Рудольф Гоклениус
Рудольф Гоклениус Старший ( лат . Rudolphus Goclenius ; родившийся Рудольф Гокель или Гёкель ; 1 марта 1547 — 8 июня 1628) — немецкий философ-схоласт. Ему часто приписывают введение термина «психология» в 1590 году, хотя этот термин использовался Марко Маруличем по крайней мере 66 лет назад. [1]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Корбахе , Вальдек (ныне Вальдек-Франкенберг , Гессен ).
Гоклениус учился в Эрфуртском университете , Марбургском университете и Виттенбергском университете . [2] получил степень магистра в 1571 г. Впоследствии он руководил гимназиями в своем родном городе Корбахе (1573 г.) и в Касселе ( Михайлов 1575 г.). [3] [4] В 1581 году ландграф Вильгельм IV Гессен-Кассельский , известный астроном, отклонил просьбу Гоклениуса вернуться в Корбах, но позволил ему стать профессором Марбургского университета Филиппа . Там он занимал кафедры физики, логики, математики и этики. [5] Гоклениус также служил советником Вильгельма и его сына Морица, которых он сопровождал на Дортском синоде в 1618 году. [6] [7]
Хотя Гоклениус известен популяризацией термина «психология» , его наиболее значительный вклад лежит в области онтологии . Следуя работам Аристотеля, он дал этой философской дисциплине название и продолжил традицию Аристотеля. Считается, что онтология получила дальнейшее развитие в 17 веке Гоклениусом. [8]
Иоганн Бальтазар Шупп сатирически рассказывал, что Гоклениус утверждал, что его работа «Аналекта» (опубликованная в 1598 году в «Личе ») была лучшей книгой, которую он когда-либо писал. [9]
Иеремиас Николай, студент Korbach Stadtschule с осени 1574 года и далее, брат Филиппа Николаи , сообщил, что Гоклениус «быстро» сочинил стихотворение об «огненных воздушных явлениях» ( feurige Lufterscheinungen ), наблюдавшихся в городе 14 ноября 1574 года. [10] В том же году он был опубликован в Марбурге. [11] Городской историк Вольфганг Меддинг предположил, что это стихотворение было вдохновлено полярным сиянием . [12] гипотеза, подтвержденная историческими записями наблюдений полярных сияний. [13] Позже он рассмотрел полярные сияния («хазматы») в учебнике физики 1604 года. [14]
Гоклениус скончался от инсульта в Марбурге 8 июня 1628 года. [15] В своей похоронной речи 10 июня Вольфганг Лорисека назвал его «лидером сегодняшних философов, марбургским Платоном, европейским светом, гессенской бессмертной славой». [16]
Семья
[ редактировать ]Гоклениус женился на своей первой жене Маргарите в 1570 году. [17] Авраам Саур, юрист из Марбурга, записал в своей хронике за 10 апреля следующее:
М. Рудольф Гоклериус [так в оригинале] устраивает свадьбу. В этот день / в 1570 году от Рождества Христова, когда Солнце вошло в знак Тельца / о котором астрологи говорят / он благоприятен для брака / М. Рудольф Гоклериус [так в оригинале] / молодой ученый человек и поэт / праздновал свою свадьбу в Корбахе .
- Авраам Саур, Diarium Historicum (1582, стр. 155; перевод с немецкого)
старший сын Рудольф Гоклениус Младший От этого брака у него родился , или Рудольф Гоклениус-младший. Он стал профессором в Марбурге и знаменитым математиком. Именно благодаря Рудольфу Гоклениусу-младшему лунный кратер носит его имя. Кроме того, он также работал над лекарствами от чумы и получил известность благодаря своему чудесному использованию «оружейной мази» или Порошка сочувствия . Среди других известных потомков были Теодор Кристоф Гоклениус (1602–1673, медицина), Эдуард Франц Гоклениус (1643–1721, право) и Рейнхард Гоклениус (1678–1726, право). [18]
Философское отношение
[ редактировать ]Из его спора с Вильгельмом Адольфом Скрибонием Марбургским относительно законности мытарства водой на процессах над ведьмами можно сделать вывод, что Гоклениус верил в существование колдовства и придерживался принципов, изложенных в «Гексенхаммере» .
