Международный туристический вызов 1929 г.

Challenge 1929 — первое FAI Международное соревнование туристических самолетов ( фр . Challenge International de Tourisme ), которое проходило с 4 по 16 августа 1929 года в Париже, Франция. Четыре вызова, проходившие с 1929 по 1934 год, были крупными авиационными событиями в довоенной Европе.

Обзор
[ редактировать ]Конкурс был задуман Аэро-клубом Франции по мотивам Международного конкурса легких самолетов, проходившего во Франции в 1928 году . Идея конкурса туристических самолетов была одобрена ФАИ, и первый конкурс должны были организовать французы.

Конкурс открылся 4 августа 1929 года в Париже. Он состоял из двух частей: технических испытаний самолетов и ралли над Европой. Поскольку одной из целей конкурса было добиться прогресса в авиастроении, это были не только соревнования пилотов, но и технические испытания, включавшие также оценку конструкции для создания более совершенных туристических самолетов.

В 1929 году в конкурсе приняли участие 55 самолетов из шести стран: Германии (24 экипажа), Италии (12 экипажей), Франции (9 экипажей), Великобритании (5 экипажей), Чехословакии (3 экипажа) и Швейцарии (2 экипажа). В некоторых командах были и иностранные авиаторы, например, в немецкой команде был канадец Джон Карберри, летавший на немецком самолете РК-25; во французской сборной было два бельгийца. Среди британской команды была одна женщина Уинифред Спунер (вторая, леди Мэри Бэйли , в итоге вылетела на ралли вне соревнований). Все самолеты летали с экипажем из двух человек: пилот и пассажир или механик.

Самолет
[ редактировать ]В конкурсе участвовали популярные спортивные самолеты конца двадцатых годов, такие как de Havilland Gipsy Moth (DH-60G), который был основным самолетом британской команды. Эти самолеты имели в основном открытые кабины, имели низкопланную, высокопланную или бипланную компоновку. В отличие от последующих лет, самолетов специально для соревнований Challenge не строилось, только самолет «Антилопа» чешской авиакомпании Avia BH-11 B был улучшен за счет добавления складных крыльев. Все самолеты конкурса имели неубирающееся шасси и не имели механизации крыла. Самыми многочисленными были немецкие BFW M.23b (9 самолетов) и Klemm (6 моделей L.25 Ia , в том числе 2 у швейцарской команды, и 2 модели L.26). BFW и Klemms представляли собой деревянные низкопланы с открытой двухместной тандемной кабиной.

Технические испытания
[ редактировать ]
Первой частью конкурса были технические испытания, которые начались 4 августа. В отличие от следующих испытаний, оно не было слишком сложным и состояло только из технической оценки, теста быстрого запуска двигателя, теста быстрого складывания крыла и испытания расхода топлива.

Первым была техническая оценка конструкции конкурирующих самолетов. Такие особенности, как двойное управление, богатый набор органов управления, колесные тормоза, устройства пожарной безопасности и место для парашютов , могли принести до 18 баллов. Больше всего очков получили итальянские Breda Ba-15 (11,75 против 12 очков) и немецкие цельнометаллические Junkers A50 (11,75 очков). Очень хороший результат 11,25 балла получили также итальянские Fiat AS.1 и Romeo Ro-5 . Немецким BFW M.23b дали всего 9,5 баллов, DH-60 — от 9,5 до 10,5 баллов, а самый низкий результат составил 8 баллов ( Caudron C.113 ).

После испытаний на быстрое складывание крыльев и быстрый запуск двигателя лидером классификации стал чех Йозеф Новак на биплане Aero A.34 с результатом 17,5 баллов. За ним шли трое итальянцев на бипланах Romeo Ro-5 (17,25 балла), затем остальные. Лучший немецкий пилот Вольф Хирт имел 16,25 очков (12 место, Клемм L.25 ), но у большинства немцев было на несколько очков меньше. Некоторые самолеты были инвалидами, не имевшими складывающихся крыльев. Некоторые экипажи завершили испытание складывания крыльев 6 августа.

