Jump to content

Сергей Крамаренко (пилот)

Сергей Крамаренко
Фотография-портрет Сергея Крамаренко с золотой звездой в 2010 году.
Имя при рождении Сергей Макарович Крамаренко
Рожденный ( 10 апреля 1923 г. ) 10 апреля 1923 г.
Kalynivka [ ru ] , Сумы Область ,
Украинская ССР
Умер 21 мая 2020 г. ) ( 21.05.2020 ) ( 97 лет
Россия
Верность  Советский Союз
Услуга/ ветвь Советские ВВС
Лет службы 1941 — 1977
Классифицировать Генерал-майор авиации
Команды удержаны 167-й гвардейский истребительный авиационный полк
Битвы/войны Вторая мировая война
Корейская война
Награды Герой Советского Союза
Другая работа Memoirs: Protiv Messerov i Seybrov. V Nebe Dvukh Voyn (Against Messerschmitts and Sabre Jets. In the Sky of Two Wars), 2006.

Сергей Макарович Крамаренко ( русский : Серге́й Макарович Крамаренко ; 10 апреля 1923 — 21 мая 2020) — офицер советских ВВС, участник Второй мировой войны и Корейской войны . За службу в Корее ему было присвоено звание Героя Советского Союза . Он занимал несколько высоких командных должностей в СССР, а также был советником ВВС в Ираке и Алжире в 1970-х годах. Вышел в отставку в 1977 году в звании генерал-майора, жил с семьей в Москве.

Он был последним живым советским асом Корейской войны .

Детство и встреча с авиацией

[ редактировать ]

Сергей Крамаренко родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка Сумской области , Украина , старший из трех сыновей Макара Крамаренко и Надежды Галковской. Его родители развелись, когда он и его братья были еще детьми, и он уехал с матерью и братьями жить сначала на Кавказ, а затем в колхоз на берегу Волги .

В 1930-е годы молодой Крамаренко слушал радиопередачи о подвигах советских летчиков, таких как Валерий Чкалов и Георгий Байдуков , и решил стать летчиком. Осенью 1940 года он начал летные курсы в аэроклубе Дзержинского , и как одному из 80 окончивших его с высшими баллами была предложена возможность стать военным летчиком. Крамаренко принял участие и начал военную подготовку 1 апреля 1941 года на Борисоглебском аэродроме. [1]

Вторая мировая война - Советско-германский фронт

[ редактировать ]

Сергей Крамаренко впервые принял участие в боевых действиях в конце ноября 1942 года над Сталинградом в составе 523-го истребительного авиационного полка, оснащенного ЛаГГ -3 . Как и большинство неопытных летчиков, он начинал в качестве ведомого у более опытных пилотов, таких как капитан Михаил Барановский и лейтенант Юрий Рыжов. В начале 1943 года его часть была перевооружена на Лавочкина Ла-5 , который по своим характеристикам не уступал немецким Fw 190 и Bf 109 .

Первая воздушная победа

[ редактировать ]

23 февраля 1943 года он летел в качестве ведомого в звене под командованием капитана Барановского, когда они вступили в бой с группой пикирующих бомбардировщиков Ju 87 Stukas . Несколько сопровождавших Fw 190 напали на лидера его подразделения Рыжова, и он тут же бросился на помощь:

В этот момент передо мной с разворотом влево на расстоянии 100-150 метров прибыли два неизвестных самолета зеленого цвета - на их фюзеляжах были черные кресты. Несмотря на то, что я увидел их впервые, я сразу понял, что это два Fw 190. Как только они закончили свой ход, один из них начал стрелять в моего лидера. Я открыл огонь по идущему за ним самолету и увидел снаряды по всему самолету. Я наблюдал, как он внезапно пошел вверх, развернувшись, а его лидер последовал за ним. Тут же впереди меня слева прошли трассеры. Я посмотрел налево и увидел, что в 300 метрах позади слева стоят два «Фокке-Вульфа». Они стреляют прямо в меня, а трассеры их самолетов все ближе и ближе подходят к моему самолету. Что я должен делать? Подняться было невозможно, потому что там было еще два «Фокке-Вульфа». Сразу прорвался влево, под трассеры. Я нырнул [...] Много лет спустя, когда я описывал этот эпизод своему другу-журналисту, он рассказал мне, что видел в немецких мемуарах отчет лидера этого Шварм . [...] После боя со мной, возвращаясь домой, один из его пилотов по необъяснимым причинам вошел в пикирование и врезался в землю. Я понял, что один из снарядов моей пушки попал в кабину пилота и ранил летчика, который от потери крови потерял сознание и разбился насмерть. [2]

Первой победой Крамаренко стал Fw 190A-3 (WkNr 2265) оберфельдфебеля Карла Штадека (из 2./JG 51 «Mölders»), который погиб. Об этом он заявил, летая на Лавочкине Ла-5 "Красный 34". [3]

Сбитые, раненые, взятые в плен и спасенные

[ редактировать ]

19 марта 1944 года три Ла-5 ФН 19-го истребительного авиационного полка перехватили группу бомбардировщиков Ju 88 в сопровождении шести истребителей Bf 110 . Лидер Крамаренко Павел Масляков сбил один из Юнкерсов, но в ответ на него напал один из Bf 110. Крамаренко был готов его прикрыть, забив попадания в «Мессершмитт». Затем он стал жертвой ведомого Bf 110, который поджег его самолет и заставил его катапультироваться, получив серьезные ожоги лица и рук.

