девять дам
![]() Каменный круг Девяти дам | |
Расположение | Стэнтон Мур |
---|---|
Координаты | 53 ° 10'5 ″ с.ш. 1 ° 37'44 ″ з.д. / 53,16806 ° с.ш. 1,62889 ° з.д. |
Тип | Каменный круг |
История | |
Периоды | Бронзовый век |
Девять дам — каменный круг, расположенный на Стэнтон-Мур в Дербишире в английском Восточном Мидлендсе . «Девять дам» — часть традиции строительства каменных кругов, которая распространилась по большей части Британии, Ирландии и Бретани в период позднего неолита и раннего бронзового века , в период между 3300 и 900 годами до нашей эры . Назначение таких памятников неизвестно, хотя археологи предполагают, что камни олицетворяли сверхъестественные существа для строителей кругов.
Каменный круг диаметром 10,8 метра состоит из десяти жерновов , хотя в течение нескольких столетий один из них был похоронен, поэтому создается впечатление, что камней было девять. Неизвестно, был ли десятый частью первоначального доисторического проекта или более поздним дополнением. Земля поднимается по кругу, хотя неясно, было ли это частью преднамеренного земляного навала или непреднамеренным результатом других действий. Возможно, внутри кольца когда-то располагалась то ли яма, то ли стоячий камень, то ли земляной холмик. Единственный монолит, Королевский камень, стоит к юго-западу от круга; неизвестно, было ли это помещено здесь с преднамеренной ссылкой на круг Девяти Дам или их близость случайна.
В XVIII и XIX веках «Девять дам» привлекли внимание таких антикваров , как Хейман Рук и Томас Бейтман . Археологические раскопки проводились в 2000 году. Стена вокруг круга была построена в 19 веке, но снята в 1985 году. С конца 20 века Девять дам считаются священным местом современными языческими группами, которые проводят там ритуалы. С 1999 по 2010 год на территории вокруг этого объекта проводилась кампания «Девять женщин против карьеров», целью которой было предотвратить проведение близлежащих карьерных работ.
Расположение
[ редактировать ]«Девять дам» стоит на северной оконечности Стэнтон-Мур , пустоши в Пик-Дистрикт . [1] Он находится на высоте от 297 до 298 метров внешнего диаметра. [2] Девять дам расположены в 3 ½ милях к юго-востоку от Бейкуэлла . [3] Археолог Обри Берл описал территорию Стэнтон-Мур как «доисторический некрополь с пирамидами из камней, кольцевыми пирамидами из камней, стоячими камнями и каменными кругами». [4] Это в 300 метрах к северу/северо-востоку от Башни Реформ . [5] а к западу от каменного круга находится кладбище из камней из камней, на котором находятся три большие кольцевые пирамиды бронзового века. [6]
Хотя болота в основном представляют собой пустоши, в окрестностях «Девяти дам» преобладают типчаковые травы. [2] На территории расчищен вереск, а березы не могут посягать на сами камни, что улучшает видимость памятника. [7]
Контекст
[ редактировать ]Хотя переход от раннего неолита к позднему неолиту в четвертом и третьем тысячелетии до нашей эры характеризовался значительной экономической и технологической преемственностью, произошли значительные изменения в стиле возводимых памятников, особенно на территории нынешней южной и восточной Англии. [8] К 3000 году до нашей эры длинные курганы , мощеные ограды и курсы , преобладавшие в раннем неолите, больше не строились, а были заменены круглыми памятниками различных типов. [8] К ним относятся земляные изгороди , деревянные круги и каменные круги. [9] Каменные круги существуют в большинстве районов Британии, где камень доступен, за исключением юго-восточного угла острова. [10] Наиболее плотно они сконцентрированы на юго-западе Британии и на северо-восточном Роге Шотландии, недалеко от Абердина . [10] Традиция их строительства, возможно, продолжалась 2400 лет, с 3300 по 900 год до нашей эры, а основной этап строительства происходил между 3000 и 1300 годами до нашей эры. [11]
Эти каменные круги обычно содержат очень мало свидетельств посещения человеком в период сразу после их создания. [12] Историк Рональд Хаттон отметил, что это предполагает, что это не были места, использовавшиеся для ритуалов, оставивших видимые с археологической точки зрения свидетельства, а, возможно, их намеренно оставили как «тихие и пустые памятники». [13] Археолог Майк Паркер Пирсон утверждает, что в неолитической Британии камень ассоциировался с мертвыми, а дерево с живыми. [14] Другие археологи предположили, что камень может символизировать не предков, а других сверхъестественных существ, таких как божества. [13]
