Jump to content

Квартет конца времен

(Перенаправлено из «Квартета на конец времен »)
Квартет конца времен
Камерная музыка Оливье Мессиана
Приглашение на премьеру
Английский Квартет конца времен
Составленный 1940–1941
Преданность «Ангелу, возвещающему конец времени»
Выполненный 15 января 1941 г.: ( 1941-01-15 ) : Гёрлиц
Опубликовано 1942
Издатель Издания Дюран
Продолжительность 50 минут
Движения восемь
Подсчет очков
  • кларнет
  • скрипка
  • виолончель
  • фортепиано
Премьера
Дата 15 января 1941 г.
Расположение Шталаг VIII-А , Гёрлиц , Германия
Исполнители Жан ле Булер (скрипка), Анри Акока (кларнет), Этьен Паскье (виолончель), Оливье Мессиан (фортепиано)

Квартет на конец времени ( Французское произношение: [kwatɥɔʁ puʁ la fɛ̃ dy tɑ̃] ), первоначально Quatuor de la fin du Temps Квартет Конца Времени »), также известный под своим английским названием «Квартет Конца Времени » , [ 1 ] — восьмичастное произведение камерной музыки французского композитора Оливье Мессиана . Премьера состоялась в 1941 году. Произведение написано для кларнета (си-бемоль), скрипки , виолончели и фортепиано ; типичное выполнение всего произведения длится около 50 минут. Мессиан написал пьесу, будучи военнопленным в немецком плену, и впервые ее исполнили его сокамерники. Обычно это считается одной из его самых важных работ.

Состав и первое исполнение

[ редактировать ]

Мессиану был 31 год, когда Франция вступила во Вторую мировую войну . Он был захвачен немецкой армией в июне 1940 года и заключен в Шталаг VIII-А , лагерь для военнопленных в Герлице , Германия (ныне Згожелец , Польша). [ 2 ] По пути в лагерь Мессиан показал кларнетисту Анри Акоке , также заключенному, эскизы того, что впоследствии стало Abîme des oiseaux . Два других профессиональных музыканта, скрипач Жан ле Булер [ фр ] и виолончелист Этьен Паскье , были среди его сокамерников, и после того, как ему удалось получить бумагу и маленький карандаш от сочувствующего охранника ( Карл-Альберт Брюлль [ де ] , 1902– короткое трио 1989), Мессиан написал для них ; это произведение позже стало «Интермедом» квартета. Позже он решил написать для того же трио, что и сам за фортепиано, доведя его до нынешнего состояния. Комбинация инструментов была необычной для того времени, но не без прецедента: Вальтер Рабл сочинил для нее в 1896 году, как и Пауль Хиндемит в 1938 году.

Премьера квартета состоялась в лагере 15 января 1941 года перед примерно 400 заключенными и охранниками. Мессиан утверждал, что на представлении присутствовало 5000 человек и что у музыкантов были ветхие инструменты, но теперь эти утверждения считаются «несколько преувеличенными». [ 3 ] : 62–65  Виолончель была куплена на пожертвования участников лагеря. [ 3 ] : 34  Позже Мессиан вспоминал: «Никогда меня не слушали с таким восторженным вниманием и пониманием». [ 4 ]

Несколько месяцев спустя Мессиан был освобожден (с помощью Брюлля) благодаря просьбе его бывшего преподавателя органа и профессора Парижской консерватории , Марселя Дюпре как пишет ученый Мессиана Найджел Симеоне: [ 5 ]

Роль Марселя Дюпре в освобождении Мессиана была решающей. Позже он вспоминал, как в начале 1941 года он посетил Фрица Пирсига (в парижском офисе Propaganda-Staffel), чтобы защитить Мессиана, и был уверен, что «самое позднее через десять дней он будет в офисе». Вмешательство Дюпре было явно эффективным. Эмоциональное письмо Мессиана Клоду Арье, в котором он объявляет о своей вновь обретенной свободе, позволяет нам датировать его возвращение из Силезии (через Нюрнберг и Лион) в Нойсарг в Кантале.