Крамаренко почти сразу же был схвачен немецкими войсками, и, поскольку он не хотел отвечать на вопросы следователя из СС, его пришлось казнить. К счастью для Крамаренко, приказ был в последнюю минуту отменен генералом Вермахта, который также приказал отправить Крамаренко в немецкий полевой госпиталь. Две недели спустя Крамаренко был спасен советскими войсками, освобождавшими госпиталь. [4]

Служба в 176-м гвардейском истребительном авиационном полку имени Кожедуба.

[ редактировать ]

После нескольких месяцев выздоровления в московском ожоговом госпитале он вернулся в свой полк (ныне переименованный в 176-й гвардейский истребительный авиационный полк ). Крамаренко был назначен ведомым штурмана полка майора Александра Куманичкина, который уже был асом на счету 35 воздушных побед (еще пять он одержал в Корее). Оба бойца действовали агрессивно и дисциплинированно в воздухе, и они стали смертоносной командой. Он летал под крылом Куманичкина и одержал несколько побед аса, а некоторые из них разделил с ним. 16 апреля 1945 года Крамаренко одержал свою вторую полную победу: на Fw 190 над Восточной Пруссией. [5] Самолетом, на котором он летал в тот день, был Лавочкин Ла-7 «Красный 27» командира полка майора Ивана Кожедуба . Кожедуб одолжил Крамаренко свой самолет, поскольку у него не было запланированного полета, а других самолетов не было. [6]

Межвоенный период

[ редактировать ]

В 1946 году 176-й гвардейский истребительный авиационный полк был передислоцирован на аэродром Тёплый Стан на юго-западной окраине Москвы и одним из первых получил новые винтовые Ла-9 , реактивные Ла-15 и в конце 1949 года МиГ-15 . Уже будучи заместителем командира 3-й эскадрильи, Крамаренко летал на МиГ-15 во время первомайских пролетов 1950 года над Кремлем и Красной площадью , а 14 августа — над авиабазой Тушино.

Корейская война (1950–53)

[ редактировать ]

В начале октября 1950 года 176-й гвардейский истребительный авиационный полк был вызван на совещание в Дом офицеров Теплого стана начальником ПВО Москвы генералом Редькиным, на котором присутствовал и Василий Сталин . Редкин подробно рассказал о критической ситуации в Северной Корее , когда американские тяжелые бомбардировщики B-29 бомбили плохо защищенные северокорейские города. Поддерживаемая Советским Союзом Корейская Народно-Демократическая Республика официально запросила советскую помощь. На просьбу о добровольцах все пилоты, включая Крамаренко, подняли руки. Вскоре подразделение было переброшено в Корею. [7] Участие Советского Союза оставалось секретом до тех пор, пока не закончится холодная война .

Путешествуя по Сибири , 324-я истребительная авиационная дивизия Кожедуба (в составе 176-го гвардейского истребительного авиационного полка и 196-го истребительного авиационного полка) прибыла в город Данфин , где им выдали китайское обмундирование. Советские летчики получали свою первую зарплату в китайской валюте, которую тратили на местных рынках, покупая гражданскую одежду взамен китайской формы. Затем последовал напряженный период летной подготовки на МиГ-15 . Русские тренировались вместе с китайскими пилотами на близлежащей авиабазе Мукден . Кожедуб привез с собой Крамаренко и лично проверил подготовку их китайских и корейских учеников. Крамаренко вспомнил о плохой подготовке китайских студентов, которые с трудом могли выполнять даже базовые тренировочные полеты. И он, и Кожедуб также осознавали, что скудный рисовый рацион, который они получали, был проблемой. Как только китайский рацион был заменен мясом и другими высококалорийными продуктами, ситуация улучшилась. [8]

Первые победы

[ редактировать ]

Оба полка 324-й истребительной авиационной дивизии были переброшены на передовую авиабазу Антун и вступили в бой в начале апреля 1951 года. 3 апреля они понесли три потери без побед, хотя 4 апреля 1951 года Федору Шебанову удалось сбить F- 86 и пилот взят в плен [9] ).

Крамаренко отметил, что основной причиной такого поражения стала их неспособность войти в воздушное пространство Кореи на большей высоте и превосходящей скорости по сравнению с американскими самолетами. [10] Евгений Пепеляев (командир 196-го истребительного авиаполка) и Сергей Вишняков (старший офицер 176-го истребительного авиаполка) дали указание пилотам МиГов атаковать американские соединения в скоординированных атаках с разных направлений. [11] Теперь, благодаря этим скоординированным атакам, а также высоте и высокой скорости, летчики МиГ-15 имели боевые условия в свою пользу.

