Jump to content

Запечатанная земля

(Перенаправлено с Терра Сигиллата )
Римская красная глянцевая чаша terra sigillata с рельефным декором
Стакан Terra sigillata с из барботина декором

Terra sigillata — это термин, имеющий как минимум три различных значения: как описание средневековой лекарственной земли; в археологии как общий термин для некоторых прекрасных красных древнеримских керамических изделий с глянцевой поверхностью , изготовленных в определенных областях Римской империи; и совсем недавно - как описание современной техники гончарного дела в студии, предположительно вдохновленной древней керамикой. Термин «terra sigillata», который обычно грубо переводится как «запечатанная земля», означает «глина с маленькими изображениями» (лат. sigilla ), а не «глина с герметичной (непроницаемой) поверхностью». Однако этот археологический термин применяется к горшкам с простой поверхностью, а также к горшкам, украшенным рельефными фигурами , поскольку он относится не к украшению, а к штампу производителя, отпечатанному на дне сосуда.

Terra sigillata как археологический термин относится главным образом к определенному типу простой и украшенной посуды, изготовленной в Италии и Галлии (Франция и Рейнская область) во времена Римской империи. Эти сосуды имеют глянцевую поверхность от мягкого блеска до блестящего глазурованного блеска в характерной цветовой гамме от бледно-оранжевого до ярко-красного; они производились стандартных форм и размеров, производились в промышленных масштабах и широко экспортировались. Индустрия сигиллата возникла в районах, где существовали традиции гончарного производства и где залежи глины оказались пригодными. Изделия итальянских мастерских известны также как аретинская посуда из Ареццо , их собирают и восхищаются со времен Возрождения. Изделия, изготовленные на галльских фабриках, англоговорящие археологи часто называют самосской посудой . Близкие керамические ткани, изготовленные в североафриканских и восточных провинциях Римской империи, обычно не называются terra sigillata, а имеют более конкретные названия, например Африканские красные изделия . Все эти типы керамики имеют большое значение для археологов: их часто можно точно датировать, а их распространение проливает свет на аспекты древнеримской экономики.

Современную «terra sig» следует четко отличать от точных копий римских изделий, изготовленных некоторыми гончарами, намеренно воссоздающими и использующими римские методы. [1] Отделка, которую гончары студии называют «terra sigillata», может быть изготовлена ​​из большинства глин , смешанных в виде очень тонкого жидкого шликера и отстоявшихся, чтобы отделить только самые мелкие частицы, которые будут использоваться в качестве terra sigillata. При нанесении на необожженные глиняные поверхности «terra sig» можно полировать мягкой тканью или кистью до достижения блеска от гладкого шелковистого до сильного блеска. Поверхность древних сосудов из terra sigillata не требовала полировки или полировки. Полировка использовалась для изготовления некоторых изделий в римский период, но terra sigillata не входила в их число. Полированная поверхность может сохраниться только при обжиге при слабом огне и потеряет свой блеск при более сильном обжиге, но при этом может сохранять привлекательную шелковистость.

Римская красная глянцевая керамика

[ редактировать ]
Украшенная арретиновая ваза (форма Драгендорфа 11), найденная в Нойсе, Германия.

В археологическом использовании термин terra sigillata без дальнейших уточнений обычно обозначает арретинскую посуду Италии, изготовленную в Ареццо , и галльскую самосскую посуду, изготовленную сначала в Южной Галлии , особенно в Ла-Грауфесенке , недалеко от Мийо , а затем в Лезу и прилегающих участках недалеко от Клермона. -Ферран , а также на восточно-галльских объектах, таких как Трир , Зинциг и Рейнцаберн . Эта высококачественная посуда была особенно популярна и широко распространена в Западной Римской империи примерно с 50 г. до н. э. до начала III века н. э. [2] [3] Определения «TS» возникли с самых первых дней антикварных исследований и далеки от последовательности; в одном обзоре классического искусства говорится:

Terra sigillata ... это латинский термин, используемый современными учёными для обозначения класса украшенной красноглянцевой керамики... не вся красноглянцевая посуда была украшена, и поэтому более широкий термин «самская посуда» иногда используется для обозначения охарактеризовать все его разновидности. [4]

- тогда как определение Энтони Кинга, следуя более распространенной практике среди римских специалистов по керамике, не упоминает украшение, но утверждает, что terra sigillata «альтернативно известна как самосская посуда». Однако «самская посуда» обычно используется только для обозначения подкласса terra sigillata, изготовленного в древней Галлии. В европейских языках, кроме английского, terra sigillata или перевод (например, terre sigillée ) всегда используется как для итальянских, так и для галльских продуктов. [5] [6] Номенклатура должна быть установлена ​​на ранней стадии исследования предмета, и антиквары XVIII и XIX веков часто использовали термины, которые мы бы не выбрали сегодня, но пока их значение ясно и устоялось, это не имеет значения. , а детальное изучение истории терминологии на самом деле является второстепенным вопросом, представляющим лишь академический интерес. Ученые, пишущие на английском языке, теперь часто используют «изделия с красным блеском» или «изделия с красным блеском», чтобы избежать этих проблем с определениями. [7] а также потому, что многие другие изделия римского периода имеют общие аспекты техники с традиционными тканями сигиллата.

Профильный рисунок формы Драгендорфа 29. 1 век нашей эры.

Итальянские и галльские сосуды TS имели стандартизированную форму и представляли собой комплекты подходящих блюд, мисок и сервировочных сосудов. Со временем они менялись и развивались и были очень подробно классифицированы; первая крупная схема немецкого классического археолога Ганса Драгендорфа (1895 г.) все еще используется (например, «Доктор 29»), [8] существовало и множество других, таких как классификации Дешелетта, Кнорра, Гермета, Уолтерса, Керла, Лёшке, Риттерлинга, Гермета и Людовичи, а в последнее время — « Конспект арретиновых форм» и типовая серия Хейса «Африканская красная полоса» и «Восточная сигиллаты. [9] Эти ссылки иногда позволяют датировать изготовление сломанного украшенного черепка с точностью до 20 лет или меньше.

