Жорж Биасу
Джордж Биасу | |
---|---|
![]() Рисунок Биассу 1806 года, сделанный художником Хуаном Лопесом Канселада. | |
Рожденный | Сен-Доминго , Эспаньола (ныне Гаити) | 1 января 1741 г.
Умер | 14 июля 1801 г. | ( 60 лет
Место отдыха | Толомато кладбище |
Другие имена | Хорхе Биасу |
Гражданство | испанский |
Годы активности | 1791–1795 |
Известный | Возглавлял восстание рабов в Сан-Доминго, испанский генерал. |
Почести | Почетный караул |
Жорж Биасу (1 января 1741 — 14 июля 1801) был одним из первых лидеров восстания рабов 1791 года в Сен-Доминго , положившего начало Гаитянской революции . вместе с Жаном-Франсуа и Жанно предсказал ему, что вуду Священник Датти Букман он возглавит революцию.
Как и некоторые другие лидеры рабов, он боролся вместе с испанскими роялистами против французских революционных властей в колониальном Гаити . Потерпев поражение от своего бывшего союзника Туссена Лувертюра , который вступил в союз с французами после того, как они пообещали освободить рабов, Биасу остался на службе испанской короне. Он покинул Санто-Доминго в 1795 году и переехал со своей семьей во , которая тогда была частью испанской колонии Куба Флориду . [ 1 ]
Во Флориде Биасу сменил имя на Хорхе. Испанские лидеры поставили его во главе черной милиции во Флориде. Он начал строить там союзы, когда его зять женился на беглеце из Южной Каролины. Флорида предоставила убежище как плантаторам, так и рабам во время американской революции . [ 2 ]
Жорж Бьясу родился в 1741 году на острове Эспаньола , в качестве раба на сахарной плантации во французской колонии Сен-Доминго , современное Гаити . [ 3 ] Он был одним из первых лидеров восстания рабов 1791 года в Сен-Доминго, в ходе которого он и его коллеги-лидеры, Жан-Франсуа Папийон и Жанно Пуль , убили владельцев плантаций, которым они были порабощены. В конечном итоге это привело к Гаитянской революции (1791–1804 гг.). Бьяссу и Жан-Франсуа предложили прекратить восстание в обмен на эмансипацию, однако Франция была озабочена многочисленными войнами и поэтому отклонила это предложение. В 1793 году война между Францией и Испанией проявилась на Эспаньоле. Биассу и его товарищам-революционерам было предложено помочь Испании в борьбе против Франции в обмен на свободу, на что они согласились. [ 4 ] Франция отменила рабство на всей территории своей империи в 1794 году, однако Биасу остался верен Испании. [ 5 ]
В 1796 году Биасу переехал в Сент-Огастин, штат Флорида , где стал генералом свободной черной милиции, дислоцированной в форте Матансас . Он умер там в 1801 году. [ 6 ]
Санто-Доминго
[ редактировать ]
Жорж Бьясу родился в 1741 году в Сен-Доминго, Эспаньола. Эспаньола — остров, который ранее состоял из Сен-Доминго на западной трети и Санто-Доминго на востоке. Сен-Доминго теперь признан Республикой Гаити , а Санто-Доминго — Доминиканской Республикой . Остров расположен в составе Больших Антильских островов , группы островов в Карибском море. [ 3 ] и часть Вест-Индии . [ 7 ] Первоначально на Сен-Доминго претендовала Испания, которая позже уступила колонию Франции. Франция контролировала Сен-Доминго с 1659 по 1804 год, и он стал самой прибыльной колонией во Французской колониальной империи , а также во всем Карибском бассейне. [ 8 ]
Сен-Доминго был известен как «Жемчужина Антильских островов» за свои ресурсы, прибыльность и красоту. [ 3 ] Экономика зависела от плантаций рабов и производства экспортных культур. Порабощенные африканцы выращивали сахар на северных равнинах вокруг Кап-Франсэ и кофе в гористой местности. [ 9 ] Жорж и его семья работали на сахарной плантации. [ 6 ] К 1780-м годам Сен-Доминго производил 40% всего сахара и 60% всего кофе в Европе, что приносило прибыль французскому правительству и еще больше укрепляло его доминирование. Для поддержания этой экономики, начиная с 1786 года, в Сен-Доминго из Африки ежегодно ввозилось около 40 000 рабов. [ 9 ] Колония Сен-Доминго считалась одной из самых суровых, учитывая высокий уровень насилия и