Ведьмак, который сидел у двери (роман)
![]() Обложка Wayne State University Press 1989 года. издания | |
Автор | Сэм Гринли |
---|---|
Язык | Английский |
Издатель | Лондон, Великобритания: Эллисон и Басби ; Нью-Йорк: США: Издательство Ричарда В. Бэрона; Детройт: США: Издательство государственного университета Уэйна |
Дата публикации | Март 1969 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 182 |
ОКЛК | 491599651 |
813/.5/4 | |
Класс ЛК | PZ4.G8146 Sp PS3557.R396 |
С последующим | Блюз для африканской принцессы |
«Ведьмак, который сидел у двери » (1969) Сэма Гринли — это вымышленная история Дэна Фримена, первого чернокожего офицера ЦРУ , а также история ЦРУ по обучению людей и политических групп, которые позже использовали свою специальную подготовку для сбора разведывательной информации . политическая подрывная деятельность и партизанская война против ЦРУ. Роман был охарактеризован как «частично триллер, частично сатира и частично социальный комментарий». [1] Как описывает The New Yorker , название «намекает на заметное использование одного чернокожего офицера агентства для демонстрации его фальшивой интеграции». [2]
Автору, Сэму Гринли, рассказал Обри Льюис (1935–2001), один из первых чернокожих агентов ФБР , завербованных в Бюро в 1962 году: [3] что «Ведьмак, который сидел у двери» требовалось прочитать в Академии ФБР в Квантико, штат Вирджиния . [4] Гринли, получивший резкое неприятие со стороны основных издателей, Шпионский роман впервые был опубликован издательством Allison & Busby в Великобритании в марте 1969 года, после того как автор встретился в Лондоне с редактором уроженки Ганы Маргарет Басби в прошлом году. [5] а в США - издательской компанией Ричарда В. Барона. Впоследствии он был переведен на несколько языков, включая французский, итальянский, голландский, японский, финский, шведский и немецкий. [5] [6]
Краткое содержание
[ редактировать ]Действие «Призрака, который сидел у двери» происходит в конце 1960-х — начале 1970-х годов, в Чикаго, где жил мэр Ричард Дж. Дейли . История начинается с сенатора Хеннингтона, белого либерального сенатора, которому предстоит жесткое переизбрание, и поэтому он ищет способы выиграть голоса негров . Его жена предлагает ему обвинить Центральное разведывательное управление (ЦРУ) в расовой дискриминации , поскольку в агентстве нет чернокожих офицеров. В результате расследования сенатора Хеннингтона, обеспечившего комфортное переизбрание, ЦРУ по политическим причинам обязано вербовать чернокожих американцев для обучения в качестве кураторов. Только Дэн Фримен, тайный черный националист , успешно завершает обучение; В своем наборном классе он получил высшие оценки и лучшие оценки за атлетизм. Находившийся в Южной Корее во время Корейской войны (1950–53), Фримен является экспертом в рукопашном бою , особенно в дзюдо ; и играл в футбол в Университете штата Мичиган .
Став первым чернокожим в Центральном разведывательном управлении, Фриман получает должность начальника отдела сверхсекретного репродукционного центра. Он понимает, что он — символический чернокожий человек в ЦРУ, и что ЦРУ определяет его присутствие как доказательство приверженности ЦРУ расовой интеграции и социальному прогрессу. Когда Фримена используют в качестве «образцового негра» и ему поручено появляться и выступать на общественных и официальных мероприятиях, он рассказывает историю, которую аудитория хочет услышать. Он испытывает отвращение к «снобистскому» политическому миру Вашингтона, округ Колумбия, и особенно к черному среднему классу города . Таким образом, после завершения обучения партизанской войне , вооружению, коммуникациям и подрывной деятельности Фримен продолжает работать в ЦРУ достаточно долго, чтобы не вызывать подозрений относительно мотивов своего ухода из ЦРУ; а затем возвращается в Чикаго, чтобы работать, предоставляя социальные услуги чернокожим.