Большинство форм, украшенных фигурами с низким рельефом, были отлиты в керамические формы, внутренние поверхности которых были украшены с помощью штампов или пуансонов из обожженной глины (обычно называемых пуансонами ) и некоторой ручной работы с использованием стилуса . Поэтому форма была украшена на своей внутренней поверхности полным декоративным рисунком, состоящим из тисненых, глубоких (полых) мотивов, которые в виде низкого рельефа появлялись на любой чаше, сформированной в ней. По мере высыхания чаши усадка была достаточной для того, чтобы ее можно было извлечь из формы для выполнения любых отделочных работ, которые могли включать в себя добавление колец для ног, придание формы и отделку бортов, а также во всех случаях нанесение скольжения. барботина и техника аппликации («веточек»). Для украшения сосудов закрытой формы иногда применялись [10] Изучение характерных декоративных мотивов , сочетающихся в ряде случаев с включенными в декор штампами мастерских, а иногда и со скорописными подписями мастеров-формников, позволяет составить весьма детальное представление об отрасли. Поэтому тщательного наблюдения за формой и тканью обычно бывает достаточно, чтобы археолог, имеющий опыт изучения сигиллат, смог определить дату и идентифицировать сломанный черепок : гончарная печать или лепное украшение предоставляют еще более точные доказательства. Классический путеводитель Освальда и Прайса, опубликованный в 1920 году. [11] изложили многие принципы, но литература по этому вопросу восходит к 19 веку и в настоящее время чрезвычайно объемна, включая множество монографий по конкретным регионам, а также отчеты о раскопках на важных объектах, в результате которых были получены значительные собрания сигиллатных изделий. и статьи в научных журналах, некоторые из которых посвящены изучению римской керамики. [12] [13]

Остатки большой четверки («большой печи ») в Ла-Грауфесенке.

Мотивы и рисунки рельефно украшенных изделий перекликаются с общими традициями греко-римского декоративного искусства с изображениями божеств, отсылками к мифам и легендам, а также популярными темами, такими как охота и эротические сцены. Отдельные типы фигур, как и формы сосудов, были классифицированы, и во многих случаях они могут быть связаны с конкретными гончарами или мастерскими. Некоторые элементы декора относятся к современному архитектурному орнаменту с лепниной в виде яиц и язычков (оволо), завитками из аканта , виноградной лозы и тому подобным. В то время как украшение арретинской посуды часто имеет весьма натуралистический стиль и близко сравнимо с серебряной посудой того же периода, рисунки галльских изделий, выполненные провинциальными ремесленниками, перенявшими классические сюжеты, интригуют своим выражением « латинизации ». слияние классических и отечественных культурных и художественных традиций.

Многие галльские производственные объекты были тщательно раскопаны и изучены. В Ла-Грауфезенке на юге Галлии уже давно известны документальные свидетельства в виде списков или счетов, по-видимому, обожженных в одиночных печах с указанием имен гончаров и количества горшков, и они предполагают очень большие загрузки, состоящие из 25 000–30 000 сосудов. Хотя не все печи на этом или других производственных объектах были такими большими, раскопки большой четверки (большой печи) в Ла-Грауфезенке, которая использовалась в конце I - начале II века, подтверждают масштабы промышленности. . Это прямоугольное каменное сооружение высотой 11,3 м. на 6,8 м. снаружи, первоначальная высота оценивается в 7 метров. Имея до девяти «этажей» внутри (разбираемых после каждого обжига), состоящих из плиточных полов и вертикальных колонн в виде глиняных трубок или трубок, которые также служили для отвода тепла, было подсчитано, что он способен стрелять 30 000 человек. –40 000 сосудов одновременно при температуре около 1000 °C. [14]

Работа 2005 года показала, что шликер представляет собой матрицу, состоящую в основном из оксидов кремния и алюминия, внутри которой взвешены субмикроскопические кристаллы гематита и корунда. Сама матрица не содержит ионов металлов, гематит замещен алюминием и титаном, а корунд — железом. Две популяции кристаллов равномерно распределены внутри матрицы. Цвет гематита зависит от размера кристаллов. Крупные кристаллы этого минерала черные, но по мере уменьшения размера до субмикронных цвет меняется на красный. Аналогичное действие оказывает фракция алюминия. Раньше считалось, что разница между «красным» и «черным» самианом обусловлена ​​наличием (черный) или отсутствием (красный) восстановительных газов в печи и что конструкция печи была устроена таким образом, чтобы предотвратить восстановительные газы. газы из топлива от контакта с керамикой. Считалось, что присутствие оксидов железа в глине/шликере отражается на цвете в зависимости от степени окисления железа (Fe[III] для красного и Fe[II] для черного, последний образуется под действием восстановительных газов). соприкосновение с керамикой во время обжига). В результате этой недавней работы теперь выяснилось, что это не так и что цвет глянцевого шликера на самом деле обусловлен не чем иным, как размером кристаллов минералов, диспергированных внутри матричного стекла. [15]

Предтечи

[ редактировать ]
Кампанская посуда- фиале (чаша для возлияния) с лепным рельефным декором. в. 300 г. до н.э.
Черная мегарская чаша, II век до н.э.

Посуда из арретина, несмотря на свой весьма своеобразный внешний вид, была неотъемлемой частью более широкой картины прекрасной керамической посуды в греко-римском мире эллинистического и раннеримского периода. Эту картину следует рассматривать в сравнении с роскошной посудой из серебра. За столетия до того, как была изготовлена ​​итальянская terra sigillata, аттические расписные вазы , а позже и их региональные варианты, сделанные в Италии, включали подготовку очень тонкого глиняного тела, покрытого шликером, который обжигался до глянцевой поверхности без необходимости какой-либо полировки или полировки. Греческие расписные изделия также требовали точного понимания и контроля условий обжига для достижения контраста черного и красного. [16]

Черная глянцевая керамика, изготовленная в Этрурии и Кампании, продолжала эту технологическую традицию, хотя расписной декор уступал место более простым штампованным мотивам, а в некоторых случаях и рельефно-накладным мотивам. [17] Традиция украшать барельефами целые сосуды также прочно утвердилась в Греции и Малой Азии к тому времени, когда в середине I века до нашей эры начала расширяться арретинская промышленность, и образцы были импортированы в Италию. Кубки с рельефным декором, некоторые из которых были покрыты свинцовой глазурью, производились в нескольких восточных центрах и, несомненно, сыграли роль в технической и стилистической эволюции украшенного арретина, но мегарские чаши, изготовленные главным образом в Греции и Малой Азии, обычно рассматриваются как самое прямое вдохновение. [18] Это небольшие полусферические чаши без колец, а их декор часто очень напоминает современные серебряные чаши с формализованными, излучающими узорами из листьев и цветов. [19] Четкие и точно профилированные формы простых блюд и чашек также были частью естественной эволюции вкуса и моды в средиземноморском мире I века до нашей эры.

арретиновые товары

[ редактировать ]
Штамп из Арретина, используемый для оттиска формы.

