Дикий разум
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Клод Леви-Стросс |
---|---|
Оригинальное название | Дикая мысль |
Переводчик | Анонимный |
Язык | Французский |
Предметы | Антропология Структурализм |
Издатель | Книжный магазин Plon (Париж) |
Дата публикации | 1962 |
Место публикации | Франция |
Опубликовано на английском языке | 1966 |
Тип носителя | Распечатать |
«Дикий разум» ( фр . La Pensée sauvage ), также переводимый как «Дикая мысль» , представляет собой работу 1962 года по структурной антропологии антрополога Клода Леви-Стросса .
Краткое содержание
[ редактировать ]«Дикий разум»
[ редактировать ]Леви-Стросс ясно дает понять, что « la pensée sauvage » относится не к дискретному разуму какого-либо конкретного типа человека, а, скорее, к «необузданному» человеческому мышлению: «В этой книге речь идет не о разуме дикарей, ни о разуме примитивных или архаичных людей. человечество, а скорее разум в его необузданном состоянии, в отличие от разума, культивированного или прирученного с целью получения прибыли». [1]
Мысль дикаря, утверждает Леви-Стросс, постоянно собирает и применяет структуры везде, где их можно использовать. Если научная мысль представлена инженером, который задает вопрос и пытается разработать оптимальное или полное решение, то дикая мысль напоминает бриколера , который конструирует вещи, используя любые подручные материалы.
Одним из многих примеров Леви-Стросса являются отношения между двумя австралийскими группами, Аранда и Арабана . У аранд существует сложная система смешанных браков, которая делит всех людей на две группы, а затем на четыре стадии внутри каждой группы. Система определяет, где будут жить дети и как они вступят в брак. Арабанна используют другую систему браков, но каким-то образом используют брачную систему Аранды для определения пола и принадлежности перевоплощенных духов. Структура была заимствована и транспонирована, присвоена из-за ее способности генерировать определенную экономику независимо от ее субстрата.
Критика тотемизма
[ редактировать ]Леви-Стросс (продолжая аргументацию «Тотемизма» , своей предыдущей работы) критикует концепцию тотемизма за произвольное определение приоритета определенного структурного отношения. Он признает реальность тотемизма, при котором внутри более крупной группы меньшие группы выделяются посредством идентификации с растением или животным. Однако он отрицает, что тотемические общества фундаментально отличаются от обществ, разделяющих людей по кастовому признаку . Тотемы, утверждает он, — это всего лишь еще один способ создать необходимые различия внутри более крупной группы. Эти различия могут иметь большее или меньшее практическое значение, но в конечном итоге: [2]
- Тотемизм, который был совершенно формален на «примитивном языке», мог бы ценой очень простой трансформации с тем же успехом быть выражен на языке кастового режима, который является полной противоположностью примитивному. Этого уже достаточно, чтобы показать, что мы имеем здесь дело не с автономным институтом, который может быть определен по своим отличительным свойствам и типичен для определенных регионов мира и определенных форм цивилизации, а с образом действий, который можно различить даже за его пределами. социальные структуры, традиционно определяемые способом, диаметрально противоположным тотемизму.
Другими словами, операция идентификации с тотемом вторична по отношению к лежащему в ее основе процессу повторного присвоения структуры (например, наблюдаемых различий между животными) для целей общества.
английский перевод
[ редактировать ]Английский перевод « Дикого разума» появился в 1966 году. Однако антрополог Клиффорд Гирц назвал перевод «отвратительным» и настоял на использовании собственных переводов французского издания. [3] Новый перевод Джеффри Мельмана и Джона Ливитта был опубликован под названием « Дикая мысль» в 2021 году. [4]
Прием
[ редактировать ]«Дикий разум» был одной из самых ранних работ по структурной антропологии и оказал большое влияние на область антропологии .
Книга также сыграла роль в более крупных течениях структурализма и постструктурализма . Применение бриколажа к социальной структуре послужило источником вдохновения для философа Жака Деррида написания эссе «Структура, знак и игра» . [5] Идея о том, что социальные структуры могут быть транспонированы и реконтекстуализированы, также играет большую роль в книге философа Жиля Делеза и психоаналитика Феликса Гваттари « Капитализм и шизофрения» . [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леви-Стросс, Клод (1966). Дикий разум . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 219. ИСБН 0-226-47484-4 . OCLC 491441 .
- ^ Леви-Стросс, Клод (1966). Дикий разум . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 129. ИСБН 978-0-226-47484-7 . OCLC 491441 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Гирц, Клиффорд (1973). Интерпретация культур . Основные книги. п. 351 (примечание 2). ISBN 9780465097197 .
- ^ Леви-Стросс, Клод (2021). Дикая мысль: новый перевод «La Pensée sauvage» . Перевод Мельмана, Джеффри ; Ливитт, Джон. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226413082 . OCLC 1232713622 .
- ^ Деррида, Жак (1980). Письмо и различие . Перевод Басса, Алан. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226143293 .
- ^ Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1983). Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения . Перевод Херли, Роберт; Кажется, Марк; Лейн, Хелен Р. Миннеаполис, Миннесота: University of Minnesota Press. ISBN 9780816612253 .