Вернувшись в город, Фримен общается с «Кобрами», уличной бандой, ранее невосприимчивой к обращениям со стороны агентств социальных служб. Сразу же он начинает вербовать молодых чернокожих мужчин из гетто Чикаго, «центральной части города», чтобы они стали борцами за свободу , обучая их навыкам и тактике партизанской войны, которым он научился в ЦРУ. Обучение Кобр включает в себя борьбу с команчами, конкурирующей уличной бандой; изучение и оценка черной поэзии, музыки и революционных лидеров; ограбление банка на 115-й улице и улице Холстед; и ограбление оружейной палаты Национальной гвардии на Коттедж-Гроув-авеню. «Кобры» превратились в партизанскую группу под тайным лидером Дэна Фримена и с помощью насильственных и ненасильственных действий поставили перед собой задачу обеспечить, чтобы чернокожие люди действительно жили свободно в Чикаго и США. «Борцы за свободу» Чикаго начинают пропагандистские операции, чтобы рассказать общественности о своей партизанской войне на всей территории США. Своим партизанам Фримен говорит: «То, что мы получили сейчас, — это колония, а мы хотим новую нацию». В то время как вооруженное восстание и освободительная война происходят в бедных кварталах Чикаго, Национальная гвардия Иллинойса и полиция Чикаго отчаянно пытаются остановить чернокожих борцов за свободу.
Узнав об оперативных и тактических недостатках «небрежно обученных и недисциплинированных» подразделений Национальной гвардии, Фримен и «Борцы за свободу» обостряют свою городскую войну в Чикаго. Сначала они взрывают кабинет мэра в новом здании мэрии . Во-вторых, они красят машину негритянского олдермена в желтый и белый цвета. В-третьих, они захватывают радиостанции и транслируют пропаганду «Борцов за свободу, городского подполья Черного Чикаго». В-четвертых, они похищают полковника «Быка» Эванса, командира подразделения Национальной гвардии штата Иллинойс, накачивают его ЛСД , а затем отпускают.
После того, как «Борцы за свободу» начинают снайперские атаки, убивая национальных гвардейцев, Дэна Фримена навещают трое старых друзей, две женщины и мужчина. После разговора со своими подругами последним гостем Фримена становится Доусон, друг, а также сержант полиции Чикаго. Подозревая Фримена, сержант Доусон тайно вошел в квартиру Фримена; его подозрения подтвердились, когда он обнаружил пропаганду «Борца за свободу». После ссоры Фримен нападает на Доусона и убивает его. Затем он вызывает высокопоставленных борцов за свободу, чтобы те избавились от тела Доусона. История завершается тем, что Фримен отдает приказ «Красное состояние», который активирует партизанские атакующие группы в 12 городах США.
Название и предыстория
[ редактировать ]Используя игру слов , название романа « Ведьмак, который сидел у двери » отсылает к практике связей с общественностью , существовавшей на заре расовой позитивной дискриминации в американском обществе, когда первый чернокожий человек, нанятый компанией, был помещен в в офисе, который находился близко к входу в предприятие и был виден с него, чтобы каждый входящий мог видеть, что в компании работает смешанный по расовому признаку персонал. Слово «призрак» имеет двойное значение: (i) как расовое оскорбление для чернокожего человека и (ii) как жаргонное слово разведывательных агентств, обозначающее шпиона . [7] [8] Автор также заявил о третьем уровне значения названия романа: «вооруженная революция чернокожих людей преследует белую Америку и продолжается на протяжении веков». [9]
«Мой опыт был идентичен опыту Фримена в ЦРУ», — Информационного агентства США рассказал Гринли, бывший офицер армии США и сотрудник газете Washington Post в 1973 году. «Все в этой книге — реальная цитата. Если бы об этом не было сказано для меня, я это подслушал». [10]
«Ведьмак, который сидел у двери» — это критическое размышление о расизме, насилии и угнетении , которым живут афроамериканцы в Соединенных Штатах. По сути, роман представляет собой руководство о том, как стать успешным революционером, победив Систему в ее собственной игре . [11] Персонаж «Дэна Фримена» демонстрирует важность сотрудничества угнетенных народов в борьбе за равенство и свободу. [12] О публикации романа и выходе фильма «Ведьмак, который сидел у двери » (1973) режиссера Ивана Диксона Гринли сказал:
«Одна из вещей, которую я говорил в этой книге, это то, что банды могут стать защитниками общества, а не хищниками» и что «цель фильма заключалась в том, чтобы побудить чернокожих разработать план действий , чтобы «выжить в чреве общества». зверь», а не всегда реагировать как жертвы расистского общества». [12]
Тесное сотрудничество между кинорежиссером Иваном Диксоном и сценаристом Сэмом Гринли привело к созданию кинематографического изображения , которое не утратило и не уменьшило сильный социальный анализ и поощрение революции в романе.
