Евгений Пепеляев
Yevgeny Georgievich Pepelyaev | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Евгений Георгиевич Пепеляев |
Рожденный | Бодайбо , Иркутск , СССР. | 18 марта 1918 г.
Умер | 4 января 2013 г. Москва , Россия | ( 94 года
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Классифицировать | Полковник |
Единица | 300-й истребительный авиационный полк 330-й истребительный авиационный полк 196-й гвардейский истребительный авиационный полк |
Команды | 196-й гвардейский истребительный авиационный полк |
Битвы/войны | Вторая мировая война Корейская война |
Награды | Герой Советского Союза |
Георгиевич Пепеляев 18 ( марта 1918 — 4 января 2013) — советский Евгений летчик-истребитель, участник Корейской войны; Большинство российских источников считают его вторым по результативности пилотом на войне с 19 сбитиями, что ставит его только ниже Николая Сутягина . [ 1 ] Однако некоторые западные источники указывают, что он был лучшим асом войны, и в своих мемуарах он утверждал, что одержал 23 победы, что ставит его выше 22 сбитий Сутягина. [ 2 ]
Ранняя карьера и Вторая мировая война
[ редактировать ]Пепеляев родился 18 марта 1918 года в Бодайбо , Иркутской области в Восточной Сибири , в семье железнодорожника. Его старший брат Константин поступил на службу в советские ВВС и, намереваясь пойти по стопам брата, работал в Одессе в городских аэроклубах. В 1938 году он окончил 8-ю военную школу летчиков и был направлен служить в полк, дислоцированный на Дальнем Востоке. [ 3 ]
После вторжения Германии в СССР в июне 1941 года его оставили на Дальнем Востоке, несмотря на несколько просьб о боевой командировке на западе, особенно после того, как его брат Константин погиб в бою. В конце 1943 года он еще был инструктором 162-го истребительного авиационного полка . Совершил не менее 10 боевых вылетов на Восточном фронте (некоторые источники указывают 12 боевых вылетов). [ 4 ] летал на Як-7Б, но не сбил ни одного немецкого самолета. В 1945 году он был назначен заместителем командира 300-го истребительного авиационного полка и участвовал в советском вторжении в Маньчжурию , во время которого он совершил четыре полета (по другим данным 30) [ 5 ] штурмовики на Як-9Т. [ 6 ]
Затем на 300-й истребительный авиационный полк были возложены функции наблюдения за дислокацией американских войск в Корее до марта 1946 года, когда это подразделение было отправлено обратно в Советский Союз. В декабре 1947 года он стал старшим офицером 196-го истребительного авиационного полка. В 1949 году в состав части начали поступать реактивные истребители МиГ-15 . [ 7 ]
Корейская война
[ редактировать ]Корейская война началась в июне 1950 года, когда поддерживаемая Советским Союзом и китайскими коммунистами Северная Корея , поддерживаемую Соединенными Штатами вторглась в Южную Корею . К октябрю 1950 года Пепеляев командовал 196-м истребительным авиационным полком. в Маньчжурии несколько авиаполков, оснащенных МиГ-15, СССР тайно направил на китайскую базу Аньдун для поддержки китайских сухопутных войск. В декабре 1950 г. был создан 64-й истребительный авиационный корпус в составе двух истребительных дивизий; Подразделение Пепеляева — 196-й истребительный авиационный полк — вскоре было включено в состав 324-й истребительной авиационной дивизии (командующий Иван Кожедуб ). [ 8 ] [ 9 ]
196-й истребительный авиационный полк прибыл в Маньчжурию в январе 1951 года и передислоцировался в Аньтун. 20 мая 1951 года отряд из 36 МиГов столкнулся с 28 F-86 Sabre , и обе стороны победили: ВВС США заявили права на три МиГа, а Советы - на четыре F-86. Фактически один МиГ был полностью потерян, а три «Сейбра» были повреждены. Капитан Джеймс Джабара сбил одного из пилотов Пепеляева, капитана Виктора Назаркина, а Пепеляев забрал один F-86; [ 10 ] очередь, выпущенная Пепеляевым, попала в правое крыло F-86A 49-1080 , пилотируемого 1-м лейтенантом Милтоном Нельсоном из 335-й эскадрильи истребителей-перехватчиков , разрушив гидролинии. Нельсону удалось доставить поврежденный Sabre обратно на авиабазу Кимпо , где он был списан . [ 11 ]
11 июля 26 МиГ-15 196-го истребительного авиационного полка под командованием Пепеляева вновь вступили в бой с «Сейбрами», а один задействованный F-86А, 49-1297 ( 336-я истребительная эскадрилья ), совершил вынужденную посадку на авиабазе Сувон . Пилот не пострадал, однако F-86A был поврежден и не подлежал ремонту. В официальных отчетах ВВС США потеря указана как «несчастный случай при посадке». 21 июля 196-й истребительный авиационный полк перехватил строй « F-94 », на самом деле F9F-2B морской пехоты США из состава VMF-311 . Пепеляев заявил о двух самолетах противника, а его подразделение - еще о пяти, ВМФ-311 отрицал, что в этот день погибло. [ 12 ]
