Еврейские взгляды на ложь
В еврейской традиции ложь обычно запрещена, но необходима в некоторых исключительных случаях, например, для спасения жизни .
Еврейская Библия
[ редактировать ]Танах ( еврейская Библия ) запрещает лжесвидетельство , по крайней мере, в трех стихах: « Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего » ( Исход 20:12 , часть Десяти заповедей ), что также сформулировано так: «И не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». ( Второзаконие 5 , см. Второзаконие 5:16 ), и еще один стих: «Держись подальше от лжи; и невинный и праведный не убивай; ибо Я не оправдаю нечестивого» ( Исход 23 , см. Исх 23:7). ). Согласно Второзаконию 19 (см. Второзаконие 19:16–21 ), лжесвидетели должны понести такое же наказание, какое они стремились применить к несправедливо обвиненным. [ 1 ] Подобный запрет: «Не укради, не поступай лживо и не лги друг другу» ( Левит 19 , см. Лев 19:11 ) относится и к деловым сделкам . [ 1 ] Есть также отрывки, осуждающие ложь в целом: «Делающий обман не будет обитать в доме Моем; говорящий ложь не утвердится пред очами Моими» ( Псалом 101 :7), «Есть шесть вещей, которые Господь ненавидит семерых, которые мерзость для Него: очи гордые, язык лживый и руки, проливающие невинную кровь» ( Притчи 6 , см. Притчи 6:16–17, 19). ) и «Лживые уста — мерзость пред Господом, а делающие правду — Ему радость» ( Притчи 12 , см. Притч 12:22 ), [ 2 ] «Остаток Израиля не будет делать беззакония и говорить ложь, и не будет найдено лживого языка в устах их» ( Софония 3 , см. Соф 3:13 ), «И если снова появятся пророки, то отцы их и матери, родившие скажут им: «Вы не будете жить, потому что вы говорите ложь во имя Господне», и отцы их и матери их, родившие их, пронзят их, когда они пророчествуют». ( Захария 13 , см. Зах 13:3 ) «Они приучили язык свой говорить ложь, утомляют себя делать беззакония» ( Иеремия 9 , см. Иер. 9:5 ). [ 3 ]
Однако в различных библейских историях те, кто лжет и вводит в заблуждение, не обязательно осуждаются, а в некоторых случаях восхваляются. Библейские персонажи, занимавшиеся обманом, включают Авраама , Исаака , Симеона и Левия . [ 4 ] Тора не запрещает лгать, если никому не причинен вред. [ 5 ]
Талмуд
[ редактировать ]Талмуд запрещает лгать или обманывать других: «Святой, благословен Он , ненавидит человека, который говорит одно устами, а другое в сердце» ( Песахим 113б), а также запрещает мошенничество в деловых отношениях: «Поскольку есть несправедливость при покупке и продаже есть нарушение слов. Человек не должен спрашивать: «Сколько стоит эта вещь?» если он не имеет намерения покупать ее» ( Бава Меция 4:10). [ 3 ]
Бава Меция 23b-24a перечисляет три исключения, когда ложь разрешена: [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ]
- Ученому разрешено заявлять, что он незнаком с частью Талмуда, даже если он знаком (из смирения).
- Разрешено лгать в ответ на интимные вопросы, касающиеся семейной жизни (поскольку такие вещи следует держать в тайне)
- Ложь о полученном гостеприимстве (чтобы защитить хозяина)
Евамот 65б утверждает, что «разрешено отклоняться от истины ради содействия миру», а раввин Натан далее утверждает, что это обязательно. [ 8 ]
Более поздние просмотры
[ редактировать ]В соответствии с принципом спасения жизни , в еврейском законе для спасения жизни требуется солгать, например, скрыть диагноз от тяжелобольного пациента. [ 9 ] или сокрытие своей еврейской веры во время гонений на евреев . [ 10 ] Лгать может также потребоваться и в других случаях, когда положительная заповедь будет нарушена, если сказать правду, поскольку положительные заповеди в иудаизме обычно имеют приоритет над отрицательными. [ 9 ] Даже в тех случаях, когда ложь допустима, предпочтительнее сказать технически верное, но вводящее в заблуждение заявление или использовать полуправду . Также полностью запрещено регулярно лгать, лгать детям (что научит их тому, что это приемлемо) и лгать в судебной системе. [ 5 ]
Раввин Элияху Десслер переопределил слово «истина» как любое утверждение, которое служит Богу, а «ложь» — как любое заявление, которое вредит интересам Бога. Это радикально изменило бы еврейские взгляды на ложь. [ 11 ]
По словам консервативного раввина Луи Джейкобса , «основная направленность призывов к евреям быть правдивыми направлена в направлении моральной истины и честности», хотя также «большое значение имеет интеллектуальная честность». [ 3 ] Раввин -реконструктивист Фред Шерлиндер Добб заявил в интервью: «В еврейской традиции нет никакого оправдания лжи, которая является либо неряшливой, либо системной, либо корыстной... каждое слово, которое мы произносим, должно отражать наши ценности, и это одна из самых высоких из них». ценности – это истина». [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вайс 2017 , стр. 2, 22.
- ^ Вайс 2017 , стр. 3, 22.
- ^ Jump up to: а б с д Джейкобс, Луис. «Правда и ложь в еврейской традиции» . Еврейская религия: спутник . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Вайс 2017 , стр. 3, 21.
- ^ Jump up to: а б Тревино 2014 , с. 566.
- ^ Мэтьюз 2010 , с. 125.
- ^ Бава Меция 23b-24a ; причины в скобках указаны Раши
- ^ Резников 2002 , с. 961.
- ^ Jump up to: а б Резников 2002 , с. 964.
- ^ Тревино 2014 , стр. 565–566.
- ^ Резников 2002 , с. 966.
- ^ «Не говори альтернативных фактов: религии и лжи» . Служба религиозных новостей . 16 февраля 2017 года . Проверено 17 августа 2020 г. .
Источники
[ редактировать ]- Фройнд, Ричард А. (1991). «Ложь и обман в библейской и постбиблейской иудейской традиции». Скандинавский журнал Ветхого Завета . 5 (1): 45–61. дои : 10.1080/09018329108584958 .
- Мэтьюз, Чарльз (2010). «Ложь — иудаизм». Понимание религиозной этики . Джон Уайли и сыновья. стр. 124–126. ISBN 978-1-4051-3351-7 .
- Резникофф, Стивен Х. (2002). «Ложь и адвокатура: противопоставление американского и еврейского закона» . Обзор закона Нотр-Дама . 77 : 937–976.
- Тревино, Марселла Буш (2014). «Иудаизм» . В Левине, Тимоти Р. (ред.). Энциклопедия обмана . Публикации SAGE. стр. 563–566. ISBN 978-1-4833-8898-4 .
- Вайс, Шира (2017). «Этика обмана в библейском повествовании». Журнал еврейской этики . 3 (1): 1–27. дои : 10.5325/jjewiethi.3.1.0001 .