В восточной Британии, включая Восточный Мидлендс, каменные круги встречаются гораздо реже, чем на западе острова, возможно, из-за общей нехватки здесь природного камня. Существует много свидетельств существования деревянных кругов и земляных изгородей на востоке, что позволяет предположить, что они могли быть более распространены, чем их каменные аналоги. [15] На территории современного Дербишира известно пять или шесть каменных кругов, хотя остатки многих кольцевых пирамид, доисторических памятников другого стиля, также распространены и могут во многом напоминать каменные кольца. [16] Стилистически те, что встречаются в этом графстве, похожи на те, что встречаются в Йоркшире . [16] В Пик-Дистрикте часто отдавалось предпочтение девяти камням, используемым в круге. [17] Единственные большие каменные круги на пике — это Арбор-Лоу и Арена для быков , оба памятника сочетают в себе каменный круг с земляной изгородью и расположены на слоях песчаника. [17] Есть также несколько каменных кругов поменьше, таких как Кукольный Тор и Девять Камней Клоуз , которые расположены близко к краю известняка. [18]
Проектирование, конструкция и использование
[ редактировать ]
Археологи отнесли появление Девяти дам к эпохе бронзового века. [3] при этом Берл более конкретно предполагает, что он, вероятно, был создан в раннем бронзовом веке. [19] Вполне возможно, что это место претерпело несколько этапов строительства, например, это было земляное сооружение, к которому только позже были добавлены камни. [20]
Каменный круг «Девять дам» имеет диаметр 10,8 метра. [5] и расположен на земле, спускающейся с востока на северо-восток. [21] В отчете 1907 года отмечалось, что в круге было девять камней, все, кроме одного, стояли вертикально. [22] Лежачая десятая была обнаружена в 1977 году. [23] хотя возможно, что он был перенесен откуда-то еще в сравнительно недавний момент истории кружка. [24] Камни изготовлены из жернова . местного [5] разновидность среднезернистого песчаника . [25] Берл охарактеризовал камни как «непримечательные». [4] Они различаются по форме и размеру: некоторые представляют собой «блоки квадратного сечения», а другие представляют собой «продолговатые плиты с длинной осью, выровненной по окружности круга». [25] Камни низкие; самые высокие расположены на северо-восточной стороне и имеют высоту 0,9 м. [5] Раскопки, проведенные в 2000 году, показали, что по крайней мере один из ортостатов был забит в отверстие камнями меньшего размера. [20]
Некоторые археологи, комментировавшие «Девять дам», считали, что, как и в некоторых других памятниках такого типа в Дербишире, каменный круг окружал невысокий берег. [26] Они описали это как наличие входов на северо-восточной и юго-западной сторонах. [27] Согласно отчету, опубликованному в 1980 году, его ширина составляла 3 м, а высота - 0,6 м. [19] Были высказаны различные предположения относительно состава этого банка: некоторые археологи отмечали, что он был сделан из земли, а другие предполагали, что он состоял как из земли, так и из камня. [28] Однако раскопки в восточной части круга в 2000 году не обнаружили никаких доказательств какой-либо преднамеренной насыпи. [29] Вместо этого экскаваторы установили, что появление насыпи было вызвано тем, что нетронутая недра осталась на месте вокруг камней снаружи, а изнутри была удалена. Это привело их к предположению, что изначально это место имело «вогнутую» форму, «с почвой, вылепленной как внутри, так и снаружи, чтобы оставить приподнятый край». [30] Это создавало бы впечатление, напоминающее курган у пруда . [20]

