Изменить общую сумму
Эндре Тот (Endre Tót), родившийся в Шюмеге , Венгрия , 1937, — венгерский художник, живущий и работающий в Берлине , Германия.
Тот участвовал во Флюксусе [ 1 ] движение и хорошо известен своими проектами мейл-арта , использованием ксерокопий и резиновых штампов с четкими концептуальными текстовыми декларациями. В некоторых из них Тот заявляет: «Мы рады, если мы счастливы». [ 2 ] В 1999 году он показывает «Кто ничего не боится? Отсутствующие изображения» в Музее Людвига в Кельне, продолжение проекта под названием «Ничто не есть ничто».
1960-е годы – эксперименты в информеле
[ редактировать ]Он учился на факультете фрески Венгерского колледжа искусств и ремесел с 1959 по 1965 год. В начале 60-х годов он начал создавать неформальные картины, что было абсолютной новинкой для Венгрии, а вскоре последовали коллажи и работы, выполненные в духе поп-арта. и минимальное искусство. В середине 60-х годов он привязался к ведущему, но забытому художнику-авангардисту Дезсо Корниссу, который высоко ценил его новаторские информационные начинания. В 1968 и 1969 годах он присоединился к своим молодым коллегам-неоавангардам, объединившимся в Группу художников «Ипартерв», на двух скандальных выставках, подвергшихся резкой критике со стороны чиновников. Ретроспектива его ранних работ была организована в Будапештском музее Кишелли в 1989 году, его ранние рисунки карандашом и тушью были показаны в Музее короля Стефана в Секешфехерваре в 2003 году, а обширная выставка его ранних работ под названием «Ранние работы – от нарисованных до неокрашенных картин». В галерее Сомбатхей в 2004 году представил большинство своих важных работ, выполненных до его «Моих ненаписанных холстов». (1970). После политического поворота 1989–1990 годов многие из его крупных работ, выполненных еще в 60-е годы, были приобретены важными венгерскими музеями.
1970-е годы – зарождение концепт-арта
[ редактировать ]В 1970–71 годах он радикально порвал с живописью и с тех пор увлекся концепт-артом. «Тот вполне мог обладать самым феноменальным талантом художника среди художников, живущих к востоку от Амстердама. И все же он добровольно отказался от живописи ради истины, которую он постепенно признал даже более важной, чем живопись». (Геза Пернецкий, статья в журнале «Új Művészet», октябрь 2003 г.) В качестве прощания с периодом живописи он подготовил книгу художника «Мои неокрашенные холсты» (1970), виртуальную презентацию его холстов, которая так и не была реализована. Также в начале 70-х он развил некоторые из своих основных идей, таких как «Ничто/Zer0», «Дожди и радость», которые пронизывали его произведения в последующие десятилетия. Новые средства массовой информации, которые он использовал в своем искусстве, включают телеграммы, открытки с картинками, футболки, ксерокопии, пишущие машинки, фильмы, музыку, плакаты, граффити, баннеры, акции, книги художников, уличную кинохронику.
Критики признали его ранние «Отсутствующие произведения», опубликованные кельнским издательством DuMont Verlag («Aktuelle Kunst in Ost-Europa», 1972), первыми концептуальными работами, происходящими из Восточной Европы, работами, которые в последующие десятилетия должны были значительно улучшиться. Некоторые другие его концептуальные работы были также опубликованы в книге Ахилле Бонито Оливы «Европа/Америка: другой авангард» (Милан, 1976). «Он вышел на сцену мейл-арта почти в первый же час», - писал Жан-Марк Пуансо в своем каталоге 1971 года под названием «Почтовое искусство-коммуникация - концепция расстояния». Среди его коллег-корреспондентов по почтовому искусству были его более поздний друг Бен Вотье , Джон Армледер, Джордж Брехт , Дэниел Сперри, Кози Фанни Тутти , Дженезис Пи-Орридж, Дитер Рот, Марина Абрамович, Кен Фридман и его собака. Его мэйл-арт выставлялся на Парижском двухгодичном фестивале 1972 года вместе с произведениями других пионеров мэйл-арта, таких как Марсель Дюшан, Ив Кляйн, Ричард Джонсон, Бен Вотье, Джордж Брехт. О своих письмах, написанных с нулевым кодом, Пьер Рестани, друг Ива Кляйна, писал в 1978 году следующее: «В нематериальной зоне концентрированной (ОБНУЛЕННОЙ) чувствительности Эндре Тот предстает Ивом Кляйном мейл-арта, монохромным почтовым отправлением. ." Его первая музейная выставка была организована Музеем Израиля в 1975 году. Поскольку Венгрия разорвала дипломатические отношения с Израилем в 1967 году, Тот был вынужден авантюрным способом вывозить свои работы из Венгрии контрабандой. Его концептуальные работы (например, идеи защиты от дождя), выполненные между 1970 и 1974 годами, выставлялись здесь одновременно со статуями Альберто Джакометти. Художественные журналы в Германии, Италии и Франции отметили выставку, а газета «Джерузалем Пост» прокомментировала: «Это не значит, что Эндре Тот принадлежит к той же гонке, что и Джакометти, но это совершенно новый и полезный опыт».
