Танк Носорог
Танк Носорог | |
---|---|
изгородь . Американский танк M4A1 (76) W на базе Rhino врезается в живую | |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1944 |
Используется | Канада , Великобритания , США |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Разные, но в основном приписывают Кертису Дж. Кулину. |
Разработанный | 1944 |
« Танк Носорог » (первоначально назывался « Носорог ») [ 1 ] — это американское прозвище танков союзников , оснащенных «бивнями» или режущими устройствами во время Второй мировой войны . Британское обозначение модификации было Prongs .
Летом 1944 года, во время битвы за Нормандию , войска союзников, особенно американцы, увязли в боях с немцами в Нормандском бокаже. Этот ландшафт с густой, насыпной грязью и каменными стенами, покрытыми деревьями и живой изгородью, танкам было трудно пробить. Стремясь восстановить подвижность на поле боя, были изобретены различные устройства, позволяющие танкам перемещаться по местности. Первоначально устройства производились в Нормандии, в основном из немецких пляжных защитных устройств со стальными балками на разовой основе. Затем производство было перенесено в Великобританию, а автомобили были модифицированы перед отправкой во Францию.
Устройствам приписывают восстановление мобильности на поле боя на труднопроходимой местности, но некоторые историки подвергают сомнению это утверждение.
Фон
[ редактировать ]
После высадки в Нормандии в июне 1944 года, когда союзные войска продвинулись вглубь страны от французского побережья, они оказались в сельской местности Нормандии , известной как Бокаж . Фактический ландшафт бокажа простирается дальше, чем ограниченное определение бокаж-норманд , то есть от области непосредственно к западу от Арроманш-ле-Бен , включая весь полуостров Котантен , к югу от Бретани , Мэна и Вандеи . В некоторых районах эта местность простирается на 50 миль (80 километров). [ 2 ] [ 3 ] Этот ландшафт содержал большие земляные дамбы высотой в среднем 4 фута (1,2 м), которые были покрыты запутанными живыми изгородями , кустами и деревьями, окружавшими небольшие приподнятые поля неправильного размера, которые обычно имели поперечник не более 300 футов (91 м) со стороны. . [ 4 ] [ 2 ] Характер живых изгородей — «крепкие насыпи, наполовину земля, наполовину живая изгородь». [ 5 ] высотой до 15 футов (4,6 м) с прочной, переплетающейся корневой системой, что делало их выкапывание чрезвычайно трудным даже с использованием техники. [ 6 ] Единственными путями между этими берегами были узкие затонувшие дороги. Движение танков было строго ограничено, что не позволяло силам союзников реализовать свое превосходство в технике. [ 2 ] Холмистый ландшафт также был усеян небольшими речками, лесами и фруктовыми деревьями, а также разбросанными каменными фермерскими домами и хозяйственными постройками. [ 7 ]
Пехота союзников, в частности американцы, сражалась от поля к полю против немцев, которые во многих местах вырыли окопы прямо в насыпях живой изгороди, обеспечивая защиту своих пулеметчиков и стрелков от артиллерийского огня сверху. Эти оборонительные позиции ограничивали способность американских войск координировать крупномасштабные атаки или получать достаточную и точную артиллерийскую поддержку. [ 4 ] Проемы, которые существовали в лоскутном одеяле живой изгороди, уже были прикрыты немецкими противопехотными и противотанковыми средствами; бронетехника, проходящая через эти бреши, привлекла немедленный оборонительный огонь. Танки смогли прорваться через живые изгороди, но при этом обнажили свою слабую нижнюю броню . В ходе тактических разработок в течение июня саперы использовали взрывчатку, чтобы проделать дыры в живой изгороди, через которые могли пройти танки; однако взрывы часто сразу же привлекали внимание немцев. [ 8 ]
Изобретение
[ редактировать ]
До начала операции «Кобра» (американское наступление во время Нормандской кампании ) были разработаны решения, как танки могли бы эффективно поддерживать наступление на этой местности. [ 9 ] Бульдозеры или танки, модифицированные для перевозки бульдозерного отвала, использовались для проделывания брешей в живых изгородях. Некоторые живые изгороди были настолько толстыми, что инженерам сначала приходилось пробивать яму в насыпи, которую позже расчищал и расширял бульдозер. Этот трудоемкий процесс замедлил ход наступления союзников и усугубился проблемой, когда немецкие артиллеристы нацелились на заметные бульдозеры и бульдозерные танки, чтобы лишить союзников средств для прорыва. [ 10 ] В течение июля различными американскими подразделениями были созданы «бесчисленные» изобретения, позволяющие быстро проталкивать танки через живые изгороди, не обнажая при этом их слабую нижнюю броню. Кусторез, разработанный 79-й пехотной дивизией, вступил в строй к 5 июля, а несколько дней спустя XIX корпус продемонстрировал набор зубцов, изначально предназначавшихся для создания отверстий для размещения взрывчатки. Сила этих зубцов позволила поднять и удалить часть живой изгороди, достаточную для того, чтобы танк смог прорваться на другую сторону. Подразделения V корпуса также изобрели устройства, получившие название «кусторезы» и «гриндозеры». [ 11 ]

