Старый мост Эксе
Старый мост Эксе | |
---|---|
Координаты | 50 ° 43'08 "N 3 ° 32'10" W / 50,7190 ° N 3,5361 ° W |
Кресты | Река Экс (первоначально) |
Местный | Эксетер , Девон , Англия |
Поддерживается | Городской совет Эксетера |
Статус наследия | II степени Памятник архитектуры ; запланированный памятник |
Характеристики | |
Материал | Камень |
Общая длина | 590 футов (180 м) – 750 футов (230 м) |
Ширина | 16 футов (4,9 м) |
Высота | 20 футов (6,1 м) |
Количество пролетов | 17 или 18 |
История | |
Начало строительства | в. 1190 |
Открыто | до 1214 г. |
Закрыто | 1778 |
Расположение | |
Old Exe Bridge — разрушенный средневековый арочный мост в Эксетере на юго-западе Англии. Строительство моста началось в 1190 году и было завершено к 1214 году. Мост является старейшим сохранившимся мостом такого размера в Англии и старейшим мостом в Великобритании, на котором сохранилась часовня. Он заменил несколько элементарных переправ, которые время от времени использовались со времен Римской империи. Проект был идеей Николаса и Уолтера Джерваза , отца и сына и влиятельных местных торговцев, которые путешествовали по стране в поисках средств. Никаких известных записей о строителях моста не сохранилось. В результате появился мост длиной не менее 590 футов (180 метров), который, вероятно, имел 17 или 18 арок, пролегая по диагонали от западных ворот городской стены через реку Эксе и ее широкую болотистую пойму.
Церковь Святого Эдмунда, часовня моста , была встроена в мост во время его постройки, а церковь Святого Фомы была построена на берегу реки примерно в то же время. Мост Эксе необычен среди британских средневековых мостов тем, что на нем расположены светские здания, а также часовня. Магазины с деревянными каркасами и домами наверху существовали, по крайней мере, с начала 14 века, а позже, в период существования моста, на всех участках, кроме самой центральной, были здания. Когда река заилилась, земля была рекультивирована, что позволило построить стену со стороны церкви Святого Эдмунда, которая защищала ряд домов и магазинов, которые стали известны как Фрог-стрит. Уолтер Джервас также заказал часовню , построенную напротив церкви, которая начала использоваться после 1257 года и продолжалась до Реформации в середине 16 века.
Средневековый мост обрушился, и за время своего существования его несколько раз приходилось частично перестраивать; первая зарегистрированная реконструкция произошла в 1286 году. К 1447 году мост сильно обветшал, и мэр Эксетера обратился за средствами на его ремонт. К 16 веку он снова нуждался в ремонте. Тем не менее, мост использовался почти 600 лет, пока в 1778 году не был построен новый и не снесены арки через реку. Сам этот мост был заменен в 1905 году, а затем в 1969 году парой мостов. Во время строительства мостов-близнецов были обнаружены и восстановлены восемь с половиной арок средневекового моста, некоторые из которых были закопаны почти 200 лет назад, а вокруг был разбит общественный парк. Еще несколько арок похоронены под современными зданиями. Остатки моста являются памятником архитектуры и памятником архитектуры II степени .
