Стела мечты
![]() Стела снов между лапами Великого Сфинкса в Гизе. | |
Расположение | Гиза, Египет |
---|---|
Область | Египет |
Координаты | 29 ° 58'31 ″ с.ш. 31 ° 08'16 ″ в.д. / 29,97528 ° с.ш. 31,13778 ° в.д. |

Стела Снов , также называемая Стелой Сфинкса , — эпиграфическая стела, воздвигнутая между передними лапами Великого Сфинкса Гизы древнеегипетским фараоном 18 - Тутмосом IV в первый год правления царя, 1401 г. до н.э., во времена й династии . Как и в случае с другими правителями Нового царства , эпиграф претендует на божественную легитимацию королевской власти. [ 1 ]
Расположение и описание
[ редактировать ]Стела мечты представляет собой прямоугольную стелу из гранита высотой 3,6 метра (12 футов) и весом 15 тонн. Первоначально он представлял собой заднюю стену небольшой часовни под открытым небом, построенной Тутмосом IV между лапами Сфинкса. [ 2 ] Он был вновь открыт в 1818 году во время Джованни Баттистой Кавилья . расчистки Сфинкса [ 3 ] Сама стела представляет собой повторно использованную дверную перемычку от входа в заупокойный храм Хефрена, поскольку поворотные гнезда на задней стороне стелы совпадают с шарнирными гнездами на пороге храма. [ 2 ]
Сцена в люнете показывает Тутмоса IV слева и справа, совершающего подношения и возлияния Сфинксу, который сидит на высоком постаменте с дверью в основании. Вероятно, это художественный прием, используемый для поднятия Сфинкса над головой и плечами короля, но он способствовал появлению идеи о том, что под Сфинксом существует храм или проход. [ 2 ]
Текст
[ редактировать ]Текст фрагментирован, с большой асимметричной трещиной, начинающейся с двенадцатой строки, в результате которой следующие две строки сохранились лишь частично. Стела сохранилась до высоты примерно 4 футов (1,2 м) по левому краю и 5,4 фута (1,6 м) по правому краю. Учитывая, что его восстановленная высота составляла около 12 футов (3,7 м), примерно половина текста сейчас отсутствует. [ 4 ] Сохранившийся текст звучит следующим образом:
Год I, третий месяц первого сезона , день 19, под Величеством Гора , Могучего Быка, порождающего сияние (Любимую) Двух Богинь, пребывающего в Царстве, как Атум , Золотой Гор, Могучий Меча, отталкивающий Девять Луков ; царь Верхнего и Нижнего Египта Мен-хеперу-Ра, сын Ра Тутмес IV, Сияющий в диадемах; возлюбленный ( Амона ), получивший жизнь, стабильность и владычество, как Ра , навеки.
Живи Добрый Бог, Сын Атума, Защитник Хор-Ахты, Живой Образ Всевладыки-Владыки, Рожденный Ра, Превосходный Наследник Хепери , прекрасный лицом, как его отец, вышедший вооруженный формой Гора. на нем, Царь, который... пользуется благосклонностью Эннеады Богов; очищающий Гелиополь , удовлетворяющий Ра; кто украшает Мемфис, кто представляет Истину Атуму, кто предлагает ее Тому, кто находится к югу от его Стены ( Птах ), кто возводит памятник, ежедневно принося жертвы Богу, создавшему все сущее, ища блага для Богов Юга и Север, который строит свои дома из известняка, который одаривает всеми своими подношениями, Сын Атума Своего Тела, Тутмос IV, Сияющий в диадемах, как Ра, Наследник Гора на Его Троне, Мен-хеперу-Ра, даровавший жизнь.
Когда Его Величество был юношей, как Гор, Юноша в Хеммисе, его красота была подобна Защитнику Его Отца, он казался самим Богом. Армия радовалась из-за любви к нему, и он повторил круг своей мощи, как сын Нут , и все князья, и все великие...
Вот, он совершил дело, которое доставило ему удовольствие, в высокогорьях Мемфисского Нома , на его южной и северной дороге, стреляя по мишени медными болтами, охотясь на львов и на мелкую дичь пустыни, мчась в своей колеснице , а его лошади были быстрее ветра вместе с двумя своими последователями, хотя ни одна душа не знала об этом.
Теперь, когда наступал его час дать отдых своим последователям, это всегда было в Сетепете (Святилище Хор-эм-Ахета), рядом с Секером в Ростау, Реннутет в Иат-Та-Муте(?)... в пустыне (или некрополь), Мут Южной... ( Нейт ?), Хозяйка Южной Стены. Сехмет , правящая Горой, Великолепным Местом Начала Времен, напротив Владык Хер-ахаха ( Вавилона ), священной дороги Богов к Западному Некрополю Ивна (Гелиополиса).
Ныне на этом месте покоится великая статуя Хепери, великая по могуществу, великолепная по силе, на которой задерживается тень Ра. К нему приходят кварталы Мемфиса и все города, находящиеся рядом с ним, воздевая ему руки в хвале к его лицу, принося подношения его Ка .
