Jump to content

Эффект Пигмалиона

(Перенаправлено из Эффекта Розенталя )

Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, при котором высокие ожидания приводят к улучшению результатов в определенной области, а низкие ожидания приводят к ухудшению результатов. [1] Он назван в честь греческого мифа о Пигмалионе , скульпторе, который настолько влюбился в созданную им совершенно красивую статую, что статуя ожила. Психологи Роберт Розенталь и Ленор Джейкобсон представляют точку зрения, которая была поставлена ​​​​под сомнение в результате более поздних исследований в своей книге «Пигмалион в классе» ; заимствуя кое-что из мифа, продвигая идею о том, что ожидания учителей от своих учеников влияют на успеваемость учеников. [2] Розенталь и Джейкобсон считали, что высокие ожидания ведут к улучшению результатов, а низкие ожидания ведут к ухудшению. [3] оба эффекта приводят к самоисполняющемуся пророчеству .

Согласно эффекту Пигмалиона, цели ожиданий усваивают свои положительные ярлыки, и те, у кого положительные ярлыки, соответственно добиваются успеха; аналогичный процесс работает в противоположном направлении в случае низких ожиданий. Идея эффекта Пигмалиона заключается в том, что увеличение ожиданий лидера от действий последователя приведет к повышению производительности последователя.

В социологии этот эффект часто упоминается в отношении образования и социального класса . Эффект Пигмалиона остается спорным среди социальных психологов , поскольку исследователям неоднократно не удавалось повторить первоначальные выводы о сильном, статистически значимом эффекте. [4]

Исследование Розенталя-Якобсона

[ редактировать ]

Роберта Розенталя и Ленор Джейкобсон показало Исследование , что успеваемость детей улучшалась, если учителя ожидали от детей более высоких результатов. [5] Точно так же, если бы учителей заставили ожидать от детей более низкой успеваемости, то и успеваемость детей снизилась бы. Авторы утверждают, что результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что на производительность могут положительно или отрицательно влиять ожидания других. Это явление называется эффектом ожидания наблюдателя . Розенталь утверждал, что предвзятые ожидания могут повлиять на реальность и создать самоисполняющиеся пророчества. [6]

всем учащимся одной начальной школы в Калифорнии был проведен замаскированный тест на IQ В начале исследования . Эти оценки не разглашались учителям. Учителям сказали, что некоторые из их учеников (около 20% школы, выбранной наугад) в этом году, как можно ожидать, будут «интеллектуальными расцветами» и преуспеют лучше, чем ожидалось, по сравнению с их одноклассниками. Имена шароваров были известны учителям. В конце исследования всех студентов снова протестировали с помощью того же теста IQ, который использовался в начале исследования. Все шесть классов как в экспериментальной, так и в контрольной группах показали средний прирост IQ в период до и после теста. Однако первоклассники и второклассники показали статистически значимые успехи в пользу экспериментальной группы «интеллектуальных цветущих». Это привело к выводу, что ожидания учителей, особенно в отношении детей младшего возраста, могут влиять на успеваемость учащихся. Розенталь считал, что даже отношение или настроение могут положительно повлиять на учеников, если учителю сообщат о «блумеров». Учитель может уделять больше внимания ребенку и даже относиться к нему по-другому в трудные времена.

Розенталь предсказал, что учителя начальной школы могут подсознательно вести себя таким образом, чтобы способствовать и поощрять успехи учеников. Закончив, Розенталь предположил, что в будущем можно будет провести исследования, чтобы найти учителей, которые будут естественным образом поощрять своих учеников, не меняя методов обучения. Исследование эффекта Пигмалиона, проведенное Розенталем и Джейкобсоном, подверглось критике как за слабую методологию, так и за отсутствие возможности повторения (см. « Пигмалион в классе » ).