Эта тактика была опробована 12 апреля 1951 года, когда 44 МиГ-15 176-го гвардейского истребительного авиационного полка и 196-го истребительного авиационного полка столкнулись с американским соединением, состоящим из 48 B-29 в сопровождении 96 реактивных истребителей. Несмотря на эти неравные шансы, советские летчики заявили, что около 10 B-29, 3 F-80 и 1 F-86 сбили . Первой победой Крамаренко в Корее стал F-80C капитана AB Swanson (18-я ABG). [6] Вторая победа Крамаренко в корейском небе произошла 2 июня, вспоминает он:

В таких условиях (2 и 17 июня [1951 г.] мне удалось сбить несколько «Сейбров». Например, мне вспомнился следующий бой: Мы летели звено [ звеном, звеном из 4 самолётов] в район, отведенный для патрулирования. , выполнив несколько обходов, когда мы заметили группу из восьми «Сейбров», идущих встречным курсом. Мы маневрировали, чтобы набрать высоту, и развернулись, чтобы атаковать их с задней полусферы, но «Сейбры» заметили нас и тоже развернулись. квартет продолжал лететь прямо, а я пикированием стал преследовать самолет самого заднего квартета. Два «Сейбра» пошли влево, а два справа атаковали пару слева и пошли вправо. начал пикировать, но к тому времени дальность уменьшилась, и примерно на 400 метрах я открываю огонь и вижу попадания по всему ведомому "Сейбра", который, выпуская дым, продолжал пикировать. Мой ведомый перепрыгнул второй "Сейбр", но его самолет начал трясти. , из-за того, что скорость почти достигла 1000 км/ч, и в результате промахнулся. Мы вышли из пикирования и увидели, что внизу осталась только одна Сэйбер – от второй не осталось и следа. Вскоре наземный контроль подтвердил нам, что он упал.

[12]

Его победа, вероятно, была подтверждена перехватом американского радиодиалога: F-86A Bu.No 49-1130 Томаса К. Хэнсона ( 336-й FIS , убит), хотя в записях ВВС США этот самолет указан как потерянный в результате аварии вскоре после взятия. выключенный. [13]

Битва Титанов

[ редактировать ]

17 июня 1951 года Крамаренко и шесть его ведомых чуть не попали в американскую засаду, когда они вступили в бой с восемью «Сейбрами», которые служили приманкой для еще трех F-86, ожидавших в засаде и готовых атаковать сверху. Далее следует рассказ Крамаренко о дуэли, которую он провел против американского аса Второй мировой войны:

«Тогда «Сейбры» перешли к другой тактике. Отдельные пары их наиболее опытных пилотов сидели в стороне, а при завязывании боя набрасывались на идущие за ними самолеты нашей группы и часто сбивали их. [...]

Моё звено летело на усиление ударной группы в ведущем бою. Когда мы подошли к месту боя, противник уже заканчивал отход за море. У нашей стороны тоже заканчивалось топливо, и они направлялись домой. Подойдя туда, мы увидели восьмерку «Сейбров», идущую прямо на нас на той же высоте. Недолго думая, я дал команду «Атаковать их» и развернулся почти под 90-градусным креном, чтобы оказаться в 600 метрах позади этой группы. Как только я поймал лидера в поле зрения и дал ему очередь, у меня появилось ощущение, что что-то находится позади меня. Это ощущение заставило меня повернуть направо и оглянуться назад, а что это было, я до сих пор не знаю. Возможно, я что-то видел. Но как бы необъяснимо это ни было, теперь менее чем в 100 метрах позади себя я увидел огромный нос «Сейбра» и выстрелы и трассеры шести пулеметов, стреляющих в меня. Недолго думая, в течение нескольких сотых секунды я среагировал автоматически, и мой МиГ на мгновение сделал полуразворот, уйдя в пикирование. Во время пикирования я оглянулся и увидел прямо за мной в пикировании группу из трёх Сейбров.[...]

Я мог бы начать пикирование, но мне сказали, что «Сейбр» тяжелее МиГа, поэтому он должен пикировать лучше. Из-за этого нырять было невозможно. Затем я увидел прямо перед собой скопление спасительных облаков. Моим единственным выбором было направить свой самолет к одному из них. Оказавшись внутри облака, я сделал очень резкий поворот на 90° влево, вышел из облаков и выполнил поворот направо. Я предполагал, что ведущий Сэйбер подумает, что мой МиГ сразу после выхода из облака продолжает пикировать. И это именно то, что произошло. Теперь подо мной стояли три Сейбра, которые искали меня внизу. Не теряя ни секунды, я перепрыгнул их. Я поменял рассудок. Теперь настала моя очередь атаковать.Но каким-то образом они меня заметили и сразу разделились: ведомые выполнили пикирующий разворот влево, а ведущий - наборный правый. Эта тактика позволила им нейтрализовать мою атаку и превратить меня в свою добычу: это была ловушка. На кого бы я ни напал, мне придется повернуть хвост к остальным, и тогда они попадут под обстрел. Что мне оставалось делать? Я мог бы подняться и дать бой, но мне не хотелось попадать в эту интересную и выгодную ситуацию: если ты собираешься сражаться с сильными пилотами, с командиром звена «Сейбр», то тебе лучше оказаться в более выгодной позиции.

Правда, их было 3, но для меня это не имело значения: я был очень уверен в своих силах и своем МиГе. Но теперь мне нужно быстро решить, на кого мне нападать. Должен ли я атаковать пикирующую пару или поднимающуюся Сэйбер? Если бы я прыгнул на первых, последний нырнул бы за мной и сбил бы меня. Вот почему я выбираю более поздний вариант, потому что он был ближе и поворачивал вправо. Итак, я нырнул и вскоре оказался за его спиной, прицелился и на расстоянии около 600 метров открыл огонь. Замедлить ход и сдержать огонь до тех пор, пока не подойду ближе, было невозможно, потому что два оставшихся «Сэйбра» могли меня догнать. Мои снаряды попали в «Саблю». Видимо, часть снарядов должна была попасть в него вплотную к двигателю, потому что самолет начал оставлять за собой след темно-серого дыма. «Сэйбр» начал снижаться, а затем вошел в крутое пикирование.

