Веерный принт с двумя танцорами бугаку
Веерный принт с двумя танцорами Бугаку | |
---|---|
![]() Веерный принт с двумя танцорами Бугаку , Утагава Кунисада (Тойокуни III) | |
Художник | Утагава Кунисада (Тойокуни III) |
Год | 1820-е – 1844 гг. |
Тип | на дереве гравюра |
Состояние | не на дисплее |
Расположение | Королевский музей Онтарио, Торонто |
Владелец | Королевский музей Онтарио |
Присоединение | 926.18.1015 |
Веерный принт с двумя танцорами бугаку — это гравюра на дереве укиё-э, датируемая где-то между серединой 1820-х и 1844 годами знаменитым периода Эдо художником Утагавой Кунисада , также известным как Тоёкуни III . Этот принт одновременно является примером жанров учива-э (фан-принт) и айзури-э (монохроматический синий отпечаток). Он является частью постоянной коллекции Королевского музея Онтарио , Торонто, Канада.
Учива-э
[ редактировать ]Учива (団扇) — нескладывающиеся плоские овальные веера. Их до сих пор используют для охлаждения риса при приготовлении суши , в танцевальных представлениях и в качестве охлаждающего инструмента. Исторически учива были преимущественно женским аксессуаром: мужчины обычно носили складные веера, известные как Оги (扇), суэхиро (末広) или сэнсу (扇子). [ 1 ] [ 2 ] Они ассоциируются с летом, традиционно продаются только в летние месяцы и украшены летними изображениями. [ 1 ] По крайней мере, один современный критик утверждает, что из-за использования женщинами в периоды жары учива «может иметь многозначительный смысл». [ 3 ]
Как и Оги-э складные веерные отпечатки (扇絵), учива-э традиционно делались из рисовой бумаги васи, закрепленной на деревянной раме. Изображения были распечатаны на бумаге, затем обрезаны по полям и наклеены на скелетированную бамбуковую рамку. [ 4 ] [ 5 ] В результате частого обращения с ними осталось мало нетронутых экземпляров. [ 6 ]
Айзури я
[ редактировать ]Также известный как айдзомэ-э (藍染絵) и ай-э (藍絵), айзури-э (藍摺絵) буквально переводится как «синее печатное изображение» и описывает отпечатки, которые производятся полностью или преимущественно в оттенках синего. [ 4 ] [ 7 ] Аналог якобы красно-розового бенизури-э . [ 4 ] Айзури-э были развитием позднего периода Эдо. Возможно, из-за того, что одноцветные отпечатки обходились дешевле, [ 8 ] Техника айзури была особенно популярна среди учива-э . [ 6 ]
В прошлом некоторые искусствоведы предполагали, что айзури-э возникло в результате правительственного запрета 1841 года на использование ярких цветов в доминирующих в то время нисики-э (錦絵), разноцветных гравюрах на дереве. Однако существование ряда ярких примеров, предшествовавших запрету, позволяет предположить, что айзури-э возник не просто как альтернатива полихроматическим изображениям. [ 8 ] Хотя самое раннее зарегистрированное использование находится в гравюре Эйзена 1829 года , [ 6 ] Утагава Садахидэ, Хокусай , [ 9 ] Хиросигэ , [ 10 ] Тоёкуни II [ 11 ] и Кунисада дали яркие примеры.
Возросшая популярность айзури-э напрямую связана с импортом в 1829 году в Японию первого синтетического красителя. [ 6 ] Известный на западе как берлинская лазурь , берлинская лазурь или беро (ベロ), как он стал известен, фактически бросил вызов натуральному индиго как оплоту укиё-э из-за его более низкой цены и меньшей восприимчивости к выцветанию под воздействием света. [ 6 ] Айзури как человека, «совершившего революцию в пейзажных гравюрах». Один критик охарактеризовал [ 6 ]
Бокаши
[ редактировать ]Учитывая отсутствие цветового контраста в монохромном айзури-э , художники позднего периода Эдо начали экспериментировать с техниками увеличения сложности изображения. [ 5 ] Это привело к развитию бокаси — техники печати, которая позволяла воспроизводить и смешивать различные цветовые тона в одном изображении. [ 6 ] Это достигается за счет тщательно дозированного нанесения смеси воды и пигментов на деревянный брусок с помощью кисточки из хека . [ 12 ] В результате получается одноцветный отпечаток, отличающийся растушевкой и тональностью. Наиболее эффективно это применялось при изображении неба и воды. [ 13 ] Хотя айзури-э печать стоила недорого, бокаси стоила дорого. Поэтому его обычно можно увидеть в официальных печатных изданиях, а не в более дешевых средствах массовой информации, таких как учива-э . [ 14 ] Однако Кунисада использовал эту технику в этом веерном отпечатке, особенно в областях облаков и земли, где значение синего пигмента увеличивается от очень бледно-голубого до почти черного непрозрачного цвета.

