Оглала
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
Оглала Лахота Ояте | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
46 855 зарегистрированных членов племени (2013 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() | |
Языки | |
Лакота , английский [2] | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, Танец Солнца , [3] Индейская церковь , христианство [4] | |
Родственные этнические группы | |
другие народы Лакота , Дакота , я вошел [5] |
Оглала . (произносится [oɡəˈlala] , что означает «разбрасывать своих» на языке лакота) [5] ) — одно из семи подплемен народа лакота , которые вместе с дакотой составляют Очети Шакови (Семь огней Совета). Большинство оглала проживают в индейской резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте , восьмой по величине индейской резервации в Соединенных Штатах.
Оглала — признанное на федеральном уровне племя , официальное название которого — Нация Оглала Лакота . Ранее оно называлось племенем оглала-сиу из резервации Пайн-Ридж, Южная Дакота . Однако многие оглала отвергают термин « сиу » из-за гипотезы (среди других возможных теорий ), что его происхождение может быть уничижительным словом, означающим «змея» на , входивших языке оджибве в число исторических врагов лакота. Они также известны как Оглала Лахота Ояте .
История
[ редактировать ]Старейшины оглала рассказывают истории о происхождении названия «оглала» и их возникновении как отдельной группы, вероятно, где-то в 18 веке.
Конфликт с европейскими поселенцами
[ редактировать ]В начале 19 века европейцы и американцы все чаще проходили через территорию Лакота. Они искали меха, особенно и сначала бобра, а затем бизона . Торговля мехом изменила экономику и образ жизни оглала.
В 1868 году Соединенные Штаты и великая нация сиу подписали Договор Форт-Ларами . [6] В результате оглала стали все более поляризованными по поводу того, как им следует реагировать на продолжающееся вторжение Америки на их территорию. По этому договору было конфисковано большое количество земель Оглала и права на Соединенные Штаты в обмен на еду и другие предметы первой необходимости. [7] Некоторые банды лакота обращались к индийским агентствам — учреждениям, которые позже обслуживали индейские резервации — за порциями говядины и натуральными продуктами от правительства США. Другие группы твердо придерживались образа жизни коренных народов. Многие банды Лакота находились между этими двумя крайностями, приезжая в агентства зимой и присоединяясь к своим родственникам на севере каждую весну. Эти проблемы еще больше раскололи различные банды оглала.
Приток белых поселенцев на территорию Айдахо часто означал прохождение через территорию Оглала, а иногда и приносил с собой опасности, как Фанни Келли описала в своей книге 1871 года «Рассказ о моем пленении среди индейцев сиу» . [8]
Раннее бронирование
[ редактировать ]Резервация Великая Сиу была разделена на пять частей. Это привело к тому, что Агентство Красного Облака несколько раз перемещалось на протяжении 1870-х годов, пока оно не было перемещено и переименовано в резервацию Пайн-Ридж в 1878 году. К 1890 году в резервации проживало 5537 человек, разделенных на несколько округов, включавших около 30 отдельных сообществ.
Временная приостановка христианских миссий в 2022 году
[ редактировать ]В июле 2022 года Совет племени оглала сиу временно приостановил работу христианских миссий в резервации Пайн-Ридж. Совет призвал к расследованию финансовой практики миссионера Центра мечты, и миссия «Иисус — Царь» была изгнана из резервации за распространение брошюр, которые племя считало ненавистными. [9]
Социальная организация
[ редактировать ]

Уважаемый старейшина Оглала Левая Цапля однажды объяснил, что до прихода Белой Женщины-Бизоньего Телёнка «люди бегали по прерии, как дикие животные», не понимая центральной важности сообщества. Левая Цапля подчеркнула, что эта почитаемая женщина-дух не только принесла племени Священную трубку, но и преподала народу лакота множество ценных уроков, включая важность семьи ( тивахе ) и общины ( тиёспайе ). Цель продвижения этих двух ценностей стала тогда приоритетом, и, по словам антрополога из Дакоты Эллы Кара Делориа , «все остальные соображения были второстепенными — собственность, личные амбиции, слава, хорошие времена, сама жизнь. Без этой цели и постоянной борьбы чтобы достичь этого, люди больше не будут Дакотами. Они даже больше не будут людьми». [11] Эта прочная и прочная связь между родственными семьями глубоко повлияла на историю Оглалы.
