Иван Киреевский
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |
Иван Васильевич Киреевский (русский: Ива́н Васи́льевич Кире́евский ; 3 апреля [ OS 22 марта] 1806 - 23 июня [ OS 11 июня] 1856) был русским литературным критиком и философом, который вместе с Алексеем Хомяковым считается соучредителем славянофильское движение .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Иван Киреевский и его брат Петр родились в интеллигентной дворянской семье со значительным достатком. Их отец был известен своей настолько страстной ненавистью к французскому атеизму, что сжигал груды книг Вольтера , приобретенных специально для этой цели. [1] Он заразился смертельным тифом , когда лечил раненых солдат во время французского вторжения в Россию . На момент смерти мальчику было всего шесть лет; его воспитывали дядя по материнской линии Василий Жуковский и мать Авдотья Елагина , ставшая впоследствии влиятельной дамой с блестящим салоном в Москве. Она выразила неприязнь к Петру Великому за его обращение с его женой Евдокией и семьей Лопухиных, с которыми она была родственницей. Отвращение отца к французской культуре и недоверие матери к послепетровскому чиновничеству, возможно, сформировали взгляды Киреевского на Россию и ее историю.
С 1821 года Киреевский посещал Московский университет , где увлекся современной немецкой философией и примкнул к кружку «Любомудрых» , возглавляемому Дмитрием Веневитиновым и Владимиром Одоевским . Особое впечатление на него произвело учение Шеллинга , представление которого о мире как живом организме созвучно с сильной неприязнью Киреевского к европейскому рационализму и фрагментарности. Оригинальные литературные произведения Киреевского не дают ему места в истории русской литературы , но определенную известность он приобрел благодаря публикации проницательных анализов современных авторов. Его обзор поэзии Пушкина 1828 года , написанный пурпурной прозой и озаглавленный «Некоторые наблюдения о характере пушкинской поэзии», содержал первую глубокую оценку Евгения Онегина . Позже Киреевский обменивался письмами с Пушкиным и публиковал свои произведения в недолговечном журнале «Европейец » .
Получив отказ от двоюродного брата, Киреевский отправился в Европу, где посещал лекции Шеллинга, Шлейермахера , Гегеля и Мишле . Во время своих путешествий он осознал гнилые устои западного общества, основанного на индивидуализме , которому он позже противопоставил целостность ( соборность ). [2] российского общества. Вернувшись в 1832 году в Москву, он «объединил всю литературную аристократию» (по словам Погодина ) под эгидой «Европеца». Журнал был запрещен после двух номеров, но не раньше, чем Киреевский опубликовал свою большую статью «Девятнадцатый век» — свою первую развернутую критику западной философии и ценностей.
Провал "Европейца" усугубил разочарование Киреевского в российской интеллигенции и элите. Он женился и полностью посвятил себя семейной жизни. Многие критики, начиная с Герцена , были склонны объяснять двенадцатилетний перерыв в литературной карьере Киреевского его обломовской склонностью к нерешительности и бездействию. [3] Действительно, вся его литературная деятельность состоит из дюжины полноценных статей и может быть собрана в одном томе (Полное собрание его произведений 1911 года, включая письма, составляет 600 страниц в двух томах). [4] [5]
Дальнейшая жизнь и идеи
[ редактировать ]Лишь в начале 1840-х годов Киреевский вновь появился на интеллектуальной сцене Москвы и встал на сторону Хомякова в его полемике с Герценом, Тимофеем Грановским и другими молодыми «западниками». Поскольку реакционное правление Николая I не было благоприятно для журналистской деятельности, Хомяков и Киреевский критиковали «одностороннюю, поверхностную, аналитическую рациональность» Запада в салонах и вечерах Москвы. [6]
В своих немногочисленных письменных работах Киреевский противопоставлял философию Платона и отцов греческой церкви (особенно Максима Исповедника ) рационализму Аристотеля и средневековых католических врачей церкви . Он обвинил Аристотеля «в том, что он сформировал сознание Запада в железном литье разумности», которую он определял как робкое благоразумие (в отличие от истинной мудрости) или «стремление к лучшему в кругу обыденности». [7] Учение Гегеля рассматривалось как новейшее проявление аналитического подхода Аристотеля, который отделял разум от души, мысли от (религиозных) чувств.
Киреевский стремился вернуть утраченную целостность Человека в учении восточного православия. Благочестивая жена познакомила его со старцами Оптиной пустыни , которую он часто посещал на склоне лет своей жизни. Хотя Киреевский и не разделял радикального энтузиазма Юрия Самарина в отношении всего допетровского, он превозносил духовные сокровища средневековой России. По его словам, монастыри Древней Руси «излучали единый и гармоничный свет веры и учености» разрозненным славянским племенам и княжествам. Сеть церквей и монастырей настолько густо покрыла Россию, что эти «узы духовной общности» объединили страну в «единый живой организм». [8]
Он умер в возрасте 50 лет во время эпидемии холеры. Брат Петр пережил его на несколько месяцев. Они были похоронены рядом в Оптиной пустыни и стали первыми мирянами, удостоенными такой чести.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Россия и западная цивилизация: культурные и исторические встречи (под редакцией Рассела Бовы). Издательство ME Sharpe, 2003. ISBN 0-7656-0976-2 . Страница 38.
- ↑ Киреевским Определение соборности : «Совокупность всех христиан всех веков, прошлых и настоящих, составляет одно неделимое, вечное живое собрание верующих, скрепленное столь же единством сознания, как и молитвенным общением». Цитата: Ниниан Смарт, Джон Клейтон, Патрик Шерри, Стивен Т. Кац. Религиозная мысль девятнадцатого века на Западе . Издательство Кембриджского университета, 1988. Страница 183.
- ^ Alexei S. Khomiakov, Ivan Kireevskii, Boris Jakim, Robert Bird. On Spiritual Unity . SteinerBooks, 1998. ISBN 0-940262-91-6 . Страница 18.
- ^ Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 1» (1911)
- ^ Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 2» (1911)
- ^ Философское воображение и культурная память . Издательство Университета Дьюка, 1993. ISBN 0-8223-1307-3 . Страница 179.
- ^ Ян Бурума , Авишай Маргалит. Западничество: Запад глазами врагов . Пингвин, 2004. Страница 91.
- ^ Сюзанна Рабоу-Эдлинг. Славянофильская мысль и политика культурного национализма . СУНИ Пресс, 2006. ISBN 0-7914-6693-0 . Страница 90.
- 1806 рождений
- 1856 смертей
- Писатели из Москвы.
- Жители Московского уезда.
- российские литературные критики
- Журналисты из Российской Империи
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- Философы XIX века из Российской империи
- Восточно-православные философы
- славянофилы
- русские националисты
- Журналисты XIX века
- Российские журналисты-мужчины
- Писатели-мужчины XIX века
- Выпускники МГУ