Утагава Кунисада
[ редактировать ]Биография
[ редактировать ]Утагава Кунисада родился в 1786 году в районе Хондзё города Эдо (современный Токио ) в богатой семье владельцев паромной переправы. [ 15 ] Он начал обучение у главы престижной школы художников Утагава Тоёкуни I в 1807 году и взял имя художника Кунисада, включив в него второй символ (国 – куни) имени своего наставника. [ 16 ] В 1844 году Кунисада сменил своего хозяина на посту Тоёкуни III. [ 17 ] [ 18 ]
Кунисада появился как книжный иллюстратор в 1807 году с серией «Двенадцать часов куртизанок» ( Кейсэй дзюнитоки ). [ 15 ] Книжные иллюстрации Кучи-э сыграли важную роль в успехе популярных в то время книг шаребон и кибёси , и вскоре это стало прибыльным рынком для Кунисады благодаря его таланту и амбициям. [ 16 ] Его положение в студии Утагавы давало ему доступ к обучению у лучших мастеров и связи с издателями, актерами, театрами и ассоциациями поэтов. Это, в свою очередь, привело к появлению множества комиссий. [ 16 ] К началу 1810-х годов он открыл собственную студию, и спрос на его иллюстрации превысил спрос на иллюстрации его мастера. [ 15 ] Его большой успех также, по общему мнению, был связан с его «веселым и уравновешенным поведением, а также [тем фактом, что] он выполнил свои заказы вовремя». [ 16 ]
Кунисада был «без сомнения... самым плодовитым и успешным художником-гравером всех времен». [ 15 ] Он был невероятно талантлив: укиё-э . за свою жизнь он создал от 35 до 40 тысяч рисунков для отдельных гравюр [ 17 ] Его студия была больше, чем у любого другого художника-гравериста, и у него была большая конюшня, насчитывавшая несколько десятков учеников. [ 15 ] [ 19 ] Еще одним свидетельством его беспрецедентного успеха является то, что, когда он умер в 1865 году, проработав около 40 лет руководителем школы Утагава, он стал героем четырех отдельных сини-э мемориальных портретов . Он похоронен на территории храма Бансёин Коундзи в современном районе Накано в Токио, рядом с Тоёкуни I (1769–1825) и Кунисада II (1823–1880). [ 15 ]
Имена
[ редактировать ]Как и многие художники периода Эдо, Кунисада на протяжении всей своей жизни был связан с множеством имен. [ 15 ] [ 20 ]
Личные имена
[ редактировать ]- Цунода Сёгоро IX (角田庄gorō) — официальное имя при рождении [ 21 ]
- Цунода Сёдзо — обычное имя с рождения.
- Янагсима Тоёкуни (Yanagishima Toyokuni) – взрослое прозвище, связанное с местом проживания.
- Хоукуин Тейсёгасен Синдзи — посмертное буддийское имя
Профессиональные имена
[ редактировать ]- Утагава – художественная фамилия
- Кунисада – имя художника (1807–1843).
- Тоёкуни III - имя художника (1844–1865).
- Ханабуса Иттай (英一珏) - имя художника живописи (1820–1858).
