Жан Амери
Жан Амери | |
---|---|
![]() Портрет Жана Амери работы Феликса Де Бука | |
Рожденный | Ханс Хаим Майер 31 октября 1912 г. Вена , Австро-Венгрия |
Умер | 17 октября 1978 г. Зальцбург , Австрия | (65 лет)
Занятие | Автор |
Жан Амери (31 октября 1912 — 17 октября 1978), урожденный Ханнс Хаим Майер , был эссеистом австрийского происхождения, чья работа часто основывалась на его опыте во время Второй мировой войны . Его самая знаменитая работа « На границах разума: размышления выжившего об Освенциме и его реалиях» (1966) предполагает, что пытки были «сущностью» Третьего рейха . Среди других известных работ - «О старении» (1968) и «О самоубийстве: беседа о добровольной смерти» (1976). После 1945 года он принял псевдоним Жан Амери. Амери покончила жизнь самоубийством в 1978 году.
Ранее Амери изучал философию и литературу в Вене, но участие в организованном сопротивлении нацистской оккупации Бельгии привело к его задержанию и пыткам со стороны немецкого гестапо в форте Бреендонк и нескольким годам заключения в концентрационных лагерях. Амери пережил интернирование в Освенциме и Бухенвальде и был наконец освобожден в Берген-Бельзене в 1945 году. После войны он поселился в Бельгии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Жан Амери родился как Ханнс Хаим Майер в Вене , Австрия , в 1912 году в семье еврея и матери-католички. Его отец погиб в бою во время Первой мировой войны Амери воспитала католиком . в 1916 году. Мать [ 1 ] В конце концов Амери и его мать вернулись в Вену, где он поступил в университет, чтобы изучать литературу и философию, но экономическая необходимость не позволяла ему регулярно учиться там.
Религия
[ редактировать ]Хотя семья Амери была «отчуждена от своего еврейского происхождения, ассимилирована и состояла в смешанных браках», само это отчуждение в контексте нацистской оккупации во многом повлияло на его мысли: «Я хотел во что бы то ни стало быть антинацистом, что, безусловно, но по собственному желанию». [ 1 ]
Нюрнбергские законы 1935 года, текст которых он вскоре выучил наизусть, убедили Амери в том, что Германия, по сути, вынесла смертный приговор всем евреям, включая его самого. [ 1 ] Его «Необходимость и невозможность быть евреем» говорит об этом внутреннем конфликте относительно его идентичности. Он предполагает, что, хотя его личная идентичность, идентичность его собственного детского прошлого, явно христианская, он, тем не менее, чувствует себя евреем в другом смысле, в смысле еврейства «без Бога, без истории, без мессианской национальной надежды ». [ 2 ]
Для меня быть евреем означает чувствовать вчерашнюю трагедию как внутреннее угнетение. На левом предплечье у меня номер Освенцима; оно читается короче, чем Пятикнижие или Талмуд , но при этом дает более подробную информацию. Это также более обязательно, чем основные формулы еврейского существования. Если себе и миру, в том числе религиозным и национально мыслящим евреям, не считающим меня своим, я говорю: я еврей, то я имею в виду те реалии и возможности, которые суммированы в Освенциме. число.
- Жан Амери, На границах разума, с. 94
Во время нацистского правления
[ редактировать ]
В 1938 году, когда нацистов приветствовали в Австрии и страна объединилась с Германией в «Великий Рейх», Амери бежал во Францию, а затем в Бельгию со своей еврейской женой Региной, которую он выбрал вопреки желанию своей матери. [ 3 ] Его жена позже умерла от болезни сердца, скрываясь в Брюсселе. [ 4 ] По иронии судьбы, сначала бельгийцы депортировали его обратно во Францию как иностранца из Германии, а затем интернировали на юге.
После побега из лагеря в Гюрсе он вернулся в Бельгию, где присоединился к движению Сопротивления .
Участвуя в распространении антивоенной пропаганды среди немецких оккупационных сил, Амери был схвачен нацистами в июле 1943 года и регулярно подвергался пыткам в центре бельгийского гестапо в форте Бреендонк . Когда было установлено, что от него нельзя было получить никакой информации, его «разжаловали» из политзаключенного до еврея и отправили в Освенцим .
Не имея каких-либо профессиональных навыков, он был направлен на самые тяжелые физические работы — строительство фабрики IG Farben в Освенциме III, трудового лагеря Буна-Моновиц . Перед лицом советского вторжения в следующем году он был эвакуирован сначала в Бухенвальд , а затем в Берген-Бельзен , где был освобожден британской армией в апреле 1945 года.