Фон
[ редактировать ]Эксетер был основан как Иска Думнониорум римлянами в первом веке нашей эры . Он стал важным административным центром юго-запада Англии, но путешествие дальше на запад (к остальной части Девона и всему Корнуоллу ) требовало пересечения реки Эксе . В Эксетере река Эксе была естественно широкой и мелкой, что делало ее самой низкой надежной точкой пересечения перед приливным устьем реки. Есть записи о переходе римских времен, скорее всего, в виде деревянного моста. Никаких следов римского моста не сохранилось; вполне вероятно, что после замены настил моста просто пришел в негодность, и все каменные опоры были бы смыты паводковыми водами. [1] [2] [3]
Строительство мостов было редким явлением в Англии в раннем средневековье (период после упадка Римской империи до норманнского завоевания Англии в конце 11 века). [4] [5] Работы на Авиньонском мосту на юге Франции начались в 1170-х годах. Лондонский мост через реку Темзу на противоположной стороне Англии был начат примерно в то же время и завершен в 1209 году. В эту эпоху по всей Англии было построено несколько подобных мостов, в том числе Эксетерский, лондонский и мост Ди в Честере. были одними из крупнейших примеров. [5] [6] Только еще один мост такого же возраста сохранился в Девоне, в Клист-Сент-Мэри , к востоку от Эксетера; другой существует в Йолмбридже , исторически в Девоне, но сейчас в Корнуолле. [7]
До XII века Эксе пересекал брод , который был заведомо коварным и дополнялся паромом для пеших пассажиров. По словам Джона Хукера , камергера Эксетера, написавшего историю города в 16 веке (примерно через 400 лет после постройки моста), на этом месте существовал элементарный деревянный мост, но он также был опасен, особенно зимой, когда река была в разливе. Хукер описывает, как пешеходов несколько раз смывали с моста и уносили насмерть. [8] [9] [10]
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Каменный мост продвигали Николас и Уолтер Джервас, отец и сын и известные местные жители. Гервасы были зажиточными купцами. Впоследствии Уолтер несколько раз избирался мэром Эксетера , а его родители были похоронены в часовне на мосту Эксе после их смерти (точные даты которой неизвестны); он умер в 1252 году. Точные даты строительства моста неизвестны, но строительство началось примерно в 1190 году. В средние века на строительство каменных мостов часто уходило два десятилетия или больше, а мост Эксе был завершен примерно до 1210 года. [1] [8] [11] Уолтер путешествовал по стране, собирая пожертвования. [12] По словам Хукера, Гервасы за счет общественных пожертвований собрали 10 000 фунтов стерлингов на строительство каменного моста и покупку земли, которая обеспечила бы доход для содержания моста. [11] Никаких записей о людях, ответственных за проектирование и строительство моста, не сохранилось. Существует запись о капеллане моста в 1196 году, которая, по мнению У. Г. Хоскинса , профессора английской местной истории, означает, что к тому времени мост был по крайней мере частично построен. Он был определенно завершен к 1214 году, когда сохранились записи о церкви Святого Эдмунда, построенной на мосту. [8] [13]
Длина моста составляла не менее 590 футов (180 метров). [14] (некоторые исследования показали, что он был длиннее, до 750 футов (230 метров) [15] [16] ) и состоял, возможно, из 17 или 18 арок; по некоторым данным, арок могло быть всего 12, хотя их количество, похоже, менялось со временем в ходе ремонта. Он пересекал Эксе по диагонали, начиная с западных ворот городских стен, и продолжался через болотистые берега, склонные к наводнениям. [1] [15] [16] [17] [18] Фундамент был заложен из деревянных свай , армированных железом и свинцом и забитых достаточно плотно, чтобы образовать прочное основание. На мелководье ближе к берегам щебень и гравий просто сбрасывались на русло реки. После того, как часть моста была снесена в 18 веке, некоторые сваи были удалены и оказались черными как смоль и чрезвычайно прочными, поскольку находились под водой около 500 лет. [15] [13]
Средневековая история