Я не мог видеть всего падения, потому что, оглянувшись назад, увидел пару Сэйбров на 500 метрах. Еще немного, и оба откроют огонь из своих 12,7-мм (0,50") пулеметов.Очевидно, именно тогда я допустил ошибку. Мне следовало увеличить угол набора высоты и перетащить «Сейбры» на большую высоту, где у МиГов было преимущество. Но к такому выводу я пришел лишь много времени спустя. В это время я изменил курс, пролетел над «Сейбрами» и, слегка пикируя, повел свой самолет к небольшой группе облаков. Там я повернул направо и пошел, выбрался из них, начал «Боевой разворот» влево, но не нашел «Сэйбрз» внизу, где я и ожидал, но сзади слева от меня. [...]

Я бросил самолет в пикирование, но вместо резкого подъема в набор высоты начал медленно перекатывать самолет в плоское пикирование. «Сэйбрз», не ожидавшие этого, остались на высоте, далеко вверху и позади.

Я нырнул вправо в сторону гидроэлектростанции над рекой Ялу (эта станция в российской картографии обозначена как Супхунская ГЭС, а в американской — как Суйхо-Плотина/Водохранилище – Прим. авторов). Это огромное водохранилище имело плотину высотой 300 метров и электростанцию, которая обеспечивала энергией не только половину Кореи, но и весь северо-восток Китая. Именно это было главной целью, которую мы должны были защитить. Кроме нас, их оборону составляла дюжина зенитных батарей, имевших приказ стрелять по любому самолету, приближающемуся к плотине.

У меня была надежда, что артиллеристы этих батарей помогут мне вытащить эти «Сейбры» из моего хвоста. Так и произошло: артиллеристы выполнили приказ открыть огонь по любому нарушителю, и передо мной появилось темное облако, вызванное детонацией зенитных снарядов. Я не хотел уклоняться от этого облака, потому что Сейбры сократили бы дистанцию ​​и сбили бы меня. В тот момент я предпочел в конечном итоге умереть от рук своих товарищей-артиллеристов, а не от пуль «Сейбров», поэтому направился к самому центру облака. Самолет врезался в облако. Оказавшись внутри и подальше от разрывов снарядов, я сразу же раскачал самолет из стороны в сторону, вверх и вниз. Схватив палку, я потянул ее обратно. В результате крылья немного затрепетали.

Но по прошествии нескольких десятков секунд я внезапно снова оказался на солнце. Самолет прорвался сквозь черное облако. Позади и подо мной были плотина и водохранилище. Слева я мог видеть уходящие Сейбры, потерявшие меня в облаке и, возможно, полагавшие, что я мертв. Следовать за мной оказалось бесполезно, море было рядом, и не хотелось новой битвы, хотя я был близок к тому, чтобы потерять сознание от стресса. Чтобы не потерять сознание, я сосредоточил свое внимание перед собой и пережал артерии на шее, так как не хотел, чтобы кровь уходила из головы. Пилотам «Сэйбра» было гораздо легче перенести этот стресс – у них был специальный противоперегрузочный костюм, который, чувствуя повышенное напряжение на пилоте, наполнялся воздухом и, крепко обхватывая его, не давал крови выйти из головы. До этого нашим конструкторам даже в голову не пришла такая идея.

Я пару раз облетел аэродром, приземлился и затем, подруливая к трибуне, увидел своих ведомых. Они, потеряв меня при крутом повороте, продолжали идти за восьмеркой «Сейбров», но, дойдя до береговой линии, вынуждены были повернуть назад, искали меня и, не найдя, вернулись на аэродром.

Последующее изучение записи с камеры моего оружия показало хорошие попадания в «Сейбр». Наземное командование доложило, где он упал». [14]

Сбитый Крамаренко "Сейбр" - это F-86A BuNo 49-1281 подполковника. Гленн Т. Иглстон ( командир 4-го ФПГ , знаменитый ас Второй мировой войны с 18,5 убитыми Люфтваффе на P-51 Mustang и двумя победами над МиГами в Корее), который приземлился на своем самолете на авиабазе Кимпо в Южной Корее. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту и был списан. [15] Лидер двух «Сейбров», пришедших на помощь Иглстону, также был выдающимся боевым пилотом: подполковник. Брюс Хинтон, первый пилот Sabre, сбивший МиГ 17 декабря 1950 года.

Герой Советского Союза

[ редактировать ]

324-я истребительная авиационная дивизия вела бои без передышки с апреля. В августе им разрешили отдохнуть в течение месяца. Когда отряд вернулся в бой, Крамаренко вскоре одержал новые победы:

  • 12 сентября 1951 г.: ему приписывают убийство F-80. [16] F -84E BuNo 49-2399 капитана Чепмена ( 136-й FBW ), катапультировавшийся над Корейским заливом . [17]
  • 22 сентября 1951 г.: он забрал Сэйбр. На самом деле он серьезно повредил F-86A BuNo 49-1158 (4-й FIW), но этот самолет уцелел и его можно было спасти. [17]
  • 30 октября 1951 г.: заявлен еще один самолет - F-84E BuNo 51-615 из 49-го FBW (безымянный летчик был спасен).