В 1974 году швейцарский Howeg Verlag опубликовал свой лист марок под названием Zero-Post среди первых марок художника международного почтового искусства.
По приглашению Джона Армледера, своего более позднего друга, который стал всемирно известным благодаря своему движению Neo Geo, он провел полгода в женевской галерее Ecart, учреждении, которое также функционировало как центр почтового искусства. Именно во время своего пребывания в Женеве он провел свою первую уличную акцию (TOTalJoys 1976), которая была снята на видео и позже выпущена на DVD Парижским бюро видео в 2005 году.
Книги его художника, созданные в Будапеште в 70-е годы, принесли ему широкую международную похвалу. Сначала он опубликовал их на основе самиздата, но позже они были переизданы западноевропейскими авангардными издательствами. 1971: «Мои ненаписанные холсты», «Состояния нулей», «Semmi sem semmi / Ничто не ничто», 1972: «Ничто», «Неполная информация», 1974: «Нулевые тексты (1971–72)» , «Ночной визит в Национальную галерею» (Beau Geste Press, Великобритания), «Zero-Post», «Непромокаемые идеи (1971-74)», 1979: «TÓTalJOYS», 1981: «Особенные рисунки», 1990: «Вечнозеленая книга». В 1998 году Парижская национальная библиотека купила несколько книг его художника. Библиотека Парижского Центра Помпиду приобрела его «Переписку с Джоном Армледером» (Экарт, Женева, 1974) в 2010 году. Книги его художника выставлялись во многих европейских, американских и канадских музеях, включая выставку «Livres d'Artistes» Центра Помпиду в 1985 году. Он все еще жил в Будапеште, когда в 1977 году выставлялся в Galerie Bama, одной из самых известных парижских галерей. Его шоу было рецензировано в L'Express Отто Ханом. Благодаря своей международной деятельности и деятельности в области мейл-арта, он считался на Западе одним из самых известных восточноевропейских художников, что вряд ли было признано в его родной стране. Его вырвали из изоляции его квартиры в Обуде в конце 70-х годов по приглашению, пришедшему от берлинского художника DAAD. Власти несколько раз отклоняли его ходатайства о разрешении на выезд, что вызвало политическую сенсацию в западной прессе, и это обстоятельство в конечном итоге принесло ему разрешение. Пробыв в Берлине год, Тот решил эмигрировать. Его квартиру в Обуде конфисковали, но его брат и сестра в самый последний момент эвакуировали хранившиеся там произведения. После хранения в различных скромных местах они в конечном итоге были упорядоченно переданы на хранение в Венгерскую национальную галерею.
Именно в Западном Берлине Тот пришел к реализации идей, которые он взял с собой в чемодане и в голове из Будапешта. Вскоре после прибытия он поместил на Берлинской стене следующую надпись: «Ich würde mich freuen, wenn ich etwas auf die andere Seite der Mauer schreiben dürfte» (Я был бы рад, если бы мне разрешили написать что-нибудь по ту сторону этой стены). стена). Свои радости («TÓTalJOYs») он демонстрировал с плакатами в руках или на спине в самых оживленных местах мегаполиса. Он даже поместил мелькающее предложение о своей радости среди новостей уличной кинохроники на крыше здания Курфюрстендамм. В 1978 году DAAD снял и опубликовал в виде книги уличную акцию TOTalJOYS. Он дважды выставлял свои работы в Galerie René Block, учреждении, которое ранее принимало таких знаменитостей, как Йозеф Бойс, Ричард Гамильтон, Аллан Капроу, Нам Джун Пайк , Вольф Фостелл. Ирония, присущая его действиям и мейл-арту, определенно связывает его с движением флюксус в Германии. Он был единственным восточноевропейским героем передвижной выставки Рене Блока под названием «Флюксус в Германии 1962-1992».