Производство арретинской посуды началось в Ареццо и его окрестностях (Тоскана) незадолго до середины I века до нашей эры. Промышленность быстро развивалась в период, когда римское политическое и военное влияние распространялось далеко за пределы Италии: для жителей первых провинций Римской империи во времена правления императора Августа ( рег. 27 г. до н. э. – 14 г. н. э.) эта посуда, своими точными формами, блестящей поверхностью и визуальным знакомством с классическим искусством и мифологией на украшенных сосудах, должно быть, произвели глубокое впечатление на некоторых жителей новых северных провинций Империи. Конечно, оно олицетворяло определенные аспекты римского вкуса и технических знаний. Гончарная промышленность в районах, которые мы сейчас называем северо-востоком Франции и Бельгии, быстро начала копировать формы простых арретинских блюд и чашек в изделиях, ныне известных как галло-бельгийские, [20] а в Южной и Центральной Галлии вскоре местные гончары также начали подражать лепному украшению и самой блестящей красной пластине.

Наиболее узнаваемой украшенной формой арретина является Драгендорф 11, большой глубокий кубок на высоком пьедестале, очень напоминающий некоторые серебряные столовые сосуды того же периода, такие как Кубок Уоррена . Иконография . также имела тенденцию соответствовать предметам и стилям, представленным на серебряной тарелке, а именно мифологическим и жанровым сценам, включая эротические сюжеты, а также небольшим декоративным деталям в виде гирлянд, венков из листьев и бордюров из яиц и языков , которые можно сравнивать с элементами августовского архитектурного орнамента. Глубокая форма Dr.11 позволила пуансонам (штампам), используемым для изготовления форм фигурок людей и животных, быть довольно большими, часто около 5–6 см в высоту, и моделирование часто действительно очень качественное, что привлекает интерес современных художников. искусствоведы, а также археологи. Крупные мастерские, такие как мастерские М. Перенния Тиграна, П. Корнелия и Кн. Атей штамповал их продукцию, а имена фабрикантов и рабочих фабрик, которые часто появляются на готовых чашах и простых изделиях, были тщательно изучены, равно как и формы сосудов и детали их изготовления. их датировка и распространение. [21]

Форма для Арретина Др.11, изготовленная в мастерской П. Корнелиуса.

Итальянская сигиллата производилась не только в самом Ареццо или рядом с ним: некоторые важные предприятия Ареццо имели филиалы в Пизе , долине реки По и в других итальянских городах. К началу I века нашей эры некоторые из них открыли филиалы фабрик в Галлии, например, в Ла Муэтте недалеко от Лиона в Центральной Галлии. [22] Классические изделия периода Августа не были единственными формами terra sigillata, изготовленными в Италии: более поздние отрасли промышленности в долине реки По и в других местах продолжили эту традицию. [23]

В средние века образцы посуды, случайно обнаруженные при раскопках фундаментов в Ареццо, привлекли восхищенное внимание еще в XIII веке, когда в обширной энциклопедии Ресторо д'Ареццо появилась глава, восхваляющая изысканную римскую посуду, обнаруженную в его родном городе. , «возможно, это первое описание одного из аспектов древнего искусства, написанное с классических времен». [24] Летописец Джованни Виллани также упомянул об этой посуде. [25]

Первое опубликованное исследование арретинской посуды было проведено Фаброни в 1841 году. [26] а к концу 19-го и началу 20-го веков немецкие ученые, в частности, добились больших успехов в систематическом изучении и понимании как арретинской посуды, так и галльского самоса, который встречался на римских военных объектах, раскопанных в Германии. Классификация Драгендорфа была расширена другими учеными, в том числе С. Лешке в его исследовании итальянской сигиллаты, раскопанной на раннеримском городище Хальтерн . [27] Исследования арретинской посуды продолжались очень активно на протяжении 20-го и 21-го веков, например, с публикацией и пересмотром перечня известных гончарных марок («Oxé-Comfort-Kenrick») и разработкой Конспекта форм сосудов. , обновляя предыдущие работы по соответствующим темам. [28] Каталоги мотивов пунша и мастер-классов Арретине Сигиллаты были изданы в 2004 и 2009 годах соответственно. [29] а в 2024 году появился каталог известных мотивов аппликаций. [30] Как и во всех древних исследованиях керамики, каждое поколение задает новые вопросы и применяет новые методы (например, анализ глины) в попытке найти ответы.

Южно-галльская самосская посуда

[ редактировать ]
Чаша Terra sigillata, изготовленная в Ла-Грауфесенке , 50-85 гг. н. э., найденная в Тонгерене. Галло-римский музей, Тонгерен, Бельгия
Южногалльский Драгендорф 29, конец I века нашей эры. Британский музей , Лондон

Сосуды Sigillata, как простые, так и украшенные, производились в нескольких центрах на юге Франции, в том числе в Браме , Монтане , Ла Грауфезенке, Ле Розье и Банассаке , [31] с конца I века до нашей эры: из них основным производителем и экспортером был Ла Грауфезенк, недалеко от Мийо. Хотя создание гончарных мастерских сигиллаты в Галлии вполне могло быть первоначально возникло для удовлетворения местного спроса и снижения цен на импортируемые итальянские товары, они сами по себе стали чрезвычайно успешными, и к концу I века нашей эры самиан из Южной Галлии начал экспортироваться. не только в другие провинции северо-запада Империи, но и в Италию и другие регионы Средиземноморья, Северной Африки и даже Восточной Империи. Одной из находок в руинах Помпеи , разрушенных извержением Везувия в августе 79 г., была партия южногалльской сигиллаты, все еще находившаяся в упаковочном ящике; [32] Как и все находки со стоянок Везувия, этот клад керамики имеет неоценимое значение как свидетельство датировки.