После войны
[ редактировать ]
После войны бывший Ханнс Майер сменил свое имя на Жан Амери (фамилия представляет собой французскую анаграмму его фамилии), чтобы символизировать свое отделение от немецкой культуры и его союз с французской культурой. [ 1 ] Он жил в Брюсселе, работал культурным журналистом в немецкоязычных газетах в Швейцарии. отказывался публиковаться в Германии или Австрии Он много лет , публикуясь только в Швейцарии . Он вообще не писал о своем опыте пребывания в лагерях смерти до 1964 года, когда по настоянию немецкого поэта Хельмута Хайсенбюттеля он написал свою книгу «Jenseits von Schuld und Sühne» («По ту сторону вины и искупления»). Позже Сидни и Стелла П. Розенфельд перевели его на английский язык как « На границах разума: размышления выжившего об Освенциме и его реалиях» .
Позже он женился на Мари Эшенауэр, на которой все еще был женат на момент своей смерти. [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]В 1976 году Амери опубликовал книгу « О самоубийстве: беседа о добровольной смерти». Он умер покончил жизнь самоубийством из-за передозировки снотворного в 1978 году. [ 6 ]
Литературное и философское наследие
[ редактировать ]
Публикация книги « На границах разума» , исследования Амери Холокоста и природы Третьего рейха, сделала его одним из самых уважаемых писателей о Холокосте. Сравнивая нацистов с правительством садизма , Амери предполагает, что садисту свойственно желание «свести на нет мир». Для нацистского мучителя,
[а] легкого давления руки, владеющей инструментом, достаточно, чтобы другая рука — вместе с головой, в которой, возможно, хранятся Кант , Гегель , все девять симфоний и «Мир как воля и представление» , — в пронзительно визжащего поросенка при забое.
Усилия Амери по сохранению памяти о Холокосте были сосредоточены на ужасе и ужасе этих событий в феноменологическом и философском ключе, с тем, что он охарактеризовал как «скудную склонность к примирению». [ 7 ] Его исследования своего опыта, а также значения и наследия страданий нацистской эпохи были направлены не на то, чтобы окончательно превратить события в «холодное хранилище истории». [ 8 ] а скорее сохранить предмет живым, чтобы он не был потерян для потомков как абстракция или простой текст. Как он написал в предисловии к книге « По ту сторону вины и искупления» в 1976 году :
Сегодня у меня нет [ясности] и, надеюсь, никогда не будет. Прояснение будет равнозначно разрешению дела, которое затем можно будет поместить в архивы истории. Моя книга призвана предотвратить именно это. Ибо ничто не решено, ничто не решено, никакое воспоминание не превратилось в простое воспоминание. [ 8 ]
На призовые деньги, полученные венским писателем Робертом Менассом за Австрийскую государственную премию (1999), он вновь основал «Премию Жана Амери за европейский эссеизм», лауреатами которой стали Лотар Байер , Барбаразихтерманн (1985), Матиас Греффрат (1988), Рейнхард Меркель (1991), Франц Шух (2000), Дорон Рабинович (2002), Михаэль Джейсманн (2004), журналист, Драго Янчар (2007), Имре Кертеш (2009), Дубравка Угрешич (2012), Адам Загаевский [ 9 ] (2016) и Карл-Маркус Гаус (2018).
Амери был известен своим противодействием антисемитизму в послевоенной Германии и поддержкой государства Израиль, которое, по его словам, было для него «более важным, чем любая другая» страна. В 1969 году он написал статью в Die Zeit , в которой заявил: « Антисионизм содержит антисемитизм, как облако содержит бурю». [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]На немецком языке
[ редактировать ]- Карьера и умы: портреты знаменитых современников. Цюрих: Томас, 1955.
- Звезды-подростки: кумиры нашего времени. Вена: Альберт Мюллер, 1960.
- Под чарами джаза: портреты великих джазовых музыкантов. Вена: Альберт Мюллер, 1961.
- Рождение настоящего: формы западной цивилизации после окончания войны. Олтен: Уолтер, 1961.
- Герхарт Гауптман: Вечный немец. Штиглиц: Ручка, 1963.
- За пределами вины и наказания: попытки справиться с ситуацией подавленного человека. Мюнхен: Щесны, 1966.
- О старении: бунт и отставка. Штутгарт: Клетт, 1968.
- Немастерские годы путешествий. Штутгарт: Клетт, 1971.
- Леви или снос. Штутгарт: Клетт, 1974.
- Положите руку на себя. Беседа о самоубийстве. Штутгарт: Клетт, 1976.
- Шарль Бовари, сельский врач. Штутгарт: Клетт, 1978.
- Книги молодежи нашего века. Штутгарт: Клетт-Котта, 1981.
- Интегральный гуманизм: между философией и литературой. Очерки и отзывы читателя, 1966–1978. Штутгарт: Клетт-Котта, 1985.