1980-е – Блэкаут в Кёльне
[ редактировать ]После полутора лет пребывания в Берлине он переехал в Кельн со своей женой-немкой Гертой. Первые годы его кёльнского периода были гораздо менее продуктивными, чем пребывание в Берлине. До середины 80-х он почти никогда не работал. По приглашению Artist Place он прилетел в Нью-Йорк в 1982 году с куском мела в кармане, которым он рисовал граффити на стенах галереи. Именно здесь он встретился со многими известными художниками, включая Алана Капроу и его старого друга Джона Армледера .
Когда «годы затемнения», как он сам их называл, прошли, с конца 80-х он снова начал лихорадочно работать. Он разработал идею «отсутствующих картин», идею, восходящую к его будапештским годам ( «Мои ненаписанные холсты» , 1970, « Ночной визит в Национальную галерею», «Посещение музея», оба в 1974 году). Своими «отсутствующими картинами» он совершил фактическое возвращение к живописи, но в его случае это было равносильно ее окончательному разрушению. Дух, питающий его картины «Затмение» и «Каталогизированные», исходит из эстетики дефицита. Задуманные в эстетике исчезновения, его «отсутствующие» работы пытаются ничего не визуализировать и не уничтожить себя. Его большая работа под названием «Dada Messe в Берлине» была выставлена на выставке ICONOCLASH: Beyond the Image Wars in Science, Religion and Art ( ZKM , Карлсруэ, 2002), где были представлены основные иконоборческие работы Дюрера, Рембрандта, Гойи, Дюшана, Малевича, Пикабиа. , Уорхол, Бойс и др. На бременской выставке «Кто убил картину?» (Музей современного искусства, 2010) его большой триптих «Fluxus Triptichon» (2002, 3 х 200 х 125 см) экспонировался рядом с работами Бойса, Капроу, Бена Вотье, Г. Брехта, Аль Хаузена, Нам Джуна Пайка и др.
1990-е – ретроспективы и вхождение в канон
[ редактировать ]После политических перемен 1989–1990 годов в Венгрии Тот вернулся на родину со своими произведениями, созданными за рубежом. Он заполнил ими все 12 выставочных залов Дворца искусств под запоминающимся названием «Ничто есть ничто». Четыре года спустя он выставился в Кёльнском музее Людвига («Кто ничего не боится?»), и эта подборка его работ была повторно выставлена в будапештском филиале Музея Людвига в 1999 году. Тот — первый венгерский художник, которого попросили устроить индивидуальную выставку в Кассельской Документе. Кураторы настаивали на использовании венгерского названия его выставки в Будапеште (Semmi sem semmi), вероятно, потому, что им нравилось ее экзотическое звучание. Его акция на главной площади города, в ходе которой он раздавал листовки в черной маске, скрывающей лицо, была пресечена полицией, хотя листовки не содержали вообще никакой информации. Наряду с работами, выполненными в его студии, его уличные акции также помогли ему добиться международной известности.
«Я рад, что стою здесь» – было написано на венгерском языке на его бронзовой мемориальной доске, установленной в 1998 году на тротуаре перед арт-пространством Artpool в Будапеште (ул. Паулай Эде, 60). Шесть лет спустя мемориальная доска с аналогичной надписью («Ich freue mich, dass ich hier gestanden habe») была установлена на полу террасы на крыше Кёльнского музея Людвига .
Его уличные акции «Флаер», «Ноль», «Радость» и т. д., ставшие спутниками международных выставок, на протяжении десятилетий смущали или приводили в ярость прохожих во многих городах, нередко вызывая вмешательство даже полиции. Международные критики обычно оценивают антидемонстрации Тота как ответ на обязательные политические демонстрации, которые он пережил в молодости в тоталитарной Венгрии.