[ редактировать ]Размер опор моста и мелиорация земель на стороне Эксетера уменьшили ширину реки более чем вдвое, что увеличило силу воды, действующую на мост, что привело к повреждению. Известно, что за время своего существования мост несколько раз ремонтировался. Самый ранний ремонт на сегодняшний день невозможен, но частичное обрушение было зафиксировано во время шторма в 1286 году, а затем в 1384 году, когда несколько человек погибли. Оба раза его перестраивали. Более поздние ремонтные работы можно датировать по использованному камню — они были сделаны из брекчии Хевитри , местного камня, который добывали только в середине 14 века (примерно через 150 лет после постройки моста). К 1447 году мост был признан сильно обветшалым — Ричард Изаке , камергер Эксетера в середине 17 века, писал, что он «теперь находился в сильном упадке, каменная конструкция сильно обветшала, а верхняя часть целиком состояла из древесина была израсходована и изношена». [19] [20]
Вскоре после этого отчета мэр Джон Шиллингфорд обратился с просьбой о выделении средств на его восстановление. Он обратился к Джону Кемпу , архиепископу Йоркскому , с которым он был знаком и который был распорядителем имущества недавно умершего Генри Бофорта , знаменитого богатого епископа Винчестера . Кемп обещал внести свой вклад, но процесс был сорван внезапной смертью Шиллингфорда в 1458 году. В 1539 году одна из центральных арок рухнула, и ее отремонтировали с использованием камня из монастыря Святого Николая , но ремонта всей конструкции так и не произошло. [19] [21] [22]
Более поздняя история
[ редактировать ]Ремонт и содержание моста финансировались за счет доходов от земли, купленной Гервасами во время строительства моста, а средства распоряжались смотрителями моста. ответственность была передана Эксетерскому магистральному тресту Смотрители отвечали за содержание моста до 1769 года, когда парламентским актом . Трест был распущен в 1884 году, и ответственность за мост и его имущество перешла к городскому совету Эксетера . [23] Смотрители моста вели подробные записи на свитках пергамента, из которых сохранилось большинство свитков с 1343 по 1711 год, образуя наиболее полный набор записей о мосте в Великобритании, за исключением записей о Лондонском мосту. Поместье моста выросло до значительных размеров. Записи показывают, что компания арендовала 15 магазинов на мосту и более 50 других объектов недвижимости в других частях Эксетера, включая мельницы и сельскохозяйственные земли, и все они приносили доход на техническое обслуживание и ремонт. Начальники и их преемники в тресте магистрали также взимали плату за проезд с повозок, проезжающих по мосту за пределами города (граждане Эксетера были освобождены от платы за проезд). [24] [25]
К концу 18 века заторы вокруг моста стали поводом для беспокойства. Парламентский акт 1773 года уполномочил попечителей отремонтировать или перестроить мост, но события опередили запланированный ремонт, когда в декабре 1775 года вспыхнул пожар в пабе Fortune of War, построенном на мосту. Огонь охватил паб и соседний дом. Паб предоставлял дешевое жилье местным бродягам, и считалось, что во время пожара внутри могло находиться более 30 человек; После тушения пожара было обнаружено как минимум девять тел. [19]
Планы расширения средневекового моста рассматривались, но были отклонены. Пролеты через реку были снесены после завершения строительства нового трехарочного каменного моста Джозефом Диксоном в 1778 году. Строительство нового моста началось в 1770 году и потерпело серьезную неудачу в 1775 году, когда паводковые воды смыли большую часть частично построенного моста. строение и повредил его фундамент. [26] Этот мост был построен на другой трассе, прямо вверх по течению от средневекового моста и пересекался по более короткой горизонтальной линии. К тому времени болотистая местность, на которой было построено несколько средневековых арок, была освоена, а ширина реки ограничилась 150 футами (46 метров). Средневековые арки на берегу Эксетера остались нетронутыми и в конечном итоге были захоронены или включены в здания. Сам мост 19-го века был снесен и заменен трехшарнирным стальным арочным мостом в 1905 году, построенным сэром Джоном Вулфом Барри , который также отвечал за строительство лондонского Тауэрского моста . Мост Барри просуществовал около 65 лет, прежде чем его снесли в пользу пары железобетонных мостов, которые открылись в 1969 и 1972 годах. [9] [23] [27]