Мессиан и Этьен Паскье (виолончелист на первой премьере) позже записали квартет на пластинке для Club Français du Disc (1956) вместе с Жаном Паскье (скрипка) и Андре Васелье (кларнет).

Вдохновение

[ редактировать ]

Мессиан написал в предисловии к партитуре, что произведение было вдохновлено текстом из Книги Откровения (Откровение 10: 1–2, 5–7, Версия короля Иакова ):

И увидел я другого сильного Ангела, сходящего с неба, облеченного облаком: и радуга была над головой его, и лице его было, как солнце, и ноги его - как столпы огненные... и поставил правую ногу свою на море, и левая нога его на земле... И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков... что времени уже не будет: Но во дни гласа седьмой ангел, когда он начнет звучать, тайна Божия совершится...

Структура

[ редактировать ]

Произведение состоит из восьми частей :

  1. «Liturgie de cristal» (Хрустальная литургия )
  2. «Vocalise, pour l'Ange qui annonce la fin du temps» ( Вокализ для Ангела, возвещающего конец времени)
  3. «Abîme des oiseaux» (Бездна птиц)
  4. «Интермед» ( Интерлюдия )
  5. «Хвала Вечности Иисуса»
  6. «Танец ярости для семи труб»
  7. «Путок радуг для Ангела, возвещающего конец времени»
  8. «Хвала бессмертию Иисуса»

Ниже приведены переводы цитат из предисловия Мессиана к партитуре.

I. «Хрустальная литургия»

[ редактировать ]

В предисловии к партитуре Мессиан описывает начало квартета:

Между тремя и четырьмя часами ночи пробуждение птиц: одиночный дрозд или соловей импровизируют, окруженные мерцанием звуков, ореолом трелей, теряющихся очень высоко в деревьях. Перенесите это в религиозный план, и вы получите гармоничную тишину Небес.

Написанная для всего квартета, вступительная часть начинается с соло кларнета, имитирующего песню дрозда, и скрипки, имитирующей песню соловья. Основной импульс обеспечивается виолончелью и фортепиано: виолончель циклически воспроизводит одну и ту же мелодию из пяти нот (с использованием нот до, ми, ре, фа-диез и си-бемоль) и повторяющийся шаблон из 15 длительностей. Фортепианная партия состоит из 17-нотного ритмического рисунка, строго перемежающегося через 29 аккордов, словно давая слушателю проблеск чего-то вечного.

II. «Вокализ для Ангела, возвещающего конец времени»

[ редактировать ]

Также для всего квартета Мессиан пишет об этом движении:

Первая и третья части (очень короткие) напоминают о силе этого могучего ангела с радугой на голове и окутанного облаком, который ставит одну ногу на море, а другую на землю. В средней части – неосязаемые гармонии небес. В фортепиано сладкие каскады сине-оранжевых аккордов, заключающие в своих далеких перезвонах почти напевную песню скрипки и виолончели.

III. «Птичья бездна»

[ редактировать ]

Мессиан пишет:

Бездна – это Время с его грустью, его усталостью. Птицы — противоположность Времени; это наше стремление к свету, звездам, радуге и ликующим песням.

Соло для кларнета, это движение является испытанием даже для самого опытного кларнетиста, с чрезвычайно медленным темпом, обозначающим дрожание (восьмая нота) = 44 . Первоначально оно было написано в Вердене .

IV. "Интерлюдия"

[ редактировать ]

Трио для скрипки, виолончели и кларнета Мессиан пишет об этой части:

Скерцо имеет более индивидуальный характер, чем другие части, но, тем не менее, связано с ними определенными мелодическими воспоминаниями.

V. «Хвала вечности Иисуса»

[ редактировать ]

Мессиан пишет:

Иисус рассматривается здесь как Слово. Широкая фраза «бесконечно медленно» на виолончели с любовью и благоговением превозносит вечность Слова, мощного и нежного, «чье время никогда не истекает». Мелодия величественно тянется в какую-то нежную, царственную даль. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». ( Иоанна 1:1 (Версия короля Иакова))

Дуэт для виолончели и фортепиано, музыка взята из более раннего произведения «IV. L'Eau » из « Fête des belles eaux » для 6 Ondes Martenots , исполненного на Парижской международной выставке 1937 года. Обозначение темпа указано infiniment. , extatique («бесконечно медленный, экстатический»).