2000-е годы
[ редактировать ]Фотодокументация первой уличной акции Тота была выставлена на международной выставке «Протест и выживание», организованной знаменитой лондонской галереей Уайтчепел. По просьбе кураторов он также повторил свою замечательную уличную акцию в Женеве. В каталоге о его действиях говорилось следующее: «Реакция Тота на цензуру, изоляцию и подавление, присущие тоталитарному государству, должна была вызвать у него серию радости». На выставке Венского художественного форума под названием «Суперзвезды фон Уорхола бис Мадонна» (2005) его концептуальные работы, «изображающие» или, скорее, просто отмечающие улыбку Моны Лизы (отсутствующей), были представлены рядом со Марселя Дюшана знаменитой усатой Моной Лизой .
Нью-йоркский музей современного искусства (МоМА) приобрел несколько его работ, созданных во время его изоляции в Будапеште, и выставил их в 2006 году на выставке «Взгляд на Европу – с 1960-х по настоящее время». Наряду с чешским художником Миланом Книзаком Тот был единственным участвовавшим в выставке художником из Восточной Европы.
Два года спустя директор МоМА Гленн Д. Лоури вручил ему звание почетного художника.
В 2009 году он опубликовал мемуары под названием «Я рад, что могу писать одно предложение за другим» в издательстве Noran Publishers, Будапешт. Критик так написал о книге: «Это что-то среднее между бортовым журналом и самостоятельным произведением искусства, поскольку первенство текста повсюду подвергается сомнению из-за его необычной компоновки и иллюстраций... Рассказ Тота о своей юношеской любви: Дело глубоко трогательно, то, как он вспоминает об отношении режима к своим артистам в 60-е и 70-е годы, убедительно, а список его мимолетных связей с девушками очень забавен».
2010-е – Тот в коллекциях
[ редактировать ]В 2010 году он выставлялся в таких крупных учреждениях, как Новый музей Нюрнберга , Музей современного искусства в Весенбурге - Бремен, Центр Жоржа Помпиду в Париже , Коллекция современного искусства Фонда В. Коча в Стамбуле. В каталоге Центра Помпиду была опубликована копия его письма 1975 года Пьеру Рестани, заканчивающегося словами: «Так что я трахаюсь со своими zer0000000000000». В то же время Institut Hongrois, Венгерский культурный центр в Париже, устроил выставку группы художников Iparterv (Le Progrés de l'Illusion), на которой также были представлены ранние (1966/67) неформальные картины и документы Тота.
Его также приглашали на ряд крупных международных тематических выставок, самой важной из которых является Британского музея открытка художников с 1960 года по настоящее время на выставке в 2018 году, на которой были представлены 12 «Дождевых произведений» Тота. В 2017 году в Шверинском государственном музее прошла третья персональная выставка работ Эндре Тота в немецком музее под названием «Zer0 радует меня грустно безумно» , но в последние годы у него также прошли персональные выставки в Париже, Милане, Вене и Будапеште. По приглашению Palazzo delle Expositioni 2019 он отправился в Рим на выставку Techiche d'Evasione , на которой представлены работы венгерского неоавангарда и представлены многие из ранних концептуальных работ Тота начала 1970-х годов.
Его концептуальные работы с 1975 по 2010 год были приобретены такими крупными коллекциями, как MoMA в Нью-Йорке, Музей Гетти в Лос-Анджелесе, Музей Людвига Кельна, Новая национальная галерея в Берлине, Музей Израиля в Иерусалиме, Gemeentemuseum в Гааге, а Будапештский музей изящных искусств. также как музеи Восточной и Центральной Европы, такие как Национальная галерея Праги, Музей Стуки Лодзь, Музей современного искусства Любляны , Национальная художественная галерея. Варшава, Музей современного искусства Ольмюц, Венгерская национальная галерея , Музей Людвига в Будапеште или даже два музея в Латинской Америке: Центр искусства и коммуникации (CAYC) Буэнос-Айреса и Музей современного искусства Университета Сан-Паулу.
Вероятно, более сотни его основных работ сохранились в таких известных частных коллекциях, как Sammlung Dr. Speck (Кёльн), Sammlung René Block (Берлин), Das Archive Sohm (Штутгарт), The Sacker Archive of Concrete and Visual Poetry (Майами-Бич). , Флорида).