смертности. Владельцы плантаций были известны своей жестокостью и часто использовали кнуты для наказания своих рабов, создавая беспрецедентный уровень насилия. [ 9 ] [ 10 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Население Сен-Доминго было расслоено по жесткой кастовой системе . [ 11 ] Население было разделено на три группы. Белые колонисты, или « ле блан», принадлежали к самому высокому рангу. [ 11 ] Эта группа была разделена на правительственных чиновников и владельцев плантаций, называемых «гранд-блан» , и низший класс белых, называемых «пети-блан» . [ 12 ] которые обычно были лавочниками, ремесленниками и чернорабочими. [ 11 ] Свободные цветные люди, или « цветные люди» , были « мулатами ». [ 11 ] которые были потомками белых отцов и черных матерей. [ 12 ] Они были относительно образованы и обычно были администраторами на плантациях или в армии. Некоторые даже владели собственными плантациями и рабами. [ 11 ] В этот слой входили также « афраншизы », которые на протяжении поколений были свободными, владели собственностью и пользовались значительными правами. Однако они были исключены из государственных должностей и некоторых профессий. Члены этого слоя часто больше идентифицировали себя с белыми, однако по-прежнему сталкивались с отчетливой социальной дифференциацией. [ 12 ] Рабы африканского происхождения, такие как Жорж Биасу, заняли самое низкое место. [ 11 ] [ 12 ] В 1789 году в Сен-Доминго проживало 500 000 рабов и 32 000 белых. [ 11 ] Эта модель колониальной стратификации заложила основу современной классовой системы Гаити. [ 12 ]
Социальный конфликт
[ редактировать ]Белые колонисты и черные рабы постоянно участвовали в жестоких конфликтах, во многих из которых участвовали « мароны ». Поль Фрегози в своей книге « Мечты об Империи: Наполеон и Первая мировая война 1792-1815 годов» подчеркивает, что каждый из трех социальных классов в Сен-Доминго презирал друг друга. [ 1 ]
В мае 1791 года французское правительство предоставило гражданство более богатым эмансипированным рабам, которых часто называли « афраншизами ». Это вызвало бурю негодования среди небольшого европейского населения Сен-Доминго, которое отказывалось относиться к ним как к равным. Это, а также поколения неравенства и жестокости привели Биасу и других африканских рабов в ярость.
В июле 1791 года произошли физические столкновения между европейцами и африканскими рабами, а в августе того же года вспыхнуло восстание рабов. [ 13 ] Жорж Бьяссу присутствовал на церемонии Вуду в Буа-Кайман, где священник Вуду Датти Букман заявил, что Жорж Биасу, Жан-Франсуа Папийон и Жанно Булле возглавят восстание. Жан-Франсуа казнил Жанно в начале восстания из-за его чрезмерного насилия и жестокости, в частности из-за того, что он командовал лагерем повстанцев, в котором пытал и казнил белых заключенных. [ 1 ]
Гаитянская революция
[ редактировать ]
Гаитянская революция представляла собой серию конфликтов, которые начались 22 августа 1791 года и закончились 1 января 1804 года. В ней участвовали гаитянские рабы, «афраншизы », « мулаты », колонисты, французские роялистские войска, французские революционные силы, а также британская и испанская армии. . Первоначально революция была восстанием против французской имперской власти; однако позже это переросло в битву расового неравенства, а затем и рабства в целом. [ 4 ] Томаса Мадиу В «Истории Гаити» (англ. «История Гаити») подчеркивается, что в первые месяцы боевых действий Жорж Биассу и Жан-Франсуа Папийон стали наиболее важными лидерами повстанцев. [ 8 ] Биасу приказал примерно 40 000 рабам сжечь плантации и убить «великих белых». [ 13 ] Бьяссу и Папийон предложили мирные переговоры с Францией, предложив прекратить восстание в обмен на эмансипацию. Франция была озабочена тем, что находилась в состоянии войны с несколькими монархиями и королевствами, и поэтому отклонила это предложение. Одновременно Биасу и Папийон наладили неофициальные контакты с Испанией, контролировавшей Санто-Доминго.