Южногалльские простые формы, демонстрирующие стандартизацию размеров. Музей Мийо, Франция

Южно-галльский самиан обычно имеет более красную ткань и более насыщенную розовую ткань, чем итальянская сигиллата. Лучшие слипы, ярко-красные и почти зеркального блеска, были достигнуты в период Клавдия и раннего Нерона (Клавдий, период 41–54 гг. н.э.; Нерон, период 54–68 гг. н.э.). В тот же период некоторые мастерские ненадолго экспериментировали с мраморным красно-желтым комбинезоном - вариантом, который так и не стал широко популярным. [33] Раннее производство простых форм в Южной Галлии первоначально внимательно следило за итальянскими моделями, и даже была изготовлена ​​характерная арретинская украшенная форма - Dragendorff 11. Но быстро появилось множество новых форм, и ко второй половине I века нашей эры, когда итальянская сигиллата уже не имела влияния, южногалльский самиан создал свой собственный характерный репертуар форм. Двумя основными декорированными формами были Драгендорф 30, глубокая цилиндрическая чаша, и Драгендорф 29, килевидная неглубокая чаша с выраженным углом, подчеркнутым карнизом посередине профиля. Кольцо для ног низкое, а гончарные штампы обычно представляют собой отметки изготовителя чаш, расположенные на внутреннем основании, так что сосуды, изготовленные из одинаковых или параллельных форм, могут носить разные названия. Ободок 29, небольшой и вертикальный в ранних образцах формы, но гораздо более глубокий и вывернутый к 70-м годам I века, отделан орнаментом в форме рулетки. [34] а рельефно-декорированные поверхности обязательно распадаются на две узкие зоны. Сначала они обычно украшались цветочными и лиственными узорами венков и свитков: Dr.29, опирающийся на край, показанный в первом разделе этой статьи, представляет собой ранний образец, менее угловатый, чем развитая форма 60-х и 70-х годов, с украшение, состоящее из простых, очень изящных листьев-свитков. К 70-м годам I века большую популярность приобрели небольшие фигурки людей и животных, а также более сложные конструкции, выложенные на отдельные панно. На судах Dr.30 можно было использовать более крупные фигурки людей и животных, но, хотя многие из них обладают большим очарованием, южногалльские мастера никогда не достигали и, возможно, никогда не стремились к классическому натурализму некоторых из своих итальянских коллег.

Южно-галльская чаша Dr.37, конец I века н.э., с печатью гончара Меркато в декоре. Британский музей

В последние два десятилетия I века Драгендорф 37, глубокий округлый сосуд с простым вертикальным ободком, обогнал по популярности 29. Эта простая форма оставалась стандартной галльской самосской формой с рельефным декором во всех галльских производственных регионах более века. с рельефным декором, Небольшие мензурки такие как формы Déchelette 67 и Knorr 78, также производились в Южной Галлии, как и случайные «одноразовые» или очень амбициозные сосуды, изготовленные по литью, такие как большие тонкостенные фляги и колбы. [35] Но масса южногалльского самоса, найденного на римских стоянках I века нашей эры, состоит из простых блюд, мисок и чашек, особенно Dr.18 (неглубокое блюдо) и Dr.27 (небольшая чашка с характерным двойным изгибом профиля). ), на многих из которых есть клейма с именами гончаров, а также большие украшенные формы 29, 30 и 37.

Местная промышленность, вдохновленная импортом Арретина и Южной Галлии, выросла в иберийских провинциях в I веке нашей эры. Terra sigillata hispanica разработала свои собственные отличительные формы и дизайн, и ее производство продолжалось до позднеримского периода, 4-5 веков нашей эры. В другие регионы он не экспортировался.

Самосская посуда Центральной Галлии

[ редактировать ]
Центрально-галльский Dr.30, штамп Дивикста

Основные самосские гончарные мастерские Центральной Галлии располагались в Лезу и Ле-Мартр-де-Вейр , недалеко от Клермон-Феррана в Оверни . Производство началось в Лезу уже в период Августа (Август, рег . 27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), но только во времена правления Траяна (98–117 гг. н.э.) и начала упадка экспортной торговли Южной Галлии. , что самосская посуда Центральной Галлии стала важной за пределами своего региона. Хотя он так и не достиг такого обширного географического распространения, как фабрики Южной Галлии в провинциях Галлии и Британии , это был, безусловно, самый распространенный тип прекрасной посуды, простой и украшенной, использовавшийся во II веке нашей эры. Качество посуды и слипа обычно превосходное, а некоторые изделия Les Martres-de-Veyre, в частности, выдающиеся, с блестящим слипом и очень твердым, плотным корпусом. [36] Цвет поверхности имеет тенденцию к более оранжево-красному оттенку, чем у типичных южно-галльских пластинок.

Формы сосудов, которые изготавливались в Южной Галлии, продолжали производиться, хотя по прошествии десятилетий они развивались и менялись в соответствии с обычными изменениями моды, и были созданы некоторые новые формы, такие как простая чаша с горизонтальным фланцем под ободок, Др.38. Мортарии , миски для приготовления пищи с шлифованной внутренней поверхностью, также изготавливались из центрально-галльской самосской ткани во второй половине II в. (Др.45). Существует небольшой подкласс самосской посуды Центральной Галлии с глянцевой черной накладкой, хотя граница между черной terra sigillata и другими прекрасными изделиями с черным блеском, которые также производились в этом районе, иногда размыта. Когда сосуд имеет классическую самосскую форму и рельефно декорирован в стиле известного самосского гончара, но отделан черной, а не красной накладкой, его можно классифицировать как черносамский.

Центрально-галльский самосский кувшин с хрустальным декором

Хотя центрально-галльские формы продолжили и основывались на южно-галльских традициях, украшение основных украшенных форм, Dr.30 и Dr.37, было самобытным. [37] Появились новые типы фигур людей и животных, обычно смоделированные с большим реализмом и утонченностью, чем в Ла-Грауфезенке и других центрах Южной Галлии. Типы фигур и декоративные детали классифицированы и часто могут быть связаны с конкретными мастерскими. [38] Изделия Лезу также включали вазы, украшенные рельефом барботина , с аппликациями, а также класс, обычно называемый «хрустальным» украшением, с геометрическими узорами, вырезанными на поверхности сосуда перед скольжением и обжигом. Два стандартных «простых» типа, изготовленных в значительном количестве в Центральной Галлии, также включали украшение в виде барботина, Dr.35 и 36, соответствующие чашку и блюдо с изогнутым горизонтальным краем, украшенным стилизованным рельефным завитком из листьев.

Во второй половине II века некоторые мастерские Лезу, производившие чаши с рельефным декором, прежде всего мастерские Циннамуса, доминировали на рынке благодаря своему большому производству. [39] Изделия Циннама, Патерна, Дивикста, Доэкка, Адвокиса, Альбуция и некоторых других часто включали в декор большие, легко читаемые штампы с именами, явно выступавшие в качестве торговых марок или рекламы. [40] Хотя эти сосуды были изготовлены очень искусно, они тяжелые и несколько грубые по форме и отделке по сравнению с более ранней галльской самосской посудой.

С конца II века вывоз сигиллаты из Центральной Галлии быстро, а может быть, даже резко прекратился. Производство керамики продолжалось, но в III веке оно снова стало местной промышленностью.