В 2022 году название и сюжет романа были упомянуты в » « Глупец, который сидел у двери восьмой серии комедийно-драматического телесериала «Атланта » . [13]
Исторический контекст
[ редактировать ]Политическая атмосфера в Соединенных Штатах была особенно беспокойной в 1969 году, в год публикации « Ведьмака, который сидел у двери» , потому что спорная политика в отношении гражданских прав , прав женщин и движений за права геев стала заметной в общественной сфере. . С социологической точки зрения предполагается, что Симбионическая армия освобождения (SLA), символом которой была семиголовая кобра, в выборе названия находилась под влиянием использования Гринли в романе слова «симбиология» , термина, полученного из биологического термина. симбиоз , который описывает разрозненные организмы, живущие вместе во взаимовыгодных отношениях. [14] [15]
Оригинальная британская обложка книги « Ведьмак, который сидел у двери» была одобрена политическим активистом Диком Грегори , который назвал роман «важной, оригинальной и подробной книгой»; писатель Лен Дейтон , который сказал, что книга «вызовет у многих читателей большое раздражение - и чего еще может желать писатель, кроме этого?»; и писателя Стивена Визинчи , который сказал, что история «в стиле лучших триллеров, жизнь героя всегда в опасности, и есть женщины, которые страстно раздеваются, но могут его выдать. на кону, чем жизнь героя или развлечение читателя – этот первоклассный триллер также является настоящим романом, который не только захватывающий, но и трогательный, поскольку раскрывает мечту чернокожего человека, кошмар белого человека ». [16] [5]
В Великобритании публикация романа Эллисон и Басби привлекла большое внимание критиков, в том числе отрывки из него были напечатаны в The Observer журнале ; однако Сэм Гринли позже заметил: «В отличие от более чем ста рецензий в Великобритании, большинство из которых были положительными, мой роман был практически проигнорирован американским литературным истеблишментом». [6]
Описанный как «первый чернокожий националистический роман», «Ведьмак, который сидел у двери » , также считается источником вдохновения для создания « Блэксплуатация » в 1970-х годах. жанра фильмов [17]
Адаптации
[ редактировать ]Книга была адаптирована для одноименного фильма 1973 года , снятого Иваном Диксоном по сценарию, написанному Гринли в соавторстве с Мелвином Клеем. [18]
В августе 2018 года было объявлено, что Lee Daniels Entertainment получила право на разработку сериала «Призрак, который сидел у двери» на основе сериала совместно с Fox 21 Television Studios . [19] Ли Дана Джексон была названа в 2019 году сценаристом, адаптировавшим произведение для телевидения. [20] Пилотный проект был заказан FX в феврале 2021 года. [21]
14 апреля 2021 года стало известно, что актриса Кристина Джексон получит главную роль в пилотном сериале FX « Ведьмак, который сидел у двери» . Она сыграет Джой Фриман, жену Дэна Фримена (которого играет главный герой сериала Илан Ноэль), которую описывают как многообещающего адвоката, стремящегося изменить ситуацию в своем сообществе. [22]
В феврале 2022 года сообщалось, что пилотный проект не будет продолжен, но FX переработает проект. [23]
Споры
[ редактировать ]Дж. М. Бергер из Международного центра по борьбе с терроризмом пишет, что, хотя роман содержит расистские высказывания в отношении белых, «книга имеет тенденцию игнорировать расизм» и что «[w]айты в «Ведьмеке, который сидел у двери» либо явные или едва скрытые расисты, без исключения. Никакой обмен мнениями между Фрименом и белым персонажем не происходит без выражения враждебности и критических расовых комментариев, иногда с нюансами, иногда с меньшими нюансами». [24] Книгу также можно считать экстремистской по своей сути, поскольку Гринли заявил, что «[это] учебное пособие по партизанской войне [...]» [24]
Библиография
[ редактировать ]- Гринли, Сэм. Ведьмак, который сидел у двери (первое издание, Лондон: Allison & Busby , март 1969 г.; первое издание в США Richard W. Baron Publishing Co., 1969 г.). Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна, 1989; новое издание с введением Натики Хоуп Прессли, июнь 2022 г., ISBN 978-0814349571 .
