Jump to content

Берни Уайтбер

Берни Уайтбер
Белый медведь в 1971 году
Рожденный
Бернард Рейес

( 1937-09-27 ) 27 сентября 1937 г.
Умер 16 июля 2000 г. (16 июля 2000 г.) (62 года)
Национальность Американский индеец
Занятие Активист
Известный американских индейцев Активизм
Супруг Джессика Кинг
Дети 6

Берни Уайтбер (27 сентября 1937 г. - 16 июля 2000 г.) [ 1 ] ), имя при рождении Бернард Рейес , [ 2 ] был активистом американских индейцев в Сиэтле , штат Вашингтон , соучредителем Совета по здравоохранению индейцев Сиэтла (SIHB), Фонда объединенных индейцев всех племен и Культурного центра Daybreak Star , основанного на 20 акрах земли, приобретенной для городских индейцев в город. [ 3 ]

Молодость

[ редактировать ]

Он родился Бернардом Рейесом в семье Мэри Кристиан ( Син Айкст , ныне известное как племя Лейкс, одно из Конфедеративных племен резервации Колвилл ) и Джулиана Рейеса, филиппинца , который в значительной степени ассимилировался с индейским образом жизни. Юный Рейес родился в Индийской больнице Колвилл в Неспелеме, штат Вашингтон . Его назвали «Бернардом» в честь двоюродного дедушки (брата его бабушки по материнской линии), вождя Джеймса Бернарда , лидера Син Айкст в начале 20 века. [ 4 ] [ 5 ] Примерно в 1970 году, когда Рейес стал активистом, он сменил имя в честь отца своей матери, Алекса Кристиана, известного как Пик Ах Келоуна (Белый медведь гризли). [ 6 ]

Его раннее детство прошло в основном в индейской резервации Колвилл в Вашингтоне . Его родители расстались в 1939 году и впоследствии развелись; [ 7 ] его мать позже выйдет замуж за Гарри Вонга, с которым они с отцом Берни управляли китайским рестораном в 1935–1937 годах, во время строительства плотины Гранд-Кули . [ 8 ] В то время как его старший брат Лоуни Рейес и сестра Луана Рейес уехали учиться в школу-интернат Индийской школы Чемава в 1940–1942 годах, Бернард был слишком молод для этого. Он жил с приемными бабушкой и дедушкой Холлами. [ 9 ]

Оставшуюся часть своего детства и юности Рейес прожил со своим отцом то в резервации Колвилл, то в Оканогане, штат Вашингтон . [ 10 ] где он окончил среднюю школу в 1955 году. [ 11 ] Будучи из музыкально настроенной семьи, [ 12 ] Рейес взял трубу. В конце концов он стал ведущим трубачом оркестра средней школы Оканогана. [ 13 ] Он был популярен в своей средней школе, где в целом были белые, хотя родители некоторых его одноклассников не одобряли их общение (или, особенно, свидания) с индейцем. [ 14 ]

Проучившись один год в Вашингтонском университете , Рейес жил со своей матерью в Такоме, штат Вашингтон около года . Там он впервые встретился и ловил рыбу с Бобом Сатиакумом , еще одним коренным американцем. Дрифтерные сети в Такоме для ловли лосося в заливе Комменсмент и впадающих в него реках неоднократно подвергались преследованиям со стороны белых спортивных рыбаков и береговой охраны . В сентябре 1957 года Рейес был зачислен в армию США , где служил в 101-й воздушно-десантной дивизии в качестве «зеленых беретов» парашютиста . [ 11 ] [ 15 ]

Формирование современной индийской идентичности

[ редактировать ]

После ухода из армии в 1959 году и возвращения в район Сиэтл - Такома штата Вашингтон, Рейес устроился на работу в компанию Boeing , основного работодателя, и остался в армейском резерве . [ 16 ] Вскоре он изменил свое имя на «Берни Уайтбер» и возобновил дружбу с Сатиакумом и другими людьми, которые боролись за права коренных жителей на рыбную ловлю на реке Пуйаллап и в других местах Западного Вашингтона. Эти права были подтверждены в постановлении Верховного суда США, известном как Решение Болдта (1974 г.), согласно которому племена Вашингтона стали соуправляющими рыболовными промыслами штата. [ 17 ]

