Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, при котором высокие ожидания приводят к улучшению результатов в определенной области, а низкие ожидания приводят к ухудшению результатов. [1] Он назван в честь греческого мифа о Пигмалионе , скульпторе, который настолько влюбился в созданную им совершенно красивую статую, что статуя ожила. Психологи Роберт Розенталь и Ленор Джейкобсон представляют точку зрения, которая была поставлена под сомнение в результате более поздних исследований в своей книге «Пигмалион в классе» ; заимствуя кое-что из мифа, продвигая идею о том, что ожидания учителей от своих учеников влияют на успеваемость учеников. [2] Розенталь и Джейкобсон считали, что высокие ожидания ведут к улучшению результатов, а низкие ожидания ведут к ухудшению. [3] оба эффекта приводят к самоисполняющемуся пророчеству .
Согласно эффекту Пигмалиона, цели ожиданий усваивают свои положительные ярлыки, и те, у кого положительные ярлыки, соответственно добиваются успеха; аналогичный процесс работает в противоположном направлении в случае низких ожиданий. Идея эффекта Пигмалиона заключается в том, что увеличение ожиданий лидера от действий последователя приведет к повышению производительности последователя.
В социологии этот эффект часто упоминается в отношении образования и социального класса . Эффект Пигмалиона остается спорным среди социальных психологов , поскольку исследователям неоднократно не удавалось повторить первоначальные выводы о сильном, статистически значимом эффекте. [4]
Исследование Розенталя-Якобсона
[ редактировать ]Роберта Розенталя и Ленор Джейкобсон показало Исследование , что успеваемость детей улучшалась, если учителя ожидали от детей более высоких результатов. [5] Точно так же, если бы учителей заставили ожидать от детей более низкой успеваемости, то и успеваемость детей снизилась бы. Авторы утверждают, что результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что на производительность могут положительно или отрицательно влиять ожидания других. Это явление называется эффектом ожидания наблюдателя . Розенталь утверждал, что предвзятые ожидания могут повлиять на реальность и создать самоисполняющиеся пророчества. [6]
всем учащимся одной начальной школы в Калифорнии был проведен замаскированный тест на IQ В начале исследования . Эти оценки не разглашались учителям. Учителям сказали, что некоторые из их учеников (около 20% школы, выбранной наугад) в этом году, как можно ожидать, будут «интеллектуальными расцветами» и преуспеют лучше, чем ожидалось, по сравнению с их одноклассниками. Имена шароваров были известны учителям. В конце исследования всех студентов снова протестировали с помощью того же теста IQ, который использовался в начале исследования. Все шесть классов как в экспериментальной, так и в контрольной группах показали средний прирост IQ в период до и после теста. Однако первоклассники и второклассники показали статистически значимые успехи в пользу экспериментальной группы «интеллектуальных цветущих». Это привело к выводу, что ожидания учителей, особенно в отношении детей младшего возраста, могут влиять на успеваемость учащихся. Розенталь считал, что даже отношение или настроение могут положительно повлиять на учеников, если учителю сообщат о «блумеров». Учитель может уделять больше внимания ребенку и даже относиться к нему по-другому в трудные времена.
Розенталь предсказал, что учителя начальной школы могут подсознательно вести себя таким образом, чтобы способствовать и поощрять успехи учеников. Закончив, Розенталь предположил, что в будущем можно будет провести исследования, чтобы найти учителей, которые будут естественным образом поощрять своих учеников, не меняя методов обучения. Исследование эффекта Пигмалиона, проведенное Розенталем и Джейкобсоном, подверглось критике как за слабую методологию, так и за отсутствие возможности повторения (см. « Пигмалион в классе » ).