Части средневекового моста были обнажены, когда немецкая бомба взорвалась неподалеку во время Эксетерского налета во время Второй мировой войны. Еще больше арок было обнаружено при строительстве современных мостов. [16] [28] Инженеры 20-го века постарались разместить новые мосты и подъездные пути к ним подальше от линии средневекового моста. В это время часть Фрог-стрит (дорога на берегу реки) оказалась заброшенной. В ходе работ была снесена старая пивоварня и несколько прилегающих к ней зданий вдоль улицы, чтобы освободить место для новой дороги, соединяющей мосты-близнецы. Один дом с деревянным каркасом стал известен как « Дом, который переехал » после того, как его спасли от сноса и перевезли на новое место. [29] В результате сноса были обнаружены пять средневековых арок, а после дальнейших раскопок были обнаружены еще три с половиной арки, которые, по оценкам, составляли примерно половину первоначальной длины моста. Городской совет Эксетера поручил местным каменщикам восстановить каменную кладку, а затем превратил территорию вокруг арок в общественный парк, чтобы продемонстрировать открытые арки, которые находились в удивительно хорошем состоянии и были похоронены около 200 лет назад. [16] [30] [31] Основания нескольких снесенных арок сохранились на русле реки, а около 25 метров (82 фута) моста погребено под Эдмунд-стрит и современным берегом Эксе. То, что осталось, - это самый старый сохранившийся мост такого размера в Англии и самый старый в Британии, на мосту которого все еще стоит часовня. Таким образом, мост является памятником архитектуры и памятником архитектуры II категории , что обеспечивает ему юридическую защиту от изменений или сноса. [1] [32] [33] [34]
Архитектура
[ редактировать ]Около половины первоначальной длины моста сохранилось незахороненным — восемь с половиной арок длиной около 285 футов (87 метров). Еще три с половиной арки длиной 82 фута (25 метров) остаются погребенными. Видимые арки имеют пролет от 3,7 метров (12 футов) до 5,7 метров (19 футов). Два из них образуют склеп мостовой часовни церкви Святого Эдмунда. Он пересекал реку по диагонали в северо-западном направлении от того, что сейчас является центром города Эксетер, до Сент-Томаса (ныне пригород Эксетера, но первоначально за пределами города), заканчиваясь возле церкви Святого Фомы , которая была построена примерно в то же время. Средняя ширина моста составляла 16 футов (5 метров). Проезжая часть на мосту имела ширину около 12 футов (4 метра) между парапетами на вершине, достаточно широкую, чтобы две телеги могли проехать бок о бок, что необычно широко для средневекового моста. Парапеты утеряны, но сохранилась часть средневековой брусчатки, а также другая, более поздняя брусчатка. [1] [15] [14]
Сохранившиеся арки имеют высоту до 20 футов (6 метров). Опоры закруглены в направлении вниз по течению, но имеют водорезы (обтекаемая кирпичная кладка, предназначенная для уменьшения воздействия воды на опоры), обращенные вверх по течению. Первоначально над водорезами располагались треугольные углубления, образующие убежища для пешеходов, позволяющие проезжать телегам. местный камень-ловушка Для облицовки арок использовался , за которым находится гравий и щебень, заключенные в ящик с деревянными кольями, вбитыми в землю и русло реки. Другие найденные камни включают песчаник и известняк из Восточного Девона, а также брекчию Хевитри для последующего ремонта. Дендрохронология (датирование по годичным кольцам) установила, что самые старые из этих кольев были сделаны из деревьев, срубленных между 1190 и 1210 годами. [1] [16] [14] [35]
