Нафтали Хирз Уэсли
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Нафтали Хирз Уэсли | |
---|---|
Рожденный | Гамбург , Священная Римская империя | 9 декабря 1725 г.
Умер | 28 февраля 1805 г. Гамбург, Священная Римская империя | (в возрасте 79 лет)
Литературное движение | Иметь |
Нафтали Хирз ( Хартвиг ) Вессели [ Примечание 1 ] ( Идиш : Нафтали Харц Визке , Романизированный : Нафтали Хиртц Визель ; 9 декабря 1725 г. -28 февраля 1805 г.) был немецким еврейским хебраистом и педагогом .
Семейная история
[ редактировать ]Один из предков Уэссели, Джозеф Рейс , бежал из Подолии в 1648 году из -за преследований Чмилникки , во время которых погибла вся его семья. После короткого пребывания в Кракове Рейс поселился в Амстердаме , где он приобрел большое богатство, и где он, в 1671 году, был одним из подписчиков петиции правительству голландцев, требуя разрешения на возведение синагоги. Вместе со своим младшим сыном Моисеем (отцом Нафтали Хирз) Рейс позже поселился в Уэзеле на Рейне , откуда началась фамилия «Wessely». В синагоге в Уэзеле (разрушенном во время Кристалляхта ) сохранила некоторые ритуальные принадлежности, представленные ему Моисеем Рейсом Вессели, который, по совету принца Гольштейна , поставщик которого он был, переехал в Глюкштадт , затем столицу Слевика . Он установил там фабрику оружия. Король Фредерик VI из Дании позже отправил Моисея в Гамбург совершал важный бизнес и для Петра Великого в качестве своего агента, и, хотя там он также . Сын Моисея, Иссахар Бер Уэсли, был отцом Нафтали Хирц.
Биография
[ редактировать ]Нафтали Герц Уэсси прошел мимо своего детства в Копенгагене , где его отец был поставщиком короля. В дополнение к раввинским исследованиям под руководством Джонатана Эйбшюца он изучал современные языки. Как представитель банкира Фейтел, он позже посетил Амстердам , где он опубликовал (1765–66) его Ливан , или Ган Наул , филологическое исследование ивритовых корней и синонимов. Несмотря на то, что эта работа установила его репутацию в стиле и отсутствие научного метода, установила его репутацию. После брака в Копенгагене он представлял Фейтель в Берлине, и там стало связано с Моисеем Мендельсом . Весли поощрял последнего в своих трудах, опубликовав алим-ли-парефу , работу, защищающую Би'ур , и перевод Библии на немецкий. На эту работу сам Вессили внес комментарий к Левитикусу (Берлин, 1782), опубликовав два года назад еврейское издание «Книги мудрости » вместе с комментарием. Он умер в Гамбурге 28 февраля 1805 года.
Его сын был композитором Карлом Бернхардом Уэссели .
Работа
[ редактировать ]Вессили был сторонником образовательных и социальных реформ, изложенных в императора Иосифа II торанзикте . Он даже рискнул своей репутацией за благочестие, опубликовав манифест в восьми главах под названием Divrei Shalom Ve-Emet («Слова мира и истины»), в котором он подчеркнул необходимость светского обучения, а также для других реформ, даже от Точки зрения на мозаичный закон и Талмуд . Эта работа была переведена на французский язык как инструкции Salutaires Adderes Aux Communautés Juives de L'Empire de Joseph II. (Париж, 1792), в итальянца Элией Морпурго (Goerz, 1793), и на немецкий язык Дэвидом Фридландером под названием Worte der Wahrheit und des Friedens (Берлин, 1798). Таким образом, поддерживая причину реформы, а также его поддержку Мендельсона, понесли в восторге от непринужденности раввинских властей Германии и Польши, которые угрожали ему отлучения.
Его соперники, однако, были наконец умиротворены благодаря энергичному вмешательству итальянских раввинов, а также брошюры Вессили Мен или Шена , в котором он дал доказательства своего искреннего благочестия. В 1788 году в Берлине он был опубликован в Берлине его этический трактат Sefer Ha-Middot («Книга добродетелей»), произведение мусарской литературы . Он также опубликовал несколько ОД, элегии и других стихов. Его Magnum Opus -его пятитомная работа Shire Tif'eret (I-IV, Berlin , 1782–1802; V, Prague, 1829), описывающий в риторическом стиле Exodus из Египта . Эта работа, благодаря которой он заработал восхищение своими современниками, была переведена на немецкий язык (Г.Ф. Хуфнагель и Генри Спалдинг; 1789–1805) и частично на французский (Мишель Берр; Париж, 1815). Его комментарии по поводу Библии были опубликованы Обществом Мекитце Нярдамим ( Lyck , 1868–75) под названием Imre Shefer.
Весли повлиял на его современников в разных направлениях. Как ученый он внес свой вклад в свои глубокие филологические исследования, реконструкции языка Библии, хотя его работа омрачена проливностью и его отказой допустить оттенки смысла в синонимах. Как поэт, он обладал совершенством стиля, но не хватало чувств и художественного воображения. Никто не оказал большее влияние, чем он на распространение современного иврита, и никто, с другой стороны, не сделал больше, чтобы замедлить развитие чистого искусства и поэтической интуиции. Из -за его энергичной приверженности делу еврейского освобождения, Весли может рассматриваться как лидер маскилима .
Весли также написала комментарий к Pirkei Avot под названием Yein Levanon, который высоко ценился в Musar Yeshivas . [ 1 ]
Помидование
[ редактировать ]Улица Вайзеля в Тель -Авиве названа в честь Нафтали Герц Вайзель (Wessely) [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известный как Wesel , Weisel , и по аббревиатурам Нахав ( נה״ו ), Ранхав ( רנה״ו ) и Ранав ( רנ״ו ).
Ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает в себя текст из публикации, который сейчас в общественном доступе : Певец, Исидор; Slouschz, N. (1906). «Весли, Нафтали Хирз (Хартвиг)» . В певце Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Тол. 12. Нью -Йорк: Funk & Wagnalls. п. 506–507.
- ^ Моше, Маймон (28 января 2020 г.). «Раскрытие дивергентных подходов Муссара и Чассидуса к просветлению» (PDF) . Хакира: Журнал еврейского закона и мысли о флэтбушах . Флэтбуш, Бруклин, Нью -Йорк: 218. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2014 года.
- ^ «Гид улиц Тель -Авив» (PDF) (на иврите).
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Нафтали Хирз Весели в Wikimedia Commons