Йоханнес Николаус Фурихиус
Йоханнес Николаус Фурихиус | |
---|---|
Рожденный | 1602 Страсбург , Эльзас |
Умер | (31 год) Страсбург , Эльзас |
Занятие | Неолатинский поэт, доктор медицины , фармацевт , алхимик. |
Язык | латинский |
Альма-матер | Университет Падуи , Университет Страсбурга |
Известные работы | Хрисеид, Книга III (1631 г.) |
Иоганнес Николаус Фурихиус (1602–1633) — франко-германский неолатинский имперский поэт, лауреат , фармацевт , доктор медицины и алхимик из Страсбурга .
Жизнь и творчество
[ редактировать ]французских гугенотов в семье Родившийся в 1602 году в Страсбурге Фурихий выучил немецкий язык только во время посещения протестантской гимназии , в которой он был одноклассником Иоганна Михаэля Мошероша (1601–1669). Оба поэта отныне будут развивать обмен посвящениями и эпизодическими эпиграммами . [ 1 ] В 1622 году Фурихий получил степень магистра искусств вместе со степенью императорского поэта-лауреата и начал изучать медицину. В том же году он опубликовал свою первую антологию Libelli Carminum Tres , за которой последовала Poemata Miscellanea. «Лирика», «Эпиграмматы», «Сатиры», «Эклоги», «Алия» в 1624 году — обе книги еще не содержали алхимической поэзии, но — как и ранние произведения Мошероша — отражают как интеллектуальную жизнь города, так и учебные программы гимназии и раннего Страсбургского университета : из изображений профессоров и сокурсников, прощальные слова и поздравления над формальными шутками, сатирой и конфессиональной полемикой, историко-философские миниатюры и богословские увещевания. [ 2 ]
Пребывая в Швейцарии и Бриксене между 1624 и 1626 годами, Фурихий отправился в Венецианскую республику , где он поступил на медицинский факультет Падованского университета Артистарум и в корпорацию трансальпийских студентов, Немецкий Natio Artistarum . [ 3 ] Растущий интерес Фурихия к алхимическим спекуляциям и натурфилософии привел к созданию его первой алхимической поэмы «Золотая цепь» или «Поэтический Гермес философского камня» — Aurea Catena siue Hermes Poeticus de Lapide Philosophorum (напечатано в 1627 году); подражание « Хрисопее Джованни Аурелио Аугурелли » (Венеция, 1515 г. ) . [ 4 ] В 1628 году он вернулся в Страсбург. Защитив докторскую диссертацию по медицине и начав практиковать, он женился на дочери известного ювелира Иозиаса Барбетта ( мастер с 1605 г.). [ 5 ] от которого у него было пятеро детей, трое из них умерли до 1633 года. В те годы Фурихий экспериментировал с фармацевтической алхимией и, хотя и не одобрялся местной протестантской ортодоксальностью, установил связи с движением розенкрейцеров , а именно с гамбургскими розенкрейцерами , одержимыми библиофилами и увлеченными путешественник Иоахим Морсиус (1593–1643). [ нужна ссылка ] На протяжении всей их переписки и когда они встретились в Страсбурге зимой 1631/32 года, Морсий настаивал на том, чтобы Фурихий расширил Aurea Catena до великой алхимической научной поэмы , которая была опубликована в 1631 году под названием « Четыре книги Хрисеиды» — Chryseidos Libri III. [ 6 ] 14 октября 1633 года в возрасте 31 года Фурихий пал жертвой чумы, которая особенно тяжело ударила по страсбургским врачам. [ 7 ]
Третья книга Хрисейда.