Предыдущее исследование, послужившее основанием для этого исследования, было проведено психологами в 1911 году в отношении случая Умного Ганса , лошади, получившей известность, поскольку предполагалось, что она способна читать, писать по буквам и решать математические задачи, используя для ответа копыта. Многие скептики предположили, что спрашивающие и наблюдатели непреднамеренно сигнализировали об Умном Гансе. Например, всякий раз, когда Умному Гансу задавали вопрос, поведение наблюдателей обычно вызывало у испытуемого определенное поведение, которое, в свою очередь, подтверждало их ожидания. Например, Умному Гансу предлагалось решить математическую задачу, и зрители становились очень напряженными, чем ближе он постукивал ногой к нужному числу, тем самым давая Гансу подсказку, необходимую для того, чтобы постучать правильное количество раз. [7]

Медиатор – лидерское поведение

[ редактировать ]

Иден и Шани определили лидерство как посредника эффекта Пигмалиона. [8] Исследование показало, что стажеры с сильным командным потенциалом дали инструкторам более высокие общие оценки лидерства, чем стажеры из контрольной группы. Согласно более позднему анализу опроса Идена, [9] Преподаватели были оценены более положительно по каждому из четырех аспектов управленческого лидерства по данным Bowers и Seashore. [10] Иден назвал это явление стилем лидерства Пигмалиона (ПЛС). PLS включает последовательное поощрение, поддержку и усиление ожиданий, что приводит к тому, что подчиненные принимают, принимают или усваивают эти ожидания. Примечательно, что этих инструкторов необходимо было проинформировать об их различных способах обращения со стажерами, что поддержало утверждение Розенталя о том, что то, как инструкторы обращаются с людьми, от которых ждут больших ожиданий, не является намеренным или преднамеренным.

Медиатор – Эффект Галатеи

[ редактировать ]

Второй медиатор эффекта Пигмалиона является прямым результатом PLS, названного Иденом и Равидом эффектом Галатеи. [11] что является результатом прямого манипулирования ожиданиями обучаемых от самих себя. Лидерское поведение PLS имеет возможность повысить ожидания стажеров от их работы. В исследовании программы обучения IDF Иден и Равид заметили, что повышение ожиданий инструкторов в отношении конкретных стажеров приводило как к более высоким результатам (эффект Пигмалиона), так и к увеличению самоожиданий этих стажеров. [11] Исследование также показало, что повышения уровня производительности этих стажеров можно добиться, напрямую повысив их ожидания, сказав им, а не инструкторам, что у них высокий потенциал.

Критика эффекта Пигмалиона

[ редактировать ]

Педагогический психолог Роберт Л. Торндайк описал низкое качество исследования «Пигмалиона». Проблема исследования заключалась в том, что инструмент, используемый для оценки показателей IQ детей, имел серьезные недостатки. [12] Средний показатель интеллекта детей в одном обычном классе находился в диапазоне умственно отсталых, что крайне маловероятно для обычного класса садовой эстрадной школы. В конце концов Торндайк пришел к выводу, что находки Пигмалиона бесполезны. Цитируя своего коллегу, Торндайк так писал об измерительных проблемах исследования: «Когда часы бьют тринадцать, возникает сомнение не только в последнем ударе, но и во всем, что было до него» (стр. 710). Более вероятно, что рост показателей IQ по сравнению с диапазоном умственно отсталых был результатом регресса к среднему значению , а не ожиданий учителей. Более того, метаанализ, проведенный Рауденбушем [13] показали, что когда учителя знакомились со своими учениками в течение двух недель, эффект предварительного введения ожиданий сводился практически к нулю.

