Махмудходжа Бехбуди
Махмудходжа Бехбуди | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Махмудходжа ибн Бехбуд Ходжа 20 января 1875 г. Самарканд |
Умер | 25 марта 1919 г. Противоположный |
Занятие | Писатель, журналист |
Литературное движение | джадидизм |
Махмудходжа Бехбуди ( кириллица Махмудходжа Бехбуди; арабская письменность) Махмуд Хаджа Бехбоди ; Махмудходжа ибн Бехбуд Чодша (20 января 1875, Самарканд ; 25 марта 1919, Карши ) — джадидский активист, писатель, журналист и ведущий общественный деятель в Императорской России и Советском Туркестане .
Жизнь
[ редактировать ]Мехмудходжа Бехбудий родился 20 января 1875 года ( по новому стилю ) на окраине Самарканда в Русском Туркестане . Многие члены его семьи были исламскими учеными, и Бехбудий тоже стал кази после получения образования в медресе . После восьмимесячной поездки в Аравию, Закавказье, Стамбул и Каир в 1899 году, которая позволила ему познакомиться с культурными движениями ислама во всем мире, он начал свою общественную карьеру в Центральной Азии в 1903 году. Он подписался на Исмаила Гаспирали . с Терджуманом и изменил свое имя с ибн Бехбуда Чодша на Бехбудий . [ 1 ] Он также писал статьи в поддержку джадидизма во всех газетах Средней Азии, а в 1913 году запустил еженедельный журнал «Айна» («Зеркало»), который издавал почти самостоятельно в течение двадцати месяцев. [ 2 ] Он также издавал газету «Самарканд» . [ 3 ] Среди его друзей были Сиддики Айзий , Абдукадир Шакурий и Хаджи Муин .
После Февральской революции 1917 года Бехбудий стал одним из двух мусульманских членов первого исполнительного комитета Самарканда. [ 4 ] Во время дебатов о территориальной автономии Туркестана в последующие месяцы Бехбудий был одним из немногих джадидов, выступавших за.
Бехбудий был арестован последним эмиром Бухары в Карши в 1919 году, вероятно, по пути на Парижскую мирную конференцию . [ 5 ] После периода пыток, во время которых он также написал свое завещание, его казнили. [ 6 ] Город Карши позже был переименован в Бехбудий в его честь с 1922 по 1937 год. [ 7 ]
Работа
[ редактировать ]
1917 года разделила творчество Бехбудия на два этапа. Русская революция До этого Бехбудий писал газетные и журнальные статьи, а также учебники, его первой публикацией стала статья в газете Туркистонского вилоятина . Он также открыл читальный зал в Самарканде и продвигал театр, который считал эффективным способом распространения пропаганды. В 1913 году он также написал первую современную среднеазиатскую пьесу «Падаркуш» («Отцеубийца»), которая рассматривалась как местный противовес татарским гостевым пьесам. Многие из его работ, типичные для модернистской литературы в Центральной Азии, несли сильный образовательный посыл. [ 2 ] После революции он стал непосредственно заниматься политикой, посещая съезды и выступая с речами перед представителями советской власти.
Одной из его проблем были равные возможности образования для всех граждан; он также боролся за права женщин и хотел, чтобы оба пола были равны.
Библиотека «Бехбудия»
[ редактировать ]Одним из положительных дел, начатых Бехбуди для благоустройства страны, стала библиотека «Бехбудия» . Бехбуди был одним из первых, кто открыл библиотеку. Он издавал первую местную газету и республиканский журнал в Самарканде , написал первую национальную драму, был , как отмечал Б. Касимов, «первым теоретиком и практиком» методистских школ в Туркестане .
11 сентября 1908 года эта библиотека была открыта в «Янги раста 99» после получения официального одобрения губернатора Самарканда.
Однако новость об открытии библиотеки была опубликована некоторое время назад. Туркестонская Об этом сообщает " вилоятинская газета " ("Ведомости Туркестанской области"). Программа, имевшая 27 глав, определяла все должностные вопросы библиотеки («Ведомости Туркестанской области», 1908, № 27). Годовая стоимость членства в библиотеке составляет 3 сума . Основная цель библиотеки — побудить местную мусульманскую молодежь и студентов медресе заниматься современными науками.
В создании библиотеки ему помогли друзья Хаджи Муин, Васлий Самарканди и преподаватель Абдулкадир Шакурий. В библиотеке быстро накопилась значительная коллекция бесценных периодических изданий местной, национальной и международной прессы. В частности, в библиотеке читатели и пользователи могли читать и пользоваться светской и религиозной литературой многих народов, детскими книгами, книжками с картинками, газетами, словарями, атласами и энциклопедиями.
Сначала библиотека работала 14 часов в день и хранила 200, а затем и 225 томов литературы. Библиотека открыта семь месяцев, насчитывает 125 членов и за это время удовлетворила духовные потребности почти 2000 читателей. Для библиотечной работы первые два года были полезны. Для поддержания библиотеки существовало достаточное количество посетителей и волонтеров. Но к 1910 году он стал менее активным. Это произошло из-за ряда факторов. Основными причинами этого были прежде всего борьба древних с древними, а также ложные обвинения античных ученых в адрес древних. За его положение боролись простые люди, которым не хватало образования и понимания этих вопросов. Сообщается, что в 16-м номере «Вестника Туркестанской области» за 1910 год улемы назвали библиотеку неверным и опасным местом и издали фетву родителям не отправлять своих детей в такие места. К 1912 году, когда он родился, библиотека пришла в полный упадок. На повестке дня вопрос с деньгами. Тем не менее усилия Бехбуди позволили библиотеке продолжить работу. В начале 1914 года библиотека переживала тяжелые времена. На ежегодном собрании в этом году было решено поставить спектакль с помощью 15 посетителей библиотеки, чтобы спасти учреждение и решить его финансовые проблемы. Но библиотека от этого события никакой пользы не получила. Бехбуди хотел, чтобы библиотека страны служила народу еще очень долго, но сейчас это уже не так. Затем Бехбуди перенес библиотеку к себе во двор. Название этого было Библиотека «Бехбудия» .