Предыдущее исследование, послужившее основанием для этого исследования, было проведено психологами в 1911 году в отношении случая Умного Ганса , лошади, получившей известность, поскольку предполагалось, что она способна читать, писать по буквам и решать математические задачи, используя для ответа копыта. Многие скептики предположили, что спрашивающие и наблюдатели непреднамеренно сигнализировали об Умном Гансе. Например, всякий раз, когда Умному Гансу задавали вопрос, поведение наблюдателей обычно вызывало у испытуемого определенное поведение, которое, в свою очередь, подтверждало их ожидания. Например, Умному Гансу предлагалось решить математическую задачу, и зрители становились очень напряженными, чем ближе он постукивал ногой к нужному числу, тем самым давая Гансу подсказку, необходимую для того, чтобы постучать правильное количество раз. [7]
Медиатор – лидерское поведение
[ редактировать ]Иден и Шани определили лидерство как посредника эффекта Пигмалиона. [8] Исследование показало, что стажеры с сильным командным потенциалом дали инструкторам более высокие общие оценки лидерства, чем стажеры из контрольной группы. Согласно более позднему анализу опроса Идена, [9] Преподаватели были оценены более положительно по каждому из четырех аспектов управленческого лидерства по данным Bowers и Seashore. [10] Иден назвал это явление стилем лидерства Пигмалиона (ПЛС). PLS включает последовательное поощрение, поддержку и усиление ожиданий, что приводит к тому, что подчиненные принимают, принимают или усваивают эти ожидания. Примечательно, что этих инструкторов необходимо было проинформировать об их различных способах обращения со стажерами, что поддержало утверждение Розенталя о том, что то, как инструкторы обращаются с людьми, от которых ждут больших ожиданий, не является намеренным или преднамеренным.
Медиатор – Эффект Галатеи
[ редактировать ]Второй медиатор эффекта Пигмалиона является прямым результатом PLS, названного Иденом и Равидом эффектом Галатеи. [11] что является результатом прямого манипулирования ожиданиями обучаемых от самих себя. Лидерское поведение PLS имеет возможность повысить ожидания стажеров от их работы. В исследовании программы обучения IDF Иден и Равид заметили, что повышение ожиданий инструкторов в отношении конкретных стажеров приводило как к более высоким результатам (эффект Пигмалиона), так и к увеличению самоожиданий этих стажеров. [11] Исследование также показало, что повышения уровня производительности этих стажеров можно добиться, напрямую повысив их ожидания, сказав им, а не инструкторам, что у них высокий потенциал.
Критика эффекта Пигмалиона
[ редактировать ]Педагогический психолог Роберт Л. Торндайк описал низкое качество исследования «Пигмалиона». Проблема исследования заключалась в том, что инструмент, используемый для оценки показателей IQ детей, имел серьезные недостатки. [12] Средний показатель интеллекта детей в одном обычном классе находился в диапазоне умственно отсталых, что крайне маловероятно для обычного класса садовой эстрадной школы. В конце концов Торндайк пришел к выводу, что находки Пигмалиона бесполезны. Цитируя своего коллегу, Торндайк так писал об измерительных проблемах исследования: «Когда часы бьют тринадцать, возникает сомнение не только в последнем ударе, но и во всем, что было до него» (стр. 710). Более вероятно, что рост показателей IQ по сравнению с диапазоном умственно отсталых был результатом регресса к среднему значению , а не ожиданий учителей. Более того, метаанализ, проведенный Рауденбушем [13] показали, что когда учителя знакомились со своими учениками в течение двух недель, эффект предварительного введения ожиданий сводился практически к нулю.