Записи конца 18 века предполагают наличие особенности в центре круга. В своем наброске этого места 1780 года антиквар Хейман Рук изобразил нечто похожее на впадину в центре кольца; Затем это было преувеличено в акварельной картине, основанной на его первоначальном эскизе. Однако в 1782 году он написал, что в центре находился камень, который он изобразил на иллюстрации «Девять дам», нарисованной в 1793 году. Эти конкурирующие утверждения затрудняют определение того, что на самом деле существовало в середине кольца в конце XVIII века. век; возможно, Рук вообразил, что когда-то в углублении стоял камень, и поэтому утверждал, что он все еще стоит. [31] Альтернативная версия состоит в том, что когда-то в центре был камень, который был перемещен, поскольку это был камень, обнаруженный в 1977 году. [31] В XIX и начале XX века некоторые комментаторы полагали, что внутри круга существовали свидетельства существования земляного холма, что затем было включено в иллюстрации памятника, хотя другие наблюдатели просто заявляли, что земля здесь неровная. [32] К началу 21 века все свидетельства существования внутреннего кургана исчезли. [33] Вполне возможно, что эта потеря частично произошла из-за того, что в нем копались люди. [19] Основываясь на утверждениях о кургане, Берл предположил, что внутри круга когда-то стоял курган, в котором были похоронены человеческие останки. [3]
В 40 метрах к западу/юго-западу от круга находится монолит (стоячий камень), известный как Королевский камень. [34] Продолговатой формы, [35] Берл описал его как «похожий на плиту». [4] В общей сложности его длина составляет 1,22 м, ширина — 0,60 м, толщина — от 0,29 до 0,38 м; [36] над уровнем земли видно примерно 58 см его длины. [4] Как и другие камни в Nine Ladies, он сделан из жернова. [4] Он вдается в землю под углом, сильно наклоняясь на юго-восток. [35] Возможно, что этот камень когда-то был частью аллеи, соединявшейся с каменным кругом. [37] хотя раскопки вокруг него в 2000 году не обнаружили никаких доказательств того, что в непосредственной близости стояли какие-либо другие камни. [38] Королевский камень, возможно, не является доисторическим объектом. [36] и нет никаких определенных доказательств того, что он когда-либо был задуман как связанный каким-либо образом с кружком Девяти Дам. [38] Королевский камень исцарапан граффити; [39] на нем выгравировано имя «Билл Стампс», а также крест и ноль, очевидно, вырезанные в 19 веке. [40] Билл Стампс — это имя мошенника из Чарльза Диккенса романа «Записки Пиквикского клуба» , и вполне возможно, что граффити намеренно ссылается на него. Одним из возможных виновников граффити является Эдвард Симпсон , продавец поддельных антиквариата, который часто останавливался неподалеку. [41]
Современная история
[ редактировать ]Название места «Девять дам» отражает более широкую тенденцию в британском фольклоре идентифицировать такие камни как женщин, явление, которое также можно наблюдать в местах под названием «Девять девушек» в Девоне и Корнуолле . [42]
18-20 веков
[ редактировать ]
Антиквар Хейман Рук отметил существование Девяти дам, которых он считал «храмом друидов», в статье 1782 года о наследии Стэнтона Мура, опубликованной в журнале «Археология» . [43] Идея о том, что доисторические памятники Британии были построены друидами , специалистами по ритуалам, присутствовавшими в некоторых частях Западной Европы железного века , получила широкую поддержку среди антикваров на протяжении 17 и 18 веков и была принята такими влиятельными писателями, как как Джон Обри и Уильям Стьюкли . [44] Эту идею повторил антиквар Томас Бейтман в своей книге 1848 года «Остатки древностей Дербишира» , где он описал Девять дам как «друидический круг». [45] Он включил иллюстрацию памятника, на которой был украшен окружающий пейзаж. [46]
В 1883 году археолог Огастес Питт-Риверс посетил «Девять дам», сделал их запись и измерил размеры большинства камней. [47] Он записал свое убеждение в том, что центр круга был вырыт. [24] Девять дам были среди 28 архетипических памятников в Англии и Уэльсе, включенных в список Питт-Риверса к первому Закону о защите древних памятников, который стал законом в 1882 году. В следующем году он был передан под опеку штата. [48] Впоследствии «Девять дам» упоминались в статье Дж. Уорда о «Раннем человеке» в томе «История округа Виктория» о Дербишире, опубликованном в 1905 году, где он отметил, что это место было «хорошо известно». [49] Описание этого места затем появилось в главе У. Дж. Эндрю «Доисторические каменные круги Дербишира» в отредактированном в 1907 году томе « Мемориалы Старого Дербишира» преподобного Дж. Чарльза Кокса . [22]