Сообщество ( Тийошпае )
[ редактировать ]Доктор Джон Дж. Сэвилл, американский индейский агент Агентства Красного Облака , заметил в 1875 году, что племя оглала разделилось на три основные группы: киюкса , ойюпе и истинные оглала. «Каждая из этих банд подразделяется на более мелкие партии, имеющие разные названия, обычно обозначаемые по имени своего вождя или лидера». [12] Поскольку оглала поселились в резервации Пайн-Ридж в конце 1870-х годов, их общины, вероятно, выглядели примерно так:
Оюспе Тийошпае
- True Oyuşpe ( Big Road группа ). Среди других участников: Черный Лось.
- Вакан
- Макайку ( Red Dog ) группа
Оглала Тиёшпае
- Истинная Оглала
- Caŋkahuaŋ ( Собачья банда). Среди других участников: Short Bull ; Амос Бык с плохим сердцем .
- Хокаюта ( Black Twin ) группа
- Huŋkpatila ( Little Hawk и Crazy Horse ) группа
- Ité šíčA ( Red Cloud ) группа
- Payabya ( группа Young Man Afraid of His Horses )
- Wagluşe ( вождь Blue Horse , группа American Horse и Three Bear 's)
Киякса Тиёшпае
- Истинная Киякса
- Куинян ( Little Wound ) группа
- Тапишлеца ( Желтого Медведя ) отряд
Население
[ редактировать ]К 1830 году в Оглале насчитывалось около 3000 членов. В 1820-х и 1830-х годах оглала вместе с брюле , другой группой лакота и тремя другими группами сиу сформировали Альянс сиу. Этот Альянс нападал на окружающие племена по территориальным и охотничьим причинам.
Культура
[ редактировать ]Гендерные роли
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что женщины играли решающую роль в жизни семьи: они производили почти все, что использовалось семьей и племенем. Они выращивали и перерабатывали различные культуры; приготовил еду; готовая дичь и рыба; обрабатывали шкуры для изготовления одежды и обуви, а также сумок для хранения, покрытия типи и других предметов. Женщины исторически контролировали еду, ресурсы и движимое имущество, а также владели семейным домом. [13]
Обычно в обществе оглала лакота мужчины отвечают за политику племени. Мужчины обычно являются руководителями политических дел, военачальниками и воинами, а также охотниками. Традиционно, когда мужчина женится, он уходит жить к жене с ее народом.
Флаг оглалы
[ редактировать ]
Красное поле флага Оглала символизирует кровь, пролитую сиу при защите своих земель, и саму идею «красных людей». Круг из восьми белых вигвамов вершинами наружу символизирует восемь районов резервации: Дикобраз, Вакпамми, Медисин-Рут, Пасс-Крик, Орлиное гнездо, Белая глина, Ла-Крик и Вундед-Ни (FBUS, 260–262). При использовании в помещении или на парадах флаг украшается темно-синей бахромой, которая включает в дизайн цвета Соединенных Штатов». [14]
«Флаг впервые был показан на церемонии Танца Солнца в 1961 году и официально принят 9 марта 1962 года. С тех пор он приобрел более важную роль, возможно, из-за своего возраста, четкого дизайна и универсальной символики. Флаг Оглала теперь является флагом Оглала. обычное явление на пау-вау коренных американцев, а не только на собраниях сиу, и его часто вывешивают как обычный индейский флаг». [15]
Флаг на фото является оригинальным, а не текущим флагом OST.
Известный Оглала
[ редактировать ]

Лидеры
[ редактировать ]- Американская лошадь ( младшая )
- Американская лошадь ( Старший )
- Брайан Брюэр
- Сумасшедшая лошадь
- Вороная собака ( Кангисанка )
- пинающий медведь
- Маленькая рана
- Старый вождь Дым ( Шота )
- Красное Облако
- Железный Хвост
- Летающий ястреб
- Большой рот
- Сесилия Огненный Гром
- Тереза Два Быка
- Молодой человек боится своих лошадей
- Черный Лось
- Красная рубашка (Оглала)
- Лютер Стоящий Медведь
- Генри Стоящий Медведь
- Рассел Минс ( Ояте Вациньяпин )
- Джон Йеллоу Берд Стил
- Стив Ливермонт
Военнослужащие
[ редактировать ]- Эд МакГаа – войны в Корее и Вьетнаме ветеран
- Ола Милдред Рексроат — WASP , Вторая мировая война [16]
Художники
[ редактировать ]- Имоджен Гудшот Аркеро , мастер по бисероплетению
- Артур Амиотт , художник смешанной техники
- Амос Бык с плохим сердцем
- Kicking Bear , художник бухгалтерской книги
Поэты
[ редактировать ]Рассказчики
[ редактировать ]Спортсмены
[ редактировать ]- Билли Миллс , олимпийский чемпион ( 1964 )
- Тетон Салтес , профессиональный футболист, подписавший контракт с New York Jets из НФЛ (2021 г.)