Арки представляют собой смесь полукругов в нормандском стиле и остроконечной готики . Все они поддерживаются ребристыми сводами . Заостренные арки вошли в моду примерно в то же время, когда начались работы над мостом, и были некоторые предположения, что изменение стало результатом ремонта, но археологические исследования 20 века доказали, что мост был построен с арками обоих типов. [14] [36] Заостренные арки имеют пять ребер, каждое шириной около 1 фута 6 дюймов (46 сантиметров) и расположенных на расстоянии от 3 футов (91 сантиметра) до 3 футов 6 дюймов (107 сантиметров) друг от друга; закругленные арки имеют три ребра шириной от 3 футов (91 сантиметра) до 3 футов 6 дюймов (107 сантиметров) и расстоянием от 2 футов 6 дюймов (76 сантиметров) до 3 футов (91 сантиметра) друг от друга. [1] [36]
Церкви
[ редактировать ]Мостовые часовни были распространены в средние века, когда религия была значительной частью повседневной жизни. Часовня служила путешественникам местом, где они могли помолиться или поблагодарить за безопасное путешествие, а собранная милостыня часто использовалась на содержание моста. [37] На мосту Эксе, через две арки моста, была построена церковь, посвященная святому Эдмунду Мученику . Церковь построена вместе с мостом, и ее конструкция является его неотъемлемой частью; у него был вход на мосту и, возможно, второй вход под ним. Первое упоминание о капеллане моста относится к 1196 году, что позволяет предположить, что к этому времени церковь, возможно, уже была построена. Запись о завершенной церкви существует с 1214 года, когда она была упомянута в списке церквей Эксетера вместе с церковью Святого Фомы. В плане он имел прямоугольную форму: 54 фута (16 метров) в длину и 16 футов 6 дюймов (5 метров) в ширину. Его южная стена опиралась на северную сторону (правую сторону при переходе со стороны Эксетера) моста, а боковые стены опирались на водорезы, а северную стену поддерживали опоры, возвышающиеся над руслом реки, у которого были собственные водорезы. Арка моста под приделом была перекрыта в 17 веке, что свидетельствует о том, что к тому времени река под церковью не текла. [15] [38] Печать моста была сделана для использования смотрителями моста, вероятно , вскоре после его открытия, показывая очертания церкви Святого Эдмунда (или, возможно, часовни ) с домами по обе стороны. Самый старый известный документ с печатью был адресован мэру Эксетера либо в 1256, либо в 1264 году. [39]
За время существования моста церковь несколько раз расширяли. К концу 14 века накопившийся ил на стороне Эксетера позволил освоить часть земли, в результате чего западная стена церкви осталась над сушей. Таким образом, северная стена была частично снесена, чтобы можно было добавить проход, что увеличило ширину церкви на 7 футов (2 метра). Работы над колокольней начались в 1449 году после того, как Эдмунд Лейси , епископ Эксетера , предложил индульгенции в обмен на финансовые пожертвования. Индульгенции, когда старшие священнослужители предлагали сократить время пребывания в чистилище в обмен на благотворительность, были распространенным методом финансирования мостов в средние века. [40] [41] [42] Дальнейшие расширения последовали в 16 веке, когда площадь земель, отвоеванных у реки, выросла, и несколько арок моста оказались на суше. Вполне вероятно, что к этому моменту под арками, поддерживающими церковь, вода текла мало или совсем не текла, за исключением зимних паводков. В 1800 году в церковь ударила молния, и она была полностью перестроена в 1834 году, затем сильно повреждена пожаром в 1882 году и отремонтирована в следующем году, хотя и сохранила большую часть древней каменной кладки. Еще один пожар в 1969 году оставил церковь в руинированном состоянии, и она была частично снесена в 1975 году, когда большая часть более поздних пристроек была удалена, но средневековая каменная кладка сохранилась. Несмотря на разрушение, башня сохранилась на своей первоначальной высоте — единственной неповрежденной части церкви. [1] [9] [38] [43]
