Славянская интерпретация
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Interpretatio slavica — практика славянских народов отождествлять богов соседних народов и имена христианских святых с именами славянских божеств .
Идентификация с родственными языческими божествами
[ редактировать ]
- Перун — бог-громовержец, по функциям очень схожий с германо-скандинавским Тором , балтийским Перкунасом и карело-финским Укко (последний — балтийского происхождения). И в германской, и в финской мифологии «топорики» также были атрибутом громовержца. [ 1 ] Примечательно, что и Тора, и Перуна часто связывал символ «ярга» (славянское название четырёхконечной свастики), записанный Хильдой Дэвидсон . К викингам свастика могла прийти от готов или через балтийскую среду. [ 2 ]
- Стрибог — напоминает латышского Жалтыса , индийского бога хаоса Вритру (примечательно, что оба божества представлены в виде хронических змееподобных существ или обычных змей ). Славянское слово stryj происходит от праиндоевропейского *stru-io- и родственно литовскому : strujus "дядя, старик" и древнеирландскому : sruith "старый, благородный".
- Велес — считается вариантом Велниаса и германского Фрея . Из договоров Руси с Византией известно, что для варяг-русов в дружине Игоря Перун и Велес были «своими богами». Вполне вероятно, что эти два божества заменили скандинавам их Тора и Фрейра, сходных по функциям со славянскими божествами. [ 3 ]
- Симаргл — по мнению некоторых учёных, это аналог иранского Симурга , [ 4 ] хотя сегодня широко распространено мнение, что имя Симаргл представляет собой искаженное словосочетание «сема ерила ». [ 5 ] Некоторые исследователи обращают внимание на сходство Симаргла с огненной собакой Скёллем , олицетворяющей солнце. Легенда о поедании солнца также присутствует в балтийской мифологии. [ 6 ] [ 7 ]
- Диу — вариант имени древнего Зевса в древнерусском учении против язычества. Русский вариант имени «Зевс», по одной из гипотез, образовался от его основы Див. [ 8 ]
- Мокошь — аналог финно-угорской мокши . По мнению Бориса Рыбакова название финского народа мокши . , от последнего произошло [ 9 ]
Идентификация с христианскими святыми
[ редактировать ]- Илья Пророк — после крещения Руси заменил Перуна
- Параскева Пятница — постепенно заменила Мокошь.
- Святой Влас — заменил Волоса (не путать с Велесом , богом мудрости и знаний)
Отождествление с христианскими праздниками
[ редактировать ]
По мнению ряда ученых, некоторые исконно славянские божества могут быть реконструированы по названиям религиозных (христианских) праздников, имеющих черты язычества. К таким праздникам относятся:
По мнению Владимира Топорова , невозможно реконструировать славянских богов по названиям обрядов и праздников, а тем более их функций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Возможно, что культ олицетворения Перуна с боевым топором пришел к славянам через скандинавскую или прибалтийско-финскую среду. Николай Макаров. Древнерусские обереги-топорики // Российская археология . - 1992. - № 2. - С. 41-56.
- ^ Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . 76 (1). Тейлор и Фрэнсис: 1–15. дои : 10.1080/0015587X.1965.9716982 . JSTOR 1258087 .
- ^ Мейер Э.Х. Мифология германских народов. — Страсбург, 1903. — С. 290.
- ^ Михаил Васильев. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Москва, 1999.
- ^ Александр Ишутин. Восточнославянские боги и их имена
- ^ Береснявичюс, Гинтарас (2004). Литовская религия и мифология: систематическое исследование (на литовском языке). Вильнюс: Тито альба. стр. 19. ISBN 9986-16-389-7 .
- ^ Йонас Трикунас, изд. (1999). О богах и праздниках: Балтийское наследие . Тверме. стр. 75–77. ISBN 9986-476-27-5 .
- ^ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Примечания
- ^ Борис Рыбаков . Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - 608 с. - 15 000 экземпляров. ISBN 5-02-009585-0 .
- ^ Владимир Пропп . Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) . - Москва: Терра, 1995. С. 81-85.
- ^ Пропп, 1995 , впервые упоминается в наставлении святителя Тихона Задонского к жителям Воронежа, 1763;, стр. 81-85.
- ^ Пропп, 1995 . Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) . - Москва: Терра, 1995. С. 81-85.
- ^ Владимир Пропп . Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) . - Москва: Терра, 1995. с. 87
- ^ Kolyada // Mythological dictionary / Ed. by Yeleazar Meletinsky , Moscow: Sovetskaya enciklopediya, 1990. — ISBN 5-85270-068-1 .