Jump to content

Евгений Пепеляев

Yevgeny Georgievich Pepelyaev
Родное имя
Евгений Георгиевич Пепеляев
Рожденный ( 1918-03-18 ) 18 марта 1918 г.
Бодайбо , Иркутск , СССР.
Умер 4 января 2013 г. ) ( 04.01.2013 ) ( 94 года
Москва , Россия
Верность  Советский Союз
Услуга/ ветвь Советские ВВС
Классифицировать Полковник
Единица 300-й истребительный авиационный полк
330-й истребительный авиационный полк
196-й гвардейский истребительный авиационный полк
Команды 196-й гвардейский истребительный авиационный полк
Битвы/войны Вторая мировая война
Корейская война
Награды Герой Советского Союза

Георгиевич Пепеляев 18 ( марта 1918 — 4 января 2013) — советский Евгений летчик-истребитель, участник Корейской войны; Большинство российских источников считают его вторым по результативности пилотом на войне с 19 сбитиями, что ставит его только ниже Николая Сутягина . [ 1 ] Однако некоторые западные источники указывают, что он был лучшим асом войны, и в своих мемуарах он утверждал, что одержал 23 победы, что ставит его выше 22 сбитий Сутягина. [ 2 ]

Ранняя карьера и Вторая мировая война

[ редактировать ]

Пепеляев родился 18 марта 1918 года в Бодайбо , Иркутской области в Восточной Сибири , в семье железнодорожника. Его старший брат Константин поступил на службу в советские ВВС и, намереваясь пойти по стопам брата, работал в Одессе в городских аэроклубах. В 1938 году он окончил 8-ю военную школу летчиков и был направлен служить в полк, дислоцированный на Дальнем Востоке. [ 3 ]

После вторжения Германии в СССР в июне 1941 года его оставили на Дальнем Востоке, несмотря на несколько просьб о боевой командировке на западе, особенно после того, как его брат Константин погиб в бою. В конце 1943 года он еще был инструктором 162-го истребительного авиационного полка . Совершил не менее 10 боевых вылетов на Восточном фронте (некоторые источники указывают 12 боевых вылетов). [ 4 ] летал на Як-7Б, но не сбил ни одного немецкого самолета. В 1945 году он был назначен заместителем командира 300-го истребительного авиационного полка и участвовал в советском вторжении в Маньчжурию , во время которого он совершил четыре полета (по другим данным 30) [ 5 ] штурмовики на Як-9Т. [ 6 ]

Затем на 300-й истребительный авиационный полк были возложены функции наблюдения за дислокацией американских войск в Корее до марта 1946 года, когда это подразделение было отправлено обратно в Советский Союз. В декабре 1947 года он стал старшим офицером 196-го истребительного авиационного полка. В 1949 году в состав части начали поступать реактивные истребители МиГ-15 . [ 7 ]

Корейская война

[ редактировать ]

Корейская война началась в июне 1950 года, когда поддерживаемая Советским Союзом и китайскими коммунистами Северная Корея , поддерживаемую Соединенными Штатами вторглась в Южную Корею . К октябрю 1950 года Пепеляев командовал 196-м истребительным авиационным полком. в Маньчжурии несколько авиаполков, оснащенных МиГ-15, СССР тайно направил на китайскую базу Аньдун для поддержки китайских сухопутных войск. В декабре 1950 г. был создан 64-й истребительный авиационный корпус в составе двух истребительных дивизий; Подразделение Пепеляева — 196-й истребительный авиационный полк — вскоре было включено в состав 324-й истребительной авиационной дивизии (командующий Иван Кожедуб ). [ 8 ] [ 9 ]

196-й истребительный авиационный полк прибыл в Маньчжурию в январе 1951 года и передислоцировался в Аньтун. 20 мая 1951 года отряд из 36 МиГов столкнулся с 28 F-86 Sabre , и обе стороны победили: ВВС США заявили права на три МиГа, а Советы - на четыре F-86. Фактически один МиГ был полностью потерян, а три «Сейбра» были повреждены. Капитан Джеймс Джабара сбил одного из пилотов Пепеляева, капитана Виктора Назаркина, а Пепеляев забрал один F-86; [ 10 ] очередь, выпущенная Пепеляевым, попала в правое крыло F-86A 49-1080 , пилотируемого 1-м лейтенантом Милтоном Нельсоном из 335-й эскадрильи истребителей-перехватчиков , разрушив гидролинии. Нельсону удалось доставить поврежденный Sabre обратно на авиабазу Кимпо , где он был списан . [ 11 ]