[ редактировать ]Хрисеид , книга III. [ 8 ] состоит примерно из 1600 гексаметрических стихов , разделенных на четыре книги, к которым Фурихий добавил свои собственные глоссы и написал универсальный авторский комментарий , то есть прилагаемые Схолии , - все они были напечатаны в издании 1631 года. Как и Огурелли за сто лет до этого, Фурихий изображает алхимическую работу в виде последовательности мифологических аллегорий: боги действуют как металлы, греческие и римские мифы эвгемеристически интерпретируются как скрытые алхимические инструкции и остатки допотопных знаний. [ 9 ] И все же, хотя работа Огурелли структурно связана с пятью книгами Вергилия «Георгики» и выдержана в поучительном стиле, Фурихий выбирает форму фантастического рассказа о путешествиях в стихах, который он стремится связать с большинством научных и литературных дискурсов своего времени. [ 10 ]
Структура
[ редактировать ]Первая книга представляет собой вводную алхимическую космологию и повествует о том, как металлы растут внутри земли и стремятся к совершенству. Затем во второй книге рассказывается о рассказчике от первого лица Хрисанфе, который рассказывает о своих приключениях в фантастической ливийской пустыне, где он встречает говорящего ворона, ужасного дракона, наполняется божественными видениями и, наконец, встречает Гермеса Трисмегиста , который служит первосвященником-отшельником алхимизированного Прозерпина (выступающая в роли одноименной Хрисеиды ). Мудрец, живущий на вершине горы возле храма богини, в третьей и четвертой книгах объясняет, что все мистерии представляют собой алхимическую работу . Так рассказываются дальнейшие мифы, пока, наконец, Хрисанф не готов войти в святилище Хрисеиды. [ 11 ]
Влияния и взаимосвязи
[ редактировать ]Хотя в зависимости от Авгурелли Лукреция , De rerum natura и, как указывает Фурихий, от Манилия Astronomica и Клавдиана, некоторые De raptu Proserpinae отрывки представляют собой латинскую адаптацию « Пьера де Ронсара (1524–1585). Гимны о Оре» [ 12 ] в то время как центральные алхимические части Хрисеиды представляют собой стихи Tractatus aureus de lapidis phyci secreto (впервые опубликованный в 1610 году комментарий к предполагаемым высказываниям Трисмегиста ) Гермеса Fugiens . эмблемной книги Atalanta [ 13 ] В своих дополнениях Фуричиус, кроме того, подчеркивает, что его вдохновил Людовико Ариосто (1474–1533) Орландо Фуриозо и, помимо многих подлинных алхимических ссылок, даже на византийские источники, [ 14 ] и дань уважения сатирам Джорджа Рипли (ок. 1450–1490) и Майкла Сендивогия (1566–1636) - предается современным противоречиям натурфилософии . [ 15 ] Таковым он не только относится, среди множества других авторитетов, к токсикологии падовского врача и ботаника Просперо Альпини (1553–1616) и полиматическим сочинениям гуманистов ( отца) Юлия Цезаря Скалигера (1484–1558) и (сына) Джозеф Юстус Скалигер (1540–1609), но также обсуждает парацельсизм и его противников. [ 16 ]
Работы Фурихиуса
[ редактировать ]- Книга Третья поэма. Первыми из них являются эпиграммы; Другие анаграммы; Третий содержит песни, имеющие отношение к жизни . Страсбург 1622 г.
- Разные стихи Тексты песен, эпиграммы, сатиры, эклоги и т. д. Страсбург 1624 г.
- Золотая цепь или поэтический Гермес из философского камня . Падуя 1627 г.
- Обсуждение Френетид. Страсбург 1628 г. (докторская диссертация).
- Хрисеид Книга III. Или стихотворение о философском камне. С добавлением некоторых других стихов . Страсбург 1631 г. - современное издание Тюбинген 2011 г. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Переписка проанализирована и частично отредактирована в Kühlmann 1984, стр. 112–117.
- ↑ О ранних годах Фурихия ср. Райзер, 2011, стр. 27–34; аннотированные выдержки из обеих антологий там же, стр. 30–32, 348–352.
- ↑ В их указан списке Фурихий под номером 1738 сфр. Райзер 2011, с. 34–35; Розетти 1986, с. 213.
- ^ О взаимозависимости ср. Кан 2010, с. 272; Райзер, 2011, стр. 51–56.
- ^ См. Яйцо 1966 г.; Путешествие 2011, стр. 36–37.
- ^ Обширная биография Морсиуса сфр. Шнайдер 1929; кратко см. Райзер, 2011, стр. 37–42; посвященное ему предисловие к произведению там же. стр. 66–70, 195–205.
- ^ За годы до его смерти, с изданием и переводом надгробной проповеди ср. Райзер, 2011, стр. 29–46, 356–358; краткая биографическая статья Райзера, 2009 г.
- ^ Современное издание с немецким переводом и комментариями в Reiser 2011, стр. 63–347.
- ^ О явлении мифоалхимии ср. Мэттон 1991; Райзер, 2001, стр. 21–24; Секрет 1981 года.