К 1870-м годам вокруг круга была возведена каменная стена, а еще одна — вокруг Королевского камня. [50] Гильберт и Гартон отметили, что «на протяжении десятилетий они, должно быть, были такой же знакомой особенностью Стэнтон-Мура, как и сами ортостаты». [51] К 1980-м годам эти стены находились в аварийном состоянии и были снесены в 1985 году. [51] В 1977 году десятый камень был раскопан на востоке круга, в месте, где, как предположили предыдущие комментаторы, когда-то стоял камень. Первоначально этот камень был обнаружен в результате эрозии почвы и засухи 1976 года, а затем был полностью раскопан неизвестными лицами в августе 1977 года. [23] Местный археолог Дж. П. Хиткот сообщил об этом в Дербиширском археологическом журнале . [52]
Конец 20-го и начало 21-го веков
[ редактировать ]В 2010 году было отмечено, что «Девять дам» были одним из самых посещаемых доисторических мест в Пик-Дистрикт. [2] Среди этих посетителей были современные язычники , [7] присутствие которых там было зафиксировано как минимум с 1980 года. [37] Во второй половине 20-го века это место стало хорошо известно среди современной языческой общины Великобритании, особенно в Мидлендсе. [53] Для многих язычников Девять дам считались священным местом , а Стэнтон-Мур часто считался священным пейзажем. [53] Они считали каменный круг местом общения с духами, божествами или предками, причем некоторые полагали, что он находился на лей-линии или духовном пути. [54] Различные типы язычников проводили там ритуалы, в том числе виккане , друиды и язычники . [54] Эти ритуалы иногда предназначались для празднования времен года в соответствии с Колесом года , а также для особых событий, таких как свадебные церемонии, известные как ручные посты . [55] Летнее солнцестояние стало популярным временем для посетителей, особенно язычников; сотни людей собрались у Девяти дам на летнее солнцестояние в 2020 году, что привлекло внимание прессы, поскольку это противоречило рекомендациям правительства по предотвращению распространения вируса COVID-19 . [56]

Языческие ритуалы на этом месте включали пение, пение, танцы, а также возлияния. Язычники также иногда оставляют вокруг памятника материальные следы, такие как чайные свечи, цветы или монеты. [57] Материал, найденный в круге в наше время, включал кристаллы, полированную гальку, пластиковую расческу и пачку сигарет. [58] Человеческий прах также развеян над Девятью дамами. [55] Дуб рядом с кругом использовался как тряпичное дерево , к которому посетители прикрепляли тряпки, ленты и ряд других материалов; [59] они также выгравировали резьбу на естественном скалистом обнажении неподалеку. [60] Большая часть этой деятельности способствовала эрозии земли на этом месте, особенно там, где внутри круга зажигались костры – иногда рядом с самими ортостатами. [61] хотя в основном в центре, где в результате неоднократного возжигания костров образовалась впадина. [62] Во многих случаях посетители трогали камни и садились на них, способствуя их эрозии. [62] Во время летнего солнцестояния 1990 года пиршества на этом месте привели к тому, что Королевский камень откололся на уровне земли; перед ремонтом в 2000 году его подперли дополнительными камнями. [62]
В ответ на деградацию этого объекта в 1980-х годах компания English Heritage приняла меры по его сохранению. [63] Сначала они сняли ветхие стены XIX века в 1985 году, после чего поручили подрядчику провести косметические изменения, засыпав участки земли вокруг участка. В 1987 году подрядчик использовал для этого карьерные отходы, что поставило под угрозу археологическую целостность объекта; добавленный материал затем был удален под наблюдением археологов. [63] Понимая, что эрозия и деградация Девяти дам, вероятно, будут продолжаться, в 1988 году компания English Heritage наняла Археологический фонд Трента и Пика для проведения исследований этого места. [63] Фонд курировал проект точечных съемок с интервалом в девять с половиной лет: в мае 1988 года, январе 1990 года, ноябре 1990 