Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская | |
---|---|
Princess Romanovskaya-Krasinskaya | |
Рожденный | Лигово , Петергоф , Российская империя. | 31 августа 1872 г.
Умер | 6 декабря 1971 г. Париж, Франция | (99 лет)
Похороны | |
Супруг | |
Проблема | Князь Владимир Романовский-Красинский |
Дом | Гольштейн-Готторп-Романов |
Отец | Феликс Кшесиньский |
Религия | Русская православная (ранее католическая ) |
Занятие | Прима-балерина |
Матильда-Мария Феликсовна Кшесинская ( польский : Матильда Мария Кшесинская ; русский : Матильда Феликсовна Кшесинская ; 31 августа [ OS 19 августа] 1872 - 6 декабря 1971), также известная как принцесса Романовская-Красинская после замужества , была польско-российской балериной из дворянский род Кшесинских. Ее отец Феликс Кшесинский и ее брат танцевали в Санкт-Петербурге . Она была любовницей будущего императора Николая II до его женитьбы, а позже женой его двоюродного брата, великого князя Андрея Владимировича . [ 1 ] На Западе она была известна как Матильда Кшесинская или Матильда Кшесинская . [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кшесинская родилась в Лигово, недалеко от Петергофа , и была младшим ребенком Адама-Феликса Кшесинского ( польский : Адам Феликс Кшесинский ) и Юлии Кшесинской. Ее отец-поляк прибыл в Петербург 30 января 1853 года, один из пяти мазурки приглашенных царем варшавских танцоров , где выступал в Мариинском театре . В 1880 году, в возрасте восьми лет, Матильда поступила в Императорское театральное училище , где училась у Екатерины Вазем , и была вдохновлена Вирджинией Зукки . 30 августа 1881 года она впервые танцевала на сцене Большого театра в балете « Дон Кихот» . Выпускным экзаменационным танцем Кшесинской стало па-де-де из «La Fille Mal Gardée» на музыку Stella Confidenta . На представлении присутствовали царь Александр III и остальные члены императорской семьи, в том числе цесаревич , будущий царь Николай II. После спектакля царь сказал: «Будьте славой и украшением нашего балета». 22 апреля 1890 года она дебютировала на сцене, исполнив тот же танец на прощание с Папковым, и окончила ее в 18 лет. [ 3 ]
Прима-балерина
[ редактировать ]
В 1896 году получила звание примы-балерины Императорских театров Санкт-Петербурга. Маэстро Мариус Петипа не дал согласия на получение Кшесинской такого титула, и хотя она обладала необыкновенным даром танцовщицы, она получила его прежде всего благодаря своему влиянию при Российском императорском дворе. [ нужна ссылка ]
Отношения с Петипа
[ редактировать ]По словам Матильды, «вся моя творческая деятельность, до появления Фокина, была связана с Петипа. Успех его балета « Дочь фараона» , который должен был, как я уже сказала, стать моей любимой ролью, сразу же укрепил его известность в России, куда он приехал 24 мая 1847 года по приглашению Управления императорских театров, проработав несколько лет в Испании». Петипа исполнил роли Кшесинской в «Пробуждении Флоры» (1894), «Младе» (1896), «Короле Кандоле» (1897), «Приключениях Пеле» (1897), «Дочери фараона» (1898), «Арлекинаде» (1900) и «Эсмеральде» (1898 ). 1899). Она также освоила 32 фуэте на турнире Леньяни. [ 3 ] : 41, 44, 48, 50–51, 54, 62, 66, 99
князь Серж Волконский В 1899 году директором Императорских театров стал , сменив Ивана Всеволожского . Хотя он занимал эту должность лишь до 1902 года, он добился многого. Сергей Дягилев был его непосредственным помощником, и Волконский поручил ему издание «Ежегодника императорских театров» в 1900 году. В этот период в театрах появились новые имена, такие как художники Александр Бенуа , Константин Сомов и Леон Бакст . Однако Волконский был вынужден подать в отставку после конфликта с Кшесинской, когда она отказалась носить корзины костюма XVIII века в балете «Камарго» . [ 4 ] В 1901 г. его сменил В. А. Теляковский. [ 3 ] : 57
Скандалы и слухи
[ редактировать ]Будущий царь
[ редактировать ]Кшесинская была связана с будущим Николаем II с 1890 года, когда он был цесаревичем, а ей было 17 лет, встретив его в присутствии его семьи после своего выпускного спектакля. Отношения продолжались три года, пока Николай не женился на будущей императрице Александре Федоровне в 1894 году, вскоре после смерти своего отца Александра III. Матильда писала о будущем царе: «Он обладал несравненным знанием русского языка и его тонкостей и находил величайшее удовольствие в чтении русской классики. Помимо того, что он был эрудирован и прекрасно говорил на нескольких языках, в чтении ему помогал необыкновенная память, по натуре фаталист, он имел самое высокое представление о своей миссии. Он считал своим долгом оставаться в России, даже и особенно после революции, и никогда не покидал родную землю, за что поплатился своей жизнью и жизнью. жизни своей семьи за веру в русский народ». [ 3 ] : 21, 35–42
Два великих князя
