Эма Пукшеч

Эма Пукшец (6 февраля 1834 — 14 января 1889), также известная как Ильма де Мурска , а также Ильма ди Мурска , [ 1 ] XIX века сопрано оперной певицей была хорватской .
Жизнь
[ редактировать ]Эма Пукшеч родилась в Огулине (современная Республика Хорватия ). Ее матерью была Кресценция Бродаротти де Трауэнфельд, а ее отец, Йосип Пукшек, был весьма уважаемым военным офицером, дислоцированным в районе города Слунь . За службу по защите восточных флангов Западной Европы в пределах австрийской военной границы ее отец получил дворянство и добавил к своему имени прибавку Мурский . Женский вариант ( де Мурска ) позже использовался Эмой как собственная фамилия. [ 2 ]
Она начала играть на фортепиано в пять лет. После того, как ее семья переехала в Загреб в 1850 году, она начала петь, надеясь на дальнейшую оперную карьеру. В 1851 году она вышла замуж за солдата по имени Иосип Эдер , от которого у них родилось двое детей (Альфонс и Гермина). Сначала они переехали в Грац в 1857 году, затем в Вену в 1860 году, чтобы дать Эме возможность изучать голос в городской консерватории. Она также какое-то время училась в Париже. Ее профессиональная карьера началась в 1862 году и продолжалась около 20 лет. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Ильма де Мурска была колоратурным сопрано с диапазоном в три октавы . Ее карьера Ильмы де Мурска началась в 1862 году во Флоренции , Италия, в роли леди Харриет в опере Фридриха фон Флотова « Марта» . Некоторые источники утверждают, что она дебютировала в роли Маргариты де Валуа в «Гугенотах» . За ее туром по Европе последовали выступления в Будапеште , Испании и Италии. После серии из 42 успешных выступлений она отправилась в Вену в качестве приглашенной артистки и 16 августа 1864 года спела в Верди » «Трубадоре . Ее период в Вене завершился 10 августа 1873 года прощальным спектаклем, в котором она сыграла Офелию в самом первом исполнении « Амбруаза Тома » Гамлета в Венской придворной опере . Ее наиболее известные роли включают Царицу Ночи в и » Моцарта «Волшебной флейте Лючию ди Ламмермур . Она также исполнила роли Диноры и Изабеллы в «Роберте-дьяволе» . [ нужна ссылка ]
Лондон
[ редактировать ]Ильма де Мурска выступала в Лондоне с 1865 по 1873 год и обычно была связана с Джеймса Генри Мейплсона труппой . Она дебютировала в Лондоне в партии Люсии ди Ламмермур в Театре Ее Величества . Ее появление в роли Царицы ночи в 1865 году имело большой успех. [ 3 ] Джордж Бернард Шоу заметил, что в знаменитых фиоритурах этой роли она пела «с тонким звоном и неподражаемой точностью прикосновения». [ 4 ] В 1866 году она спела Мейербера » « Динору . Той осенью она сыграла Офелию в » Амбруаза Томаса с «Гамлете Чарльзом Сэнтли и Карлом Формесом в Лондоне и на гастролях. [ 5 ]
В 1871 году она сыграла Изабеллу в Эрнесто Николини английском дебюте в «Роберте-дьяволе» . [ 6 ] [ 7 ] Она также принимала участие в турах Мейплсона в Дублине между 1872 и 1876 годами. [ 8 ]
Покинув Вену в 1873 году, де Мурска выступала в Гамбурге , Берлине и Париже. В 1873–74 годах она гастролировала по США. Она также гастролировала по России, Австралии и Новой Зеландии и какое-то время читала лекции в музыкальной консерватории Нью-Йорка. В июне 1875 года она отправилась в турне по Австралии, в ходе которого дала 145 концертов, десять опер и две оратории, заработав себе, по одним данным, 16 000 фунтов стерлингов, из которых 11 000 фунтов она отправила своей дочери в Австрию. [ 9 ] Она вышла замуж, почти наверняка двоебрачно, за пианиста Альфреда Андерсона в Сиднее 29 декабря 1875 года во время своего турне по Австралии. [ 10 ] ей пришлось нарушить свой график Через несколько недель в Мельбурне , так как ее муж был тяжело болен. В результате ее поклонников в этом городе ждали дополнительные выступления в «Люсии ди Ламмермур» и «Сомнамбула» , чередующиеся вечера с Фанни Симонсен . [ 11 ] Андерсон, который до свадьбы периодически страдал, умер 22 марта. [ 12 ] Через два месяца, 15 мая 1876 года, во время турне в Данидине, Новая Зеландия , Де Мурска снова вышла замуж за Джона Хилла , друга и коллегу Андерсона. [ 13 ] Этот брак продлился не дольше, чем любой из ее других, поскольку, когда де Мурска вернулась в Америку в октябре 1876 года, Хилл осталась в Австралии.