После ретроспективной выставки 2012 года в MODEM Эндре Тот практически полностью прекратил работу в студии и сосредоточился в основном на уличных акциях и «демо». По случаю ретроспективы он организовал демо-версию Zer0 с участием молодежи из Дебрецена. Это была первая публичная акция Эндре Тота в Венгрии. масштабная демо-версия Zer0 Год спустя, 2 мая 2013 года , в Будапеште при поддержке почти 200 молодых художников и друзей была реализована . Демонстрация прошла на самом впечатляющем бульваре Будапешта, улице Андраши, и ее сопровождала полиция. Дальнейшие демонстрации Zer0 прошли в 2015 году в Кельне во время Art Cologne (17 апреля 2015 г.), после чего последовала демонстрация во время его персональной выставки в Гамбурге (8 сентября 2015 г.). Эти митинги носили перформативный характер. Взяв за основу концепцию своих демонстраций радости в Бонне, Париже и Амстердаме в 1970-е и 1980-е годы, осенью 2017 года Эндре Тот реализовал первую демонстрацию радости в Будапеште в рамках биеннале OFF, также на Андраши ут . В отличие от своих ранних демонстраций с несколькими десятками участников в Западной Европе, в 2017 году ему удалось эффектно визуализировать парад с участием более сотни участников (8 октября 2017 г.). Участники несли свои смеющиеся портреты, расклеенные на большой доске в качестве знаков протеста, а в начале парада висел огромный баннер: ÖRÜLÜNK HOGY DEMONSTRÁLHATUNK (Мы будем рады, если сможем продемонстрировать). С каждой демо-версией было выпущено ограниченное издание DVD.
Во время пандемии COVID-19 в 2020 году известное британское издательство Show & Tell Editions выпустило тираж в 75 экземпляров нехирургической маски для лица Эндре Тота с надписью TÒTalJOY. [ 3 ]
Награды и признания, стипендии
[ редактировать ]- Триеннале рисунка, Вроцлав, 1974, 1977, 1992 гг.
- Лиссабонская международная выставка, Лиссабон, 1979 г.
- Стипендия DAAD для художников в Берлине , Западный Берлин, 1978/79.
- Грант студии, Стеделикский музей, Амстердам, 1980 г.
- Грант на работу, Kunstfonds ev, Бонн, 1990 г.
- Членство почетного художника Художественной галереи Уитчепел, Лондон, 2005 г.
- Премия Михая Мункачи, Будапешт, 2006 г.
- Специальная награда, 48-й Осенний салон, Белград, 2006 г.
- Членство почетного художника Музея современного искусства, Нью-Йорк, 2008 г.
- Премия Кошута , Будапешт, 2009 г.
Персональные выставки (избранное)
[ редактировать ]- 1966 Технический клуб Эпиток. Будапешт
- 1973 Поток на Запад. Сан-Диего
- 1975 Музей Израиля, Иерусалим.
- 1975 Галерея «Акумуляторы 2» , Познань , Польша
- 1976 Галерея Бама, Париж.
- 1976 Галерея Св. Петри , Лунд , Швеция.
- 1978 Galleri Sudurgata 7 , Рейкьявик, Исландия.
- 1979 Галерея Рене Блок. Западный Берлин
- 1981 Артотека. Кёльн
- 1982 Молодой Флюксус, Artists Space, Нью-Йорк
- 1990 Cologne Kunstverein (с Мартином Киппенбергером ), Кельн
- 1991 Кунстхалле Сомбатхей, Венгрия
- 1991 Галерея Берндт, Кельн
- 1995 Ничто не есть ничто, Ретроспектива (1965-1995) . Кунстхалле Будапешт
- 1996 Галерея Хундертмарк, Кёльн
- 1999 Кто ничего не боится? Отсутствует изображение с. Музей Людвига , Кёльн
- 1999 Кто ничего не боится? Отсутствующие фотографии / Отсутствующие фотографии , Музей Людвига , Кёльн
- 1999 Мы ничего не боимся , Музей современного искусства – Музей Людвига, Будапешт.
- 2002 Галерея Фот, Фрайбург
- 2003 Ранние работы (1964–1968) , Музей Сент-Иштвана Кирая, Секешфехервар , Венгрия.
- 2004 От нарисованной картины к неокрашенной картине - ранние работы 1965-1970, Галерея Сомбатхей, Сомбатхей , Венгрия
- 2006 Ничто не есть ничто, Музей Фридерицианум , Кассель
- 2012 «Особые радости» , Modem Kunsthalle , Дебрецен , Венгрия
- 2013 Национальный театр, Будапешт
- 2017 Эндре Тот. Zer0 меня радует, грустит, злит, Государственный музей Шверина , Германия
- 2017 Галерея Амира Шариата, Вена
- 2017 «Особая радость», Центр современной фотографии Роберта Капы, Будапешт
- 2019 Перту № 13 – Эндре Тот – TD Monogramist , Художественная галерея Эрнеста Зметака, Новые Замки .