Предполагалось, что Крамаренко будет награжден орденом «Золотая звезда» , присвоенному званию Героя Советского Союза ( Героя Советского Союза ). Окончательно этой наградой он был награжден 10 ноября 1951 года Председателем Президиума Верховного Совета СССР Николаем Шверником . Вернувшись в небо над Кореей, Крамаренко продолжил одерживать победы:

  • 1 декабря 1951 года: он забрал два Gloster Meteors из 77-й эскадрильи RAAF , серьезно поврежденный Meteor F.8 S/N A77-559 летного сержанта Билла Миддлмисса и сбитый Meteor F.8 S/N A77-251. пилота-офицера Вэнса Драммонда RAAF, который выпрыгнул с парашютом и попал в плен. [18] Он также мог в тот день сбить еще один истребитель. Он двинулся позади и в пределах досягаемости третьего «Метеора», пилот которого совершенно не подозревал о его присутствии. Но в этот момент Крамаренко проявил свою человечность: он почувствовал, что воздушный бой уже окончен, он и его команда победили, и он почувствовал, что в этот день нет необходимости проливать больше крови. В результате он приказал своему ведомому Икару Гулому выйти из боя и оставить неизвестного австралийского летчика в покое. [19]
  • 12 января 1952 года: ему приписывают два сбитых F-86 в двух отдельных боях. Первая заявка совпадает с проигранным самолетом США - F-86E BuNo 50-615 Пола Дж. Риджуэя ( 334-й FIS ), хотя в отчетах ВВС США это объясняется «отказом двигателя». [17]
  • 16 января 1952 года: Крамаренко одержал свою последнюю подтвержденную победу над Тейджу, F-86, который затем разбился недалеко от деревни Ун-Денри. [20] Крамаренко вспоминал об этой победе:

«После взлета и набора высоты мы увидели, что все небо было заполнено движущимися точками. Мы сбросили танки, нажали на газ, и наши МиГи пошли в бой. Сразу полк распался на несколько групп и пар. Я и моя шестерка были следуя за звеном командира группы, атаковавшим группу «Сейбров», летевших пересекающимся курсом снизу «Сейбров», в этот момент его группа оказалась под атакой звена «Сейбров», я дал команду своему ведомому отразить атаку, и. мы приступили к прорыву их звена. Длинная очередь перед «Сейбрами» заставила их прервать атаку и уйти. Я дал команду Лазутину идти за ними, а я и мой ведомый повернулись за командиром группы. который открыл огонь при приближении к «Сейбрам», но они сделали резкий маневр, чтобы уклониться от его огня, и разделились. начали преследовать обе группы парами. В этот момент на его пару сверху подпрыгнула пара Сейбров, которые буквально выскочили метрах в 300-400 от меня. Я немедленно подошел, чтобы напасть им на хвост. «Сэйбрз» перевернулись и пошли в пике. Я приказал Гоголеву, моему третьему командиру пары: «Прикрывать командира» и попытался пойти за «Сэйбрами». Я видел, что «Сэйбры» держат пикирование под углом около 60 градусов — я прицелился в них и тут же дал очередь одному из них. Я видел, как снаряды взорвались в районе кабины, а внутри кабины теперь был отчетливо виден черный дым; Угол пикирования «Сейбра» увеличился, и он продолжил движение вниз. В этот момент мне позвонил Гулый: -Кручусь! Я оглянулся и увидел, что его самолет почти перевернулся. Я дал команду: - Нажмите на воздушные тормоза! Вытащи! Я видел, как Гулый вышел из перевернутого положения, затем мы вошли в пикирование, снова набрали высоту и вернулись домой. [...]

Пятьдесят лет спустя специальная группа, занимавшаяся поиском пропавших без вести американских летчиков, спросила меня, катапультировался ли пилот сбитого мной «Сэйбра». Я мог только повторить то, что написал выше». [21]

ВВС США не сообщили о потерях Сэйбра в этот день, но тот факт, что Совместная американо-российская комиссия по делам военнопленных и МВД взяла у него интервью в 2002 году в поисках подробностей об этом убийстве, указывает на то, что эта победа неофициально признана американцами. {КОРВАЛЬД показывает потерю F-80C с пилотом МВД [22] }

17 января 1952 года Крамаренко совершил свой последний боевой вылет в Корее. Во время него он повредил F-86, но был не только сбит сам, но и обстрелян летчиком Sabre, когда он беззащитно висел на парашюте. Сам он описывает события:

«17 января был для меня тяжелым днем. Радиолокационная станция зафиксировала приближение группы штурмовиков, направлявшихся в Анджу. Наш полк был отправлен им дать отпор. Прибыв в район боевых действий, мы только что заметили последнюю группу «Тандерджетов», скользящую над облаками к югу от нас. Вишняков пошел за ними, но мы не смогли атаковать, так как «Тандерджеты» ушли в облако и мы оказались над береговой линией. Не видя обычного эскорта «Сейбров», мы свернули налево, начали подъем по горизонтали и только развернулись, когда я заметил две группы «Сейбров», ныряющих вниз, чтобы атаковать Вишнякова. Мы вели бой в самых неблагоприятных условиях, но тем не менее отбили первую атаку «Сейбров» и маневром поднялись обратно примерно до 9000 метров. В этот момент появилась еще одна группа «Сейбров» и двинулась вниз, чтобы атаковать группу командира полка сверху. Что касается меня, так как из-за набора высоты я практически не имел скорости, мне удалось увеличить угол набора высоты и на высоте 600 метров я открыл огонь по лидеру группы «Сейбр». Его самолет пробежал по моим трассерам, и я увидел на нем несколько взрывов. Он увеличил пикирование и угол и направился вниз. Обернувшись, я увидел, что мою группу тоже атакует сверху группа Сейбров. Я дал команду: «Всем ломаться!» и мы повернули под «Сейбры», но теперь я увидел, что моего заднего ведомого, старшего лейтенанта Вороного, обстреливают две «Сейбры». Вороной резко нырнул и направился вниз. Я вернулся в бой. В этот момент моя третья пара подверглась атаке двух спустившихся сверху «Сейбров», которые, открыв огонь, прорвались сквозь них и направились прямо надо мной. Я последовал за ними, стреляя по ведомому. Он, очевидно поврежденный, развернулся и накренился в пике. Я не смог пойти за поврежденным самолетом, так как внезапно почувствовал резкий удар и самолет вокруг меня начал быстро вращаться. Я сильно ударил по левому рулю направления, но органы управления не отреагировали. Это было так внезапно, что одно крыло внезапно отломилось. Я принял решение спастись из неуправляемого самолета, поскольку он теперь находился в вертикальном штопоре вниз. С большим трудом – поскольку меня врезало в левый борт самолета – мне удалось ухватиться за рычаг управления катапультным креслом и потянуть его. Резкий удар на мгновение придавил мне глаза, так что я понятия не имею, как я вылетел из самолета. Вернувшись к жизни, я падал вместе с сиденьем, я расстегнул ремни безопасности и вылетел из сиденья ногами. Я видел, что облака подо мной быстро поднимались, поэтому я потянул за кольцо парашюта, и после того, как я дернул его, купол раскрылся. Я резко остановился и теперь плыл под парашютом. Надо мной было голубое небо, подо мной облака. Они находились примерно на 800 метров ниже. Я оглянулся и увидел, как на меня очень быстро приближается Сэйбер. Он шел еще несколько секунд, и вдруг я увидел дым и трассеры, которыми он стрелял из своих шести пулеметов. Смерть приближалась ко мне, и все, что мне оставалось, это ждать, пока она придет за мной. К счастью, «Сейбр» находился метрах в 800-1000, а трассеры пролетали подо мной на десятки метров. Но за эти несколько секунд трассеры начали приближаться к моим ногам и остановились всего в нескольких метрах. Возможно, в последнюю секунду я смог подтянуть ноги вверх в тот момент, когда почувствовал, что пули вот-вот ударят меня по ногам. Но именно в этот момент трассеры остановились. Берег Сейбра я отчетливо увидел вдали, когда находился в 500 метрах, и, пройдя примерно в 50 метрах от меня, сделал быстрый поворот. Когда он проходил мимо, меня затошнило от выхлопа его реактивной струи. Я увидел, как Сэйбер сделал еще один поворот и вернулся, чтобы снова атаковать меня. Сейчас я понимал, что он хотел отомстить за смерть своего лидера, но тогда мне не хотелось об этом думать, поэтому молча ждал конца. Во второй раз, подумал я, он не промахнется. Я посмотрел вниз. Облако теперь было намного ближе – возможно, на расстоянии 50–100 метров. Я подумал: «Что будет раньше – я уйду в облако или его трассеры попадут в меня?» Если «Сэйбр» откроет огонь, он не промахнется. Но когда «Сейбр» приблизился на 800 метров и от него полетели новые трассеры, я ткнулся в облако. Сразу стало совсем темно, влажно, но было прекрасное ощущение, что я в безопасности, поскольку он меня не видел, а я не видел приближающегося Сэйбера и его трассеров». [23]

Крамаренко благополучно приземлился, был найден жителем северокорейской деревни, который заботился о нем, пока его не нашла поисковая группа и не вернула в Антун. [24] Атакованным Крамаренко «Сейбром» был F-86E BuNo 50-636 майора Джорджа В. Вендлинга ( 16-й FIS ), получивший в тот день «серьёзные повреждения». [25] Почти наверняка пилотом, сбившим и стрелявшим в советского аса, был майор Уильям Ф. Шеффер из 16-го FIS, 51-го FIW. [26]

Решением Генерального штаба Вооруженных Сил СССР 303-я и 324-я истребительная авиационная дивизия ВВС были заменены дивизиями ПВО, 97-й и 190-й истребительной авиадивизией. Итак, 31 января 324-я истребительная авиадивизия прекратила боевые действия в Корее и 176-й гвардейский истребительный авиационный полк (и Крамаренко вместе с ним) вернулся в Советский Союз.

Зачисленные победы

[ редактировать ]

На Восточном фронте (Вторая мировая война) Сергей Крамаренко одержал две индивидуальные победы и еще 10 групповых (общих) побед плюс воздушный шар. Во время Корейской войны он совершил 104 боевых вылета, 42 раза вступал в бой с самолетами ООН и официально одержал 13 побед. После сопоставления его заслуженных побед с потерями Германии и США создается впечатление, что на самом деле он сбил один немецкий военный самолет во время Второй мировой войны и одержал как минимум восемь или девять побед в Корее, помимо серьезного повреждения еще трех самолетов ООН.

