Комплексная программа социалистической экономической интеграции
Комплексная программа социалистической экономической интеграции была принята в 1971 году и заложила основные направления деятельности СЭВ до 1990 года. Различие между «рыночными» отношениями и «плановыми» отношениями, проведенное в дискуссиях внутри СЭВ до принятия Комплексной программы 1971 года, по-прежнему остается полезным подходом к пониманию деятельности СЭВ. СЭВ фактически оставался смешанной системой, сочетающей в себе элементы как плановой, так и рыночной экономики . Хотя официальная риторика делала упор на региональное планирование , следует помнить, что отношения внутри СЭВ продолжали осуществляться между национальными образованиями, не управляемыми какой-либо наднациональной властью. Таким образом, они взаимодействовали на децентрализованной основе в соответствии с условиями, согласованными в двусторонних и многосторонних соглашениях о торговле и сотрудничестве .
Рыночные отношения и инструменты
[ редактировать ]Неудивительно, что, учитывая размеры советской экономики, в торговле внутри СЭВ преобладал обмен между Советским Союзом и другими членами. Обмен советского топлива и сырья на средства производства и промышленные товары для потребительского потребления характеризовал торговлю, особенно между первоначальными участниками. Дефицит ликвидности в начале 1980-х годов заставил европейские страны СЭВ работать над усилением важности внутрирегиональной торговли. В начале 1980-х годов внутрирегиональная торговля выросла до 60% внешней торговли стран СЭВ в целом; для отдельных членов она колебалась от 45 до 50% в случае Венгрии , Румынии и Советского Союза, до 83% для Кубы и 96% для Монголии .
Торговля между членами обсуждалась на ежегодной основе и весьма детально на правительственном уровне, а затем сопровождалась заключением межпредприятий по контрактам . Первые усилия СЭВ по облегчению торговли между членами были сосредоточены на разработке единых технических , юридических и статистических стандартов, а также на поощрении долгосрочных торговых соглашений. Комплексная программа 1971 года была направлена на некоторую либерализацию системы, рекомендуя широкие ограничения на торговлю с «фиксированными квотами» между членами (торговля подчиняется количественным или стоимостным целям, установленным двусторонними торговыми соглашениями). В пункте 19 раздела VI Комплексной программы утверждается, что «взаимную торговлю товарами, на которые не установлены квоты, осуществлять с 1971 года в целях стимулирования развития торгового оборота путем расширения номенклатуры и ассортимента торгуемых товаров». и сделать торговлю этими товарами более оживленной». Далее в том же пункте Комплексная программа призвала участников «искать возможности для развития экспорта и импорта бесквотируемых товаров и создания условий, необходимых для торговли такими товарами». Однако не было никаких доказательств того, что этот призыв имел значительный эффект или что значение бесквотируемой торговли возросло в рамках программы.
Цены
[ редактировать ]Комплексная программа 1971 года также призывала к совершенствованию системы внешнеторговых цен СЭВ . Административно установленные цены, например те, которые используются в торговле внутри СЭВ, не отражали затраты или относительную нехватку ресурсов и продукции. По этой причине торговля внутри СЭВ основывалась на ценах мирового рынка. К 1971 году была разработана система цен, регулирующая обмен между членами, при которой цены, согласованные путем переговоров, фиксировались на пятилетний период (соответствующий ценам синхронизированных пятилетних планов членов). Эти контрактные цены были основаны на скорректированных ценах мирового рынка, усредненных за последние пять лет; использовалась база мировых цен то есть в качестве отправной точки для переговоров . Таким образом, в рамках этой системы цены внутри СЭВ могли и действительно существенно отклоняться от относительных цен на мировых рынках.