Изобретение устройства для взлома живой изгороди обычно приписывают Кертису Дж. Кулину , сержанту 2-й бронетанковой дивизии 102-й кавалерийской разведывательной эскадрильи . Однако военный историк Макс Гастингс отмечает, что Кулина вдохновил « деревенский житель Теннесси по имени Робертс». [ 6 ] который во время дискуссии о том, как преодолеть бокаж, сказал: «Почему бы нам не взять зубья пилы, не поставить их на переднюю часть танка и не прорезать эти живые изгороди?» Вместо того чтобы присоединиться к смеху, сопровождавшему это замечание, Кулин осознал потенциал этой идеи. [ 6 ] Прототип узла, напоминающего бивень, был создан путем приваривания стального лома (от уничтоженных « чешских ежей ») к передней части танка для создания кустореза. Зубы помогли предотвратить обнажение уязвимой нижней части резервуара, когда он пробил дыру в стене живой изгороди. [ 11 ] [ 6 ] 14 июля генерал-лейтенант Омар Брэдли осмотрел танк. [ 11 ] и «с трепетом наблюдал, как взорвалась живая изгородь… освобождая место Шерману ». прорывающемуся [ 6 ] По словам Гастингса, Кулин, «честный человек», попытался отдать должное Робертсу, но об этом забыли в шумихе вокруг изобретения. Гастингс заключает: «[Кулин] стал очень американским национальным героем». [ 6 ]
Официальный американский историк кампании Мартин Блюменсон отмечает, что Брэдли, впечатленный, приказал производить устройство в больших количествах. Первоначально это было сделано с использованием стали, собранной из тысяч препятствий, таких как чешские ежи, которые немцы разместили на французских пляжах во время строительства Атлантического вала . Брэдли также отправил полковника Джона Медариса (из Управления артиллерийских вооружений армии США ) обратно в Соединенное Королевство для модификации танков перед отправкой во Францию, а также организовал доставку дополнительного дуговой сварки во Францию по воздуху. оборудования и бригад для [ 11 ] [ 12 ]
Было изготовлено около 500 агрегатов, названных американцами «устройством Culin Rhino» или «резаком для живой изгороди Culin». 2-й бронетанковой дивизии США Эти устройства использовались для модификации почти трех четвертей танков M4 Sherman и Stuart и истребителей танков M10 в рамках подготовки к операции «Кобра». [ 12 ] [ а ] Британские королевские инженеры-электрики и механики (REME) назвали эти устройства «Зубцы» и произвели 24 устройства из бывших немецких береговых оборонительных сооружений, но после этого «Зубцы» стали производиться в Соединенном Королевстве. К августу было доставлено шестьсот Mark I Prong для установки на V. Sherman Было произведено еще 1000 зубцов Mark II для установки на «Шерманы» и M10, а также 500 зубцов Mark III для танка «Кромвель» . Считалось, что танкам «Черчилль» «Зубец» не требовался, но некоторые, тем не менее, были ими оснащены. [ 13 ]
Использование
[ редактировать ]
Военный корреспондент Честер Уилмот писал после войны, что немецкий оборонительный план, направленный на то, чтобы остановить любой американский прорыв, заключался в том, чтобы удерживать линию фронта «очень легко и сосредоточиться на удержании узлов дорог на глубине трех или четырех миль позади фронта», при этом намерение задержать любой прорыв, снизив скорость наступления до той скорости, с которой могла бы справиться пехота. [ 14 ] После начала операции «Кобра» войска союзников смогли обойти немецкие позиции, используя танки «Рино», тем самым позволив продолжить наступление, оставив опорные пункты для борьбы с пехотой и инженерами. [ 15 ]
Блюменсон описывает, как во время начала операции «Кобра» танки 2-й пехотной дивизии при поддержке артиллерии продвигались без пехоты в течение двадцати минут, преодолев несколько сотен ярдов и проделав бреши в живых изгородях, прежде чем вернуться на исходную позицию. Затем танки и пехота быстро продвинулись вместе, прежде чем немцы смогли восстановить свои оборонительные позиции. [ 16 ]
Во время операции Bluecoat (британского наступления во время кампании в Нормандии) британские танки «Черчилль» [ б ] Оснащенные «Зубцами», они могли преодолевать местность, считавшуюся непроходимой для гусеничной техники, застигая немецких защитников врасплох. [ 17 ]
Военный историк Стивен Залога утверждает, что эти устройства «не использовались так широко, как предполагает легенда», и не были такими эффективными, как часто полагают. [ 12 ] Но Макс Гастингс и Честер Уилмот считают, что это изобретение вернуло союзным войскам маневренность на поле боя. [ 6 ] [ 18 ] Мартин Блюменсон заявляет, что, хотя это устройство восстановило мобильность в зарослях живой изгороди, оно «имело небольшую тактическую ценность при прорыве, за исключением, возможно, морального фактора для войск, поскольку танки продвигались по дорогам, а не по пересеченной местности». [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Официальный историк кампании США утверждает, что к моменту начала операции «Кобра» «три из каждых пяти танков Первой армии садились на кусторез». [ 1 ]
- ↑ Эти танки принадлежали 6-й гвардейской танковой бригаде .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Блюменсон 2005 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс 2001 , стр. 50–51.
