робом Коппингом, Билоком и Коппингом сформировал новую компанию с целью создания рекламных роликов для финансирования художественных фильмов. Он рассматривал возможность создания фильма под названием «Грязь» , и у него были деньги на его разработку, но вместо этого решил снять «Аист» . [11]
Сторк и Дэвид Уильямсон
[ редактировать ]«Аист» появился в 1971 году и имел умеренный коммерческий успех. Сторк получил несколько наград Австралийского института кино, в том числе за лучший сюжетный фильм, лучшего режиссера и лучшего актера.
После прорывного успеха «Элвина Пёрпла » Берстолл позже вернулся к работе с Уильямсоном над еще тремя фильмами: социальной драмой «Петерсен» (1974), которую видели в Англии и США (за что Стэнли Кубрик похвалил Берстолла за его режиссуру и Джека Томпсона). за его игру), [1] высокобюджетная возня Элиза Фрейзер (1976) [1] и «Дуэт для четырех» (1982), рассказ о кризисе среднего возраста. Берстолл утверждал, что Элиза Фрейзер была создана для увеличения бюджета после того, как «Роудшоу» настояло на зарубежных звездах; Сюзанна Йорк сыграла Элизу, а в актерский состав также вошел Тревор Ховард .
Элвин Пёрпл
[ редактировать ]После создания Hexagon Productions Берстолл стал режиссером, продюсером и соавтором сценария (вместе с Аланом Хопгудом ) своего следующего полнометражного фильма, секс-комедии «Элвин Пёрпл» (1973). На некоторых территориях фильм был выпущен под названием «Секс-терапевт» . По оценкам Берстолла, он заработал 120 000 долларов на Элвине Пёрпл . [12] Фильм породил успешное продолжение, соавтором которого был Берстолл. Более поздние фильмы Hexagon имели меньшие кассовые сборы. В 1980 году Берстолл снял фильм для другой компании, взяв на себя управление военным фильмом «Атака Z» после того, как у Филиппа Нойса возникли творческие разногласия с продюсерами незадолго до начала съемок.
Телевидение
[ редактировать ]Берстолл снял эпизоды таких сериалов, как «Специальный отряд» , «Возвращение в Эдем II» , «Человек из заснеженной реки» и «Водяные крысы» . Его мини-сериал « Большие надежды: Нерассказанная история» стал первым совместным производством независимого режиссера и телеканала ABC . [1]
Признание и достижения
[ редактировать ]Берстолл получил ряд наград Австралийского института кино за свою работу, в том числе за лучшую режиссуру за фильм «Аист» (который также получил главный приз) и номинацию на лучшего режиссера за свой триллер 1976 года « Конец игры» . Его последней театральной работой стала адаптация романа Д. Х. Лоуренса «Кенгуру» в 1986 году. Он был назначен членом Ордена Австралии (AM) на церемонии вручения наград Дня Австралии в 1996 году. [13] Его жена Бетти была удостоена такой же чести в 1993 году. [14]
Смерть
[ редактировать ]Вечером 18 апреля 2004 года у Берстолла случился инсульт . Ему было 76. [1] У него осталась жена Бетти (ум. 2013 г.). [15] и его сыновья Дэн и Том.
