Пикуах Нефеш
Пикуах Нефеш ( иврит : פיקוח נפש ), что означает «спасение души» или «спасение жизни», является принципом в галахе (еврейском законе), что сохранение человеческой жизни отвергает практически любое другое религиозное правление иудаизма . В случае, если человек находится в критической опасности, большинство мицвот , станет непривлекательным, если он помешает способности спасти себя или кого -то еще. [ 1 ] Однако есть определенные исключения; Некоторые правила и заповеди не могут быть нарушены ни при каких обстоятельствах и, следовательно, могут потребовать самопожертвования .
Происхождение и интерпретация
[ редактировать ]Библейский источник
[ редактировать ]Тора 18: 5, заявляет просто: «Вы должны соблюдать мои законы и мои законы, которые человек будет делать , в Левит и будет жить ими. Я - Lord » . [ 2 ]
Иезекииль 20:11 гласит следующее: «И я дал им свои законы и показал им мои суждения, которые, если человек сделает, он даже будет жить в них».
Талмудическое обсуждение
[ редактировать ]В Талмуде (Йома 85B) Самуил Нехардеи интерпретировал приведенные выше стихи, чтобы подразумевать: «Живи с ними [устав Бога и законы], и не умирают от них». [ 3 ] Интерпретация Шмуэля, которая принимается каноническим в раввинском иудаизме, состоит в том, что евреи должны жить еврейским законом, поскольку это не подвергает опасности их жизни, но не должно умереть из -за этого (за исключением узких обстоятельств, определенных в другом месте). Шмуэль косвенно отвергает альтернативную интерпретацию: «Живи с ними и умирают от них».
Талмуд обсуждает ряд случаев в качестве примеров, в которых библейские законы могут быть игнорированы ради спасения человеческой жизни. ( Р. , которая рухнула на ребенка , Йома 84b) Все эти примеры связаны с запретами на субботу : спасение ребенка от моря, разбивая стену сломав дверь, которая собирается закрыть младенца и потушить огонь , чтобы спасти жизнь. Фраза «Пикуах Нефеш», по -видимому, происходит из этого контекста. [ 4 ]
Мишна обсуждает, когда кому -то разрешено нарушить его на Йом Кипур : «Если кто -то захвачен голодом, ему может быть дано есть даже нечистые вещи, пока его глаза не будут осветляются». Несколько других примеров отображаются в Йоме, в том числе кормление одного лекарства и спасение одного из оползня. [ 5 ]
Рисуя линию
[ редактировать ]Принцип Пикуаха Нефеша имеет ограничения. Человек, чья жизнь должна быть спасена, должен быть конкретным, идентифицируемым человеком, а не абстрактным или потенциальным бенефициаром. [ 6 ] Другой вопрос заключается в том, что представляет собой опасную для жизни ситуацию. Некоторые ситуации явно опасны для жизни, такие как тот, кто умирает от болезни и умрет без медицинского вмешательства, или тот, кто тонет и не сможет избежать воды без помощи от другого. В других ситуациях может быть неясно, действительно ли жизнь в опасности. Например, если человек чувствует «сильную боль», это может быть чрезвычайно неудобно, но неясно, может ли это привести к смерти. Всегда считается предпочтительным, чтобы ошибаться на стороне осторожности (то есть «нарушение» еврейских законов), даже если это позже оказывается ненужным. [ 7 ]
Неопределенность
[ редактировать ]Если нельзя определить, является ли ситуация опасной для жизни, ситуация должна рассматриваться как опасная для жизни, пока не доказано иное, что позволяет предпринять действия. Приятно, что если кто -то считает, что жизнь может быть в опасности, и могут учитывать секунды, что люди не задерживают, помогая жертве из -за страха нарушения халахи , или для определения того, допустимо ли такое нарушение в соответствии с Халахой Полем Если кто-то примет меры в нарушение халахи , чтобы спасти жизнь, когда считают, что ситуация опасна для жизни, но позже узнает, что не было угрозы человеческой жизни, они не согрешили и не должны чувствовать себя виноватыми из-за такого ошибка. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Кто должен помочь
[ редактировать ]В опасной для жизни ситуации необходимо, когда это возможно, для наиболее квалифицированных людей, доступных для обеспечения всей помощи, необходимой в течение каждого момента ситуации. Однако, когда считать секунды, не должно быть задержки в определении, кто более квалифицирован. [ 11 ]
Если есть выбор между двумя евреями, и есть много времени, чтобы решить, предпочтительнее, что более наблюдательный еврей нарушает галаху . [ Цитация необходима ] Это показывает важность нарушения халахи , когда жизнь находится на линии, и что менее наблюдаемым евреям не разрешается служить целью разрыва халахи , чтобы избежать того, чтобы более наблюдательные евреи делают это.
