Часы Людовика XII

Часы Людовика XII ( французский : Livre d'heures de Louis XII ) были иллюминированной рукописной книгой часов, созданной Жаном Бурдишоном для Людовика XII во Франции . Оно было начато в 1498 или 1499 году, когда королю было 36 лет, что указано под его портретом; он стал королем 7 апреля 1498 года. [1] Книга попала в Англию, где была разбита на части около 1700 года. Сейчас сохранились только ее части – всего шестнадцать полностраничных миниатюрных картин (четыре — страницы календаря), два листа текста и пятьдесят один лист текста, переплетенный неправильно. заказ в виде тонкого томика (последний в Британской библиотеке с 1757 г.). [2]
Страницы с миниатюрами сейчас находятся в Музее Гетти (3), Свободной библиотеке Филадельфии (4 страницы календаря), Британской библиотеке (3 плюс большинство страниц с текстом), а также по одной в: Национальной библиотеке Шотландии , Музее Мармоттан в Париже, Бристольский городской музей и художественная галерея , Музей Виктории и Альберта , Лувр и частная коллекция в Лондоне. [3] Все, кроме одного, были воссоединены для выставки в 2005–2006 годах в Музее Гетти и Музее Виктории и Альберта . [4]

Джанет Бэкхаус из Британской библиотеки впервые предположила в 1973 году, что три миниатюры и переплетенные страницы текста в библиотеке были частью крупной рукописи, которая также содержала четыре другие миниатюры, которые только недавно появились на поверхности. Постепенно были идентифицированы новые миниатюры. [5] а некоторые приобретены Музеем Гетти, Лувром и Музеем Виктории и Альберта. [6]
По сравнению с другими часами, элементы, которые до сих пор отсутствуют и/или неопознаны, составляют, вероятно, около 13 полностраничных миниатюр, 8 страниц календаря и многочисленные страницы текста. [7] За последние десятилетия стало известно несколько страниц, и, возможно, появятся новые. [8] Grandes Heures Анны Бретонской , королевы Людовика, также освещенной Жаном Бурдишоном, дают сравнение, хотя это немного позже, между 1503 и 1508 годами, и в еще более грандиозном масштабе. [9]
Описание
[ редактировать ]
Размер страницы 10 3/4 на 7 + 1 ⁄ . дюйма На текстовых страницах есть панель с «четко нарисованными» цветами и насекомыми, а также цветной орнамент из аканта , идущий сбоку от текста. Растения нарисованы несколько реалистично, но в меньшей степени, чем в часах королевы, которые отличаются большим количеством изображенных различных растений. Натурализм несколько снижается из-за того, что ярко окрашенные листья аканта изображаются как часть любого изображенного растения, а насекомые не очень натуралистичны. Инициалы, начинающие линию, имеют формализованный цветочный декор, а линии-заполнители представляют собой смесь геометрического декора и распускающихся ветвей. [10] На странице всего 18 строк текста, поэтому поля остаются просторными, особенно внизу страницы. На оборотной стороне миниатюр имеются текстовые страницы, а характерная форма бордюра подтверждает, какие именно миниатюры принадлежат книге. [11] Полностраничные миниатюры, за исключением календаря, помещены в фиктивные рамки, однотонные со скосом , окрашенные в натуралистическом стиле под позолоченное дерево. Текст, начертанный внизу рамок большинства миниатюр, является началом следующего текстового раздела, продолжающегося по всей странице. [12]
Стандартное расположение часослова, хотя и несколько изменчивое, позволяет с некоторой уверенностью реконструировать последовательность исходного тома, чему способствуют тексты внизу и оборотные стороны миниатюрных страниц. [13] календарь, показывающий астрологический знак Зодиака на этот месяц и соответствующий подвиг месяца За открытием портрета должен был следовать . Каждый месяц имеет лицевую и оборотную стороны одного листа. Каждый день имеет название праздника святого, чередующееся красными и синими чернилами, а самый важный - золотым. Из четырех известных сейчас месяцев февраль изображает мужчину средних лет, собирающегося пообедать в «буржуазном комфорте», июнь — косилку с косой и точильным камнем за поясом, август — рабочего, просеивающего зерно в сарае, и сентябрь — мужчину. вытаптывание винограда для виноделия . [14]
Миниатюра святого Луки Богослова, пишущего свое Евангелие (сейчас находится в Эдинбурге), вероятно, была одним из четырех портретов евангелистов, представляющих в тексте отрывки из каждого Евангелия, что нередко встречается в часах. Следующей из сохранившихся миниатюр, вероятно, было « Предательство Христа» (Музей Мармоттан), представляющее «Страсти по Иоанну», хотя расположение этого раздела варьируется. Сохранились шесть из девяти страниц цикла «Младенчество Христа» из жизни Богородицы . Это было бы с текстом «Часов Богородицы». Благовещение должно было располагаться на двух страницах разворота, из которых Богородица справа находится в Британской библиотеке, а архангел Гавриил слева отсутствует. [15]
Остальные миниатюры представляли бы другие разделы текста: Пятидесятница (Британская библиотека) «Короткие часы Святого Духа»; Купание Вирсавии (Музей Гетти) Покаянные псалмы ; Работа на помойке (Британская библиотека) « Кабинет мертвых» . [16]
Провенанс
[ редактировать ]Не существует документальных свидетельств всей книги до того, как она была разбита на части, но это не является чем-то необычным для рукописи того периода, даже такой грандиозной; Фактически, из многих книг Бурдишона только «Великие часы Анны Бретани» имеют современную документацию. [17] Переплетенный текстовый том был известен как «Часы Генриха VII» ( Henry VII of England ), по латинской надписи на корешке переплета XIX века, до появления дарственной миниатюры с изображением Людовика XII, подтверждающей Исследования Бэкхауса. Нынешний переплет, вероятно, последовал за более ранним, поскольку это происхождение указано в книге Томаса Фрогналла Дибдина 1817 года . [18]
Было высказано предположение, что книга могла быть передана или взята младшей дочерью Генриха Марией Тюдор, королевой Франции , которая была третьей женой Людовика. Людовик умер в первый день Нового 1515 года, менее чем через три месяца после свадьбы. Известно, что Мария привезла из Франции еще один прекрасный часослов, который позже подарила своему брату Генриху VIII . [19]
Во всяком случае, книга находилась в Англии, когда она была распродана около 1700 года, когда автор дневников Сэмюэл Пепис собрал альбомы с образцами каллиграфии , которые он завещал Колледжу Магдалины в Кембридже , где они и остаются. К ним относится часть текстовой страницы. Другой фрагмент был помещен в альбом антикваром и торговцем Джоном Бэгфордом , который вполне мог быть тем человеком, который разбил рукопись. Это произведение прошло через Харлианскую библиотеку в Британскую библиотеку. Переплетенный том текстовых страниц является частью Королевских рукописей Британской библиотеки , подаренных Георгом III в 1757 году. Но его нет в каталоге королевской библиотеки, составленном в 1734 году, поэтому, вероятно, он был приобретен после этого Георгом II. [20]
в коллекции Уильяма Бекфорда Две облицовочные миниатюры были замечены Ваагеном в 1835 году и, вероятно , продавались из коллекции в 1848 году. Одна из них - посвященный портрет Людовика (ныне Музей Гетти), а облицовочная миниатюра Девы Марии - теперь отсутствует. Страница с портретом снова была замечена Ваагеном в 1850 году в коллекции политика Анри Лабушера, 1-го барона Тонтона . После продажи его семьей в 1920 году он был куплен бароном Эдмондом Джеймсом де Ротшильдом , позже был конфискован нацистскими оккупантами и возвращен после Второй мировой войны. [21] В XX веке она была знакома специалистам по черно-белым фотографиям, но не была замечена публике в период с 1946 года (выставка в Париже) до продажи Гетти в 2003 году. [22] Вероятно, с него начиналась рукопись, как и его эквивалент в «Великих часах Анны Бретонской». [23]
Три миниатюры в Британской библиотеке были куплены ( Британским музеем ) вместе с коллекцией Джона Малкольма Полталлоха , который приобрел их между 1891 годом и своей смертью в 1893 году. [24] Четыре страницы календаря, которые сейчас находятся в Филадельфии, были выставлены на продажу лондонским книготорговцем в 1917 году и куплены Джоном Фредериком Льюисом, не художником, а юристом из Филадельфии, чья вдова передала его коллекцию Свободной библиотеке Филадельфии. Впервые они были связаны с остальными в 2001 году. [25] Все остальные миниатюры появились в Англии, за исключением, возможно, одной из Музея Мармоттана, которая находилась в коллекции торговца и коллекционера Жоржа Вильденштейна (1892–1963). Перед своей смертью в 2004 году дилер и коллекционер Бернард Х. Бреслауер собрал группу из четырех человек, которая теперь снова разделилась (две принадлежат Гетти, плюс Лувр и частная коллекция). [26]
- Страница календаря на февраль с Рыбами , Филадельфия
- Страница календаря августа с Девой , Филадельфией
- Купание Вирсавии , Музей Гетти
- Работа на помойке , Британская библиотека
- Богородица Благовещения , Британская библиотека.
