Жаннетт Армстронг
Жаннетт Кристин Армстронг | |
---|---|
Рожденный | 1948, Индийский заповедник Пенттон, Британская Колумбия, Канада |
Язык | Оканаган , английский |
Национальность | Syilx , канадский |
Жаннетт Кристина Армстронг ОК ( Оканаган : Lax̌lax̌tkʷ; родился в 1948 году) - канадский автор, педагог, художник и активист. Она родилась и выросла в Пентиктона индийском заповеднике Британской Колумбии в Оканаганской долине и свободно говорит как на силксе, так и на английских языках. [ 1 ] Армстронг жила в коренном заповеднике Пентиктона большую часть своей жизни и воспитывает там двух своих детей. [ 2 ] В 2013 году она была назначена канадской исследовательской кафедрой в знаниях и философии коренных народов Оканагана. [ 3 ] [ 4 ]
Армстронга 1985 года Рабочая черта считается первым романом женщиной из первых наций в Канаде. [ 5 ] [ 6 ]
Армстронг - Syilx Okanagan. Ее мать, Лилли Луи, была из водопада в чайника и принадлежала народу реки Чайса, а отец Армстронга принадлежал горным людям, которые жили в долине Оканаган. Как оканаганский человек, земля по своей природе является частью ее личности, и она глубоко связана с землей, на которой она и ее родственники поднимали. [ 7 ] Ее дедушка по отцовской линии, Томас Джеймс Армстронг, был ирландским мужем ее бабушки по отцовской линии Кристины Джозеф. Прадедом Армстронга была Тереза Кинтаскет, тетя отцовской лиги траурного голубя (Кристин Кинтаскет). В системе родства Оканагана Квинтаскет был двоюродным братом-тотой матери Армстронга Лилли Луи (Квинтаскет был первым двоюродным братом деда по материнской линии Армстронга). В системе родства Оканагана она будет признана великой дюймой Армстронга (то же самое слово в Оканагане). Армстронг решительно отождествлена с книгой «Cogewea, Half-Blood», написанной Mourning Dove , одним из самых ранних женщин-романистов из коренных американцев в Соединенных Штатах. Споры возникли в результате недоразумений по поводу ее заявления об этом Оканагане, признанном отношениях с Кристиной Кинтаскет, известной как «Курорский голубь». [ 6 ] [ 8 ] Армстронг наиболее известна своим участием в центре Эн'кина и письмом. Она писала о таких темах, как творчество, образование, экология и права коренных народов .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Выросшая в индийском заповеднике Пентиктона в Британской Колумбии , Армстронг получила официальное образование в однокомнатной школе, а также традиционное образование в Оканагане от своей семьи и старейшин племени. [ 9 ] Она научилась свободно говорить на Оканагане и английском языке. В течение многих лет с детства Армстронг изучала традиционные учения Оканагана и практиковала традиционные способы под руководством старейшин. [ 10 ]
Армстронг обнаружила свой интерес и талант к написанию в возрасте пятнадцати лет, когда стихотворение, которое она написала о Джоне Ф. Кеннеди, было опубликовано в местной газете ( голоса ). Будучи подростком, Армстронг продолжала публиковать поэзию и развивать свой литературный голос, читая и слушая работы авторов аборигенов, таких как Полин Джонсон и вождь Дэн Джордж , которых она определяет как ее раннее влияние. [ 9 ]
В 1978 году Армстронг получил диплом о изобразительном искусстве в Оканаганском колледже и степень бакалавра изобразительных искусств в Университете Виктории , где она изучала творческое письмо. В 2009 году она получила докторскую степень в коренной экологической этике в Университете Грейфсвальда в Германии. [ 11 ]
Педагог
[ редактировать ]В 1978 году Армстронг начал работу в группе Penticton в ряде культурных и политических ролей. Она также работала исследователем, консультантом и писателем в Центре En'owkin (Lutz 13 и Petrone 140).
Центр En'owkin, расположенный в индийском заповеднике Penticton и управляется исключительно шестью группами Okanagan Nation, управляется совместно с Оканаганским колледжем и Университетом Виктории. Он имеет целью предоставить студентам прочную культурную и академическую основу для успеха в дальнейших послешкольных исследованиях ( En'owki N и Petrone 140). Цели общества, которое управляет Энгоукином, как описывает Армстронг, заключаются в том, чтобы «записывать, увековечить и продвигать« родных »в культурном смысле, в образовании, а также в нашей жизни и в наших общинах» (QTD в Lutz 27).