Благодаря борьбе за права на рыбную ловлю, Белый Медведь развил более глубокое чувство исторических конфликтов между индейцами и белым населением, чем он достиг, когда рос вокруг Оканогана. [ 18 ] В этот период борьба за права на лов лосося порой доходила до физического насилия. [ 18 ] Сатиакум был известен среди тех, кто постоянно повышал ставку, намеренно вылавливая рыбу сетями в тех местах, где, как он знал, это вызовет гнев спортивных рыбаков. [ 19 ] По словам его брата и биографа Лоуни Рейеса, Белый Медведь, Сатиакум и еще несколько их друзей «проводили много времени вместе, устраивая вечеринки и выпивая» и называли себя « братской организацией » под названием «Скины» с тремя тавернами Такомы. как свои «домики». «Когда скины собрались, — писал Рейес, — другие сторонились их». [ 20 ] По словам старшего Лоуни Рейеса, за этот период Белый Медведь «много узнал о проблемах городских индейцев » и в нем развился гнев, который он вскоре нашел конструктивное применение. [ 21 ] [ 22 ] В начале 1960-х годов Уайтбер начал искать способ изменить восприятие индейцев в доминирующей американской культуре. Он также хотел поддержать восстановление и сохранение культуры, которая терялась по мере того, как индейцы адаптировались к меняющемуся миру и иногда теряли специфические племенные знания и традиции. [ 23 ]

Летом 1961 года вместе с различными членами своей семьи Уайтбер выступил против предложения федерального правительства «прекратить» отношения с признанной на федеральном уровне резервацией Колвилл. В рамках программы увольнения правительство предложило выплатить по 60 000 долларов США каждому члену племени за отказ от своих прав как американских индейцев. Резервация будет расформирована, а члены племени по существу ассимилируются с культурой большинства. [ 24 ]

Пау-вау и выступления

[ редактировать ]

Еще в 1961 году Whitebear организовал пау-вау в масонском храме Сиэтла; в 1966 году переехал в г. На протяжении всего этого периода он сохранял свою работу в Boeing (и даже играл Сидящего Быка в постановке сотрудников Boeing « Энни, достань свой пистолет» ). [ 25 ] Он также стал участвовать с молодыми индейцами в изучении песен и танцев индейцев плато (включая Колвилл) и равнин , а также больше о конкретных племенах. Белый Медведь выследил индейцев, знающих эти различные традиции, и выучил многие традиционные песни и танцы коренных народов. [ 26 ]

В 1968 году Whitebear собрал танцевальную группу коренных американцев для тура по Юго-Восточной Европе вместе с танцевальным ансамблем «Коледа» в балканском стиле. Позже они совершили вторую поездку, выступив во Франции и Германии. По словам его брата Рейеса, опыт Белого Медведя в Европе помог ему «осознать свое призвание в жизни», «сделать индейцев более заметными для белых людей» и помочь «различным племенам… создать единый фронт». [ 27 ]

Вернувшись домой, Белый Медведь организовал серию пау-вау, более масштабную, чем когда-либо видел Сиэтл, на арене Мерсер в Сиэтл-центре . Он собрал некоторых ведущих певцов, танцоров и барабанщиков традиций Плато и Равнин, а также региональных индейцев Северо-Западного побережья . [ 28 ]

Активист и лидер

[ редактировать ]