Философские взгляды Гоклениуса тесно совпадали со взглядами Аристотеля . Он принадлежал к группе под названием « Семирамисты », которая состояла из аристотелевцев, выступавших как за диалектическую интерпретацию учения Аристотеля, так и за изложение рамизма . [19] [20] Работая ректором в Korbach Stadtschule, Гоклениус даже сочинил научное стихотворение о смерти Петруса Рамуса. [21] Фридрих Берхузиус в письме Иоганну Томасу Фрейгиусу в сентябре 1575 года упомянул Гоклениуса как преданного последователя Рамуса, наряду с другими схоластами, такими как Иоганн Ламбах и Бернхард Копиус. [22]
Более того, Гоклениус, как сообщается, заявил, что Аристотеля, Скалигера (чьи *Exercitationes* он считал своей Библией), Забареллы и Шега было достаточно, чтобы заполнить книжный шкаф философов. [23]
Работает
[ редактировать ]В своей работе «Философские исследования» , опубликованной в 1599 году, Гоклениус представляет синоптичную таблицу, которая классифицирует философские доктрины или гуманитарные науки на отдельные области знания. [24] Эта система классификации до определенной степени оказывается полезной для понимания его произведений. Примечательно, что он использовал термин «онтология» в своем «Философском словаре» (1613 г.), термин, первоначально введенный Якобом Лорхардом в его «Огдоас Схоластика» (1606 г.).
Психология
[ редактировать ]Гоклениус внес значительный вклад, который привел к появлению термина «психология». В 1586 году он председательствовал на двух академических диспутах в Марбургском университете, в ходе которых слово «психология» появилось как прилагательное («psychologicae»). [25] Его антология Psychologia: hoc est, de hominis perfectione, animo, et in primis ortu hujus , опубликованная в 1590 году, стала первой книгой, в названии которой появился термин «психология». [26] Издание 1590 года (второе издание вышло в 1594 году) в основном содержит выдержки из трактатов, написанных между 1579 и 1589 годами. [27] В своем дарственном письме Гартману фон Берлепшу Гоклениус представил тему книги: созданы ли души Богом и вселены в тела или размножаются через родительское семя. Полное название книги переводится на английский язык как «Психология: то есть о совершенстве человека, его разума и особенно его происхождения — комментарии и рассуждения некоторых теологов и философов нашего времени, показанные на перевернутой странице». ' Здесь под «психологией» понимается как предмет исследования («совершенство человека, его ума и особенно его происхождение»), так и само исследование («комментарии и рассуждения некоторых богословов и философов нашего времени»). В 17 веке « Психология » Гоклениуса широко читалась и цитировалась такими учеными, как Роберт Бертон, [28] Дэниел Сеннерт, [29] и Якоб Томасиус [30] Сам Гоклениус вновь обратился к своей «Психологии» в учебнике по естествознанию 1604 года. [31] и в различных философских диспутах. [32]
Логика
[ редактировать ]Главным достижением Гоклениуса является его оригинальный вклад в терминологию , названный «Гокленианскими соритами» . [33] По словам британского логика Карвета Рида :
«Выдающейся заслугой Гокления является то, что он восстановил Помещения Соритов в обычном порядке, показанном на рис. по сравнению с этим был метод Эфесского поджога!» [34]
Пример использования соритов в аргументативном контексте представлен Гоклениусом в его «Dissertatio De Ortu Animi», завершающей первое издание Psychologia . [35]
Однако, вопреки оценке Карвета Рида, доктор Рудольф Гоклениус не изобрел гокленианских соритов: Св. Фома Аквинский сделал:
«[А] вторая демонстрация берет в качестве отправной точки завершение первой демонстрации, термины которой понимаются как содержащие средний термин, который был отправной точкой первой демонстрации. Таким образом, вторая демонстрация будет исходить из четырех членов, первая из трех только третье из пяти и четвертое из шести, так что каждое доказательство добавляет одно слагаемое. Таким образом, ясно, что первые доказательства включаются в последующие, как и тогда, когда это первое доказательство — каждое В есть А, каждое С есть В, следовательно, каждое C есть A — включено в эту демонстрацию — каждое C есть A, каждое D есть C, следовательно, каждое D есть A, и это снова включено в демонстрацию, вывод которой состоит в том, что каждое E есть A, так что для этого финала; вывод, что, по-видимому, существует один силлогизм, состоящий из нескольких силлогизмов, имеющих несколько средних терминов. Это можно выразить так: каждое В есть А, каждое С есть В, каждое D есть С, каждое Е есть D, следовательно, каждое Е есть А». [36]
Публикации
[ редактировать ]Библиографии произведений Гоклениуса составили Ф. В. Стридер и Ф. Я. Шмидт (см. ниже). Его обширный список публикаций включает многочисленные научные диспуты . [37] Это можно объяснить статутом, установленным ландграфом Филиппом I 14 января 1564 года, который предписывал профессорам Марбургского университета проводить еженедельные экзамены. [38] Сам Гоклениус ежедневно читал по три часа лекций: одну для широкой публики (pro lectione publica), одну для магистрантов (pro magistandis) и одну для студентов бакалавриата (pro baccalaureandis). [39]
- Логические задачи , часть I 1589, часть II 1590; Часть IV 1594 г. (перепечатка: Франкфурт: Минерва, 1967, в 5 т.).