Чтобы поддержать эти цели, Центр En'owkin создал проект учебной программы Okanagan (Lutz 27). Этот проект разрабатывает школьную программу, которая представляет историю Оканагана точным и достойным образом (Lutz 27). Армстронг и ее коллеги из Комитета по племенному образованию Оканагана считают, что народ Оканаган должен рассказать свои собственные истории. Проект учебного плана основал Институт обучения, который предоставляет взрослым коренным людям навыки в исследованиях и письме, чтобы люди коренных народов могли разрабатывать качественную, правильную и соответствующую информацию для проекта (Lutz 28).
В 1980 году Проект учебного плана основал Whotus Books Ltd., первое издательство в Канаде, принадлежащее и управляемое людьми первых наций . Он управляется как разделение центра En'owkin (Lutz 28 и они ). Программы Центра En'owkin помогают предоставить HeTus опытные сотрудники, которые работают коллективно в усилиях по производству и продвижению соответствующих материалов для чтения и информации, созданной местными авторами, иллюстраторами и художниками (Lutz 28 и HeTus ).
Назначенный в 1986 году исполнительным директором Центра En'owkin, Армстронг продолжает служить на этой должности. В 1989 году она помогла создать Школу международного письма Энгокина и стала ее директором, а также инструктором (Petrone 140). Это первая школа творческого письма в Канаде, которая вручает в себя кредит, которая полностью управляется аборигенами и для аборигенов (Petrone 140 и Voices ).
Литературные произведения
[ редактировать ]Армстронг опубликовал две детские книги в начале 1980 -х годов: Enhisteetkwa (или Walk in Water ) в 1982 году и Neekna и Chemai в следующем году.
Она провела исследование в течение двух лет в подготовке к написанию Slash (1985), ее первого и самым известным роману (Petrone 179 и Lutz 22). Роман Армстронга был заказан Проектом учебной программы для использования в рамках исследования в одиннадцать лет в современной истории. Армстронг хотел , чтобы Слэш общался и относился к современным студентам (Джонс 60). Она взяла на себя проект, чтобы предотвратить работу более известных неаборигенных авторов, которые «капали в рот», чтобы документировать историю родных (Уильямсон QTD в Джонс 60).
Слэш исследует историю движения протеста североамериканских индейцев через критическую перспективу центрального героя Томми Келасет, который в конечном итоге переименован в Слэша. Томми столкнулся с непереносимостью в ассимиляционной школьной системе и расистском североамериканском обществе, но его семья поощряет его гордиться своим наследием Оканагана. Он становится активистом по правам аборигенов. Армстронг сказал, что Слэш не является хроникой цели ( движение американских индейцев ); Скорее, текст дает индивидуальный отчет о происхождении и росте нативного активизма с 1960 -х годов (Lutz 22 и Jones 51).
С тех пор, как был опубликован Слэш , Армстронг написал в различных жанрах и широко публикуется. Ее поэзия собирается в антологиях и ее треках дыхания в коллекции (1991). Ее рассказы собираются в таких работах, как все мои отношения: антология современной канадской художественной литературы, под редакцией Томаса Кинга . Второй роман Армстронга «Шепот в тени » (2000) прослеживает жизненные переживания молодой активистской женщины Оканагана.
Кроме того, Армстронг опубликовал критические работы, такие как нативный творческий процесс. Это совместный дискурс между Армстронгом и Дугласом Кардиналом в отношении мастерства аборигенов. На выступлении на земле она обращается к тому, как земля и оканаганский язык влияют на ее письмо.
Активист
[ редактировать ]![]() |
Армстронг является защитником прав коренных народов и сосредотачивает свое исследование на оживлении общин и культуры коренных народов. [ 12 ] Она работала канадской исследовательской кафедрой (CRC) в области философии коренных народов и участвует в ряде комитетов, которые отражают ее убеждения в обучении будущих поколений коренных народов на традиционные знания коренных народов. [ 12 ]
Армстронг является частью Канадского исследовательского председателя (CRC) в знаниях и философии коренных народов Оканагана, и ее цель состоит в том, чтобы понять истории общин первых наций Syilx Okanagan, что относится к большому количеству коренных знаний, которые упускаются и в основном недоступный. [ 13 ]
Она вносит вклад в статьи [ 14 ] и консультант [ 15 ] в центр эколитеричности в Беркли, штат Калифорния . Этот фонд поощряет образование, которое развивает устойчивые модели жизни. Она выступала в качестве консультанта в социальных и экологических организациях, таких как Центр творческих изменений, Институт Эсалена , Институт Омега и Всемирный институт гуманитарных наук в Саладо («Приземление»).