Если есть выбор между евреем и язычником, которые одинаково квалифицированы, и ситуация не является срочной, это предпочтительнее для язычника оказывать помощь (за заметным исключением родов, чтобы обеспечить больший комфорт). [ 12 ]
Примеры
[ редактировать ]Донорство органов
[ редактировать ]Согласно некоторым галахическим правителям, донорство органов в еврейском законодательстве является одним из классических примеров обязательства нарушать заповеди из -за Пикуаха Нефеша. Спасение жизни может переопределить запрет на осквернение трупа. Однако из -за ограничения того, что конкретная жизнь должна быть в опасности, конкретный получатель органа, как правило, должен быть идентифицирован до удаления органа. Удаление органов в банки органов для возможного будущего использования, как правило, запрещено всеми ортодоксальными иудаизмом . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Медикамент
[ редактировать ]Заместительная терапия ферментами поджелудочной железы представляет собой смесь свиньи, полученных из свиньи, принимаемых пациентами с пероральным препаратом с определенными нарушениями поджелудочной железы, которые вызывают экзокринную недостаточность поджелудочной железы . К ним относятся муковисцидоз , хронический панкреатит , рак поджелудочной железы и после хирургического удаления поджелудочной железы . Еврейские деятели, такие как главный раввин Объединенных еврейских общин, постановили, что еврейским пациентам допустимо принимать эти лекарства, при условии, что нет подходящей альтернативы. [ 19 ]
Шаббат и праздники
[ редактировать ]Законы Шаббата и еврейских праздников могут быть приостановлены для целей Пикуаха Нефеша. Самый ранний известный пример этого состоялся в 167 году до нашей эры, когда Маттахиас и Хаснянеяны заявили, что их последователям было разрешено сражаться в субботний день, чтобы защитить себя от атаки. Одно из них разрешено путешествовать, чтобы спасти жизнь чужой, и медицинское обслуживание может быть оказано критически больным пациентам (см. Вождение на Шаббате ). По словам Моше Файнштейна , допустимо путешествовать, чтобы сопровождать женщину в родах в больницу, потому что Талмуд особенно заботится о здоровье в отношении беременности и родов. [ 20 ] Законы о Шаббате также могут быть изогнуты для женщины, которая родила за последние три дня, чтобы убедиться, что ей удобно и здорово. [ 20 ]
Одно из них разрешено отвезти женщину в больницу на Шаббате, чтобы родить, поскольку рождение может быть опасным для жизни без медицинского контроля. Точно так же можно подписать форму согласия для операции на Шаббате, если операция иначе будет отложена. [ 20 ]
Если близкий родственник доставлен в больницу в чрезвычайных обстоятельствах во время Шаббата, одному разрешено ездить или принять поездку в больницу, чтобы предоставить компанию их родственнику в больнице, поскольку это может быть спасительным. Можно также понадобиться в больнице, чтобы подписать потенциально спасательные формы согласия. [ 21 ]
Телефон
[ редактировать ]Если неотложная медицинская ситуация известна или подозревается, что требует назначения телефонного звонка, а не транспортировки в автомобиле, телефон может использоваться. Если ситуация имеет более низкий уровень срочности, приемник должен быть удален, а кнопки нажимают в шинуе или необычным образом (например, с помощью локтя или сустава или карандаша). Если вовлеченное лицо ожидает, что звонок будет возвращен для решения этой проблемы, ответ на телефон разрешается, и если другой не взволнованный человек позвонил, вовлеченное лицо заявляет, что они ждут вызова от Доктор. [ 22 ]
Работа
[ редактировать ]
) , допустимо, чтобы он спасал жизни (например, Для того, чтобы сохранить жизни (например, врач , медсестра или неотложная медицинская медицинская помощь врач, медсестра или неотложная медицинская техника ), чтобы спасти жизни. Допустимо даже для такого профессионала использовать телефон или пейджер, который будет предупрежден об их необходимости в спасении жизни или сообщении о спасении жизни, или путешествовать любыми средствами, необходимыми для места, где потенциально спасительный акт будет выполнено. [ 23 ] В некоторых больницах, таких как больница горы Синай , есть назначенный лифт Шаббат для персонала и посетителей, чтобы использовать в те дни; Лифты автоматически останавливаются на каждом этаже, чтобы наблюдательные люди не должны нажимать кнопку пола, что будет работать. [ 24 ]