- Психология: т. е. о совершенствовании человека, о разуме и в первую очередь о его возникновении, замечания и рассуждения некоторых богословов и философов нашего времени , Марбург 1590; Марбург 1594 г.; Марбург 1597 г. (исправленное издание).
- Oratio de natura sagarum in purgatione & Assessmente per Frigidam aquis innatantium , Марбург, 1584 г. (речь, произнесенная на выпускной церемонии 19 ноября 1583 г.; переиздано в Panegyrici Academiae Marpurgensis , Марбург, 1590 г., стр. 190–203).
- Диалектическое деление , Франкфурт, 1595 г.
- Исагога в первой философии перипатетики и схоластики, которую обычно называют метафизикой , 1598 (перепечатка: Хильдесхайм: Георг Олмс, 1976).
- Одна книга об открытии логических институтов , Марбург, 1598 г.
- Философские рассуждения , Марбург, 1599 г., онлайн .
- « Диалектика П. Рами с пояснениями учителей » . Оберурзель 1600.
- Приложение III. Диалогистика , Марбург, 1602 г.
- Physica completa speculum , Франкфурт, 1604 г.
- Разъяснения философских канонов , Лич 1604.
- Споры логики и философии, направленные на логическую практику, которой предпосылкой являются теоремы или предписания логики , Марбург 1604 г.
- Теологические и философские сборники , «Часть 1» . Марбург 1607 г.; «Часть 2» . Марбург 1608.
- Conciliator philosophicus , 1609 г. (перепечатка: Хильдесхайм, Георг Олмс, 1980 г.).
- Lexicon philosophicum quo как ключ к философии: двери открыты , 1613 г. (перепечатка: Хильдесхайм: Георг Олмс, 1980).
- Lexicon philosophicum Graecum , Марбург, 1615 г. (перепечатка: Хильдесхайм: Георг Олмс, 1980).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Круно Крстич (1964), Марко Марулич — автор термина «Психология» » (PDF) . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Альбом Academiae Vitebergensis , второй том, Галле 1894, стр. 179: 31 июля 1570 г. Его фамилия написана с ошибкой как «Гоклейус»; ср. « Виттенбергский зачисление в Виттенбергский университет » .
- ^ Вебер, CF История муниципальной школы ученых в Касселе , Кассель, 1846 г., стр. 1846. 58.
- ↑ Во время своего второго пребывания в Виттенберге Гоклениус написал письмо мэрам Корбаха от 16 сентября 1572 года. Целью этого письма было заключение соглашения о зарплате для директора Korbach Stadtschule. Полное письмо вместе с его немецким переводом воспроизведено в книге В. Шульца «О предыстории гимназии Корбахера». Листы истории Вальдека и Пирмонта , 2-й том, 1902 г., стр. 114-119.
- ^ Гундлах, Ф. « Каталог профессоров Марбургской академии 1527-1910 » . Марбург 1927, стр. 387-388.
- ^ Роммель, Cv. Современная история Гессена , второй том, Кассель, 1837 г., стр. 586–588; Хеппе, Х. Церковная история обоих Гессенов , второй том, Марбург, 1876 г., стр. 47–53; Шойфеле, В.Ф. Реформированная конфессионализация в Марбургском университете. В: Там же (ред.) Реформация церкви – реформа образования , Мюнстер, 2020, с. 216.