- 2019 Галерея Loom, Милан
- 2019 Макет картины 1988-1991, Галерея ACB, Будапешт
- 2020 «Особая радость», Galerie Salle Principale, Париж
Групповые выставки (выборка)
[ редактировать ]- 1965-70 Музей Кароя Ференци. Сентендре
- 1968 Выставка Iparterv I. , зал Iparterv, Будапешт.
- Промышленный план 1969 года II. выставка, зал Iparterv, Будапешт
- 1971 VII Парижская биеннале (секция заявок). Парижский цветочный парк. Париж
- 1972 FLUXshoe (передвижная выставка в Англии), Калломптон, Девон, Оксфорд.
- 1974 IV Британская международная биеннале печати, Брэдфорд.
- 1976 года Книги художника , ICE, Лондон (и британский тур)
- 1976 Художник и фотография, Музей Израиля, Иерусалим.
- 1978 Мона Лиза в 20 веке, Музей Вильгельма Лембрука, Дуйсбург.
- 1978 Книги художника , Centolibri d'autore cento, Палаццо Строцци, Флоренция.
- 1979 daadgalerie, Западный Берлин.
- 1980 Кельн Кунстферайн, Кёльн
- 1981 Книги художников , Национальная галерея Канады, Оттава.
- 1982 Молодой Флюксус, Пространство художников, Нью-Йорк.
- 1984 Международный комитет художников - выставка, Музей Фридерицианум, Кассель.
- 1985 Книги художников, Центр Жоржа Помпиду , Париж.
- 1989 Флюксус и друзья, Университет Айовы, Художественный музей Айовы, Айова
- 1994 Fluxubritannica , Галерея Тейт , Лондон.
- 1995 Флюксус: длинная история со множеством узлов. Флюксус в Германии 1962-94 (передвижная выставка, до 2004 г.)
- 1997 Почтовое искусство: Восточная Европа в международной сети, Государственный музей, Шверин.
- 1999 Хронос и Кайрос . Фридерицианум, Кассель
- 1999 Аспект/Позиция - 50 лет искусства Центральной Европы 1949–99 , Музей современного искусства, Фонд Людвига, Вена.
- 2000 Протестуй и выживай . Художественная галерея Уайтчепел , Лондон
- 2000 Искусство Восточной Европы в диалоге с Западом – от 1960-х годов до наших дней, Музей современного искусства, Любляна.
- 2001 Дополнительная статья: Обзор художников, 1960–1999 Эфемена . Калифорнийский колледж искусств и ремесел, Сан-Франциско
- 2002 Иконоборчество. За пределами имиджевых войн в науке, религии и искусстве . ZKM – Центр искусства и медиа, Карлсруэ
- 2005 Суперзвезды. От Энди Уорхола до Мадонны, Кунстхалле и Кунстфорум, Вена
- 2006 Взгляд на Европу – с 1960-х по настоящее время, Музей современного искусства, Нью-Йорк.
- 2007 Fluxus East, Бетаниен, Берлин
- 2008 Шествие в искусстве , Музей современного искусства, Арнем
- 2009 Работы из коллекции Блоков . Новый музей, Нюрнберг
- 2010 Кто убил картину?, Музей современного искусства, Везербург, Бремен.
- 2010 Обещания прошлого , Центр Жоржа Помпиду, Париж.
- 2010 Старт – Работы из коллекции современного искусства Фонда Вехби Коча, Артер, Стамбул.
- 2011 Музей параллельных повествований. В рамках L'Internationale, Музей современного искусства, Барселона.
- 2012 Критический атлас , Парк Сен-Леже, Центр современного искусства, Париж
- 2013 Вопрос без ответа. Искеле 2 , NBK és TANAS, Берлин
- 2017 Глазами других: венгерские художники шестидесятых и семидесятых годов, Элизабет Ди, Нью-Йорк
- 2019 «Промышленный план 50+», Музей Людвига, Будапешт
- 2019 Слово существует для того, чтобы его помещали на открытку: открытка художников с 1960 года по настоящее время, Британский музей, Лондон.
