Мастер Бетти
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2012 г. ) |

Уильям Генри Уэст Бетти (13 сентября 1791 года в Шрусбери — 24 августа 1874 года в Лондоне ) был популярным ребёнком-актёром начала девятнадцатого века, известным как «Молодой Росций ». [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]Оба родителя Уильяма были очень богаты благодаря наследству. Его мать унаследовала деньги из Шропшира , а отец Уильям Генри Бетти, сын доктора Бетти, с севера Ирландии. [ 2 ]
По легенде, отец Бетти легкомысленно потратил свои деньги, в результате чего потерял значительную часть наследства. Эта потеря могла способствовать крайней эксплуатации его ребенка.
Их сын, Генри Бетти, появился в театре Сполдинга у Фанни Робертсон в октябре 1839 года. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]
Уильям Бетти впервые проявил свое стремление к сцене в возрасте одиннадцати лет, когда в 1802 году его отец взял мальчика в Белфаст , чтобы посмотреть с » Шеридана «Пизарро в главной роли Сарой Сиддонс в роли Эльвиры. Ее выступление настолько вдохновило его, что Уильям заявил: «Я обязательно умру, если не стану игроком». [ 4 ] Отец Бетти познакомил Уильяма с Майклом Аткинсом , менеджером Белфастского театра. После встречи с ребенком Аткинс сказал: «Я никогда не осмеливался предаваться надежде увидеть еще одного Гаррика , но я видел младенца Гаррика в Бетти». [ нужна ссылка ]
Вскоре после встречи с Аткинсом Бетти познакомилась с театральным суфлером Томасом Хафом, чтобы он мог руководить, обучать и наставлять молодого Уильяма в роли Османа в « Вольтера » Заире . Пока это продолжалось, в Ирландии произошло восстание, в результате которого был закрыт театр Белфаста. Аткинс знал, что ему нужна огромная привлекательность, чтобы привлечь толпу, и он сразу подумал об Уильяме. После тщательного планирования все было решено, и 11 августа 1803 года одиннадцатилетний Уильям Генри Уэст Бетти дебютировал в профессиональном плане как знаменитый Осман. Его выступление собрало большую толпу, и в отчетах говорилось, что его выступление было безупречным и было очень хорошо принято.
Затем он сыграл роль молодого Норваля в « Хоума » Джона Дугласе . Эта роль подошла ему гораздо лучше, поскольку на самом деле он играл ребенка и в очередной раз поразил зрителей в театре. Новости о мастере Бетти вскоре начали распространяться по Европе.

Слава Мастера Бетти распространилась за пределы Белфаста и достигла Дублина , где отец Бетти разговаривал с Фредериком Эдвардом Джонсом , менеджером театра на Кроу-стрит . Им удалось договориться о том, что Бетти снова появится в «Дугласе Хоума» в Королевском театре , где он дебютировал 28 ноября 1803 года. Там он также сыграл Фредерика в Инчбальд Элизабет «Клятвах влюбленных» , главной роли в «Танкреде » и в Уильяма Гамлет . Шекспира [ нужна ссылка ] Говорили, что за три часа занятий он запомнил наизусть партию Гамлета . [ 5 ] Жители Дублина были настолько взволнованы Бетти, что гражданские власти продлили комендантский час на час для посетителей театра.
Затем его родители устроили турне Бетти по Шотландии и Англии в 1804 году, где его встретили бурными аплодисментами, когда он повторял прошлые роли, такие как Молодой Норвал в «Дугласе» . Билеты на его выступления были распроданы, и за последние шесть вечеров он заработал почти 850 фунтов. Хоум, автор «Дугласа» , пришел посмотреть «Бетти» и заявил, что «считает это единственным спектаклем, где Молодой Норваль был сыгран в соответствии с его концепцией персонажа». [ нужна ссылка ] Став самой большой сенсацией в Дублине и Белфасте, мастер Бетти была готова к поездке в Лондон.
