Jump to content

Янтра

(Перенаправлено с Янтры )
Шри Янтра Хариша Джохари с использованием традиционных цветов.
Уналоме ( тайский : Unalome ) — священная янтра, широко используемая в буддизме Юго-Восточной Азии.

Янтра ( यंत्र ; букв. «Машина» / «Изобретение») [ 1 ] ) — геометрическая диаграмма, в основном из тантрических традиций индийских религий . Янтры используются для поклонения божествам в храмах или дома; как помощь в медитации; и за преимущества, которые, как полагают, дают их оккультные силы, основанные на индуистской астрологии и тантрических текстах. Их также используют для украшения полов храмов, главным образом из-за их эстетических и симметричных качеств. Конкретные янтры традиционно связаны с конкретными божествами и/или определенными типами энергий, используемых для выполнения определенных задач или обетов, которые могут быть как материалистическими, так и духовными по своей природе. Они становятся главным инструментом в определенных садханах, выполняемых садхакой, духовным искателем. Янтры имеют большое значение в индуизме , джайнизме и буддизме .

Считается, что изображения янтры в Индии датируются 11 000–10 000 годами до нашей эры. [ 2 ] Камень Багхор , найденный в период верхнего палеолита в долине реки Сон , считается самым ранним примером. [ 3 ] Г.Р. Шарма, принимавший участие в раскопках камня (датирован 25–20 тыс. до н.э.). Треугольный камень с треугольными гравюрами на одной стороне был найден обмазанным охрой на месте, которое считалось местом поклонения. Было обнаружено, что поклонение богиням в этом регионе практикуется так же, как и в наши дни. [ 4 ] Кенойер , который также участвовал в раскопках, считал, что это связано с Шакти . Эта треугольная форма очень похожа на Кали Янтру и Муладхару Чакру. [ 5 ]

Мантры, санскритские слоги, начертанные на янтрах, по существу являются « мыслеформами », представляющими божеств или космические силы, которые оказывают свое влияние посредством звуковых вибраций. [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

На ригведическом санскрите янтра означала инструмент для удержания или крепления, опору, опору или барьер, этимологически происходящий от корня yam, «поддерживать, поддерживать» и суффикса -tra , обозначающего инструменты. Буквальное значение до сих пор очевидно в медицинской терминологии Сушруты , где этот термин относится к тупым хирургическим инструментам, таким как пинцет или тиски. Значение «мистической или оккультной диаграммы» возникает в средневековый период ( Катхасарицагара , Панчаратра ). [ 7 ]

Использование и значение

[ редактировать ]

Янтры обычно связаны с определенным божеством и используются для определенных целей, например: для медитации; защита от вредных воздействий; развитие особых полномочий; привлечение богатства или успеха и т. д. [ 8 ] Например, янтра Сивали , используемая в основном в буддизме Юго-Восточной Азии, используется для привлечения богатства и удачи. [ нужна ссылка ] Их часто используют в ежедневном ритуальном богослужении дома или в храмах, а иногда носят как талисман. [ 9 ]

В качестве вспомогательного средства для медитации (медитативной живописи) янтры представляют божество, которое является объектом медитации. Эти янтры исходят из центральной точки, бинду . Янтра обычно имеет несколько геометрических фигур, концентрически расходящихся от центра, включая треугольники, круги, шестиугольники, восьмиугольники и символические лепестки лотоса. Снаружи часто имеется квадрат, представляющий четыре стороны света, с дверями в каждом. Популярной формой является Шри Чакра, или Шри Янтра , которая представляет богиню в ее форме Трипура Сундари . Шри Чакра также включает в себя изображение Шивы и призвана показать целостность творения и существования, а также собственное единство пользователя с космосом. [ 9 ]

Янтры могут быть на плоской поверхности или трехмерными. Их можно нарисовать или нарисовать на бумаге, выгравировать на металле или любой плоской поверхности. Они, как правило, меньше по размеру, чем аналогичная мандала , традиционно с меньшим цветом. [ 10 ]

Оккультные янтры используются в качестве талисманов на удачу, для отражения зла, в качестве профилактической медицины, при изгнании нечистой силы и т. д. благодаря магической силе. Янтры, используемые в качестве талисманов, рассматриваются как олицетворение божества, к которому пользователь может обращаться по своему желанию. Они традиционно освящаются и заряжаются энергией священником, включая использование мантр, тесно связанных с конкретным божеством и янтрой. Практикующие считают, что янтра, не заряженная мантрой, безжизненна. [ 9 ] В буддизме Шри-Ланки практикующие должны иметь при себе янтру божества, как только божество выразит принятие их молитвы. [ нужна ссылка ]