- 2019 Техники уклонения, Венгерский авангард 1960-х и 1970-х годов, Палаццо делле Эспозициони, Рим
- 2022 Великая Отечественная, [ 4 ] with Hanna Shumska, Vitalii Shupliak, Celina Kanunnikava , BWA Bydgoszcz, Польша
Действия в публичном пространстве
[ редактировать ]- 1972 Я рад, что смогу штамповать и в Варшаве, Galeria Foksal, Варшава.
- 1973 Через полминуты я скажу что-нибудь, Галерея Адрес, Лодзь
- 1976 TÓTalJOYs, Galerie Ecart, Генуя.
- 1979 Я рад, если могу набрать нули (Бен Вотье: Событие в гостиничном номере), Отель Штайнер, Западный Берлин.
- 1980 Мы счастливы, когда можем продемонстрировать, Бонн.
- 1980 Тексты на открытом воздухе, Амстердам
- Демо Zer0 1981 года, Фирзен
- 1991 Zer0-Demo, Оксфорд
- 2000 Мы рады, если сможем продемонстрировать, Художественная галерея Уайтчепел, Лондон.
- 2000 TÓTaIJOYS, Художественная галерея Уайтчепел, Лондон.
- 2002 Особая радость. 4 года: Флюксус и его последствия, Висбаден
- 2002 Мы всегда очень рады... Флюксус в Германии 1962–94, Музей Фридерицианум, Кассель.
- Рекламная кампания 2006 г., Кассель [ 5 ]
- 2006 Кампания Zer0-Flyer, Белград
- Кампания Joy-Flyer 2007, Берлин.
- 2008 Кампания Zer0-Flyer, Таллинн
- 2012 Zer0-Demo, Дебрецен, Венгрия
- 2013 Zer0-Demo, Будапешт [ 6 ]
- Демо-версия Zer0, 2015 г., Кёльн
- 2015 Zer0-Demo, Гамбург
- Демо Zer0, 2017 г., Шверин
- 2017 Gladness Demo / Мы рады продемонстрировать, Будапешт [ 7 ]
Работы в публичных коллекциях (избранное)
[ редактировать ]- Музей Людвига , Кёльн
- Галерея Тейт , Лондон
- Британский музей , Лондон
- Венгерская национальная галерея , Будапешт
- Музей изящных искусств , Будапешт
- Музей Израиля , Иерусалим
- Национальная библиотека Франции , Париж
- Новая национальная галерея , Берлин
- Национальный музей, Варшава
- Институт иностранных культурных связей, Штутгарт
- Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду , Париж
- Библиотека Кандинского , Центр Жоржа Помпиду, Париж
- Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
- Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
- Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA), Сан-Франциско
- Музей современного искусства Барселоны (MACBA), Барселона
- Коллекция современного искусства Федеративной Республики Германия, Бонн
- Муниципальный музей, Хага
- Музей современного искусства, Антверпен (MuHKA)
- Музей современного искусства Университета Сан-Паулу, Сан-Паулу
- Центр искусства и коммуникации (CAyC), Буэнос-Айрес
- Пражская национальная галерея, Прага
- Ольмоузский музей современного искусства, Оломоуц
- Художественный музей, Лодзь
- Музей современного искусства (MG+MSUM), Любляна
- Музей современного искусства, Загреб
- Музей Людвига, Будапешт
- FRAC Земли Луары , Каркефу [ 8 ]
- Центр книг художников , Сен-Ирье-ла-Перш. [ 9 ]
- Национальный центр визуальных искусств , Франция [ 10 ]
- Музей Кишелли, Будапешт
- Артпул , Будапешт
- Музей Святого Иштвана Короля, Секешфехервар
- Художественная галерея Сомбатхей, Сомбатхей
- Музей Яннуса Паннония, Печ
- Центр современного искусства MODEM, Дебрецен
- Современная галерея, Дом искусств, Веспрем
Библиография
[ редактировать ]- Эндре Тот: Особые радости – Ретроспектива 1971–2011 / Эндре Тот: Особые радости – Ретроспектива 1971–2011, MODEM, Дебрецен, 2012 ISBN 978-963-89271-6-3
- Глобальный концептуализм: точки истока, 1950-1980-е годы , Художественный музей Квинса , 1999. ISBN 978-0-9604514-9-4
- Современные художники , Джоан Серрито , St. James Press, 1996. ISBN 978-1-55862-183-1
- Вирус флюксуса, 1962–1992 гг. , Galerie Schüppenhauer, 1992 г.