Хотя возможность разрыва этой тонкой связи с мировыми ценами и разработки собственной системы цен для рынка СЭВ обсуждалась в 1960-х годах, эволюция цен СЭВ после 1971 года пошла в противоположном направлении. Далекий от технического или академического вопроса, вопрос цен лежал в основе жизненно важных вопросов условий и, следовательно, выгод от торговли внутри СЭВ. В частности, по сравнению с фактическими мировыми сырья ценами, цены внутри СЭВ в начале 1970-х годов наказывали экспортеров и приносили выгоду экспортерам производителей . После резкого скачка цен на нефть в 1973 году цены внешней торговли СЭВ еще больше отклонились от мировых цен в ущерб поставщикам сырья СЭВ, в частности Советскому Союзу. Учитывая внерегиональные возможности, открывающиеся в результате расширения торговли между Востоком и Западом, этот зияющий разрыв между СЭВ и мировыми ценами больше нельзя было игнорировать. Таким образом, в 1975 году по советскому настоянию система ценообразования внутри СЭВ была отменена. реформирован .
Реформа включала существенное изменение существующих процедур (известных как « Бухарестская формула » по месту проведения 9-й сессии Совета в 1958 году, на которой она была принята), но не отказ от них. Согласно модифицированной Бухарестской формуле (которая оставалась в силе до конца 1980-х годов) цены фиксировались каждый год и основывались на скользящем среднем мировых цен за предыдущие пять лет. Таким образом, база мировых цен по Бухарестской формуле была сохранена и по-прежнему представляла собой среднее значение (хотя сейчас и колеблющееся) скорректированных мировых цен за предыдущие пять лет. Однако только за 1975 год средний показатель был за предыдущие три года. В соответствии с этими договоренностями цены внутри СЭВ были более тесно связаны с мировыми ценами, чем раньше, и на протяжении оставшейся части 1970-х годов росли вместе с мировыми ценами, хотя и с отставанием. До начала 1980-х годов эта новая система приносила пользу как Советскому Союзу, так и другим странам СЭВ, поскольку советская нефть, оцененная по лаговой формуле, была значительно дешевле, чем Нефть Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), цена на которую резко выросла в 1970-х годах. К 1983-84 годам эта система пошла на пользу Советскому Союзу, поскольку цены на нефть на мировом рынке начали падать, в то время как отстающие цены на советскую нефть продолжали расти.
Курсы валют и валюты
[ редактировать ]Основными особенностями государственных торговых систем стран СЭВ были множественные обменные курсы и комплексный валютный контроль , который серьезно ограничивал конвертируемость валют членов .
Эти особенности коренились в плановом характере экономики стран-членов и их системах регулируемых цен. Неконвертируемость валюты, в свою очередь, диктовала двустороннее балансирование счетов, что было одной из основных целей межправительственных торговых соглашений между участниками. Предыдущая система двусторонних клиринговых счетов была заменена 1 января 1964 года счетами в Международном банке экономического сотрудничества с использованием переводного рубля в качестве расчетной единицы. Хотя банк предоставил централизованный механизм торгового учета и колеблющиеся кредиты для покрытия временных дисбалансов, он не смог создать систему многостороннего клиринга из-за централизованного планового характера экономик стран-членов и неконвертируемости их валют. В 1987 году переводной рубль оставался искусственной валютой, выполнявшей функцию расчетной единицы, и не являлся распространенным инструментом многосторонних расчетов. По этой причине эту валюту продолжали называть «переводной», а не «конвертируемой».
Страны-члены признали, что множественность и непоследовательность регулируемых ими обменных курсов, отделение их внутренних цен от иностранных цен и неконвертируемость их валют являются серьезными препятствиями для многосторонней торговли и сотрудничества. По состоянию на начало 1987 года у СЭВ не было не только гибких средств оплаты, но и значимой стандартной расчетной единицы. Обе проблемы значительно усложнили и без того сложные многосторонние проекты и программы, предусмотренные Комплексной программой. Создание в 1971 году Международного инвестиционного банка обеспечило механизм совместного финансирования инвестиций, но, как и Международный банк экономического сотрудничества , это учреждение не могло само по себе решить эти фундаментальные денежные проблемы.