- ^ Для структурного анализа Хрисопеи сфр. Haskell 1997, стр. 584–588; Мартельс 1994, стр. 985–987; Мартельс 2000, стр. 179–181; Паванелло 1905, стр. 65–77; для сопоставления с Хрисеидой ср. Райзер, 2011, стр. 51–55.
- ^ Структурный анализ и резюме в Reiser 2011, стр. 46–51.
- ^ О таких интертекстуальных отношениях ср. Reiser 2011, стр. 58–62, 199–200, 219–220 и др.
- ^ Об этом самом Tractatus aureus и его Nachleben cfr. Райзер 2011, стр. 27–29. Он был переиздан в IV томе Theatrum Chemicum ; ср. Электронный химический театр
- ^ См. Путешествие 2011, стр. 266–267.
- ^ См. Reiser 2011, стр. 243, 330–331 и др.
- ^ См. Reiser 2011, стр. 15–18, 197–199, 215, 283–284 и др.
- ^ Работы Фуричиуса в WorldCat.
Ссылки
[ редактировать ]- Эрих Эгг, Страсбургский ювелир Джозиас Барбетт , в: Исследования оружия и костюмов 2 (1966), стр. 126–130. ISSN 0042-9945
- Ясмин Хаскелл: Мы идем по кругу: Алхимический опус Джованни Аурелио Огурелли , в: Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance 59 (1997), стр. 585–606. ISSN 0006-1999
- Дидье Кан, Алхимическая поэзия в средневековой и ранней современной Европе: предварительный обзор и синтез , Часть I в: Ambix 57/3 (2010), стр. 249–274; Часть II в: Ambix 58/1 (2011), стр. 62–77. ISSN 0002-6980
- Вильгельм Кюльманн, Алхимия и поздняя гуманистическая формальная культура, Страсбургский поэт Иоганн Николаус Фурихий (1602–1633), друг Мошероша , в: Дафнис 13 (1984), стр. 101–135. ISSN 0300-693X
- Цведер фон Мартельс, Аллегорическое значение хризопеи Иоанна Аврелия Авгуреллуса , в: Acta Conventus Neo-Latini Hafniensis, Proceedings of the Eighth International Congress of Neo-Latin Studies, Копенгаген, 12 августа по 17 августа 1991 г. , Рода Шнур и др. (ред.), Бирмингем-Нью-Йорк, 1994, стр. 100–100. 979–988. ISBN 0-86698-173-X
- Зведер фон Мартельс, » Аугурелло «Хрисопея (1515 г.) : поворотный момент в литературной традиции алхимических текстов , в: Early Science and Medicine 5/2 (2000), стр. 178–195. ISSN 1383-7427
- Сильвен Маттон, Алхимическая герменевтика древней басни , в: Антуан-Жозеф Пернети , Египетские и греческие басни , 2 тома, Париж, 1786 г. (переиздание там же, 1991), том. 1, стр. 1–24. ISBN 2-903965-19-6
- Джузеппе Паванелло, Мастер пятнадцатого века, Джованни Аурелио Аугурелло , Венеция, 1905 год.
- Томас Райзер , Фурихиус, Джон Николаус , в Killy Literary Lexicon , 2-е исправленное издание, Вильгельм Кюльманн и др. (ред.), 13 тт., Берлин, 2008кв., т. 4 (2009), с. 87–88. ISBN 978-3-11-021389-8
- Томас Райзер , мифология и алхимия в эпической доктрине начала 17 века, The Chryseidos libri IIII страсбургского поэта-врача Иоганна Николауса Фурихиуса (1602–1633) , Тюбинген: De Gruyter 2011. ISBN 978-3-11-023316-2 - обзор Фредерики А. Шмадель в: Журнал фольклорных исследований (онлайн).
- Люсия Розетти (редактор), Реестр немецких национальных художников гимназии Патавино (1553–1721) , Падуя, 1986. ISBN 978-88-8455-326-3
- Генрих Шнайдер, Иоахим Морсиус и его круг, К истории 17 века , Любек, 1929.
- Франсуа Секрет, Алхимия и мифология , в: Словарь мифологий и религий традиционных обществ и древнего мира , Ив Боннефуа (редактор), 2 тома, Париж, 1981, том. 1, стр. 7–9. ISBN 2-08-010945-6