[ редактировать ]Скандалы и слухи вокруг ее имени развивались и сохранялись по мере того, как она вступала в сексуальную связь с двумя великими князьями из рода Романовых : Сергеем Михайловичем и его двоюродным братом Андреем Владимировичем . В 1902 году она родила сына Владимира (известного как «Вова»; 30 июня 1902 г. - 23 апреля 1974 г.); Позже он получил титул Его Светлости князя Романовского-Красинского, но сказал, что никогда не знал наверняка, кто его отец. [ 5 ] [ 6 ]
Однако Кшесинская писала, что «Серж точно знал, что он не был отцом ребенка» и что она «полна моей любви к Андре и моему сыну». Далее она заявляет: «Мы решили назвать нашего сына Владимиром в честь великого князя Владимира, отца Андре». [ 3 ] : 70–74
Тренерская работа Павловой
[ редактировать ]Хотя Кшесинская могла быть очаровательной и доброй с коллегами, такими как молодая Тамара Карсавина , она не боялась использовать свои связи с царем для укрепления своих позиций в императорских театрах. Она была известна тем, что вшивала в свои костюмы ценные драгоценности и выходила на сцену в роли принцессы Аспиции в « Дочери фараона» в диадемах и колье, инкрустированных бриллиантами. Она могла быть безжалостной к соперникам. Один из ее наиболее известных просчетов произошел, когда, будучи беременной в 1902 году, она тренировала Анну Павлову в роли Ники в «Баядерке» . Она считала Павлову технически слабой и считала, что юная балерина не сможет ее отодвинуть на второй план. Вместо этого зрители были очарованы хрупкой, длинноногой и неземной на вид Павловой, и родилась звезда. [ 7 ]
Цыплята на сцене
[ редактировать ]Другой печально известный инцидент произошел в 1906 году, когда желанная Кшесинской роль Лизы в постановке Петипа/Иванова « Дочь плохой предусмотрительности» была отдана Ольге Преображенской . Особенностью этой постановки было использование на сцене живых кур. Перед вариацией Преображенской в па-де-рубане первого акта Кшесинская открыла двери курятника, и при первой же ноте музыки куры разлетелись по сцене. Тем не менее Преображенская продолжила свой вариант до конца и получила бурные аплодисменты, к большому огорчению Кшесинской.
Финансы
[ редактировать ]Благодаря своим аристократическим связям ей удалось накопить много ценного имущества в российской столице. [ 3 ] : 84–89 Большевики вскоре захватили ее дом после Февральской революции . Именно здесь Владимир Ленин выступил на митинге петроградских большевиков вскоре после того, как он обратился к толпе на Финляндском вокзале , когда вернулся в 1917 году. [ 8 ] В своих воспоминаниях она утверждает, что они превратили его в своего рода свинарник; она обратилась в суд, чтобы вернуть его, но получила угрозы смертью; однажды, проходя мимо дома, она увидела Александру Коллонтай в саду в одном из своих пальто. Большевики были вынуждены покинуть дом только после Июльских дней . [ 9 ]
Переехать во Францию
[ редактировать ]
Кшесинская была вынуждена бежать из дома вместе с сыном Вовой 27 февраля 1917 года ( по старому стилю ), во время Февральской революции. Ее дом, занятый большевиками, Кшесинская писала: «А Петроград был кошмарным миром арестов, убийств офицеров на улицах, поджогов, грабежей». Погостив какое-то время у друзей и родственников, она 13 июля уехала из Петрограда и оказалась в Кисловодске вместе с Андреем. 30 декабря 1919 года Белая армия уже не смогла остановить вторжение красных на Кавказ , она была вынуждена бежать в Новороссийск . 13 февраля 1920 года Матильда, Вова и Андрей сели на борт лайнера «Ллойд Триестино» , оставив позади русскую землю. 12 марта 1920 года они прибыли на виллу Кшесинской в Кап-д'Ай . [ 3 ] : 136–139, 146–147, 165, 167, 170
30 января 1921 года Андрей и Матильда обвенчались в русской церкви в Каннах. По словам Кшесинской, великий князь Кирилл Владимирович России «даровал мне имя Красинской с титулом княгини. Наш сын также получил титул князя». В 1935 году в связи с морганатическим браком к ним добавилась фамилия Романовский, а к фамилии сына добавилась Романов. [ 3 ] : 175–176
9 декабря 1925 года она перешла из католической церкви в русскую православную церковь . 5 февраля 1929 года они переехали в свой парижский дом. 26 марта Кшесинская открыла танцевальную студию, а 6 апреля дала первое занятие. К 1933 году у нее было более сотни учеников, мальчиков и девочек. Среди ее учеников были Татьяна Рябучинска , Перл Аргайл , Андре Ховард , Джун Брей , Марго Фонтейн , Памела Мэй , Гарольд Тернер и Дайана Гулд . 14 июня 1936 года она в последний раз появилась на сцене в возрасте 64 лет, на юбилейном выступлении в Ковент-Гардене . [ 3 ] : 183, 187–188, 195, 200–203, 206
В 1960 году она опубликовала автобиографию под названием «Сувениры Кшесинской» (опубликована на английском языке как « Танцы в Петербурге: Мемуары Кшесинской» ). В последующие годы она страдала от финансовых трудностей, но оставалась неукротимой. Она умерла в Париже в возрасте 99 лет. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа вместе с мужем и сыном. [ нужна ссылка ]
Культурные изображения
[ редактировать ]- «Падение орлов» — 13-серийная телевизионная драма, созданная Джоном Эллиотом для BBC; изображаемый Яном Фрэнсисом (1974).