Признавая, что деньги и кредит должны играть более активную роль в системе СЭВ, Комплексная программа установила график улучшения денежных отношений. Согласно графику, будут приняты меры «по укреплению и расширению» функций «коллективной валюты» (переводного рубля), а также изучены и подготовлены условия «сделать переводной рубль конвертируемым в национальные валюты и сделать его конвертируемым в национальные валюты». национальные валюты взаимоконвертируемы». С этой целью будут предприняты шаги по введению «экономически обоснованных и взаимно скоординированных» обменных курсов между валютами стран-членов и «между 1976 и 1979 годами» для подготовки основы для введения к 1980 году «единого обменного курса валют стран-членов». национальная валюта каждой страны». Этот график не был выполнен. Только в Венгрии условия для конвертируемости постепенно создавались в результате реформ, направленных на более прямую привязку внутренних цен к мировым ценам.
Сотрудничество в планировании
[ редактировать ]Если страны хотят получить выгоду от торговли, эта торговля должна быть основана на рациональных структурах производства, отражающих нехватку ресурсов . С начала 1960-х годов в официальных документах СЭВ подчеркивалась необходимость продвижения в экономиках стран-членов более экономически эффективной модели специализации производства. Это «международное социалистическое разделение труда», особенно в производственном секторе, потребует специализации в основных отраслях промышленности. Однако в отсутствие значительного децентрализованного распределения ресурсов внутри этих экономик специализация производства может быть осуществлена только через механизм национального плана и включенных в него инвестиционных решений. В отсутствие на региональном уровне наднациональных органов планирования рациональная модель производственной специализации экономик стран-членов требовала координации национальных экономических планов, и этот процесс был не просто техническим, но и создавал неизбежные политические проблемы.
Наиболее традиционной формой сотрудничества участников в области планирования была координация национальных пятилетних планов народного хозяйства. Хотя процесс консультаций, лежащий в основе координации плана, оставался по существу двусторонним , органы СЭВ в нем принимали участие косвенно. Постоянные комиссии подготовили предложения для рассмотрения компетентными национальными органами планирования; Секретариат собрал информацию о результатах двусторонних консультаций; а Комитет Совета по сотрудничеству в планировании (созданный СЭВ в 1971 году на той же сессии, на которой была принята Комплексная программа) рассмотрел ход координации плана членами.
В принципе координация плана охватывала все отрасли экономики. Однако эффективной и всесторонней координации планов существенно препятствовала продолжающаяся динамика прежних параллельных стратегий развития и желание членов минимизировать риски взаимной зависимости (особенно с учетом неопределенности поставок, которая была характерна для экономик стран-членов). Поэтому координация планов на практике по большей части ограничивалась взаимной корректировкой, посредством двусторонних консультаций, внешнеторговых секторов национальных пятилетних планов. В рамках Комплексной программы предпринимались попытки распространить координацию плана за пределы внешней торговли на сферы производства , инвестиций , науки и техники.
Координация плана
[ редактировать ]Согласно Комплексной программе 1971 года, совместное планирование, многостороннее или двустороннее, должно было ограничиваться «заинтересованными странами и не должно было вмешиваться в автономию внутреннего планирования». ресурсы планируются совместно, но «совместные планы, разработанные странами-членами, будут приняты ими во внимание при составлении своих долгосрочных или пятилетних планов».
Комплексная программа не возлагала четко ответственность за совместное планирование на какое-либо отдельное учреждение. С одной стороны, "координация работ по совместному планированию осуществляется центральными плановыми органами стран-членов СЭВ или их уполномоченными представителями". С другой стороны, «решения о совместном, многостороннем планировании выбранных отраслей и направлений производства заинтересованными странами должны основываться на предложениях стран или агентств СЭВ и приниматься Исполнительным комитетом СЭВ , который также определяет агентства СЭВ, ответственные за организация такой работы». Наконец, взаимные обязательства, вытекающие из совместного планирования и других аспектов сотрудничества, должны были быть включены в соглашения, подписанные заинтересованными сторонами.
Было чрезвычайно сложно оценить ход реализации координации планов или совместного планирования в рамках Комплексной программы, а также оценить деятельность различных международных экономических организаций. Не существовало единой, адекватной меры такого сотрудничества. Единственные данные о деятельности стран-членов СЭВ, публикуемые в ежегодниках СЭВ, касались товарной торговли, и эти торговые показатели нельзя было легко связать с мерами сотрудничества, принимаемыми в рамках Комплексной программы. Однако время от времени публиковались официальные данные об общем количестве соглашений о промышленной специализации и совместном производстве, подписанных членами.