Не разрешается работать над Шаббатом из -за экономических трудностей, независимо от того, насколько серьезными их обстоятельствами. [ 25 ]
Еда
[ редактировать ]Не кошерная еда
[ редактировать ]Некошерная пища может быть съедена при следующих обстоятельствах: [ 26 ]
- Если для человека нет кошерной пищи, и неспособность есть некошерную пищу может привести к голоду
- Если для лечения болезни не кошерный пищевой продукт, специально необходимый для лечения болезни
При необходимости для выздоровления пациент может есть не кошерные продукты . В Вавилонском Талмуде глава 82A трактата Йома упоминает жажду беременности к некошерной пище (в отрывке обсуждается беременная женщина, которая жаждет свинины на Йом Кипур ) как парадигматический пример предполагаемой опасной для жизни ситуации, когда человек разрешается есть есть человек есть не кошерная пища (и ему разрешено есть ее на Йом Кипур).
Пост
[ редактировать ]На Йом Кипур быстро предпочтительно может быть сломан только в том случае, если врач рекомендует не поститься, а затем консультируется с раввином относительно совета врача. Общая практика состоит в том, чтобы есть только столько, сколько необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. Если врач посоветовал не быстро, но не может проконсультироваться с раввином, нужно есть в соответствии с советом врача. [ 5 ]
Если у них может быть проблема со здоровьем, которая может быть усугублена пост, но никакие врачи или раввины не доступны, чтобы дать советы, они должны использовать свое собственное суждение, и им разрешено воздерживаться от поста. В таких случаях не следует откладывать еду, чтобы поговорить с соответствующим органом или чувствовать себя виноватым за есть в этой ситуации. [ 5 ]
Тот, кто должен есть на Йом Кипур, должен есть только столько, сколько необходимо, чтобы избежать ухудшения заболевания. Пост, насколько это возможно, принимает приоритет над молитвой (и, следовательно, больше не следует употреблять просто, чтобы можно было посещать синагогу или молиться с большей концентрацией). Все благословения, обычно читаемые до и после еды, читаются как обычно. [ 5 ]
Посты, кроме Йом Кипур, рассматриваются более мягко. Любому, кто чувствует себя неспособным поститься, разрешается нарушать пост, не консультируясь с врачом или раввином. [ 5 ]
На всех постах тому, кто принимает лекарства по любой причине, разрешено использовать пищу или воду по мере необходимости, чтобы помочь принять лекарства. Если лекарство имеют инструкции по употреблению еды или напитка с лекарством, не разрешается быстро, и им не нужно дальше консультироваться с врачом или раввином. [ 5 ]
Человек, который сильно обезвоживается во время любого положения, потребляет достаточное количество жидкостей, чтобы восстановить свое тело до нормальных уровней гидратации.
В ожидании подходящего времени, чтобы поесть
[ редактировать ]Раввинский закон запрещает еду в определенные времена даже в нежистые дни, например, до ежедневной утренней молитвы, до чтения Kiddush на Шаббате или Йом-Тове, и между окончанием Шаббата и Хавдаллы . В частности, эти законы должны строго следовать взрослым мужчинам, и должны сопровождаться взрослыми женщинами, которые не беременны или не беременны. Хотя оптимально ждать эти более короткие периоды времени, а не еда, даже для того, чье здоровье требует частых употреблений, есть исключения: есть исключения: [ Цитация необходима ]
- Беременная женщина или женщина, которая уходит за ребенком, у которого есть жажда, должна есть без промедления. Для всех других женщин и для мальчиков, которые еще не достигли возраста Bar Mitzvah, эти законы обращаются более мягко.