На противоположной стороне моста находилась часовня меньшего размера (часовня, в которой священник молился в течение определенного периода времени после смерти человека, чтобы помочь этому человеку попасть на небеса), построенная для Уолтера Джерваза и посвященная Пресвятой Богородице . Мэри . После своей смерти в 1257 году Джервас оставил священнику пожертвование в размере 50 шиллингов в год, чтобы он мог проводить три службы в неделю и молиться за него, его отца и его семью. Часовня продолжала использоваться по крайней мере до 1537 года, но была разрушена в 1546 году во время роспуска монастырей . Сохранились только каменные фрагменты фундамента. По словам Хукера, Джервас и его жена были похоронены в другой часовне, примыкающей к церкви Святого Эдмунда, в которой стоял «красивый памятник» памяти Джерваса. Эта часовня была отчуждена от церкви во время Реформации и превращена в частный дом; памятник был снят и испорчен. К XIX веку от часовни остался только фундамент. [1] [38] [44] [45]
На западном конце моста (на суше) находилась церковь Святого Фомы, построенная в то же время, что и мост. Точная дата постройки неизвестна, но она была посвящена святому Томасу Бекету , канонизированному в 1173 году, а первое известное упоминание о ней датируется 1191 годом. Она стала приходской церковью Ковика (большая часть территории теперь известна как Святого Фомы) в 1261 году. Церковь была снесена сильным наводнением в начале 15 века и перестроена дальше от реки. Новое здание на Коуик-стрит было освящено в 1412 году. Оно претерпело значительную перестройку в 17 и 19 веках после того, как было подожжено во время гражданской войны в Англии . Церковь представляет собой здание, внесенное в список памятников архитектуры I степени. [38] [46] [47]
Светские здания
[ редактировать ]Мостовые часовни были обычным явлением на средневековых мостах, а светские здания - нет. В средневековую Британию было построено около 135 крупных каменных мостов. Большинство из них, хотя и не все, имели мостовую часовню той или иной формы либо на самом мосту, либо на подходе к нему, но только 12 документально подтверждены как имеющие на мосту светские здания, из которых единственным сохранившимся примером с неповрежденными зданиями является Хай-Бридж в Линкольне . На мосту Эксе с самого начала его существования стояли дома с деревянным каркасом - самые ранние записи относятся к двум магазинам с домами наверху, датированным 1319 годом. На пике строительства все, кроме шести арок в середине реки, поддерживали здания. . Их передние стены опирались на парапеты моста, а остальная часть здания поддерживалась деревянными столбами в русле реки, пока их не снесли в 1881 году. [1] [15] [48] [49]
В конце 13 века на стороне моста со стороны Эксетера скопились илистые отложения, что позволило использовать землю для строительства двух зданий, которые выходили на реку и выходили на то, что впоследствии стало Фрог-стрит. Археологические данные позволяют предположить, что один из двух, возможно, был кожевенным заводом . Дома были снесены в постсредневековую эпоху, но фундамент уцелел. Рядом с мостом на стороне Эксетера было построено несколько зданий, защищенных от реки стеной, простирающейся с западной стороны церкви. [1] [50]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Бриерли, Дж. (февраль 1979 г.). «Средневековый мост Эксе». Труды Института инженеров-строителей . 66 (1): 127–139. дои : 10.1680/iicep.1979.2269 . ISSN 1753-7789 .
- Браун, Стюарт (2010). Мост Эксе, Эксетер (PDF) . Эксетер: Городской совет Эксетера. ISBN 978-1-84785-004-1 .
- Кук, Мартин (1998). Средневековые мосты . Принцы Рисборо, Бакингемшир: Shire Books. ISBN 978-0-7478-0384-3 .
- Харрисон, Дэвид (2007). Мосты средневековой Англии: транспорт и общество, 400–1800 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-922685-6 .
- Харрисон, Дэвид; МакКег, Питер; Уотсон, Брюс (2010). «Укрепленные средневековые мосты и мостовые часовни Англии: новый обзор» (PDF) . Исследование средневековых поселений . 25 (25): 45–51. дои : 10.5284/1059045 .
- Хейман, Ричард (2020). Мосты . Оксфорд: Книги Шира. ISBN 978-1-78442-387-2 .
- Хендерсон, Чарльз ; Джервуаз, Эдвин (1938). Старые Девонские мосты . Эксетер: А. Уитон и компания. OCLC 13810767 .
- МакФетрих, Дэвид (2019). Энциклопедия британских мостов (переработанное и расширенное издание). Барнсли: Книги о пере и мече. ISBN 978-1-5267-5295-6 .