В 1793 году Франция объявила войну Испании, войну, которая в конечном итоге проявилась на Эспаньоле. Испания предоставила свободу революционерам в обмен на их помощь в борьбе с Францией в Санто-Доминго. военная организация под названием «Черные помощники Карла IV» Для лидеров повстанцев была создана . Среди членов были Жорж Бьяссу, Жан-Франсуа Папийон, Туссен Лувертюр и другие повстанцы. Черным вспомогательным войскам было предоставлено оружие, припасы и зарплата. В конечном итоге Биасу получил испанское гражданство, золотые медали, а также письма признания и доверия от правительства Испании. [ 6 ]
Освобождение рабов в Сен-Доминго
[ редактировать ]В 1792 году аболиционистка Леже Фелисите Сонтонакс была отправлена в Сен-Доминго из Франции для поддержания порядка. Он был назван фактическим правителем Сен-Доминго с сентября 1792 по 1795 год. [ 14 ] Сонтонакс также предложил свободу рабам, присоединившимся к его армии. [ 11 ] В сентябре и октябре 1793 года на всей территории Сен-Доминго было освобождено рабов. Некоторые повстанцы, в том числе Туссен Лувертюр, вышли из состава Черных вспомогательных сил, чтобы вернуться в Сен-Доминго и поддержать французов.
Верность Испании
[ редактировать ]Бьяссу и Франсуа остались верны Испании, несмотря на то, что это означало, что им пришлось сражаться против своего бывшего товарища Лувертюра. Биасу и Франсуа продолжали защищать Испанию до окончания войны. [ 13 ] Испания была благодарна за эту лояльность, однако, когда война завершилась, испанское правительство больше не знало, что делать со своими гаитянскими «волками». Революционеры были вооруженными, опытными и бывшими членами армии. [ 5 ]
4 февраля 1794 года во всех французских колониях были освобождены все рабы. Это было закреплено в соответствии с законом и было ратифицировано Национальным собранием Франции . По Базельскому договору 1795 года Испания уступила Санто-Доминго Франции. [ 11 ] Впоследствии Испания распустила «Черные вспомогательные силы», а это означало, что ее члены, включая Биассу, должны были покинуть Эспаньолу. [ 6 ]
Святой Августин
[ редактировать ]
В 1795 году Черные вспомогательные силы покинули Санто-Доминго и направились на Кубу . Однако кубинские официальные лица опасались, что их присутствие спровоцирует движение рабов на Кубе. Таким образом, Черным вспомогательным войскам был запрещен вход. Вместо этого они отплыли в Сент-Огастин , столицу Восточной Флориды , которая также находилась под контролем Испании. Святой Августин уже в 1792 году ввел в действие законы о расовом равенстве, предоставив тем самым убежище освобожденным рабам и даже бывшим плантаторам. [ 5 ]
По прибытии губернатор Сент-Огастина Хуан Непомучено де Кесада-и-Барнуэво организовал двухдневный ужин для Жоржа и его гаитянских последователей, которых он считал семьей. Жорж изменил свое имя на «Хорхе» и в дальнейшем стал свободным испанским генералом. Он был назначен лидером Чёрной милиции Святого Августина, которой он командовал из форта Матансас . [ 14 ]

Хотя Биасу в большинстве воспринимался как герой, насилие, которое он совершал в своем стремлении к свободе, не было секретом. [ 6 ] Учитывая это, колонисты и администраторы Флориды боялись Биасу, опасаясь, что он может спровоцировать восстание рабов и во Флориде. произошло два заговора по восстанию рабов . Они были особенно утомлены тем, что в Пуэнт-Купе, штат Луизиана , который расположен сравнительно близко к Флориде, [ 15 ] Несмотря на это, губернатор Кесада приложил усилия, чтобы сохранить имидж Биасу как верного солдата, а не мятежника. Биасу носил одежду с золотой отделкой и носил с собой серебряную саблю и кинжал из слоновой кости. [ 5 ]
Конституция 1801 года
[ редактировать ]Пока Биасу поселился в Сент-Огастине, Наполеон Бонапарт разработал новую французскую конституцию для всех ее колоний. Туссен Лувертюр пропагандировал конституцию 7 июля 1801 года и стал губернатором Эспаньолы. Статья 3 конституции гласит: «Рабы существовать не могут, крепостное право там навсегда отменено. Все люди рождаются, живут и умирают свободными и французами». [ 16 ]
Последние годы
[ редактировать ]
