Jump to content

Иван Киреевский

(Перенаправлено с Ивана Киреевского )
Иван Владимирович Киреевский

Иван Васильевич Киреевский (русский: Ива́н Васи́льевич Кире́евский ; 3 апреля [ OS 22 марта] 1806 - 23 июня [ OS 11 июня] 1856) был русским литературным критиком и философом, который вместе с Алексеем Хомяковым считается соучредителем славянофильское движение .

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Иван Киреевский и его брат Петр родились в интеллигентной дворянской семье со значительным достатком. Их отец был известен своей настолько страстной ненавистью к французскому атеизму, что сжигал груды книг Вольтера , приобретенных специально для этой цели. [1] Он заразился смертельным тифом , когда лечил раненых солдат во время французского вторжения в Россию . На момент смерти мальчику было всего шесть лет; его воспитывали дядя по материнской линии Василий Жуковский и мать Авдотья Елагина , ставшая впоследствии влиятельной дамой с блестящим салоном в Москве. Она выразила неприязнь к Петру Великому за его обращение с его женой Евдокией и семьей Лопухиных, с которыми она была родственницей. Отвращение отца к французской культуре и недоверие матери к послепетровскому чиновничеству, возможно, сформировали взгляды Киреевского на Россию и ее историю.

С 1821 года Киреевский посещал Московский университет , где увлекся современной немецкой философией и примкнул к кружку «Любомудрых» , возглавляемому Дмитрием Веневитиновым и Владимиром Одоевским . Особое впечатление на него произвело учение Шеллинга , представление которого о мире как живом организме созвучно с сильной неприязнью Киреевского к европейскому рационализму и фрагментарности. Оригинальные литературные произведения Киреевского не дают ему места в истории русской литературы , но определенную известность он приобрел благодаря публикации проницательных анализов современных авторов. Его обзор поэзии Пушкина 1828 года , написанный пурпурной прозой и озаглавленный «Некоторые наблюдения о характере пушкинской поэзии», содержал первую глубокую оценку Евгения Онегина . Позже Киреевский обменивался письмами с Пушкиным и публиковал свои произведения в недолговечном журнале «Европейец » .

Получив отказ от двоюродного брата, Киреевский отправился в Европу, где посещал лекции Шеллинга, Шлейермахера , Гегеля и Мишле . Во время своих путешествий он осознал гнилые устои западного общества, основанного на индивидуализме , которому он позже противопоставил целостность ( соборность ). [2] российского общества. Вернувшись в 1832 году в Москву, он «объединил всю литературную аристократию» (по словам Погодина ) под эгидой «Европеца». Журнал был запрещен после двух номеров, но не раньше, чем Киреевский опубликовал свою большую статью «Девятнадцатый век» — свою первую развернутую критику западной философии и ценностей.

Провал "Европейца" усугубил разочарование Киреевского в российской интеллигенции и элите. Он женился и полностью посвятил себя семейной жизни. Многие критики, начиная с Герцена , были склонны объяснять двенадцатилетний перерыв в литературной карьере Киреевского его обломовской склонностью к нерешительности и бездействию. [3] Действительно, вся его литературная деятельность состоит из дюжины полноценных статей и может быть собрана в одном томе (Полное собрание его произведений 1911 года, включая письма, составляет 600 страниц в двух томах). [4] [5]

Дальнейшая жизнь и идеи

[ редактировать ]

Лишь в начале 1840-х годов Киреевский вновь появился на интеллектуальной сцене Москвы и встал на сторону Хомякова в его полемике с Герценом, Тимофеем Грановским и другими молодыми «западниками». Поскольку реакционное правление Николая I не было благоприятно для журналистской деятельности, Хомяков и Киреевский критиковали «одностороннюю, поверхностную, аналитическую рациональность» Запада в салонах и вечерах Москвы. [6]

В своих немногочисленных письменных работах Киреевский противопоставлял философию Платона и отцов греческой церкви (особенно Максима Исповедника ) рационализму Аристотеля и средневековых католических врачей церкви . Он обвинил Аристотеля «в том, что он сформировал сознание Запада в железном литье разумности», которую он определял как робкое благоразумие (в отличие от истинной мудрости) или «стремление к лучшему в кругу обыденности». [7] Учение Гегеля рассматривалось как новейшее проявление аналитического подхода Аристотеля, который отделял разум от души, мысли от (религиозных) чувств.

Киреевский стремился вернуть утраченную целостность Человека в учении восточного православия. Благочестивая жена познакомила его со старцами Оптиной пустыни , которую он часто посещал на склоне лет своей жизни. Хотя Киреевский и не разделял радикального энтузиазма Юрия Самарина в отношении всего допетровского, он превозносил духовные сокровища средневековой России. По его словам, монастыри Древней Руси «излучали единый и гармоничный свет веры и учености» разрозненным славянским племенам и княжествам. Сеть церквей и монастырей настолько густо покрыла Россию, что эти «узы духовной общности» объединили страну в «единый живой организм». [8]

Он умер в возрасте 50 лет во время эпидемии холеры. Брат Петр пережил его на несколько месяцев. Они были похоронены рядом в Оптиной пустыни и стали первыми мирянами, удостоенными такой чести.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Россия и западная цивилизация: культурные и исторические встречи (под редакцией Рассела Бовы). Издательство ME Sharpe, 2003. ISBN   0-7656-0976-2 . Страница 38.
  2. Киреевским Определение соборности : «Совокупность всех христиан всех веков, прошлых и настоящих, составляет одно неделимое, вечное живое собрание верующих, скрепленное столь же единством сознания, как и молитвенным общением». Цитата: Ниниан Смарт, Джон Клейтон, Патрик Шерри, Стивен Т. Кац. Религиозная мысль девятнадцатого века на Западе . Издательство Кембриджского университета, 1988. Страница 183.
  3. ^ Alexei S. Khomiakov, Ivan Kireevskii, Boris Jakim, Robert Bird. On Spiritual Unity . SteinerBooks, 1998. ISBN   0-940262-91-6 . Страница 18.
  4. ^ Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 1» (1911)
  5. ^ Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 2» (1911)
  6. ^ Философское воображение и культурная память . Издательство Университета Дьюка, 1993. ISBN   0-8223-1307-3 . Страница 179.
  7. ^ Ян Бурума , Авишай Маргалит. Западничество: Запад глазами врагов . Пингвин, 2004. Страница 91.
  8. ^ Сюзанна Рабоу-Эдлинг. Славянофильская мысль и политика культурного национализма . СУНИ Пресс, 2006. ISBN   0-7914-6693-0 . Страница 90.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d41cc7ee3c301db502cc71c0f452083__1714061760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/83/7d41cc7ee3c301db502cc71c0f452083.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ivan Kireyevsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)