- ↑ Инструкция Морица от 1 октября 1618 года перепечатана в H. Heppe, Historia synodi nationalis Dordracenae, Zeitschrift für die historische Theologie , 23. Band, 1853, стр. 231-233. Гоклениус произнес речь 25 января 1619 г., в которой «опровергал именно принципами логики силлогизм ремонстрантов , выведенный из исполнения предопределения». См. Acta Synodi Nationali , Лейден, 1620 г., стр. 194 (французский перевод: Actes du Synode national tenu à Dordrecht, l'an 1618 et 19 , Leiden 1624, стр. 371). Новое издание: Синнема Д., Мозер К. и Сельдерхейс Х.Дж. (ред.), Acta et Documenta Synodi Nationalis Dordrechtanae (1618-1619) . Том. 1, Геттинген 2015, с. 120.
- ^ Энскат, Р. «Онтология». Религия прошлого и настоящего. Брилл Онлайн, 2013.
- ↑ Дополнительный документ: Йох: Балт: Шуппии Шриффтен , Ханау, 1667, стр. 120. См. Вилмар, AFC. Небольшие дополнения к истории гессенских ученых и писателей Стридера, журнал Ассоциации гессенской истории и региональных исследований , третий том, 1843, стр. 210.
- ^ Курце, Жизнь и песни Л. Д. Филиппа Николаи , Галле 1859, стр. 17. По словам Курца, это стихотворение было добавлено к « Liber Selectiorum Carminum » Гоклениуса (Марбург, 1606).
- ^ « In Phasma Seu Teras Ignite Какая ужасная вспышка И вибрация, как от счетчиков, была замечена » . , Марбург 1574 г.
- ^ Меддинг, В. Корбах: История города , Корбах, 1988, с. 164.
- ^ Frobesius, JN Nova et Antiqua Luminis Atque Aurorae Borealis Spectacula , Helmstedt 1739, стр. 42-43; Фриц, Х. Список наблюдавшихся северных сияний , Вена, 1873 г., с. 22.
- ^ Полное зеркало физики , Марбург 1604 г., стр. 738-744.
- ^ Цезарь, CI « Каталог учеников школы Марпургенсиса » (PDF) . , Часть 14 (22 марта 1886 г.), Марбург 1886 г., с. 32.
- ^ Лорисека, В. Орационес , Кассель 1631, стр. 240-241. Впервые опубликовано в Panegyricus Acutissimo ac Celeberrimo Dn. Родольфо Гоклениус Старший , Марбург, 1629 г.
- ^ Стридер, 1784, с. 432.
- ^ Гекель, Г. (1916). Семья Геккелей (1-е продолжение). В: Роланд. Ассоциация по популяризации наследия, гербов и печатей. Ежемесячный журнал , 16-й год 1915-1916, стр. 36-37.
- ^ Крстич, К. Марко Марулич - автор термина «Психология». Acta Instituti Psychologica Universitatis Zagrabiensis , № 36, с. 7.
- ^ Джоаннесу Бильстениусу приписывают введение термина «Филиппо-Рамизм» в 1588 году (Х. Яуманн, Handbuch der Gelehrtenkultur der Frühen Neuzeit , Band 1, Berlin 2004, стр. 103). Гоклениус внес «Аутошедиазму» в «Синтагму» Бильстениуса, которая описывает путь метода как прославленный и известный, а его трактат — как краткий, но всеобъемлющий, содержащий подлинную доктрину.
- ^ Песня Scholasticum о смерти Питера Рами. С префиксом: In Phasma Seu Teras Ignitum Какая ужасная вспышка и вибрату, как от конторма, кажется , Марбург, 1574 год.
- ^ Лорд Джон Томас Фрейджио IVD Клариссимо, Фредерикус Бехузиус, проректор Тремонианской школы СПД В: П. Рами, Professio Regia , Базель, 1576; Х. Хотсон, Обычное обучение: рамизм и его немецкие разветвления, 1543–1630 , Оксфорд, 2007, стр. 27.