В тот же период Белый Медведь особенно заинтересовался проблемами здоровья индейцев Сиэтла. [ 29 ] В то время примерно 25 000 городских индейцев Сиэтла не имели «ни медицинского обслуживания, ни организации, ни денег и ни места для встреч, кроме старой церкви на Борен-авеню». [ 30 ] Уроженец Аляски Боб Лупсон помог организовать бесплатную клинику для индейцев в Больнице общественного здравоохранения Сиэтла (позже Тихоокеанский медицинский центр ); Другими ключевыми фигурами в клинике были Лайл Гриффит, оглала сиу , который тогда был ординатором в Вашингтонском университете, и его жена Донна Гриффит, а позже жители Нью-Йорка Питер и Хинда Шнурман, Джилл Марсден из Англии и фармацевт Эвелин Такахаши. [ 31 ]

Уайтбер покинул Boeing, чтобы помогать в работе клиники. В 1969 году он зарекомендовал себя как отдельная некоммерческая организация — Совет по здравоохранению индейцев Сиэтла (SIHB). В 1970 году Whitebear стал первым исполнительным директором группы. [ 32 ] Лоуни Рейес характеризует SIHB как «первое крупное достижение индийской общины Сиэтла» и говорит, что его брат стал исполнительным директором не потому, что знал что-то конкретное о здравоохранении, а «потому что он был индицем и хорошо говорил». Джилл Марсден все чаще выступала в роли настоящего администратора группы. Примерно через год Whitebear подал в отставку, чтобы сосредоточиться на приобретении земельной базы для городских индейцев Сиэтла.

После общенационального поиска Луана Рейес , сестра Белого Медведя, была принята на должность исполнительного директора после деловой карьеры в Сан-Франциско . [ 33 ] В течение следующего десятилетия она разработала SIHB как учреждение с 200 сотрудниками, признанное национальной моделью. Позже она была назначена заместителем директора Федеральной службы здравоохранения Индии (должность политического назначенца). [ 34 ] [ 35 ]

Вскоре после этого Уайтбер стал активно участвовать в движении за индейцев Сиэтла за приобретение доли земли в Форт-Лотоне , которая будет объявлена ​​лишней , поскольку правительство сократило размеры этого армейского поста. Группа находилась под влиянием «Индейцев всех племен» (IAT), преимущественно студенческой группы активистов, оккупировавших остров Алькатрас , место расположения федеральной тюрьмы , в заливе Сан-Франциско . Первоначально движение Сиэтла называло себя Кинатеччитапи , что означает «черноногие» , что означает «все индейцы». Их первые попытки начать переговоры с властями Сиэтла до передачи земли провалились. Городские власти заявили, что не будут начинать обсуждения, пока не приобретут землю, и передали их в Бюро по делам индейцев (BIA). [ 36 ] Как позже написал Уайтбер: «Это действие продемонстрировало их незнание как политики ограниченного обслуживания BIA, которая исключала городских индейцев, так и пренебрежения и неблагосклонности городских индейцев к BIA». [ 36 ]

Кинатечитапи раскололся на фракцию, которая призывала к прямым действиям , и фракцию, которая предпочитала подождать, пока земля перейдет в руки города, а затем попытаться начать переговоры. [ 37 ] Видным среди тех, кто предпочитал ждать, была Перл Уоррен, основательница Лиги женщин-служителей американских индейцев, которая была обеспокоена тем, что воинственный подход может подорвать существующие службы, финансируемые городом. [ 38 ] Было мирно решено, что те, кто хочет пойти на более крайние меры, не будут использовать имя «Кинатеччитапи». [ 37 ] но возникшая в результате напряженность привела к тому, что Уоррен проиграл следующие выборы президента Сервисной лиги Джойс Рейес. [ 39 ]