Последним был тест расхода топлива на замкнутой трассе 6 x 50 км 5 августа. Это могло принести до 20 баллов. Лучший результат показал немец Йоханнес Неринг на биплане Darmstadt D-18 (18,5 баллов), затем швейцарец Ганс Вирт (Klemm L.25), три немецких Юнкерса А50 и два чешских Avia BH-11 с результатом 15-17. оч. Немецкие Клеммы также хорошо справились с этим испытанием, набрав 12-14,5 очков.
Исследование расхода топлива изменило общий порядок классификации. В тройку лидеров с 32 очками вошли Йоханнес Неринг (Дармштадт D-18), швейцарец Ханс Вирт (Клемм L.25) и чех Франтишек Клепш (BH-11). Далее места, с 4-го по 10-е, занял немецкий экипаж Клеммса и Юнкерса с 29,5 - 30,5 очка, лучшим из них был Роберт Люссер. Лучший англичанин Хьюберт Броуд оказался на 15-м месте, а Уинифред Спунер — на 25-м месте (22,5 очка). Немецкий BFW M.23b занимал неудачные позиции, лучший результат BFW составил 25 очков, а Фриц Морзик на BFW набрал всего 19,5 очков, что дало ему 30-е место. Джон Карберри на немецком RK-25 занял последнее 47-е место, набрав всего 12 очков. Разница в баллах была невысокой, но в следующей части соревнований ее было нелегко выровнять.