Восточно-галльская самосская посуда

[ редактировать ]
Ваза Rheinzabern, украшенная барботином, форма Ludowici VMe

В Восточной Галлии существовало множество гончарных мастерских, производивших terra sigillata, включая Эльзас , Саар , регионы Рейна и Мозеля , но в то время как самосская керамика из Люксея , Ла-Мадлен , Шемери-Фолкемона, Лавуа , Ремагена , Зинцига , Бликвайлера и других мест представляет интерес и важность главным образом для специалистов, выделяются два источника, поскольку их изделия часто можно найти за пределами их непосредственных территорий, а именно Рейнцаберна , недалеко от Шпейера , и Трира . [41]

Трирские гончарные мастерские, очевидно, начали изготавливать самосские сосуды примерно в начале II века нашей эры и продолжали действовать до середины III века. Ученые разделили стили и гончаров на две основные фазы: Werkstatten I и II. [42] Некоторые из более поздних чаш Dr.37, изготовленных по литью, имеют очень низкое качество, с грубым декором и небрежной отделкой.

Печи Рейнцаберна и их изделия изучались с тех пор, как Вильгельм Людовичи (1855–1929) начал там раскопки в 1901 году и опубликовал свои результаты в серии подробных отчетов. [43] Рейнцаберн производил как декорированные, так и простые формы около столетия, начиная с середины II века. Некоторые из чаш Dr.37, например, с клеймом мастерской Януса, выдерживают сравнение с изделиями Центральной Галлии того же времени: другие менее успешны. Но настоящая сила промышленности Рейнцаберна заключалась в обширном производстве самосских чашек, мензурок, фляг и ваз хорошего качества, многие из которых были творчески украшены узорами из барботина или в технике вырезания «хрусталь». Людовичи создал свою собственную серию шрифтов, которая иногда пересекается с сериями других специалистов по сигиллатам. В типах Людовичи используются комбинации прописных и строчных букв, а не простые цифры, причем первая буква относится к общей форме, например, «Т» для Теллера (блюдо).

В целом, продукция восточно-галльской промышленности отошла от ранней имперской средиземноморской традиции изготовления блюд и чаш сложной формы, а также орнаментированных чаш, изготовленных в формах, и сблизилась с более поздними римскими местными традициями гончарного дела в северных провинциях, используя Свободно брошенные, округлые формы и создание рельефных рисунков с скользящим трейлингом от руки. Мода на изысканную посуду менялась. Некоторые восточно-галльские производители изготавливали миски и чашки, украшенные только рулетками или штампованным декором, а в III и IV веках аргоннская посуда, украшенная мелкими штампами по всей поверхности, и она довольно широко продавалась. в районе к востоку от Реймса производилась [44] Аргоннская посуда, по сути, все еще представляла собой разновидность сигиллаты, и наиболее характерной формой является небольшая прочная чаша Dr.37. Небольшие, локализованные попытки изготовить самосскую посуду с традиционным рельефным декором включали краткое и безуспешное предприятие в Колчестере в Британии, очевидно, инициированное гончарами восточно-галльских фабрик в Синциге, центре, который сам был ответвлением трирских мастерских. [45]

Восточные тюлени

[ редактировать ]

В восточных провинциях Римской империи существовало несколько предприятий по производству красивой красной столовой посуды с гладкой, глянцевой, скользящей поверхностью примерно с середины II века до нашей эры, задолго до появления итальянских мастерских сигиллаты. К I веку до нашей эры их формы часто довольно близко соответствовали формам простой посуды Арретина. были центры производства Очевидно, в Сирии ; в западной Турции экспортируется через Эфес ; Пергамон ; Чандарлы , недалеко от Пергама; и на Кипре , но археологи часто ссылаются на восточную сигиллату A из Северной Сирии , восточную сигиллату B из Траллеса в Малой Азии, восточную сигиллату C из древнего Питана и восточную сигиллату D (или кипрскую сигиллату) с Кипра, поскольку еще многое предстоит сделать. ознакомиться с этим материалом. Хотя известно, что восточная сигиллата C происходит из Чандарли (древний Питане ), вероятно, существовали и другие мастерские в более широком регионе Пергама . [46] К началу 2-го века нашей эры, когда галльский самиан полностью доминировал на рынках северных провинций, восточные сигиллаты сами начали вытесняться растущей важностью африканских товаров Red Slip в Средиземноморье и Восточной Империи. В четвертом веке нашей эры Фокейская красная пластина появляется как преемница Восточной сигиллаты C.

В 1980-х годах две основные группы Восточной Terra Sigillata в бассейне Восточного Средиземноморья были выделены как ETS-I и ETS-II на основании их химических характеристик, как показал анализ с помощью инструментального нейтронно-активационного анализа (INAA). ETS-I возник на Восточном Кипре , тогда как ETS-II, вероятно, производился в Памфилии , в Перге , Аспендосе и Сиде . [47] Однако эта классификация подверглась критике и не является общепринятой. Гончарный квартал в Сагалассосе , расположенный в глубине южного турецкого побережья, был раскопан с момента его обнаружения в 1987 году, и его изделия были обнаружены во многих местах в регионе. Он был активен примерно с 25 по 550 год нашей эры. [48]

Африканская красная посуда

[ редактировать ]
Позднеримское африканское блюдо Red Slip, IV век нашей эры.

Африканская красная посуда (ARS) была последним развитием terra sigillata. [49] В то время как продукция итальянской и галльской красноглянцевой промышленности процветала и экспортировалась из мест производства максимум столетие или два каждая, производство ARS продолжалось более 500 лет. Центры производства находились в римских провинциях Африки Проконсуларис , Бизацена и Нумидия ; то есть современный Тунис и часть восточного Алжира . Примерно с IV века нашей эры грамотные копии ткани и форм делались также в ряде других регионов, включая Малую Азию , восточное Средиземноморье и Египет. За длительный период производства, очевидно, произошло много изменений и эволюции как форм, так и тканей. И итальянские, и галльские простые формы оказали влияние на АРС в I и II веках (например, Hayes Form 2, чашка или блюдо с выгнутым краем, украшенным листьями барботина, является прямой копией самосских форм Dr.35 и 36, выполненных в Южной и Центральной Галлии), [50] но со временем сложился особый репертуар ARS.

Африканские фляги и вазы Red Slip, II-IV века нашей эры.