- Гототей (五多台) - художественное название го (1811–1845)
- Геппаро (月波楼) – го (ок. 1811–1813)
- Ичиюсай (一雄掎) – го (1811–1817)
- Кинрайша (金雷舎) – го (1813 – ок. 1817)
- Окамусе - го (ок. 1821–1822)
- Кочоро (香 Башня бабочек) - го (1824–1861)
- Тодзюэн- го (1827–1830)
- Букиё Матахей (bukiyō Matahei) – сюнга го (1830-е гг.)
- Итиёсай (一阳掎) – го (1844–1861)
- Хокубайко (北梅戸) - го (ок. 1845 г.)
- Кокутейша Тоёкуни – го (1847–1851)
- Фучоань (Фу Тяо Ан) - го (ок. 1853–58)
- Фучосанджин (富看山人) – го (даты неизвестны)
- Хинаси / Хинаджи Тоёкуни - го (1858–1859)
Работает
[ редактировать ]Хотя Кунисада создал множество суримоно и фан-изображений, большинство его работ выполнены в формате Обана . [ 22 ] Он также написал более шестидесяти картин. [ 15 ]
Учитывая его невероятные достижения, неудивительно, что Кунисада активно работал в различных жанрах, включая кабуки-э и якуша-э ( изображения актеров кабуки ), бидзин-га (изображения красавиц), юрэй-дзу (изображения привидений), сумо-э. э ( изображения борцов сумо ), сюнга (эротика), муся-э (отпечатки воинов) и учива-э . Ему также приписывают популяризацию Гэндзи-э , печатного жанра, связанного с романом XI века «Сказка о Гэндзи» , посредством его серии книг 1829–1842 годов « Найсэ Мурасаки инака Гэндзи» ( «Страна Гэндзи, созданная фальшивым Мурасаки »). [ 23 ] В 1808 году он начал создавать якуша-э , и они должны были стать основой его творчества, составляя от 60 до 70% от общего количества его работ. [ 15 ] Он был настолько плодовитым, что стал известен как «Кунисада, портретист актеров ( якуша-э но Кунисада )». [ 16 ]
Два популярных жанра, недостаточно представленные в творчестве Кунисады, — это изображения природы ( качо-э /花鳥絵) и пейзажи ( фукэй-э /風景絵). Он редко создавал чистые пейзажи, но в 1820-х или 1830-х годах начал включать элементы пейзажа в гравюры с изображением красивых женщин и актеров. [ 24 ] «Веерный принт с двумя танцорами Бугаку» со свободным фоновым пейзажем является примером такого типа произведений.
Репутация
[ редактировать ]Несмотря на свой успех в свой период, Кунисада до недавнего времени не пользовался большим уважением на Западе. [ 25 ] Сегодняшние критики считают Кунисаду «законодателем моды... соответствующим вкусам городского общества». [ 17 ] и приписывают ему «более гуманный» стиль, чем его современники, [ 26 ] и с привнесением чувства реализма в укиё-э , особенно в изображении женской формы. [ 27 ] Однако многие утверждают, что качество более поздних работ Кунисады деградировало до «яркого и показного» использования цвета. [ 28 ] и «потерянная... элегантность человеческой фигуры». [ 29 ] Специалист по укиё-э Руперт Фолкнер особенно язвителен, утверждая, что работы Кунисады «стали заметно более грубыми и несколько неуклюжими, обнаруживая дешевую и яркую карикатурность гротескных выражений лица и преувеличенных поз». [ 30 ] Было высказано предположение, что его постановка в целом пострадала «из-за перепроизводства и снижения художественных стандартов». [ 31 ] а также возможные проблемы с психическим или физическим здоровьем, из-за которых Кунисада в 1847 году стал почти отшельником. [ 29 ] Как отмечает историк искусства Дж. Хиллиер: «Карьера Кунисада отражает трагедию падения укиё-э. Благодаря очевидному таланту и огромной воодушевленности, его ранние гравюры обладают качествами, которые связывают его с великими днями школы, но огромная масса его гравюры созданы наспех, перекрашены и плохо напечатаны». [ 32 ]
Из печати
[ редактировать ]Изображение
[ редактировать ]Сцена, изображенная на веере, представляет собой двух танцоров- бугаку в полных церемониальных костюмах, которые, кажется, исполняют танец в ногу без присутствия зрителей. Бугаку , состоящий из иероглифов «танец» (舞-bu) и «музыка» или «развлечение» (楽-гаку), присоединился к японской культуре из Китая, Кореи, Индии и Юго-Восточной Азии в конце 8-го века. форма танца, исполнявшаяся при императорском дворе, а также в храмах и святилищах. [ 33 ] Танцоры принимают стилизованные позы рук и ног под звуки барабанов и старейшей из сохранившихся оркестровых музыкальных композиций в мире — гагаку . [ 34 ] Бугаку часто исполняется танцорами в масках, изображающих вымышленных персонажей, но не в гравюрах Кунисады. Существует четыре жанра бугаку : гражданские, воинские, детские и беговые танцы. [ 33 ] Цифры здесь, судя по всему, отражают последнее.