Дата (дд.мм.гггг) Единица Самолет летал Вражеский самолет Пилот и судьба Подразделение, ВС
23 февраля 1943 г. 523-й истребительный авиационный полк Ла-5 «Красный 34» Fw 190A-3 WkNr 2265 Карл Стадек (KIA) 2./JG 51, ВВС
16 апреля 1945 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк Ла-7 «Красный 27» FW 190 -- ВВС (**)
12 апреля 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15 «Красный 729» F-80C Буно? АБ Суонсон (*) 18 ABG, ВВС США
2 июня 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» F-86А БуНо 49-1130 Томас К. Хэнсон (КИА) (*) 336 FIS, ВВС США
17 июня 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» F-86А БуНо 49-1281 Гленн Т. Иглстон 4 ФИВ, ВВС США
23 июня 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» Ф-86 -- {***} ВВС США (**)
11 июля 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» Ф-86А БуНо 48-297 Конрад Аллард (KIA) (*) 335 FIS, ВВС США
29 июля 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» F-86А БуНо 49-1098 ? {Пилот катапультировался в 6 милях (9,7 км) к северо-востоку от Сувона} 4 ФИВ, ВВС США
12 сентября 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» F-84E БуНо 49-2399 Капитан Чепмен {выпрыгнул с парашютом возле Чо-до, спасен} 136 FBW, ВВС США
22 сентября 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» F-86А БуНо 49-1158 (плотина) ? {КОРВАЛЬД сообщает о повреждении 23 сентября 1951 г.} 4 ФИВ, ВВС США
30 октября 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 721» F-84E БуНо 51-615 ? {Самолет, сильно поврежденный МиГ Сунан, совершил аварийную посадку} 49 FBW, ВВС США
1 декабря 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 684» Метеор F.8 серийный номер A77-559 (плотина) **** Без Билла Миддлмисса (вынужден вернуться в Кимпо, но приземлился) № 77-й эскадрильи RAAF
1 декабря 1951 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 684» Метеор F.8 серийный номер A77-251 **** Пилот Вэнс Драммонд (катапультирован; военнопленный) [27] № 77-й эскадрильи RAAF
12 января 1952 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 684» F-86E БуНо 50-615 Пол Дж. Риджуэй (*) 334 FIS, ВВС США
12 января 1952 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 684» Ф-86 -- ВВС США (**)
16 января 1952 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 684» F-86 Буно? { F-80C БуНо 49-1880} ? - пилот МВД {возможно, первый лейтенант Р.Л. МакНалти - МВД} 80 БТР-Бдмр ВВС США
17 января 1952 г. 176-й гвардейский истребительный авиационный полк МиГ-15бис «Красный 684» F-86E BuNo 50-636 (плотина) George V. Wendling 16 ФИС, ВВС США

(*) = Потери, не зачисленные в отчеты США в результате действий МиГ-15. КОРВАЛЬД указывает дату гибели капитана А.Б. Свонсона 13 апреля 1951 года, и что он был поражен зенитной артиллерией, успешно спасся и был спасен. Там же указана дата гибели лейтенанта Томаса К. Хэнсона: 5 июня 1951 г. он разбился при взлете в 5 милях (8,0 км) от конца взлетно-посадочной полосы Suwon K-13 после сброса топливных баков; В том же списке капитан Риджуэй погиб 13 января 1952 года. Причина ущерба указана как «Взрыв двигателя, авария» и «Взрыв в отсеке двигателя»; {Пилот} успешно катапультировался в 6 милях (9,7 км) к северу от К-14 и был спасен.

(**) = Добросовестное превышение суммы.

(***)= КОРВАЛЬД сообщает только об одном F-86, потерянном в период с 21 июня 1951 г. по 24 июня 1951 г. - 22 июня 1951 г. был сбит F-86A 49-1276 из 4-го Ftr-Int Gp/336th Ftr-Int Sq. от МИГа на 645L. Пилот 1-й лейтенант Говард П. Миллер остается найденным в ходе операции "Слава ". [28] Точно так же КОРВАЛЬД сообщает, что 24 июня 1951 года F-80C из 49-й стрелковой дивизии и 8-й эскадрильи Ftr-Bmdr - группы из 4 F-80 атакован 12 МиГ-15 и сбит МиГами над Чонсодаэ (Сончон); 1-й лейтенант Эрнест Даннинг-младший захвачен и вернулся во время операции «Большой переключатель». [29]

(****)= Возможно добросовестное преувеличение. Летчики 176-го гвардейского истребительного авиационного полка заявили, что 1 декабря 1950 года было уничтожено девять «Метеоров», хотя на самом деле только три были потеряны 77-й эскадрильей RAAF. [30]

Послевоенный

[ редактировать ]

После возвращения в Советский Союз он учился в Военно-воздушной академии, которую окончил в 1954 году. Примерно в это же время в Москве он познакомился со студенткой-художницей - Юлей Алексеевной. Вскоре они начали встречаться и вместе ходить в Большой театр и другие. В 1956 году он получил свою первую командную должность в должности заместителя командира полка, дислоцированного в Мачулищах, Белоруссия. В 1957 году он сделал Юле предложение выйти замуж, и она согласилась. Уже будучи женатым, Крамаренко в том же году получил второе командное назначение – 167-й истребительный авиационный полк в Грузии. Вскоре последовали другие заказы по всему Советскому Союзу, а также он был благословлен рождением сына Александра и дочери Надежды.