35-летних исследований ожиданий учителей, проведенный в 2005 году, Метаанализ показал, что, хотя самоисполняющиеся пророчества в классе действительно случаются, последствия обычно невелики и временны. Неизвестно, влияют ли самоисполняющиеся пророчества на интеллект или имеют иной вредный эффект. Причина эффекта может заключаться в том, что ожидания учителей от учеников точны, а не в том, что они самореализуются. [4] Первоначально Розенталь утверждал, что прирост IQ в экспериментальной группе с течением времени составил «на 24,8 балла больше, чем в контрольной группе», и что этот прирост был постоянным и широко распространенным, но несколько исследований, проведенных с 1980-х годов, не смогли воспроизвести эти результаты. Вместо этого они обнаружили лишь очень слабый эффект и только у очень небольшого меньшинства (от 5 до 10%) студентов. Также было обнаружено, что незначительный прирост производительности «сбрасывается» всего через несколько недель. [4] [2] [12] [14]

Мнения учеников об учителях

[ редактировать ]

На учителей также влияют дети в классе. Учителя отражают то, что проецируют на них ученики. В эксперименте, проведенном Дженкинсом и Дено (1969), учителя были помещены в класс с детьми, которым было приказано либо быть внимательными, либо невнимательными к лекции учителей. Они обнаружили, что учителя, находившиеся в состоянии внимательности, оценили свои педагогические навыки как более высокие. [15] Аналогичные выводы Херрелла (1971) показали, что, когда учитель заранее определил, что классы должны быть теплыми или холодными, учитель начнет тяготеть к этим предварительным условиям. [16] Для развития этой концепции Кляйн (1971) провел такое же исследование с участием учителей, которые еще не знали о каких-либо предварительных условиях в классе, но с классом, полным единомышленников, которым было приказано действовать по-разному в течение лекций. «Кляйн сообщил, что между поведением студентов в естественных и позитивных условиях было мало различий». [17] В более наблюдательном исследовании, направленном на устранение подобных эффектов Хоторна , Оппенлендер (1969) изучил 20% лучших и худших учащихся шестого класса школы, которая отслеживает и организует своих учеников в соответствии с такими критериями. [17]

Применение на рабочем месте

[ редактировать ]

Поведение, которое лидер направляет на сотрудника, может повлиять на поведение сотрудника, соответствующее ожиданиям лидера. Ожидания лидера от сотрудника могут изменить поведение лидера. [18] Например, лидер может ожидать, что сотрудник будет заниматься учебной деятельностью, и, в свою очередь, сотрудник может участвовать в большем обучении, что соответствует идее самоисполняющегося пророчества. Лидеры имеют власть над сотрудниками (включая право уволить сотрудника), и, таким образом, изменение поведения сотрудников может быть результатом этой разницы во власти. [18]

Применение в военных условиях

[ редактировать ]

Эффект Пигмалиона дополнительно подтверждается в военных условиях после его применения на рабочем месте. Иден и Шани использовали инструкторов и стажеров программ обучения Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ) в 1982 году для экспериментов в военных условиях с целью проверки эффекта Пигмалиона. Они случайным образом выбрали группу стажеров и сказали инструкторам, что у них исключительный лидерский потенциал. В свою очередь, эта группа превзошла контрольные группы по четырем объективным тестам. Это исследование примечательно, поскольку в нем в качестве образца использовались взрослые израильские солдаты, а не предыдущая выборка американских детей, что позволило сделать вывод, что эффект Пигмалиона можно применять к различным контекстам, а не только к исходной обстановке в классе, где он был первоначально замечен и воспроизведен, подтверждая его обобщаемость. [8]

Применение в уходе

[ редактировать ]

Эффект Пигмалиона был отмечен в нескольких контекстах, не связанных с образованием. Например, в доме престарелых медсестрам сказали, что некоторые пациенты проходят реабилитацию быстрее, чем другие. Эти пациенты демонстрировали более низкий уровень депрессии и реже нуждались в госпитализации, чем пациенты со средними ожиданиями. [19]

Эффект Пигмалиона также обсуждался в связи с лечением алкогольной зависимости, поскольку было обнаружено, что у терапевтов, которые характеризовали своих клиентов как «мотивированных», процент отсева был ниже, чем у тех, кто называл их «немотивированными». [20]

Гендерные ограничения

[ редактировать ]

Одним из существенных ограничений практического применения исследований Пигмалиона является нерешенный вопрос о том, действует ли эффект Пигмалиона одинаково для разных полов. Примечательно, что исследования пришли к выводу об отсутствии эффекта Пигмалиона у женщин. Это говорит о том, что, в отличие от коллег-мужчин, более высокие стандарты для женщин-руководителей лишь иногда могут привести к повышению производительности подчиненных.