Жорж Бьяссу жил в доме Сальседо в Сент-Огастине. Он купил плантацию, которую обрабатывали его собственные рабы. [ 17 ] Биасу продолжал служить Испании в свои последние годы, защищая Флориду от нападений индейцев семинолов . Он прожил 10 лет на свободе, прежде чем умер в возрасте 60 лет 14 июля 1801 года. [ 4 ] во время пьяной драки. [ 11 ] Он был удостоен католической мессы и похоронен на кладбище Толомато . Точное местонахождение его могилы неизвестно, поскольку большинство надгробий были деревянными и давно исчезли. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Жоржа чтили как испанского офицера и почетного ветерана, а он был отмечен почетным караулом . на его похоронах [ 13 ] 1 января 1804 года остров Эспаньола был объявлен независимым государством, разделенным на Республику Гаити и Доминиканскую Республику. Гаити — единственная страна в современной истории, возникшая в результате успешного восстания рабов. [ 9 ] Независимость Гаити выявила взаимозависимость между освобождением рабов и построением суверенного государства , что привело к возникновению таких вопросов, как определение гражданства и трудности в закладывании политических основ. [ 19 ] Влияние Жоржа Бьясу превзошло внутренний порог и навсегда повлияло на мировую политику. Гаитянская революция продиктовала структуру международных отношений в предстоящем XIX веке, разгромив Французскую колониальную империю и последующее влияние на Испанию и Англию, которые вышли из конфликта ослабленными и оставались осторожными на долгие годы. [ 20 ]
В августе 2009 года посол США на Гаити Рэймонд Джозеф посетил Сент-Огастин, чтобы привлечь внимание к гаитянско-американскому наследию. Он посетил дом, форт и кладбище Биасу и возложил венок перед часовней на кладбище Толомато в честь Биасу. [ 4 ] В 1798 году Биассу также появился как вымышленный персонаж в романе Жана-Батиста Пикенара « Адонис, или хороший негр, колониальный анекдот» (англ. Adonis, или хороший негр, колониальный анекдот), в котором он изображен как « жестокий и кровожадный вождь». [ 5 ]
Показания свидетелей
[ редактировать ]Свидетельский отчет под названием « Революция Сен-Доминго, содержащий все, что произошло во французской колонии с начала революции до отъезда автора во Францию 8 сентября 1792 года» (название переведено на английский язык), написан анонимным автором. которого можно узнать только по тому факту, что он белый мужчина. Он подробно описывает свой опыт пребывания в качестве белого пленника в первую ночь восстания, 22 августа 1791 года. Этот рассказ дает яркое представление от первого лица.
Мсье Жозеф Гро был одним из белых пленников Жанно Булле в его лагере повстанцев. Гро также опубликовал отчет, в котором утверждает, что Жанно приказал пытать и казнить одного заключенного каждые 24 часа, чтобы «продлить свое удовольствие». За это Жанно Пуля предстали перед судом и казнены Жоржем Бьяссу и Жаном-Франсуа Папийоном. [ 13 ]
Современная стипендия
[ редактировать ]Жизнь Биасу тщательно изучалась учеными и историками, такими как Джейн Ландерс . Ландерс — историк, который на протяжении десятилетий проводил исследования Биасу и черного общества в испанской Флориде, имеет докторскую степень по истории латиноамериканских колоний. [ 21 ] Ее работы дают большую часть того, что известно о Жорже Биасу. Она написала несколько книг на тему черного общества и культуры, некоторые из которых озаглавлены:
- Несмотря ни на что: свободные чернокожие в рабовладельческих обществах Америки
- Атлантические креолы в эпоху революций
- Черное общество в испанской Флориде
Биасу также фигурирует как персонаж романа Мэдисона Смартта Белла 1995 года «Восстание всех душ» , первой книги из его трилогии о гаитянской революции. Он пытается представить исторически точную интерпретацию Гаитянской революции. В романе показаны яркие детали, которые не являются фактами сами по себе, а основаны на реальных событиях. В книге также наглядно представлены показания свидетеля мсье Жозефа Гро. Он был номинирован на премию ПЕН-Фолкнера в 1996 году и стал финалистом Национальной книжной премии США 1996 года . В 1996 году он также получил премию Анисфилд-Вольф как лучшая книга года, посвященная вопросам расы. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дюбуа, Лоран (2004). Мстители Нового Света: история Гаитянской революции . Издательство Гарвардского университета. стр. 115–151. ISBN 9780674034365 .