Лучшие результаты технических испытаний: | ||||
---|---|---|---|---|
Пилот | страна | самолет | очки | |
1-3. | Йоханнес Неринг | ![]() |
Дармштадт D-18 | - 32.5 |
1-3. | Ганс Вирт | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | - 32.5 |
1-3. | Франтишек Клепш | ![]() |
Авиа БН-11 | - 32.5 |
4. | Роберт Люссер | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | - 30.5 |
5-6. | Вальдемар Рёдер | ![]() |
Юнкерс А.50 | - 30.25 |
5-6. | Рейнхольд Посс | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | - 30.25 |
7. | Фридрих Зибель | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | - 30 |
8. | Иоганн Риштикс | ![]() |
Юнкерс А 50 | - 29.75 |
9-10. | Вольф Хирт | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | - 29.5 |
9-10. | Франц Кнеер | ![]() |
Юнкерс А.50 | - 29.5 |
11. | Вацлав Влчек | ![]() |
Авиа БН-11 | - 29 |
12. | Федерико Гуазетти | ![]() |
Ромео Ро-5 | - 28.5 |
13. | Ф. Кирш | ![]() |
Зажим L.26 | - 27.75 |
14. | Марио Стоппани | ![]() |
НЕ МОЖЮ 26 | - 27.25 |
15. | Хьюберт Броуд | ![]() |
ДХ-60 | - 26.25 |
Восемь экипажей выбыли из технических испытаний, в основном из-за неисправностей двигателей во время последних испытаний. Не выдержав испытаний на расход топлива, немецкий Arado L.1 был разбит его конструктором Х. Хоффманном при попытке продемонстрировать фигуры высшего пилотажа над аэродромом.
Митинг вокруг Европы
[ редактировать ]Второй частью соревнований стало ралли длиной 5942 км по Европе по маршруту: Париж – Базиль – Генуя – Лион – Марсель – Сен-Рафаэль – Турин – Милан – Венеция – Загреб – Белград – Бухарест – Турну Северин – Будапешт – Вена – Брно – Прага – Вроцлав (Бреслау) – Варшава – Познань – Берлин – Гамбург – Амстердам – Брюссель – Париж . Основными маршрутными точками были: Белград, Варшава и Париж. Это был не просто ралли, а скорее проверка возможностей самолетов на таком длинном пути. Важными факторами были: сохранение хорошей крейсерской скорости, регулярность полетов (прохождение не менее 1 этапа в день и ночевки на назначенных аэродромах), отсутствие капитального ремонта. Максимальное количество очков, которое можно было получить в ралли, составило 119 (70 за крейсерскую скорость, 35 за регулярность, 14 за надежность).
Митинг начался в 9 часов утра 7 августа с аэродрома Орли в Париже. Во время старта выбыли два экипажа, в том числе чех Йозеф Новак, летавший на Aero A.34 , у которого отказал двигатель, и самолет перевернулся при крушении. Хотя максимальная скорость не имела значения, большинство экипажей старались изо всех сил, и группа из девяти самых быстрых экипажей достигла Белграда ровно в полдень 8 августа. Среди них были: Хуберт Броуд , Уинифред Спунер , Франтишек Клепш (Avia BH-11). , Йоханнес Неринг (D-18), Раймон Дельмотт ( Кодрон C.191 ) и Джон Карберри (RK-25). Эта группа лидировала и на ближайших аэродромах. Другими группами были пять немецких экипажей с Фрицем Морзиком (BFW M.23b) и две группы итальянцев; большинство других экипажей летали отдельно. Некоторые экипажи сошли с пути, в основном из-за неисправностей и незапланированных посадок.
9 августа, начиная с 9 часов утра, большая часть экипажей вылетела из Белграда, хотя некоторые экипажи еще не достигли этой точки. 11 августа передовая группа вылетела из Брно и достигла Варшавы . По пути в Познань Йоханнес Неринг был вынужден приземлиться и повредил свой Darmstadt D-18, одну из самых быстрых машин соревнований. Выбыли и некоторые другие экипажи.
Поскольку участникам не разрешили приземлиться в Париже до 15:00 14 августа, ведущая группа вылетела из Брюсселя и пролетела над аэродромом Орли за несколько минут до 15:00. Через несколько минут, когда жюри приступило к работе, в Париже приземлились 19 самолетов. Первым землю коснулся итальянец Батиста Боталла на Fiat AS.1. В этот день прибыли еще четыре экипажа. 15 августа финишировали три экипажа, а на следующий день – оставшиеся. Ралли завершил лишь 31 экипаж из 47.