Более воинственная группировка вскоре приняла название «Оккупационные силы Форт-Лотона американских индейцев». [ 37 ] Некоторые индейцы всех племен прибыли из Алькатраса, в том числе Ричард Оукс , лидер этой акции; другие активисты приехали из Канады. Был разработан план вторжения на базу. Еще одной прибывшей была Грейс Торп , дочь спортсмена Джима Торпа . Между тем, продолжающиеся протесты вокруг близлежащего Форта Льюис , в том числе со стороны солдат американских индейцев, связывали права коренных жителей с сопротивлением войне во Вьетнаме . По приказу коалиции Форт-Льюиса Джейн Фонда находилась в городе, когда произошло вторжение. [ 40 ] По словам Уайтбера, ее присутствие «захватило воображение мировой прессы. Американские индейцы атаковали действующие военные форты вместе с одним из главных противников участия Соединенных Штатов во Вьетнамской войне». Ее присутствие превратило «попытку обеспечить наземную базу для городских индейцев» в «причудливый, готовый к показу в прайм-тайм сценарий фильма, полный солдат, современных индейцев и антивоенных активистов. в то время индийское движение благодаря присутствию Джейн Фонда приобрело долгожданный авторитет, который в противном случае был бы невозможен». [ 41 ]

8 марта 1970 года Уайтбер был среди лидеров примерно 100 «коренных американцев и сочувствующих», которые противостояли военной полиции в защитном снаряжении в форте. Депутаты выгнали их из форта, но им удалось разбить лагерь за пределами форта. Организовавшись как Фонд «Объединенные индейцы всех племен» (UIATF), они использовали тактику, начиная от политики и заканчивая оккупацией земель и появлением знаменитостей. Некоторые ключевые политические действия происходили на федеральном уровне: UIATF, как и город, подал заявку на прямое приобретение земли, которую федеральное правительство освобождало, и федеральное правительство в конечном итоге настояло на том, чтобы они оба разработали совместный план. Переговоры, конфронтация и даже вмешательство Конгресса в ноябре 1971 года дали им в аренду на 99 лет 20 акров (81 000 м²). 2 Сиэтла ) в том месте, которое впоследствии станет парком открытий , с возможностью продления без пересмотра условий. [ 22 ] [ 40 ] [ 42 ] [ 43 ] Кроме того, городские власти выделили 600 000 долларов Лиге обслуживания женщин американских индейцев на строительство центра социальных услуг. [ 40 ]

Культурный центр Daybreak Star

Вскоре Whitebear был избран генеральным директором UIATF. [ 34 ] В UIATF он успешно курировал сбор средств (включая грант в миллион долларов от государства) и строительство того, что впоследствии стало Культурным центром Daybreak Star . Его брат Лоуни Рейес, скульптор и дизайнер. [ 44 ] — объединился с архитекторами Араем Джексоном для проектирования объекта, открывшегося в 1977 году. [ 45 ] [ 46 ] Позже Рейес стал куратором искусства и писателем, написав личные мемуары и биографию своего брата ( Берни Уайтбер: В поисках справедливости городского индейца , 2006).

Вместе с Бобом Сантосом , Роберто Маэстасом и Ларри Госсеттом , Белый Медведь стал одним из так называемой « Банды четырех Сиэтла » Сиэтла или «Четырех друзей», которые основали Коалицию исполнительных директоров меньшинства . [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Он продолжал строить UIATF как организацию, реализуя самые разные программы: от молодежного дома Ла-ба-те-йа в районе Краун-Хилл до художественной галереи Священного круга в Daybreak Star. В центре также реализуются программы дошкольного образования и поддержки семей, а каждый июль спонсируется крупный ежегодный пау-вау . Он поддерживает «агентство социальных услуг с более чем 100 сотрудниками, годовым бюджетом в 4 миллиона долларов и восемью финансируемыми из федерального бюджета программами, обслуживающими индийцев – от младенцев до пожилых людей». [ 50 ] Кроме того, UIATF приобрела другие земли в Сиэтле за пределами Daybreak Star, в том числе квартал в центре города на улицах Секонд и Черри. [ 51 ]

В ту же эпоху, когда строилась «Дневная звезда», Уайтбер работал в Комиссии по делам искусств Сиэтла . [ 52 ] В 1995 году он был назначен членом правления Национального музея американских индейцев и участвовал в планировании нового музея. [ 51 ] открывшийся 21 сентября 2004 года на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 53 ]

