Гениск

Гениск [ нужен IPA ] — божество, появляющееся в проповеди святого Элигия вместе с Нептуном , Оркусом , Минервой и Дианой . Все это, как говорит христианский проповедник , « демоны », в которых нельзя верить или призывать их. [ 1 ] Предупреждение подразумевает культовую деятельность этих божеств в северных частях Меровингской Галлии в VII веке. [ 2 ]
Гениск может быть формой ссылки на Гения , римского божества-покровителя ; в Галлии Гений часто носит капюшон ( Genius Cucullatus ) и появляется либо поодиночке, либо в группе из трех человек. [ 3 ]
В другой проповеди того же периода Гениск появляется в компании ведьм ( стрий ) и других существ, в которых верят «деревенские люди»: [ 4 ]
Есть некоторые деревенские жители (rustici homines), которые верят в определенных женщин, потому что обычно говорят, что они должны быть ведьмами и способны причинить вред младенцам и скоту, а Dusiolus или Aquatiquus [ 5 ] или Гениск тоже должен. [ 6 ]
19 век
[ редактировать ]
в XIX веке Увлечение фольклором , антиквариатом , сверхъестественным и утраченными религиями привлекло внимание даже к малоизвестному Гениску. Ирландский фольклорист Томас Крофтон Крокер принял происхождение слова geniscus от латинского гения и в своей главе об эльфах объявил geniscus «настоящим эльфом или духом света». Крокер далее связал geniscus с geniciales feminae. [ 7 ] назван Хинкмаром 9-го века , архиепископом Реймса , который идентифицировал geniciales как lamiae . [ 8 ] В тот же период Якоб Гримм отнес генициалов к «демоническим эльфийским существам, которые появлялись в женском обличии и творили людям добрые дела» и участвовали в танце эльфов: «Христианским фанатикам все танцы казались греховными и языческими, и, конечно же, это часто возникало из языческих обрядов, как и другие безобидные удовольствия и обычаи простого народа, которым было нелегко расстаться со своими развлечениями на больших праздниках». Гримм связывает эти танцы с кострами . [ 9 ]
Гениск упоминается в исторической фантастике 1876 года «Данте и Беатрис с 1282 по 1290 год: Романс» Элизабет Керр Коулсон , писавшей под псевдонимом Роксбург Лотиан. Коулсон подробно перечисляет христианские запреты, которые должен соблюдать монах по имени Отшельник , а затем переходит к практикам, которые считаются терпимыми:
Ему пришлось помешать людям соблюдать день крыс и мышей; [ 10 ] день, который, как и многие подобные остатки , Церковь запретила , хотя ей было угодно назначить святую Гертруду Нивельскую покровительницей язычества их разрушения. был вынужден порицать старое почитание ясеней Он также . [ 11 ] почитание которого было пережитком языческого Солнцестояния . Он не терпел ни июньских пожаров , даже в день Святого Иоанна , ни танцев вокруг них. Но, с другой стороны, существовали мелкие обычаи самых низких из бедняков, которые он терпел. Таково было зажигание маленьких светильников, плавающих в ручьях и фонтанах, чтобы предотвратить их высыхание (которые в старину подносились наядам и потамидам ). [ 12 ] ); вывешивание венков из вербены на шеи животных, чтобы отпугнуть гадюк их от ; размещение ветвей короба над коттеджными дверями; носил куски янтаря для Минервы и странные амулеты против Урага, [ 13 ] старый бог смерти и его помощник Гениск ; кладет красные камешки, найденные на болотах, в крылышек гнездах . Эти и многие другие обычаи того же рода он считал неистребимыми и был готов терпеливо терпеть. [ 14 ]
Независимо от того, использовала ли она Житие святого Элигиуса напрямую или другой источник, такой как Крокер, Коулсон сохраняет сочетание Гениска с Минервой и Оркусом (здесь Ураг [ 15 ] ). Она либо вводит новшества, либо опирается на традиции, относящиеся к культу Гениев, делая Гениска «помощником» Оркуса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Vita Eligii 9 (ок. 700–724), MGH SRM 4: 705–706, цитируется Бернадотом Филотасом, Языческие пережитки, суеверия и популярные культуры в пастырской литературе раннего средневековья (Папский институт средневековых исследований, 2005), стр. 78. Английский перевод Джо Энн Макнамары книги Дадо Руанского « Жизнь святого Элигия Нойонского в средневековой агиографии: антология» (Routledge, 2001), стр. 137–168, со ссылкой на Geniscus, стр. 78. 157 онлайн. См. также Мифология в Нидерландах .
- ^ Филотас, Языческие пережитки , с. 79.
- ^ Филотас, Языческие пережитки , с. 79.
- ^ Филотас, Языческие пережитки , с. 79.
- ^ Aquatiquus от aqua , «Водный».
- ↑ Есть некоторые деревенские мужчины, которые считают, что некоторые женщины, как говорят простые люди, должны быть стриями и способны причинить вред детям или скоту, или Dusiolus, или Aquatiquus, или Geniscus, как цитирует Дю Канж в его Глоссарии Средней Азии 1678 года. и нижняя латынь (Ньор: Фавр, 1883–1887), том. 4, онлайн.
- ^ Томас Крофтон Крокер , Сказочные легенды и традиции юга Ирландии (Лондон, 1828), стр. 127 онлайн.
- ^ Hincmar , De divorio Lotharii («О MGH разводе Лотара»), XV Interrogatio, Concilia 4 Supplementum , 205, цитируется Филотасом, Pagan Survivals , p. 305. При составлении своего глоссария 1628 года Канж Дю отметил geniciales feminae , и хотя он, по-видимому, связал их со словами, относящимися к поколению и гениталиям, он не делает явной связи с Geniscus; посмотреть статью о блестящих женщинах в Интернете
- ^ Джейкоб Гримм Тевтонская мифология (Лондон, 1883), том. 3, с. 1056 онлайн.
- ^ Эта ссылка требует пояснения; возможно, Коулсон имеет в виду нормандский сельскохозяйственный обряд, когда во время Адвента изгоняли животных, вредивших урожаю ; дети размахивали факелами по полям и скандировали Мыши, гусеницы и кроты, / Уйди, уйди с моего поля; / Я сожгу тебе бороду и кости. / Деревья и кустарники, / Дайте мне бушели яблок ; см. Энциклопедию суеверий, фольклора и оккультных наук мира (Чикаго, 1903), том. 3, с. 1479 онлайн. Но это предположение, и можно иметь в виду ряд других обрядов или событий; На ум также может прийти крысолов из Гамельна .
- ^ См. также Мировое дерево , Древо жизни , Майский шест , Поклонение дереву , Иггдрасиль , Дуб Тора , Ирминсул и Священное дерево в Уппсале .
- ^ Дочери Потамуса («Река»).
- ^ Источник Коулсона для этой формы теонима Оркус неясен.
- ^ Элизабет Керр Коулсон, писавшая как Роксбург Лотиан, Данте и Беатрис с 1282 по 1290 год: Романс (Лондон, 1876), том. 1, стр. 117–118; полный текст доступен для скачивания.
- ^ Это довольно ученый намек со стороны автора, поскольку Ураг - это форма, данная Фестом как оригинал, от которой произошел Оркус; см. материалы IX симпозиума каталонской секции SEEC St. Фелиу де Гишольс, 13–16 апреля 1988 г.: Работы в честь Вирджилио Бехарано (Барселона, 1991), с. 186 онлайн.