6 октября 1951 года Пепеляев столкнулся с «Сэйбрами» 4-го истребительного авиаполка на высоте 8 км (26 000 футов; 5,0 миль), сбив 2 F-86. F-86A 49-1319 капитана Билла Гаррета ( 334-я истребительная эскадрилья ), заброшенный в заливе Сохосон, [ 13 ] в то время как еще один F-86A, 49-1267 (334-я истребительная эскадрилья), в некоторых западных источниках считается потерянным в результате аварии. [ 14 ] 16 октября он и его ведомый Александр Рыжков поймали пару «Сейбров» 336-й истребительной эскадрильи; Пепеляев сбил один из них, 49-1147 , хотя некоторые источники говорят, что самолет погиб из-за нехватки топлива. Пилот Дэвид Б. Фриланд катапультировался и выжил. [ 14 ] [ 15 ]
8 ноября 1951 г. были заявлены еще два американских самолета; над Пхенвоном он заметил четыре F-86 и открыл огонь на высоте 150–200 м (490–660 футов), сбив F-86A 49-1338, пилотируемый Чарльзом У. Праттом (334-я истребительная эскадрилья), который погиб. [ 15 ] Через несколько часов Пепеляев перехватил RF-80А 15- й разведывательной эскадрильи и сбил его. В конце ноября Пепеляев за три дня сбил еще четыре американских самолета; 27 ноября он сбил F-84E 7-й истребительной эскадрильи 49-го истребительно-бомбардировочного авиаполка, пилотируемый Бернардом Карлом Зейцингером, который погиб в бою. [ 16 ] На следующий день он сбил два F-86; F-86А 49-1184 и F-86E 50-673 ; в результате чего Дейтон Рэгланд стал военнопленным . [ 17 ] 29 ноября 1951 года Пепеляев сбил еще один самолет F-86A 48-301 334-й истребительной эскадрильи над Сюкусеном. «Сейбру» удалось дохромать обратно в Кимпо, но самолет больше не летал и был списан 9 декабря. [ 18 ] [ 6 ]
1 декабря 1951 года Пепеляев заставил лейтенанта Томаса Т. Маунтса катапультироваться из F-80C 49-855 . [ 19 ] а 7 января 1952 года Пепеляев повел 18 МиГ-15 на бой с группой «Сейбров» 51-го FIW , и Пепеляев сбил F-86E 50-651 . Чарльз Э. Шталь катапультировался и был схвачен. [ 20 ] На следующий день он забрал еще один F-86, но его жертва (F-86E 50-679 ) была отремонтирована и возвращена в бой. [ 21 ] 11 января 1952 года он совершил свой последний сбитый самолет F-86 50-612 из 25-й истребительной эскадрильи. [ 6 ]
Пост был
[ редактировать ]Вернувшись в Советский Союз, Пепеляев в ноябре 1952 года был назначен заместителем командира 15-й истребительной авиационной дивизии. находился в Орле . В начале 1953 года он взял на себя подготовку пилотов, которые будут отправлены на боевые вылеты в Корею. С 1954 года работал летчиком-испытателем. [ 22 ]
В 1958 году Пепеляев окончил Военную академию Генерального штаба и был назначен командиром 133-й истребительной авиационной дивизии в Ярославле . С осени 1960 года назначен начальником авиации 78-го истребительного авиационного корпуса ПВО в Брянске. В 1961 году во время планового полета он выполнил жесткий маневр в воздухе и перенес кровоизлияние в мозг . Несмотря на оказание немедленной медицинской помощи и выздоровление, он был уволен из летной службы и направлен на центральный командный пункт Войск ПВО СССР . Демобилизовался из армии в 1973 году. [ 22 ]
После демобилизации Пепеляев жил в Москве, где работал главным инженером Научно-исследовательского института автоматических приборов до выхода на пенсию в 1986 году. В июле 1993 года он вернулся в Северную Корею вместе с советскими летателями-асами Сергеем Крамаренко и Дмитрием Оськиным , во время чествования 40-летие окончания Корейской войны. [ 22 ]
В 1995 году его пригласили посетить базу ВВС Максвелл в Алабаме , где он был принят в программу «Сбор орлов» . Во время своего визита он встретился с американскими летчиками-асами Корейской войны Габби Габрески , Джоном Ф. Болтом и Робинсоном Риснером , а также немецким летчиком-асом Второй мировой войны Альфредом Гриславски . [ 22 ]
Пепелаев умер 4 января 2013 года в возрасте 94 лет. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. В феврале 2022 года была открыта памятная доска в его честь. на его бывшей резиденции в районе Новогиреево Москвы [ 23 ] [ 24 ]
Окончательный подсчет
[ редактировать ]Расклады побед Пепеляева разнятся; большинство российских историков приписывают ему 19 побед, в том числе Игорь Сеидов и Михаил Быков, которые приписывают ему один F-80, два F-94, два F-84 и 14 F-86. [ 6 ] совершил 109 боевых вылетов, в том числе 38 воздушных боев. [ 25 ]
Награды
[ редактировать ]- СССР и Россия
- Герой Советского Союза (22 апреля 1952 г.).