11 июля 26 МиГ-15 196-го истребительного авиационного полка под командованием Пепеляева вновь вступили в бой с «Сейбрами», а один задействованный F-86А, 49-1297 ( 336-я истребительная эскадрилья ), совершил вынужденную посадку на авиабазе Сувон . Пилот не пострадал, однако F-86A был поврежден и не подлежал ремонту. В официальных отчетах ВВС США потеря указана как «несчастный случай при посадке». 21 июля 196-й истребительный авиационный полк перехватил строй « F-94 », на самом деле F9F-2B морской пехоты США из состава VMF-311 . Пепеляев заявил о двух самолетах противника, а его подразделение - еще о пяти, ВМФ-311 отрицал, что в этот день погибло. [ 12 ]

6 октября 1951 года Пепеляев столкнулся с «Сэйбрами» 4-го истребительного авиаполка на высоте 8 км (26 000 футов; 5,0 миль), сбив 2 F-86. F-86A 49-1319 капитана Билла Гаррета ( 334-я истребительная эскадрилья ), заброшенный в заливе Сохосон, [ 13 ] в то время как еще один F-86A, 49-1267 (334-я истребительная эскадрилья), в некоторых западных источниках считается потерянным в результате аварии. [ 14 ] 16 октября он и его ведомый Александр Рыжков поймали пару «Сейбров» 336-й истребительной эскадрильи; Пепеляев сбил один из них, 49-1147 , хотя некоторые источники говорят, что самолет погиб из-за нехватки топлива. Пилот Дэвид Б. Фриланд катапультировался и выжил. [ 14 ] [ 15 ]

8 ноября 1951 г. были заявлены еще два американских самолета; над Пхенвоном он заметил четыре F-86 и открыл огонь на высоте 150–200 м (490–660 футов), сбив F-86A 49-1338, пилотируемый Чарльзом У. Праттом (334-я истребительная эскадрилья), который погиб. [ 15 ] Через несколько часов Пепеляев перехватил RF-80А 15- й разведывательной эскадрильи и сбил его. В конце ноября Пепеляев за три дня сбил еще четыре американских самолета; 27 ноября он сбил F-84E 7-й истребительной эскадрильи 49-го истребительно-бомбардировочного авиаполка, пилотируемый Бернардом Карлом Зейцингером, который погиб в бою. [ 16 ] На следующий день он сбил два F-86; F-86А 49-1184 и F-86E 50-673 ; в результате чего Дейтон Рэгланд стал военнопленным . [ 17 ] 29 ноября 1951 года Пепеляев сбил еще один самолет F-86A 48-301 334-й истребительной эскадрильи над Сюкусеном. «Сейбру» удалось дохромать обратно в Кимпо, но самолет больше не летал и был списан 9 декабря. [ 18 ] [ 6 ]

1 декабря 1951 года Пепеляев заставил лейтенанта Томаса Т. Маунтса катапультироваться из F-80C 49-855 . [ 19 ] а 7 января 1952 года Пепеляев повел 18 МиГ-15 на бой с группой «Сейбров» 51-го FIW , и Пепеляев сбил F-86E 50-651 . Чарльз Э. Шталь катапультировался и был схвачен. [ 20 ] На следующий день он забрал еще один F-86, но его жертва (F-86E 50-679 ) была отремонтирована и возвращена в бой. [ 21 ] 11 января 1952 года он совершил свой последний сбитый самолет F-86 50-612 из 25-й истребительной эскадрильи. [ 6 ]

Пост был

[ редактировать ]

Вернувшись в Советский Союз, Пепеляев в ноябре 1952 года был назначен заместителем командира 15-й истребительной авиационной дивизии. находился в Орле . В начале 1953 года он взял на себя подготовку пилотов, которые будут отправлены на боевые вылеты в Корею. С 1954 года работал летчиком-испытателем. [ 22 ]

В 1958 году Пепеляев окончил Военную академию Генерального штаба и был назначен командиром 133-й истребительной авиационной дивизии в Ярославле . С осени 1960 года назначен начальником авиации 78-го истребительного авиационного корпуса ПВО в Брянске. В 1961 году во время планового полета он выполнил жесткий маневр в воздухе и перенес кровоизлияние в мозг . Несмотря на оказание немедленной медицинской помощи и выздоровление, он был уволен из летной службы и направлен на центральный командный пункт Войск ПВО СССР . Демобилизовался из армии в 1973 году. [ 22 ]

После демобилизации Пепеляев жил в Москве, где работал главным инженером Научно-исследовательского института автоматических приборов до выхода на пенсию в 1986 году. В июле 1993 года он вернулся в Северную Корею вместе с советскими летателями-асами Сергеем Крамаренко и Дмитрием Оськиным , во время чествования 40-летие окончания Корейской войны. [ 22 ]

В 1995 году его пригласили посетить базу ВВС Максвелл в Алабаме , где он был принят в программу «Сбор орлов» . Во время своего визита он встретился с американскими летчиками-асами Корейской войны Габби Габрески , Джоном Ф. Болтом и Робинсоном Риснером , а также немецким летчиком-асом Второй мировой войны Альфредом Гриславски . [ 22 ]