Совместные проекты
[ редактировать ]Наиболее очевидным направлением достижения Комплексной программы стала совместная эксплуатация и освоение природных ресурсов для экономик стран-участниц. Совместные проекты облегчали инвестиционное бремя одной страны, когда расширение ее производственных мощностей требовалось для удовлетворения потребностей других членов. Особое внимание уделялось энергетике и топливу, лесной промышленности , железу и стали , а также различным другим металлам и минералам . Большая часть этой деятельности осуществлялась в бывшем Советском Союзе, крупнейшем хранилище природных ресурсов внутри СЭВ.
Совместные проекты развития обычно организовывались на «компенсационной» основе, в форме инвестиций «в натуральной форме». Участвующие члены продвигали материалы, оборудование и, в последнее время, рабочую силу, и были вознаграждены за счет запланированных поставок продукции, полученной или распределенной через новый объект. Погашение включало скромные «братские» проценты, но реальная финансовая отдача странам-участницам зависела от стоимости продукции на момент поставки. Поставки по контрактным ценам ниже мировых цен дадут важную дополнительную прибыль. Однако, без сомнения, самым важным преимуществом участия в совместных проектах была гарантия долгосрочного доступа к основным видам топлива и сырья в мире растущей неопределенности поставок такой продукции.
Согласованный план
[ редактировать ]Многосторонние проекты развития, заключенные в рамках Комплексной программы, легли в основу Согласованного плана СЭВ на период 1976-80 годов. В рамках программы на совместные инвестиции было выделено 9 миллиардов рублей (около 12 миллиардов долларов США по официальному курсу 1975 года 1,30 доллара США за рубль). Оренбургский . проект стал крупнейшим проектом Комплексной программы Он был предпринят всеми восточноевропейскими странами СЭВ и Советским Союзом, ориентировочная стоимость которого варьировалась от 5 до 6 миллиардов долларов США, что составляет примерно половину стоимости всех проектов СЭВ в рамках Согласованного плана. Он состоял из газового комплекса в Оренбурге в Западной Сибири и газопровода «Союз» протяженностью 2677 километров, построенного в 1978 году и связывающего комплекс с западной границей Советского Союза. Другим крупным проектом этой программы стало строительство целлюлозного завода в Усть-Илиме (центральная Сибирь).
Эти два проекта отличались от других совместных инвестиционных проектов СЭВ тем, что они совместно планировались и совместно строились в принимающей стране (в обоих случаях в Советском Союзе). Хотя другие проекты планировались совместно, каждая страна несла ответственность только за строительство в пределах своих границ. Западные технологии, оборудование и финансирование сыграли значительную роль. Советский Союз владел Оренбургским комплексом и объектом Усть-Илим и выплачивал долг своим восточноевропейским соинвесторам по ставке 2% с согласованным количеством природного газа и древесной массы .
Начало 1980-х годов характеризовалось большей двусторонней инвестиционной специализацией, но в гораздо меньших масштабах, чем требовалось для Оренбургского и Усть-Илимского проектов. В рамках этих последних проектов Восточная Европа предоставила технику и оборудование для советской многосторонней разработки ресурсов. Также продолжалась работа по ранее упомянутым Долгосрочным целевым программам сотрудничества.
Сотрудничество в области науки и технологий
[ редактировать ]В дополнение к национальным усилиям по совершенствованию местных технологий в Комплексной программе 1971 года особое внимание уделялось сотрудничеству в области науки и технологий. Развитие новых технологий рассматривалось как главный объект сотрудничества; сотрудничество в разработке ресурсов и специализация в производстве должны были способствовать передаче технологий между членами. Сессия СЭВ 1971 года, принявшая Комплексную программу, постановила создать Специальный комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству для обеспечения организации и выполнения положений программы в этой области. Совместно планируемые и скоординированные исследовательские программы расширились до создания совместных научно-исследовательских институтов и центров. Что касается количества патентов , документов и другой научной и технической информации, имеющиеся данные указывают на то, что Советский Союз был доминирующим источником технологий в рамках СЭВ. В целом она предоставила своим восточноевропейским партнерам больше технологий, чем получила от них, хотя соотношение значительно варьируется от страны к стране в зависимости от относительного уровня промышленного развития. Советская наука также легла в основу нескольких высокотехнологичных программ региональной специализации и сотрудничества, таких как атомная энергетика и компьютеры (см. ЕС ЭВМ ).