В 1970 году он получил новое назначение, на этот раз на зарубежной территории: ВВС Ирака закупили новенькие МиГ-21, а Крамаренко помогал иракским летчикам и офицерам учиться управлять советскими самолетами и обучал их тактике. Аналогичная обязанность последовала в Алжире в середине 1970-х годов. Наконец, уже будучи генерал-майором ВВС, Крамаренко вышел в отставку в 1977 году.

В 1981 году Крамаренко стал вице-президентом Российской ассоциации героев (Российской ассоциации героев, Ассоциации ветеранов войны, названной так потому, что многие ее члены — Герои Советского Союза ) . В 2006 году он опубликовал свою автобиографию под названием « Против «мессеров» и «сейбров» , или «Против мессеров и сабель». В 2008 году она была переведена на английский язык как «Красные ВВС на войне: воздушные бои на Восточном фронте ». и Корея» . Его жена Юлия умерла в 2019 году. Последние годы Сергей Крамаренко прожил в своей квартире в Москве . [31] Он умер 21 мая 2020 года в возрасте 97 лет по причине болезни. Похоронен рядом с женой на Троекуровском кладбище в Москве. [32] [33]

СССР и Россия
Иностранный
  1. ^ Крамаренко 2006 , с. 1-20.
  2. ^ Крамаренко 2006 , с. 42-44.
  3. Сергей Макарович Крамаренко и Милош Седиви, «Охотник», Свет Кридель, Прага, 2008 г.
  4. ^ Крамаренко 2006 , с. 65-71.
  5. ^ Крамаренко 2006 , с. 85-122.
  6. ^ Перейти обратно: а б Сергей Макарович Крамаренко и Милош Седиви, «Ловец», Свет Кридель, Прага, 2008 г.
  7. ^ Крамаренко 2006 , с. 154.
  8. ^ Крамаренко 2006 , с. 158.
  9. ^ Леонид Крылов и Юрий Тепсуркаев, «Советские МиГ-15 асы Корейской войны», Глава 2, Osprey Publishing Ltd., 2008 г.
  10. ^ Крамаренко 2006 , с. 164.
  11. ^ Igor Seydov and German Askold, "Krasnye Dyavoly na 38-y Paralleli
  12. ^ Крамаренко 2006 , с. 183.
  13. ^ Сергей Макарович Крамаренко и Милош Седиви, «Ловец», Свет Кридел, Прага, 2008 г. и КОРВАЛЬД
  14. ^ Крамаренко 2006 , с. 184-190.
  15. ^ Уоррен Э. Томпсон и Дэвид Р. Макларен, «Аллея МиГ, Сабли против МиГов над Кореей», Приложение B, стр. 172, Specialty Press, 2002 г. - указанная дата, 25 июня 1951 г., неверна. Брюс Хинтон указывает фактическую дату битвы - 17 июня 1951 года - в Ларри Дэвисе, «4-й истребительный авиаполк в Корейской войне», глава 4, стр. 59-61, Schiffer Military History, 2001.
  16. ^ Igor Seydov and Askold German, "Krasnye Dyavoly na 38-y Paralleli", EKSMO, Moscow, 1998
  17. ^ Перейти обратно: а б с КОРВАЛЬД
  18. Сергей Крамаренко и Милош Седиви, «Охотник», Свет Кридель, Прага, 2008 г.
  19. ^ Крамаренко 2006 , с. 195-198.
  20. ^ TsAMO RF 176th GIAP ‘Zhurnal uchyota boevykh vyletov’ za period s 23.12.1951–30 January 1952, Opus 539889s, delo 5, p.15-19; and Russian Claims of the Korean War Archived 1 November 2006 at the Wayback Machine
  21. ^ Крамаренко 2006 , с. 202-203.
  22. ^ КОРВАЛЬД
  23. ^ Крамаренко 2006 , с. 206-208.
  24. ^ Крамаренко 2006 , с. 210-212.
  25. ^ Томпсон и Макларен 2002 , с. 166.
  26. ^ Томпсон и Макларен 2002 , с. 176.
  27. Драммонд, ранее сержант, был принят в строй за день до того, как его сбили. Деннис Ньютон, «Драммонд, Вэнс (1927–1967) Австралийский биографический словарь (28 августа 2016 г.)
  28. КОРВАЛЬД. Архивировано 7 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
  29. ^ КОРВАЛЬД
  30. ^ Херст, Дуг (2008). Немногие забытые: 77-я эскадрилья RAAF в Корее . Воронье гнездо: Аллен и Анвинпп. 171–172 и; Крылов Леонид и Тепсуркаев Юрий (2008). Советские МиГ-15-ас Корейской войны . Оксфорд: Osprey Publishing, стр. 48–49.
  31. ^ Крамаренко 2006 , с. 220-340.
  32. ^ "Умер летчик-ас двух войн Сергей Крамаренко" . rg.ru . 21 May 2020 . Retrieved 7 October 2022 .
  33. ^ "«ОФИЦЕРЫ РОССИИ» ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ОТКРЫТИИ ПАМЯТНИКА ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СЕРГЕЮ КРАМАРЕНКО" . oficery.ru . 11 April 2022 . Retrieved 7 October 2022 .
  34. ^ Сеидов 2016 , с. 99.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6725b99580b73d0b440f026ebe79beb3__1709208000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/b3/6725b99580b73d0b440f026ebe79beb3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sergey Kramarenko (pilot) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)