- ^ Харрисон 2002 , с. 180.
- ^ Jump up to: а б Харрисон 2002 , с. 284.
- ^ Дублер 1988 , с. Глава 1: Операционная обстановка.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гастингс 1999 , с. 296.
- ^ Бакли 2006 , с. 9.
- ^ Блюменсон 2005 , стр. 41–42.
- ^ Блюменсон 2005 , с. 205.
- ^ Блюменсон 2005 , с. 205-206.
- ^ Jump up to: а б с д Блюменсон 2005 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б с Zaloga 2001 , p. 46.
- ^ Флетчер 1993 , с. 98-99.
- ^ Уилмот и Макдевитт 1997 , с. 390.
- ^ Уилмот и Макдевитт 1997 , с. 393.
- ^ Блюменсон 2005 , с. 284.
- ^ Бакли 2006 , с. 144.
- ^ Уилмот и Макдевитт 1997 , с. 392.
- ^ Блюменсон 2005 , с. 332.
Ссылки
[ редактировать ]- Блюменсон, Мартин (2005) [1951]. Прорыв и преследование . Армия США во Второй мировой войне: Европейский театр военных действий. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории, Армия США. ASIN B00313IYQ0 . OCLC 1253744 .
- Бакли, Джон (2006) [2004]. Британская бронетехника в Нормандской кампании 1944 года . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0415407731 . OCLC 154699922 .
- Дублер, капитан Майкл Д. (1988) [1955]. Разрушение Бокажа: американские общевойсковые операции во Франции, июнь – 31 июля 1944 года . Институт боевых исследований. Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- Флетчер, Дэвид (1993). Универсальный танк: британская бронетехника во Второй мировой войне. Часть 2 . Лондон: Канцелярия Ее Величества. ISBN 978-0112905349 .
- Харрисон, Гордон А. (2002) [1951]. Межканальная атака . Армия США во Второй мировой войне. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории, Армия США. ISBN 978-1410201638 . LCCN 51-61669 . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- Гастингс, Макс (1999) [1984]. Оверлорд: День Д и битва за Нормандию, 1944 год . Серия Pan Grand Strategy. Лондон: Пан Книги. ISBN 978-0330390125 .
- Рейнольдс, Майкл (2001) [1997]. Steel Inferno: I танковый корпус СС в Нормандии . Да Капо Пресс. ISBN 978-1885119445 .
- Уилмот, Честер ; Макдевитт, Кристофер Дэниел (1997) [1952]. Борьба за Европу . Уэр, Хартфордшир: ISBN Wordsworth Editions Ltd. 978-1853266775 . OCLC 39697844 .
- Залога, Стивен Дж. (2001). Операция «Кобра», 1944 год: Прорыв из Нормандии . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1841762968 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бельмонт, Ларри (2001). «Фото недели времен Второй мировой войны от 20 августа 2001 года: Ад в живых изгородях…» Проверено 15 марта 2012 года .
- Мель, капитан Томас В. (2009). «Гвардейский унтер-офицер изобретает танковый плуг «Носорог»» . Армия Национальной гвардии . Проверено 15 марта 2012 г.
- «Зубец Кромвеля» . Фотогалерея времен Второй мировой войны . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 15 марта 2012 г.