- Современные художники , St. James Press, 2002. ISBN 1-55862-488-0
- Искусство перформанса: критическая антология ISBN 0-525-48039-0
- Flash Art, № 66–67, выпуск Венецианской биеннале , 1976 г.
Книги Эндре Тота
[ редактировать ]- 1971 nothing, Samizdat-Edition, Budapest
- 1971 STAMPED BY ENDRE TÓT, Samizdat-Edition, Budapest
- 1971 Семми Сем Семми, Самиздат-издание, Будапешт
- 1971 Мои неокрашенные холсты, самиздатское издание, Будапешт.
- 1971 СОСТОЯНИЯ НУЛЯ
- 1972 Притяжательное прилагательное
- 1972 АБСОЛЮТНЫЕ ПРИСЛЕДАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
- 1972 ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ Эндре Тота
- 1972 Неполная информация, вербальная и визуальная
- Упражнение 1973 года
- 1973 На следующей странице я кое-что скажу
- 1973 ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ
- 1973 Я рад, если могу писать предложения одно за другим
- 1973 ОДНА ДЮЖИНА ДОЖДЕВЫХ ОТКРЫТОК (1971-73)
- 1974 Нулевые тексты (1971–72)
- 1974 ЗЕРОПОСТ (черный)
- 1974 Ночной визит в Национальную галерею , Beau Geste Press (1974). ISBN 0-85998-005-7
- 1974 Переписка с Джоном Армледером, Ecart Publications, Женева.
- 1974 Вопросы TÓTal от TÓT
- 1974 ЦВЕТНЫЕ ДНИ
- 1974 дюжина открыток с дождем (1971-73)
- 1974 ½ Дюжины неполных визуальных сведений о...
- 1975 НУЛИРОВАННЫЙ ДИАЛОГ
- 1975 Идеи защиты от дождя (1971–74), Музей Израиля, Иерусалим.
- 1975 ЗВЕЗДЫ ИЗ ПОЛЬШИ
- 1976 Zer0-Post, Ecart Publications, Женева / Ховег – Верлаг, Хинвиль
- 1977 ТОТАЛ zer0s (1973–1977)
- 1977 Сочинения радости (1973–1976)
- 1977 ГРЯЗНЫЕ ДОЖДИ, издание Дж. Селлема, Лунд, Швеция.
- 1979 TÓTaIJOYs, Райнер Верлаг, Берлин / Берлинская программа художников DAAD, Западный Берлин
- 1979 1/2 ДЮЖИНЫ БЕРЛИНЕРСКИХ ОТКРЫТКОВ С РАДОСТЬЮ
- 1979 Десять документов (1973 - 80)
- 1981 «Особенные рисунки», Райнер Верлаг, Берлин
- 1981 Книга чрезвычайно радостного художника , (немецкое издание), Райнер (1981), ISBN 3-88537-036-0
- 1983 Из Кёльна немного JECKE DINGE вам, всем и никому.
- Марки 1983 года 1971-83 годов
- 1984 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ - ЧАСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО
- 1990 Evergreen Book для всех, никто и я
- 1991 Шедевры от Чимабуэ до Уорхола (1971–89)
- 1999 «Кто ничего не боится», Музей Людвига, Кельн.
- 2006 Ничто не есть ничто, Музей Фридерицианум, Кассель.
- 2009 «Я рад, если могу писать одно предложение за другим», Норан (2009) (на венгерском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ флюксус
- ^ Эндре Тот
- ^ «Маска TÓTalJOY Covid» . 25 июня 2020 г.
- ^ «Великая Отечественная» .
- ^ «Измените все: Flyer Aktion (Кассель, 2006)» . Ютуб .
- ^ Видео о Zer0-Demo
- ^ «Радость-Демо, 2017, ОФБ Биеннале» .
- ^ «Эндре ТОТ» . Navigart.fr (на французском языке). 09.05.2023 . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ cdla (31 января 2020 г.). «Эндре Тот» . ле cdla (на французском языке) . Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ «Эндре ТОТ» . www.cnap.fr. Проверено 21 августа 2023 г.
- ^ https://www.ichbinsehrgluecklichunddu.com/