1 декабря 1804 года были наняты охранники, чтобы разобраться с встревоженной толпой у дверей театра Ковент-Гарден, ожидавшей возможности увидеть детское ощущение. Некоторые часами стояли в очереди. Внутри театра стояли констебли, готовые остановить любой хаос. Как только двери открылись, люди хлынули внутрь в поисках мест, создав огромный беспорядок. Кларк Рассел описал это событие:
Визги и крики задыхающихся, затоптанных людей были ужасны. Борьба за места нарастала; Констебли были отброшены, ложи захвачены. Жара была настолько страшной, что почти безжизненных людей поднимали и тащили через коробки в вестибюли с окнами. [ 6 ]
Мастер Бетти сыграла Селима в Брауна « Барбароссе или Алжирской свободе» , подражании «Меропе» Вольтера . Мальчик вышел на сцену только в середине выступления, но публика, в том числе принц Уэльский, все равно была его радушно принята. На вторую ночь зрители устроили небольшой бунт, в результате которого многие зрители были ранены, а театру нанесен ущерб. На «Друри-Лейн» зал был так же переполнен, и он играл за беспрецедентную для того времени зарплату — более 75 гиней за вечер. [ 5 ]
Бетти также имела большой успех в социальном плане. Сам Георг III представил Бетти королеве, а Уильям Питт однажды объявил перерыв в заседании Палаты общин , чтобы члены могли успеть на его выступление.
Выход на пенсию и попытки возвращения
[ редактировать ]
Реклама тура по провинции от 3 февраля 1807 года:
ТЕАТР, СТЭМФОРД. Господа РОБЕРТСОН и МЭНЛИ, наиболее желающие выразить свое уважение к городу Стэмфорд и его окрестностям, с удовлетворением объявляют о появлении знаменитых «МОЛОДЫХ РОСЦИУСОВ» «Три ночи» во время Марта, 9, 10 и 11 марта. По этому случаю они с радостью представили весьма щедрым покровителям Театра этого выдающегося молодого актера, чьи исключительные таланты не могут не внести большой вклад в удовольствие этого сезона. NB. Очень большие расходы на участие в помолвке мастера Бетти вынуждают поднять цены на вход; Коробки, 5ш. Яма, 3с. 6д.—Галерея, 2с. [ 7 ]
Провинциальные театры, поднимающие цены на билеты, чтобы покрыть более высокие гонорары, взимаемые известными актерами на гастролях в провинции, не остались незамеченными и без комментариев.
Следующий намек был дан отцу мастера БЕТТИ в провинциальном журнале, и мы надеемся, что он не окажется напрасным. Газета Salopian Journal после либеральной хвалебной речи об игре молодой БЕТТИ пишет: «Есть еще один персонаж, который порадует нас всех в его лице - это Благодетель Салопианской больницы, выступивший в один вечер для этого благородного учреждения». Каким памятником славы могли бы стать Отец и Сын; легко поднять, если бы последний в провинциальных городах, где он выступает, выступил бы однажды вечером в поддержку каждого соседнего учреждения для облегчения немощей и страданий. [ 8 ]
Взимаемые гонорары, похоже, не отпугнули Джеймса Робертсона (актера), поскольку он предложил дополнительные выступления в других их театрах, однако мастер Бетти отказалась, поскольку он собирался выступить в турне по Северу. «Прибыль мастера БЕТТИ от трех вечерних выступлений в Бостонском театре составила 182 фунта, 18 шиллингов 6 пенсов, что составляет половину выручки. В Стэмфорде он получил огромную сумму в 800 фунтов за пять недель. [ 9 ] Он отказался принять предложения Робертсона относительно Висбека, Питерборо и т. д. поскольку он немедленно собирался на север на все лето», — сообщила британская пресса 30 марта 1807 года.
Однако в следующем году Бетти появилась на трассе Линкольна, сначала в Хантингдоне с 20 по 25 мая, затем в Питерборо 27 мая и 1 июня и, наконец, в театре Джорджиан Висбек (ныне Театр Энглс ), остров Эли , 3 июня, а не в задолго до того, как он ушел со сцены в 1808 году, чтобы поступить в Крайст-колледж в Кембридже . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] После окончания учебы он жил с семьей за городом, став финансово обеспеченным.