35-летних исследований ожиданий учителей, проведенный в 2005 году, Метаанализ показал, что, хотя самоисполняющиеся пророчества в классе действительно случаются, последствия обычно невелики и временны. Неизвестно, влияют ли самоисполняющиеся пророчества на интеллект или имеют иной вредный эффект. Причина эффекта может заключаться в том, что ожидания учителей от учеников точны, а не в том, что они самореализуются. [4] Первоначально Розенталь утверждал, что прирост IQ в экспериментальной группе с течением времени составил «на 24,8 балла больше, чем в контрольной группе», и что этот прирост был постоянным и широко распространенным, но несколько исследований, проведенных с 1980-х годов, не смогли воспроизвести эти результаты. Вместо этого они обнаружили лишь очень слабый эффект и только у очень небольшого меньшинства (от 5 до 10%) студентов. Также было обнаружено, что незначительный прирост производительности «сбрасывается» всего через несколько недель. [4] [2] [12] [14]
Мнения учеников об учителях
[ редактировать ]На учителей также влияют дети в классе. Учителя отражают то, что проецируют на них ученики. В эксперименте, проведенном Дженкинсом и Дено (1969), учителя были помещены в класс с детьми, которым было приказано либо быть внимательными, либо невнимательными к лекции учителей. Они обнаружили, что учителя, находившиеся в состоянии внимательности, оценили свои педагогические навыки как более высокие. [15] Аналогичные выводы Херрелла (1971) показали, что, когда учитель заранее определил, что классы должны быть теплыми или холодными, учитель начнет тяготеть к этим предварительным условиям. [16] Для развития этой концепции Кляйн (1971) провел такое же исследование с участием учителей, которые еще не знали о каких-либо предварительных условиях в классе, но с классом, полным единомышленников, которым было приказано действовать по-разному в течение лекций. «Кляйн сообщил, что между поведением студентов в естественных и позитивных условиях было мало различий». [17] В более наблюдательном исследовании, направленном на устранение подобных эффектов Хоторна , Оппенлендер (1969) изучил 20% лучших и худших учащихся шестого класса школы, которая отслеживает и организует своих учеников в соответствии с такими критериями. [17]
Применение на рабочем месте
[ редактировать ]Поведение, которое лидер направляет на сотрудника, может повлиять на поведение сотрудника, соответствующее ожиданиям лидера. Ожидания лидера от сотрудника могут изменить поведение лидера. [18] Например, лидер может ожидать, что сотрудник будет заниматься учебной деятельностью, и, в свою очередь, сотрудник может участвовать в большем обучении, что соответствует идее самоисполняющегося пророчества. Лидеры имеют власть над сотрудниками (включая право уволить сотрудника), и, таким образом, изменение поведения сотрудников может быть результатом этой разницы во власти. [18]
Применение в военных условиях
[ редактировать ]Эффект Пигмалиона дополнительно подтверждается в военных условиях после его применения на рабочем месте. Иден и Шани использовали инструкторов и стажеров программ обучения Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ) в 1982 году для экспериментов в военных условиях с целью проверки эффекта Пигмалиона. Они случайным образом выбрали группу стажеров и сказали инструкторам, что у них исключительный лидерский потенциал. В свою очередь, эта группа превзошла контрольные группы по четырем объективным тестам. Это исследование примечательно, поскольку в нем в качестве образца использовались взрослые израильские солдаты, а не предыдущая выборка американских детей, что позволило сделать вывод, что эффект Пигмалиона можно применять к различным контекстам, а не только к исходной обстановке в классе, где он был первоначально замечен и воспроизведен, подтверждая его обобщаемость. [8]
Применение в уходе
[ редактировать ]Эффект Пигмалиона был отмечен в нескольких контекстах, не связанных с образованием. Например, в доме престарелых медсестрам сказали, что некоторые пациенты проходят реабилитацию быстрее, чем другие. Эти пациенты демонстрировали более низкий уровень депрессии и реже нуждались в госпитализации, чем пациенты со средними ожиданиями. [19]
Эффект Пигмалиона также обсуждался в связи с лечением алкогольной зависимости, поскольку было обнаружено, что у терапевтов, которые характеризовали своих клиентов как «мотивированных», процент отсева был ниже, чем у тех, кто называл их «немотивированными». [20]
Гендерные ограничения
[ редактировать ]Одним из существенных ограничений практического применения исследований Пигмалиона является нерешенный вопрос о том, действует ли эффект Пигмалиона одинаково для разных полов. Примечательно, что исследования пришли к выводу об отсутствии эффекта Пигмалиона у женщин. Это говорит о том, что, в отличие от коллег-мужчин, более высокие стандарты для женщин-руководителей лишь иногда могут привести к повышению производительности подчиненных.