Уайтбер умер от рака толстой кишки 16 июля 2000 года. [ 42 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Белый Медведь женился на Джессике Кинг. У него было шестеро детей. [ 50 ] Мэрилин Сибер из племени Нит Нат была его «постоянной спутницей» более десяти лет в 1970-х и 80-х годах, и в какой-то момент они были помолвлены. [ 54 ] По словам его брата, он вел себя как родитель для «каждого индийского ребенка в Сиэтле». [ 55 ] Большую часть денег он раздавал тем, кого считал более нуждающимися, иногда занимая для этого деньги у своих братьев и сестер. [ 56 ]

Наследие и почести

[ редактировать ]
  • В 1997 году губернатор Вашингтона Гэри Локк объявил Уайтбера первым в штате «Гражданином десятилетия». После смерти Белого Медведя он сказал, что Белого Медведя следовало бы назвать гражданином «Века». [ 57 ] Активист и писатель Вайн Делориа-младший назвал его самым важным индейцем прошлого века. [ 58 ]
  • В 2000 году смерть Уайтбира была на первых полосах газет Seattle Times и Seattle Post-Intelligencer . « Таймс » два дня подряд публиковала статьи о нем на первых полосах. [ 59 ]
  • В его честь рядом с культурным центром Daybreak Star был создан Этноботанический сад Мемориала Берни Уайтбера. [ 60 ]
  • Лоуни Рейес увековечил память Белого Медведя и его сестры Луаны в общественной скульптуре «Ловец снов» на углу Йеслер-Уэй и 32-й улицы в Сиэтле. [ 61 ] [ 62 ]
  • Одиннадцатый этаж здания Чинук округа Кинг , построенного в 2008 году на Пятой улице и Джефферсоне, был назван в его честь. [ 63 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рейес 2002, с. 78, 191.
  2. ^ Рейес 2002, с. 78.
  3. ^ Рейес 2002, passim , особенно стр. 186 и др. след.
  4. ^ Рейес 2002, с. 38 и след. , 78
  5. ^ МакРобертс, 2003 г., говорит, что он родился в Инчелиуме, Вашингтон ; Рейес указывает, что именно там в то время жила семья, но Рейес 2006, с. 3–4 указывает на роды в больнице. Кроме того, МакРобертс говорит, что он был «одним из шести детей матери-индианки и отца-филиппинца»; предположительно, он включает в себя сводных братьев и сестер, которые позже родились у его матери с Гарри Вонгом.
  6. ^ Рейес 2002, с. 31 и след. , 187
  7. ^ Рейес 2002, с. 90.
  8. ^ Рейес 2002, стр. 74–75, 185, 194.
  9. ^ Рейес 2002, с. 93, 103.
  10. ^ Рейес 2002, пас .
  11. ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 186.
  12. ^ Различные упоминания в нескольких мемуарах Лоуни Рейеса, но особенно см. Reyes 2006, p. 94–102 о его отце, сестре и брате, выступающих в водевиле.
  13. ^ Рейес 2006, с. 52.
  14. ^ Рейес 2006, с. 55–60.
  15. ^ Рейес 2006, с. 61 эт. след. ; п. 71, когда он поступил на службу.
  16. ^ Рейес 2006, с. 72–73.
  17. ^ Рейес 2002, с. 186–187.
  18. ^ Jump up to: а б Рейес 2006, с. 77.
  19. ^ Рейес 2006, с. 78.
  20. ^ Рейес 2006, с. 79.
  21. ^ Рейес 2006, с. 81 и след.
  22. ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 187.
  23. ^ Рейес 2006, с. 83–85.
  24. ^ Рейес 2006, с. 87.
  25. ^ Рейес 2006, с. 89.
  26. ^ Рейес 2006, с. 86–87.
  27. ^ Рейес 2006, с. 89–91.
  28. ^ Рейес 2006, с. 91 и след.
  29. ^ Рейес 2006, с. 93.
  30. Кейт Монтана, «Неутомимый защитник Берни Уайтбера оплакивает». Архивировано 30 апреля 2007 г., в Wayback Machine , 2 августа 2000 г., Indian Country Today . Доступ онлайн: 12 марта 2007 г.