Его снова пригласили в Ковент-Гарден в 1812 году. Он прибыл в Лондон в понедельник, 26 октября, и его первое выступление должно было состояться в роли Ахмета. [ 13 ] Критики высмеивали его игру, больше говоря о его прежней карьере детского актера, чем о его игре в возрасте 21 года. [ 14 ]
Бетти больше никогда не возвращалась с выступлениями в Лондоне. Девять лет спустя он еще раз попытался вернуться, но потерпел неудачу. Затем он попытался покончить жизнь самоубийством, но это также не удалось. Он бросил актерское мастерство в 1824 году. Хаф, его бывший наставник по драматическому искусству с юности, не дожил до его выхода на пенсию и умер в Лондоне летом 1821 года. [ 15 ]

Бетти посвятил остаток своей жизни творчеству и театральной благотворительности. Он умер 24 августа 1874 года на Эмптилл-сквер в Лондоне. Он похоронен вместе со своей женой и сыном на восточной стороне Хайгейтского кладбища с необычным мемориалом его собственного дизайна, который теперь требует усилий воображения, чтобы воссоздать его великолепие из оставшихся частей.
Наследие
[ редактировать ]Рецензия на «Мастер игры Бетти» Карла Миллера была опубликована в журнале The Stage 26 июля 1990 года.
В 2022 году «Молодой претендент» роман Майкла Ардитти , действие которого происходит во время неудачного возвращения Бетти в 1812 году, был опубликован и получил одобрение критиков. [ 16 ] [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Росциус». Британская энциклопедия . 27 октября 2016 г. Проверено 28 марта 2019 г.
Среди тех, кто получил почетный эпитет Росций, был английский ребенок-звезда Уильям Генри Уэст Бетти (1791–1874), известный как Молодой Росций...
- ^ «Молодой Росций». Стэмфорд Меркьюри . 7 декабря 1804 г. с. 4.
- ^ «Миссис Т. Робертсон». Линкольнширские хроники . п. 3.
- ^ «Младенец Росций» . Ланкастер 15 декабря 1804 г.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ Пенли, Белвилл С. (1892). Сцена в Бате: история драматических представлений в Бате . У. Льюис и сын, 1892. с. 100 . Проверено 14 марта 2018 г.
Визги и крики задыхающихся, затоптанных людей были ужасны. Борьба за места нарастала; Констебли были отброшены, ложи захвачены. Жара была настолько страшной, что почти безжизненных людей поднимали и тащили через коробки в вестибюли с окнами.
- ^ «Театр». Стэмфорд Меркьюри . 3 февраля 1807 г. - через https://www.britishnewspaperarchive.co.uk/viewer/bl/0000237/18070206/015/0003?noTouch=true .
{{cite news}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|via=
- ^ «Мастер Бетти». Сан (Лондон) . 3 февраля 1807 г. - через https://www.britishnewspaperarchive.co.uk/viewer/bl/0002194/18070203/015/0003?noTouch=true .
{{cite news}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|via=
- ^ Нил Р. Райт (2016). Ходить по доскам . Общество истории и археологии Линкольншира.
- ^ «Театр». Стэмфорд Меркьюри . 6 мая 1808 г. с. 3.
- ^ «Бетти [или Уэст-Бетти], Уильям Генри Уэст (BTY808WH)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ «Мастер Бетти». Ланкастерская газета . 28 мая 1808 г. с. 3.
- ^ «Мистер Бетти». Стэмфорд Меркьюри . 30 октября 1812 г.
- ^ «Ковент Гарден». Государственный деятель (Лондон) . 6 ноября 1812 г. - через https://www.britishnewspaperarchive.co.uk/viewer/bl/0002647/18121106/009/0003 .
{{cite news}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|via=
- ^ "Летальные исходы". Стаффордширский рекламодатель . 4 августа 1821 г.
- ^ «Молодой самозванец Майкла Ардитти — что мастер Бетти сделала дальше» . Файнэншл Таймс . 15 апреля 2022 г. Проверено 1 сентября 2022 г.
- ^ «Рецензия на книгу: Молодой претендент Майкла Ардитти» . www.scotsman.com . 31 марта 2022 г. Проверено 1 сентября 2022 г.
Атрибуция:
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 832–833.
- Кент, Уильям Чарльз Марк (1885). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 4. Лондон: Смит, Элдер и компания. . Стивен
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Плейфэр, Джайлз (1967). Вундеркинд . Секер и Варбург.