С конца 1820-х годов Кунисада начал изучать живопись у Ханабуса Иккея (英一珪), мастера школы Итчо. [ 23 ] Художественное название, появляющееся на этой гравюре, «Кочоро» (香蝶楼), заимствовано из псевдонима его учителя (Синко) и из имени основателя школы Ханабуса Итчо (英一蝶). [ 35 ] Оба этих художника нарисовали сцены бугаку до «Веерной печати с двумя танцорами бугаку», которые по стилю сильно отличаются от изображения Кунисады. [ 36 ]
Подпись
[ редактировать ]Отпечаток подписан возле правого края веера. Он читается вертикально справа налево и сверху вниз следующим образом:
- Строка 1: Одзю (応需) — префикс, означающий «по специальному запросу», предполагающий, что он мог быть заказан.
- Строка 2: Кочоро (香 Башня бабочек) — художественное название ( го ), использовавшееся в 1825–1861 гг., [ 37 ] в основном на неактёрских гравюрах. [ 35 ]
- Строка 3: Кунисада га (картина Кунисада) - имя художника, использованное в 1807–1843 годах, за которым следует «картина» (т.е. «автор Кунисада»).
- Конец строки 3: двойная круглая печать тосидама-ин (年玉印).
Тосидама
[ редактировать ]Знак в виде двойного круга под подписью Кунисады — это тосидама-ин , отличительная печать, используемая всеми поколениями школы Утагава после того, как Тоёкуни I впервые принял ее по неизвестным причинам в 1808 или 1809 году. [ 38 ] Это счастливый символ, обозначающий подарки в виде монет, подаренных детям на Новый год. [ 38 ] Кунисада придал знаку свой уникальный вид, удлинив его и превратив в желтую рамку с красным заполнением, содержащим его подпись. С 1850 года он использовал почти исключительно этот стиль картуша. [ 38 ]

Дата
[ редактировать ]ПЗУ датирует гравюру где-то между серединой 1820-х и 1844 годами; однако есть признаки того, что дату можно сузить до периода между 1830 и 1843 годами. Синтетический синий пигмент не был завезен в Японию до 1829 года, и маловероятно, что дорогой натуральный индиго будет использоваться на таком дешевом носителе, как учива-э . Подпись Кунисады окружена двумя круглыми печатями тосидама-ин, а не находится внутри продолговатого стилизованного картуша тосидама . Это говорит о том, что отпечаток принадлежит началу его карьеры.
Провенанс
[ редактировать ]Отпечаток был подарен ROM сэром Эдмундом Уокером (1848–1924), который долгое время был президентом Канадского коммерческого банка и первым председателем попечительского совета ROM. [ 39 ] Уокер начал коллекционировать японское искусство в 1870-х годах, что сделало его одним из первых коллекционеров в Северной Америке. Многие из своих произведений он купил в Нью-Йорке в период с 1873 по 1875 и 1881–1886 годы, а также во время поездки в Лондон в 1909 году. [ 40 ] В 1919 году после поездки в Японию, Китай и Корею он был назначен почетным генеральным консулом Японии в Торонто. [ 41 ]
Распечатать детали
[ редактировать ]- Размер: Обан
- Формат: учива-э
- Название: не указано
- Сюжет: Двое мужчин -танцоров бугаку выступают на фоне двух деревьев.