Путешествия
[ редактировать ]29 мая 1914 года Бехбуди во второй раз отправился в путешествие по арабским странам. В ходе поездки он посетил такие города, как Байрамали , Ашхабад , Красноводск , Кисловодск , Пятигорск , Железноводск , Ростов , Одесса , и 8 июня прибыл в Стамбул . Оттуда он отправился в Адарну, а затем вернулся в Стамбул и встретился с Исмаилом Гаспринским. 20 июня. Затем он отправился в Иерусалим , Бейрут , Яффо , Халил ар-Рахман , Порт-Саид , Шам . Воспоминания о путешествии были опубликованы в журнале «Айна». Эти мемуары были важны во всех отношениях и представляли собой уникальный образец традиционного историко-мемуарного жанра начала ХХ века. Много места автор отдал впечатлениям от дороги и поучительным сторонам встреч с людьми. В какой бы город он ни ездил, он собирал информацию о его истории, памятниках и великих людях, выходцах из этого места. Его интересовали разные народы, их традиции и образ жизни. Особенно большое значение он придавал вопросам религии и веры.
Издательский
[ редактировать ]недостаточно Информации об издательстве Бехбуди , несмотря на то, что имеется множество свидетельств того, что он также занимался издательской деятельностью.
Тома, выпущенные Бехбуди, печатались в самаркандских типографиях, поскольку это издательство не имело собственной типографии, а функционировало как подразделение библиотеки. Причина в том, что необходимо было одновременно удовлетворить отдельные требования к оборудованию и финансированию типографии.
Карта Туркестана , Бухары , Хивы Бехбуди , учебники, драма « Падаркуш », «Путешественник на хинди» Фитрата были впервые переведены на русский язык в «Нашриёти Бехбудия».
Для школ, созданных под его руководством, Бехбуди написал и опубликовал учебники. он был единственным инструктором, который их свободно «раздавал».
И сегодня активно работают издательства, входящие в состав библиотек. И «Нашриёти Бехбудия», и «Библиотека Бехбудия» были академическими центрами, которые приносили пользу населению и освещали современное восприятие Бехбудии. [ 8 ]
Работы (подборка)
[ редактировать ]За свою жизнь Бехбудий внес важный вклад в узбекскую литературу . К моменту своей смерти он написал более 200 статей, учебников и театральных постановок для различных журналов и газет, включая Tercüman и Vaqt .
- 1903: географии. Учебник
- 1904: Китаб-ул-атфол (Детская книга)
- 1904: Краткая история ислама
- 1908: Краткая география России («География России»).
- 1913: Падаркуш («Отцеубийца»)
Драма «Падаркуш».
[ редактировать ]Бехбуди написал драму «Падаркуш» в 1911 году. Это была первая узбекская драма. Эта пьеса в 3-х действиях и 4-х сценах была простой по содержанию и рассказывала историю необразованного, невежественного мальчика, убившего своего отца. Бехбуди назвал жанр этого произведения «национальной трагедией». Царская цензура не допускает публикации этого произведения. «Посвящается 100-летию Бородинской битвы и освобождения России от французского нашествия», — его подвергли цензуре в Тбилиси. Пьеса была опубликована в 1913 году, но на ее постановку ушел еще год. Спектакль был поставлен в Самарканде 25 января 1914 года. Драма оказывает сильное влияние на людей. «Падаркуш» стало произведением, положившим начало новому этапу в узбекской литературе как по жанру, так и по содержанию. Драма была воспроизведена Авлони 27 февраля 1914 года в Ташкенте.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адиб Халид : Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии , Беркли и Лос-Анджелес, 1998, стр. 80.
- ^ Jump up to: а б Чарльз Курцман : Модернистский ислам, 1840–1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002, с. 257.
- ^ Халид: Джадидизм в Центральной Азии , стр. 214.
- ^ Халид: Джадидизм в Центральной Азии , с. 250.
- ^ Халид: Джадидизм в Центральной Азии , с. 300.
- ^ Узбекская советская энциклопедия , с. 202-203.
- ^ Карши на сайте Tourism.uz.
- ^ Джадиды: Махмудходжа Бехбуди . Ташкент: Молодёжное издательство. 2022. ISBN 978-9943-6682-2-5 .
Литература
[ редактировать ]- Адиб Халид : Политика мусульманской культурной реформы: джадидизм в Центральной Азии , Беркли и Лос-Анджелес, 1998.
- Ахмад Алиев: Мадмудходжа Бехбуди , Ташкент 1994.
- Д. Алимова, Д. Рашидова: Махмод Ходжа Бехбуди и его историческое видение , Ташкент, 1998.
- Чарльз Курцман : Модернистский ислам, 1840–1940. Справочник , Нью-Йорк, 2002, с. 257.
- 1875 рождений
- 1919 смертей
- Ислам в России
- Джадиды
- Люди из Самарканда
- Члены Учредительного собрания России.
- Советские журналисты
- Советские издатели (чел.)
- Советские писатели
- Узбекские журналисты
- Узбекские издатели (чел.)
- узбекские писатели
- Мусульмане из Российской Империи
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»