Jump to content

Славянская интерпретация

Interpretatio slavica — практика славянских народов отождествлять богов соседних народов и имена христианских святых с именами славянских божеств .

[ редактировать ]
Деталь свастики на Снолделевском камне IX века.
  • Перун — бог-громовержец, по функциям очень схожий с германо-скандинавским Тором , балтийским Перкунасом и карело-финским Укко (последний — балтийского происхождения). И в германской, и в финской мифологии «топорики» также были атрибутом громовержца. [ 1 ] Примечательно, что и Тора, и Перуна часто связывал символ «ярга» (славянское название четырёхконечной свастики), записанный Хильдой Дэвидсон . К викингам свастика могла прийти от готов или через балтийскую среду. [ 2 ]
  • Стрибог — напоминает латышского Жалтыса , индийского бога хаоса Вритру (примечательно, что оба божества представлены в виде хронических змееподобных существ или обычных змей ). Славянское слово stryj происходит от праиндоевропейского *stru-io- и родственно литовскому : strujus "дядя, старик" и древнеирландскому : sruith "старый, благородный".
  • Велес — считается вариантом Велниаса и германского Фрея . Из договоров Руси с Византией известно, что для варяг-русов в дружине Игоря Перун и Велес были «своими богами». Вполне вероятно, что эти два божества заменили скандинавам их Тора и Фрейра, сходных по функциям со славянскими божествами. [ 3 ]
  • Симаргл — по мнению некоторых учёных, это аналог иранского Симурга , [ 4 ] хотя сегодня широко распространено мнение, что имя Симаргл представляет собой искаженное словосочетание «сема ерила ». [ 5 ] Некоторые исследователи обращают внимание на сходство Симаргла с огненной собакой Скёллем , олицетворяющей солнце. Легенда о поедании солнца также присутствует в балтийской мифологии. [ 6 ] [ 7 ]
  • Диу — вариант имени древнего Зевса в древнерусском учении против язычества. Русский вариант имени «Зевс», по одной из гипотез, образовался от его основы Див. [ 8 ]
  • Мокошь — аналог финно-угорской мокши . По мнению Бориса Рыбакова название финского народа мокши . , от последнего произошло [ 9 ]

Идентификация с христианскими святыми

[ редактировать ]

Отождествление с христианскими праздниками

[ редактировать ]
Похороны Костромы. Рисунок из лубка . 19 век

По мнению ряда ученых, некоторые исконно славянские божества могут быть реконструированы по названиям религиозных (христианских) праздников, имеющих черты язычества. К таким праздникам относятся:

По мнению Владимира Топорова , невозможно реконструировать славянских богов по названиям обрядов и праздников, а тем более их функций.

  1. ^ Возможно, что культ олицетворения Перуна с боевым топором пришел к славянам через скандинавскую или прибалтийско-финскую среду. Николай Макаров. Древнерусские обереги-топорики // Российская археология . - 1992. - № 2. - С. 41-56.
  2. ^ Эллис Дэвидсон, HR (1965). «Молот Тора». Фольклор . 76 (1). Тейлор и Фрэнсис: 1–15. дои : 10.1080/0015587X.1965.9716982 . JSTOR   1258087 .
  3. ^ Мейер Э.Х. Мифология германских народов. — Страсбург, 1903. — С. 290.
  4. ^ Михаил Васильев. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Москва, 1999.
  5. ^ Александр Ишутин. Восточнославянские боги и их имена
  6. ^ Береснявичюс, Гинтарас (2004). Литовская религия и мифология: систематическое исследование (на литовском языке). Вильнюс: Тито альба. стр. 19. ISBN  9986-16-389-7 .
  7. ^ Йонас Трикунас, изд. (1999). О богах и праздниках: Балтийское наследие . Тверме. стр. 75–77. ISBN  9986-476-27-5 .
  8. ^ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Примечания
  9. ^ Борис Рыбаков . Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - 608 с. - 15 000 экземпляров. ISBN   5-02-009585-0 .
  10. ^ Владимир Пропп . Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) . - Москва: Терра, 1995. С. 81-85.
  11. ^ Пропп, 1995 , впервые упоминается в наставлении святителя Тихона Задонского к жителям Воронежа, 1763;, стр. 81-85.
  12. ^ Пропп, 1995 . Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) . - Москва: Терра, 1995. С. 81-85.
  13. ^ Владимир Пропп . Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) . - Москва: Терра, 1995. с. 87
  14. ^ Kolyada // Mythological dictionary / Ed. by Yeleazar Meletinsky , Moscow: Sovetskaya enciklopediya, 1990. — ISBN   5-85270-068-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7563f8fa942917b36bc0c704edb82b88__1651730160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/88/7563f8fa942917b36bc0c704edb82b88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Interpretatio slavica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)