- ^ Альстед, Дж. Х. , Consiliarius Academicus et Scholasticus, Страсбург, 1610, стр. 33; Пеларг, К. Oratio De Libro Vitae Mystico , Виттенберг, 1612 г.; Лансиус, Т. Commentatio De Academies , Тюбинген, 1619, с. 44. Рассказ Лансия отличается от рассказа Пеларга тем, что он опускает подробности оценки Скалигера Гоклениусом; ср. Бекманн, К. Фон Род. Гоклений Вортен. В: Anatomia Universalis Triumphans , Erster und Ander Theil, Франкфурт-на-Одере, 1674 г., стр. 231-232.
- ^ Disquisitiones Philosophicae , Марбург 1599, np, после Индекса; Хёльтген, К.Дж. Хёльтген, Карл Йозеф (1965). «Синоптические таблицы в медицинской литературе и логика Агриколы и Рамуса » . Архив Зудгофа по истории медицины и естественных наук . 49 (4): 371–390. JSTOR 20775242 .
- ^ Философская дискуссия , соотв. Толмеробулус Талассидиус, Марбург, 1586 г.; Философские тезисы , соотв. Иоганнес Гриммеус младший, Марбург, 1586 г.
- ^ Хэтфилд, Г. (2019). Рационалистические корни современной психологии. В книге Робинс С., Саймонс Дж. и Кальво П. (ред.) The Routledge Companion to Philosophy of Psychology . Лондон, с. 4.
- ^ В частности, Франсуа Дю Жон , Протоктисия (1589, стр. 73-95); Иоганн Якоб Гриней , «Краткий обзор истории человека» (1579, стр. 125-142); Иоганн Якоб Колер, Теологический и философский вопрос (1586, стр. 5–30); Эгидий Гунний , Лекции по двадцать одной предыдущей главе Бытия (1589, стр. 30-31); Лаской Чокас Петер, De homine (1585, стр. 176–253); Рудольф Хоспиниан , Oratio in Genere Didascalico Колера (1586, полное; добавлено к Quaestio theologica et philosophica , стр. 30 и далее); Тимоти Брайт , «Физика Уильяма Адольфа Скрибони» (1584, стр. 15–32). См. Шулинг (1967, стр. 88), Штининг (1999, стр. 323), Менгал (2005, стр. 165, снока 109), Видаль (2011, стр. 52, сноска 78). Текст Иоганна Людвига Хавенройтера почти идентичен части его комментария к третьей книге Аристотеля «О душе», опубликованной позже во Франкфурте (1605, стр. 333-339). О текстовом фоне книги Каспара Пойсера « De essentia, natura et ortu animi hominis » см. Roebel (2012, стр. 258).
- ^ Анатомия меланхолии (1621). Часть. 1, разд. 1, пп. 9: «О разумной душе», с. 39.
- ^ О происхождении и природе душ у животных (1638, стр. 117, 189f).
- ^ Disputatio physica de origine animae humanae (1669, стр. 3, 43, 51). Многочисленные упоминания встречаются и в доксографическом труде ученика Томасиуса Иоганна Ваке «Vom Ursprung Menschlicher Seelen unter Vielen Meynungen die Beste» [Лучшее среди многих мнений о происхождении человеческих душ] (1692, стр. 94, 98, 102). , 105, 106, 111-112).
- ^ Зеркало полной физики , с. 69.
- ^ Философское обучение. О душе человека , соотв. Хенрикус Крёдтер, Марбург 1604 г., Первая диссертация; Философская дискуссия, содержащая два обсуждения определений , соответственно. Валентин Ример, Марбург 1606 г., с. 8.
- ^ Ройш, JP Systema Logicum , Йена, 1734 г., стр. 672 (§ 584: «Sorites ordinarius: Goclenianus»); Платнер, Э. Философские афоризмы , первая часть, Лейпциг, 1793, с. 282.
- ^ К. Рид, Массачусетс, Логика, дедуктивная и индуктивная, (Грант Ричардс, Лондон: 1898), стр. 119.
- ^ Гоклениус (1590, стр. 302-304); Рагозин (2018, стр. 108); см. также Де Анжелис (2002, стр. 97–98).
- ^ Св. Фома Аквинский, Комментарий к метафизике Аристотеля: Книга 5, Урок 4, н. 7 (текст Аристотеля: Глава 3: 1014a 25-1014b 15).