- Меллер, Хью (1989). Эксетер Архитектура . Чичестер: Филлимор. ISBN 978-0-85033-693-1 .
- Моррис, Ричард К. (2005). Дороги: археология и архитектура . Страуд, Глостершир: Темпус. ISBN 978-0-7524-2887-1 .
- Орм, Николас (2014). Церкви средневекового Эксетера . Эксетер: Impress Books. ISBN 978-1-907605-51-2 .
- Выдра, РА (1994). Гражданское инженерное наследие: Южная Англия . Лондон: Томас Телфорд. ISBN 978-0-7277-1971-3 .
- Певснер, Николаус ; Черри, Бриджит (2002). Девон . Здания Англии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09596-8 .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Историческая Англия . «Средневековый мост Эксе, церковь Святого Эдмунда и остатки средневекового многоквартирного дома лежат между рекой Эксе и Фрог-стрит (1020671)» . Список национального наследия Англии . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Брайрли, с. 127.
- ^ Браун, стр. 4–5.
- ^ Кук, стр. 10–12.
- ^ Jump up to: а б Хейман, стр. 9–10.
- ^ Брайерли, стр. 126–127.
- ^ Хендерсон и Джервуаз, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Брайерли. п. 130.
- ^ Jump up to: а б с Меллер, с. 64.
- ^ Хендерсон и Джервуаз, с. 62.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, стр. 177–178.
- ^ Браун, с. 6.
- ^ Jump up to: а б Браун, стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с д Браун, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брайерли. п. 131.
- ^ Jump up to: а б с д и Харрисон, с. 112.
- ^ МакФетрих, с. 117.
- ^ Хендерсон и Джервуаз, стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б с Брайерли, стр. 135–136.
- ^ Браун, стр. 14–15.
- ^ Хендерсон и Джервуаз, с. 63.
- ^ Харрисон, с. 181.
- ^ Jump up to: а б Бриерли, с. 136.
- ^ Браун, стр. 12–13.
- ^ Харрисон, с. 159.
- ^ Браун, стр. 24–25.
- ^ Выдра, стр. 72.
- ^ Певснер, с. 410.
- ^ Браун, стр. 30–31.
- ^ Брайерли, стр. 136–137.
- ^ Выдра, стр. 72–73.
- ^ Историческая Англия . «Старый мост Эксе (1103988)» . Список национального наследия Англии . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Брайрли, с. 139.
- ^ «О мосте Эксе, Эксетер» . Транспортный трест . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Брайерли, стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б Брайерли, стр. 137–138.
- ^ Моррис, стр. 201–203.
- ^ Jump up to: а б с д Браун, стр. 16–17.
- ^ Брайерли. п. 136.
- ^ Брайрли, с. 133.
- ^ Хейман, стр.11.
- ^ Хендерсон и Джервуаз, с. 67.
- ^ Певснер, с. 390.
- ^ Брайрли, с. 135.
- ^ Хендерсон и Джервуаз, с. 66.
- ^ Орм, стр. 169–172.
- ^ Историческая Англия . «Церковь Святого Фомы (1169954)» . Список национального наследия Англии . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Харрисон и др., с. 49.
- ^ Браун, стр. 18–19.
- ^ Браун, стр. 22–23.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Стюарт (2019). Средневековый мост Эксе, церковь Святого Эдмунда и раскопки домов на набережной, Эксетер . Эксетер: Девонское археологическое общество. ISBN 978-0-9527899-2-5 .
- Девон: Мосты
- Мосты, внесенные в список памятников архитектуры II степени
- Запланированные памятники в Девоне
- Мосты, построенные в 13 веке.
- Здания и сооружения в Эксетере
- Мосты со зданиями
- Арочные мосты в Великобритании
- 1190 заведений в Англии
- Памятники II степени в Девоне
- Бывшие платные мосты в Англии