Был широкий выбор блюд и мисок, многие из которых были украшены рулетками или штампами, а также закрытых форм, таких как высокие яйцевидные графины с аппликацией (форма Хейса 171). Амбициозные большие прямоугольные блюда с рельефным декором в центре и по широким краям (Hayes Form 56) явно были вдохновлены украшенными серебряными блюдами IV века, которые были выполнены в прямоугольных и многоугольных формах, а также в традиционной круглой форме. . Декоративные мотивы отражали не только греко-римские традиции Средиземноморья, но , в конечном итоге, возникновение христианства и . Среди марок имеется большое разнообразие монограммных крестов и простых крестов.

[ редактировать ]

Современная керамика

[ редактировать ]

В отличие от археологического использования, в котором термин terra sigillata относится к целому классу керамики, в современном керамическом искусстве «terra sigillata» описывает только водянистую очищенную глину, используемую для облегчения полировки необработанных глиняных поверхностей для создания глянцевых эффектов поверхности. в технике слабого огня, включая примитивную в западном стиле и неглазурованную альтернативную обжиг раку . Terra sigillata также используется в качестве декоративного красителя, наносимого кистью, в технике глазурования керамики при высоких температурах.

В 1906 году немецкий гончар Карл Фишер заново изобрел метод изготовления terra sigillata римского качества и получил патентную защиту для этой процедуры в Kaiserliche Patentamt в Берлине. [51]

Создавая современную землю

[ редактировать ]

Современная terra sigillata получается путем разделения частиц глины на слои по размеру частиц. мелких хлопьев или агрегатов К водянистой смеси глины и водного шликера часто добавляют дефлокулянт, такой как силикат натрия или гексаметафосфат натрия, чтобы облегчить разделение частиц . При ненарушенном осаждении дефлокулированного шликера в прозрачном контейнере эти слои обычно видны в течение 24 часов. Верхний слой — вода, центральный слой — terra sigillata, а нижний слой — ил. Откачивание средних слоев «сига», содержащих мельчайшие частицы глины, дает terra sigillata. Остальные более крупные нижние слои из глинистых частиц отбрасываются.

Terra sigillata обычно наносится кистью или распыляется тонкими слоями на сухую или почти сухую необожженную посуду. Затем посуду полируют мягкой тканью до того, как вода из terra sigillata впитается в пористое тело или с помощью твердого предмета с гладкой поверхностью. Полированную посуду обжигают, часто при более низкой температуре, чем температура обычного бисквита, примерно 900 °C. Более высокие температуры обжига приводят к устранению эффекта полировки, поскольку частицы глины начинают рекристаллизоваться.

Повторное использование римской керамики

[ редактировать ]

С 18 века самосские керамические горшки были найдены в достаточном количестве в море недалеко от Уитстабла и залива Херн , и местные жители использовали их для приготовления пищи. [52] [53]

Лекарственная земля

[ редактировать ]

Древнейшее использование термина terra sigillata относилось к медицинской глине с острова Лемнос . Последний назывался «запечатанным», потому что лепешки из него спрессовывались и штамповались с головой Артемиды . Позже на нем появилась печать османского султана . Особое содержание минералов в этой почве было таково, что в эпоху Возрождения ее считали средством против отравлений, а также общим средством от любых телесных нечистот, и она высоко ценилась как лекарство и лечебный компонент. [ нужна ссылка ]