Подчиненные-женщины использовались во многих исследованиях, которые, в свою очередь, не смогли продемонстрировать значительную корреляцию между эффектом Пигмалиона. Например, неопубликованное исследование Кинга в 1970 году предоставило два примера неудачных попыток эффекта Пигмалиона, в которых в основном участвовали подчиненные-женщины. Эффект Пигмалиона не был обнаружен в исследовании Саттона и Вудмана среди женщин-главных работниц в сфере розничной торговли. [21]

Этические ограничения

[ редактировать ]

Традиционная практика Пигмалиона влечет за собой обман, который можно считать неэтичным в реальных организационных контекстах. По мнению некоторых исследователей, в таких реальных обстоятельствах это не следует делать практикой по умолчанию. При осуществлении этой манипуляции руководителям приходится быть обманутыми со стороны своего начальника или персонала. Если бы обман был раскрыт и раскрыт публично, это могло бы привести к значительному ухудшению доверия на рабочем месте. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бруковер, Уилбур Б.; Розенталь, Роберт; Джейкобсон, Ленор (апрель 1969 г.). «Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников» . Американский социологический обзор . 34 (2): 283. дои : 10.2307/2092211 . ISSN   0003-1224 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Рауденбуш, Стивен В. (1984). «Величина влияния ожиданий учителей на IQ учеников в зависимости от достоверности индукции ожиданий: синтез результатов 18 экспериментов». Журнал педагогической психологии . 76 : 85–97. дои : 10.1037/0022-0663.76.1.85 .
  3. ^ Митчелл, Теренс Р.; Дэниелс, Дениз (2003). «Мотивация». У Уолтера К. Бормана; Дэниел Р. Ильген; Ричард Дж. Климоски (ред.). Справочник по психологии (том 12) . John Wiley & Sons, Inc. с. 229. ИСБН  0-471-38408-9 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Джуссим, Ли; Харбер, Кент Д. (2005). «Ожидания учителей и самоисполняющиеся пророчества: известные и неизвестные, решенные и неразрешенные противоречия» . Обзор личности и социальной психологии . 9 (2): 131–155. дои : 10.1207/s15327957pspr0902_3 . ISSN   1088-8683 .
  5. ^ Роберт Розенталь; Ленор Джейкобсон (сентябрь 1968 г.). «Пигмалион в классе». Городское обозрение . 3 (1): 16–20. дои : 10.1007/BF02322211 . ISSN   0042-0972 . Викиданные   Q29544249 .
  6. ^ Розенталь, Роберт ; Джейкобсон, Ленор (1992). Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников (новое расширенное изд.). Бансифелин, Кармартен, Уэльс: паб Crown House. ISBN  978-1904424062 .
  7. ^ Оскар Пфунгст (2010). «ГЛАВА IV ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ» . Умный Ганс (Лошадь господина фон Остена) . Переводчик: Карл Л. Ран – через Gutenberg.org.
  8. ^ Перейти обратно: а б Иден, Дов; Шани, Авраам Б. (апрель 1982 г.). «Пигмалион отправляется в учебный лагерь: ожидания, лидерство и результативность стажеров». Журнал прикладной психологии . 67 (2): 194–199. дои : 10.1037/0021-9010.67.2.194 .
  9. ^ Йодер, Дженис Д.; Иден, Дов (январь 1991 г.). «Пигмалион в менеджменте: продуктивность как самоисполняющееся пророчество». Обзор Академии менеджмента . 16 (1): 209. дои : 10.2307/258615 . JSTOR   258615 .