года, ноябре 1991 года, ноябре 1992 года, августе 1994 года и ноябре 1997 года. [64] Обеспокоенная растущим ущербом, компания English Heritage организовала раскопки на этом месте осенью 2000 года. [65] Было открыто шесть траншей: одна напрямую связана с каменным кругом, другая — с Королевским камнем, а остальные четыре — для изучения аномалий, выявленных в ходе геофизических исследований. [65] В ходе раскопок была обнаружена только одна находка, предположительно имеющая доисторическое происхождение: обожженный кремень от ретушированного артефакта, возможно, длинный боковой скребок или нож. Это было обнаружено в беспорядке возле Королевского камня, вероятно, вызванном рытьем нор животных. [66] Во время раскопок Девять Дам были украшены пентаклем , причем Дженни Блейн и Роберт Уоллис предположили, что это было сделано язычниками либо для защиты земли, либо для благословения раскопок. [7]
Кампания девяти женщин против карьеров
[ редактировать ]
Некоторые части Стэнтон-Мура использовались для разработки карьеров, а в карьере Nine Ladies слышен шум от работы в карьере Dale View Quarry. [7] В 1999 году карьерная компания подала заявку на повторное открытие двух заброшенных карьеров поблизости, в Лис-Кроссе и Эндклиффе, с намерением добыть 2,18 миллиона тонн блочного песчаника за 42-летний период. [67] Эта добыча полезных ископаемых окажется финансово выгодной для землевладельца лорда Эдварда Мэннеса из Хэддон-Эстейтс ; В 2004 году протестующие против добычи карьеров подсчитали, что он может получить от этой операции около 100 миллионов фунтов стерлингов. [68] Местные жители, представители управления наследием и язычники выразили обеспокоенность тем, что разработка карьеров увеличит звуковое загрязнение , разрушит среду обитания диких животных и нанесет ущерб археологически чувствительной среде болот. [69]
В октябре 1999 года пять активистов антикарьерной кампании разбили неподалеку от этого места лагерь протеста. [70] принятие названия «Кампания девяти женщин против карьеров». [71] К 2000 году в лагере одновременно находилось от 20 до 30 протестующих, и это число иногда временно увеличивалось в ответ на слухи о том, что власти собираются насильственно распустить лагерь. [71] И в 2003, и в 2005 году предпринимались безуспешные попытки выселить протестующих с использованием правил планирования. [71] Мнения местного оседлого населения о лагере протестов были неоднозначными; некоторые поддерживали протестующих и приносили им еду, в то время как другие считали их помехой и хотели, чтобы новые проекты по добыче полезных ископаемых развивались. [70]
Хотя не все протестующие были язычниками, по словам Блейна и Уоллиса, языческая община региона начала «заявлять, что конфликт принадлежит им». [72] На фоне угроз, вызванных добычей полезных ископаемых, популярность Девяти дам как ритуального места среди язычников возросла. [54] В сентябре 2001 года многие язычники из Бирмингема в сопровождении группы друидов из Дорсета и видного активиста друидов короля Артура Пендрагона посетили каменный круг и провели ритуал по «поднятию энергии», чтобы «защитить камни». [60] Другие, связанные с группой под названием «Сеть Драконов», разместили изображения «руны-привязки Дракона» рядом с этим местом, пытаясь защитить его от добычи. [54]
В 2004 году Высокий суд признал эти два карьера бездействующими. Решение было обжаловано, но в июне 2005 года классификация была оставлена в силе. [73] Это означало, что карьеры не могли вновь открыться до тех пор, пока администрация национального парка Пик-Дистрикт не согласовала для них ряд условий работы. В 2008 году разрешение на разработку карьеров возле круга было окончательно отозвано. [74] В 2010 году лагерь протеста распался. [75]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Андрей 1907 , с. 82; Том, Том и Берл 1980 , с. 17; Гильберт и Гартон 2010 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Гильберт и Гартон 2010 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Берл 2005 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д и Берл 2000 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б с д Том, Том и Берл 1980 , с. 17; Берл 2005 , с. 53.