Награды и номинации
[ редактировать ]- 1960?: Венецианский кинофестиваль. Награда за премию
- 1969: 6-й Московский международный кинофестиваль - Золотой приз за 2000 недель. [16]
- 1987: 15-й Московский международный кинофестиваль — Золотой приз «Кенгуру». [17]
- 1996: Член Ордена Австралии.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Лис Себастьян (1961, режиссер, детский телесериал)
- Убежище Налларбора (1964, режиссер, детский полнометражный)
- Мужчина (1967, ассистент, полнометражный)
- 2000 Weeks (1969, режиссер и сценарист, художественный фильм)
- Возвращение ни к чему (1970, режиссер, документальный фильм)
- Аист (1971, режиссер, художественный фильм)
- Либидо (1973, режиссёр, одна часть четырёхсерийного художественного фильма - «Дитя»)
- Элвин Пёрпл (1973, режиссёр, художественный фильм)
- Петерсен (1974, режиссер, художественный фильм)
- Элвин снова едет (1974, продюсер и соавтор сценария, художественный фильм)
- Конец пьесы (1975, режиссер, художественный фильм)
- Элиза Фрейзер (1976, режиссер, художественный фильм)
- High Rolling (1977, продюсер, художественный фильм)
- Последний из костяшек (1979, режиссер, художественный фильм)
- Attack Force Z (1981, режиссер, художественный фильм)
- Дуэт на четверых (1982, режиссёр, художественный фильм)
- Дискант для сплетен (1983, режиссер и соавтор сценария, мини-сериал из трех частей)
- Голая страна (1985, режиссёр)
- Кенгуру (1986, режиссер, художественный фильм)
- Большие надежды: Нерассказанная история (1987, режиссер и сценарист, мини-сериал)
- Кошмар в Биттеркреке (1988, режиссер, художественный фильм)
- Водяные крысы: Мертвые в воде (1996, режиссер, первая серия телефильма « Водяные крысы » )
Шорты
[ редактировать ]- Премия (1960)
- Убежище Нуллабора (1964)
- Последняя запись тела (1966)
- Горячий центр мира (1971)
- Три старых друга (1974)
- Блюз из джунглей (1977)
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Австралийское искусство (1960–63) - 13 фильмов по 10 минут.
- Рисуя людей (1965)
- Скульптура - Австралия (1969 г.)
- Возвращение ни к чему (1970)
Неснятые фильмы
[ редактировать ]- Человек в железе (1960) - первый сценарий Берстолла о Неде Келли - ему удалось собрать только половину необходимого бюджета в 50 000 фунтов стерлингов. [18]
- С другого острова (начало 1960-х) - рассказ о несовершеннолетнем преступнике, сбежавшем из тюрьмы Французского острова.
- Грязь (1970) - на основе инцидента, связанного с Джона Ромерила пьесой «Мистер Большой, большая толстая свинья». [11]
- Пендегаст (1974) - должен был следовать за Элвином Пёрплом , но вместо этого было снято продолжение Элвина. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Перри (2004)
- ^ Новости недвижимости domain.com.au [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с Мюррей стр. 491
- ^ «Патрик Райан. Молчаливый партнер» . НПГА журнал .
- ^ Дэвид Страттон, Последняя новая волна: возрождение австралийского кино , Ангус и Робертсон, 1980, стр. 21
- ^ «Мемуары молодого ублюдка Хилари Макфи» . Издательство Мельбурнского университета . 1 февраля 2012 г.
- ^ «Режим обслуживания» . hilarymcphee.com .
- ^ Рекламный видеоролик МУП на YouTube.
- ^ «7.30» . abc.net.au. 28 июня 2023 г.
- ^ «Жизнь Тима Берстолла» . Национальное радио ABC . 7 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей стр. 493
- ^ Мюррей, стр. 495.
- ^ Это честь: Тим Берстолл AM
- ^ Это честь: Бетти Берстолл AM
- ^ Пропавшая Бетти - Хилари Макфи ; Меанджин , 10 февраля 2014 г. | «Пропавшая Бетти · Мейнджин · Грамотность в Австралии · Издательство Мельбурнского университета · Классические английские литературные книги · Австралийские литературные журналы и журналы» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ «6-й Московский международный кинофестиваль (1969)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 20 декабря 2012 г.
- ^ «15-й Московский международный кинофестиваль (1987)» . ММКФ . Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Мюррей стр. 492
- ^ Мюррей стр. 495
Ссылки
[ редактировать ]- Мюррей, Скотт «Тим Берстолл», Cinema Papaers, сентябрь-октябрь 1979 г., стр. 491–577.
- Некролог на Ninemsn
- Перри, Роланд (2004) «Не только фильмы, но и индустрия: Тим Берстолл, кинорежиссер, 1927–2004» (Некролог) в The Sydney Morning Herald , 22 апреля 2004 г., стр. 30
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тим Берстолл на IMDb