  10. ^ Бауэрс, Дэвид Г.; Берег моря, Стэнли Э. (1966). «Прогнозирование организационной эффективности с помощью четырехфакторной теории лидерства». Ежеквартальный журнал административной науки . 11 (2): 238–263. дои : 10.2307/2391247 . JSTOR   2391247 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Иден, Дов; Равид, Гад (1 декабря 1982 г.). «Пигмалион против самоожиданий: влияние инструктора и самоожиданий на успеваемость стажеров». Организационное поведение и человеческая деятельность . 30 (3): 351–364. дои : 10.1016/0030-5073(82)90225-2 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Торндайк, Р.Л. (1968). Рецензируемая работа: «Пигмалион в классе» Роберта Розенталя и Леноры Джейкобсон. Американский журнал исследований в области образования, 5 (4), 708–711.
  13. ^ Рауденбуш, Стивен В. (1984). «Величина влияния ожиданий учителей на IQ учеников в зависимости от достоверности индукции ожиданий: синтез результатов 18 экспериментов». Журнал педагогической психологии . 76 : 85–97. дои : 10.1037/0022-0663.76.1.85 .
  14. ^ Шпиц, Герман Х (1 сентября 1999 г.). «Осажденный Пигмалион: история споров по поводу утверждений о том, что ожидания учителя повышают интеллект» . Интеллект . 27 (3): 199–234. дои : 10.1016/S0160-2896(99)00026-4 . ISSN   0160-2896 .
  15. ^ Дженкинс, Джозеф Р.; Дено, Стэнли Л. (1969). «Влияние поведения учащихся на самооценку учителя». Журнал педагогической психологии . 60 (6, ч. 1): 439–442. дои : 10.1037/h0028495 .
  16. ^ Херрелл, Джеймс М. (апрель 1971 г.). «Галатея в классе: ожидания учеников влияют на поведение учителя» . Труды ежегодного съезда Американской психологической ассоциации (6 (часть 2)): 521–522.
  17. ^ Перейти обратно: а б Хорошо, Джер Э. Брофи, Томас Л. (1974). Отношения учителя и ученика: причины и последствия . Лондон: Холт, Райнхарт и Уинстон. стр. 276–277. ISBN  0-03-085749-Х . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Перейти обратно: а б Безуйен, Ксандер М.; ван ден Берг, Питер Т.; ван Дам, Карен; Тьерри, Хенк (2009). «Пигмалион и обучение сотрудников: роль поведения лидера». Журнал менеджмента . 35 (5): 1248–1267. дои : 10.1177/0149206308329966 . S2CID   144639156 .
  19. ^ Лирман, Ли А.; Аворн, Джерри; Эверитт, Дэниел Э.; Розенталь, Роберт (июль 1990 г.). «Пигмалион в доме престарелых. Влияние ожиданий лиц, осуществляющих уход, на результаты лечения пациентов». Журнал Американского гериатрического общества . 38 (7): 797–803. дои : 10.1111/j.1532-5415.1990.tb01472.x . ПМИД   2196306 . S2CID   43172693 .
  20. ^ Дженнер, Хакан (14 сентября 1990 г.). «Эффект Пигмалиона». Лечение алкоголизма Ежеквартально . 7 (2): 127–133. дои : 10.1300/J020V07N02_09 .
  21. ^ Саттон, Шарлотта Д.; Вудман, Ричард В. (декабрь 1989 г.). «Пигмалион идет на работу: влияние ожиданий руководителя в сфере розничной торговли». Журнал прикладной психологии . 74 (6): 943–950. дои : 10.1037/0021-9010.74.6.943 .
  22. ^ Уайт, Сьюзен С; Локк, Эдвин А. (1 сентября 2000 г.). «Проблемы с эффектом Пигмалиона и некоторые предлагаемые решения». Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 11 (3): 389–415. дои : 10.1016/S1048-9843(00)00046-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adf7738e9e81eec4cbf596a9def4c4fe__1713751920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/fe/adf7738e9e81eec4cbf596a9def4c4fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pygmalion effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)