- Подпись: Оджу / Кочоро / Кунисада га
- Уплотнение: двойное тошидам-в
- Издательство: не указано
- Цензурные пломбы: нет
- Печать даты: нет
- Жанр: учива-э , айзури-э
- Состояние: четыре круглых отверстия на правом краю бумаги, что указывает на то, что книга была включена в книгу ранее; несколько незначительных складок и пятен
- Провенанс: Коллекция сэра Эдмунда Уокера.
См. также
[ редактировать ]- Принцесса Такамадо
- Весенние и осенние пейзажи (Хара Дзайсё) – объекты в одной галерее
- Отряд 88-9 (Киемидзу Масахиро) – в той же галерее
- Женский призрак (Кунисада) – принт из той же коллекции.
- Эйдзюдо Хибино в Семьдесят одном (Тойокуни I) - печать из той же коллекции.
- Итикава Омэдзо в роли паломника и Итикава Яодзо в роли самурая (Тойокуни I) – печать в той же галерее
- Портрет бюста актера Катаока Итидзо I (Гочотэй Садамасу II) - печать в той же галерее.
- Вид на парк Темпозан в Наниве (Гочотэй Садамасу) - распечатка в той же галерее.
Ссылки
[ редактировать ]- Белл, Дэвид. Объяснение укиё-э . Кент, Великобритания: Global Oriental, 2004.
- Туфли, Джан Карло. Укиё- э Нью-Йорк: Phaidon Press Ltd.
- Фолкнер, Руперт. Шедевры японской гравюры: Укиё-э из Музея Виктории и Альберта. Токио: Kodansha International Ltd., 1991.
- Гребнер, Хорст. «Подписи и печати Утагавы Кунисада (Тоёкуни III)». Проект Утагава Кунисада (Тойокуни III) [ 42 ]
- Харрис, Фредерик. Укиё-э: искусство японской печати . Токио: Таттл, 2010.
- Хиллер, Дж. Японские цветные гравюры . Нью-Йорк: Phaidon Press, 1991.
- Совет искусств Японии. «Биография: [I] Утагава Кунисада. (Дзинбуцу риреки: [сё дай] Утагава Кунисада). [ 43 ]
- Система пользователей сети японской архитектуры и искусства (JAANUS). «Айзури 藍摺». [ 44 ]
- Джесси, Бернд. «Золотой век школы Утагава: Утагава Кунисада и Утагава Куниёси». В книге «Самурайские звезды сцены и красивые женщины: Кунисада и Куниёси, мастера цветной гравюры на дереве» , под редакцией Stiftung Museum Kunstpalat, Гунда Луйкен и Бит Висмер, 93–101. Дюссельдорф: Hatje Cantz Verlag, 2012.
- Лейн, Ричард. Образы из плавучего мира: японская гравюра . Нью-Йорк: Конеки и Конеки, 1978.
- Коллекция японских гравюр Лавенберга. «Утагава Кунисада I (1786–1865)». [ 45 ]
- Маркс, Андреас. Японские гравюры на дереве: художники, издатели и шедевры 1680–1900 гг . Токио: Таттл, 2010.
- Мюнстерберг, Хьюго. Японская гравюра: исторический путеводитель . Нью-Йорк: Уэзерхилл, 1998.
- Солтер, Ребекка. Японские лубочные гравюры: от вотивных полосок до игральных карт. Лондон: A&C Black, 2006.
- Уотерхаус, Дэвид. Образы Японии восемнадцатого века: гравюры укиеэ из коллекции сэра Эдмунда Уокера . Торонто: Королевский музей Онтарио, 1975.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Солтер 2006, 25
- ^ "Wwwjdic" . Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ Солтер 2006, 79.
- ^ Jump up to: а б с Белл 2004, xiv
- ^ Jump up to: а б Оценок 2010, 14
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харрис 2010, 106
- ^ Более поздние примеры включали небольшие желтые и ярко-красные элементы. ( http://www.weblio.jp/content/%E8%97%8D%E6%91%BA%E7%B5%B5 )
- ^ Jump up to: а б Система пользователей сети японской архитектуры и искусства
- ^ 10 гравюр из оригинальных «36 видов горы Фудзи » (1826–1833) были выполнены в формате айзури-э (Харрис 2010, 106).