В качестве кампании за права аборигенов Армстронг служит международным наблюдателем Континентальной координационной комиссии коренных народов и организаций. Она была названа одним из семи судей коренных народов в Суде Первых Наций , призванное руководителями Онтарио и Советом слушателей в международных отзысках о нарушениях суверенитета коренных народов для Организации Объединенных Наций («премия»).
Критика и влияние
[ редактировать ]![]() |
В своем изучении родной литературы Пенни Петрон включает Армстронг среди молодого поколения авторов аборигенов, обученных университетом, которые внесли свой вклад в оригинальные творческие работы в канадскую литературу в 1980-х годах (138). Критический анализ Армстронга в целом изучала ее поэзию и, что более широко, ее первый роман. Петрон описывает поэзию Армстронга как «прямую, однозначную и напористую, даже агрессивную» (163).
В интервью 1989 года с Хартмутом Лутцем Армстронг объясняет, что некоторые феминистские ученые поставили под сомнение ее решение создать главного героя мужчин для ее романа . Она защищает свой выбор, полагая, что изобразила как женскую силу, так и мужское развитие в книге. (Lutz 18). В том же интервью, как отмечает Армстронг: «Неснативные критики критиковали меня с точки зрения развития персонажа» (QTD в Lutz 15–16). Она объясняет, что не могла изолировать характер Слэша от его сообщества, чтобы изобразить его индивидуальную природу и все еще составить историю для своего народа (Lutz 16). Армстронг утверждает, что личный рост Слэша может быть воспринят через его отношения с семьей и общиной (Lutz 16).
В своем исследовании Slash Манина Джонс каталогизирует ряд критических реакций на работу; Она говорит, что многие академические статьи связаны с трудностями читателей в понимании романа Армстронга. Джонс описывает Слэша как работу, которая отказывается от приоритета речи или письму, настаивая на гибридном статусе (55). Джонс включает в себя взгляды других критиков с ее собственными, показывая, что Слэш уникален в своей эстетической практике и дидактической цели. Она говорит, что Армстронг заставляет читателей через этот роман с учетом ее текста способами, которые могут быть им незнакомы. Джонс предполагает, что инновационный критический подход к чтению необходим для того, чтобы оценить работу Армстронга и удовлетворить цели проекта по учебным программам в Оканагане.
Армстронг посвящен развитию литературы и искусству среди людей коренных народов, а также реализации и продвижения различных художественных форм аборигенов в международном искусстве и литературном сообществе ( Creative 126). Понимание Армстронга как педагога, творческой силы и активиста уважают отдельные лица Первых Наций и международная аудитория.
Награды и награды
[ редактировать ]- 1974: премия Mungo Martin для First Nations People in Education for Comen Art
- 1978: премия Хелен Питт Мемориальная
- 2000: Почетная докторская степень по письмам, Университет Святого Томаса
- 2003: премия Баффета за лидерство аборигенов в знак признания работы Армстронга в качестве педагога, лидера сообщества и активистов по правам коренных народов
- 2016: награда за достижения Джорджа Вудкока [ 16 ]
- 2017: BC Community Achievement Award Award Intecial Community, особенно в обучении учителям языка и развитию традиционных языков [ 17 ]
- 2023: офицер Ордена Канады [ 18 ]
Выбранные публикации
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- 1990: Слэш . 1985/Rev. редакция Penticton, BC: Онитс
- 2000: шепот в тени . Penticton, BC: Онитс
Короткие рассказы
[ редактировать ]- 1990: «Это история», во всех моих отношениях: антология современной канадской художественной литературы . Томас Кинг, изд. Торонто: Макклелланд и Стюарт с. 129–135.
Поэзия
[ редактировать ]- "Урок истории"
- 1991: Треки дыхания . Stratford, ON: Williams-Wallace/Penticton, BC: Thetus
- 1992: «Трикстер -время» в голосах: будучи родным в Канаде . Линда Джейн и Дрю Хейден Тейлор, ред. Saskatoon: расширение подразделения, U of Saskatchewan p. 1–5.