- Суэнн Биг Кроу , баскетболистка средней школы Пайн-Ридж
Исполнители
[ редактировать ]- Альберт Боится Ястреба - участник Шоу Дикого Запада Буффало Билла, который умер и был похоронен в Дэнбери, штат Коннектикут, во время турне в 1900 году. Его останки были эксгумированы и повторно захоронены в резервации Пайн-Ридж в 2012 году. [17]
Кулинарные активисты
[ редактировать ]- Шон Шерман ( Пайн-Ридж, Южная Дакота ), соавтор книги «Кухня коренных народов шеф-повара сиу». [18]
См. также
[ редактировать ]- Сиканю , Брюле (Обожженные бедра)
- Itazipco , Sans Arc (Без бантов)
- Хукпапа (Конец деревни)
- Миниконжу (Болотное растение)
- Сихасапа (черноногие сиу)
- О'охенупа (Два чайника)
- Четыре пушки
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Агентство Пайн-Ридж". Архивировано 17 февраля 2013 г. в Wayback Machine Министерства внутренних дел США по делам индейцев. Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Притцкер 329
- ^ Притцкер 331
- ^ Притцкер 335
- ^ Jump up to: а б Прицкер 328
- ^ Сулек, Лорен (12 января 2024 г.). «Договорное право коренных американцев 101» . КЕЛОЛАНД . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Минс, Джеффри Д. (осень 2011 г.). « Индейцы ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ВСЕ сообща»: идентичность оглала-лакота и разведение скота в резервации Пайн-Ридж». Монтана: Журнал западной истории . 61 (3): 3–21, 91–93. JSTOR 23054756 .
- ^ Фанни Келли о своем пленении среди индейцев сиу, Рассказ о моем пленении среди индейцев сиу Фанни КЕЛЛИ, прочитанный Тришей Г. | Полная аудиокнига на YouTube , аудиокниги LibriVox.
- ^ Томпсон, Даррен (28 июля 2022 г.). «Племя оглала сиу временно приостанавливает всю христианскую миссионерскую работу» . Родные новости онлайн . Проверено 23 декабря 2022 г.
- ^ «Принимайте участие: Сара Игл Харт о том, как поддержать коренные общины» . Голоса увеличены . Неотложная помощь. 11 марта 2021 г. . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Делория, Элла (1944). Кстати об индейцах . Нью-Йорк: Дружба Пресс. п. 25.
- ^ Сэвилл, Джон Дж. (31 августа 1875 г.). «Комиссару по делам индейцев». Годовой отчет комиссара по делам индейцев . Вашингтон, округ Колумбия: Бюро по делам индейцев , правительственная типография: 250. Доктор Сэвилл также перечислил в своем отчете четвертую группу, Ваджадже , но, хотя в то время они были тесно связаны с оглала, на самом деле они были Брюле .
- ^ ЛаФромбуаз, Тереза Д.; Хейл, Аннелиз М.; Озер, Эмили Дж. (1990). «Изменение и разнообразие ролей женщин в культурах американских индейцев» . Сексуальные роли . 22 (7–8): 455–476. дои : 10.1007/bf00288164 . S2CID 145685255 .
- ^ [1] , Флаги CRW
- ^ [2] , Флаги CRW
- ^ «Месяц наследия американских индейцев - женщины-ветераны из числа коренных американцев» . Министерство обороны .
- ^ «Альберт, боящийся ястреба» . Альберт Боится ястреба . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ «Шеф-повар сиу» . Шеф-повар Сиу . Проверено 13 января 2019 г. С веб-сайта («Шон Шерман: основатель / главный шеф-повар»): «Команда Sioux Chef продолжает свою миссию, чтобы помочь просвещать и делать местные продукты более доступными для как можно большего числа сообществ».
Ссылки
[ редактировать ]- Племя оглала сиу: профиль
- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Правящий Пайн-Ридж: Политика Оглала Лакота от ИРА до Вундед-Ни Издательство Техасского технологического университета
- Говорит Черный Лось: история жизни святого человека из Университета Оглала Сиу в Небраске Press
Внешние ссылки
[ редактировать ]