Облагораживание
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2021 г. ) |
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Май 2021 г. ) |
Благородство — это присвоение дворянства , включение человека в дворянский класс . В настоящее время лишь несколько королевств все еще предоставляют людям дворянство; среди них Испания , Великобритания , Бельгия и Ватикан . В зависимости от времени и региона различные законы регулировали, кто и как может быть облагорожен. Обычно дворянство присваивалось лицам, оказавшим помощь государю . В некоторых странах (например, во Франции при старом режиме ) это переросло в покупку дворянских патентов , в результате чего богатые простолюдины (например, купцы) могли приобрести дворянский титул.
Облагораживающие качества
[ редактировать ]Средневековые теоретики дворянства опирались на более ранние классические концепции (платонические, аристотелевские и христианско-эллинистические) о том, какие личные качества и добродетели являются основанием для дворянства. В «Государстве» Платона он предусматривает продвижение и деградацию граждан в соответствии со строгой духовной меритократией. По словам Уилла Дюранта : «Если сын правителя — болван, он падает при первой же стрижке; если сын чистильщика сапог — человек способный, ему открыт путь к тому, чтобы стать стражем государства» (Дюрант, История философии , 1961, с.28). В средние века геральдические писатели цитировали библейские примеры, чтобы продемонстрировать, что благородство — это не просто вопрос происхождения, но и личной добродетели : Сим, Хам и Иафет произошли от одного отца, однако Хам был неблагороден, а царь Давид вырос из пастыря и стал царем через чистая вера и солдатское мужество . Бартол определил естественное дворянство, ссылаясь на Аристотеля , который в своей «Политике» объясняет, почему некоторые люди выделяются на свободу своими добродетелями (и особенно своей способностью управлять) и так отличаются от массы людей, чьи таланты подходят им только для служебная роль. Тех свободных людей, добродетели которых позволяют им править, Бартол определяет как естественное дворянство. Что касается природного благородства, Бартол аплодировал. Данте Алигьери Аргумент в его Convivio о том, что благородство происходит не от древнего богатства, украшенного прекрасными манерами, а является средством индивидуальной добродетели. Бартол утверждает, что принц должен стремиться сделать свое владычество истинным зеркалом Божьего, продвигая вперед только тех, кто по своей природе благороден (см. Морис Кин , Рыцарство , стр. 149). Жоффруа де Шарни , известный рыцарь , утверждал, что «Бог отметит тех, кто доблестно трудится, даже если они имеют небольшое состояние» ( «Livre de chevalrie» , в «Oeuvres de Froissart», изд. К. де Леттенхов I, часть III). , 494, 495). В эпоху Возрождения платонически-христианская гуманистическая вера в добродетель как сущность благородства была выражена в латинской фразе: Virtus vera nobilitas est (Добродетель — это истинное благородство). Контрреволюционный писал о продвижении по писатель Эдмунд Берк службе, основанном на заслугах: «...путь к выдающемуся положению и власти из неясных условий не должен быть слишком легким и, конечно же, не должен быть слишком большим. Если редкие заслуги редчайшая из редких вещей должна пройти своего рода испытание. Храм чести должен быть возведен на возвышении. Если он открывается посредством добродетели, то следует также помнить, что добродетель испытывают только некоторые. сложность и некоторые борьба." Наполеон Бонапарт и Фридрих Ницше позже продолжили традицию продвижения видения аристократической меритократии , хотя уже не в рамках (и в оппозиции) католически-рыцарских рамок.
Королевство Польское
[ редактировать ]В Королевстве Польском , а затем и в Речи Посполитой , дворянство ( nobilitacja ) означало присоединение человека к шляхте (польскому дворянству). Сначала его даровал монарх , а с конца XVI века - сейм, давший облагороженному лицу [ 1 ] герб . Часто этот человек мог присоединиться к существующей дворянской шляхетской семье со своим гербом ( геральдическое усыновление ). Увеличение численности польского дворянства за счет заслуживающих доверия дворянств было пропорционально минимальным с 14 века.
Великое Княжество Литовское
[ редактировать ]В конце XIV века в Литовском Великом княжестве Витаутас Великий реформировал армию Великого княжества : вместо того, чтобы призывать всех мужчин к оружию, он создал силы, состоящие из профессиональных воинов - баджораев («дворян»; см. родственное слово « боярин »). . Поскольку дворян не хватало, Витовт подготовил подходящих людей, освободив их от работы на земле и от других повинностей; за военную службу великому князю им были пожалованы земли, которые обрабатывались наемниками ( велдамами ). Вновь образованные дворянские семьи обычно брали в качестве языческие имена фамилий литовские своих дворянских предков; так было с Гоштаутаем , Радвилосами , Астикай , Кенсгайлос и другими. Эти семьи получили свои гербы при Городловской унии (1413 г.).
В 1506 году король Сигизмунд I Старый подтвердил позицию Литовского совета господ в государственной политике и ограничил вход в дворянство .
Российская Империя
[ редактировать ]После реформ царя Петра Великого в начале 18 века дворяне в России были обязаны служить гражданскими или военными чиновниками. Личное дворянство автоматически присваивалось всем гражданским и военным чиновникам, начиная с соответствующего звания капитана . Наследственное дворянство предоставлялось всем чиновникам в чине полковника (любая военная должность имела эквивалентную по званию гражданскую). Позже система была распространена на купцов и промышленников, которые, сделав успешную карьеру в управлении бизнесом достаточно большого размера, могли получить личное или наследственное дворянство.
См. также
[ редактировать ]- Комиссия на поле боя , современный эквивалент дворянства за доблесть или посвящения в рыцари на поле битвы в старом режиме.
- Источник чести
- Гаэтано Моска . Социологическая концепция «циркуляции элит»
- Меритократия , или политический порядок, «открытый для талантов»
- Новый человек
- Пэрство
- Повышение (ранг)
- Социальная мобильность
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лычковский, Юрий. «Облагораживания» . Реестры дворян Речи Посполитой за 1569-1792 гг.