Подчиненные-женщины использовались во многих исследованиях, которые, в свою очередь, не смогли продемонстрировать значительную корреляцию между эффектом Пигмалиона. Например, неопубликованное исследование Кинга в 1970 году предоставило два примера неудачных попыток эффекта Пигмалиона, в которых в основном участвовали подчиненные-женщины. Эффект Пигмалиона не был обнаружен в исследовании Саттона и Вудмана среди женщин-главных работниц в сфере розничной торговли. [21]
Этические ограничения
[ редактировать ]Традиционная практика Пигмалиона влечет за собой обман, который можно считать неэтичным в реальных организационных контекстах. По мнению некоторых исследователей, в таких реальных обстоятельствах это не следует делать практикой по умолчанию. При осуществлении этой манипуляции руководителям приходится быть обманутыми со стороны своего начальника или персонала. Если бы обман был раскрыт и раскрыт публично, это могло бы привести к значительному ухудшению доверия на рабочем месте. [22]
См. также
[ редактировать ]- Эффект голема
- Закон притяжения (Новая мысль)
- Список одноименных законов
- Эффект Мэтью
- Эффект плацебо
- Положительный отзыв
- Спортивная психология
- Угроза стереотипов
- Самоисполняющееся пророчество
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бруковер, Уилбур Б.; Розенталь, Роберт; Джейкобсон, Ленор (апрель 1969 г.). «Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников» . Американский социологический обзор . 34 (2): 283. дои : 10.2307/2092211 . ISSN 0003-1224 .
- ^ Перейти обратно: а б Рауденбуш, Стивен В. (1984). «Величина влияния ожиданий учителей на IQ учеников в зависимости от достоверности индукции ожиданий: синтез результатов 18 экспериментов». Журнал педагогической психологии . 76 : 85–97. дои : 10.1037/0022-0663.76.1.85 .
- ^ Митчелл, Теренс Р.; Дэниелс, Дениз (2003). «Мотивация». У Уолтера К. Бормана; Дэниел Р. Ильген; Ричард Дж. Климоски (ред.). Справочник по психологии (том 12) . John Wiley & Sons, Inc. с. 229. ИСБН 0-471-38408-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джуссим, Ли; Харбер, Кент Д. (2005). «Ожидания учителей и самоисполняющиеся пророчества: известные и неизвестные, решенные и неразрешенные противоречия» . Обзор личности и социальной психологии . 9 (2): 131–155. дои : 10.1207/s15327957pspr0902_3 . ISSN 1088-8683 .
- ^ Роберт Розенталь; Ленор Джейкобсон (сентябрь 1968 г.). «Пигмалион в классе». Городское обозрение . 3 (1): 16–20. дои : 10.1007/BF02322211 . ISSN 0042-0972 . Викиданные Q29544249 .
- ^ Розенталь, Роберт ; Джейкобсон, Ленор (1992). Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников (новое расширенное изд.). Бансифелин, Кармартен, Уэльс: паб Crown House. ISBN 978-1904424062 .
- ^ Оскар Пфунгст (2010). «ГЛАВА IV ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ» . Умный Ганс (Лошадь господина фон Остена) . Переводчик: Карл Л. Ран – через Gutenberg.org.
- ^ Перейти обратно: а б Иден, Дов; Шани, Авраам Б. (апрель 1982 г.). «Пигмалион отправляется в учебный лагерь: ожидания, лидерство и результативность стажеров». Журнал прикладной психологии . 67 (2): 194–199. дои : 10.1037/0021-9010.67.2.194 .
- ^ Йодер, Дженис Д.; Иден, Дов (январь 1991 г.). «Пигмалион в менеджменте: продуктивность как самоисполняющееся пророчество». Обзор Академии менеджмента . 16 (1): 209. дои : 10.2307/258615 . JSTOR 258615 .
- ^ Бауэрс, Дэвид Г.; Берег моря, Стэнли Э. (1966). «Прогнозирование организационной эффективности с помощью четырехфакторной теории лидерства». Ежеквартальный журнал административной науки . 11 (2): 238–263. дои : 10.2307/2391247 . JSTOR 2391247 .