  31. ^ Рейес 2006, с. 93–94.
  32. ^ Рейес 2006, с. 94–96.
  33. ^ Рейес 2006, с. 96–97.
  34. ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 185–186.
  35. ^ Рейес 2006, с. 97.
  36. ^ Jump up to: а б Белый Медведь 1994, с. 4.
  37. ^ Jump up to: а б с Белый Медведь 1994, с. 4–5.
  38. ^ Рейес 2006 с. 103.
  39. ^ Рейес 2006 с. 103–104.
  40. ^ Jump up to: а б с Белый Медведь 1994, с. 5.
  41. ^ Белый медведь 1994, с. 5. Исправлены опечатки в оригинале; там было написано «современные индейцы»; это исправлено на «современных индейцев»; Кроме того, имя Фонды в одном месте было напечатано как «Фсинда».
  42. ^ Jump up to: а б МакРобертс 2003 г.
  43. ^ Рейес 2006, с. 97 эт. след. , 113
  44. ^ Рейес 2002, passim , особенно стр. 181 эт. след.
  45. ^ Рейес 2002, с. 187–188.
  46. ^ Рейес 2006, с. 108 эт. след. приводит несколько анекдотов о сборе средств для Daybreak Star.
  47. ^ Роберто Маэстас , Проект гражданских прав и истории труда Сиэтла, Вашингтонский университет. По состоянию на 11 марта 2007 г.
  48. Джейми Гарнер и Дорри Элиас, «Берни Уайтбер: Элегия для ушедшего, но никогда не забытого активиста», Real Change («газета для бездомных» Сиэтла), 15 августа 2000 г.
  49. ^ Рейес 2002, с. 188–189.
  50. ^ Jump up to: а б [Алек Тизон, «Перед лицом конца, активист размышляет о победах жизни»], Сиэтл Таймс, 2 декабря 1997 г.
  51. ^ Jump up to: а б Рейес 2002, с. 189.
  52. ^ Рейес 2006, с. 113.
  53. ^ «Национальный музей американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия» в программе стажировок. Архивировано 3 ноября 2007 г. в Wayback Machine , Национальный музей американских индейцев. Доступ онлайн 25 октября 2007 г.
  54. ^ Рейес 2006, с. 117–118.
  55. ^ Рейес 2006, пас. , особ. п. 118.
  56. ^ Рейес 2006, с. 117. Его брат Лоуни Рейес рассказывает в своей биографии, что Берни был мягким человеком для своих племянниц и племянников, часто давал или одалживал им те самые деньги, которые он занимал у их родителей (Reyes 2006, стр. 119).
  57. ^ Рейес 2002, с. 191, 192.
  58. ^ Рейес 2006, с. 136.
  59. ^ Рейес 2006, с. 147.
  60. Этноботанический мемориальный сад Берни Уайтбера. Архивировано 28 сентября 2007 г., в Wayback Machine , AfterWords, Общественный колледж Эдмондса, 11 октября 2005 г. По состоянию на 12 марта 2007 г.
  61. ^ Лоуни Рейес , Проект гражданских прав и истории труда в Сиэтле, Вашингтонский университет. По состоянию на 11 марта 2007 г.
  62. ^ «Описание муниципальных архивов Сиэтла: Берни Уайтбер, лидер коренных американцев» . cityclerk.seattle.gov . Проверено 4 марта 2018 г.
  63. Магнолия Великая Бернис Стерн и основатель Daybreak Star Берни Уайтбер удостоены чести на торжественном открытии нового здания Чинук. Архивировано 12 октября 2008 г., на официальном сайте Wayback Machine , округ Кинг, 25 января 2008 г. По состоянию на 3 июня 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab55a2ece4def52a9e4599ae305124cd__1697296020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/cd/ab55a2ece4def52a9e4599ae305124cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bernie Whitebear - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)