В 1580 году шахтер по имени Адреас Бертольд путешествовал по Германии, продавая силезскую terra sigillata, сделанную из особой глины, добытой на холмах недалеко от города Стрига, ныне Стшегом , Польша, и переработанной в небольшие таблички. Он пропагандировал его как панацею, эффективную против всех типов ядов и некоторых болезней, включая чуму. Бертольд предложил властям проверить это самостоятельно. В двух случаях врачи, князья и городские руководители проводили испытания с участием собак, которым либо давали яд, а затем противоядие, либо только яд; собаки, получившие противоядие, выжили, а собаки, получившие только яд, умерли. В 1581 году принц испытал противоядие на осужденном преступнике, который выжил. [54]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См., например, «Жерар Морла, керамист, делает копии лепной керамики с сигиллятой для музеев и частных лиц» . Жерар Морла (на французском языке). Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года.
  2. ^ King 1983, стр. 253 (определение) и стр. 183–186.
  3. ^ Робертс, Пол, «Массовое производство римских изысканных изделий», в книге Фристоун, Ян и Геймстер, Дэвид , (ред.) Керамика в процессе создания: мировые керамические традиции , Лондон, 1997, стр. 188–193.
  4. ^ Бордман, стр. 276-77.
  5. ^ Кинг 1983, стр.253. См. также Британский музей.
  6. ^ Значение и этимология «самской посуды» - довольно сложный вопрос, полностью рассмотренный в King 1980. Существует древний авторитет использования слова Samia vasa для описания керамики с полированной поверхностью в литературном использовании (Pliny, Nat. Hist. 35) . , 160), и, вероятно, связан глагол samiare , «полировать». Однако было бы неразумно исключать все возможные исторические связи с островом Самос , хотя, конечно, керамика, известная современным археологам как самосская посуда, не имеет никакого отношения к этому региону. Современная параллель английского термина «китай» может быть подходящей: «китай» относится к классу керамики, который больше не имеет прямой связи со страной, Китаем, но изначально был разработан в рамках европейских попыток имитируют импортированный китайский фарфор XVIII века. Параллель с «китайом» является причиной того, что покойный профессор Эрик Бирли предпочитал использовать строчную букву для слова «самиан». (Birley pers.comm , 1960-е, а также см. Stanfield и Simpson 1958, стр.xxxi, сноска 1).
  7. ^ Как это делают Кинг и Бордман в своих основных текстах.
  8. ^ Драгендорф 1895.
  9. ^ Освальд и Прайс 1920 охватывают основные типологии начала 20 века. В настоящее время эталонной системой для Арретина является Ettler 1990, а для позднеримского материала — Hayes 1972 и 1980.
  10. ^ Закрытые формы: такие формы, как вазы и кувшины/кувшины, которые невозможно изготовить в одной форме, поскольку они имеют профиль набухания, который сужается внутрь от точки наибольшего диаметра. Некоторые большие кувшины были изготовлены в La Graufesenque путем изготовления нижней и верхней чашеобразных частей в формах, а затем соединения их и добавления горлышка. Очевидно, что открытые формы, а именно чаши, которые можно было формовать и извлекать из одной формы, изготавливались быстрее и проще.
  11. ^ Освальд, Феликс и Прайс, Т.Д., Введение в изучение terra sigillata , Лондон, 1920 г.
  12. ^ например, Кнорр 1919; Кнорр 1952; Гермет 1934 г.
  13. ^ Отчеты сайта о немецких фортах в Хальтерне и Хофхайме в начале 20 века включали классификации форм, которые до сих пор используются для форм, отсутствовавших в первоначальном списке Драгендорфа: Loeschcke 1909; Риттерлинг 1913 г.
  14. ^ Webster 1996, стр. 9–12 содержит полезное резюме. Отчет о «большой четверке» см. в Vernhet 1981.
  15. ^ Скиау, П. и др. 2005, стр.006.5.1-6.
  16. ^ Благородный 1965 г.
  17. ^ Хейс 1997, стр. 37-40.
  18. ^ Гарбш 1982, стр.30-33.
  19. ^ Хейс 1997, стр. 40-41: Гарбш 1982, стр. 26-30.
  20. ^ Тайерс 1996, стр. 161–166.
  21. ^ Оксе-Комфорт 1968/2000
  22. ^ Эттлингер, Элизабет : Курсив: Классический период. В: Эттлингер и др. 1990, стр. 4–13; фон Шнурбейн, Зигмар: Экстраитальянское производство. В: Эттлингер и др. 1990, стр. 17-24.
  23. ^ История производства сигиллаты в Италии кратко изложена в Hayes 1997, страницы 41–52.
  24. ^ Вайс, Роберто, Открытие классической античности в эпоху Возрождения (Оксфорд: Блэквелл) 1973:13 и примечание.
  25. ^ Вайс 1973:13, примечание 4.
  26. ^ Фаброни 1841 г.
  27. ^ Лешке 1909 г.
  28. ^ Oxé & Comfort 1968; Oxé & Comfort & Kenrick 2000; Эттлингер и др. 1990.
  29. ^ Портен Паланге 2004; Паланжские ворота 2009.
  30. ^ Оленрот и Шмид 2024.
  31. ^ См. Тайерс 1996, с. 106, рис.90 для карты галльских производственных объектов.
  32. ^ Аткинсон, Д., «Клад самосской посуды из Помпеи», Журнал римских исследований 4 (1914), стр. 26–64.
  33. ^ Джонс 1977, с. 12, пл.II
  34. ^ Украшение «Рулетка»: это правильная текстура поверхности с надрезами, созданная с помощью инструмента с зубчатым колесом ( рулетка ) для нанесения рисунка на чашу до того, как глина затвердеет. Также возможно, что иногда его делали, прижимая инструмент, похожий на лезвие, к сосуду, когда он вращался на колесе, позволяя инструменту дрожать от поверхности глины.
  35. ^ Примеры их можно найти в собственной последовательности типов Гермета, Hermet 1934, табл. 4–5.
  36. ^ Джонс 1977, с. 24: Тайерс, 1996, 113
  37. ^ Основное исследование остается Stanfield & Simpson 1958/1990.
  38. ^ Многие из центрально-галльских типов были впервые нарисованы и классифицированы Дешелеттом в 1904 году. Классификация Освальда (Освальд 1936–7) гораздо полнее, охватывая южные, центральные и восточно-галльские типы, но ее портит низкое качество рисунков.
  39. ^ Стэнфилд и Симпсон 1958, стр. 263–271.
  40. ^ Джонс 1977, стр. 16–17.
  41. ^ Хороший выбор примеров см. в Garbsch 1982, стр. 54–74.
  42. ^ Хульд-Цетше 1972; Хульд-Цетше 1993 г.
  43. ^ Людовичи 1927; Рикен 1942 г.; Рикен и Фишер, 1963 г.
  44. ^ Тайерс 1996, стр. 136–7. Марки были классифицированы в Шене 1941 г. и Хюбенере 1968 г.
  45. ^ Тайерс 1996. стр. 114–116; Халл 1963 г.; Фишер 1969.
  46. ^ Резюме в Hayes 1997, страницы 52–59 иллюстрирует основные формы и описывает характеристики товаров.
  47. ^ Гунневег, Дж., 1980 г., докторская диссертация, Еврейский университет; Гунневег, Перлман и Йеллин, 1983, Происхождение, типология и хронология восточной Terra Sigillata Восточного Средиземноморья , QEDEM 17, Иерусалим, Ahva Press
  48. ^ Поблом, Йернен, «Экология красной керамической посуды Сагалассоса (Юго-Западная Турция»), в книге «Археологические и исторические аспекты западноевропейских обществ: альбом amicorum Андре Ван Дорселер» , выпуск 8 журнала Actaarchaeologica Lovaniensia: Monographiae , 1996, Ed. Марк Лодевейкс, издательство Левенского университета, ISSN   0776-2984 , ISBN   9061867223 , 9789061867227, книги Google