- Жан Амери, пересек границу: Разговор с Инго Херманном в серии «Свидетели века». Эд. Юрген Фойгт. Геттинген: Ламув, 1992.
- Кино: Работа над фильмом. Штутгарт: Клетт-Котта, 1994.
- Жан Амери: Верке. 9 томов. Под редакцией Ирен Гейдельбергер-Леонард. Штутгарт: Клетт-Котта, 2002–2008 гг. Собрание сочинений на немецком языке.
Переводы на французский язык
[ редактировать ]- Шарль Бовари, сельский врач: портрет простого человека. Роман/эссе в переводе с немецкого Франсуазы Вильмар. Actes Sud: Арль, 1991.
- За пределами преступления и наказания: попытка преодолеть непреодолимое. перевод с немецкого Франсуазы Вильмар. Actes Sud: Арль, 1995.
- Старение. Пайо : Париж, 1991 [1968]; тростник. Маленькая библиотека Пайота, 2009 г.
- Пожар или снос. Actes Sud: Арль, 1996 [1974]
- Наложить на себя руки – Самоубийство. Actes Sud: Арль, 1999 [1976]
- Отверженные. Actes Sud: Арль, 2010 [1935]
Переводы на английский язык
[ редактировать ]- Предисловие к будущему: Культура в обществе потребления. Пер. Палмер Хилти. Лондон: Констебль, 1964.
- На границах разума: размышления выжившего в Освенциме и его реалии. Пер. Сидни и Стелла П. Розенфельд. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1980.
- Радикальный гуманизм: избранные очерки. Пер. Сидни и Стелла П. Розенфельд. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1984.
- О старении: бунт и отставка. Пер. Джон Д. Барлоу. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1994.
- О самоубийстве: беседа о добровольной смерти. Пер. Джон Д. Барлоу. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1999.
- Шарль Бовари, сельский врач: Портрет простого человека . Пер. Адриан Нэйтан Уэст. Нью-Йорк: New York Review Books , 2018.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Эмери: биографическое введение
- ^ Амери, Жан. На пределе разума . 1998, стр. 94
- ^ Золкос, Магдалена (14 февраля 2013 г.). Примирение сообщества и субъективной жизни: свидетельства о травме как политическое теоретизирование в работах Жана Амери и Имре Кертеса . А&С Черный. ISBN 978-1-4411-8295-1 .
- ^ «Жан Амери (Ганс Майер) (1912–1978)» . Мемориал Вольхейма . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ «Самоубийственные записки» . Асимптота . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Амери, Жан (1998). «Послесловие» . На пределе разума: размышления выжившего об Освенциме и его реалиях . Серия репринтов Музея Холокоста в Индиане. Перевод Стеллы П. Розенфельд и Сидни Розенфельда. Издательство Университета Индианы. п. 104. ИСБН 978-0-253-21173-6 . Проверено 30 августа 2009 г.
- ^ Амери, Жан. На пределе разума . 1998, стр. 71.
- ^ Jump up to: а б Брудхольм, Томас и Мерфи, Джеффри Г. Добродетель обиды . 2008, стр. 72
- ↑ По случаю церемонии награждения Загаевского был опубликован разговор Роберта Менасса и Кэтрин Хуг : Почему? Наследие Жана Амери , Зигбург (книжный магазин R²), 2016 г. ISBN 978-3-945426-21-0
- ^ Геллнер, Марлен (2016). «Как облако содержит бурю: Критика антисионизма Жана Амери» . В глубине . № Осень 2016 года . Проверено 7 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристофер Бигсби, Вспоминая и представляя Холокост: цепь памяти (издательство Кембриджского университета, 2006), гл. 7.
- Ирен Гейдельбергер-Леонард , Философ Освенцима: Жан Амери и жизнь с Холокостом . Перевод Антеи Белл. Лондон: IB Tauris, 2010.
- Гия Рисари , «Парадоксальное состояние нееврея», «Кул», н. 64, июль-сентябрь 1996 г.
- Гия Рисари , «Жан Амери, мораль негодования – Шоа и историки», «Голем Незаменимый», н. 12 декабря. 2003 г.
- Гия Рисари , «Обида как творческий принцип», «Эстетические материалы», н. 8 января. 2003 г.
- Гия Рисари , «Жан Амери. Обида как мораль», Франко Анджели, Милан, 2002 [монография]; Жан Амери: обида как мораль, Рим, Кастельвекки, 2016, ISBN 9788869446078 .
- У. Г. Зебальд , «Против необратимого» в книге «О естественной истории разрушения» , Penguin, 2003, стр. 147–72.
- Алфорд, К. Фред (2012). «Жан Амери: Обида как этика и онтология». Топои . 31 (2): 229–240. дои : 10.1007/s11245-012-9131-1 . ISSN 1572-8749 . S2CID 144154423 .