Гудрун Бюнеманн классифицирует три основных типа янтр в зависимости от их использования:

  1. Янтры, используемые в качестве основы для ритуальных принадлежностей, таких как лампы или сосуды. Обычно это простые геометрические фигуры, на которых размещаются орудия.
  2. Янтры, используемые в регулярном богослужении, такие как Шри Янтра . К ним относятся геометрические диаграммы, наполненные мантрами божеству, а иногда и письменные мантры.
  3. Янтры, используемые в особых ритуалах, ориентированных на желание. Их часто делают на бересте или бумаге и могут включать в себя специальные материалы, такие как цветы, рисовая паста или зола. [ 10 ]

Структурные элементы и символика

[ редактировать ]
Кали янтра
Янтра Матанги , тантриста Сарасвати.

Янтра состоит из геометрических фигур, изображений и написанной мантры. Распространены треугольники и гексаграммы, а также круги и лотосы с числом от 4 до 1000 лепестков. Янтры Шайвы и Шакти часто имеют зубцы тришулы . [ 11 ]

Мантра
Янтры часто включают мантры, написанные на санскрите.
Использование цветов в традиционной янтре полностью символично, а не просто декоративно или художественно. Каждый цвет используется для обозначения идей и внутренних состояний сознания. Белый/красный/черный — одно из наиболее важных цветовых сочетаний, представляющее три качества или гуны природы ( пракрити ). Белый представляет саттву или чистоту; красный представляет раджас или активирующее качество; черный представляет тамас или качество инерции. Определенные цвета также представляют определенные аспекты богини. Не во всех текстах янтры окрашены в одинаковые цвета. Эстетика и художественность бессмысленны в янтре, если они не основаны на символике цветов и геометрических форм. [ 12 ]
Бинду
В центральной точке традиционных янтр есть бинду или точка, которая представляет главное божество, связанное с янтрой. Свита божества часто изображается в геометрических частях вокруг центра. Бинду в янтре может быть представлена ​​точкой или маленьким кружком или может оставаться невидимой. Он представляет собой точку, из которой исходит все творение. Иногда, как в случае с янтрой Линга Бхайрави, бинду может быть представлено в форме линга. [ 13 ]
Треугольник
Большинство индуистских янтр включают треугольники. Треугольники, направленные вниз, представляют женский аспект Бога или Шакти , а треугольники, направленные вверх, представляют мужской аспект Бога, как в случае с Шивой .
Гексаграмма
Гексаграммы, изображенные в янтрах, представляют собой два переплетенных равносторонних треугольника, представляющие союз мужского и женского аспектов божественности, или Шивы и Шакти.
Лотос
И мандалы, и янтры часто включают лепестки лотоса, которые символизируют чистоту и трансцендентность. Распространены восьмилепестковые лотосы, но лотосы в янтрах могут включать 2, 4, 8, 10, 12, 16, 24, 32, 100, 1000 и более лепестков.
Круг
Многие мандалы имеют три концентрических круга в центре, символизирующих проявление.
Внешняя площадь
Многие мандалы имеют внешний квадрат или вложенные квадраты, представляющие Землю и четыре стороны света. Часто они включают священные дверные проемы на каждой стороне площади.
Пентаграмма
Янтры нечасто используют пентаграмму. В некоторых янтрах Гухьякали есть пентаграмма, поскольку число пять связано с Кали .
Октагон
Восьмиугольники также нечасты в янтрах, где они представляют восемь направлений. [ 11 ]

Дизайн янтр в наше время отклонился от традиционных образцов, представленных в древних текстах и ​​традициях. Дизайнеры на Западе могут копировать элементы дизайна из непальских/тантрических имитаций янтр. [ 14 ]

Янтра-татуировка

[ редактировать ]
Камбоджийский монах, покрытый татуировками в виде янтры

Янтра-татуировка или Сак Юант ( тайский : Сак Юант RTGS : сак ян ) [ 15 ] — это форма татуировки с использованием рисунков янтры в буддизме. Он состоит из священных геометрических изображений, изображений животных и божеств, сопровождаемых палийскими фразами, которые, как говорят, предлагают владельцу силу, защиту, удачу, харизму и другие блага. Рисунки сак янта обычно татуируются руэси , практикующими вича , буддийскими монахами или священниками-браминами, традиционно с помощью металлического стержня, заостренного до кончика (называемого кхем сак ). [ 16 ]