- ^ Том, Том и Берл 1980 , стр. 17; Берл 2000 , с. 300; Берл 2005 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Блейн и Уоллис 2007 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Хаттон 2013 , с. 81.
- ^ Хаттон 2013 , стр. 91–94.
- ^ Jump up to: а б Хаттон 2013 , с. 94.
- ^ Берл 2000 , с. 13.
- ^ Хаттон 2013 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Хаттон 2013 , с. 98.
- ^ Хаттон 2013 , стр. 97–98.
- ^ Берл 2000 , стр. 283–284.
- ^ Jump up to: а б Берл 2000 , с. 297.
- ^ Jump up to: а б Берл 2000 , с. 298.
- ^ Берл 2000 , стр. 289–290.
- ^ Jump up to: а б с Том, Том и Берл 1980 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Гильберт и Гартон 2010 , с. 43.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Андрей 1907 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Хиткот, 1980 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , с. 4.
- ^ Берл 2000 , с. 299; Берл 2005 , с. 53; Гильберт и Гартон 2010 , с. 16.
- ^ Андрей 1907 , с. 82; Берл 2005 , с. 53.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 19.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 39.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , стр. 39,
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , стр. 101–111. 13–14.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 14.
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , стр. 130–131.
- ^ Андрей 1907 , с. 82; Том, Том и Берл 1980 , с. 17; Берл 2005 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Хиткот 1980 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , с. 23.
- ^ Берл 2000 , с. 299-300.
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , с. 131; Дуглас 2016 .
- ^ Дуглас 2016 .
- ^ Андрей 1907 , с. 17.
- ^ Рук 1782 , с. 112.
- ^ Хаттон 2009 , стр. 14–15.
- ^ Бэйтман 1848 , с. 112.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 6.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 7.
- ^ МакГуайр и Смит 2007 , с. 19.
- ^ Уорд 1905 , с. 183.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , с. 17.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Блейн и Уоллис 2007 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д Блейн и Уоллис 2007 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б Блейн и Уоллис 2007 , с. 138.
- ^ Пейджет 2020 ; Мартин 2020 .
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , стр. 138, 140.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 45.
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , с. 138; Дуглас 2016 .
- ^ Jump up to: а б Блейн и Уоллис 2007 , с. 131.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с Гильберт и Гартон 2010 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Гильберт и Гартон 2010 , с. 24.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Гильберт и Гартон 2010 , с. 35.
- ^ Гильберт и Гартон 2010 , с. 50.
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , стр. 125, 127.
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , с. 133.
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , стр. 125, 133.
- ^ Jump up to: а б Блейн и Уоллис 2007 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с Блейн и Уоллис 2007 , с. 135.
- ^ Блейн и Уоллис 2007 , с. 141.
- ^ Земля прежде всего! Отчеты о действиях
- ^ Дуган 2008 .
- ^ Анон 2013 .
Библиография
[ редактировать ]- Эндрю, WJ (1907). «Доисторические каменные круги Дербишира». В Дж. Чарльзе Коксе (ред.). Мемориалы Старого Дербишира . Лондон: Бемроуз и сыновья. стр. 70–88.
- Анон (19 апреля 2010 г.). «Девятилетний лагерь протеста закончился» . Манчестерские вечерние новости .
- Бейтман, Томас (1848). Остатки древностей Дербишира . Лондон: Джон Рассел Смит.
- Блейн, Дженни и Уоллис, Роберт (2007). Оспариваемые обряды/права священных мест: языческие взаимодействия с археологическими памятниками . Брайтон и Портленд: Sussex Academic Press. ISBN 978-1-84519-130-6 .
- Берл, Обри (2000). Каменные круги Британии, Ирландии и Бретани . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08347-7 .
