Квартет конца времен
Квартет конца времен | |
---|---|
Камерная музыка Оливье Мессиана | |
![]() Приглашение на премьеру | |
Английский | Квартет конца времен |
Составленный | 1940–1941 |
Преданность | «Ангелу, возвещающему конец времени» |
Выполненный | 15 января 1941 г.: Гёрлиц : |
Опубликовано | 1942 |
Издатель | Издания Дюран |
Продолжительность | 50 минут |
Движения | восемь |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 15 января 1941 г. |
Расположение | Шталаг VIII-А , Гёрлиц , Германия |
Исполнители | Жан ле Булер (скрипка), Анри Акока (кларнет), Этьен Паскье (виолончель), Оливье Мессиан (фортепиано) |
Квартет на конец времени ( Французское произношение: [kwatɥɔʁ puʁ la fɛ̃ dy tɑ̃] ), первоначально Quatuor de la fin du Temps (« Квартет Конца Времени »), также известный под своим английским названием «Квартет Конца Времени » , [ 1 ] — восьмичастное произведение камерной музыки французского композитора Оливье Мессиана . Премьера состоялась в 1941 году. Произведение написано для кларнета (си-бемоль), скрипки , виолончели и фортепиано ; типичное выполнение всего произведения длится около 50 минут. Мессиан написал пьесу, будучи военнопленным в немецком плену, и впервые ее исполнили его сокамерники. Обычно это считается одной из его самых важных работ.
Состав и первое исполнение
[ редактировать ]Мессиану был 31 год, когда Франция вступила во Вторую мировую войну . Он был захвачен немецкой армией в июне 1940 года и заключен в Шталаг VIII-А , лагерь для военнопленных в Герлице , Германия (ныне Згожелец , Польша). [ 2 ] По пути в лагерь Мессиан показал кларнетисту Анри Акоке , также заключенному, эскизы того, что впоследствии стало Abîme des oiseaux . Два других профессиональных музыканта, скрипач Жан ле Булер и виолончелист Этьен Паскье , были среди его сокамерников, и после того, как ему удалось получить бумагу и маленький карандаш от сочувствующего охранника ( Карл-Альберт Брюлль , 1902– короткое трио 1989), Мессиан написал для них ; это произведение позже стало «Интермедом» квартета. Позже он решил написать для того же трио, что и сам за фортепиано, доведя его до нынешнего состояния. Комбинация инструментов была необычной для того времени, но не без прецедента: Вальтер Рабл сочинил для нее в 1896 году, как и Пауль Хиндемит в 1938 году.
Премьера квартета состоялась в лагере 15 января 1941 года перед примерно 400 заключенными и охранниками. Мессиан утверждал, что на представлении присутствовало 5000 человек и что у музыкантов были ветхие инструменты, но теперь эти утверждения считаются «несколько преувеличенными». [ 3 ] : 62–65 Виолончель была куплена на пожертвования участников лагеря. [ 3 ] : 34 Позже Мессиан вспоминал: «Никогда меня не слушали с таким восторженным вниманием и пониманием». [ 4 ]
Несколько месяцев спустя Мессиан был освобожден (с помощью Брюлля) благодаря просьбе его бывшего преподавателя органа и профессора Парижской консерватории , Марселя Дюпре как пишет ученый Мессиана Найджел Симеоне: [ 5 ]
Роль Марселя Дюпре в освобождении Мессиана была решающей. Позже он вспоминал, как в начале 1941 года он посетил Фрица Пирсига (в парижском офисе Propaganda-Staffel), чтобы защитить Мессиана, и был уверен, что «самое позднее через десять дней он будет в офисе». Вмешательство Дюпре было явно эффективным. Эмоциональное письмо Мессиана Клоду Арье, в котором он объявляет о своей вновь обретенной свободе, позволяет нам датировать его возвращение из Силезии (через Нюрнберг и Лион) в Нойсарг в Кантале.
Мессиан и Этьен Паскье (виолончелист на первой премьере) позже записали квартет на пластинке для Club Français du Disc (1956) вместе с Жаном Паскье (скрипка) и Андре Васелье (кларнет).