VI. «Танец ярости для семи труб»

[ редактировать ]
Отрывок из Части VI («Danse de la fueur…»), которую исполняют все четыре инструмента в унисон . Он показывает использование Мессианом аддитивных ритмов, в которых основная доля дрожи (восьмая нота) иногда дополняется полуквавером (шестнадцатая нота).

Мессиан пишет об этой части для полного квартета:

Ритмически самое характерное произведение серии. Четыре инструмента в унисон имитируют гонги и трубы (первые шесть труб Апокалипсиса, сопровождаемые различными бедствиями, труба седьмого ангела, возвещающая завершение тайны Бога). ретроградные ритмы. Музыка камня, грозный гранитный звук; непреодолимое движение стали, огромные глыбы пурпурной ярости, ледяное опьянение. Особенно послушайте все ужасное фортиссимо увеличения темы и смены регистров ее различных нот ближе к концу пьесы.

К концу части тема возвращается, фортиссимо , в увеличении и с широкими изменениями регистра. Это в унисон повсюду.

VII. «Смешение радуг для Ангела, возвещающего конец времени»

[ редактировать ]

Мессиан пишет об этом квартете:

Здесь повторяются некоторые отрывки из второй части. Ангел предстает во всей своей силе, особенно покрывающая его радуга (радуга, символ мира, мудрости и всех светящихся и звонких вибраций). – Во сне я слышу и вижу упорядоченные аккорды и мелодии, известные цвета и формы; затем, после этой переходной стадии, я прохожу через нереальное и с экстазом переживаю турнир; окольное проникновение сверхчеловеческих звуков и цветов. Эти огненные мечи, эта сине-оранжевая лава, эти внезапные звезды: вот клубок, вот радуги!

VIII. «Хвала бессмертию Иисуса»

[ редактировать ]

Мессиан пишет:

Соло большого скрипки, аналог соло виолончели в 5-й части. Почему этот второй панегирик? Он особенно нацелен на второй аспект Иисуса, Иисуса-Человека, Слова, ставшего плотью, бессмертно воскресшего для нашего сообщения о Его жизни. Это все любовь. Ее медленное восхождение к крайней крайности — это восхождение человека к своему богу, ребенка Божьего к своему Отцу, существа, ставшего обожествленным, к Раю.

Дуэт скрипки и фортепиано представляет собой аранжировку второй части его более ранней органной пьесы « Diptyque » (1930), транспонированной вверх на мажорную треть от C до E.

Производные работы

[ редактировать ]

Это произведение послужило источником вдохновения для написания «Квартета на конец времени» — романа Джоанны Скибсруд 2014 года , название и структура которого заимствованы из произведения.

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Оливье Мессиан, Квартет на конец времени (партитура) (Париж: Дюран)
  • Энтони Попл , Мессиан: Квартет на конец времени , Кембриджские музыкальные справочники (Cambridge University Press, 2003)
  1. ^ «Квартет на конец времени» . laphil.com. Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
  2. ^ Дингл, Кристофер (2007). Жизнь Мессиана . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 68–70. ISBN  978-0-521-63547-9 .
  3. ^ Jump up to: а б Рищин, Ребекка (2003). На конец времен: история квартета Мессиана . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-8014-7297-8 .
  4. ^ Стивенсон, Джозеф (2005), All Music Guide to Classic Music: The Definitive Guide to Classic Music (All Media Guide), 843
  5. ^ Симеоне, Найджел, «Мессиан в 1942 году: работающий музыкант в оккупированном Париже» , В: «Исследования Мессиана» , Роберт Шолл (ред.), Cambridge University Press, 2008, ISBN   9780521839815
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91d92f3da9898a35b3bd0bfabe45b607__1720245600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/07/91d92f3da9898a35b3bd0bfabe45b607.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Quatuor pour la fin du temps - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)