Де Мурска была известна своей сверхчувствительностью, особенно к своему возрасту, а также большим зверинцем животных, которые сопровождали ее повсюду. Самым важным из них был огромный черный ньюфаундлендский пес по кличке Плутон, который был приучен есть птицу с тарелки, поставленной для него за обеденным столом с хозяйкой, не капая ничего на скатерть. [ 14 ] Обычно он путешествовал в вагоне первого класса. Его постоянными спутниками в путешествиях были два попугая, ангорская кошка и обезьяна. Обезьяна и кошка мучили друг друга и царапали друг друга когтями, а попугаям была предоставлена свобода передвижения в отелях, где остановилась дива, и они часто разрушали мебель. Де Мурска с радостью приняла последующие расходы. [ 14 ]
Оценки
[ редактировать ]Музыкальные критики, аристократические меценаты и простые слушатели называли ее «хорватским соловьем» после ее громких выступлений в Вене и Лондоне. [ 15 ] Как певица она была дикой и раскованной, к разочарованию дирижера, поскольку она была склонна отклоняться от партитуры в фантастических импровизациях, и ему приходилось сдерживать крещендо оркестра, пока она не была готова. Эта сила, конечно, была именно тем, что привлекло к ней внимание публики. [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]Эма Пукшеч (она же Ильма де Мурска) умерла в Мюнхене 14 января 1889 года в возрасте 54 лет. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Олстон Браун (1903) История сцены Нью-Йорка от первого выступления в 1732 по 1901 год.
- ^ Jump up to: а б с Каталинич, Вера (31 декабря 2015 г.). « Verstummt der süssen Stimme Schall»: судьба четырех хорватских певцов в «долгом XIX веке » . Диаспоры. Обращения, миграции, история (26): 153–169. doi : 10.4000/diasporas.416 . ISSN 1637-5823 .
- ^ Дж. Х. Мэйплсон, Мемуары Мэйплсона (Белфорд, Кларк и компания, Чикаго, 1888 г.) I, стр. 87
- ^ Корно ди Бассетто , Лондонская музыка 1888–1889 годов в исполнении Корно ди Бассетто (Констебль, Лондон, 1937), стр. 61-63
- ^ Сэнтли, с. 279
- ^ Мэйплсон, с. 152
- ^ Х. Кляйн, Тридцать лет музыкальной жизни в Лондоне, 1870-1900 (Century Co., Нью-Йорк, 1903), с. 154
- ^ Мейплсон, стр. 155–56, 163–66, 190.
- ^ «Сено» (25 января 1905 г.). «Ильма Мурская» . Сидней Спортсмен . Том. IV, нет. 226. Новый Южный Уэльс, Австралия. п. 3 . Проверено 26 августа 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Семейные уведомления» . Сидней Морнинг Геральд . Новый Южный Уэльс, Австралия. 4 января 1876 г. с. 1 . Проверено 2 июня 2020 г. - через Trove.
- ^ «Новый соловей» . Рекламодатель Северного Мельбурна . Виктория, Австралия. 25 февраля 1876 г. с. 2 . Проверено 2 июня 2020 г. - через Trove.
- ^ «Смерть мистера Андерсона» . «Вестник» (Мельбурн) . Виктория, Австралия. 22 марта 1876 г. с. 3 . Проверено 2 июня 2020 г. - через Trove.
- ^ Грэм Скиннер. «Австралийская Гармония: Джеймс Анри Андерсон и семья» . Университет Сиднея. Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мейплсон, стр. 163–66.
- ^ Безич, Нада (2001). «Мурска, Ильма де» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.07815 . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ "Мадле Сын Мурски " Аргус (Мельбурн) . Виктория, Австралия. 28 июля 1866 г. с. 6 . Проверено 2 июня 2020 г. - через Trove.