Антологии отредактированы
[ редактировать ]- 1993: Глядя на слова нашего народа: анализ литературы Первых Наций . Penticton, BC: Онитс
- 1993: Мы зарабатываем на жизнь как молоко с земли . Исследован и составлен Комитетом по правам Оканагана и Оканаганским индийским обществом образовательных ресурсов. Penticton: Онит (с Ли Маралсом и др.)
- 2001: родная поэзия в Канаде: современная антология . Питерборо, ON: Broadview (с Лалли Грауэр)
Детские книги
[ редактировать ]- 1982: Enwisteetkwa ( Walk In Water ). Пенттон, Британская Колумбия: Оканаганский индийский проект по учебной программе/ племенный совет Оканагана
- 1984: Neekna and Chemai Penticton, BC: Thetus (иллюстрируется Кеннетом Ли Эдвардсом)
- 1991: Neekna and Chemai 2nd Ed.Penticton, Британская Колумбия.
Критика
[ редактировать ]- 1988: «Традиционное образование коренных народов: естественный процесс». В изменении традиции выживание: ответы находятся внутри нас . Ванкувер: Ubc First Nations House
- 1989: «Создание культур». Columbiana: журнал межмунтинского северо -запада 30: 28–30.
- 1989: «Культурное ограбление: империализм - голоса коренных женщин». Викторины 14: 21–23.
- 1991: Твоящий процесс нативного: совместный дискурс Penticton, BC: Thetus ,. (С Дугласом Кардиналом. Фотографии Грега Янга)
- 1992: «Расизм: расовая эксклюзивность и культурное превосходство» в отдаче: первые народы на культурную практику . Maria Campbell et al., Eds. Ванкувер: Галерея, с. 74–82.
- 1998: «Говорят земли», выступая за поколения: родные писатели по письму . Саймон Дж. Ортис, изд. Тусон: U of Arizona p, p. 174–194.
Записи
[ редактировать ]- «Мэри Олд Сова» на поэзии - это не роскошь: коллекция черной и местной поэзии, представленная классической гитаре, регги, дуба и африканских барабанов . Maya: Capac, 1987. На этот раз произведено пожаром.
- «World Renewal Song» на Cassette «Кража рая»: коллекция чернокожих и коренных поэтов, созданных на этот раз огнем.
- Различные треки, в том числе «Индийская женщина» и «Слова хранителя» на альбоме «до перерыва баров». Черные и коренные поэты Dub, регги и хип -хоп художники, созданные огнем на этот раз. Номинирован на премию Juno Best World Beat Beat.
- «Бабушки». Изгласить . Virgin/Emi Music Canada, 1995.
Интервью
[ редактировать ]- Интервью с Хартмутом Лутцем. Современные проблемы: разговоры с канадскими местными авторами . Саскатун: Пятый дом, 1991. 13–32.
- Интервью с Викторией Фриман. «Тело нашего народа». Сила сгибать ложки: интервью с канадскими романистами . Беверли Даурио, изд. Торонто: Меркурий, 1998. 10–19.
- Армстронг, Дж. (Интервьюируемый) и Холл, де (интервьюер). (2007). Родные перспективы на устойчивость: Джанетт Армстронг (Syilx) [Transcript] .
Избранная критика литературной работы Армстронга
[ редактировать ]- Билер, Карин. Изображение, музыка, текст: интервью с Джанетт Армстронг. Исследования в канадской литературе , 21,2, 1996, стр. 143–154
- Зеленый, Мэтью. Рыцарь Трудного дня: дискурсивный анализ удара Жаннетт Армстронг. Канадский журнал «Нативные исследования», 19.1 (1999): стр. 51–67
- Плата, Маргери. Расстраивающие фальшивые идеи: Слэш и Beatrice Culleton's April Raintree. Канадская литература 124–5, 1990, стр. 168–180
- Ходн, Барбара и Хелен Хой. "Чтение изнутри: Слэш Джиннетт Армстронг. Мировая литература, написанная на английском языке , 32.1, весна, стр. 66–87
- Джонс, Малина. Слэш отмечает место: «Критическое смущение» и эстетику активистов в слэше Джанетт Армстронг. Линия Западного побережья 33,3 (2000): 48–62
- Уильямсон, Дженис. Джиннетт Армстронг: «Я предполагал, что это было связано ... и это случилось». Tessera, 12, 1992, стр. 111–129
Смотрите также
[ редактировать ]- Канадская литература
- Канадская поэзия
- Список канадских поэтов
- Список канадских писателей
- Список писателей от народов коренных народу в Америку
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонсон, Джолин Дюпон; Curtright, Лорен. «Жаннетт Армстронг» 2004. Получено 18 декабря 2019 года.
