КС-Х
Программа КС-Х | |
---|---|
![]() Boeing KC-46 Pegasus , победитель программы KC-X | |
Общая информация | |
Проект для | заправщик в воздухе Самолет- |
Выдан | ВВС США |
Предложения | Аэробус А330 МРТТ Боинг КС-767 Антонов Ан-112КС |
Прототипы | Боинг КС-767 Аэробус А330 МРТТ |
История | |
Завершено | 2011 |
Исход | Раунд 1: EADS/Northrop Grumman KC-45 выбран для производства, но результат опротестован. Раунд 2: Boeing KC-46 Pegasus выбран для производства, протестов нет |
Предшественники | Коммерческий вариант самолета-заправщика |
KC-X — это программа ВВС США (USAF) по закупке следующего поколения самолетов- заправщиков для замены некоторых из их старых самолетов Boeing KC-135 Stratotankers . Конкурс проводился на контракт на производство 179 новых танкеров оценочной стоимостью 35 миллиардов долларов США. Двумя претендентами на замену самолета KC-135 были Boeing и EADS после исключения US Aerospace, Inc. из процесса торгов. [ 1 ]
Программа KC-X последовала за более ранними попытками ВВС США закупить новый танкер. Согласно плану 2002 года ВВС США арендовали заправщики Boeing KC-767 , за которым последовала модификация 2003 года, согласно которой ВВС США закупили большую часть самолетов KC-767 и сдали в аренду еще несколько из них. Расследование коррупции выявило нарушения при заключении контракта, и в 2005 году контракт был расторгнут, что подготовило почву для программы KC-X.
ВВС США опубликовали запрос предложений KC-X в январе 2007 года. [ 2 ] затем в феврале 2008 года выбрал команду Northrop Grumman/EADS и их заправщики Airbus A330 MRTT . [ 3 ] США В июне 2008 года Счетная палата правительства поддержала протест компании Boeing по поводу присуждения контракта. [ 4 ] [ 5 ] В июле 2008 года Министерство обороны США возобновило тендерный процесс. [ 6 ] но отменил предложение KC-X в сентябре 2008 года. [ 7 ] В сентябре 2009 года ВВС США начали первые шаги по приему новых заявок. [ 8 ] В марте 2010 года Northrop Grumman объявила о выходе из тендерного процесса. [ 9 ] Несмотря на отказ Northrop Grumman, EADS решила остаться в продолжающемся конкурсе в одиночку. [ 10 ] ВВС выбрали заявку Boeing на KC-46 . 24 февраля 2011 года [ 11 ]
Фон
[ редактировать ]Первоначальный план заключался в аренде танкеров Boeing KC-767 на условиях единственного источника; Boeing — единственная американская компания, обладающая необходимыми промышленными возможностями для производства крупнофюзеляжных самолетов. В качестве такого КС-767 был выбран в 2002 году. [ 12 ] В 2003 году компания Boeing получила контракт на 20 миллиардов долларов США на аренду танкеров KC-767 для замены KC-135.
Во главе с сенатором Джоном Маккейном несколько руководителей правительства США протестовали против договора аренды, назвав его расточительным и проблематичным. В ответ на протесты в ноябре 2003 года ВВС пришли к компромиссу, согласно которому закупят 80 самолетов KC-767 и возьмут в аренду еще 20. [ 13 ]
Однако в декабре 2003 года Пентагон объявил, что проект будет заморожен, поскольку было начато расследование обвинений в коррупции со стороны одного из его бывших сотрудников по закупкам, Дарлин Друюн (перешедшей в Boeing в январе 2003 года). Друюн признала себя виновной в уголовных правонарушениях и была приговорена к девяти месяцам тюремного заключения за «ведение переговоров о работе с Boeing в то же время, когда она участвовала в заключении контрактов с компанией». [ 14 ] Дополнительные последствия включали увольнение финансового директора Майкла М. Сирса , который был приговорен к четырем месяцам тюремного заключения. [ 15 ] отставка генерального директора Boeing Филипа М. Кондита , [ 16 ] [ 17 ] и Boeing выплатили штрафы на сумму 615 миллионов долларов. [ 18 ] В январе 2006 года договор аренды был официально расторгнут. [ 19 ]
Предложения
[ редактировать ]Начальный конкурс
[ редактировать ]Затем ВВС США начали программу замены танкеров KC-X . Министерство обороны опубликовало запрос предложений 30 января 2007 года. [ 2 ] Основными требованиями ВВС США являются «выгрузка топлива и дальность полета, по крайней мере такая же, как у KC-135», возможность воздушных перевозок, возможность заправляться топливом в полете и возможность многоточечной дозаправки. [ 2 ]
Два производителя выразили заинтересованность в производстве этого самолета. Команда Northrop Grumman и EADS / Airbus предложила версию Airbus A330 Multi Role Tanker Transport (MRTT) , основанную на Airbus A330-200 . [ 20 ] Boeing предложил версию KC-767 , основанную на Boeing 767 . [ 21 ] Газета Seattle Times прокомментировала предварительные проекты в феврале 2007 года: «Northrop рассматривалась как аутсайдер, у нее более тяжелый и менее экономичный самолет. Максимальный запас топлива у танкера Airbus составит 200 000 фунтов. Представитель Northrop Рэнди Белоте заявил, что К-30 компании Northrop будет иметь запас топлива примерно на 20 процентов». [ 22 ]
Оба конкурента представили свои предложения по танкерам до крайнего срока 12 апреля 2007 года. [ 23 ] [ 24 ] В сентябре 2007 года ВВС США сочли невозможным создание смешанного парка новых танкеров Boeing и Northrop Grumman из-за увеличения затрат из-за ежегодной покупки ограниченного количества двух типов. [ 25 ] В декабре 2007 года было объявлено, что танкер KC-X получит обозначение KC-45A независимо от того, какой проект победит в конкурсе. [ 26 ] Министерство обороны ожидало, что KC-45A начнет поступать на вооружение в 2013 году. [ 27 ]
3 января 2008 года конкуренты представили окончательные редакции своих предложений ВВС США. [ 28 ] 29 февраля 2008 года Министерство обороны объявило о выборе KC-30 компании Northrop Grumman/EADS. [ 29 ]
11 марта 2008 года компания Boeing подала протест в Счетную палату правительства (GAO) по поводу присуждения контракта команде Northrop Grumman/EADS. Компания Boeing заявила, что существуют определенные аспекты процесса оценки ВВС США, которые дали ей основание для подачи апелляции. [ 30 ] [ 31 ] Протест был поддержан 18 июня 2008 года GAO, которое рекомендовало ВВС перезаключить контракт. [ 4 ] [ 5 ]
Ускоренное повторное соревнование
[ редактировать ]9 июля 2008 года министр обороны Роберт Гейтс объявил контракт на танкер на «ускоренный повторный конкурс», причем за процесс отбора отвечал заместитель министра обороны Джон Янг , а не ВВС. [ 6 ] Проект пересмотренного ЗП был предоставлен подрядчикам 6 августа 2008 г. для комментариев, а доработка пересмотренного ЗП должна быть завершена к середине августа. Предложения должны были быть представлены в октябре 2008 года, а отбор должен был быть завершен к концу 2008 года. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] В середине августа появились слухи, что Boeing рассматривает возможность отказа от предложения. [ 35 ] 21 августа 2008 года компания Boeing запросила у Министерства обороны еще четыре месяца, чтобы представить предложение, посвященное более крупному самолету. [ 36 ] но они выступили против дальнейшей задержки. [ 37 ] Затем, 10 сентября 2008 года, министр обороны Роберт Гейтс решил, что новый конкурс не может быть завершен до конца 2008 года. офис. [ 7 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
Возобновление соревнований
[ редактировать ]
16 сентября 2009 года министр Гейтс объявил о возобновлении усилий по программе KC-X. Процесс отбора будет осуществляться ВВС под «жестким надзором» со стороны Управления министра обороны (OSD), чтобы предотвратить повторный провал. [ 41 ] [ 42 ] 25 сентября 2009 года ВВС США опубликовали проект запроса предложений (RFP) с просьбой прокомментировать официальный запрос предложений на замену танкера. [ 43 ] В запросе предложений на контракт с фиксированной ценой были указаны 373 требования к новому самолету и указано, что цена каждого танкера будет скорректирована с учетом того, сколько будет стоить его эксплуатация в течение 40 лет и насколько хорошо он будет отвечать различным военным потребностям. . Первоначальный контракт будет заключаться на поставку 179 самолетов на сумму 35 миллиардов долларов. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Команда Northrop Grumman/EADS заявила, что это требование выгодно Boeing, и пригрозила выйти из конкурса 1 декабря 2009 года. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
В бюджете Министерства обороны на 2011 финансовый год было выделено 864 миллиона долларов на исследования и разработки. Заключение контракта ожидалось летом 2010 года. [ 50 ] 24 февраля 2010 года ВВС США опубликовали пересмотренный запрос предложений (RFP) на KC-X. В запросе предложений предусматривалось, что танкер KC-X должен совершить первый полет в 2012 году, а поставки самолетов начнутся в 2013 году. [ 51 ]
8 марта 2010 года компания Northrop Grumman выполнила свою прежнюю угрозу и решила не подавать заявку на покупку танкера KC-X, заявив, что, по их мнению, новая методология оценки отдает предпочтение меньшему танкеру Boeing. [ 9 ] [ 52 ] Однако 20 апреля 2010 года EADS объявила, что вновь участвует в конкурсе на отдельной основе и намеревается подать заявку на KC-30, окончательная сборка которого будет проходить в Мобиле, штат Алабама, как и планировалось в соответствии с предыдущим соглашением о сотрудничестве с Northrop. Грумман. [ 53 ] 18 июня 2010 года ВВС США объявили, что принятие решения будет отложено до ноября 2010 года. [ 54 ]
1 июля 2010 года неожиданный третий участник торгов, состоящий из команды US Aerospace и украинского производителя «Антонов», объявил о своем намерении принять участие в конкурсе. Обе фирмы объявили, что они будут заинтересованы в поставке до трех типов самолетов для ВВС США. Сообщается, что предлагались четыре двигателя Ан-124 и двухмоторный вариант самолета Ан-122. Третий предложенный самолет был известен как Ан-112 . [ 55 ] [ 56 ] Танкер Ан-112 представляет собой версию Ан-70 , но с двумя реактивными двигателями. Этот танкер был предложен в заявке команды. [ 57 ]
К 9 июля 2010 года в ВВС были поданы заявки от Boeing, EADS и US Aerospace/Antonov. [ 58 ] Однако ВВС отклонили предложение US Aerospace о том, что оно якобы прибыло на пять минут позже установленного срока, что оспорило US Aerospace. Компания US Aerospace подала отдельные протесты в Счетную палату правительства США (GAO) 2 августа и 1 сентября. [ 57 ] [ 59 ] ВВС США приступили к выбору источника, пока GAO провело расследование. [ 60 ] 6 октября GAO отклонило протест US Aerospace. [ 61 ]
В ноябре 2010 года ВВС США по ошибке отправили технические обзоры заявок другой стороны каждой из двух оставшихся команд. [ 62 ] На этот раз выбор контракта был перенесен с конца декабря 2010 года на начало 2011 года. [ 63 ]
Boeing и EADS подали окончательные предложения 10 февраля 2011 года. [ 64 ] 24 февраля 2011 года предложение Boeing KC-767 было выбрано победителем. Танкер получит обозначение КС-46А. [ 65 ] Председатель EADS North America Ральф Кросби отказался опротестовать решение, заявив, что предложение Boeing было «очень, очень, очень агрессивным» и сопряжено с высоким риском потери денег для компании. [ 66 ] Лорен Б. Томпсон из Лексингтонского института согласилась, что предложение Boeing было очень агрессивным из-за стратегии контрактов ВВС с фиксированной ценой. [ 67 ]
Прогнозируемые последующие программы
[ редактировать ]- Конкурс мостовых танкеров KC-Y на замену KC-10. [ 68 ] Претенденты: KC-46 и Airbus A330 MRTT/Lockheed Martin LMXT . В октябре 2023 года Lockheed Martin отказалась от участия, оставив Airbus делать заявку самостоятельно. [ 69 ]
- KC-Z (Система дозаправки в воздухе следующего поколения (NGAS)) для замены KC-135R. [ 70 ] с возможными малозаметными характеристиками [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]В июле 2010 года было предложено три различных предложения: EADS предложила Airbus A330 MRTT/KC-30, Boeing предложила KC-767, а группа Антонов/US Aerospace предложила Ан-112KC.
КС-135Р | А330 МРТТ / КС-30 | Усовершенствованный танкер КС-767 (на базе 767-200LRF) |
Ан-112КС | |
---|---|---|---|---|
Длина | 136 футов 3 дюйма (41,5 м) | 192 футов 11 дюймов (58,8 м) | 159 футов 2 дюйма (48,5 м) | 131 футов 5 дюймов (40,1 м) |
Высота | 41 футов 8 дюймов (12,7 м) | 57 футов 1 дюйм (17,4 м) | 52 фута (15,8 м) | 53 фута 2 дюйма (16,2 м) |
Размах крыльев | 130 футов 10 дюймов (39,9 м) | 197 футов 10 дюймов (60,3 м) | 156 футов 1 дюйм (47,6 м) | 166 футов 2 дюйма (50,6 м) |
Ширина фюзеляжа | 12 футов (3,66 м) | 18 футов 6 дюймов (5,64 м) | 16 футов 6 дюймов (5,03 м) | 17 футов 1 дюйм (5,21 м) |
Высота фюзеляжа | 14 футов (4,27 м) | 18 футов 6 дюймов (5,64 м) | 17 футов 9 дюймов (5,41 м) | – |
Двигатели | 4 x CFM International CFM56 | 2 x Pratt & Whitney PW4170, RR Trent 700 или ТРДДД GE CF6-80 |
2 х Пратт и Уитни PW4062 | 2 двигателя Alliance GP7277 или Роллс-Ройс Трент 972B-84 |
Толкать | 4 x 21 634 фунта-силы (96,2 кН) | 2 x 72 000 фунтов силы (320 кН) | 2 x 63 500 фунтов силы (282 кН) | – |
Пассажиры | 80 [ 81 ] | 226–280 [ 82 ] | 190 | 300 |
Груз | 6 поддонов по 463 л. | 32 поддона по 463 л. | 19 поддонов по 463 л. | 8 поддонов |
Максимальный запас топлива | 200 000 фунтов (90 700 кг) [ 83 ] | 250 000 фунтов (113 000 кг) | более 202 000 фунтов (91 600 кг) | 139 000 фунтов (63 000 кг) |
Макс. взлетный запас топлива | Примерно 200 000 фунтов (90 700 кг) [ 83 ] | 245 000 фунтов (111 000 кг) [ 74 ] | более 202 000 фунтов (91 600 кг) | 139 000 фунтов (63 000 кг) |
Диапазон | 11 015 миль (12 680 миль; 20 400 км) [ 83 ] | 6750 миль (7768 миль; 12500 км) | 6590 миль (7584 миль; 12200 км) | 6800 миль (7825 миль; 12590 км) |
Крейсерская скорость | 0,79 Маха (530 миль в час или 853 км/ч) | 0,82 Маха (534 миль в час или 859 км/ч) | 0,80 Маха (530 миль в час или 853 км/ч) | – |
Максимальная скорость | 0,90 Маха (600 миль в час или 966 км/ч) | 0,86 Маха (570 миль в час или 917 км/ч) | 0,86 Маха (570 миль в час или 917 км/ч) | – |
Макс. взлетный вес | 322 500 фунтов (146 300 кг) | 507 000 фунтов (230 000 кг) | более 400 000 фунтов (180 000 кг) | 364 000 фунтов (165 000 кг) |
Макс. посадочный вес | 322 500 фунтов (146 300 кг), обычно 200 000 фунтов (91 000 кг) |
396 800 фунтов (180 000 кг) | 300 000 фунтов (140 000 кг) | – |
Пустой вес | ок. 122 000 фунтов (55 000 кг) | 263 700 фунтов (119 600 кг) | 181 600 фунтов (82 400 кг) | 164 000 фунтов (74 000 кг) |
См. также
[ редактировать ]- Будущий конкурс стратегических самолетов-заправщиков на замену британских самолетов
- McDonnell Douglas KC-10 Extender из программы Advanced Tanker Cargo Aircraft, с аналогичной ролью, но с большим запасом топлива.
- Список военных самолетов-дозаправщиков США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Курильница, Марджори (7 октября 2010 г.). «ГАО освобождает ВВС от дела о танкерах» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 12 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «ВВС отправляет запрос предложений KC-X» . ВВС США . 30 января 2007 г. Архивировано из оригинала 11 января 2024 г. Проверено 1 июля 2011 г.
- ^ Гейтс, Доминик (29 февраля 2008 г.). «EADS/Northrop превосходит Boeing в конкурсе танкеров ВВС» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 7 марта 2021 года . Проверено 29 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Заявление относительно решения по протесту на тендере, разрешающего протест компании Boeing по поводу воздушного дозаправщика» (PDF) . Счетная палата правительства . 18 июня 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2008 г. . Проверено 18 июня 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Гэри Л. Кепплингер, главный юрисконсульт (18 июня 2008 г.). «B-311344; B-311344.3; B-311344.4; B-311344.6; B-311344.7; B-311344.8; B-311344.10; B-311344.11, The Boeing Company, 18 июня 2008 г.» .
- ^ Jump up to: а б Крузель, Джон Дж. (9 июля 2008 г.). «Чиновники Пентагона возобновляют торги по контракту на танкер» . ВВС США . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Jump up to: а б «Министерство обороны объявляет о прекращении заявки на танкер KC-X» . 916-е авиационное заправочное крыло . 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 января 2024 г.
- ^ Коул, август; Сандерс, Питер (25 сентября 2009 г.). «ВВС возобновляют конкурс танкеров» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Jump up to: а б Островер, Джон (9 марта 2010 г.). «Northrop Grumman отказывается участвовать в торгах по последнему RFP KC-X» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ «Самолеты-заправщики: EADS представит индивидуальное предложение» . Ла Трибюн (на французском языке). 20 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2010 г.
- ^ Тримбл, Стивен (4 марта 2011 г.). «EADS уступает контракт на KC-X компании Boeing» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года.
- ^ Кук, Дэн (1 мая 2002 г.). «Boeing дал добро на аренду танкеров» . Military-Aerospace-Technology.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 года.
- ^ Тирпак, Джон А. (1 февраля 2004 г.). «Сумеречная зона танкера» . Журнал Воздушно-космических войск . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года.
- ^ Калинк, Джордж (1 октября 2004 г.). «Экс-руководитель Пентагона по закупкам получил тюремный срок» . Govexec.com. Архивировано из оригинала 8 ноября 2022 года . Проверено 21 декабря 2006 г.
- ^ Палмер, Кимберли (3 октября 2005 г.). «Бывший чиновник по закупкам ВВС освобожден из тюрьмы» . Правительственный исполнитель . Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года.
- ^ Холмс, Стэнли (15 декабря 2003 г.). «Боинг: Что произошло на самом деле» . Блумберг . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года.
- ^ Люнг, Ребекка (4 января 2005 г.). «Обналичивание ради прибыли?» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года.
- ^ «Boeing заплатит Соединенным Штатам рекордные 615 миллионов долларов для расследования обвинений в мошенничестве» . Министерство юстиции США . 30 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2023 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв (24 февраля 2011 г.). «Boeing выигрывает битву танкеров KC-X» . Таймс ВВС . Архивировано из оригинала 21 июля 2012 года.
- ^ «Маркетинговый веб-сайт Northrop Grumman KC-30» . Нортроп Грумман . Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года . Проверено 16 февраля 2007 г.
- ^ «Boeing предлагает ВВС США усовершенствованный танкер KC-767» . Боинг. 12 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2007 г. Проверено 8 сентября 2008 г.
- ^ Борак, Донна (13 февраля 2007 г.). «Boeing Tweaks 767 для танкера» . Сиэтл Таймс . Проверено 8 сентября 2008 г.
- ^ «Boeing представляет в ВВС США предложение по усовершенствованному танкеру KC-767» . Боинг . 11 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2007 г.
- ^ «Northrop Grumman заранее подает предложение по танкеру KC-X в ВВС США» . Нортроп Грумман . 10 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ «Танкер с двойным снабжением невозможен, говорит Винн» . Новости АВС . 20 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2023 г.
- ^ Талбот, Джордж (7 декабря 2007 г.). «Boeing и Northrop претендуют на сервисное обслуживание KC-10» . ал.ком . Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 года.
- ^ «Новый танкер расширит возможности истребителя» . ВВС США . 3 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 11 января 2024 г.
- ^ «Boeing и Northrop представляют ВВС США окончательные предложения по танкерам» . Авиационная неделя . 4 января 2008 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г.
- ^ Коул, август (1 марта 2008 г.). «Boeing теряет крупную сделку с ВВС» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 года.
- ^ «Boeing протестует против заключения контракта с танкерами ВВС США» . Боинг . 11 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 27 декабря 2023 г.
- ^ «Чиновники ВВС ответили на протест Боинга» . ВВС США . 12 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 г.
- ^ Батлер, Эми (6 августа 2008 г.). «Пентагон обнародовал новые параметры заявки на танкер» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года.
- ^ «Пентагон возобновляет торги на поставку воздушных танкеров и уточняет ожидания» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 6 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2023 г.
- ^ Пастор, Энди (7 августа 2008 г.). «Boeing заявляет, что изменения в торгах идут на пользу европейской танкерной команде» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Батлер, Эми; Фулгам, Дэвид А. (11 августа 2008 г.). «Boeing склоняется к отказу от повторного предложения KC-X» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года.
- ^ Хеджпет. «Заявка на танкер приближается к финалу»
- ^ Шалал-Эса, Андреа (3 сентября 2008 г.). «Генерал ВВС США призывает к быстрым действиям в отношении танкера» . Рейтер . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ «Запрос предложения по воздушному танкеру KC-X ВВС США: отменен» . Ежедневник оборонной промышленности . 10 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2008 г.
- ^ Хеджпет, Дана (11 сентября 2008 г.). «Пентагон откладывает конкурс танкеров» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года.
- ^ Коул, август; Лансфорд, Дж. Линн (11 сентября 2008 г.). «Boeing получает отсрочку в конкурсе топливных танкеров» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Лайл, Амаани (16 сентября 2009 г.). «SecDEF объявляет о возвращении программы KC-X» . ВВС США. Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ Вольф, Джим; Шалал-Эса, Андреа (24 сентября 2009 г.). «Новые правила Пентагона в отношении танкеров исключают торговую борьбу» . Рейтер . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ «Программа модернизации танкеров KC-X» . govtribe.com . 25 сентября 2009 г.
- ^ Дрю, Кристофер (24 сентября 2009 г.). «Открывается контракт на танкер на 35 миллиардов долларов» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года.
- ^ Данлоп, Мишель (25 сентября 2009 г.). «Сегодня возобновляется танкерный бой Boeing-Airbus» . Вестник.нет . Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года.
- ^ Шалал-Эса, Андреа (27 октября 2009 г.). «Законодатели Алабамы говорят, что правила Пентагона по танкерам несправедливы» . Рейтер Архивировано из оригинала 20 августа.
- ^ Шалал-Эса, Андреа (1 декабря 2009 г.). «Northrop угрожает бойкотировать конкурс танкеров в США» . Рейтер . Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года.
- ^ ДиМашио, Джен (1 декабря 2009 г.). «Northrop может отозвать заявку на танкер» . Политик . Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года.
- ^ Тирон, Роксанна (1 декабря 2009 г.). «Northrop Grumman угрожает прекратить борьбу за танкер» . Холм . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Гарамоне, Джим (1 февраля 2010 г.). «Бюджетный запрос продолжает программу оборонной реформы» . ВВС США . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Рид, Джон (25 февраля 2010 г.). «ВВС США устанавливают даты первого полета KC-X, даты МОК» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 29 мая 2012 года.
- ^ Уолл, Роберт (10 марта 2010 г.). «Никакой индивидуальной заявки на KC-X для EADS» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ «EADS North America намерена подать предложение на танкер ВВС США» . Оборонно-космическая промышленность . 20 апреля 2010 г.
- ^ Рольф, Эми (21 июня 2010 г.). «ВВС откладывают контракт на танкер» . Вестник.нет . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Беннетт, Джон Т. (2 июля 2010 г.). «In KC-X Twist, украинский производитель самолетов, заявка на подготовку аэрокосмической отрасли США» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 21 января 2013 года.
- ^ Тримбл, Стивен (2 июля 2010 г.). «Американская компания стала партнером Антонова в неожиданной заявке на KC-X» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 8 июля 2010 года . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Тримбл, Стивен (5 августа 2010 г.). «US Aerospace подает апелляцию на исключение KC-X и обвиняет ВВС США в «заговоре» » . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 19 сентября 2010 года.
- ^ Тримбл, Стивен (9 июля 2010 г.). «ВВС США получили три предложения по KC-X, но команда «Антонов» допускает обеспокоенность» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года.
- ^ Батлер, Эми (7 сентября 2010 г.). «Аэрокосмическая отрасль США зарегистрировала второй протест против KC-X» . Авиационная неделя .
- ^ Эми Батлер (12 августа 2010 г.). «Диалог участников торгов KC-X начинается, несмотря на протест» . АВИАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ . Проверено 13 августа 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вольф, Джим (6 октября 2010 г.). «Аудиторы отклонили протест по поводу заявки на строительство танкера для аэрокосмической отрасли США» . Рейтер . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Дрю, Кристофер (30 ноября 2010 г.). «ВВС принимают меры по исправлению ошибки в заявке на танкер» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года.
- ^ Вольф, Джим (20 ноября 2010 г.). «ВВС США задерживают отбор танкеров, путают документы» . Рейтер . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года.
- ^ Гейтс, Доминик (11 февраля 2011 г.). «Boeing и EADS представляют окончательные предложения по контракту на поставку танкеров для ВВС» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 1 апреля 2016 года.
- ^ Эшель, Тамир (24 февраля 2011 г.). «Boeing выигрывает программу KC-X ВВС США» . Обновление защиты . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года.
- ^ Гейтс, Доминик (4 марта 2011 г.). «Конкурент отбивает предложение Boeing на танкеры по низкой цене» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года.
- ^ Муньос, Карло (9 января 2012 г.). «Хилл сомневается в закрытии завода Boeing» . Прорыв защиты . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 года.
- ^ «Замена КС-Y – КС-10» . Глобальная безопасность . Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 года . Проверено 11 октября 2019 г.
- ^ Lockheed отказывается от заявки на поставку танкеров ВВС США; Партнер Airbus будет действовать самостоятельно , Стивен Лоузи, Defense News , 24 октября 2023 г.
- ^ Инсинна, Валери (29 ноября 2016 г.). «Конкурс KC-Y все еще находится на рассмотрении, поскольку ВВС работают над определением будущего танкерного флота» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 31 октября 2017 года.
- ^ Тревитик, Джозеф (20 августа 2018 г.). «Lockheed Martin разрабатывает новые концепции танкеров-невидимок и дронов для ВВС США» . Драйв . Архивировано из оригинала 29 июня 2023 года.
- ^ Хитченс, Тереза (1 февраля 2023 г.). «ВВС хотят, чтобы к 2040 году появился танкер следующего поколения» . Прорыв защиты . Архивировано из оригинала 16 августа 2023 года.
- ^ Тревитик, Джозеф (26 января 2023 г.). «Концепция малозаметного транспортного самолета-заправщика, представленная компанией Boeing» . Драйв . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года.
- ^ Jump up to: а б «Брошюра КС-30» (PDF) . Нортроп Грумман . 28 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2009 г.
- ^ «Технические характеристики КС-30» . Нортроп Грумман . 24 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 г.
- ^ «Спецификация А330-200» . Аэробус . 4 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2008 г.
- ^ «Усовершенствованный танкер КС-767» (PDF) . Боинг . 28 мая 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2008 г.
- ^ Фроули, Джерард. Международный справочник гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Aerospace Publications Pty Ltd, 2003. ISBN 1-875671-58-7 .
- ^ «Спецификация MRTT A330» . Аэробус Военный . 7 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 г.
- ^ « Стали известны подробности проекта Ан-112КС». Wing.com.ua (на русском языке). 14 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2023 г.
- ^ «Стратолифтер С-135 / Стратотанкер КС-135» . aerospaceweb.org . Архивировано из оригинала 23 декабря 2023 года.
- ^ «КС-45 Танкер» . Интегрированные системы Нортроп Грумман . Архивировано из оригинала 27 декабря 2008 года.
- ^ Jump up to: а б с «Информационные бюллетени: Стратотанкер KC-135» . Архивировано из оригинала 24 октября 2014 года . Проверено 16 июня 2016 г.