Максимальных за ралли 119 очков набрали только два экипажа: немец Фриц Морзик (BFW M.23b) и канадец Джон Карберри (RK-25). Следующий результат — 109 очков у Хьюберта Броуда (DH-60G). Хорошие результаты, 99-104 балла, получили пять итальянских экипажей, летавших в группе. Победители технических испытаний набрали за гонку меньше очков, занимая дальнейшие позиции (Роберт Люссер - 97,75 очка, Франтишек Клепш - 94 очка, Ханс Вирт - 81,75 очка).
Лучшие результаты ралли: | ||||
---|---|---|---|---|
Пилот | страна | самолет | очки | |
1. | Фриц Морзик | ![]() |
БФВ М.23б | - 119 баллов |
2. | Джон Карберри | ![]() |
Прямой РК-25 | - 119 баллов |
3. | Хьюберт Броуд | ![]() |
ДХ-60 | - 109 баллов |
4. | Волк из Дангерна | ![]() |
БФВ М.23б | - 106,5 баллов |
5. | Умберто Джельметти | ![]() |
Ромео Ро-5 | - 104 балла |
6. | Федерико Гуазетти | ![]() |
Ромео Ро-5 | - 99 баллов |
7. | Уинифред Спунер | ![]() |
ДХ-60 | - 99 баллов |
8. | Густаво Кастальдо | ![]() |
Ромео Ро-5 | - 99 баллов |
9. | Франческо Ломбарди | ![]() |
Фиат АС.1 | - 99 баллов |
10. | Батиста Ботталла | ![]() |
Фиат АС.1 | - 99 баллов |
Результаты
[ редактировать ]После митинга 16 августа состоялась церемония закрытия. После подсчета очков первое место досталось немцу Фрицу Морзику . Второе место занял Хьюберт Броуд .
10 лучших результатов конкурса | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пилот | страна | самолет | регистрация / стартовый номер |
очки: технические + ралли | = всего | |
1. | Фриц Морзик | ![]() |
БФВ М.23б | Д-1673/А4 | 19.5 + 119 | 138.5 |
2. | Хьюберт Броуд | ![]() |
ДХ-60Г | Г-ААХС/H5 | 26.25 + 109 | 135.25 |
3. | Джон Карберри | ![]() ![]() |
Прямой РК-25 | Д-1701/Б3 | 12 + 119 | 131 |
4. | Роберт Люссер | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | Д-1714/С2 | 30.5 + 97.75 | 128.25 |
5. | Федерико Гуазетти | ![]() |
Ромео Ро-5 | ? / M3 | 28.25 + 99 | 127.25 |
6. | Волк из Дангерна | ![]() |
БФВ М.23б | Д-1674/А3 | 20.25 + 106.5 | 126.75 |
7. | Франтишек Клепш | ![]() |
Авиа БН-11 | БАБГ / Т1 | 32.5 + 94 | 126.5 |
8. | Густаво Кастальдо | ![]() |
Ромео Ро-5 | I-IACE/M2 | 25.25 + 99 | 124.25 |
9. | Умберто Джельметти | ![]() |
Ромео Ро-5 | ? / М1 | 18 + 104 | 122 |
10. | Уинифред Спунер | ![]() |
ДХ-60Г | Г-АААЛ/H6 | 22.5 + 99 | 121.5 |
Некоторые другие результаты | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пилот | страна | самолет | регистрация / стартовый номер |
очки: технические + ралли | = всего (примечания) | |
11. | Вальдемар Рёдер | ![]() |
Юнкерс А50бе | Д-1683/Д5 | 30.25 + 90.25 | 120.5 |
12. | Карло Бенасатти | ![]() |
Ромео Ро-5 | Я-ФАРО / К8 | 19.25 + ? | 117.75? |
13. | Франческо Ломбарди | ![]() |
Фиат АС.1 | ? / К3 | 18.5 + 99 | 117.5 |
14. | Батиста Ботталла | ![]() |
Фиат АС.1 | ? / К4 | 18 + 99 | 117 |
15/16. | Ганс Вирт | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | ? /S2 | 32.5 + 81.75 | 114,25 (лучший швейцарец) |
15/16. | Рейнхольд Посс | ![]() |
Клемм Л.25 Иа | Д-1713/С6 | 30.25 + 84 | 114.25 |
22. | М. Вайс | ![]() |
Ход 36 | Ф-АЙГТ/Ф5 | 23.75 + 74.75 | 98,5 (лучший французский) |
26. | Морис Финат | ![]() |
Ход 36 | Ф-AJGW/F6 | 18.50 + 72.75 | 91.25 |
27. | Вернер Юнк | ![]() |
Альбатрос Л 82б | Д-1706/Б9 | 25.25 + 64.75 | 90 |
28. | Раймонд Дельмотт | ![]() |
Кодрон C.191 | Ф-AJGH/E7 | 12.75 + 72.75 | 85.5 |
31. | Жак Маус | ![]() |
Святой Юбер G.1 | ОО-АКЫ / H2 | 18 + 54.5 | 72,5 (лучший бельгиец (в сборной Франции), последний классифицированный участник) |
Первый приз в конкурсе составил 100 000 французских франков , 2-й - 50 000 французских франков, 3-й - 25 000 французских франков, еще 16 экипажей получили по 7 350 французских франков.
Соревнование имело успех в Германии, включая Джона Карберри, но только 12 из 24 немецких экипажей завершили соревнование. Очень хороший результат добилась итальянская команда – финишировали 9 экипажей из 12, причем на хороших местах.
Благодаря победе Германии следующий Challenge 1930 был организован в Германии. Новые правила 1930 года уделяли больше внимания технической части и требовали более совершенных самолетов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- Мариан Кшижан: «Международные авиационные турниры 1929-1934 гг.», Варшава, 1988 г., ISBN 83-206-0637-3 (польский язык)