- Берл, Обри (2005). Путеводитель по каменным кругам Британии, Ирландии и Бретани . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-11406-5 .
- Дуглас, Эд (16 сентября 2016 г.). «Священная земля создает современное заклинание» . Хранитель .
- Дуган, Эмили (5 августа 2008 г.). «Эковоины, ставшие местными героями» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 6 сентября 2009 г.
- Гринселл, Лесли В. (1976). Фольклор доисторических мест Великобритании . Лондон: Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-7241-6 .
- Гильберт, Грэм; Гартон, Дэрил (2010). «Девять дам, Стэнтон-Мур: обследование поверхности и разведочные раскопки в ответ на эрозию, 1988–2000 гг.» (PDF) . Дербиширский археологический журнал . 130 . Археология Трента и Пика: 1–62 . Проверено 26 февраля 2017 г.
- Хиткот, JP (1980). «Каменный круг девяти дам». Дербиширский археологический журнал . 100 : 15–16.
- Хаттон, Рональд (2009). «Мегалиты и память». В Джоан Паркер (ред.). Написано на камне: культурный прием британских доисторических памятников . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 10–22. ISBN 978-1-4438-1338-9 .
- Хаттон, Рональд (2013). Языческая Британия . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-19771-6 .
- Мартин, Ной (23 июня 2020 г.). «Сотни людей бросили вызов полиции и собрались на празднование солнцестояния в Пик-Дистрикт» . ДербиширLive .
- Макгуайр, Стелла; Смит, Кен (2007). «План сохранения Стэнтон-Мур на 2007 год» (PDF) . Администрация национального парка Пик-Дистрикт . Проверено 6 сентября 2009 г.
- Пейджет, Тим (20 июня 2020 г.). «Сбор летнего солнцестояния в Пик-Дистрикте вызвал просьбу полиции» . Дербишир Таймс .
- Рук, Хейман (1782). «Отчет о некоторых друидских останках на Стэнтоне и Хартл-Мур на Пике, Дербишир». Археология . 6 : 110–115. дои : 10.1017/S0261340900020130 .
- Том, Александр; Том, Арчибальд Стивенсон; Берл, Обри (1980). Мегалитические кольца: планы и данные для 229 памятников в Великобритании . BAR British Series 81. Оксфорд: Британские археологические отчеты. ISBN 0-86054-094-4 .
- Уорд, Дж. (1905). «Ранний человек». В Уильяме Пейдже (ред.). Виктория История графства Дерби: Том I. Лондон: Арчибальд Констебль и компания. стр. 159–190.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барнатт, Джон (1978). Каменные круги пика . Лондон: Книги Turnstone. ISBN 978-0855000882 .
- Барнатт, Джон (1987). «Поселение бронзового века на Восточных болотах Пик-Дистрикт Дербишира и Южного Йоркшира». Труды Доисторического общества . 53 : 393–418. дои : 10.1017/S0079497X00006307 .
- Барнатт, Джон (1990). Хенджес, каменные круги и кольцевые пирамиды Пикового района . Археологические монографии Шеффилда И. Шеффилд: Публикации JR Collis. ISBN 978-0906090343 .
- Гильберт, Г. (2001) «Глупо написанные», но хорошо связанные граффити на короле Стэнтоне Муре. ДАДЖ l2l:190-5.
- Гильберт Г. и Мэлоун С. (1999) Девять дам, Стэнтон Мур, 288–90 в Г. Гильберте (ред.), Полевые исследования Trent & Peak Archaeological Trust в Дербишире, 1997. DAJ ll9: 277–96.
- Хамбл, Дж., и Смит, К. (2000) Каменный круг девяти женщин и Стэнтон-Мур, Дербишир. Археолог 39: 28-9.
- Хамбл Дж. и Смит К. (2004) Каменное сердце - Девять дам и Стэнтон Мур. Археология и охрана природы в Дербишире 1 (2003/4): 24-5.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с девятью дамами, на Викискладе?
- Девять дам на сайте English Heritage
- Девять дам в современном антикваре
- Девять дам на Мегалитическом портале