- ↑ См . гравюру учива-э «Полнолуние на острове Цукуда» из серии « 69 этапов Кисокайдо» 1852 года.
- ^ См. «Красавица с трубкой» из c. 1830 Серия 5 современных красавиц .
- ^ Харрис 2010, 31.
- ^ Фолкнер 1991, 29.
- ^ Солтер 2006, 139.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Оценок 2010, 120
- ^ Jump up to: а б с д и Джесси 2012, 95
- ^ Jump up to: а б с Харрис 2010, 70
- ↑ С момента получения имени Тоёкуни в 1844 году Кунисада постоянно подписывал свои произведения «Тойокуни II», что указывает на его отказ признать легитимность своего непосредственного предшественника, Тоёкуни II. Однако его всегда называют Тоёкуни III (Маркс 2010, 120).
- ↑ Коммерческий успех и деловая хватка Кунисады подтверждается щедростью его собственности: «В книге о землетрясении в Ансэй Эдо 1855 года есть редкое изображение дома художника, на котором изображен большой дом Кунисады с дополнительным складским помещением, но это не может быть считается стандартом для всех художников из-за беспрецедентного успеха Кунисады» (Маркс 2010, 25).
- ^ «Личная история | Цифровая библиотека культуры» .ntj.jac.go.jp. Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Проверено 18 января 2014 г. .
- ^ «Хотя фонетическое прочтение двух иероглифов (角田), составляющих его фамилию, в настоящее время практически повсеместно принято как «Цунода», существует несколько возможных вариантов прочтения. Раньше его имя читали как японские, так и неяпонские историки искусства. как «Кадота» или «Сумида». " . Кунисада.де . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Один из нескольких стандартных размеров отпечатка размером примерно 15,5 x 10,5 дюймов / 39 x 26,5 см.
- ^ Jump up to: а б Оценок 2010, 25
- ^ Маркс (2010, 120) датирует использование пейзажей 1830-ми годами, а Фолкнер (1991, 34) утверждает, что он «следовал моде включать пейзаж в свои картины» в 1820-х годах.
- ^ Коллекция японских гравюр Лавенберга
- ^ Фолкнер 1991, 17.
- ^ Кальца 2003, 335.
- ^ Харрис 2010, 73.
- ^ Jump up to: а б Фолкнер 1991, 36
- ^ 1991, 36
- ^ Мюнстерберг 1998, 129.
- ^ Хиллиер 1991, 126.
- ^ Jump up to: а б «Бугаку (японский танец) – Британская энциклопедия» . Britannica.com . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ «Танец Бугаку» . Улучшите.com. 14 февраля 2012 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Хорст Грэбнер. «Подписи и печати Утагавы Кунисада (Тоёкуни III) » Кунисада.де . Получено 1 января 2014 г.
- ^ «Ханабуса Итчо – Танцы Бугаку – Япония – Период Эдо (1615–1868) – Музей искусств Метрополитен» . Metmuseum.org . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Эти даты взяты из Маркса (2010, 120). Лейн утверждает, что Кунисада начал использовать это имя в 1833 году (1978, 295), тогда как веб-сайт Совета искусств Японии датирует его использование 1827–1851 годами.
- ^ Jump up to: а б с Алекс Фолкнер (13 декабря 2010 г.). «Галерея Тосидама, японские гравюры: печати Тосидама в японских гравюрах» . Toshidama.blogspot.ca . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ Уотерхаус 1975, 12.
- ^ Уотерхаус 1975, 13.
- ^ Уотерхаус 1975, 15.
- ^ «Подписи и печати Утагавы Кунисада (Тоёкуни III) » Кунисада.де . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ «История людей | Цифровая библиотека культуры» .ntj.jac.go.jp. Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «ДЖАНУС / айзури 藍摺» (на японском языке). Aisf.or.jp. Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Утагава Кунисада I (1786–1865) – Коллекция японских гравюр Лавенберга» . Myjapanesehanga.com . Проверено 21 февраля 2015 г.