- ^ Билер, Карин. Изображение, музыка, текст: интервью с Джанетт Армстронг, исследования в канадской литературе , 21.2, 1996
- ^ Уэлборн, Пэтти (15 марта 2013 г.). «Jeannette Armstrong из UBC назначила канадскую исследовательскую кафедру» . UBC's Okanagan News . Получено 20 декабря 2018 года .
- ^ Правительство Канады, промышленность Канада (29 ноября 2012 г.). «Канада исследований» . www.chairs-chaires.gc.ca . Получено 20 декабря 2018 года .
- ^ Биография и критика Жаннетт Армстронг в «Голосах из пробелов»
- ^ Jump up to: а беременный Lutz, Hartmut, ed. Интервью с Жаннетт Армстронг. Современные проблемы: разговоры с канадскими местными авторами . Саскатун: Пятый дом, 1991. 13
- ^ Армстронг, Джанетт (9 июня 2010 г.). «Разделяя одну кожу» . www.culturalsurvival.org . Получено 18 декабря 2019 года .
- ^ Биография и критика траурного голубя в голосах из пробелов
- ^ Jump up to: а беременный Армстронг, Жаннетт. «Четыре десятилетия: антология канадской коренной поэзии с 1960 по 2000 год» в местной поэзии в Канаде: современная антология . Джиннетт Армстронг и Лалли Грауэр, ред. Peterborough, ON: Broadview, 2001. XV
- ^ Джанетт Армстронг и Дуглас Кардинал. Творческий процесс нативного: совместный дискурс . Penticton: Thetus, 1991. 125.
- ^ «Джанетт Армстронг» . Ourstories.ok.ubc.ca . Получено 20 декабря 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Джанетт Армстронг» . Ourstories.ok.ubc.ca . Получено 19 октября 2018 года .
- ^ Правительство Канады, промышленность Канада (29 ноября 2012 г.). «Канада исследований» . Получено 19 октября 2018 года .
- ^ "Поиск" . Ecoliteraty.org . Получено 29 марта 2023 года .
- ^ «Культивирование 20 лет эколитеричности» (PDF) . 13, 39.
- ^ «Победители: прошлые победители награды Джорджа Вудкока награду за достижения» . BC Book Awards . Получено 12 апреля 2018 года .
- ^ «Британские достижения награды» . www.bcachievement.com . Получено 11 ноября 2019 года .
- ^ «Порядок назначений Канады - июнь 2023 года» . Генеральный губернатор Канады . 30 июня 2023 года . Получено 30 июня 2023 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жаннетт Армстронг: «Говорят на землю». Говоря для поколений: местные писатели на написании . Редакция Саймон Дж. Ортис. Университет Аризоны , Тусон 1998, стр. 174–194
- редакция Глядя на слова нашего народа: анализ первых наций литературы . Онитус, Penticton 1993
- Пенни Петроне : родная литература в Канаде: от устной традиции до настоящего . Оксфорд UP, Торонто, 1990
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография, фото и список произведений Армстронга в канадских писателях: биобиблиографический ресурс
- Жаннетт Армстронг. Проект коренных американцев. 31 мая 2005 года. Публичная библиотека Интернета, Университет Мичигана IPL
- Армстронг: родная поэзия в Канаде: современная антология . Broadview Press, 2001 ISBN 1551112000
- Армстронг: Шепот в тени. Hatus Books, 2000
- Армстронг упомянул в Центре эколитеристики , 2015 г.
- Enowkin: Что это значит, устойчивое сообщество . Статья Армстронга для Центра эколитеристики, 2009
- 1948 Рождение
- Живые люди
- Канадские романисты 20-го века
- Канадские романисты 21-го века
- Канадские поэты 20-го века
- Канадские женщины -поэты
- Канадские женщины -писатели
- Феминистки первых наций
- Канадские женщины-писатели 20-го века
- Канадские женщины 21-го века
- Поэты первых наций
- Женщины -писатели первых наций
- Романисты первых наций
- Канадские феминистские писатели
- Писатели первых наций 20-го века
- Авторы первых наций 21-го века
- Офицеры Ордена Канады
- Люди из Penticton