  49. ^ Hayes 1972 и Hayes 1980 являются стандартными справочными изданиями: Hayes 1997, стр. 59–64, содержит краткое изложение.
  50. ^ Хейс 1972, с. 19–20.
  51. ^ Патент №. 206 395, класс 80б, группа 23; по: Хайнл, Рудольф; Семья гончаров Фишеров из Зульцбаха , Зульцбах-Розенберг, 1984 г.; В источнике сообщается о патентах в Великобритании, Франции и США, но без номера патента.
  52. ^ «Римская керамика» . Посетите Кентербери . Городской совет Кентербери . Проверено 15 декабря 2015 г.
  53. ^ Раммель, Кристоф. «Семинар третий: Исследовательское партнерство» . Кафедра археологии Ноттингемского университета . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
  54. ^ Рэнкин, Алиша; Ривест, Джастин (14 июля 2016 г.). «История клинических испытаний: медицина, монополия и досовременное государство - ранние клинические испытания». N Engl J Med . 375 (2): 106–109. дои : 10.1056/NEJMp1605900 . ПМИД   27410921 .
  • Бордман, редактор Джона, Оксфордская история классического искусства , 1993, OUP, ISBN   0-19-814386-9
  • Браун, AC Каталог итальянской Terra-Sigillata в Эшмоловском музее , Оксфорд, 1968 г.
  • де ла Бедуайер, Г., Samian Ware , 1988, ISBN   0-85263-930-9
  • Шене, Ж., Галло-римская керамика из Аргонны IV века и terra sigillata, украшенная колесом, Макон, 1941 г.
  • Дешелетт, Жозеф, Украшенные керамические вазы Римской Галлии , Париж, 1904 г.
  • Драгендорф, Ганс, «Вклад в историю греческой и римской керамики», Боннские ежегодники 96 (1895 г.)
  • Драгендорф Х. и Ватцингер К., Арретинская рельефная керамика , Ройтлинген, 1948 г.
  • Эттлингер, Элизабет и др. , Обзор форм запечатанной земли, выполненных на итальянский манер , Франкфурт и Бонн, 1990 год.
  • Фаброни А., История древних глиняных ваз Ареццо , Ареццо, 1841 г.
  • Фишер, Шарлотта, Мануфактура Terra Sigillata в Зинциге-на-Рейне , Дюссельдорф, 1969 г.
  • Гарбш, Йохен, Терра Сигиллата. Глобальная империя, отраженная в роскошной посуде , Мюнхен, 1982 год.
  • Хартли, Брайан и Дикинсон, Бренда , Имена на terra sigillata: указатель марок и подписей производителей на галло-римской terra sigillata (самосская посуда), Vol. 1 (от A до AXO), Том 2 (от B до CEROTCUS 2008 г.) ISBN   978-1-905670-16-1 и ISBN   978-1-905670-17-8
  • Хейс, Джон В., Позднеримская керамика , Лондон, 1972 г.
  • Хейс, Джон В., Приложение к позднеримской керамике , Лондон, 1980 г.
  • Хейс, Джон В., Справочник по средиземноморской римской керамике , 1997, ISBN   0-7141-2216-5
  • Эрме Ф., Ла Грауфесенк , Париж, 1934 г.
  • Хюбенер, В., «Исследование сигиллаты позднеримского колеса (Argonnensigillata)», Bonn Yearbooks 168 (1968), стр. 241–298.
  • Хульд-Цетше, Ингеборг, Трирский рельеф сигиллата: Мастерская I. Бонн 1972 г.
  • Хульд-Цетше, Ингеборг, Трирский рельеф сигиллата: Мастерская II . Бонн 1993 г.
  • Халл, М.Р., Обжигательные печи римских гончаров в Колчестере, Оксфорд, 1963 г.
  • Джонс, Кэтрин, Арретин и самосская керамика , Лондон, 1971, исправленное изд. 1977 год ISBN   0-7141-1361-1
  • Кинг, Энтони, «Граффито из La Graufesenque и Samia vasa » , Britannia 11 (1980), стр. 139–143.
  • Кинг, Энтони в: Хениг, Мартин (редактор), Справочник римского искусства , Phaidon, 1983, ISBN   0-7148-2214-0
  • Кнорр, Роберт, Гончары и фабрики украшенной терра-сигиллаты первого века , Штутгарт, 1919 г.
  • Кнорр Р., Сосуды Terra sigillata первого века с именами гончаров , Штутгарт, 1952 г.
  • Лешке С., Керамические находки в Хальтерне , Мюнстер, 1909 г.
  • Людовичи В., Каталог V. Марки с именами и изображениями римских гончаров, штампы легионеров на кирпиче, формы сигиллят и других сосудов из моих раскопок в Рейнцаберне 1901-1914 гг . Джокгрим 1927 г.
  • Ноубл, Джозеф В., Техника расписной аттической керамики , Нью-Йорк, 1965 г.
  • Оленрот, Людвиг и Шмид, Себастьян, Итальянская Terra Sigillata с оформлением издания. Каталог мотивов аппликаций , Висбаден 2024, ISBN   978-3-7520-0615-5 .
  • Освальд, Феликс, Указатель марок гончаров на Терра Сигиллата , частное издание, 1931 г.
  • Освальд, Феликс, Указатель типов фигур на Терра Сигиллата , Ливерпуль, 1937–1937 гг.
  • Освальд, Феликс и Прайс, Т.Д., Введение в изучение terra sigillata , Лондон, 1920 г.
  • Оксе, Август и Комфорт, Ховард, Каталог подписей, форм и хронологии итальянской сигиллаты , Бонн, 1968, отредактированный Филипом Кенриком, Бонн, 2000, ISBN   3-7749-3029-5 .
  • Портен Паланге, Франческа Паола, Каталог отличительных мотивов арретинской рельефной керамики , 2 тома, Майнц, 2004 г., ISBN   3-88467-088-3 .
  • Портен Паланж, Франческа Паола, Мастер-классы по арретиновой рельефной керамике , 2 тома, Майнц, 2009 г., ISBN   978-3-88467-124-5 .
  • Рикен, Х. (редактор), Чаши с изображениями римских гончаров Рейнцаберна (доска), Дармштадт, 1942 г. (= Людовичи Cat.VI)
  • Рикен, Х. и Фишер, Шарлотта (ред.) Чаши с изображениями римских гончаров Рейнцаберна (текст), Бонн, 1963 г. (= Людовичи Cat.VI)
  • Риттерлинг, Э., «Ранний римский лагерь возле Хофхайма-им-Таунуса», Анналы Ассоциации археологии Нассау , 40, Висбаден, 1913 г.
  • Робертс, Пол, «Массовое производство римских изысканных изделий», в книге Яна Фристоуна и Дэвида Геймстера, « Керамика в процессе создания: мировые керамические традиции» , Лондон, 1997, стр. 188–193. ISBN   0-7141-1782-X
  • Скиау П., Реле С., Кихн Ю. и Рукау К., «Роль микроструктуры и состава в блестящей красной глине римской керамики Terra Sigillata из Южной Галлии», Mater.Res.Soc.Proc. , Том 852, 006.5.1-6, 2005 г.
  • Стэнфилд, Дж., и Симпсон, Грейс, Центральные галльские гончары , Лондон, 1958: исправленное издание, Les potiers de la Gaule Centrale , Gonfaron, 1990.
  • Тайерс, Пол, Римская керамика в Великобритании , Лондон, 1996 г. ISBN   0-7134-7412-2
  • Вернет, А., Un Fur de la Graufesenque (Аверон): la cuisson des vases sigillés , Gallia 39 (1981), стр. 25–43
  • Вебстер, Питер, римская самосская керамика в Великобритании , Йорк, 1996 г. ISBN   1-872414-56-7

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хейс, Джон В. 1972. Позднеримская керамика. Лондон: Британская школа в Риме.
  • Хейс, Джон В. 1997. Справочник по средиземноморской римской керамике. Норман: Университет Оклахомы Пресс.
  • Пикок, ДПС 1982. Керамика в римском мире: этноархеологический подход. Лондон: Лонгман.
  • Пенья, Дж. Теодор. 2007. Римская керамика в археологических записях. Кембридж (Великобритания): Издательство Кембриджского университета.
  • Робинсон, Генри Шредер. 1959. Керамика римского периода: хронология. Принстон, Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7b1bdb777526f62274fd2cc7bc84efa__1716188400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/fa/a7b1bdb777526f62274fd2cc7bc84efa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Terra sigillata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)