Вдохновение
[ редактировать ]Мессиан написал в предисловии к партитуре, что произведение было вдохновлено текстом из Книги Откровения (Откровение 10: 1–2, 5–7, Версия короля Иакова ):
И увидел я другого сильного Ангела, сходящего с неба, облеченного облаком: и радуга была над головой его, и лице его было, как солнце, и ноги его - как столпы огненные... и поставил правую ногу свою на море, и левая нога его на земле... И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков... что времени уже не будет: Но во дни гласа седьмой ангел, когда он начнет звучать, тайна Божия совершится...
Структура
[ редактировать ]Произведение состоит из восьми частей :
- «Liturgie de cristal» (Хрустальная литургия )
- «Vocalise, pour l'Ange qui annonce la fin du temps» ( Вокализ для Ангела, возвещающего конец времени)
- «Abîme des oiseaux» (Бездна птиц)
- «Интермед» ( Интерлюдия )
- «Хвала Вечности Иисуса»
- «Танец ярости для семи труб»
- «Путок радуг для Ангела, возвещающего конец времени»
- «Хвала бессмертию Иисуса»
Ниже приведены переводы цитат из предисловия Мессиана к партитуре.
I. «Хрустальная литургия»
[ редактировать ]В предисловии к партитуре Мессиан описывает начало квартета:
Между тремя и четырьмя часами ночи пробуждение птиц: одиночный дрозд или соловей импровизируют, окруженные мерцанием звуков, ореолом трелей, теряющихся очень высоко в деревьях. Перенесите это в религиозный план, и вы получите гармоничную тишину Небес.
Написанная для всего квартета, вступительная часть начинается с соло кларнета, имитирующего песню дрозда, и скрипки, имитирующей песню соловья. Основной импульс обеспечивается виолончелью и фортепиано: виолончель циклически воспроизводит одну и ту же мелодию из пяти нот (с использованием нот до, ми, ре, фа-диез и си-бемоль) и повторяющийся шаблон из 15 длительностей. Фортепианная партия состоит из 17-нотного ритмического рисунка, строго перемежающегося через 29 аккордов, словно давая слушателю проблеск чего-то вечного.
II. «Вокализ для Ангела, возвещающего конец времени»
[ редактировать ]Также для всего квартета Мессиан пишет об этом движении:
Первая и третья части (очень короткие) напоминают о силе этого могучего ангела с радугой на голове и окутанного облаком, который ставит одну ногу на море, а другую на землю. В средней части – неосязаемые гармонии небес. В фортепиано сладкие каскады сине-оранжевых аккордов, заключающие в своих далеких перезвонах почти напевную песню скрипки и виолончели.
III. «Птичья бездна»
[ редактировать ]Мессиан пишет:
Бездна – это Время с его грустью, его усталостью. Птицы — противоположность Времени; это наше стремление к свету, звездам, радуге и ликующим песням.
Соло для кларнета, это движение является испытанием даже для самого опытного кларнетиста, с чрезвычайно медленным темпом, обозначающим дрожание (восьмая нота) = 44 . Первоначально оно было написано в Вердене .
IV. "Интерлюдия"
[ редактировать ]Трио для скрипки, виолончели и кларнета Мессиан пишет об этой части:
Скерцо имеет более индивидуальный характер, чем другие части, но, тем не менее, связано с ними определенными мелодическими воспоминаниями.
V. «Хвала вечности Иисуса»
[ редактировать ]Мессиан пишет:
Иисус рассматривается здесь как Слово. Широкая фраза «бесконечно медленно» на виолончели с любовью и благоговением превозносит вечность Слова, мощного и нежного, «чье время никогда не истекает». Мелодия величественно тянется в какую-то нежную, царственную даль. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». ( Иоанна 1:1 (Версия короля Иакова))
Дуэт для виолончели и фортепиано, музыка взята из более раннего произведения «IV. L'Eau » из « Fête des belles eaux » для 6 Ondes Martenots , исполненного на Парижской международной выставке 1937 года. Обозначение темпа указано infiniment. , extatique («бесконечно медленный, экстатический»).