- ^ Берлин, Ира. Ушло много тысяч: первые два столетия рабства в Северной Америке (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1998), стр. 306–307.
- ^ Jump up to: а б с Фик, Кэролайн Э. (1992). Создание Гаити: революция Сен-Доминго снизу . Издательство Университета Теннесси. ISBN 0-87049-667-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Дюбуа, Лоран (2 сентября 2016 г.). Революция рабов в Карибском бассейне, 1789-1804 гг.: краткая история с документами . ISBN 978-1-319-04878-5 . OCLC 1048449681 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Ландерс, Джейн Г., 1947- (1999). Черное общество в испанской Флориде . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-02446-Х . OCLC 906769753 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Джонсон, Эрика (2017). «Стать испанцем во Флориде: Жорж Биассу и его «семья» в Сент-Огастине» . Журнал транснациональных американских исследований . 8 . дои : 10.5070/T881036609 .
- ^ Британская энциклопедия. 2020. Большие Антильские острова | Острова, Вест-Индия . [онлайн] Доступно по адресу: https://www.britanica.com/place/Greater-Antilles [По состоянию на 27 мая 2020 г.].
- ^ Jump up to: а б Перри, Джеймс М. (2005). Высокомерные армии: великие военные катастрофы и стоящие за ними генералы . Касл Букс Инкорпорейтед.
- ^ Jump up to: а б с д Артур, Чарльз; Дэш, Майкл Дж. (1999). Антология Гаити: Libète . Издательство Маркуса Винера.
- ^ Ландерс, Джейн (2011). Атлантические креолы в эпоху революций . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06204-7 . OCLC 1090458711 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джеймс, CLR (Сирил Лайонел Роберт), 1901–1989 гг. (2001). Черные якобинцы: Туссен Л'Увертюр и революция Сан-Доминго . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-029981-5 . OCLC 829333756 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Вингфилд, Р.; Парентон, виджей (1 марта 1965 г.). «Классовая структура и классовый конфликт в гаитянском обществе». Социальные силы . 43 (3): 338–347. дои : 10.2307/2574763 . ISSN 0037-7732 . JSTOR 2574763 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хейнл, Роберт Дебс; Хайнл, Нэнси Гордон; Хайнл, Майкл (2005). Написано кровью: история гаитянского народа, 1492-1995 гг . Университетское издательство Америки.
- ^ Jump up to: а б Отт, Томас О. (1 августа 1987 г.). «Леже Фелисите Сонтонакс: Пропавший страж республики» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 67 (3): 517–518. дои : 10.1215/00182168-67.3.517 . ISSN 0018-2168 .
- ^ Рикар, Улисс С. (1992). «Заговор рабов Пуэнт-Купе 1791 года». Материалы заседания Французского колониального исторического общества . 15 : 116–129 – через JSTOR.
- ^ Белл, Мэдисон Смарт. (2010). Туссен Лувертюр: биография . Винтажные электронные книги. ISBN 978-0-307-54819-1 . ОСЛК 857302658 .
- ^ Паркинсон, Венда, 1923- (2015). Этот позолоченный африканец . HBC Коммуникации. ISBN 978-1-884631-03-0 . OCLC 1006647590 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Ландерс, Джейн Г. (01.06.2016), «Биасу, Жорж/Хорхе», Центр афроамериканских исследований , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195301731.013.50865 , ISBN 978-0-19-530173-1
- ^ Фик, Кэролайн (2016), «Глава 1. Революционный Сен-Доминго и формирующаяся Атлантика: парадигмы суверенитета», Гаитянская революция и ранние Соединенные Штаты , University of Pennsylvania Press, стр. 19–41, doi : 10.9783/9780812292862 -002 , ISBN 978-0-8122-9286-2
- ^ Фистейн, Дэвид (2009). «Теория и социальная революция на Гаити». Журнал гаитянских исследований . 15 : 180–202 – через JSTOR.
- ^ Колледж, Флаглер. «Джейн Ландерс, доктор философии - Колледж Флаглер» . www.flagler.edu . Проверено 27 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Берлин, Ира. Ушло много тысяч: первые два столетия рабства в Северной Америке (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1998), с. 306-307
- Томас Мадиу. История Гаити. Том 1 1482–1799. Издания Анри Дешам, стр. 98.
- История Святого Августина: Хорхе Биассу в Св. Августине