Комплексная программа научно-технического прогресса до 2000 года, принятая в декабре 1985 года, способствовала развитию научно-технического сотрудничества в конце 1980-х годов. В программе предусмотрено 93 проекта и 800 подпроектов по 5 широким направлениям развития. Советское министерство курировало каждое из направлений и отвечало за технический уровень и качество продукции, соблюдение научно-производственных графиков, себестоимость и сбыт. Каждый проект возглавляла советская организация, которая заключала контракты с другими организациями-членами СЭВ. Советские руководители проектов, которые не несли ответственности перед отечественными планировщиками, имели собственные обширные исполнительные полномочия и будут внимательно контролировать всю деятельность. Программа представляла собой принципиально новый подход к многостороннему сотрудничеству и первый шаг к наделению СЭВ некоторой наднациональной властью.
Трудовые ресурсы
[ редактировать ]Так же, как Комплексная программа 1971 года стимулировала потоки инвестиций и передачу технологий между членами, она также увеличила потоки внутри СЭВ другого важного фактора производства: рабочей силы . Большинство переводов произошло в связи с совместными проектами по освоению ресурсов, например, болгарские рабочие помогали в эксплуатации сибирских лесных ресурсов, польские рабочие помогали в строительстве трубопровода «Союз» или вьетнамские рабочие помогали на трубопроводе «Дружба» в Советском Союзе. Рабочая сила также была переведена в ответ на дисбаланс рабочей силы в странах-членах. Венгерские рабочие, например, были отправлены на работу в Восточную Германию в соответствии с двусторонним соглашением между двумя странами. Однако такие перемещения ограничены всеобщей нехваткой рабочей силы, возникшей в результате индустриализации менее развитых стран СЭВ. Более того, присутствие иностранных рабочих подняло практические и идеологические проблемы в социалистической плановой экономике . Сотрудничество в сфере труда ни в коем случае не ограничивалось плановыми обменами рабочей силой. Страны СЭВ обменялись информацией об опыте кадрового планирования и политика занятости и заработной платы через органы и деятельность СЭВ.
Изменения середины 1980-х годов
[ редактировать ]К 1987 году Комплексная программа СЭВ, принятая в 1971 году, претерпела значительные изменения. Многостороннее планирование уступило место традиционному двустороннему сотрудничеству, а Бухарестская формула цен приняла пересмотренную форму. Комплексная программа развития науки и технологий 1985 года, или, как ее называют некоторые западные аналитики, «Хартия Горбачева», стала новым планом СЭВ, позволяющим твердо контролировать свое будущее. Опыт начала 1980-х годов показал, что обращение к Западу и Японии в целях технологического прогресса поставило СЭВ в очень опасное положение, поскольку оно оттянуло восточноевропейских членов еще дальше от Советского Союза и грозило оставить всю организацию на милость Запада. Целью программы 1985 года было противодействовать центробежным силам и снизить уязвимость СЭВ перед «технологическим шантажом» посредством расширения взаимного сотрудничества, повышения эффективности сотрудничества и улучшения качества продукции.
Успех программы 1985 года будет тесно связан с успехом горбачевских преобразований в советской экономике. Основные проекты 1986-1990 годов включали в себя прокладку газопровода протяженностью 5600 км от полуострова Ямбург (на севере Сибири) в Восточную Европу; Криворожский -обогатительный комбинат , (на Украине ) горно производящий 13 миллионов тонн железной руды в год; производство и обмен оборудования для атомных электростанций на сумму 500 миллионов рублей (около 650 миллионов долларов США) ; совместные проекты по добыче угля в Польше, магнезита в Чехословакии , никеля на Кубе , цветных металлов в Монголии .
Ссылки
[ редактировать ]В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .