Берни Уайтбер
Берни Уайтбер | |
---|---|
![]() Белый медведь в 1971 году | |
Рожденный | Бернард Рейес 27 сентября 1937 г. |
Умер | 16 июля 2000 г. | (62 года)
Национальность | Американский индеец |
Занятие | Активист |
Известный | американских индейцев Активизм |
Супруг | Джессика Кинг |
Дети | 6 |
Берни Уайтбер (27 сентября 1937 г. - 16 июля 2000 г.) [ 1 ] ), имя при рождении Бернард Рейес , [ 2 ] был активистом американских индейцев в Сиэтле , штат Вашингтон , соучредителем Совета по здравоохранению индейцев Сиэтла (SIHB), Фонда объединенных индейцев всех племен и Культурного центра Daybreak Star , основанного на 20 акрах земли, приобретенной для городских индейцев в город. [ 3 ]
Молодость
[ редактировать ]Он родился Бернардом Рейесом в семье Мэри Кристиан ( Син Айкст , ныне известное как племя Лейкс, одно из Конфедеративных племен резервации Колвилл ) и Джулиана Рейеса, филиппинца , который в значительной степени ассимилировался с индейским образом жизни. Юный Рейес родился в Индийской больнице Колвилл в Неспелеме, штат Вашингтон . Его назвали «Бернардом» в честь двоюродного дедушки (брата его бабушки по материнской линии), вождя Джеймса Бернарда , лидера Син Айкст в начале 20 века. [ 4 ] [ 5 ] Примерно в 1970 году, когда Рейес стал активистом, он сменил имя в честь отца своей матери, Алекса Кристиана, известного как Пик Ах Келоуна (Белый медведь гризли). [ 6 ]
Его раннее детство прошло в основном в индейской резервации Колвилл в Вашингтоне . Его родители расстались в 1939 году и впоследствии развелись; [ 7 ] его мать позже выйдет замуж за Гарри Вонга, с которым они с отцом Берни управляли китайским рестораном в 1935–1937 годах, во время строительства плотины Гранд-Кули . [ 8 ] В то время как его старший брат Лоуни Рейес и сестра Луана Рейес уехали учиться в школу-интернат Индийской школы Чемава в 1940–1942 годах, Бернард был слишком молод для этого. Он жил с приемными бабушкой и дедушкой Холлами. [ 9 ]
Оставшуюся часть своего детства и юности Рейес прожил со своим отцом то в резервации Колвилл, то в Оканогане, штат Вашингтон . [ 10 ] где он окончил среднюю школу в 1955 году. [ 11 ] Будучи из музыкально настроенной семьи, [ 12 ] Рейес взял трубу. В конце концов он стал ведущим трубачом оркестра средней школы Оканогана. [ 13 ] Он был популярен в своей средней школе, где в целом были белые, хотя родители некоторых его одноклассников не одобряли их общение (или, особенно, свидания) с индейцем. [ 14 ]
Проучившись один год в Вашингтонском университете , Рейес жил со своей матерью в Такоме, штат Вашингтон около года . Там он впервые встретился и ловил рыбу с Бобом Сатиакумом , еще одним коренным американцем. Дрифтерные сети в Такоме для ловли лосося в заливе Комменсмент и впадающих в него реках неоднократно подвергались преследованиям со стороны белых спортивных рыбаков и береговой охраны . В сентябре 1957 года Рейес был зачислен в армию США , где служил в 101-й воздушно-десантной дивизии в качестве «зеленых беретов» парашютиста . [ 11 ] [ 15 ]
Формирование современной индийской идентичности
[ редактировать ]После ухода из армии в 1959 году и возвращения в район Сиэтл - Такома штата Вашингтон, Рейес устроился на работу в компанию Boeing , основного работодателя, и остался в армейском резерве . [ 16 ] Вскоре он изменил свое имя на «Берни Уайтбер» и возобновил дружбу с Сатиакумом и другими людьми, которые боролись за права коренных жителей на рыбную ловлю на реке Пуйаллап и в других местах Западного Вашингтона. Эти права были подтверждены в постановлении Верховного суда США, известном как Решение Болдта (1974 г.), согласно которому племена Вашингтона стали соуправляющими рыболовными промыслами штата. [ 17 ]
Благодаря борьбе за права на рыбную ловлю, Белый Медведь развил более глубокое чувство исторических конфликтов между индейцами и белым населением, чем он достиг, когда рос вокруг Оканогана. [ 18 ] В этот период борьба за права на лов лосося порой доходила до физического насилия. [ 18 ] Сатиакум был известен среди тех, кто постоянно повышал ставку, намеренно вылавливая рыбу сетями в тех местах, где, как он знал, это вызовет гнев спортивных рыбаков. [ 19 ] По словам его брата и биографа Лоуни Рейеса, Белый Медведь, Сатиакум и еще несколько их друзей «проводили много времени вместе, устраивая вечеринки и выпивая» и называли себя « братской организацией » под названием «Скины» с тремя тавернами Такомы. как свои «домики». «Когда скины собрались, — писал Рейес, — другие сторонились их». [ 20 ] По словам старшего Лоуни Рейеса, за этот период Белый Медведь «много узнал о проблемах городских индейцев » и в нем развился гнев, который он вскоре нашел конструктивное применение. [ 21 ] [ 22 ] В начале 1960-х годов Уайтбер начал искать способ изменить восприятие индейцев в доминирующей американской культуре. Он также хотел поддержать восстановление и сохранение культуры, которая терялась по мере того, как индейцы адаптировались к меняющемуся миру и иногда теряли специфические племенные знания и традиции. [ 23 ]
Летом 1961 года вместе с различными членами своей семьи Уайтбер выступил против предложения федерального правительства «прекратить» отношения с признанной на федеральном уровне резервацией Колвилл. В рамках программы увольнения правительство предложило выплатить по 60 000 долларов США каждому члену племени за отказ от своих прав как американских индейцев. Резервация будет расформирована, а члены племени по существу ассимилируются с культурой большинства. [ 24 ]
Пау-вау и выступления
[ редактировать ]Еще в 1961 году Whitebear организовал пау-вау в масонском храме Сиэтла; в 1966 году переехал в г. На протяжении всего этого периода он сохранял свою работу в Boeing (и даже играл Сидящего Быка в постановке сотрудников Boeing « Энни, достань свой пистолет» ). [ 25 ] Он также стал участвовать с молодыми индейцами в изучении песен и танцев индейцев плато (включая Колвилл) и равнин , а также больше о конкретных племенах. Белый Медведь выследил индейцев, знающих эти различные традиции, и выучил многие традиционные песни и танцы коренных народов. [ 26 ]
В 1968 году Whitebear собрал танцевальную группу коренных американцев для тура по Юго-Восточной Европе вместе с танцевальным ансамблем «Коледа» в балканском стиле. Позже они совершили вторую поездку, выступив во Франции и Германии. По словам его брата Рейеса, опыт Белого Медведя в Европе помог ему «осознать свое призвание в жизни», «сделать индейцев более заметными для белых людей» и помочь «различным племенам… создать единый фронт». [ 27 ]
Вернувшись домой, Белый Медведь организовал серию пау-вау, более масштабную, чем когда-либо видел Сиэтл, на арене Мерсер в Сиэтл-центре . Он собрал некоторых ведущих певцов, танцоров и барабанщиков традиций Плато и Равнин, а также региональных индейцев Северо-Западного побережья . [ 28 ]
Активист и лидер
[ редактировать ]В тот же период Белый Медведь особенно заинтересовался проблемами здоровья индейцев Сиэтла. [ 29 ] В то время примерно 25 000 городских индейцев Сиэтла не имели «ни медицинского обслуживания, ни организации, ни денег и ни места для встреч, кроме старой церкви на Борен-авеню». [ 30 ] Уроженец Аляски Боб Лупсон помог организовать бесплатную клинику для индейцев в Больнице общественного здравоохранения Сиэтла (позже Тихоокеанский медицинский центр ); Другими ключевыми фигурами в клинике были Лайл Гриффит, оглала сиу , который тогда был ординатором в Вашингтонском университете, и его жена Донна Гриффит, а позже жители Нью-Йорка Питер и Хинда Шнурман, Джилл Марсден из Англии и фармацевт Эвелин Такахаши. [ 31 ]
Уайтбер покинул Boeing, чтобы помогать в работе клиники. В 1969 году он зарекомендовал себя как отдельная некоммерческая организация — Совет по здравоохранению индейцев Сиэтла (SIHB). В 1970 году Whitebear стал первым исполнительным директором группы. [ 32 ] Лоуни Рейес характеризует SIHB как «первое крупное достижение индийской общины Сиэтла» и говорит, что его брат стал исполнительным директором не потому, что знал что-то конкретное о здравоохранении, а «потому что он был индицем и хорошо говорил». Джилл Марсден все чаще выступала в роли настоящего администратора группы. Примерно через год Whitebear подал в отставку, чтобы сосредоточиться на приобретении земельной базы для городских индейцев Сиэтла.
После общенационального поиска Луана Рейес , сестра Белого Медведя, была принята на должность исполнительного директора после деловой карьеры в Сан-Франциско . [ 33 ] В течение следующего десятилетия она разработала SIHB как учреждение с 200 сотрудниками, признанное национальной моделью. Позже она была назначена заместителем директора Федеральной службы здравоохранения Индии (должность политического назначенца). [ 34 ] [ 35 ]
Вскоре после этого Уайтбер стал активно участвовать в движении за индейцев Сиэтла за приобретение доли земли в Форт-Лотоне , которая будет объявлена лишней , поскольку правительство сократило размеры этого армейского поста. Группа находилась под влиянием «Индейцев всех племен» (IAT), преимущественно студенческой группы активистов, оккупировавших остров Алькатрас , место расположения федеральной тюрьмы , в заливе Сан-Франциско . Первоначально движение Сиэтла называло себя Кинатеччитапи , что означает «черноногие» , что означает «все индейцы». Их первые попытки начать переговоры с властями Сиэтла до передачи земли провалились. Городские власти заявили, что не будут начинать обсуждения, пока не приобретут землю, и передали их в Бюро по делам индейцев (BIA). [ 36 ] Как позже написал Уайтбер: «Это действие продемонстрировало их незнание как политики ограниченного обслуживания BIA, которая исключала городских индейцев, так и пренебрежения и неблагосклонности городских индейцев к BIA». [ 36 ]
Кинатечитапи раскололся на фракцию, которая призывала к прямым действиям , и фракцию, которая предпочитала подождать, пока земля перейдет в руки города, а затем попытаться начать переговоры. [ 37 ] Видным среди тех, кто предпочитал ждать, была Перл Уоррен, основательница Лиги женщин-служителей американских индейцев, которая была обеспокоена тем, что воинственный подход может подорвать существующие службы, финансируемые городом. [ 38 ] Было мирно решено, что те, кто хочет пойти на более крайние меры, не будут использовать имя «Кинатеччитапи». [ 37 ] но возникшая в результате напряженность привела к тому, что Уоррен проиграл следующие выборы президента Сервисной лиги Джойс Рейес. [ 39 ]
Более воинственная группировка вскоре приняла название «Оккупационные силы Форт-Лотона американских индейцев». [ 37 ] Некоторые индейцы всех племен прибыли из Алькатраса, в том числе Ричард Оукс , лидер этой акции; другие активисты приехали из Канады. Был разработан план вторжения на базу. Еще одной прибывшей была Грейс Торп , дочь спортсмена Джима Торпа . Между тем, продолжающиеся протесты вокруг близлежащего Форта Льюис , в том числе со стороны солдат американских индейцев, связывали права коренных жителей с сопротивлением войне во Вьетнаме . По приказу коалиции Форт-Льюиса Джейн Фонда находилась в городе, когда произошло вторжение. [ 40 ] По словам Уайтбера, ее присутствие «захватило воображение мировой прессы. Американские индейцы атаковали действующие военные форты вместе с одним из главных противников участия Соединенных Штатов во Вьетнамской войне». Ее присутствие превратило «попытку обеспечить наземную базу для городских индейцев» в «причудливый, готовый к показу в прайм-тайм сценарий фильма, полный солдат, современных индейцев и антивоенных активистов. в то время индийское движение благодаря присутствию Джейн Фонда приобрело долгожданный авторитет, который в противном случае был бы невозможен». [ 41 ]
8 марта 1970 года Уайтбер был среди лидеров примерно 100 «коренных американцев и сочувствующих», которые противостояли военной полиции в защитном снаряжении в форте. Депутаты выгнали их из форта, но им удалось разбить лагерь за пределами форта. Организовавшись как Фонд «Объединенные индейцы всех племен» (UIATF), они использовали тактику, начиная от политики и заканчивая оккупацией земель и появлением знаменитостей. Некоторые ключевые политические действия происходили на федеральном уровне: UIATF, как и город, подал заявку на прямое приобретение земли, которую федеральное правительство освобождало, и федеральное правительство в конечном итоге настояло на том, чтобы они оба разработали совместный план. Переговоры, конфронтация и даже вмешательство Конгресса в ноябре 1971 года дали им в аренду на 99 лет 20 акров (81 000 м²). 2 Сиэтла ) в том месте, которое впоследствии станет парком открытий , с возможностью продления без пересмотра условий. [ 22 ] [ 40 ] [ 42 ] [ 43 ] Кроме того, городские власти выделили 600 000 долларов Лиге обслуживания женщин американских индейцев на строительство центра социальных услуг. [ 40 ]

Вскоре Whitebear был избран генеральным директором UIATF. [ 34 ] В UIATF он успешно курировал сбор средств (включая грант в миллион долларов от государства) и строительство того, что впоследствии стало Культурным центром Daybreak Star . Его брат Лоуни Рейес, скульптор и дизайнер. [ 44 ] — объединился с архитекторами Араем Джексоном для проектирования объекта, открывшегося в 1977 году. [ 45 ] [ 46 ] Позже Рейес стал куратором искусства и писателем, написав личные мемуары и биографию своего брата ( Берни Уайтбер: В поисках справедливости городского индейца , 2006).
Вместе с Бобом Сантосом , Роберто Маэстасом и Ларри Госсеттом , Белый Медведь стал одним из так называемой « Банды четырех Сиэтла » Сиэтла или «Четырех друзей», которые основали Коалицию исполнительных директоров меньшинства . [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Он продолжал строить UIATF как организацию, реализуя самые разные программы: от молодежного дома Ла-ба-те-йа в районе Краун-Хилл до художественной галереи Священного круга в Daybreak Star. В центре также реализуются программы дошкольного образования и поддержки семей, а каждый июль спонсируется крупный ежегодный пау-вау . Он поддерживает «агентство социальных услуг с более чем 100 сотрудниками, годовым бюджетом в 4 миллиона долларов и восемью финансируемыми из федерального бюджета программами, обслуживающими индийцев – от младенцев до пожилых людей». [ 50 ] Кроме того, UIATF приобрела другие земли в Сиэтле за пределами Daybreak Star, в том числе квартал в центре города на улицах Секонд и Черри. [ 51 ]
В ту же эпоху, когда строилась «Дневная звезда», Уайтбер работал в Комиссии по делам искусств Сиэтла . [ 52 ] В 1995 году он был назначен членом правления Национального музея американских индейцев и участвовал в планировании нового музея. [ 51 ] открывшийся 21 сентября 2004 года на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 53 ]
Уайтбер умер от рака толстой кишки 16 июля 2000 года. [ 42 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Белый Медведь женился на Джессике Кинг. У него было шестеро детей. [ 50 ] Мэрилин Сибер из племени Нит Нат была его «постоянной спутницей» более десяти лет в 1970-х и 80-х годах, и в какой-то момент они были помолвлены. [ 54 ] По словам его брата, он вел себя как родитель для «каждого индийского ребенка в Сиэтле». [ 55 ] Большую часть денег он раздавал тем, кого считал более нуждающимися, иногда занимая для этого деньги у своих братьев и сестер. [ 56 ]
Наследие и почести
[ редактировать ]- В 1997 году губернатор Вашингтона Гэри Локк объявил Уайтбера первым в штате «Гражданином десятилетия». После смерти Белого Медведя он сказал, что Белого Медведя следовало бы назвать гражданином «Века». [ 57 ] Активист и писатель Вайн Делориа-младший назвал его самым важным индейцем прошлого века. [ 58 ]
- В 2000 году смерть Уайтбира была на первых полосах газет Seattle Times и Seattle Post-Intelligencer . « Таймс » два дня подряд публиковала статьи о нем на первых полосах. [ 59 ]
- В его честь рядом с культурным центром Daybreak Star был создан Этноботанический сад Мемориала Берни Уайтбера. [ 60 ]
- Лоуни Рейес увековечил память Белого Медведя и его сестры Луаны в общественной скульптуре «Ловец снов» на углу Йеслер-Уэй и 32-й улицы в Сиэтле. [ 61 ] [ 62 ]
- Одиннадцатый этаж здания Чинук округа Кинг , построенного в 2008 году на Пятой улице и Джефферсоне, был назван в его честь. [ 63 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рейес 2002, с. 78, 191.
- ^ Рейес 2002, с. 78.
- ^ Рейес 2002, passim , особенно стр. 186 и др. след.
- ^ Рейес 2002, с. 38 и след. , 78
- ^ МакРобертс, 2003 г., говорит, что он родился в Инчелиуме, Вашингтон ; Рейес указывает, что именно там в то время жила семья, но Рейес 2006, с. 3–4 указывает на роды в больнице. Кроме того, МакРобертс говорит, что он был «одним из шести детей матери-индианки и отца-филиппинца»; предположительно, он включает в себя сводных братьев и сестер, которые позже родились у его матери с Гарри Вонгом.
- ^ Рейес 2002, с. 31 и след. , 187
- ^ Рейес 2002, с. 90.
- ^ Рейес 2002, стр. 74–75, 185, 194.
- ^ Рейес 2002, с. 93, 103.
- ^ Рейес 2002, пас .
- ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 186.
- ^ Различные упоминания в нескольких мемуарах Лоуни Рейеса, но особенно см. Reyes 2006, p. 94–102 о его отце, сестре и брате, выступающих в водевиле.
- ^ Рейес 2006, с. 52.
- ^ Рейес 2006, с. 55–60.
- ^ Рейес 2006, с. 61 эт. след. ; п. 71, когда он поступил на службу.
- ^ Рейес 2006, с. 72–73.
- ^ Рейес 2002, с. 186–187.
- ^ Jump up to: а б Рейес 2006, с. 77.
- ^ Рейес 2006, с. 78.
- ^ Рейес 2006, с. 79.
- ^ Рейес 2006, с. 81 и след.
- ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 187.
- ^ Рейес 2006, с. 83–85.
- ^ Рейес 2006, с. 87.
- ^ Рейес 2006, с. 89.
- ^ Рейес 2006, с. 86–87.
- ^ Рейес 2006, с. 89–91.
- ^ Рейес 2006, с. 91 и след.
- ^ Рейес 2006, с. 93.
- ↑ Кейт Монтана, «Неутомимый защитник Берни Уайтбера оплакивает». Архивировано 30 апреля 2007 г., в Wayback Machine , 2 августа 2000 г., Indian Country Today . Доступ онлайн: 12 марта 2007 г.
- ^ Рейес 2006, с. 93–94.
- ^ Рейес 2006, с. 94–96.
- ^ Рейес 2006, с. 96–97.
- ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 185–186.
- ^ Рейес 2006, с. 97.
- ^ Jump up to: а б Белый Медведь 1994, с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Белый Медведь 1994, с. 4–5.
- ^ Рейес 2006 с. 103.
- ^ Рейес 2006 с. 103–104.
- ^ Jump up to: а б с Белый Медведь 1994, с. 5.
- ^ Белый медведь 1994, с. 5. Исправлены опечатки в оригинале; там было написано «современные индейцы»; это исправлено на «современных индейцев»; Кроме того, имя Фонды в одном месте было напечатано как «Фсинда».
- ^ Jump up to: а б МакРобертс 2003 г.
- ^ Рейес 2006, с. 97 эт. след. , 113
- ^ Рейес 2002, passim , особенно стр. 181 эт. след.
- ^ Рейес 2002, с. 187–188.
- ^ Рейес 2006, с. 108 эт. след. приводит несколько анекдотов о сборе средств для Daybreak Star.
- ^ Роберто Маэстас , Проект гражданских прав и истории труда Сиэтла, Вашингтонский университет. По состоянию на 11 марта 2007 г.
- ↑ Джейми Гарнер и Дорри Элиас, «Берни Уайтбер: Элегия для ушедшего, но никогда не забытого активиста», Real Change («газета для бездомных» Сиэтла), 15 августа 2000 г.
- ^ Рейес 2002, с. 188–189.
- ^ Jump up to: а б [Алек Тизон, «Перед лицом конца, активист размышляет о победах жизни»], Сиэтл Таймс, 2 декабря 1997 г.
- ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 189.
- ^ Рейес 2006, с. 113.
- ^ «Национальный музей американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия» в программе стажировок. Архивировано 3 ноября 2007 г. в Wayback Machine , Национальный музей американских индейцев. Доступ онлайн 25 октября 2007 г.
- ^ Рейес 2006, с. 117–118.
- ^ Рейес 2006, пас. , особ. п. 118.
- ^ Рейес 2006, с. 117. Его брат Лоуни Рейес рассказывает в своей биографии, что Берни был мягким человеком для своих племянниц и племянников, часто давал или одалживал им те самые деньги, которые он занимал у их родителей (Reyes 2006, стр. 119).
- ^ Рейес 2002, с. 191, 192.
- ^ Рейес 2006, с. 136.
- ^ Рейес 2006, с. 147.
- ↑ Этноботанический мемориальный сад Берни Уайтбера. Архивировано 28 сентября 2007 г., в Wayback Machine , AfterWords, Общественный колледж Эдмондса, 11 октября 2005 г. По состоянию на 12 марта 2007 г.
- ^ Лоуни Рейес , Проект гражданских прав и истории труда в Сиэтле, Вашингтонский университет. По состоянию на 11 марта 2007 г.
- ^ «Описание муниципальных архивов Сиэтла: Берни Уайтбер, лидер коренных американцев» . cityclerk.seattle.gov . Проверено 4 марта 2018 г.
- ↑ Магнолия Великая Бернис Стерн и основатель Daybreak Star Берни Уайтбер удостоены чести на торжественном открытии нового здания Чинук. Архивировано 12 октября 2008 г., на официальном сайте Wayback Machine , округ Кинг, 25 января 2008 г. По состоянию на 3 июня 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лоуни Л. Рейес, Наследие белого медведя гризли: учимся быть индейцами , University of Washington Press, 2002. ISBN 0-295-98202-0 .
- Лоуни Л. Рейес, Берни Уайтбер: поиски справедливости городским индейцем , Университет Аризоны, 2006 г. ISBN 0-8165-2521-8 . ISBN 978-0-8165-2521-8 .
- Патрик МакРобертс, Уайтбер, Берни (1937–2000) , HistoryLink.org, эссе 5170, 4 февраля 2003 г. По состоянию на 12 марта 2007 г.
- Берни Уайтбер, «Самоопределение: возвращение Форта Лоутон. Удовлетворение потребностей индейского сообщества Сиэтла посредством обращения», « Раса, бедность и окружающая среда », том IV, номер 4 / том V, номер 1, весна-лето 1994 г. , стр. 3–6.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Городские индейцы и история гражданских прав Сиэтла , Проект «Гражданские права и история труда Сиэтла», содержит многочисленные устные рассказы, исследовательские отчеты и другие документы, многие из которых относятся к жизни Берни Уайтбера, включая некоторые его собственные статьи в Indian Center News .
- Берни Уайтбер, «Краткая история Фонда Объединенных индейцев всех племен» , написанная в 1994 году.
- Поздравление в честь конца года Хейзел Вульф, Джейкобу Лоуренсу, Алану Ховханессу и Берни Уайтберу , телевидение KCTS/Сиэтла, 28 декабря 2000 г., включает видеоматериалы.