- Тот, кто должен принимать лекарство в определенное время, может потреблять любую еду или напитки, необходимую для употребления лекарства или которое должно быть употребление в лекарстве. [ 5 ]
- Человек, который сильно обезвожен, может потреблять жидкости по мере необходимости для восстановления своего тела до нормальных уровней гидратации.
- Человек, которому не хватает силы для выполнения необходимого обслуживания без питания, может съесть минимальное количество, необходимое для выполнения услуг с Каваной .
Исключения
[ редактировать ]Есть некоторые еврейские законы, которые не могут быть нарушены, даже если жизнь в опасности. В этих случаях жизнь должна быть принесена в жертву, а не халаха была сломана. К ним относятся:
Идолопоклонство
[ редактировать ]Идолопоклонство в иудаизме , известная как Авода Зара (עבודה זר всем, горит. Странное/иностранное поклонение ) включает не только поклонение идолам, но и любую попытку визуально изобразить Бога . [ 27 ] Известный пример этого можно найти в талмудическом исполнении Ханны и ее семи сыновей , в котором говорится, что семья была мученирована , чтобы избежать поклонения идолам. [ 28 ] Несмотря на тяжелый запрет, раввинский комментарий делает исключения для евреев, вынужденных отказаться от иудаизма или поднять без достаточного знания .
Запрещенные сексуальные отношения
[ редактировать ]Запрещенные сексуальные действия не могут быть сделаны, даже если необходимо, чтобы спасти жизнь. Эти действия включают: [ 29 ]
Хотя межконфессиональный брак не допускается в православном иудаизме , даже в случае Пикуаха Нефеша брак Эстер с царем Персии не рассматривается как грех, потому что она оставалась пассивной и рискует спасти жизнь всем еврейским народом. [ 30 ]
Убийство
[ редактировать ]Любой акт, который преднамеренно вызывает смерть другого человека (считается актом убийства), который травмирует человека, так что потенциал смерти от травм высок или в противном случае создает опасную ситуацию, которая, скорее всего, поставит одну. Или больше жизней, подверженных риску, не допускается для сохранения жизни. Запретные примеры: [ 31 ]
- Сбор органов из тела человека, который явно жив
- Живое донорство органов, где риск смерти донора чрезвычайно высок. Если риск низкий, пожертвование разрешено.
- Езда на очень высокой скорости, чтобы добраться до больницы, если авария с невинным автомобилистом почти гарантирована
Исключения из правила против убийства
[ редактировать ]Исключением, в котором разрешается убийство другого человека, является случай родефа ( агрессора), которого могут быть убиты, чтобы спасти жизнь себя или другого человека. Это позволяет убийствам и убийствам военного времени в самообороне или спасти другого от агрессора в иудаизме. Аборт также разрешен в еврейском законодательстве, если нерожденный плод подвергает опасности жизнь матери, потому что тогда плод считается родеф . Утверждение «Родеф» также используется для разрешения разделения соединенных близнецов , когда может или даже уверен, что один из них умрет в результате операции, если это необходимо для спасения другого. [ 6 ]
Жизнь для жизни
[ редактировать ]Хотя одному не разрешено автоматически отказаться от своей жизни, чтобы спасти жизнь другого (акт самоубийства , запрещенный еврейским законом ), можно рискнуть своей собственной жизнью, чтобы спасти жизнь другого. Однако запрещено подвергать собственной жизни на больший риск, чем другой человек.
Никто не может подвергнуться опасности другого, особенно против воли этого человека, чтобы спасти свою собственную жизнь или жизнь другого.
Ученые давно задавали вопрос, разрешено ли воровство или нет, чтобы спасти жизнь. Большинство из них пришли к выводу, что воровство средств к существованию у бедного человека запрещено в опасных для жизни обстоятельствах, поскольку жизнь бедного человека, который теряет даже небольшую часть их средств к существованию, считается находящейся под угрозой исчезновения. Кроме того, эксплуатация бизнеса или аналогичной операции, которая намеренно лишает или обманывает бедных из всех или какой -либо части их поддержки, строго запрещено, даже чтобы спасти жизнь. Обратить или обмануть крупного бизнеса, организации или правительства запрещено, если бедные пострадают в результате бизнеса, организации или правительства, потерявших эти средства. Если бизнес страдает от потери денег из -за мошенничества или кражи, он может передать убытки клиентам, повышая свои цены, и в результате бедным, возможно, придется тратить больше. Правительство, если его обмануть, может повысить налоги, даже для бедных или сократить услуги, из которых плохая выгода.