- ^ Марти, HP. Диспут. В Удинге, Г. (ред.), Исторический словарь риторики, том 2, Тюбинген, 1994, стр. 866-880; Фридман, Дж. Ф. Диспуты в Европе в период раннего Нового времени. В: « Гора есть! О диссертациях » (PDF) . Небольшие издания библиотеки Лейденского университета, No. 71, Лейден 2005, стр. 30-50.
- ^ "Из еженедельника Disputationibus" . В: Реформация и порядок Внсера Филипсена от божьей благодати Ландтграуэна в Гессене... Как мы хотим, чтобы он сохранялся администрацией и администрацией нашего Внюэрситета в Марпурге . Марпург 1565 г. Также в: Б. Хильдебранд (ред.), Сборник документов об учреждении и управлении Марбургского университета при Филиппе Гроссмютигене , Марбург 1848 г., с. 88.
- ^ Письмо ландграфа Людвига своему брату Вильгельму , 4 октября 1581 г. В: Х. Хеппе (ред.), История гессенских генеральных синодов с 1568 по 1582 гг . Второй том, Кассель, 1847 г., с. 221.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Симона Де Анжелис, Между поколением и творением. К проблеме генезиса души около 1600 г. - Рудольф Гоклениус, Юлий Цезарь Скалигер, Фортунио Лицети. В Лутце Данненберге (ред.), Между христианской апологетикой и методологическим атеизмом: научные процессы в период с 1500 по 1800 год , Берлин, 2002, стр. 94–144.
- Диана Кремер, «Вопрошание и испытание волшебниц холодной водой». Вильгельм Адольф Скрибониус из Марбурга и Рудольф Гоклениус из Корбаха о законности «испытания воды» в контексте охоты на ведьм, в: History Sheets for Waldeck , Vol. 84, 1996, стр. 141–168.
- Марко Ламанна, Рождение онтологии в метафизике Рудольфа Геккеля (1547-1628) , Хильдесхайм: Георг Олмс, 2013.
- Поль Менгал, Рождение психологии , Париж, 2005 г.
- Леонид И. Рагозин, Ψυχολογία и психология: Гоклениус, Рамус и Вультеус. В «Вопросах философии» , 2018, № 2, стр. 102–111.
- Мартин Ребель, Гуманистическая медицина и криптокальвинизм: жизнь и медицинская деятельность профессора медицины из Виттенберга Каспара Пойсера (1525–1602) , Фрайбург, 2012 г.
- Франц Йозеф Шмидт, материалы для библиографии Рудольфа Гоклениуса-старшего. (1547-1628) и Рудольф Гоклениус-младший. (1572-1621) , Хамм, 1979 г.
- Рудольф Шмитц, Естественные науки в Марбургском университете имени Филиппа, 1517–1927 гг. , Марбург, 1978 г., с. 15 и далее.
- Герман Шулинг, Библиография психологической литературы XVI века , Хильдесхайм, 1967 г.
- Гидеон Стининг, психолог. В Барбаре Бауэр (редактор), Меланхтон и профессора Марбурга (1527–1627) , Марбург, 1999, стр. 315–344.
- Фридрих Вильгельм Штридер, основа истории гессенских ученых и писателей. От Реформации до наших дней , Том 4, Геттинген, 1784 г., стр. 428–487; Том 9, Кассель 1794, с. 381; Том 13, Кассель 1802 г., стр. 341–343.
- Фернандо Видаль, Науки о душе: ранние современные истоки психологии , Чикаго, 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Заметки о развитии онтологии от Суареса до Канта
- Рождение онтологии. Подборка онтологов с 1560 по 1770 год.
Русские переводы Леонида Ивановича Рагозина (с аннотациями на английском языке):
- Гоклениус Р. (Ред.) (2018). Ψυχολογια: то есть о человеческом совершенстве, о духе и прежде всего о его происхождении... Методология и история психологии . Исс. 2. С. 143–149.
- Вультеюс Х. (2018). Обличительная речь о философском совершенстве человека. Методология и история психологии . Исс. 4. С. 111–140.
- 1547 рождений
- 1628 смертей
- Люди из Корбаха
- Немецкие лексикографы
- Участники Дортского синода
- Люди из Вальдека (штат)
- Немецкие писатели XVI века.
- Немецкие писатели-мужчины XVI века
- Немецкие философы XVI века
- Немецкие философы XVII века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие писатели-мужчины XVII века