- Новое издание для Великобритании с введением Маргарет Басби и послесловием Натики Хоуп Прессли, сентябрь 2024 г., Лондон: Jacaranda Books [25]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Сэм, «Ведьмак, который сидел у двери» . Филадельфийская городская газета , 1 июля 2004 г.
- Бил, Льюис. « Призрак» открывает радикальную капсулу времени фильма; фильм 1973 года, снятый с кинотеатров, но теперь на DVD, представляет собой черную политическую революцию в эпоху черной эксплуатации», Los Angeles Times , 28 февраля 2004 г.
- Кэнби, Винсент . «Использование ЦРУ: бывший агент - призрак, сидевший у двери». «Нью-Йорк Таймс» , 22 сентября 1973 г.
- Джойнер, Лотти Л. «Спустя 30 лет, спорный фильм вновь появляется» , Кризис , ноябрь/декабрь 2003 г.: 41.
- Пиви, Чарльз Д. «Четыре черных революционных романа, 1899–1970», Journal of Black Studies 1 (декабрь 1970 г.): 219–223.
- Чедвик, Алекс, «Профиль: важность фильма «Ведьмак, который сидел у двери » при выпуске DVD, посвященного 30-летнему юбилею», NPR «Все учтено» , Вашингтон, округ Колумбия, 2 марта 2004 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бейтс, Карен Григсби (22 мая 2014 г.). «Вспоминая Сэма Гринли через его самую известную книгу» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
- ^ Броуди, Ричард (20 июля 2018 г.). «Тревожная судьба фильма 1973 года о первом чернокожем человеке в ЦРУ» The New Yorker .
- ^ Гольдштейн, Ричард (13 декабря 2001 г.). «Обри Льюис, 66 лет, спортсмен, который был пионером ФБР» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Риз, Грегг (22 мая 2014 г.). «Радикальный писатель Сэм Гринли умер в возрасте 83 лет» . Наш еженедельник . Лос-Анджелес.
- ^ Jump up to: а б с Басби, Маргарет (2 июня 2014 г.). «Некролог Сэма Гринли» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Гринли, Сэм (2018). «1. Заявление сценариста/продюсера: создание «Ведьмака, который сидел у двери » . В Мартине, Майкл Т.; Дэвид К. Уолл; Мэрилин Якинто (ред.). Раса и революционный импульс в «Ведьмеке, который сидел у двери» . Издательство Университета Индианы. стр. 25, 26. ISBN. 9780253031808 .
- ^ Мейкон, Ванда (1997). «Ведьмак, сидевший у двери». Оксфордский справочник афроамериканской литературы . п. 327.
- ↑ Гузман, Ричард (20 февраля 2015 г.), «Сэм Гринли: Призраки, сидящие у дверей» , Ричард Р. Гузман.
- ^ Пирт, Эндрю (27 февраля 2023 г.). « Я не буду иметь ничего общего с аморальными парнями»: Сэм Гринли, X'57, отличился как офицер дипломатической службы, а затем нашел свою истинную миссию как писатель, готовый бросить вызов читателям» . Новости Чикаго . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Шудель, Мэтт (26 мая 2014 г.). «Сэм Гринли: американский писатель, чье время работы на дипломатической службе послужило основой для создания книги и культового фильма «Ведьмак, который сидел у двери» » . Независимый .