VI. «Танец ярости для семи труб»
[ редактировать ]
Мессиан пишет об этой части для полного квартета:
Ритмически самое характерное произведение серии. Четыре инструмента в унисон имитируют гонги и трубы (первые шесть труб Апокалипсиса, сопровождаемые различными бедствиями, труба седьмого ангела, возвещающая завершение тайны Бога). ретроградные ритмы. Музыка камня, грозный гранитный звук; непреодолимое движение стали, огромные глыбы пурпурной ярости, ледяное опьянение. Особенно послушайте все ужасное фортиссимо увеличения темы и смены регистров ее различных нот ближе к концу пьесы.
К концу части тема возвращается, фортиссимо , в увеличении и с широкими изменениями регистра. Это в унисон повсюду.
VII. «Смешение радуг для Ангела, возвещающего конец времени»
[ редактировать ]Мессиан пишет об этом квартете:
Здесь повторяются некоторые отрывки из второй части. Ангел предстает во всей своей силе, особенно покрывающая его радуга (радуга, символ мира, мудрости и всех светящихся и звонких вибраций). – Во сне я слышу и вижу упорядоченные аккорды и мелодии, известные цвета и формы; затем, после этой переходной стадии, я прохожу через нереальное и с экстазом переживаю турнир; окольное проникновение сверхчеловеческих звуков и цветов. Эти огненные мечи, эта сине-оранжевая лава, эти внезапные звезды: вот клубок, вот радуги!
VIII. «Хвала бессмертию Иисуса»
[ редактировать ]Мессиан пишет:
Соло большого скрипки, аналог соло виолончели в 5-й части. Почему этот второй панегирик? Он особенно нацелен на второй аспект Иисуса, Иисуса-Человека, Слова, ставшего плотью, бессмертно воскресшего для нашего сообщения о Его жизни. Это все любовь. Ее медленное восхождение к крайней крайности — это восхождение человека к своему богу, ребенка Божьего к своему Отцу, существа, ставшего обожествленным, к Раю.
Дуэт скрипки и фортепиано представляет собой аранжировку второй части его более ранней органной пьесы « Diptyque » (1930), транспонированной вверх на мажорную треть от C до E.
Производные работы
[ редактировать ]Это произведение послужило источником вдохновения для написания «Квартета на конец времени» — романа Джоанны Скибсруд 2014 года , название и структура которого заимствованы из произведения.
Первоисточники
[ редактировать ]- Оливье Мессиан, Квартет на конец времени (партитура) (Париж: Дюран)
- Энтони Попл , Мессиан: Квартет на конец времени , Кембриджские музыкальные справочники (Cambridge University Press, 2003)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Квартет на конец времени» . laphil.com. Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
- ^ Дингл, Кристофер (2007). Жизнь Мессиана . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 68–70. ISBN 978-0-521-63547-9 .
- ^ Jump up to: а б Рищин, Ребекка (2003). На конец времен: история квартета Мессиана . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-7297-8 .
- ^ Стивенсон, Джозеф (2005), All Music Guide to Classic Music: The Definitive Guide to Classic Music (All Media Guide), 843
- ^ Симеоне, Найджел, «Мессиан в 1942 году: работающий музыкант в оккупированном Париже» , В: «Исследования Мессиана» , Роберт Шолл (ред.), Cambridge University Press, 2008, ISBN 9780521839815
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Найджел Симеоне о «Квартете на конец времени»
- Quatuor pour la fin du temps (с синхронизированной партитурой), играют Барнаби Робсон, Джеймс Кларк, Дэвид Коэн и Мэтью Шеллхорн
- «О квартете конца времен » — обширный анализ Франсуа Николя (на французском языке).
- Проект Мессиана Бостонского университета: выступления, исследования и информация
- «Quatuor pour la fin du temps» - Музыкальный и библейский анализ из учебной программы для первокурсников Университета Лоуренса.
- «Музыка конца времен» – благодарность Майкла Р. Линтона
- Квартет на конец времени - документальный фильм Х. Пола Муна