- Дважды орден Ленина (10 октября 1951 г., 22 апреля 1952 г.).
- Орден Красного Знамени трижды (25 июля 1949 г., 2 июня 1951 г., 30 декабря 1956 г.)
- Орден Отечественной войны I степени (11 марта 1985 г.).
- Орден Отечественной войны 2-й степени (29 сентября 1945 г.).
- Дважды орден Красной Звезды (1951,?)
- Медаль «За боевые заслуги» (1946 г.).
- Medal of Zhukov
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (1945 г.).
- Медаль «За победу над Японией» (1945 г.).
- юбилейные медали
- Иностранный
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сеидов 2016 , с. 486-487.
- ^ Спик, Майк (1999). Полный ас-истребитель: все асы-истребители мира, 1914–2000 гг . Книги Гринхилла. п. 192. ИСБН 9781853673740 .
- ^ Бодрихин 2018 , с. 186.
- ^ Бодрихин 2018 , с. 146.
- ^ Бодрихин 2018 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сеидов 2016 , с. 124.
- ^ Сеидов 2016 , с. 123.
- ^ Сеидов 2016 , с. 125.
- ^ Дилди, Дуг; Томпсон, Уоррен (2013). F-86 Sabre против МиГ-15: Корея 1950–53 . Издательство Блумсбери. п. 7. ISBN 9781780963204 .
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 142.
- ^ Уэррелл 2013 , с. 36.
- ^ https://www.koreanwar.org/html/2017_unit_search.html Архивировано 27 декабря 2018 г. в базе данных о жертвах войны в Корее Wayback Machine VMF-311.
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Кертис 2000 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Сеидов и Бриттон 2014 , с. 245.
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 258.
- ^ Уэррелл 2013 , с. 210.
- ^ Вагнер, Рэй (1963). Североамериканская сабля . Макдональд. п. 151.
- ^ Сеидов и Бриттон 2014 , с. 276.
- ^ Подкомитет Комитета Палаты представителей Конгресса США по военнослужащим национальной безопасности (1997 год). Статус переговоров военнопленных и МВД с Северной Кореей: слушания в Подкомитете по военным кадрам Комитета национальной безопасности Палаты представителей Сто четвертого Конгресса, вторая сессия, слушания состоялись 20 июня 1996 года . УСГПО с. 249. ИСБН 9780160542893 .
- ^ Васконселос, Мигель; Администрация Министерства транспорта США, Федеральная авиация (2013 г.). Сертификация гражданской летной годности: бывший военный высокопроизводительный самолет . Стикшейкер-пабы. стр. 4–82.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д «Евгений Пепеляев – лучший ас Корейской войны» . Acepilots.com . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ "Пепеляев, Евгений Георгиевич" . tass.ru . Retrieved December 12, 2021 .
- ^ "На Зеленом проспекте установили мемориальную доску в честь летчика Евгения Пепеляева" . newsvostok.ru . February 10, 2022 . Retrieved February 16, 2022 .
- ^ Bykov 2014 , p. 920.
Библиография
[ редактировать ]- Bodrikhin, Nikolai (2018). Великие летчики мира. 100 историй о покорителях неба (in Russian). Litres. ISBN 9785457070271 .
- Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина. 1936—1953 . Moscow: Yauza. ISBN 978-5-9955-0712-3 . OCLC 879321002 .
- Кертис, Дункан (2000). Североамериканский F-86 Sabre . Кровуд. ISBN 9781861263582 .
- Tepsurkaev, Yuri; Krylov, Leonid (2008). "Сталинские соколы" против "Летающих крепостей". Хроника воздушной войны в Корее 1950—1953 . Moscow: Yauza. ISBN 9785699266678 . OCLC 236113792 .
- Pepelyaev, Yevgeny (2005). "Миги" против "Сейбров" . Moscow: Yauza. ISBN 5699142746 . OCLC 70222747 .
- Seidov, Igor (2016). Советские асы корейской войны . Moscow: Фонд содействия авиации «Русские витязи». ISBN 9785903389353 . ОСЛК 970400945 .
- Сеидов Игорь; Бриттон, Стюарт (2014). Красные дьяволы над Ялу: хроника советских воздушных операций в Корейской войне 1950-53 годов . Гелион и компания. ISBN 9781909384415 .
- Уэррелл, Кеннет П. (2013). Сабли над аллеей МиГов: F-86 и битва за превосходство в воздухе в Корее . Издательство Военно-морского института. ISBN 9781612513447 .
- 1918 рождений
- смертей в 2013 г.
- Люди из Иркутской области.
- Герои Советского Союза
- Офицеры советских ВВС
- Советские летчики Второй мировой войны
- Советские военнослужащие Корейской войны
- Советские летающие асы Корейской войны
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени.
- Выпускники Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза.
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Кавалеры медали Жукова.
- Советские летчики-испытатели
- Советские полковники