- Анна Павлова , фильм Эмиля Лотяну ; роль Натальи Фатеевой (1983).
- Matilda , film by Aleksey Uchitel ; portrayed by Michalina Olszańska (2017).
- Безымянный проект Матильды Кшесинской , автор сценария Пол Шрейдер (уточняется). [ 10 ] [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кшесинская 1960. Танцы в Петербурге . Лондон, переведенный Haskell.
- ↑ Последний — версия Бомонта, «Балет Дягилева в Лондоне» , 1940 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кшесинская, Матильда (1960). Танцы в Петербурге: Воспоминания Кшесинской — примы-балерины Российского императорского театра и фаворитки будущего царя Николая II . Пантианос Классика. стр. 6–22. ISBN 9781789870787 .
- ^ Мариус Петипа (1958). Русский балетмейстер: Мемуары Мариуса Петипа . ООО «Танцевальные книги».
- ↑ Хотя Андрей признал Вову своим сыном, не исключено, что биологическим отцом Вовы был великий князь Сергей, отчество которого ему было присвоено. Также предполагалось, что великий князь Владимир Романов отцом был . Другой слух, об отце Николая II, был выдвинут Эдриен Шарп в ее вымышленном рассказе о Кшесинской « Правдивые мемуары маленького К.» (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2010). ISBN 0-374-20730-5 [проверено Мартин, Бенджамин Франклин (28 ноября 2010 г.). «Мемуары любовницы царя Николая II — лишь отчасти вымысел». Адвокат . Батон Руж. п. 3Е. ].
- ↑ Имея дружеские отношения с князем Владимиром Андреевичем в течение последних 17 лет его жизни, я ни разу не слышал, чтобы он высказывал какие-либо сомнения относительно личности своего отца. В своих воспоминаниях, опубликованных под названием « Танцы в Петербурге» , его мать на стр. 89 пишет: «Серж точно знал, что он не был отцом ребенка... Мы решили назвать сына Владимиром, в честь великого князя Владимир, отец Андре».
- ^ Павлищева 2018 .
- ^ Троцкий, Леон История русской революции, том 1, глава 15.
- ^ Троцкий, Леон История русской революции, том 2, глава 2.
- ^ Салаи, Георг (17 мая 2012 г.). «Канны 2012: Пол Шрейдер напишет сценарий биографического фильма о русской балерине (эксклюзив)» . Голливудский репортер . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Без названия Проект Матильды Кшесинской на IMDb
Автобиография
[ редактировать ]- Ее Светлость Княгиня Романовская-Красинская. Танцы в Петербурге — Лондон, 1960, 1973.
- САС «Принцесса Романовский-Красинский Сувениры Кшесинской» — Париж, 1960 г.
Источники
[ редактировать ]- Холл, Корин, Императорская танцовщица: Матильда Кшесинская и Романовы , Sutton Publishing, Англия, 2005.
- Арнольд Л. Хаскелл. Дягилев. Его творческая и личная жизнь. — Нью-Йорк, 1935.
- Marija Trofimova, "Prince Serge M. Wolkonsky – theatrical critic of Poslednie Novosti" (“Knyaz Sergei Volkonsky – teatralny kritik gazety Poslednie Novosti”) (in Russian), Rev. Etud. Slaves, Paris, LXIV/4, 1992. [There are a lot articles about Kschessinska's ballet school].
- Pavlischeva, Natalya (2018). Анна Павлова. "Неумирающий лебедь" [ Anna Pavlova. The Immortal Swan ] (in Russian). Yauza. ISBN 978-5-9500752-8-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- История Матильды на сайте www.peoples.ru (на русском языке)
- В поисках Матильды Кшесинской (на английском языке)
- Галерея Балерина – Матильда Кшесинская
- Берджесс, Анна (1 ноября 2021 г.). «Ценная рукопись — и ценный урок — обнаружены в советском архиве» . Гарвардская газета .
- 1872 рождения
- 1971 смертей
- Танцоры из Санкт-Петербурга
- People from Sankt-Peterburgsky Uyezd
- Выходцы из Российской империи польского происхождения
- Люди, эмигрировавшие, спасаясь от большевизма
- Белые русские эмигранты во Франции
- Первая балерина в целом
- Танцоры Русского балета
- Балерины Российской Империи.
- Любовницы русской королевской семьи
- Солисты Мариинского балета
- преподаватели русского балета
- Переходит в православие из католицизма
- Похороны на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
- Дом Романовых в ссылке
- Русские принцессы по замужеству