Янтра рисунок

[ редактировать ]

Самая большая в мире Шри Чакра площадью 67 400 квадратных футов была нарисована на земле в Крэнбери, штат Нью-Джерси, под руководством Гуру Карунамайи. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Последние записи в словаре» . говоритьсанскрит.de . Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года.
  2. ^ Инсолл, профессор африканской и исламской археологии Тимоти; Инсолл, Тимоти (11 сентября 2002 г.). Археология и мировая религия . Рутледж. ISBN  9781134597987 .
  3. ^ Харпер, Кэтрин Энн; Браун, Роберт Л. (01 февраля 2012 г.). Корни Тантры . СУНИ Пресс. ISBN  9780791488904 .
  4. ^ «Археолог за работой над предысторией Африки и исследованиями раннего человечества: командная работа и понимание» . www.oac.cdlib.org . Проверено 11 апреля 2017 г.
  5. ^ Кенойер, Дж. М.; Кларк, доктор медицинских наук; Пал, Дж. Н.; Шарма, Греция (1 июля 1983 г.). «Святилище верхнего палеолита в Индии?». Античность . 57 (220): 88–94. дои : 10.1017/S0003598X00055253 . ISSN   0003-598X . S2CID   163969200 .
  6. ^ Кханна, Мадху (2003). Янтра: Тантрический символ космического единства, стр. 21. Внутренние традиции. ISBN   0-89281-132-3 и ISBN   978-0-89281-132-8
  7. ^ Монье-Вильямс, Монье (1899), Санскритско-английский словарь , Дели {{citation}}: CS1 maint: location missing publisher (link). See also Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритский словарь (четвертое исправленное и дополненное издание), Дели: Motilal Banarsidass Publishers, ISBN  81-208-0567-4 : «1) то, что удерживает или скрепляет, любая опора или опора; 2) «оковы», 4) любой инструмент или машина», [...] 7) «амулет, мистическая или астрономическая диаграмма, используемая в качестве амулета "; Уайт 1996 , с. 481;
  8. ^ Дениз Куш; Кэтрин Робинсон; Майкл Йорк (21 августа 2012 г.). Энциклопедия индуизма . Рутледж. стр. 1028–1029. ISBN  978-1-135-18978-5 .
  9. ^ Jump up to: а б с Кханна, Мадху (2005). «Янтра». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии Гейла (второе изд.). Томсон Гейл. стр. 9871–9872. ISBN  0-02-865997-Х .
  10. ^ Jump up to: а б Гудрун Бюнеманн (2003). Манодала и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ. стр. 30–35. ISBN  90-04-12902-2 .
  11. ^ Jump up to: а б Гудрун Бюнеманн (2003). Манодала и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ. стр. 39–50. ISBN  90-04-12902-2 .
  12. ^ Кханна, Мадху (2003). Янтра: Тантрический символ космического единства. стр. 132–133. Внутренние традиции. ISBN   0-89281-132-3 и ISBN   978-0-89281-132-8
  13. ^ «Что такое янтры и какую пользу они могут мне принести?» . Блог Иши . 09.08.2014 . Проверено 11 апреля 2017 г.
  14. ^ Гудрун Бюнеманн (2003). Манодала и Янтры в индуистской традиции . БРИЛЛ. п. 4. ISBN  90-04-12902-2 .
  15. ^ «Сакян» . thai-language.com Проверено 5 февраля 2015 г.
  16. ^ «Сак Янт – Волшебная татуировка | Тайский путеводитель по Таиланду» . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 13 апреля 2021 г.
  17. ^ «Проекты» . Саундарья Лахари Траст . Проверено 18 января 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Рана, Дипак (2012), Янтра, мантра и тантризм , США: Neepradaka Press, ISBN  978-0-9564928-3-8
  • Бакнелл, Родерик; Стюарт-Фокс, Мартин (1986), Язык сумерек: исследования буддийской медитации и символизма , Лондон: Curzon Press, ISBN  0-312-82540-4
  • Кханна, Мадху (2003). Янтра: Тантрический символ космического единства. Внутренние традиции. ISBN   0-89281-132-3 и ISBN   978-0-89281-132-8
  • Уайт, Дэвид Гордон (1996), Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии , Чикаго: The University of Chicago Press, ISBN  0-226-89499-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8052dda360d3dc7805b9926aef4b5a3b__1719869700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/3b/8052dda360d3dc7805b9926aef4b5a3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yantra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)