- ^ Пиви, Чарльз Д. (декабрь 1970 г.). «Четыре черных революционных романа, 1899–1970». Журнал исследований чернокожих . 1 : 222.
- ^ Jump up to: а б Джойнер, Лотти Л. (ноябрь/декабрь 2003 г.), «Спустя 30 лет, спорный фильм вновь появляется» , «Кризис» , с. 41.
- ^ Туре (28 октября 2022 г.). « Рецензия на «Атланту», 8-я серия: Это метафора всего сериала?» . Гриот . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Ньютон, Майкл (2007), «Симбионическая армия освобождения (SLA)» , Энциклопедия грабежей, ограблений и каперсов . Нью-Йорк: факты в файле, Inc. Американская история в Интернете. Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ Элленберг, Эл (1974). "Введение". Похищение: вымысел перед фактом . Гроув Пресс.
- ↑ Куртка Allison & Busby, первое издание в твердом переплете, Лондон, Великобритания, 1969.
- ^ Файнштейн, Саша и Дэвид Райф (редакторы), «Биографии авторов | Сэм Гринли» , Антология джазовой фантастики , Indiana University Press, 2009, стр. 502.
- ^ «Ведьмак, который сидел у двери (1973)» на IMDb.
- ^ Пецки, Дениз (15 августа 2018 г.). «Варианты развлечений Ли Дэниелса: шпионский роман «Ведьмак, который сидел у двери» для разработки сериала с Fox 21» . Крайний срок Голливуд .
- ^ « Серия «Ведьмак, который сидел у двери» из фильма Ли Дэниэлса и Фокса 21 приземляется на FX для развития» , Shadow and Act , 24 сентября 2019 г.
- ^ Уайт, Питер (8 февраля 2021 г.). «FX сыграет пилотную серию «Ведьмака, который сидел у двери» от Ли Дэниэлса, Ли Даны Джексон и Джерарда МакМюррея» . Крайний срок Голливуд . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Оттерсон, Джо (14 апреля 2021 г.). «Кристина Джексон присоединяется к пилотному проекту FX «Призрак, который сидел у двери» » . Разнообразие . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Осиелло, Майкл (18 февраля 2022 г.). «Шпионская драма FX с И'ланом Ноэлем и Лукасом Тиллем в главных ролях» . ТВЛайн . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бергер, Дж. М. (16 сентября 2016 г.). «Наследие Тернера: легендарное происхождение и непреходящее влияние смертоносной Библии белого национализма» . Международный центр по борьбе с терроризмом . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Абраха, Магдалина (31 мая 2024 г.). «Эллисон и Басби отмечают 55-летие революционного дебюта Сэма Гринли» . Книготорговец . Проверено 31 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ведьмак, который сидел у двери , издательство Wayne State University Press
- Ведьмак, сидевший у двери , Теория Буратино.
- «BLACK DISPATCHES: оригинальные «призраки, сидевшие у двери» в эпоху Steam!» Хроники Харриет, 19 августа 2012 г.
- Тамбай А. Обенсон, «Посмотрите 45-минутное интервью Сэма Гринли от А до Я о фильме «Ведьмак, который сидел у двери » » , Shadow and Act , 20 апреля 2015 г.
- Мелвин Т. Питерс, «Сэм Гринли и революционная традиция в афроамериканской литературе XIX–XXI веков» . Представлено в Музее истории афроамериканцев Чарльза Райта из серии фильмов об освобождении, 14 марта 2015 г.
- Адам Лангер, «Эти радикальные черные триллеры фантазировали о роспуске полиции» , The New York Times , 6 июля 2020 г.
- Американские романы 1969 года
- Дебютные романы 1969 года
- Афро-американские романы
- Книги Эллисон и Басби
- Американские романы экранизированы
- Американские сатирические романы
- Американские шпионские романы
- Британские романы экранизированы
- Художественные книги о ЦРУ
- Романы, действие которых происходит в Чикаго