- Презентация в храме , Музей Гетти
- Текстовая страница (подробно), Британская библиотека
- Текстовая страница, Британская библиотека
- Текстовая страница, Британская библиотека
Примечания
[ редактировать ]- ^ Крейн и Эванс, 43 года.
- ^ Крен и Эванс, xi
- ^ Крен и Эванс, раздел «Тарелки».
- ^ Крен и Эванс, xi; Виктория и Альберта
- ^ Крен и Эванс, 18, примечание 5 дает более подробную информацию; Виктория и Альберта
- ^ Крен и Эванс, xi, 1
- ^ Крен и Эванс, 1; возможная полная программа иллюстраций изложена в Приложении А, стр. 91–95.
- ^ Крейн и Эванс, 88 лет.
- ^ Крейн и Эванс, 2–3, 15–18.
- ^ Крейн и Эванс, 10
- ^ Крейн и Эванс, 11–12.
- ^ Крейн и Эванс, 16 лет.
- ^ Крен и Эванс, Приложение A; Полная иллюстрированная последовательность статей во французской Википедии [ циклическая ссылка ]
- ^ Крейн и Эванс, 10–11.
- ^ Крейн и Эванс, 13 лет.
- ^ Крейн и Эванс, 14–15.
- ^ Виктория и Альберта
- ^ Крейн и Эванс, 81–82.
- ^ Крейн и Эванс, 81 год.
- ^ Крейн и Эванс, 81–82.
- ^ Крейн и Эванс, 82–84.
- ^ Крейн и Эванс, 1, 84.
- ^ Крейн и Эванс, 6–7.
- ^ Крейн и Эванс, 84–85.
- ^ Крейн и Эванс, 85 лет.
- ^ Kren & Evans, 85–87; V&A
Ссылки
[ редактировать ]
- Крен, Томас и Эванс, Марк Л. (редакторы), Реконструированный шедевр: Часы Людовика XII , 2005, Getty Publications, ISBN 0892368292 , 9780892368297 (полностью онлайн)
- «ВиА» «Часослов Людовика XII» , Музей Виктории и Альберта.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ](Подробнее см. также в статье V&A)
- Бэкхаус, Джанет, «Часы Генриха VII» Бурдишона», в Ежеквартальном вестнике Британского музея , XXXVII, 1973, стр. 95–102.
- Бэкхаус, Джанет, «Часы Генриха VII» в книге Томаса Крена (редактор), « Живопись эпохи Возрождения в рукописях: Сокровища Британской библиотеки» , каталог выставки, Нью-Йорк, 1983, стр. 163–168.
- Франсуа Авриль и Николь Рейно, Рукописи живописи во Франции: 1440–1520 , 1993, Flammarion & Bibliothèque nationale de France, ISBN 2-08-012176-6 , стр. 294–296.
- Франсуа Авриль, Николь Рейно и Доминик Корделье (редакторы), Les Illuminations du Louvre, Средневековье и Возрождение , издания Hazan & Louvre, 2011, ISBN 978-2-75410-569-9 , стр. 186–192.