Заповеди по спасению жизни также может иметь ссылку на этические аргументы, касающиеся пыток. [ 32 ]
Современные примеры
[ редактировать ]Делегация Zaka , спасательная команда, состоящая из мужчин Хаеди , работала в столице гаитянской столицы Порт-о-Пренса вскоре после землетрясения в Гаити 2010 года . Они потратили время, чтобы произнести молитвы Шаббата и продолжали работать по всему Шаббату. [ 33 ] [ 34 ]
«Мы сделали все, чтобы спасти жизни, несмотря на Шаббат. Люди спрашивали:« Почему ты здесь? Здесь нет евреев », но мы здесь, потому что Тора приказывает нам спасти жизни ... Мы оскверняем Шаббат с гордостью .. . "
-Командующий Мати Гольдштейн еврейского землетрясения спасения Зака до в 2010 году на Гаити [ 34 ]
С пандемией Covid-19 в 2020 году многие религиозные власти поддержали концепцию социального дистанцирования , даже переопределяя требование молиться в миньяне и других религиозных мандатах посредством живого потока. [ 35 ] [ 36 ] Различные конфессии иудаизма подходили к проблемам пандемии по -своему. Например, в то время как многие основные православные власти согласились с тем, что избегание риска заболевания стоило пропустить личную службу, общины хаеди и хасидских евреев продолжали собираться в синагоге. [ 37 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Право на самооборону
- Shinuy , нетрадиционная деятельность обычно запрещаемого акта, чтобы оправдано в еврейском праве
- Taqiya , диссимуляция или отрицание религиозной веры в лицо преследования в исламском праве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джордж Робинсон Основной иудаизм: полное руководство по убеждениям, обычавым и ритуалам 2001, с. 100 «Например, как отмечено в главе 2, принцип Пикуах -Нефеша о спасении жизни имеет приоритет практически всем другим мицвотам».
- ^ Leviticus 18: 5 иврит "Вы делаете со своими людьми и живете в них"
- ^ "Yoma85b" . www.sefaria.org . Получено 2019-11-21 .
- ^ «Блог Балашона» . www.balashon.com . Получено 2023-03-24 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Даже Исраэль, Адин. «Йома 83а» . Chabad.org . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Поиск медицинских лекарств: перспектива исследования трансплантации тканей плода . Правительственная типография США. 1992. с. 115.
- ^ «Спасение жизни на Шаббате» . www.chabad.org . Получено 2016-08-29 .
- ^ Барри Л. Шварц Еврейские герои, Еврейские ценности: Живая Мицвот в современном мире P68 1996 - 120 Pikuajj Nefesh - мицва спасения жизни.
- ^ Мел Бервин и Дженнифер Сартори, делая нашу пустыню цветут: женщины, которые сделали американскую еврейскую историю 2004 года - P 191 «Пикуах Нефеш иудаизм ценит жизнь больше всего на свете. Нам приказано сохранить нашу собственную жизнь и ... потенциально летальные наркотики. .. в здании или машине в огне еврейская фраза Пикуах Нефеш означает «спасение жизни.
- ^ Джеймс М. Лебо, Стивен Гарфинкель еврейские диетические законы: освятить жизнь 1983 P112 -«Эти ситуации демонстрируют гибкость еврейского закона. Некоторые утверждают, что многие случаи мученичества на протяжении всей еврейской истории, связанной с соблюдением Кашрута , нарушают принцип спасения Жизнь была времена, когда ... "
- ^ Фред Роснер, Дж. Дэвид Блейх, Менахем М. Брейер Еврейская биоэтика P289 - 2000 "В еврейской традиции ценность, с которой считается человеческая жизнь, максимизируется далеко за пределы ценности на человека ... мицва спасения - это жизнь ни улучшен, ни уменьшается благодаря качеству сохранившейся жизни.
- ^ «Пикуах Нефеш» . Еврейская виртуальная библиотека . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ «Hods - Общество доноров галахических органов» . Архивировано из оригинала 2012-08-18 . Получено 2010-12-26 .