- Ассманн, Алейда (2003). «Две формы обиды: Жан Амери, Мартин Вальзер и немецкая мемориальная культура» . Новая немецкая критика (90): 123–133. дои : 10.2307/3211112 . ISSN 0094-033X . JSTOR 3211112 .
- Атария, Йохай; Кравиц, Амит; Питцовски, Эли, ред. (2019). Жан Амери: За пределами разума . Спрингер. ISBN 978-3-030-28095-6 .
- Брудхольм, Томас (2006). «Возвращение к обидам: Жан Амери и темная сторона прощения и примирения». Журнал прав человека . 5 (1): 7–26. дои : 10.1080/14754830500519714 . S2CID 144822596 .
- Брудхольм, Томас (2008). Добродетель обиды: Джин Эмери и отказ прощать . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-59213-568-4 .
- Фарелд, Виктория (2021). «Запутанные воспоминания о насилии: Жан Амери и Франц Фанон» . Исследования памяти . 14 (1): 58–67. дои : 10.1177/1750698020976460 .
- Фербер, Илит (2016). «Боль как критерий: Жан Амери» . Журнал французской и франкоязычной философии . 24 (3): 3–16. дои : 10.5195/jffp.2016.784 . ISSN 2155-1162 .
- Хюкманн, Дания (2014). «За пределами закона и справедливости: Месть Жана Амери». Германское обозрение: литература, культура, теория . 89 (2): 233–248. дои : 10.1080/00168890.2014.919200 . S2CID 143572971 .
- Жан-Мари, Вивальди (2018). Размышления о Жане Амери: пытки, обида и бездомность как пределы разума . Международное издательство Спрингер. стр. 29–66. ISBN 978-3-030-02345-4 .
- Шай, Рой Бен (декабрь 2007 г.). «Reductio ad Moralem: О жертвенной морали в творчестве Жана Амери». Европейское наследие . 12 (7): 835–851. дои : 10.1080/10848770701671359 . S2CID 144717815 .
- Шай, Рой Бен (2010). «Чтобы обратить вспять необратимое: о беспорядке во времени в творчестве Жана Амери». Метацид: в поисках совершенства . Брилл. ISBN 978-90-420-2854-8 .
- Шустер, Мартин (2016). «Феноменология дома: Жан Амери о тоске по дому» . Журнал французской и франкоязычной философии . 24 (3): 117–127. дои : 10.5195/jffp.2016.790 . ISSN 2155-1162 .
- Смит, Деннис (2013). «Внутренние истории: Оскар Уайльд, Жан Амери, Нельсон Мандела и Аун Сан Су Чжи». Эмоции в политике: измерение аффекта в политической напряженности . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 60–83. ISBN 978-1-137-02566-1 .
- Ветлесен, Арне Йохан (2006). «Дело об обиде: Жан Амери против Примо Леви». Журнал прав человека . 5 (1): 27–44. дои : 10.1080/14754830500485908 . S2CID 143483308 .
- Вебер, Элизабет (2012). « Пытки были сутью национал-социализма»: читая Жана Амери сегодня». Кстати о пытках . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-4227-6 .
- Золкос, Магдалена (2010). Примирение сообщества и субъективной жизни: свидетельства о травме как политическое теоретизирование в работах Жана Амери и Имре Кертеса . А&С Черный. ISBN 978-0-8264-3114-1 .
- Золкос, Магдалена, изд. (2011). О Жане Амери: Философия катастрофы . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-4767-2 .
- Золкос, Магдалена (2014). «Апории принадлежности: Жан Амери о« еврее без иудаизма »и традиции сознательного изгоя». Журнал европейских исследований . 44 (4): 362–377. дои : 10.1177/0047244114536825 . S2CID 154806286 .
- Анкита Чакраборти, «Убил ли современный роман Чарльза Бовари?» / https://longreads.com/2018/12/06/did-the-modern-novel-kill-charles-bovary/
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1912 рождений
- Самоубийства 1978 года
- Писатели из Вены
- Еврейские эмигранты из Австрии после аншлюса
- Австрийские писатели-мужчины
- Самоубийства, связанные с наркотиками, в Австрии
- Похороны на Центральном кладбище Вены.
- Историография Холокоста
- Выжившие в концлагере Освенцим
- Выжившие в концлагере Бухенвальд
- Выжившие в концлагере Берген-Бельзен
- Выжившие в лагере для военнопленных Бреендонк
- Еврейские философы
- Еврейские австрийские писатели
- Члены бельгийского сопротивления
- Члены еврейского сопротивления во время Холокоста
- Бельгийский народ австрийского происхождения
- Австрийские философы ХХ века
- Выжившие в лагере для интернированных Гюрс
- 1978 смертей
- Австрийские жертвы пыток