В один из тех дней случилось так, что сын короля Тотмес прибыл во время полудня и покоился в тени этого Великого Бога. Сон охватил его в тот час, когда солнце было в зените, и он обнаружил, что Величие этого почитаемого Бога говорило его собственными устами, как отец говорит со своим сыном, говоря: «Взгляни на меня, сын мой, Тутмос. Я твой отец, Хор-эм-ахет-Хепери-Ра-Атум; Я дам тебе мое Царство на земле во главе живых. Ты будешь носить Белую Корону и Красную Корону на Троне Геба , Наследного Принца. Земля будет твоей по всей своей длине и по своему дыханию, та, на которую сияет око Всевышнего. Пища Обеих Земель будет твоей, великая дань всех стран, на долгие годы. Лицо мое обращено к тебе, сердце мое к тебе; Ты будешь мне защитником моих дел, потому что я болен во всех своих членах. Пески Святилища, на котором я нахожусь, достигли меня; обратись ко мне, чтобы сделать то, что я желаю. Я знаю, что ты мой сын, мой защитник; вот; Я с тобой, я твой лидер».
Когда он закончил эту речь, Царский Сын проснулся, услышав это..., он понял слова Бога и вложил их в свое сердце. Он сказал: «Пойдем, поспешим в наши дома в городе; они будут охранять подношения этому Богу, которые мы приносим для Него (или которые мы будем защищать... и которые мы можем принести): быков... и все молодые овощи; и мы воздадим хвалу Веннеферу... Хафре, статуе, сделанной для Атум-Хор-эм-Ахета...» [ 5 ]
Остальная часть текста, вероятно, содержит ответ Тутмоса и подтверждение выполненных работ. [ 4 ]
Интерпретации текста
[ редактировать ]
Обещание Сфинкса сделать Тутмоса правителем Египта, если он расчистит песок, привело к предположению, что Тутмос IV не был наследным принцем (если бы он был, он все равно взошел бы на трон после смерти своего отца) и что вместо этого он мог бы отобрал трон у своих старших братьев, причем возведение стелы послужило исключительно легитимацией его правления. Эта интерпретация основана на находке трех стел с тонкой резьбой (ныне утерянных), на которых изображены другие сыновья Аменхотепа II, приносящие подношения Сфинксу; имена этих князей были тщательно стерты. [ 6 ] Селимом Хасаном Публикация стел (частично составленная Дороти Иди ) была первой, кто предложил такую интерпретацию:
Мы можем предположить тогда, что эти старшие братья стояли на пути его амбиций и что Тутмос каким-то образом устранил их, либо смертью, либо позором, а затем стер их имена, чтобы можно было забыть сами их воспоминания... Боюсь, что эта теория представляет Тутмоса IV не в очень выгодном свете, и если он на самом деле не был массовым убийцей (а вроде бы есть основания предполагать, что таковым был), то, по крайней мере, он был бессердечным эгоистом. [ 6 ]
Эта характеристика Тутмоса как безжалостного узурпатора до сих пор имеет влияние. Тем не менее, божественная решимость и рождение царей является распространенным мотивом 18-й династии и использовалась такими правителями, как Хатшепсут , Тутмос III и отец Тутмоса IV Аменхотеп II на его собственной стеле Сфинкса. Хотя мы никогда не можем быть уверены в обстоятельствах вознесения Тутмоса, текст стелы не может использоваться как показатель его легитимности. [ 7 ]
Медицинский анализ текста
[ редактировать ]В 2012 году доктор Хутан Ашрафиан , хирург Имперского колледжа Лондона, выдвинул гипотезу, что ранняя смерть Тутмоса IV и других фараонов 18-й династии, включая Эхнатона и Тутанхамона , вероятно, была результатом семейной височной эпилепсии . Это могло бы объяснить безвременную кончину Тутмоса IV, а также могло бы объяснить его религиозное видение, описанное на Стеле снов, поскольку этот тип эпилепсии связан с сильными духовными видениями и религиозностью. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шоу, Ян (2000). Оксфордская история Древнего Египта (изд. В твердом переплете). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 254. ИСБН 0-19-815034-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ленер, Марк (1997). Полные пирамиды: разгадка древних тайн . Лондон: Темза и Гудзон. п. 132. ИСБН 0-500-05084-8 .
- ^ Вайс, полковник Ховард (1842 г.). «Приложение: Сфинкс: отчет о раскопках М. Кавилья в 1818 году, взятый из бумаг покойного мистера Солта». Приложение к операциям, проведенным у пирамид Гизы в 1837 году, том III . Лондон: Мойес и Барклай. стр. 107–116 . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маллет, Д. (1889). «Стела Тутмеса IV (Восемнадцатой династии)». В Сэйсе, А.Х. (ред.). Записи прошлого: английские переводы древних памятников Египта и Западной Азии (новая серия), Том. II . Лондон: Сэмюэл Багстер и сыновья, Limited. стр. 45–56.
- ^ Хасан, Селим (1953). Большой Сфинкс и его тайны: исторические исследования в свете недавних раскопок (PDF) . Каир: Правительственная пресса. стр. 94–95 . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хасан, Селим (1953). Большой Сфинкс и его тайны: исторические исследования в свете недавних раскопок (PDF) . Каир: Правительственная пресса. стр. 83–91 . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Брайан, Бетси М. (1991). «Глава вторая: Все сыновья королей». Царствование Тутмоса IV . Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 38–92.
- ^ Ашрафян, Хутан. (2012). «Семейная эпилепсия у фараонов восемнадцатой династии Древнего Египта». Поведение эпилепсии . 25 (1): 23–31. дои : 10.1016/j.yebeh.2012.06.014 . ПМИД 22980077 . S2CID 20771815 .