Пепелаев умер 4 января 2013 года в возрасте 94 лет. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. В феврале 2022 года была открыта памятная доска в его честь. на его бывшей резиденции в районе Новогиреево Москвы [ 23 ] [ 24 ]

Окончательный подсчет

[ редактировать ]

Расклады побед Пепеляева разнятся; большинство российских историков приписывают ему 19 побед, в том числе Игорь Сеидов и Михаил Быков, которые приписывают ему один F-80, два F-94, два F-84 и 14 F-86. [ 6 ] совершил 109 боевых вылетов, в том числе 38 воздушных боев. [ 25 ]

СССР и Россия

[ 6 ]

Иностранный

[ 6 ]

  1. ^ Сеидов 2016 , с. 486-487.
  2. ^ Спик, Майк (1999). Полный ас-истребитель: все асы-истребители мира, 1914–2000 гг . Книги Гринхилла. п. 192. ИСБН  9781853673740 .
  3. ^ Бодрихин 2018 , с. 186.
  4. ^ Бодрихин 2018 , с. 146.
  5. ^ Бодрихин 2018 , с. 147.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Сеидов 2016 , с. 124.
  7. ^ Сеидов 2016 , с. 123.
  8. ^ Сеидов 2016 , с. 125.
  9. ^ Дилди, Дуг; Томпсон, Уоррен (2013). F-86 Sabre против МиГ-15: Корея 1950–53 . Издательство Блумсбери. п. 7. ISBN  9781780963204 .
  10. ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 142.
  11. ^ Уэррелл 2013 , с. 36.
  12. ^ https://www.koreanwar.org/html/2017_unit_search.html Архивировано 27 декабря 2018 г. в базе данных о жертвах войны в Корее Wayback Machine VMF-311.
  13. ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 206.
  14. ^ Jump up to: а б Кертис 2000 , с. 31.
  15. ^ Jump up to: а б Сеидов и Бриттон 2014 , с. 245.
  16. ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 258.
  17. ^ Уэррелл 2013 , с. 210.
  18. ^ Вагнер, Рэй (1963). Североамериканская сабля . Макдональд. п. 151.
  19. ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 276.
  20. ^ Подкомитет Комитета Палаты представителей Конгресса США по военнослужащим национальной безопасности (1997 год). Статус переговоров военнопленных и МВД с Северной Кореей: слушания в Подкомитете по военным кадрам Комитета национальной безопасности Палаты представителей Сто четвертого Конгресса, вторая сессия, слушания состоялись 20 июня 1996 года . УСГПО с. 249. ИСБН  9780160542893 .
  21. ^ Васконселос, Мигель; Администрация Министерства транспорта США, Федеральная авиация (2013 г.). Сертификация гражданской летной годности: бывший военный высокопроизводительный самолет . Стикшейкер-пабы. стр. 4–82. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Jump up to: а б с д «Евгений Пепеляев – лучший ас Корейской войны» . Acepilots.com . Проверено 12 декабря 2021 г.
  23. ^ "Пепеляев, Евгений Георгиевич" . tass.ru . Retrieved December 12, 2021 .
  24. ^ "На Зеленом проспекте установили мемориальную доску в честь летчика Евгения Пепеляева" . newsvostok.ru . February 10, 2022 . Retrieved February 16, 2022 .
  25. ^ Bykov 2014 , p. 920.

Библиография

[ редактировать ]
  • Bodrikhin, Nikolai (2018). Великие летчики мира. 100 историй о покорителях неба (in Russian). Litres. ISBN  9785457070271 .
  • Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина. 1936—1953 . Moscow: Yauza. ISBN  978-5-9955-0712-3 . OCLC   879321002 .
  • Кертис, Дункан (2000). Североамериканский F-86 Sabre . Кровуд. ISBN  9781861263582 .
  • Tepsurkaev, Yuri; Krylov, Leonid (2008). "Сталинские соколы" против "Летающих крепостей". Хроника воздушной войны в Корее 1950—1953 . Moscow: Yauza. ISBN  9785699266678 . OCLC   236113792 .
  • Pepelyaev, Yevgeny (2005). "Миги" против "Сейбров" . Moscow: Yauza. ISBN  5699142746 . OCLC   70222747 .
  • Seidov, Igor (2016). Советские асы корейской войны . Moscow: Фонд содействия авиации «Русские витязи». ISBN  9785903389353 . ОСЛК   970400945 .
  • Сеидов Игорь; Бриттон, Стюарт (2014). Красные дьяволы над Ялу: хроника советских воздушных операций в Корейской войне 1950-53 годов . Гелион и компания. ISBN  9781909384415 .
  • Уэррелл, Кеннет П. (2013). Сабли над аллеей МиГов: F-86 и битва за превосходство в воздухе в Корее . Издательство Военно-морского института. ISBN  9781612513447 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7dc4851a6540d6041c1e1d2a2372f516__1707827400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/16/7dc4851a6540d6041c1e1d2a2372f516.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yevgeny Pepelyaev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)