- ^ Перейти обратно: а б Иден, Дов; Равид, Гад (1 декабря 1982 г.). «Пигмалион против самоожиданий: влияние инструктора и самоожиданий на успеваемость стажеров». Организационное поведение и человеческая деятельность . 30 (3): 351–364. дои : 10.1016/0030-5073(82)90225-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Торндайк, Р.Л. (1968). Рецензируемая работа: «Пигмалион в классе» Роберта Розенталя и Леноры Джейкобсон. Американский журнал исследований в области образования, 5 (4), 708–711.
- ^ Рауденбуш, Стивен В. (1984). «Величина влияния ожиданий учителей на IQ учеников в зависимости от достоверности индукции ожиданий: синтез результатов 18 экспериментов». Журнал педагогической психологии . 76 : 85–97. дои : 10.1037/0022-0663.76.1.85 .
- ^ Шпиц, Герман Х (1 сентября 1999 г.). «Осажденный Пигмалион: история споров по поводу утверждений о том, что ожидания учителя повышают интеллект» . Интеллект . 27 (3): 199–234. дои : 10.1016/S0160-2896(99)00026-4 . ISSN 0160-2896 .
- ^ Дженкинс, Джозеф Р.; Дено, Стэнли Л. (1969). «Влияние поведения учащихся на самооценку учителя». Журнал педагогической психологии . 60 (6, ч. 1): 439–442. дои : 10.1037/h0028495 .
- ^ Херрелл, Джеймс М. (апрель 1971 г.). «Галатея в классе: ожидания учеников влияют на поведение учителя» . Труды ежегодного съезда Американской психологической ассоциации (6 (часть 2)): 521–522.
- ^ Перейти обратно: а б Хорошо, Джер Э. Брофи, Томас Л. (1974). Отношения учителя и ученика: причины и последствия . Лондон: Холт, Райнхарт и Уинстон. стр. 276–277. ISBN 0-03-085749-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Безуйен, Ксандер М.; ван ден Берг, Питер Т.; ван Дам, Карен; Тьерри, Хенк (2009). «Пигмалион и обучение сотрудников: роль поведения лидера». Журнал менеджмента . 35 (5): 1248–1267. дои : 10.1177/0149206308329966 . S2CID 144639156 .
- ^ Лирман, Ли А.; Аворн, Джерри; Эверитт, Дэниел Э.; Розенталь, Роберт (июль 1990 г.). «Пигмалион в доме престарелых. Влияние ожиданий лиц, осуществляющих уход, на результаты лечения пациентов». Журнал Американского гериатрического общества . 38 (7): 797–803. дои : 10.1111/j.1532-5415.1990.tb01472.x . ПМИД 2196306 . S2CID 43172693 .
- ^ Дженнер, Хакан (14 сентября 1990 г.). «Эффект Пигмалиона». Лечение алкоголизма Ежеквартально . 7 (2): 127–133. дои : 10.1300/J020V07N02_09 .
- ^ Саттон, Шарлотта Д.; Вудман, Ричард В. (декабрь 1989 г.). «Пигмалион идет на работу: влияние ожиданий руководителя в сфере розничной торговли». Журнал прикладной психологии . 74 (6): 943–950. дои : 10.1037/0021-9010.74.6.943 .
- ^ Уайт, Сьюзен С; Локк, Эдвин А. (1 сентября 2000 г.). «Проблемы с эффектом Пигмалиона и некоторые предлагаемые решения». Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 11 (3): 389–415. дои : 10.1016/S1048-9843(00)00046-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фельдман, Роберт С.; Прохаска, Томас (1979). «Ученик как Пигмалион: влияние ожиданий ученика на учителя». Журнал педагогической психологии . 71 (4): 485–493. дои : 10.1037/0022-0663.71.4.485 .
- Джусим, Л.; Харбер, К.Д. (2005). «Ожидания учителей и самоисполняющиеся пророчества: известные и неизвестные, решенные и неразрешенные противоречия» (PDF) . Обзор личности и социальной психологии . 9 (2): 131–155. дои : 10.1207/s15327957pspr0902_3 . ПМИД 15869379 . S2CID 12853629 .