- ^ Голди Милграм Живой еврейский жизненный цикл: как создать значимые еврейские обряды ... 2009 P209 "В наше время, чтобы не завещать ваши органы. Ценность в любой момент, более сорок тысяч человек в списке ожидания ... »
- ^ Аарон Левин Оксфордский Справочник по иудаизму и экономике 2010 P330 "Однако нет никакого запрета, когда ранение происходит для конструктивной цели, и спасение жизни, безусловно Части тела: перспектива еврейского права »,« Обзор Law Depaul 55 ... »
- ^ Ричард Бек, Дэвид Уорден GCSE Религиозные исследования для AQA B: Истина, Духовность и Религия 2002 P29 - «Включено пожертвование роговиц, поскольку восстановление зрения человека считается спасительной операцией. Иудаизм не противоречит Использование органов от животных.
- ^ Стивен Дж. Голд - йога и иудаизм , второе издание 2009 P150 "Я не знаю, дадут ли православные евреи кровь или нет. Конечно, неортодоксальные евреи дают кровь ... есть два исключения из правила, что нарушение разрыва Любой другой закон в порядке, если это означает спасение жизни: вы не можете спасти жизнь, если это значит ... »
- ^ Фред Роснер Современные биомедицинские этические вопросы и еврейский закон 2007 P149 "... и соглашается с ними, что допустимо получить оплату за орган, потому что цель состоит Переходящее рассмотрение спасения жизни.
- ^ Действие, рак поджелудочной железы. «Заместительная терапия фермента поджелудочной железы (PERT) | PERT PANCREATIC RACE» . Действие рака поджелудочной железы . Получено 2024-07-03 .
- ^ Jump up to: а беременный в Раввин Йехошуа Нойвирт . Шемират Шаббат Кехилчата . Иерусалим: Мехон Нишмат Ахарон Вей-Яаков, 1993.
- ^ Вейнер, Джейсон. «Руководство по традиционному еврейскому соблюдению в больнице» (PDF) . Больница общего профиля Северного Йорка . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ Кляйн, Звика (25 февраля 2022 г.). «Украина: религиозные евреи будут держать телефоны, управлять этим Шаббатом» . Иерусалимский пост . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ Браун, Йосси. «Спасение жизни на Шаббате» . Chabad.org . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ «Ресурсы для еврейских пациентов и посетителей» (PDF) . Медицинский центр горы Синай . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ Arlosoroff, Meirav (16 мая 2019 г.). «Шаббат стоит Израиль на миллиарды долларов каждый год» . Хаарец . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ "Могут ли евреи есть не кошерную еду, если голодать?" Полем Чикагские еврейские новости . Получено 15 апреля 2022 года .
- ^ "Что такое идолопоклонство?" Полем
- ^ Талмуд , б. Ты пошел 57b
- ^ «Требуется ли еврей, чтобы умереть, а не подчиняться командованию Торы? - chabad.org» .
- ^ Yehuda Shurpin: Как Эстер может выйти замуж за нееврейского короля? , Chabad.org .
- ^ Мосс, Арон. "Донорство органов в иудаизме " Chabad.org 15 2022апреля
- ^ Глава 10 Пытки и Тора: защита достоинства и жизни в еврейском законе Мелисса Вайнтрауб с. 123 в изд. Суки Джорджа Хансингера - моральная проблема: христиане, евреи, мусульмане и люди ... - 2008
- ^ «Шаббат из ада» 8 Сохраняется во время архивирования 2010-01-19 на The Wayback Machine (17 января 2010 г.) в Израиле 21C Innovation News Service Получено 2010–01–18
- ^ Jump up to: а беременный Спасение Zaka в Гаити «гордо оскверняет религиозную спасательную команду Шаббата» держит молитву Шаббат с членами международных миссий в Порт-Ау-Пренсе. Получено 2010–01–22
- ^ «Обновлено руководство CJLS для коронавируса (Covid-19)» .
- ^ «Многие синагоги не будут проводить общественные услуги Shabbat в эти выходные» . 13 марта 2020 года.
- ^ Шварц, Эми (12 января 2021 года). «Еврейское слово: Пикуах Нефеш» . Moment Magazine .